Системы социальной защиты населения (1).. Введение Сущность и задачи социальной защиты населения

Введение

В любом обществе всегда есть люди , которые, в силу естественных, не зависящих от них причин, неспособны собственными усилиями обеспечить себе источники средств существования или самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, выпускники детских домов, дети с асоциальным поведением, беспризорные, несовершеннолетние родители, малообеспеченные граждане и семьи, одинокие старые и пожилые люди, семьи, в которых проживают инвалиды, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, люди, пострадавшие от конфликтов и жестокого отношения в семье, безработные граждане, лица без определенного места жительства, любые люди, временно либо постоянно потерявшие способность трудиться в связи с расстройством здоровья, функциональными расстройствами.

Общество и государство всегда пыталось так или иначе защитить таких граждан, оградить их от возможных трудностей. Государство, решая эти проблемы, посредством социальной политики обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, определяет минимальный размер оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величину прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, его образования и реализации культурных потребностей, решения жилищных и других повседневных проблем. Социальная политика представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения.

Одним из механизмов реализации социальной политики государства является развитая и эффективно функционирующая система социальной защиты населения

Предметом исследования в данной курсовой работе выступает система социальной защиты населения в Российской Федерации в целом.

Целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

  • изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации;
  • рассмотрение принципов государственной социальной политики ;
  • характеристика форм социальной поддержки и защиты населения;
  • изучение субъективной структуры социально незащищенных групп;
  • рассмотрение органов социальной защиты в Российской Федерации;
  • характеристика системы социального страхования и социального обеспечения в России;
  • рассмотрение достоинств и недостатков адресной социальной политики.

1. Сущность и задачи социальной защиты населения

12 стр., 5775 слов

Государственно–правовое обеспечение социальной защиты государственных ...

... необходимость её дальнейшей разработки. Целью дипломной работы является исследование государственно - правового обеспечения социальной защиты государственных служащих Российской Федерации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо ...

Социальная защита как важнейший механизм реализации социальной политики основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано российским законодательством. Так в Конституции Российской Федерации Россия определяется как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В нем «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб».

Также основной закон Российской Федерации устанавливает каждому гражданину гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальная защита наименее обеспеченных слоев населения осуществляется в социально-политической деятельности государственных структур, профсоюзов, общественных объединений. Отсутствие или слабость социальной защиты приводит к росту социальной напряженности, неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенности, агрессивности.

Появление понятия «социальная защита» имеет определенную логику развития и неразрывно связано с такими понятиями как «социальное страхование» и «социальное обеспечение».

Социальное обеспечение — один из способов перераспределения валового внутреннего продукта путем предоставления отдельным категориям граждан материальных благ в целях выравнивания их личных доходов при наступлении социальных рисков.

Именно так называлась система социальных учреждений и их деятельность по защите населения СССР от социальных рисков.

Признаки современного социального обеспечения:

1. государственный характер;

2. законодательное закрепление перечня социальных рисков;

3. нормативное закрепление круга лиц, подлежащих обеспечению;

4. нормирование государством социальных стандартов обеспечения.

Последние 30 — 40 лет XX века в мире получила дальнейшее развитие концепция социального обеспечения, которая стала включать понятие «социальной защиты», обозначавшее предоставление всеобщей базовой социальной поддержки всем гражданам , независимо от их взносов или продолжительности их трудового стажа.

Сегодня в развитых государствах сложились такие формы социальной защиты населения как:

  • обязательное государственное социальное страхование, корпоративное и частное страхование добровольного характера;
  • социальное обслуживание по предоставлению социальных услуг, которые оказываются на уровне предприятий или социальных учреждений;
  • социальная помощь на государственном и местном уровне, которая, в основном, носит разовый или эпизодический характер.

Данные формы социальной защиты имеют различный вес, различные категории защищаемых, разные финансовые источники, а также отличаются системой организующих и управляющих ими органов.

17 стр., 8178 слов

Социальная работа с безработными гражданами

... %. Значение таких изменений недооценивать нельзя. Объектом изучения курсовой работы является социальная работа с безработными гражданами. I. Теоретический аспект проблемы занятости населения Одной из основных проблем современного этапа развития российского общества, особенно в условиях ...

Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института — социальной защиты населения, поставив его в центр общественного внимания. С 1991 года в России формируется принципиально новая система социальной защиты населения, отличная от советской, в которой отмечают следующие недостатки:

  • уравнительный характер;
  • сведение действий субъектов социального обеспечения к распределению и перераспределению имеющихся материальных и денежных ресурсов;
  • слабая ориентация на активизацию потенциала творческих сил человека по преодолению бедности и выходу из трудной жизненной ситуации.

В России термин «социальная защита населения» получил широкое распространение также в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему социальной защиты населения в 1992 г.

Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что общество с рыночной экономикой может нормально функционировать только при наличии надежной системы социальной защиты населения, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность.

Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным:

  • здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему социальных и трудовых отношений, предпринимательства;

— нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от их состояния) за счет государства, гарантировать получение перечня установленных законом льгот и пособий , т.е. создавать необходимые условия для их нормальной жизнедеятельности.

Социальная защита направлена на наименее обеспеченные и социально-уязвимые слои населения и осуществляется в социально-политической деятельности государственных структур, профсоюзов, общественных объединений.

Социальная защита населения является одним из механизмов, с помощью которых реализуется социальная политика государства. В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, одним из его социальных институтов. Появляются и развиваются формы социальной защиты частного характера — пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания.

Таким образом, социальная защита населения как система — это совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, а также социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания нормальной жизнедеятельности населения и, прежде всего, социально уязвимых групп и слоёв.

10 стр., 4914 слов

Подготовка населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

... и индивидуальный подход в обучении; выработка морально-психологической стойкости. Качество обучения населения гражданской обороне зависит ... ­ский состав. Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к сла­женным действиям в очагах пораже­ния ... подготовке каждому обучаемо­му дается определенный объем знаний и практических навыков в эффектив­ном использовании всех средств и спо­собов защиты ...

Финансирование социальной защиты осуществляется за счет федерального, региональных и местных бюджетов, а также специально создаваемых негосударственных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательно медицинского страхования)

2. Организационно-правовые формы социальной защиты населения

Система социальной защиты населения реализует свои цели и задачи посредством и в рамках сложившихся организационно- правовых форм.

В России сложилась многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя нередко они функционируют в неполную силу из-за нерешённости ряда теоретических и организационных проблем.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время являются:

  • государственное социальное страхование;
  • пенсионное обеспечение;
  • социальное обслуживание;
  • организация занятости населения;
  • обеспечение особо нуждающихся категорий населения социальными пособиями, льготами.

Важнейшим видом социальной защиты населения и ее организационно-правовой формой социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Потребность граждан в пенсионном обеспечении и его значительное влияние на политические и общественные процессы определяет политику государства в сфере социального обеспечения своих граждан.

Конституция Российской Федерации закрепляет гарантированное государством право каждого на пенсионное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца. Пенсионное обеспечение — один из важнейших видов материального обеспечения лиц при наступлении определённых жизненных условий. Для значительной части наших соотечественников пенсия является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Все это предопределяло и предопределяет повышенную значимость пенсионной системы в России, как и в любой другой стране. Без хорошей пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионной период его жизни, не может эффективно функционировать и развиваться вся система социального обеспечения и обслуживания страны.

Одной из организационно-правовых форм социальной защиты населения является обязательное государственное социальное страхование. Обязательное социальное страхование — система правовых , экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан и иных категорий граждан вследствие инвалидности, трудового увечья, болезни, травмы, профессионального заболевания, безработицы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, наступления иных социальных страховых рисков, установленных законом.

12 стр., 5913 слов

Государственное управление в области социальной защиты граждан

... характера: рассмотреть сущность и методы государственного управления социальной защиты населения на современном этапе в РФ, структуру органов государственной власти в области социальной защиты на федеративном и региональном уровнях, основы формирования государственной политики социальной защиты населения и инструменты претворения ее ...

Суть социального страхования заключается в распределении социального риска на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования.

Социальное обслуживание населения как одна из организационно-правовых форм социальной защиты населения представляет собою деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Создание системы социального обслуживания населения призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, улучшить условия жизнедеятельности и (или) расширения возможностей граждан самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, что позволит поднять уровень социальных гарантий населению. Наряду с этим учреждения социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и т.п. организации, осуществляющие социальную помощь.

Становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик стало одной из наиболее существенных тенденций российской социальной политики на рубеже XX-XXI веков.

По мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования профессионального сообщества социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии, возрастают возможности осуществления социальной защиты населения в условиях современной России.

Организация занятости населения как важнейшая организационно-правовая форма социальной защиты населения позволяет решать задачи самообеспечения граждан, профилактики появления социальных проблем и обстоятельств, социальных отклонений, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, в жизни отдельных личностей и целых социальных групп. Государство создает систему социально-экономических гарантий, как безработным гражданам, так и любому гражданину, участвующему в системе трудовых отношений. Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам , особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи создана служба занятости населения, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень масштабны, она занимается не только решением проблем безработных граждан, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов, как работодателей, так и работников.

При решении проблем занятости и безработицы населения наиболее эффективен комплексный подход с учетом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.

4 стр., 1912 слов

Контрольная работа: Социальная и правовая защита граждан, содействующих ...

... деятельность, устанавливают формы и виды социальной поддержки граждан содействующих этим органам. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Лицо, содействующее органу ОРД, находится под защитой государства. Под защиту государства берется каждое ...

Обеспечение особо нуждающихся категорий населения социальными пособиями, льготами как организационно-правовая форма социальной защиты населения позволяет решать проблемы граждан, находящихся в обстоятельствах, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, связанными с малообеспеченностью, последствиями чрезвычайных ситуаций и другими нарушениями нормальной жизнедеятельности граждан. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и другие.

В новой России, традиционно ориентирующейся на патерналистские ожидания широких групп населения, число социальных выплат и льгот составляло значительное количество. До недавнего времени их количество достигало свыше 1000 наименований, ими пользовались более чем 200 категорий граждан, численность лиц, претендовавших на их получение, достигало почти 100 миллионов человек (инвалиды, ветераны, дети, безработные, представители различных профессиональных групп и другие).

При этом, многие авторитетные исследователи, субъекты социальной защиты населения сходились во мнении, что сложившаяся практика выплаты социальных пособий далеко несовершенна. Зачастую не удавалось обеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели, их адресное предоставление действительно нуждающимся гражданам, а также полно использовать возможности регионов в укреплении финансовой базы обеспечения социальных гарантий.

Поэтому в середине 200-х годов вопросы обеспечения особо нуждающихся категорий населения социальными пособиями и льготами подверглись масштабной ревизии. Значительная часть из них была заменена выплатами в их денежном эквиваленте, то есть, проведена так называемая «монетизация льгот». Кроме того, внесены изменения в систему распределения ответственности между федеральными органами государственного управления и региональными органами исполнительной власти в данной сфере, а также порядок финансирования социальной помощи, выплат социальных пособий и предоставления льгот. Реализация данных целей имела как положительные эффекты, так и недочеты, которые выразились во временном ухудшении социально-экономического положения отдельных категорий российских граждан , исправление которых потребовало дополнительных финансовых затрат.

Дальнейшее развитие системы социальной защиты населения в Российской Федерации предполагает реализацию следующих мер:

  • активизацию разработки теории и практики социальной защиты, теоретическое обоснование ее целей и задач, способов деятельности и организационных структур, дальнейшее формирование правовых норм деятельности в данной сфере;
  • совершенствование социальной политики в области социальной защиты населения за счет принятия конкретных политических решений в области помощи и поддержки социально уязвимых групп населения и, прежде всего, семьи и детей;
  • обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
  • совершенствование и всемерное укрепление системы социального обслуживания как важнейшего направления социальной защиты, включая его правовое, финансовое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое, информационное обеспечение;
  • создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
  • концентрацию материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов для обеспечения гарантированных Конституцией и законами социальных норм, осуществления социальных гарантий на всех уровнях жизнедеятельности российского общества;
  • поддержка развития социального обслуживания в нестационарных учреждениях различного вида: центрах комплексного обслуживания, учреждениях социального обслуживания семьи и детей, специализированных отделениях социальной помощи на дому;
  • расширение номенклатуры и повышение качества социальных услуг;
  • технологизацию социальной работы, формирование законченных социальных технологий в работе с социально уязвимыми группами населения;
  • обеспечение дифференцированного подхода к осуществлению социальной защиты различных категорий нуждающихся;
  • реализацию принципа семейного подхода, забота об укреплении потенциала семьи, его максимальной реализации в целях выполнения ею своих основных функций;
  • выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан ;
  • обеспечение адресности в осуществлении социальной помощи и другие;
  • повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

Таким образом, в современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. В России сегодня сформирована многоукладная организационная структура системы социальной защиты, основными организационно-правовыми формами которой являются пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обслуживание, организация занятости населения, обеспечение социальными пособиями, предоставление льгот особо нуждающимся категориям населения.

13 стр., 6203 слов

Медико-социальная работа с гражданами пожилого, старческого возраста ...

... базовой модели медико-социальной работы. Министерством социальной защиты населения в 1992 году была разработана концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми. В ней определены цели и стратегия социальной политики в области социальной защиты населения, предложена система ...

Система социальной защиты населения играет важную роль в реализации задач и целей социальной политики российского государства, являясь одним из механизмов ее реализации. Её принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизнедеятельности.