Особенности инвестирования социальной сферы общества

  • Инвестиционная сфера имеет сложную структуру, включающую комплекс подчиненных сфер, определяемых ключевыми направлениями инвестирования. К ней, в частности, относят: сферу капитального строительства, инновационную сферу, сферу финансового капитала, сферу реализации имущественных средств, сферу формирования инвестиционных ресурсов и сферу информационной индустрии. В ее состав необходимо включить социальную сферу, во многом определяющую темпы расширенного экономического роста не только инвестиционной сферы, но и экономической системы в целом. Под социальной сферой в данном случае предлагается понимать инвестиционную активность субъектов инвестиционной сферы в социальной среде.
  • В настоящее время в экономической литературе получило широкое распространение определение «социальных инвестиций» как вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, социальных или духовных потребностей. Как следует из данного определения, речь идет фактически о решении социальных проблем, сопряженных с дальнейшим развитием бизнеса, повышением рентабельности и урегулировании отношений с такими контрагентами как персонал, местное население, общество и государство.

  • Существует и другая трактовка социальных инвестиций как добровольного вклада бизнеса в развитие общества. Так, например, В. Якимец определяет социальное инвестирование бизнеса как «материальные, технологические, управленческие, добровольческие или иные ресурсы, а также финансовые средства, используемые, как правило, из части прибыли компаний и направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом (реже тактическом) отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда, и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект (польза)».
  • Часто к социальным инвестициям относят спонсорство и корпоративную благотворительность, попечительство, взаимодействие с местным сообществом, властными структурами, корпоративные партнерские программы, при этом сам процесс социального инвестирования сводится к благотворительной деятельности. Однако это не соответствует цели данного процесса, поскольку, во-первых, понятие социального инвестирования одними благотворительными программами исчерпываться не может, во-вторых, социальное инвестирование предполагает экономическую выгоду, чего не способна гарантировать благотворительная деятельность в чистом виде.
    3 стр., 1239 слов

    Социального предпринимательства

    ... во время вебинара « Какую бизнес-модель выбрать для социально-предпринимательского проекта? ». Трудоустройство Речь идёт о решении такой социальной проблемы, как трудоустройство социально незащищенных ... 2015 году победителем всероссийского конкурса «Я – активный гражданин» в номинации «Социальное предпринимательство». В рамках данного проекта люди с разными видами инвалидности плетут яркие и ...

  • К основным результатам социальных инвестиций относятся: изменение таких показателей уровня жизни как денежные и реальные доходы на душу населения, определяемые уровнем заработной платы работников, величиной социальных выплат и льгот, уровнем налогов, индексом потребительских цен, размерами инфляции, обеспеченностью жильем, объемом бесплатных социальных услуг (образование, здравоохранение, культурное, бытовое и коммунальное обслуживание), величиной безработицы. Таким образом, социальные инвестиции направлены на повышение качества жизни.
  • В этой связи можно выделить два основных направления социального инвестирования. Первое — это максимизация прибыли и повышение рентабельности бизнеса, которая создает условия для образования капитала, трансформируемого в социальные инвестиции. Второе — это решение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, открывающие новые возможности для компаний, связанные с тем, что их бизнес используется для решения социальных проблем и соответственно улучшения деловой репутации и отношений с потребителями и населением.
  • В настоящее время развитие и расширение процесса социального инвестирования в равной степени необходимо и для представителей бизнеса, и для общества в целом.

    Важность развития социального инвестирования для компаний связана с:

  • — улучшением деловой репутации, увеличением стоимости бренда и как общий результат — повышением капитализации компании;
  • — облегчением выхода на международные рынки, привлечением иностранных инвесторов и бизнес-партнеров, и как следствие — увеличением прибыли;
  • — ростом квалификации персонала, закреплением кадров, снижением числа профессиональных заболеваний и несчастных случаев, и как результат — увеличением эффективности производственных и управленческих процессов;
  • — повышением лояльности клиентов и потребителей;
  • — поддержкой трудовых коллективов и местного сообщества, и как следствие — снижением социальной напряженности;
  • — более эффективным взаимодействием с органами государственной власти и местного самоуправления;
  • — снижением потенциальных бизнес-рисков.
  • Необходимость развития системы социального инвестирования для общества состоит в следующем:
  • — в повышении уровня социальной стабильности;
  • — в уменьшении нагрузки на государственные и муниципальные бюджеты;
  • — в улучшении экологической обстановки;
  • — в снижении уровня заболеваний и смертности, и как результат — улучшении демографических показателей;
  • — в росте благосостояния населения;
  • — в возможности более эффективного взаимодействия общественности, органов государственной власти и бизнеса.
  • При этом в отличие от инвестиций в производство или маркетинг, непосредственно отражающихся в бизнес-процессах, социальные инвестиции предполагают более сложные и непрямые механизмы возврата вложенных средств. Тем не менее, в конечном итоге социальные инвестиции оказывают влияние как на производство товаров и услуг, их продвижение и реализацию, так и на привлечение дополнительного капитала. Именно возвратность вложенных средств служит ключевым критерием для бизнеса в процессе разработки стратегии социального инвестирования.
  • Основной механизм возвратности социальных инвестиций — воздействие на улучшение производственной сферы. Эффект социальных инвестиций в производственном процессе определяется снижением издержек производства, ростом производительности труда, увеличением количества квалифицированных специалистов, а также улучшением общих социально-экономических показателей развития конкретного предприятия.
  • С понятием «социальных инвестиций» тесно коррелирует понятие «социальной ответственности бизнеса» или корпоративной социальной ответственности (КСО).
    6 стр., 2775 слов

    «Язык и использование языка как инструмен­ты социальной власти» ...

    ... способность к структурированию и воздействию и есть как раз то, что мы име­ем в виду, утверждая, что «язык есть инструмент социальной власти» (social power). Мы намеренно воспользовались поняти ... ­ем власти, чтобы подчеркнуть тот аспект коммуникации и ис­пользования ...

    Под КСО в современной экономической науке понимается система ответственности бизнеса перед обществом, заключающаяся в компенсации или минимизации вреда обществу и окружающей среде в результате деятельности бизнес-структур, в повышении общественного благосостояния, а также во вложениях капитала в социальное развитие общества. В этом смысле социальные инвестиции могут считаться составляющими системы корпоративной социальной ответственности.

  • Разница между понятиями социальной ответственности и социального инвестирования заключается в том, что система социальной ответственности исходит, прежде всего, из морально-этических критериев оценки, заключающихся в том, что бизнес априори должен компенсировать издержки общественного развития, в то время как в основе понятия социального инвестирования лежат принципы экономической и финансовой целесообразности развития бизнес-структур. Таким образом, фактически можно говорить о двух аспектах одного и того же явления. При этом необходимо также учитывать, что оценка эффективности социального инвестирования, а также его правовая регламентация возможна именно с позиции социальной ответственности, которая предполагает наличие стандартов социальной ответственности, являющихся отправными точками при планировании социальной деятельности.
  • Понятие «социальное инвестирование» также соотносится с понятием «социальное партнерство». Под социальным партнерством в современной научной литературе понимается система мер по взаимодействию собственников и руководства предприятия с трудовым коллективом, направленная на учет интересов наемных работников и повышение их благосостояния. С позиций анализа социального инвестирования социальное партнерство представляет интерес в связи с оценкой эффективности инвестирования в развитие персонала и социально-трудовых отношений в компании. Именно с этих позиций возможна оценка эффективности социальных инвестиций в таких аспектах как повышение благосостояния наемных работников, их допуск к управлению предприятием, учет их мнения при принятии управленческих решений, улучшение морально-психологического климата в трудовом коллективе.
  • Основным механизмом реализации социальных инвестиций на российских предприятиях являются социальные программы, которые способствуют совершенствованию структуры социального обеспечения. Наряду с работниками предприятий такими программами охвачены также и те, кто уже вышел на пенсию, а также родственники работников. Социальные услуги, предоставляемые на уровне крупных предприятий и их объединений, распространяются и на районы концентрированного проживания работников.
  • В настоящее время процесс активного социального инвестирования более характерен для представителей крупного бизнеса. Большинство известных российских компаний реализуют различные социальные и благотворительные программы.
  • Основными заинтересованными сторонами развития социального инвестирования для российских бизнес-структур остаются государство, персонал и местное сообщество, но процесс расширения их участия и вовлечения в реальное взаимодействие происходит крайне медленно. Диалог бизнеса с государством развивается активно, однако пока не приносит ощутимых результатов. Последнее связано с тем, что в России сохраняется традиционное представление о вынужденном, «замещающем» характере корпоративных социальных инвестиций (в части выполнения закрепленных за государством функций), что противоречит стремлению компаний увязывать внедрение системы социальной ответственности с достижением долгосрочных конкурентных преимуществ. По этой причине запуск данного процесса на полную мощность возможен только с помощью стимулов, задаваемых государством, и обеспечивающих реальную заинтересованность бизнеса в социальных вложениях.
  • В России сегодня полноценная реализация социального инвестирования довольно проблематична в связи с отсутствием единого представления о социальных инвестициях и общепринятых стандартов социальной отчетности компаний, а также бессистемным подходом к социальному инвестированию как процессу. В целом, в сфере социального инвестирования в России наблюдаются проблемы, связанные с институциональным несовершенством развития этого процесса: государство не создает эффективных правовых и социальных институтов, а бизнес-структуры не выполняют своих социальных обязательств в том объеме, который позволял бы решать основные социальные задачи не только в масштабах конкретного предприятия, но и в масштабах местного сообщества.
  • Мировой финансово-экономический кризис показал, что сложившаяся в стране за предыдущие годы система социальных гарантий недостаточна для предоставления полного набора социальных услуг всему населению, а существующие механизмы социальной защиты в сегодняшних условиях малоэффективны. Это обусловливает актуальность развития социальной ответственности бизнеса для обеспечения необходимого уровня социальной защиты населения, соответствующего требованиям сегодняшнего дня.
  • По-прежнему остается проблематичным разграничение сфер ответственности государства и бизнеса. Серьезную помощь в решении этих задач могли бы оказать институты гражданского общества, такие как Общественная палата, профсоюзные объединения, некоммерческие организации и неправительственные фонды, однако пока этого не происходит.
  • Консолидация бизнеса и власти вокруг социальных проектов требует сокращения нерыночных, неконкурентоспособных элементов функционирования социальной сферы, что должно обеспечить формирование новых моделей управления социальной инфраструктурой и способствовать привлечению частных инвестиций в ее развитие. На этой основе необходимо существенно повысить эффективность социальных институтов, объем и качество их деятельности. С другой стороны, федеральным органам исполнительной власти необходимо выработать прозрачные и понятные правила для предпринимателей, участвующих совместно с государством в реализации проектов, определить ответственность государства, сократить административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.
  • Развитие социального инвестирования невозможно без выполнения государством роли гаранта основополагающих прав человека и гражданина. В данной связи государство должно занимать более активную позицию по координации развития социальной сферы. Внедрение стандартов социальной ответственности в российском обществе требует от государства организации и координации процесса. В первую очередь на повестке дня стоит вопрос разработки законодательных основ и организационных механизмов реализации принципов социальной ответственности в хозяйственной деятельности. Направления государственного участия в социально- экономических отношениях состоят в следующем:
  • — ответственность государства и бизнес-структур за развитие общества в экономической, социальной, экологической, духовной и прочих сферах в соответствии с законодательными направлениями;
  • — обеспечение государством прав граждан на получение доходов, безопасности труда, охраны здоровья, а также системы социальных гарантий и компенсаций;
  • — разработка совместных социальных программ государства и бизнес-структур;
  • — государственные гарантии при реализации совместных социальных программ и обеспечение независимости частных инициатив, выходящих за рамки действующего законодательства;
  • — организационное, правовое, экономическое и информационное содействие реализации частных социальных программ, выходящих за рамки действующего законодательства, инициирование направлений развития КСО.
  • Основными принципами государственного регулирования развития социального инвестирования российских компаний должны стать ответственность государства за создание оптимальных условий для развития бизнеса, создание условий для населения, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни, а также недопустимость снижения уровня существующих социальных прав и гарантий.
  • Серьезным стимулом включения бизнеса в процессы социального развития региона и территории могут быть целевые программы, предполагающие долевое финансирование со стороны местных органов власти и корпораций. В то же время необходимо усиление контроля со стороны государства за соблюдением компаниями добросовестной деловой практики, выражающееся, прежде всего, в следовании духу и букве действующего законодательства.
  • инвестиция социальный бизнес
  • 2. Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта
  • Таблица 1 Исходные данные

Наименование показателя

Тип финансирования

Самофинансирование

Выручка от реализации, тыс.р.

750+290

Инвестиционные затраты с учетом страховых платежей, тыс.р.

1480; 1234

Собственный капитал, тыс.р.

расчет

Среднегодовая стоимость имущества, тыс.р.

1300+70

Количество интервалов планирования

8

Безрисковая норма дисконта, с учетом инфляции %

19

Стоимость заемных средств,%

0

Величина дивидендов,%

8

Цель проекта

1

  • Сгруппируем притоки и оттоки денежных средств для проекта в целом и для собственника проекта (заказчика) и занесем их в таблицу 2.
  • Таблица 2 Состав притоков и оттоков
  • Наименование

    Состав притоков

    Состав оттоков

    Проект в целом

    Выручка

    • Капитальные вложения
    • Производственные издержки
    • Налоги

    Дивиденды

    Заказчик (собственник)

    • Собственные средства

    Выручка

    • Капитальные вложения
    • Производственные издержки
    • Налоги

    Дивиденды

    • На основании исходных данных и таблицы 2 рассчитаем денежные потоки для проекта и для заказчика. Данные для расчета занесем в таб. 3 и 4.
    • Таблица 3 Расчет денежного потока для проекта
    • Наименование показателя

      Интервалы планирования

      0

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      ПРИТОКИ

      1. Выручка

      750

      1040

      1330

      1620

      1910

      2200

      2490

      2780

      ОТТОКИ

      1. Инвестиции

      1480

      1234

      2. Издержки

      412,5

      488,8

      571,9

      648

      764

      880

      996

      1112

      3. Налоги

      96,1

      140,38

      183,3

      227,62

      263,96

      300,3

      336,64

      372,98

      4. Дивиденды

      21,60

      35,28

      48,52

      62,21

      73,34

      84,48

      95,62

      106,75

      Денежный поток

      -1480

      -1014,2

      375,54

      526,28

      682,17

      808,70

      935,22

      1061,74

      1188,27

      Денежный поток нарастающим итогом

      -1480

      -2494,2

      -2118,66

      -1592,38

      -910,20

      -101,51

      833,71

      1895,46

      3083,72

      • Таблица 4 Расчет денежного потока для заказчика
      • Наименование показателя

        Интервалы планирования

        0

        1

        2

        3

        4

        5

        6

        7

        8

        ПРИТОКИ

        1. Выручка

        750

        1040

        1330

        1620

        1910

        2200

        2490

        2780

        2. Собственный капитал

        1480

        1014,2

        ОТТОКИ

        1. Инвестиции

        1480

        1234

        2. Издержки

        412,5

        488,8

        571,9

        648

        764

        880

        996

        1112

        3. Налоги

        96,1

        140,38

        183,3

        227,62

        263,96

        300,3

        336,64

        372,98

        4. Дивиденды

        21,60

        35,28

        48,52

        62,21

        73,34

        84,48

        95,62

        106,75

        Денежный поток

        0

        0

        375,54

        526,28

        682,17

        808,70

        935,22

        1061,74

        1188,27

        Денежный поток нарастающим итогом

        0

        0

        375,54

        901,82

        1584,0

        2392,69

        3327,91

        4389,66

        5577,92

        • Так как в состав оттоков по операционной деятельности входят налоговые отчисления, для расчета суммы налоговых отчислений воспользуемся дополнительной таблицей 5. Будем исходить из предположения, что налогооблагаемая прибыль определяется как разность между выручкой и производственными затратами.
        • В оттоках по финансовой деятельности включаются расходы по выплате дивидендов. Для расчета величины дивидендов воспользуемся дополнительной таблицей 6.
        • Таблица 5 Расчет налоговых отчислений
        • Наименование показателя

          Интервалы планирования

          0

          1

          2

          3

          4

          5

          6

          7

          8

          Налогооблагаемая прибыль

          337,5

          551,2

          758,1

          972

          1146

          1320

          1494

          1668

          Налог на прибыль

          67,5

          110,24

          151,62

          194,4

          229,2

          264

          298,8

          333,6

          Среднегодовая стоимость имущества

          1300

          1370

          1440

          1510

          1580

          1650

          1720

          1790

          Налог на имущество

          28,6

          30,14

          31,68

          33,22

          34,76

          36,3

          37,84

          39,38

          Итого налоговых выплат

          96,1

          140,38

          183,3

          227,62

          263,96

          300,3

          336,64

          372,98

          • Таблица 6 Расчет выплат дивидендов
          • Наименование показателя

            Интервалы планирования

            0

            1

            2

            3

            4

            5

            6

            7

            8

            Налогооблагаемая прибыль

            337,5

            551,2

            758,1

            972

            1146

            1320

            1494

            1668

            Налог на прибыль

            67,5

            110,24

            151,62

            194,4

            229,2

            264

            298,8

            333,6

            Чистая прибыль

            270

            440,96

            606,48

            777,6

            916,8

            1056

            1195,2

            1334,4

            Выплата дивидендов

            21,60

            35,28

            48,52

            62,21

            73,34

            84,48

            95,62

            106,75

            • Подставляя найденные величины денежного потока (NCF) в формулу, найдем соответственно чистый дисконтированный доход для проекта и чистый дисконтированный доход для заказчика.
            • NPV = NCF (0) + NCF(1)*DF(1) + …+NCF(n)*DF (n)
            • DFn = 1/(1+E)n
            • Е = Eб/р +Н+R = 19 + 5 =24% или 0,24
            • Для проекта NPV = (-1480) + (-1014,2)/(1+0,24) + 375,54/(1+0,24)2 + 526,28/(1+0,24)3 + 682,17/(1+0,24)4 + 808,7/(1+0,24)5 + 935,22/(1+0,24)6 + 1061,74/(1+0,24)7 + 1188,27/(1+0,24)8 = -1480 + (-817,9) + 244,24 + 276,03 + 288,54 + 275,85 + 257,27 + 235,54 + 212,59 = -507,84 < 0 проект неэффективен
            • Для заказчика NPV = 0 + 0/(1+0,24) +375,54/(1+0,24)2 + 901,82/(1+0,24)3 + 1584/(1+0,24)4 + 2392,69/(1+0,24)5 + 3327,91/(1+0,24)6 + 4389,66/(1+0,247 + 5577,92/(1+0,24)8 = 0 + 0 + 244,24 + 276,03 + 288,54 + 275,85 + 257,27 + 235,54 + 212,59 = 1790,06>0 проект эффективен
            • Определим индексы доходности
            • Индекс доходности инвестиций
            • ИД = 1 + ЧД/?In
            • Для проекта
            • ИД = 1 + 5797,72/2714 = 3,14
            • Для заказчика
            • ИД = 1 + 5797,72/2714 = 3,14
            • Индекс доходности дисконтированных затрат
            • ИДДЗ = NCF (прит)/NCF(отток)
            • Для проекта
            • ИДДЗ = (0 + 604,84 + 676,38 + 697,57 + 685,22 + 651,52 + 605,19 + 552,39 + 497,36)/(1480 + 1422,74 + 432,14 + 421,54 + 396,68 + 375,66 + 347,92 + 316,85 + 284,77) = 4970,46/5478,31 = 0,91
            • Для заказчика ИДДЗ = (1480 + 1422,74 + 676,38 + 697,57 + 685,22 + 651,52 + 605,19 + 552,39 + 497,36)/(1480 + 1422,74 + 432,14 + 421,54 + 396,68 + 375,66 + 347,92 + 316,85 + 284,77) = 7268,37/5478,31 = 1,33
            • Индекс доходности дисконтированных инвестиций
            • Для проекта
            • ИДД = 1 + ЧДД/PVI = 1 + (-507,84)/2475,16 = 0,79
            • Для заказчика
            • ИДД = 1 + ЧДД/PVI = 1 + 1790,06/2475,16 = 1,72
            • Рассчитанные показатели эффективности проекта для инвестора свидетельствуют об его неэффективности. Для заказчика проект эффективен.
            • Определим срок окупаемости инвестиций. Сроком окупаемости называется период времени, в течение которого текущий чистый доход становится неотрицательным.
            • На основании данных таблиц 4 и 5 для инвестора затраты окупятся на шестой год, для заказчика инвестиции окупятся на второй год.
            • Далее рассчитаем значение IRR
            • 0 = NCF (0) + NCF(1)*DF(1) + …+NCF(n)*DF (n)
            • Значение IRR определим графическим путем
            • Рис. 1 Для инвестора IRR — составит 17,5 %< 24% проект не эффективен
            • Рис. 2 Для заказчика IRR составит более 55%, что больше 24% проект следует принять
            • Список использованной литературы
            • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/investirovanie-v-sotsialnuyu-sferu/

            • 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая).

              Принят Государственной думой РФ 22.12.1995 N 14-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

            • 2. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 448 с.
            • 3. ЛипсицИ.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. — М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 320 с.
            • 4. Макаркин Н.П. Эффективность реальных инвестиций — М.: Инфра-М, 2011. — 431 с.
            • 5. Михайлов А.Ю. Оценка эффективности функционировании инвестиционных фондов// Экономика и предпринимательство. — 2012. — № 4. — С. 58-62.
            • 6. Чернов А.А. Инвестиционный анализ: учебное пособие для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 159 с.
            • Размещено на Allbest.ru