Социология общества

Люди связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отношений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый , институализированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственныо – территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, ослабевающих на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет не чем иным, как графическим изображением различных обществ. Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.

Проблема общества в социологии является одной из самых трудных. Как заметил Э. Гидденс , «несмотря на то, что термин «общество» постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, но по большей мере остаётся неисследованным». Причина этого, видимо заключается в необычайной сложности социального образования, обозначаемое понятием «общество»

Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека — творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек — это «общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия».

Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», «природное» и «социальное», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество — это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области — естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) — природно-социальную, биосоциальную — основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному.

Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике.

5 стр., 2236 слов

Человек и общество.Человек как социальное существо

... обществе. С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных ...

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА.

Начнём с того, как социология трактует понятие « общество». Э.Дюркейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М Веберу, общество – это взаимодействие людей , являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми , связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К.Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, произошло из обыденной речи, где оно никогда не имело чёткого определения. Так, например, общество может обозначать особое клубное сообщество ( вроде «Общества охотников»), группу людей, обладающим высоким престижем и привилегиями ( типа «высшее общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятиями «культура», используемым антропологами, и «национальное государство», употребляемым политологами. Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль. В таком случае речь идёт об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философский. Оба они по-своему правы и каждый из них даёт что-то новое для понимания сложнейшего явления . Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают разную методологию его анализа. Коснёмся вначале узкосоциологического подхода.

В узком смысле под обществом понимают:

определённую группу людей

конкретный этап

сложно организованную систему взаимодействия людей

Для того чтобы правильно представлять себе такое сложное явление, каковым считается общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.

Страна – часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство — политическая организация данной страны , включающая определённый тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

4 стр., 1543 слов

Представление о совершенном человеке в различных философских ...

... Представления о совершенном человеке есть в каждой культуре разных эпох. 2.1. Древний Мир. Древнеиндийская философия человека представлена прежде всего в - Ведах, в ... личности. Впервые на значение проблемы человека в различные исторических эпохах обратили внимание исследователи ... чем более высокое положение в обществе человек занимал. В древнекитайском обществе человек рассматривается как частица ...

Общество — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Страны изучает география, государство – политология, а общество – социология.

Проще всего мыслить общество в рамках тех или иных государственных границ. Французское общество совпадает с Францией как страной и государством. То же самое можно сказать об американском, российском, английском и др. обществах. Но не всегда общество можно представить на основе территориально-государственного принципа, к примеру, на свете не существует такого образования, как люксембургское общество.

Общество – это социальная организация страны, но также нации, народности племени. Было время, когда чётких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны – результат территориального раздела мира.

Однако общество существовало и в ту далёкую эпоху , когда не было стран и государств. Стало быть, понятие « общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, ( именно людей, а не их животных предков; человек появился лишь 40 тыс. лет назад).

условия, при которых социальное объединение следует считал обществом:

постоянная территория –

пополнение общества главным образом благодаря деторождению,

высокоразвитая культура

политическая независимость

Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный американский социолог Э. Шилз:

  • объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у него есть собственное название и своя история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей ( обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов) , которую называют культурой.

Нетрудно догадаться , что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающие на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно -родственные системы ( заключение браков и приём новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное – они не являются частью другого целого.

3 стр., 1332 слов

История развития зарубежной социальной психологии

... социальной психологии на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение «социального контекста» исследований. Подводя общий итог, можно выделить следующие моменты в развитии социальной зарубежной психологии: Социальная психология родилась на основе 2 дисциплин: психологии ... ткань реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология лишь отвечает на ...

Можно дать иное определение: обществом следует называть самую крупную группу, в которой только приходится жить людям и в которую включаются все другие группы.

Общества бывают большими и маленькими, простыми и сложными, знающими и не знающими письменность, руководствующиеся в своей жизни законом и не подчиняющиеся ему.¹

под разными углами зрения ,

Можно разделить общество на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную.

Экономическая сфера, Политическая сфера –, Духовная сфера (культура , наука, религия и образование), Социальная сфера

Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание,

_________________________

1[ 1 , с 81-97]

здравоохранение, связь, а также учреждения досуга и развлечения.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения как местного, так и федерального подчинения.

Итак, мы выделили четыре главные сферы социального общества. Они тесно связаны между собой. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни социально незащищённых слоёв (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица и даже может вырасти преступность. Иными словами, успехи водной, экономической, сфере влияет на благополучие в другой, социальной.

2.ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА.

Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других ( от социальной реальности, социальных отношений , институтов, общностей, культуры).¹

Первый признак общества – территория, не которой происходит консолидация социальных связей.

В современных условиях с развитием средств коммуникации социальные связи все активнее выходят за пределы территориально – государственных образований. Туризм, деловое сотрудничество, международные контакты начинают постепенно размывать очаговый характер социальных взаимодействий. Глобализация социальных связей позволяет, например, Н. Луману говорить об одном едином обществе, основу которого составляют коммуникативные процессы.

Однако большинство социологов по — прежнему считают возможным рассматривать общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определённой территории. При этом признаётся, что хотя современные национально – государственные границы, возникшие в результате конфликтов или компромиссов, во многом являются искусственными, эта искусственность не мешает границам быть реальным сдерживающим фактором развития социальных взаимодействий.

И даже на уровне обыденного сознания мы воспринимаем общества именно как разделённые по территориально- государственным границам ( китайское, французское, российское и другие общества), имея ввиду конкретные виды социальных образований, сложившихся в определённом месте нашей планеты.

Второй признак общества- универсальность,

Благодаря своей универсальности общество может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставить последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью , зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде; только в обществе он может приобрести необходимые навыки, познакомиться с достижениями культуры , науки; только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру. Иными словами , общество обладает той универсальностью, которая позволяет индивиду выполнить своё основное предназначение – дать людям такие формы организации жизни , которые облегчат им достижение личных целей.

Третий признак общества – автономность,, Четвёртый признак общества – интегративность,

С другой стороны, общество обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности. Механизмы социальной интеграции необычайно сложны ,но именно благодаря им происходят постоянное подчинение единой логике вновь возникающих институтов, общностей, организаций , их ориентация на сложившийся социальный порядок.

Итак, общество — это особый необычайно сложный вид организации социальной жизни. Оно включает в себя всё многообразие устойчивых социальных взаимодействий ,все институты и общности, локализованные в рамках корректных государственно – территориальных границ. Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать свою ценность, упорядочивать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на соответствующей территории, воспроизводить в своих действиях единую ткань многообразных социальных взаимодействий.

Выделяя основные признаки общества, мы только подчёркиваем специфику этого сложного социального образования.

3.ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Моделируя структурную композицию , мы невольно начинаем рассматривать общество как систему, т.е. как целостность , элементы которой определённым образом упорядочены и связаны между собой.

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система- это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целое единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу её организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.¹

Социальная связь –

__________________________

1[ 3 , с 38-40]

социальными условиями

Социальные взаимодействие –, Системное качество-, Координация-

В социологии существует несколько методов определения принципов устойчивого функционирования общества. Первый метод – выделение в обществе важных, значимых подсистем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку, и установление между ними стабилизирующей зависимости. В результате «укрупняется» ракурс исследования, происходит отвлечение от более мелких компонентов, что позволяет свести анализ устойчивости и изменчивости общества к проблеме зависимости, взаимовлияния не множества элементов, а только нескольких подсистем.

Так , Маркс выделял как базисную экономическую подсистему, стоящую, в свою очередь, из двух блоков: производительных сил и производительных отношений, а также надстроечную подсистему – политическую. Стабильность общества могла быть достигнута только при условии соответствия производительных отношений производительным силами, а политической надстройки – экономическому базису, и напротив, кризис, обострение борьбы наступали в случае нарушения равновесного соответствия указанных подсистем.

Главным при этом является определение ведущей подсистемы, изменения в которой могут вызвать изменение всей системы.

Второй метод объяснения системной целостности

метод изучения социальных систем,

  • человек в двух своих ипостасях : как физиологическое существо ( или, по выражению Т. Парсонса, как «поведенческий организм») и как система личности;
  • природа, а также вся совокупность реальных материальных объектов, созданных руками человека;
  • социальные системы, не контролируемые данным обществом, т.е.

другие общества, международные организации и объединения и т.д.;

  • ценности, социокультурные образцы поведения, выработанные и вырабатываемые в ходе взаимодействий народов, принадлежащих к разным обществам, но имеющих общую историческую судьбу, и обычно обозначаемых как цивилизации.

Т. Парсонс выводит функциональные требования, которые, по его мнению, могут быть использованы для описания любой системы, потому что носят объективный характер, т.е. определяются не конкретными ценностными ориентациями на тот или иной социальный и политический прядок в обществе, а стремлением к самосохранению – фундаментальным принципом любой системы.

адаптироваться

целедостижение

поддержание образца,

интеграция ,

Элементы общества – системы должны быть не случайным нагромождением, а нести «полезную» нагрузку, т.е. выполнять любую из перечисленных функций.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включённых в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

4. ТИПОЛГИЯ ОБЩЕСТВА.

Различия обществ проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто ( уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможности для самореализации личности).

Научное сравнение предполагает выделение параметров, на основе которых классифицируются основные виды конкретных проявлений изучаемого феномена. Поскольку общество является крайне сложным, многоуровневым образованием , универсальная классификация невозможна. Исследователь вынужден создавать типологию на основе части многообразных признаков, характеризующих общество. Рассмотрим наиболее интересные классификации.

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное, или современное (табл.1) . Традиционным считается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. В нашем сегодняшнем понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое : для него характерны крайне низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворить лишь минимальные потребности, а главное, инерционность, невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями его функционирования. Поведение индивидов предельно стереотипизировано, регламентируется обычаями и жестко контролируется социокультурной средой.¹

Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен – Симон , подчёркивая тем самым иную производственную основу общества. Другими важными особенностями данного типа общества являются гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, этот тип организации социальной жизни обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жёсткого контроля за индивидами и их унификации, а путём создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Различные авторы используют дополнительные штрихи при описании традиционного и индустриального обществ и иногда иные названия: К.Поппер использует понятия открытого и закрытого обществ, основное различие между которого – уже упоминавшиеся соотношения социального контроля и свободы индивида. « Магическое, племенное или коллективистическое общество, — пишет он, — мы будем называть закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения, — открытым обществом»

В 70-е гг. появляются концепции постиндустриального общества или постмодерна, активно разрабатываемые в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии. Причина появления этих концепций – структурное изменение в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по – иному оценить само общество в целом.

Суть этих изменений:

  • резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека;

________________________

1 [2, с 504-507 ]

Таблица 1

Основные черты традиционного и индустриального

(современного) общества

Основные черты

Традиционное

общество

Индустриальное

(современное)

общество

Доминирующий тип

мотивации социального

действия

Традиционный

Целерациональный

Ведущие статусы

Преимущественно

аскриптивные,

социальная мобильность

практически отсутствует

Преимущественно достиженческие, высокая социальная мобильность

Ролевой набор

личности

Маловариативный

Поливариативный

Институциональная

подсистема

Малодифференцированная,

обеспечивающее включение

индивида главным образом в

одну общность (натуральное

хозяйство)

Глубоко дифференцированная,

обеспечивающая включение индивида одновременно в несколько общностей, организаций

Нормативный

порядок

Основан на жёстком воспроизводстве ранее сложившихся традиций с широким применением репрессивного права

Рациональное нормотворчество с учётом меняющейся ситуации и интересов людей

Доминирующий способ

легитимации

Формирование веры в незыблемость существующего нормативного порядка и недопустимость любых его изменений.

Формирование веры в способность человека изменять мир в соответствии со своими интересами и нравственными принципами

Способность общества к

изменениям

Общество малоподвижно,

инерционно

Общество подвижно, открыто для нововведения

  • смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;
  • изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоёв и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;
  • изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций.

Особенно важным является изменение ценностных ориентаций. К. Маркс основой своей типологии обществ сделал различия производственных отношений и, соответственно, выделял общества примитивно – присваивающим способом производства ( первобытнообщинные); с азиатским способом производства , характеризующимся наличием особого вида коллективной собственности на землю; рабовладельческие общества, специфической чертой которых является собственность на людей и использование труда рабов; общества феодальные с производством, основанным на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян; общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости формально свободных работников наёмного труда; общества коммунистические или социалистические, в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путём ликвидации частнособственнических отношений.

Ряд исследователей считают определяющими для характеристики различных видов общества систему политических отношений, формой государственной власти. По типу государственного устройства различаются, например у Аристотеля, монархии, тирании, аристократии, олигархии и демократии. В современном варианте тот же подход расширяется за счёт перехода от рассмотрения самого государства к осмыслению системы его взаимоотношений с гражданским обществом. Соответственно отмечается существование тоталитарных обществ, в которых государство определяет все основные направления социальной жизни, и демократических обществ, в которых население может влиять на государственные структуры.¹

Итак, типология такого сложного социального образования , как общество не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя.

_____________________

1 [ 2, с 532-536 ]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера).

Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и духовными поисками, интенсивными научными исследованиями, усилиями деятелей культуры, направленными на осознание истоков кризиса и путей выхода из него. Таков один из примеров, иллюстрирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни. Именно так можно наглядно увидеть, что разрушение одного из составляющих структуры общества приведет к крушению всей системы.

Мы видим, что общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/na-temu-sotsiologiya-obschestva/

  1. Кравченко А.И . Социология: Учебник для вузов.- М,: Академический Проект , 2001.- 508с

  2. Общая социология: Учеб. пособие/ Под. общ. ред. проф.

А.Г. Эфендиева . – М.: ИНФРА –М, 2000. -654 с

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е изд.,

Москва: Центр, 1997. 160 с