Воспитательный потенциал сельского социума

село воспитательный социальный эстетический

Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно — ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения.

Особой территорией России является Сибирь, имеющая свои природно-географические, социально-экономические, культурные особенности, влияющие на развитие образования. В настоящее время Сибирь становится регионом приоритетного социально-экономического развития (в связи с важностью занимаемого геополитического положения между Европой и Азией).

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства на период до 2010 года.

Важное место в социальной системе села, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Сельская школа в образовательном пространстве России составляет 70,4 % от числа общих образовательных школ; в сельской местности обучается 28,8 % учащихся и работает 41 % педагогических кадров страны.

Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции в селе выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности человека, существующие нормы, обычаи и традиции, семья и родители, деятельность, в которую включается ребенок, средства массовой информации, литература и искусство, учреждения культуры и дополнительного образования и т.д. Для построения эффективной образовательной системы необходимо понимать и учитывать влияние социальной среды, знать условия жизни и развития ребенка, всего поколения молодежи, отражая эти особенности среды в нормативно-правовой базе регионов, и даже районов России.

Одним из основных сдерживающих факторов развития сельского образования сегодня является ограниченность ресурсов на селе: финансовых, материально-технических, педагогических. В связи с введением достаточно жестких образовательных стандартов сельская школа в содержании своей деятельности в значительной степени утратила свою специфику и стала ориентироваться на образовательную модель городской школы. Такая ориентация отрицательно влияет на развитие сельской школы, сельского социума в целом, на условиях и возможностях развития сельского школьника.

3 стр., 1091 слов

Развитие социальных способностей детей в педагогике С. Френе

... социальную жизнь, как пишет С. Френе, «главным для нас является следующее: а) здоровье ребенка, его стремление к знаниям, развитие ... тот избыток энергии, которому традиционная педагогика не может найти разумного ... России к педагогической системе С. Френе объясняется многими причинами: кризисом традиционной «школы учебы» с ее классно-урочной технологией, ростом демократических тенденций в социальной ...

Таким образом, в развитии современного образования на селе наблюдаются противоречия между:

  • Зависимостью работы сельской школы и качества образования от региональных факторов, в частности от экономического положения региона — и нечетом этого фактора при построении образовательных программ;
  • Объективной ролью школы как социально-культурного центра села и отсутствием нормативно-правового, экономического и субъективного — на уровне педагогического коллектива и органов управления — признания этой роли;
  • Образовательными интересами сельских школьников и возможностью их полноценного удовлетворения в условиях сельской школы;
  • Вынужденной изолированностью сельских школьников и усиленной потребностью в социальных связях для успешной социализации в современном мире.

Целью данной работы является изучение воспитательного потенциала сельского социума и особенностей его реализации.

Задачи:

Описать современный сельский социум.;

  • проанализировать положения сельской школы в России;
  • изучить социально-педагогические проблемы воспитания сельских школьников;
  • Описание реальной ситуации реализации воспитательного потенциала сельского социума.

Объект : воспитательный потенциал сельского социума.

Предмет: особенности реализации воспитательного потенциала сельского социума.

Глава 1. Воспитательный потенциал сельского социума

1.1 Современный сельский социум

Современный сельский социум как экономическое и социальное пространство жизнедеятельности человека со своими специфическими условиями жизни представляет собой особую среду обитания, для которой характерны невысокий уровень жизни населения, низкие доходы преобладающей части семей, часто не обеспечивающий допустимый минимум потребления и вынуждающий людей существовать на грани бедности и нищеты. В сельском социуме в профессиональной структуре населения преобладают представители сельскохозяйственных профессий, большая часть населения занята преимущественно сельскохозяйственным трудом.

Селу присуща слаборазвитая социальная и инженерная инфраструктура. Имеются в виду дефицит благоустроенного жилья, сервиса, крайне низкий уровень комфортности и благоустройства жилищного фонда. Здесь весьма неблагоприятны социальные условия жизни, труда, быта, досуга; ограничен доступ населения к оперативной квалифицированной медицинской помощи, социальным, культурным, образовательным услугам; невысока концентрация интеллекта, более низок, чем в городе, образовательный и культурный уровень населения; ограничены адаптационные возможности в плане вторичной занятости населения, его трудовой и профессиональной деятельности.

11 стр., 5475 слов

Проявление социальной активности молодежи в условиях городского ...

... курсовой работы Задачи: 1) Анализ понятия и содержания социальной активности; 2) Выявление особенностей городской и сельской молодежи; 3) Проведение исследования городской и сельской среды, как условий для проявления социальной активности ... друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности. В структуре мотивов социальной активности выделяют три подструктуры: подструктура ...

В сельской местности Российской Федерации, согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., проживает 26,7% населения (10,9% — в поселках городского типа), из 65 тысяч общеобразовательных школ 42719 (две трети) расположены на селе. Социальная ситуация на селе, как показывают результаты исследований, проведенные Институтом социально-педагогических проблем сельской школы, сегодня остается сложной, противоречивой, значительно дифференцированной как в масштабах одного региона, так и при внутрирегиональных различиях, сочетает как новационные подходы к решению социально-педагогических, образовательных проблем, так и явно устаревшие формы, методы, технологии работы. Современные процессы свидетельствуют о тенденции депопуляции сельских поселений отдаленных районов, концентрации населения в малых городах, райцентрах, пригородных районах, нестабильном социально-экономическом развитии агропромышленного комплекса страны, кризисном состоянии социальной сферы, что самым существенным образом, в большей части негативно, влияет на развитие образования на селе.

Социально-экономический рост в аграрном секторе страны, от которого во многом зависит повышение качества образования, возможен и, как это ни парадоксально, при условии прямых инвестиций в образование.

Смеем утверждать: сегодня именно образование становится тем «локомотивом», который способен «вытащить» российское село из затяжного системного кризиса. Совершенно очевидно: только образованные люди способны осуществить модернизацию производственной и социальной сферы села. Только специалисты сферы образования могут повысить культурный, и образовательный уровень жителей села, тем самым, создавая условия для их превращения в субъектов процесса преобразований на селе. Посредством образования, прежде всего дистанционного, организованного с учетом специфики села, молодые люди могут получить профессии, востребованные на местах. Средствами образования, в частности школьного, потенциально можно решить проблему жизненного и профессионального самоопределения молодежи с выбором сферы самореализации в условиях села.

Как видим, в условиях кризисного состояния возрастают роль и место образования, его прогностическая значимость в развитии сельского социума, в реформировании аграрного сектора страны. Речь идет об образовании как, по существу, достаточно жесткой технологической сфере формирования жизнеспособной личности, умеющей не только выживать, но и активно участвовать в оздоровлении сельской среды; как системе культуросозидания социума; как сфере воспроизводства и непрерывного обогащения жизненных ценностей и идеалов человека и общества; как системе, обеспечивающей преемственность поколений, цивилизованное и поступательное развитие государства и общества.

Разработчикам стратегии реформирования аграрного сектора страны необходим здоровый прагматизм в определении ценностей и целей сельского образования, в конструировании аксиологических (ценностных) основ учебно-воспитательной деятельности на селе, в проектировании модели сельского образовательного социума. Подчеркнем его особую спасительную роль в сохранении и развитии российского села, агропромышленного комплекса страны.

7 стр., 3331 слов

Социально-культурная среда и ее роль в социализации

... Российской академии образования. - 2013. - № 1(13). - С. 36-39. Весь спектр социально-культурных функций сложился на основе многолетнего опыта. Именно эти функции в совокупности формируют само понятие социально-культурной среды. Соседствуя и ...

Данный социум представляет собой совокупный образовательный потенциал всех его субъектов: семьи, конкретной личности, сельского сообщества, его культурных, социальных учреждений, религиозных структур, средств массовой информации; общественных организаций, других институциональных и неинституциональных структур, народных культурных, исторических традиций. Все они обладают определенным образовательным потенциалом и реализуют свою функцию по отношению к конкретным социальным и возрастным группам населения, а также служат механизмом их интеграции в целостном воспитательно-образовательном пространстве.

Сегодня в научном обороте педагогики используются такие устоявшиеся понятия, как «система образования», «образовательная система», «образовательное пространство», «образовательная среда». Однако полагаем, что введение нового понятия «образовательный социум» оправдано, ибо оно характеризует совокупность социумов, в которых решаются образовательные задачи применительно к различным группам населения, индивидам.

Следует иметь в виду необходимость включения в образовательный социум конкретного человека, личности. Надо различать общественный образовательный социум различных групп, коллективов, отличающихся по возрастным, профессиональным признакам, человеческим потребностям и интересам. Существует и государственно-общественный образовательный социум на уровне интегрально понимаемого сельского сообщества, объединяющего все входящие в него учреждения, организации, а также коллективы, группы, индивидов, проживающих на территории муниципального образования, в конкретной социально-природной среде.

Для современного сельского социума характерны новые тенденции, которые можно рассматривать как объективные практические предпосылки модернизации образовательного социума. В их числе:

  • переход дошкольного образования на многовариантные модели функционирования и развития (в том числе воспитание на дому);
  • активизация процесса создания образовательных комплексов на местах, объединяющих учреждения дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования;
  • развитие в сельских муниципальных структурах ресурсных центров с целью осуществления дистанционного образования детей и взрослых, профильного обучения школьников, повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • развитие в сельских округах системы обучения взрослых (курсов, творческих объединений) с целью повышения педагогической культуры сельского населения, удовлетворения образовательных потребностей местных жителей;
  • формирование различных информационных сред (школьной, внешкольной, семейной и др.) с целью обеспечения доступа сельского населения к новейшей информации.

1.2 Особенности социально-культурной среды современного российского села

Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения населенного пункта (где проживает человек), от природных ресурсов, от климата этой территории, от истории заселения местности. Под влиянием этих факторов формируется у населения определенный образ жизни, уклад, быт, традиции, культура, разные формы общения и пр.

По определению Ю.В. Сычева, социальная среда — это сложный, многогранный, а нередко и противоречивый мир. Это все социальные условия и ситуация, вещи и особенности социального окружения, сфера общения, условия места и времени, вся материальная и духовная культура общества.

42 стр., 20707 слов

Социально-экономическое развитие России (на примере АПК)

... политикой. Целью курсовой работы является оценка социально-экономического развития России на примере ... сельского хозяйства России по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах, % к предыдущему году) Годы Хозяйства В том числе всех категорий сельскохозяй-ственные предприятия хозяйства населения ... селе, на их базе другие могут учиться работать в условиях рынка. Но таких хозяйств в России, ...

Б.Ф. Ломов определил социальную среду как систему исторически развивающихся общественных отношений — экономических, гражданских, политических, в которые он (человек) непосредственно включен и функцией которых является его индивидуальная деятельность.

Независимо от подхода к построению структуры социальной среды и конкретных элементов, все авторы выделяют ее общие признаки: среда — это сложное, многомерное, системное, иерархически устроенное образование. Системность среды подразумевает наличие сложных, нелинейных связей и взаимовлияний между различными ее компонентами. Многомерность среды означает, что в ней существует множество «измерений», сторон, различных элементов, и в зависимости от обстоятельств, задач, подхода, могут быть выделены различные основания для построения среды как системы и различные содержания .

Так, Е.А.Климов выделяет : социально-контактную (люди, их опыт и пример, взаимоотношения; учреждения, устройство группы и место человека в структуре своей группы), информационную (правила, уставы, традиции, средства наглядности, реклама, требования, приказы), соматическую (тело), предметную (материальные, санитарно-гигиенические условия) части среды.

Социальная среда понимается как многомерное, иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие компоненты: физический мир и природно-географические условия; систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; информационное наполнение; «пространство» или «набор» возможных и доступных деятельностей; условия непосредственной жизнедеятельности и временную организацию жизни.

Основные механизмы средового влияния заключаются в следующем:

  • Среда создает пространство возможностей для различных видов деятельности, для самопредъявления, для самореализации;
  • Среда создает набор образцов для подражания, дает возможность выбора того, который оказывается ближе всего растущему человеку;
  • Среда предъявляет и определенные санкции за соответствие или несоответствие её требованиям;
  • их особенностью в средовом контексте является то, что они обычно бессубъектны, а требования среды содержат высокую степень неопределенности, что влияет на выработку внутренней регуляции деятельности растущего человека.

Важной характеристикой образовательной среды является её интенсивность — структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности социально-образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.

социально-культурной средой

Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; сам процесс этой деятельности во всех ее этапах; совокупность объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Социально-культурная среда подразделяется на широкую социально-культурную макросреду и микросреду. В первой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба; вторая — это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.

14 стр., 6733 слов

Социально-культурная деятельность сельской библиотеки

... библиотек, работ по исследованию социально-культурных функций современных сельских библиотек недостаточно. Между тем сельская библиотека является центром общественной и культурной жизни местного сообщества. Объектом исследования является сельская библиотека. Предмет исследования - социально-культурно деятельность сельской библиотеки. Цель исследования: изучение социально-культурной деятельность ...

Длительное время в социально-культурной среде присутствовал ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки, организацией которых занимались профессиональные работники культуры, художники, дизайнеры, другие представителями творческой интеллигенции, специализированные государственные организации и службы, призванные предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает.

На сегодняшний день социально-культурная среда далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно-досуговой деятельности, так и к целям и методам их реализации.

Социальная сфера в каждом регионе страны различна. Это связанно со спецификой местности, географического положения населенного объекта, климата, условий исторического заселения этой территории, — все это накладывает свой отпечаток на образ жизни, быт, досуг жителей определенной местности.

Особое положение в российской действительности занимает село. В книге «Сельская школа и социальная педагогика» М.П. Гурьянова выделяет различные элементы сельской среды, определяющие специфику её влияния на социальное развитие молодежи и подростков. Это экономические, социальные, национальные, социально-демографические, природно-климатические, экологические, архитектурные, социально-психологические, и другие условия, имеющие существенные отличия от городских.

Сельская среда представляет собой особый «мир», связанный глубокими историческими корнями с прошлым своей земли, с хозяйственными, культурными, трудовыми традициями народов, проживающих на ней. Сельские жители, коренное население России, и сегодня являются носителями исторической памяти, социального трудового опыта предшествующих поколений, общинного мировосприятия.

Сама структура села (микросреда) — сложнейший комплекс явлений, подразделяющийся на основные, определяющиеся и производные от основных. Одни имеют прямое влияние, другие — косвенное. Каждая такая структура включает различные факторы: экономические, политические, культурно-бытовые, социальные, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения, на развитие разных сторон деятельности человека.

А.В. Мудрик пишет: «Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве, ограниченностью набора занятий в свободное время». То есть, специфика сельской социальной среды обусловлена сельским образом жизни, сезонностью, цикличностью сельскохозяйственного производства, условиями труда, быта, досуга, особенностями сельской культуры, характером и направленностью производства.

Для села характерны статичность, однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникаций ведет к замедленному культурному развитию, бедности речи и воображения, неустойчивости внимания, меньшему общему уровню информированности у школьника.

12 стр., 5555 слов

Деятельность педагога -организатора в сельской местности

... учетом современных особенностей сельского образования. Предмет исследования - процесс работы педагога-организатора сельской школы. Объектом - деятельность педагога-организатора в условиях села. Следует отметить, что вопросы деятельности педагога-организатора, а также проведения педагогической работы в сельской школе неоднократно ...

Особыми характерными чертами сельской среды является смешение различных культур, отсутствие жестких формализованных структур, преобладанием неформальных, нерегламентированных социальных отношений, широкий диапазон и многообразие форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. На селе отсутствует анонимность общения, более просты его формы, социальные роли формализованы слабо. Сельские учителя и родители связаны не только общими целями воспитания, но и соседско-бытовыми отношениями, общей заинтересованностью в оптимальном развитии социальной и производственной сферы, участием детей в ней. Хотя общение сельского жителя и ограничено численностью населения, но зато отличается более глубоким знанием быта односельчан. Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, приобщить детей к повседневным заботам старших.

Хозяйственные, трудовые, родственные, соседские связи жителей одного села, деревни способствуют более тесному общению, создают привычную атмосферу открытости. Тесные контакты жителей села дают широкие возможности для вовлечения сельских школьников в трудовую, общественную, культурную жизнь деревни. Вместе с тем по этой же причине на селе в большей степени, чем в городе, проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется своеобразный социальный контроль всех сфер жизни каждого человека в семье, в трудовом коллективе.

Социальная сфера — сложный механизм. Изменения, происходящие в одной системе социальной среды, незамедлительно оказывают определенное влияние на всю социально-культурную жизнь.

За последние десятилетия происходят существенные преобразования по всей территории России. Так социально-экономические преобразования начала 90-х годов вызвали необычайно широкое расслоение в социальной, политической, в хозяйственной сферах сельской жизни. За прошедшие пятнадцать лет появились новые капиталистические крестьянские хозяйства — фермерства, акционерные общества закрытого типа, но и сохранились сельскохозяйственных предприятий времен советского государства.

Изменились и сами отношения между сельчанами: от коллективизма — до полного распада микросоциальной общности, происходит старение и вымирание целых сел.

Изменения затронули и социальную, образовательную, культурную сферы села. Недостаток финансовых средств сказался на самом состоянии образовательных и культурных учреждениях (аварийное состояние школ, домов культуры, детских садов, больниц, сельских библиотек), происходило закрытие культурных и образовательных учреждений. Долгое время денег не предоставляли не только на оснащение и оборудование, но и на учебники. Кризис сельской местности связан был, в первую очередь, с развалом предприятий (часто единственного на селе), сокращением рабочих мест, с прекращением строительства новых зданий и домов как перспектив на будущее, — все это отразилось и на психологическом состоянии сельского жителя. Мысль как выжить и накормить семью стала главной, отодвинув на задний план культурное, нравственное, эстетическое воспитание своих детей.

3 стр., 1149 слов

Типология воспитательных систем сельских малочисленных школ

... моделей воспитательных систем сельских малочисленных школ. Первый тип – воспитательная система основной общеобразовательной школы с развитой системой внеурочной деятельности. В рамках этого типа получили распространение такие модели воспитательных систем, как школа-клуб, школа творчества, школа развития ребенка на селе, в ...

Благодаря начавшимся реализовываться национальным проектам по «Развитию АПК России» (направленного на развитие агропромышленного комплекса, на возрождение российского села), «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье», заявленные Президентом российской Федерации В.В. Путиным в сентябре 2005 года, сельский житель сегодня может частично разрешать те трудности, оказывающие непосредственное влияние на социально-культурную сферу села.

За годы кризисной ситуации в селе произошли изменения у сельского жителя в отношении к образовательным учреждениям.

В сельской местности все чаще школа стала восприниматься как институт, где обязаны воспитать моего ребенка, научив всему лучшему, дать хорошие знания, чтобы ребенок смог поступить и уехать из этого развала — села. А востребованность в культурных учреждениях у жителей села только увеличивается. Ведь занятость в досуговой сфере для населения — не только способ рекреации, но и возможность реализовать себя как личность — через посещение мероприятий в качестве зрителя, через деятельность разнообразных кружков и объединений, проведение и участие в различных мероприятиях и конкурсных программах, ориентированных на все слои населения, оказывает положительное влияние на состоянии сельчан.

Особенно важна ориентация организационной формы государственно-общественных институтов в первую очередь на подрастающее поколение, образовательные, воспитательные, профессиональные и собственно личностные перспективы, которого в современных условиях крайне неопределенны и во многом опасны как для самой сельской молодежи, так и для общества в целом.

Глава 2. Пути реализации воспитательного потенциала сельского социума

2.1 Воспитание сельских школьников как социально-педагогическая проблема

Организация воспитательной работы в сельской школе имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как ее ученики (в отличие от городских сверстников) ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в сельской школе. Именно школа часто становится основным очагом культуры на селе. Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать не только воспитательный процесс в школе, но и привлекать учащихся к активному участию в решении экономических и культурных проблем, с ранних лет приобщать их к делам села и тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее.

При организации педагогического процесса учителям приходится учитывать специфику сельского социума, которая проявляется в следующем:

1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.

2. На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, стремление к оказанию взаимопомощи.

17 стр., 8475 слов

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе». ...

... педагога. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы. В основу типизации ...

3. Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное творчество. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей.

5. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто занижает требования к получаемому образованию. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации — печати, кино, телевидения, видео, радио.

6. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.

7. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Она включена в жизнь и быт людей. Сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Поэтому для сельских школьников особо важно овладеть основами экологической культуры и природосберегающего хозяйствования.

Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Сельский образ жизни объективно существует на протяжении уже нескольких веков. В то же время современная социальная ситуация и прежде всего урбанизация привели к образованию поселений нового типа, который некоторыми исследователями (в частности, А.А. Андреевым) называется «квазиурбанистическим» и проявляется в активном освоении жителями села городской культуры и соответствующего образа жизни.

В настоящее время в таких селах практически отсутствуют традиционные ремесла и так называемые народные промыслы. Изменилась и роль крестьянина, который выполняет роль не хозяина, а наемного работника, что, безусловно, отрицательно влияет на его самооценку. Мало отличается от городского и некогда самобытный язык современного сельского жителя, во многих селах практически исчезли традиционные праздники и ритуалы. Жители села, несомненно, ограничены в возможностях социального роста, что приводит к образованию «комплекса городского превосходства». Все чаще на селе возникает тип селянина с саморазрушительным стилем жизни, безответственного и аморального человека, что было редкостью для традиционного российского села. Все это находит свое отражение и в организации учебно-воспитательного процесса, особенно в формировании нравственной, мотивационной, эмоциональной и деятельностной сфер личности сельского школьника.

Таким образом, сельская школа, с одной стороны, очень сильно ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой — сама способна оказывать существенное влияние на решение социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного потенциала сельского социума. Возможно формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, пронизывающих систему взаимоотношений жителей. Школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.

На построении учебно-воспитательного процесса и создании воспитательной системы во многих сельских школах отражается их малочисленность, которая имеет как положительные, так и негативные стороны. Малочисленные школы, где обучаются менее 100 учащихся, составляют 60-70% от общего числа школ на селе. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися, существует реальная возможность проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий. В такой школе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. В маленькой сельской школе имеются особенно благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших, так как нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий в небольшой школе формируется атмосфера многодетной семьи.

В то же время малочисленность коллектива сельской школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса. Затрудняется и ограничивается выбор форм и методов воспитания и обучения в классном коллективе такой школы, некоторые из них теряют всякий смысл. Малочисленность классов в большинстве школ ограничивает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в повой обстановке.

Выпускники сельской школы должны уметь жить в условиях обостренной социальной и материальной неопределенности, решения задач организации новых форм хозяйствования на селе, в том числе и негосударственных, изменения содержания и характера труда и отмирания ряда видов массового труда, растущей безработицы и в то же время расширения сфер применения способностей сельского жителя. Сельская школа призвана обеспечить соответствующую подготовку учащихся с учетом данных изменений.

Воспитательная работа в сельской школе должна иметь своей целью формирование и реализацию потребностей сельского жителя в когнитивном, этическом и эстетическом развитии, саморазвитии и самообразовании; воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться, прежде всего, на селе; обеспечение образованности, общекультурного уровня развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Данную цель можно конкретизировать в следующих задачах:

  • =>
  • формирование у школьников целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства, экономической, правовой, политической, коммуникативной культуры, культуры быта и семейных отношений и др.;
  • =>
  • обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека;
  • =>
  • формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной среде;
  • =>
  • развитие навыков, обеспечивающих включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии;
  • => воспитание личности, способной к свободному и добровольному выбору образа жизни и труду в соответствии с законами природы и интересами человека.

Неотъемлемой частью воспитания сельского школьника является подготовка хозяина земли, культурного труженика села, конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села, что возможно при организации следующих направлений работы:

  • =>
  • включение учащихся в производительный труд, основанный на личной и общественной мотивации;
  • =>
  • укрепление здоровья учащихся и учителей через создание спортивно-оздоровительных комплексов;
  • =>
  • распространение и освоение опыта ведения фермерского хозяйства, овладение экономическими знаниями, современными производственными технологиями на селе;
  • =>
  • участие школьников в коммерческой деятельности;
  • =>
  • создание школьных трудовых объединений, собственных подсобных хозяйств, агрошкол;
  • организация целенаправленной профориентационной работы.

Успешная реализация воспитательного потенциала сельской школы зависит от педагогов, деятельность которых осложнена отсутствием возможностей для обращения за помощью к специалистам (психологу, социальному педагогу), необходимостью организовывать воспитательные мероприятия одновременно для нескольких классов и т.п. Несомненно, хорошее знание личностных особенностей учащихся помогает учителю в работе, однако излишняя информированность об ученике и его семье часто формирует стереотипное представление о его возможностях развития и мешает продуктивному решению проблем учащегося. Эти и другие проблемы приходится решать учителю в процессе работы на селе. Кроме того, педагогическое руководство совместной деятельностью учащихся, особенно разного возраста, предполагает наличие у него специальных теоретических знаний, практических умений и навыков.

2.2 Задачи и идеи реализации воспитательного потенциала в сельской школе

С учетом особенностей сельской школы, проблем ученика и учителя можно определить следующую цель развития образования в сельской школе: и реализация потребностей сельского жителя в когнитивном ,этическом и эстетическом развитии, саморазвитии и самообразовании; воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться, в том числе и на селе, обеспечение образованности, общекультурного уровня развития личности и выявление и развитие индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Для достижения этой цели необходимо решение трех групп задач.

Воспитательные задачи:

  • Формирование целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства, экономической, правовой, политической, коммуникативной культуры, культуры быта и семейных отношений и др.;
  • Обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека;
  • Формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной среде;
  • Развитие навыков, обеспечивающих для выпускников школ включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии;
  • Воспитание личности, способной к свободному и добровольному выбору сельского образа жизни и сельскохозяйственному труду в соответствии с законами природы и интересами человека;
  • Формирование потребности в получении профессионального образования и самосовершенствовании.

Организационно-педагогические задачи:

  • Создание условий и возможностей для получения сельскими школьниками образования, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта и удовлетворяющего основным образовательным потребностям учащихся;
  • Разработка и использование программ, обеспечивающих разностороннее образование с учетом региональных факторов и тенденций развития науки и техники в сельском хозяйстве и обществе в целом;
  • Разработка методик, повышающих эффективность обучения и воспитания в сельской школе;
  • Создание условий для дифференцированного образования сельских школьников, обучающихся в школах, имеющих различные образовательные потребности;
  • Организация и мониторинг инновационной деятельности в сельских школах;
  • Обеспечение взаимодействия школы и окружающего социума.

Управленческие задачи:

  • Развитие образовательного пространства на селе;
  • Рациональное использование всех имеющихся на селе ресурсов (кадровых, материальных, информационных и т.п.);
  • Специальная подготовка и повышение квалификации педагогов сельских школ;
  • Разработка научно-методического обеспечения сельских школ.

Решение указанных задач предусматривает достижение следующих результатов:

  • Для ребенка — получение полноценного образования, конкурентоспособность, подготовленность к организации собственного дела, рефлексивное отношение к окружающему миру и к себе;
  • Для педагога — рост профессионализма, социально-педагогической защищенности, сотрудничество с коллегами;
  • В учебно-воспитательном процессе — обновление содержания, создание учебно-методической базы, вариативных программ с учетом специфики работы сельской школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения учебно-воспитательного процесса, обусловленная интересами и потребностями учащихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями села, культурными центрами и другими школами;

— для села — укрепление и развитие местного производства, экономики села за счет роста качества подготовки специалистов, обогащение духовного и культурного потенциала села, развитие и укрепление положительных традиций, рациональное использование имеющихся на селе ресурсов.

Чтобы обеспечить решение намеченных задач и достижение планируемых результатов, важно организовать педагогический процесс в сельской малочисленной школе с учетом следующих идей:

  • Сотворчество педагогов, учащихся и родителей;
  • Расширение связей учащихся с окружающим миром;
  • Взаимодействие детей разного возраста;
  • Педагогизация социального окружения школы.

Идея сотворчества участников педагогического процесса

Реализация этой идеи обеспечивает развитие креативных способностей детей и взрослых, формирование сотруднических отношений между ними. Сотворчество понимается как совместная целенаправленная деятельность педагогов, учащихся, родителей, обладающая следующими отличительными признаками: субъект-субъектные взаимоотношения между участниками деятельности; неординарность, оригинальность, нешаблонность действий, направленных на получение новых свойств, признаков конечного продукта практического и умственного труда. Сотворчество взрослых и детей — это источник, условие и результат развития участников педагогического процесса и взаимоотношений между ними.

В условиях сельской школы имеются благоприятные условия для развития сотрудничества и творчества детей и взрослых: хорошее знание друг друга, систематические повседневные контакты, автономность, замкнутость образовательного пространства, сосредоточенность социально-педагогической работы на базе школы.

Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие детей на основе личных предпочтений. При этом возникают чувство сопричастности к общему делу, потребность в общении друг с другом, осознание и переживание себя и других как «мы». Сотворчество достигается, если участники деятельности осознают важность взаимодействия друг с другом в достижении положительного результата, выполняют работу по собственной инициативе, относятся друг к другу как индивидуальности.

Необходимым условием и предпосылкой сотворчества участников педагогического процесса является целеполагание, т. е. включение педагогов, учащихся и родителей в выдвижение и обоснование целей совместной деятельности, определение путей их достижения и ожидаемого результата, что позволяет обеспечить присвоение общих целей каждым участником деятельности, достичь высокого уровня идентификации групповых и индивидуальных целей. При этом важно, чтобы целеполагание было многоуровневым, т. е. осуществлялось на каждом этапе, в каждом звене организации учебно-воспитательного процесса.

Сотворчество детей, родителей, учителей, селян — благодатная почва для развития личности ребенка, всех его гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств. Только в совместной деятельности ребенок может раскрыть себя, проявить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, выдержку, волю. В такой деятельности зарождаются и проявляются организаторские способности детей.

Идея расширения связей учащихся с окружающим миром

Необходимость реализации данной идеи обусловлена ограниченностью и замкнутостью пространства, в котором происходит социальное становление сельского школьника, бедностью и ограниченностью общения в условиях школы.

Реализация данной идеи позволяет обогатить сферу социальных связей детей, обеспечить их адаптацию, автономизацию, социальную устойчивость и активность в условиях современной жизни, повысить культурный и образовательный уровень школьников, обогатить их социальный опыт, а также предоставляет ребенку возможность осуществлять социальные пробы.

Расширение связи учащихся с окружающим миром ведет к коррекции действий школьников, системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей.

Для обеспечения этой идеи необходимо шире использовать возможности прежде всего самой школы, изменив структуру организации учебно-воспитательного процесса: преодолеть ограниченность учебного процесса рамками класса, проводить занятия за пределами школы, на природе, в местном хозяйстве, разнообразить содержание и формы внеурочной воспитательной работы и т.д. Целесообразно развивать связи школ с культурными и учебно-воспитательными центрами села, района, области, а также между сельскими школами.

Идея взаимодействия детей разного возраста

Необходимость реализации данной идеи обусловлена тем, что в условиях малочисленной школы неэффективно проведение ряда занятий, а тем более воспитательных мероприятий по классам, где обучаются до 10 человек. Разновозрастное взаимодействие имеет большой и обеспечивает:

  • Более широкие возможности для овладения учащимися культурными ценностями;
  • Успешность освоения школьниками различных социальных ролей;
  • Преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших детей;
  • Социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи старших младшим при организации их жизнедеятельности, поддержки тех учащихся, которые не могут реализовать себя по самым разным причинам в группе сверстников;
  • Подготовку к социальной самозащите, предполагающей обучение принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях, умению устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях;
  • Преодоление психологической депривации ребенка.

Взаимодействие школьников разного возраста обеспечивает их взаимное обогащение, овладение старшими социальными ролями взрослого; приобретение опыта ответственности за других; освоение навыков организаторской деятельности, что невозможно в условиях малочисленного класса.

Организовать разновозрастное взаимодействие в сельской школе гораздо легче, чем в городской Компактное проживание учащихся в небольших населенных пунктах, корпоративность отношений по родственному признаку ведут к тому, что такой тип взаимодействия формируется не только в школе, но и за ее пределами. Он воспринимается школьниками как вполне естественный и служит основой для развития дружеских, товарищеских отношений среди детей разного возраста.

Изучение состояния организации воспитательного процесса в малочисленных школах показало, что чаще всего взаимодействие учащихся разного возраста носит стихийный и нерегулируемый характер, что снижает воспитательную эффективность взаимодействия. В этой связи необходимо продумать содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, способы организации разновозрастных контактов в учебной и внеучебной работе, определить средства, стимулирующие взаимодействие детей разного возраста.

Идея педагогизации социального окружения школы

Идея педагогизации социального окружения является продолжением основополагающей идеи взаимодействия школы и социума. Существуют по меньшей мере две причины активного взаимодействия школы и ближайшего социального окружения: с одной стороны, для решения воспитательных задач школа не может и не должна ограждать детей от влияний среды; с другой стороны, сельской школе, трудно в одиночку решать задачи воспитания. Школа стремится включить в жизнь учащихся заботы и проблемы ближайшего окружения, превратиться в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме, тем самым развивая детей, обеспечивая успешность их социализации и повышая качество образования. Взаимодействие школьной и окружающей среды является благоприятным условием эффективного нравственного и гражданского формирования личности, так как педагогика окружающей среды — это, прежде всего, деятельностная педагогика. Учащихся необходимо не только информировать о проблемах окружающей среды, но и активно вовлекать в процесс их решения.

Возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой несравненно шире, чем городской. В отличие от городской школы, взаимодействующей на равных, а часто приспосабливающейся под требования среды, ближайшую социальную среду сельская школа приспосабливает под себя, превращая ее в среду воспитывающую, интегрируя ее воспитательные возможности. Чем шире и разнообразнее содержательный и региональный диапазон связей, тем больше возможностей для повышения эффективности педагогического процесса в сельской школе. Путем педагогизации возможны совершенствование содержания воспитания, обеспечение воспитывающего характера всех видов деятельности учащихся в среде, обновление форм работы.

Возможны следующие пути педагогизации социального окружения школы:

  • Включение в систему работы школы общественно полезной деятельности на селе (дела по благоустройству, забота о людях, престарелых, помощь детским учреждениям, охрана природы, краеведческая работа и т.д.) и производительного труда;
  • освоение и развитие местных традиций и культурного наследия, включение их в воспитательный процесс;
  • использование «человеческих ресурсов» среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей села, специалистов, установление связей с другими школами ит.п.);
  • организация взаимодействия с родителями учащихся, оказание им помощи и расширение воспитательного потенциала семьи;
  • использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, учреждений, клубов, спортивных площадок и др.);
  • создание школьных научных объединений по разработке местных проблем, выпуск школьниками стенной газеты, радиогазеты о событиях в селе и школе и др.

Важным средством педагогизации среды и воспитания учащихся могут стать местные музеи, раскрывающие сокровища культуры и историю родного края. При их создании объединяются усилия, достигается сотрудничество жителей села, школы, местных учреждений, органов власти.

Целесообразно организовывать социально-педагогические комплексы, когда на территории сельского социума создается единая база воспитания детей разного возраста, и учащиеся включаются в разностороннюю трудовую, познавательную, клубную деятельность. В этом случае субъектами воспитания выступают не только педагоги школы, но и специалисты других детских учреждений села, работники культуры, коллективы предприятий и хозяйств.

Реализация вышеизложенных идей обеспечит повышение воспитательного и образовательного потенциалов сельской малочисленной школы.

3. Задачи и идеи реализации воспитательного потенциала в сельской школе

Проанализировав педагогическую и специальную литературу, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день функциональные задачи сельской школы значительно шире просто образовательных.

Школа на селе решает задачу базового общего среднего образования детей, а также выполняет ряд иных функций (как для учащихся, так и для взрослого населения): социально-педагогические, социально-культурные, культурно-образовательные и пр.

Школа является «селообразующим» фактором, связующим центром основных структур сельской сферы. В некоторых селах ее можно назвать даже координатором и главным двигателем прогресса в сельской местности, являясь культуросберегающим центром, главным образовательным институтом. Школа представляет собой площадку по реализации и удовлетворению потребностей и учащихся, и взрослого населения. Это и организация дополнительного образования (различные факультативы, секции, кружки), досуга (организация и проведение различных мероприятий, конкурсов, праздников), социально-психологическая помощь, социальная деятельность (трудовые отряды, помощь ветеранам), материальное оснащение (компьютерный класс, спортивный зал, столовая).

Процент выпускников, оставшихся в родном селе выше в тех селах, где сотрудничество школы и сельского хозяйства наиболее сильно. Закрепляемость выпускников ниже, чем богаче экономическое состояние села.

Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества — процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них — инициирующая роль школы. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и села, произошло взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказалось на социализации детей.