Проявление социальной активности молодежи в условиях городского округа и сельской местности

Введение, Актуальность темы.

Становление личности — это сложный и многогранный процесс, происходящий в большинстве своем в юношеском возрасте. И то, как в общество помогает этому процессу, отражает, прежде всего, уровень его развития. В связи с этим, если мы хотим видеть здоровое, активное, инициативное и способное к самостоятельному существованию общество, то мы должны сегодня заниматься проблемами нашей молодежи.

Понятие социальной активности 18 века приходит в гуманитарные науки, прежде всего в работы Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В.В. Зеньковского, Э. Дюркгейма, и начинает приобретать все более глубокий социально-философский смысл.

Социальная активность является сложным феноменом, и может выступать как качеством личности, так и определенной целенаправленной деятельностью, инициативностью и, наконец, сущностью человека. Иными словами, социальная активность сегодня — это широкое понятие, которое определяет совокупность связей человека с социальной средой.

«В современной России активность — это ключевое качество гражданина, потому что именно активность дает возможность решать свои проблемы, преобразовывать общество, в котором живет гражданин, помогать ближнему и быть человеком. Поэтому социальная активность может быть представлена совокупностью форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период»[5; c. 15].

Социальная активность может стимулироваться под условием внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам, прежде всего, относятся мотивы личности и психологические качества, к внешним — условия среды, позволяющие данную активность проявлять и совершенствовать себя в ней. Стимулирование социальной активности личности — это процесс создания стройной системы ситуаций и мотивов, включающих в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а так же социально-значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении.

Сегодня проблема стимулирования социальной активности актуальна для молодежи ввиду нескольких причин. Это и потребность в общении, потребность в самореализации, потребность в идентификации себя с социальными группами, потребность в самостоятельной деятельности. Однако, целью социальной активности молодежи может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения узко-личностных целей. Включение молодежи в социально-значимую деятельность может быть мотивировано и прагматическими мотивами: карьерный рост, перспективы, получаемые благодаря особым возможностям участия в престижной молодежной организации, в образовательных программах, получение рекомендации при трудоустройстве. Как показывают исследования прошлых лет, мотив благополучия был в числе основных мотивов участия подростков и юношей в общественной работе в школе.

4 стр., 1667 слов

Социальные сети и молодежь

... проникновение социальных сетей Интернета в жизнь общества предполагает их влияние на социализацию, воспитание молодежи, интегрирует их в соционормативную систему. Именно поэтому дисфункции социальных сетей ... социальных сетей, школьники и учащиеся вузов запускают своё саморазвитии и самопознание, они редко выходят на прогулки, не учитывая собственное состояние здоровья, успехи в учебной деятельности ...

Существуют различные подходы к определению форм социальной активности. Наиболее распространенные и выделяемые формы социальной активности можно определить следующим образом: участие в различных культурно-досуговых мероприятиях; участие в жизни своего города, района; проведение благотворительных акций; организация мероприятий в рамках 1. [1; c. 18] В фокусе — молодежный активизм / Ю.Андреева и др. // Поколения.net:

2. [5; c. 15] Социальная активность как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских педагогических чтений/ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. — 289 с.школы, вуза. Однако в настоящий момент молодых людей, социально активных не так много, а в сельской местности еще меньше. Мотивы участия молодежи в общественной жизни муниципалитета, в государственных и федеральных программах по результатам исследований, проводившихся в 2012 — 2013 годах, имеют следующую иерархию: быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, самореализация, из чувства долга, интересно провести досуг, решить собственные проблемы [1; c. 18].

Объект исследования, Предмет исследования, Цель курсовой работы

Задачи: 1) Анализ понятия и содержания социальной активности;

2) Выявление особенностей городской и сельской молодежи;

3) Проведение исследования городской и сельской среды, как условий для проявления социальной активности молодежи.

Методы: Теоретический анализ, полученный в результате проведенного социологического исследования.

Структура:

1. Особенности и специфика развития социальной активности молодежи в РФ

1.1 Социальная активность: понятие и содержание

социальный активность молодежь городской

Существует большое количество определений социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, то есть то, что социальная активность специфическим образом мотивирована.

Следует отметить, что мотивационная структура социальной активности является органической составной частью ее сущности. А мотивы социальной активности — это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности. В структуре мотивов социальной активности выделяют три подструктуры: подструктура потребностей, подструктура внутреннего контроля, подструктура целей. Эти подструктуры состоят из различных мотивационных компонентов, обуславливающих социальную активность личности [8; c. 37].

Для осмысления понятия «социальной активности» молодежи большое значение имеют труды отечественных социологов Л.Я. Аверьянова, В.И. Добренькова, В.И. Жукова, Г.Е. Зборовского, В.Я. Нечаева, А.М. Осипова, Н.Л. Сакотиной.

4 стр., 1905 слов

Формы социальной — культурной деятельности

... континууме -- прошлом, настоящем и будущем. Глава 2. Формы социально-культурной деятельности 2.1 Понятие формы социально- культурной деятельности Форма социально-культурной деятельности (СКД) - внутренняя структура содержания воспитательной и рекреативной деятельности социальных институтов свободного времени, опредмеченная системой специальных методов и ...

Системный подход в изучении социальной активности молодежи. (О. Конт, Г. Спенсер) позволяет представить региональную молодежную [8; c. 37] Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976. политику в виде системы прогнозов развития, детального проектирования основных направлений молодежной политики [7; с. 69][7; с. 69] Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, — М., 2004. — 234 с.

Степень социальной активности можно определить, сопоставляя следующие характеристики субъектов:

1) мобильность (считая молодежь наиболее социальной активной);

2) разнообразие способов и сфер действия (социальная активность выше у лиц, включенных в большое число общественных связей и общностей);

3) сознательность осуществляющих действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков;

4) использование опыта других субъектов, что помогает расширить объем и усилить интенсивность преобразующей деятельности;

5) привлечение сил других для достижения общественно значимых целей;

6) творческий потенциал, обеспечивающий генерацию новых способов преобразования природы и общественных отношений.

Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме социальной активности молодежи позволил предположить, какие потребности могут составлять структуру мотивов социальной активности молодежи. Так, в их число, например, входят потребности в общении, в осознании себя и личностном росте, в общественно-значимой деятельности, в самовыражении, в самореализации, в достижении, в признании и уважении, в оказании помощи, в получении знаний, в привлечении к себе внимания, в благополучии и престиже.

Целью социальной активности: может быть как сам процесс деятельности и общения, так и содержание.

Социальная активность — мера социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она проявляется в социальной деятельности, и соответственно трем ее формам различаются три вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая.

Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение.

Социальная активность — совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный период.

В качестве субъекта социальной активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.

Социальная активность может стимулироваться под условием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам, прежде всего, относятся мотивы личности и психологические качества, к внешним — условия среды, позволяющие данную активность проявлять и совершенствовать себя в ней.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело широкий смысл [5; c. 17].

30 стр., 14896 слов

Анализ социальной активности молодежи (на примере МО г. Сокол)

... выпускной квалификационной работы. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ 1 Понятие социальная активность и ее сущность Понятие «социальная активность» имеет ярко ...

Активность, как некое присущее любому человеку качество, целесообразно рассмотреть в нескольких ракурсах.

По критерию уровня индивидуальности, на котором разворачивается активность: физическая, психическая, социальная активность. Оставив в стороне физическую и психическую активность и сконцентрировав свое внимание только на социальной, обнаруживаем, что она делиться по критерию направленности на просоциальную, асоциальную и антисоциальную.

Под понятием «просоциальная активность» обозначаются действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной пользы для людей, их совершающих [9; c. 21].

Понятие «асоциальность» стало использоваться в основном с первой половины ХХ века в качестве собирательного политического термина, обозначающего неблагополучных людей из низших слоев общества. «Асоциальными» были и для некоторых людей до сих пор остаются попрошайки, бродяги, бездомные, проститутки, сутенеры, наркоманы (в т.ч. алкоголики), гомосексуалисты, цыгане и недееспособные люди. К асоциальному также относят поведение, для которого характерны бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, пьянство, агрессивность, ложь, социальная безответственность, аморально-эгоистическое отношение к лицам другого пола и др. [9; c. 26].[9; c. 26] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

[5; c. 17] Социальная активность как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских педагогических чтений/ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. — 289 с.

[9; c. 21]. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Что касается молодежи, то асоциальная активность довольно часто переходит в антисоциальную. Известно, что в асоциальных группах возникают серьезные предпосылки для криминализации несовершеннолетних. Такого рода асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления несовершеннолетних, в литературе еще называют криминогенными группами.

Антисоциальная активность связана с совершением так называемых общественно опасных действий. Чаще всего это грабежи, ограбления, разбойные нападения, хулиганство, насильственные преступления и др.

Важным критерием различения видов активности является сфера человеческой жизнедеятельности, в которой эта активность разворачивается. С точки зрения этого критерия обычно выделяют трудовую, общественную и культурно-бытовую активность.

На мой взгляд, что это слишком крупные сегменты. Можно выделить выделять такие сферы социальной активности: как экономика, политика, социальная сфера, культура, наука, образование, спорт, коммуникация, досуг, потребление, секс, частная жизнь.

Затем можно ввести такой критерий, как предмет воздействия. С точки зрения этого критерия выделяются такие виды социальной активности как практическая (меняет саму действительность: построй дом, посади дерево, вырасти сына); коммуникативная (нацелена на изменение когнитивных и ценностных представлений людей) и смешанная, которую можно назвать манифестационной, когда смыслом некоторых практических действий является не непосредственное преобразование действительности, а оказание влияния на сознание людей (манифестации, митинги, демонстрации, парады, праздники и т.п.).

Активность человека представляет собой многослойный «пирог», состоящий, по крайней мере, из трех слоев:

  • ведущая активность (например, трудовая, политическая или гражданская);
  • коммуникативная активность, направляющая энергетику личности на поиск связей и контактов, необходимых для реализации ведущей активности);
  • медиаактивность, управляющая действиями индивида по поиску (или производству) информации в медиасфере.

По мнению ряда экспертов, социальная активность молодежи во многом зависит от представлений молодого поколения о гражданском обществе, от отношения к его идеям и идеалам, от соответствующих ценностных ориентиров и установок на проявление гражданской активности, от отношения к структурам гражданского общества (например, к некоммерческим организациям) [2;с.48][2;с.48] Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. / Сост. к.пед.н. Г.Г.Николаев; Е.Кульпединова. — М.: ФГУ «ГосНИИ семьи и воспитания», 2006. — 92 с.

6 стр., 2649 слов

Формирование и развитие социальной активности у подростков

... По существу, поведение в подростковом возрасте во многом детерминируется именно потенциалом социальной активности подростков, которая и определяет его содержание и направленность в общении друг с ... взаимодействие в различных сферах общественной жизни. Педагогический аспект этой задачи заключается в создании, выявлении тех условий, при которых социальная активность становится управляемой и достигает ...

3. [3;351с.] Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999. — 351 с..

Теоретические основы современного понимания социальной активности молодежи заложены в работах В.П. Мошняги, В.Ц. Худовердяна, В.А. Лукова и др. Ключевым для понимания социальной активности выступает при этом потребность молодежи в усвоении и использовании прошлого опыта, в новых актуальных условиях, при этом процесс освоения выглядит нередко как отказ от этого опыта или конфликт с ним, но, в сущности, при этом речь идет лишь о способе усвоения.

В качестве субъекта социальной активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.

Существует большое количество форм для проявления социальной активности: волонтерство, студенческое самоуправление, участие в программах и др. Таким образом, вовлечение молодежи в разные формы социальной активности дает возможность молодому человеку самореализоваться, влияет на его внутренний мир, помогает развить свои таланты, способности практиковать личностную ответственность через сотрудничество с другими.[3; 351 с.].

1.2 Особенности сельской и городской молодежи

Актуальность исследования неравенства городской и сельской молодежи связана с важными социальными процессами, происходящими в российском обществе. Молодёжная политика государства является одним из приоритетных направлений государственной политики, поэтому изучение проблем молодежи, является актуальным. Социальная политика в этой сфере должна ориентироваться, прежде всего, на формирование условий, способствующих реализации интересов, потребностей и жизненных перспектив нового поколения. Значимой проблемой современного российского общества является неравенство жизненных шансов. Анализ проблемы доступа к системе образования, социальной защите, системе здравоохранения, профессиональной подготовке даёт возможность выявления ресурсов и барьеров в городе и в сельской местности, их влияния на характер социального неравенства. Принадлежность к городскому либо сельскому социуму является важным фактором, влияющим на социальное положение людей, уровень жизни, возможности социальной мобильности. Анализ гарантий, предоставляемых социальными институтами, позволит определить качество и уровень жизни молодых людей, степень дифференциации в рассматриваемой группе как составляющей современной социальной структуры российского общества [6; c. 80].

13 стр., 6276 слов

Социальная работа в системе образования

... курсовой работы использовались нормативно-правовые акты международного, федерального и регионального значения. Объект исследования - учреждения системы образования. Предмет исследования - формы, содержание, методы и технологии социальной работы в образовательных учреждениях и ее роль в ...

Условия для проявления активности молодежи на территории города значительно шире т.к. молодым людям предлагается большое количество и средств и возможностей для проявления себя.[6;c.80]. Арсеничева Н.С. социализация городской и сельской молодежи М.:

Академия, 2009г, 180 с.

Количество активной молодежи в сельском поселении значительно меньше. В изучение современных условий жизни сельской включаются экономисты, социологи, социальные психологи, юристы, этнографы, историки. Успешное решение многих социально-экономических, политических, психологических и духовных проблем современной деревни невозможно без знания и учета психологии различных групп сельского населения. Так, психология сельской молодежи есть совокупность социально-психологических феноменов общественного сознания, возникающего под воздействием общих и специфических условий жизни, собственного социального опыта, опыта предшествующих поколений и идеологии.

Неравномерное распределение благ и социальное неравенство влекут за собой усиление социальной напряжённости в обществе. Сравнительный анализ результатов социологических исследований свидетельствует о глубоких различиях в уровне и условиях жизни между городом и деревней. Сельские жители выглядят весьма обделёнными: они обладают меньшими жизненными шансами, чем городские. В связи с этим представляется актуальной проблема конструирования социального неравенства городской и сельской молодёжи, исследование ресурсов социальной мобильности в контексте условий современного российского общества. Характер и степень проявления трудностей этой категории населения зависят от многих факторов, но неоспоримым остаётся тот факт, что жизненные шансы молодых людей, проживающих в сельской местности, значительно ниже, чем у городской молодёжи. Исследования влияния территориального фактора дифференциации позволят расширить научные представления о механизмах конструирования неравенства в молодёжной среде с учётом типа поселения и обозначить важные направления решения социальных проблем данной группы.

Анализ данных социологических исследований позволяет выделить основные барьеры, ограничивающие возможности молодых людей, проживающих в сельской местности. Такими барьерами являются: отсутствие учреждений дополнительного образования, отсутствие учреждений полного среднего образования (в поселениях с малой численностью); отсутствие стационарных лечебных учреждений (94,6% ответов сельских респондентов); отсутствие учреждений социальной работы с молодёжью (управление социальной поддержки населения действует только в районных центрах); слабое развитие социальной инфраструктуры по сравнению с условиями жизни в городе (57,7% сельских респондентов не посещают учреждения культуры, 29,7% — один раз в год); практически полное отсутствие вакансий на местном рынке труда (имеют работу 26% сельских респондентов); несоответствие имеющихся вакансий запросам. Наиболее важными ресурсами, которые предоставляет городская среда, являются: образовательные и медицинские учреждения, развитая инфраструктура. Социальная дистанция между городской и сельской молодёжью требует активизации мер социальной поддержки, направленной на развитие ресурсов сельской среды (образовательное пространство сельских школ; наличие социальных связей в городах; система неформальной взаимопомощи; возможность заниматься предпринимательской деятельностью, сельским хозяйством) [5; 289 c.].

6 стр., 2695 слов

Социальная структура западноевропейских городов

... по мере развития феодализма социальной структуре городского сословия [9]. Городская община скорее выглядит единой ... от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали ... первоначально составляли несвободные крестьяне, ремесленники, беглый сельский люд (бежавшие от своих прежних ... зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших ...

Сельские поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, то есть практически невозможно отследить влияние этих поселений в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации. Связанно это с тем, что в сёлах очень силен социальный контроль поведения человека, из-за маленького количества жителей (каждый эпизод жизни человека может стать объектом для оценки со стороны окружения).

Это приводит к тому, что даже школы, находящиеся в сельских поселения, влияют на воспитание подрастающего поколения меньше, чем в школах городских, и всё это несмотря на то, что школы в сёлах обладают большими возможностями влиять на жизнь своих учеников. И сельская семья (дети сравнивают себя с родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в том же направлении, что и село, независимо от положения и образовательного уровня родителей.[5;289c.] Социальная активность как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских педагогических чтений/ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. — 289 с.

Город значительно отличается от сельского поселения. Он характеризуется большим количеством жителей и высокой плотностью населения, разнообразием трудовой и внепроизводственной сфер, этнос структуры населения может быть различным.

Город (средний, крупный и гигант) имеет ряд характерных черт, которые создают специфические условия социализации его жителей, в особенности для молодежи:

  • средоточие человеческих ресурсов: потенциал человека (физический, психологический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный);
  • средоточие культуры: материальной (промышленность, архитектура, транспорт), духовной (образованность жителей, учебные заведения, учреждения культуры);
  • средоточие контркультуры: экстремизм, криминальные структуры и группы, а так же все виды отклоняющегося поведения.

Городской образ жизни предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив. Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем (но носителями информации являются и архитектура, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди).

Город предоставляет возможности широкого выбора кругов и групп общения. Жители города имеют возможность в некоторые моменты времени существовать анонимно, то есть оставаться неизвестным при контакте с людьми. В городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Горожанин не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность «примерять» их на себя [6; 122 c.].

22 стр., 10861 слов

Студенчество и его социальная роль в жизни общества

... образование. О социальном самочувствии и занимаемом статусе студента можно узнать из третьей главы курсовой работы. Здесь также рассмотрены политические, нравственные и культурно-досуговые интересы молодежи. Юноши и ... 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни. Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в ...

Организатору работы с молодежью при работе с молодыми людьми необходимо учитывать те жизненные условия, в которых проживает и развивает данная категория граждан (сельское поселение или город), так как социализация человека в различных условия будет происходить по-разному. Человек усваивает те образцы поведения, психологические установки, ценности, знания и навыки, позволяющие ему успешно функционировать в обществе, которые преобладают в среде, в которой он живёт. Более четверти населения нашей страны проживает в сельской местности. Сельский образ жизни тесно связан с особенностями труда и быта жителей, а именно, труд подчиняется циклам года; условия труда тяжелее, чем в городе; малая возможность для трудовой мобильности жителей; ограничен набор занятий в свободное время.

В любом случае, государство должно помогать в развитии и городской и сельской молодежи, ведь в обоих случаях может быть талантливые молодые люди, которые не до конца могут раскрыть свои способности. А молодежь как мы знаем — это будущее нашей страны.

2. Исследование городской и сельской среды, как условий проявления социальной активности молодежи

2.1 Городская среда, как условие для проявления социальной активности молодежи

Условия для проявления активности молодежи на территории города значительно шире т.к. молодым людям предлагается большое количество и средств и возможностей для проявления себя.

Трансформация образа жизни городской молодежи в условиях перехода общества к рыночной экономике» рассматриваются особенности образа жизни городской молодежи в условиях трансформации российского общества. Анализируя полученные данные, автор полагает, что стремление молодежи жить в городе имеет глубокое социально-экономическое обоснование: решение проблем получения жилья, уровень трудовой занятости населения, развитие различных форм социальной защиты в них выше, чем в сельской местности, и городской образ жизни предоставляет молодежи большие возможности социальной реализации. В результате проведенного исследования автором был выявлен ряд особенностей изменения образа жизни городской молодежи. В социально-экономической сфере выделяется следующее: 1) молодые люди города стремятся стать высококвалифицированными специалистами, расти профессионально, основными способами карьерного роста называют умение приспосабливаться к обстоятельствам и людям, наличие высшего образования и коммуникативных способностей; 2) современная городская молодежь считает, что материальных успехов каждый должен добиваться сам, причем указывается на необходимость иметь высокие доходы, независимо от их источника. 3) в связи с переходом к образу жизни общества, базирующемуся на рыночных отношениях, интерес вызывает предпринимательская деятельность. У городской молодежи гораздо больше возможностей ею заняться в силу того, что она быстрее, чем сельская молодежь, приспосабливается к новым жизненным обстоятельствам и при наличии определенной базы имеет возможность открыть свое дело [5; 289 c.].

На территории города действует программно-целевой принцип, который способствует более эффективной реализации молодежной политики. Эти целевые программы, механизмы и принципы, как правило, существуют во всех городах и крупных населенных пунктах. Существование принципов придает государственной молодежной политике в регионе логическую устроенность, системный характер, обеспечивает необходимую историческую преемственность, делает более демократичными механизмы осуществления государственной молодежной политики, создает единую методологию и ориентиры в реализации основных направлений и целевых подпрограмм государственной молодежной политики. К ним относятся: 1) формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи; 2) более широкий выбор путей решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей; 3) поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи; 4) комплексные меры по укреплению молодой семьи; 5) формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи; 6) профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи; 7) развитие молодежного, детского и семейного отдыха; 8) развитие художественного творчества молодежи; 9) развитие массового молодежного спорта; 10) международное и межрегиональное молодежное сотрудничество; 11) создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики; 12) развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью; 13) поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений [10].

3 стр., 1415 слов

Формирование социальной активности как условие преодоления школьной дезадаптации

... социальной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.[8.12-17c] 1.2 Влияние познавательных процессов на социальную активность ...

Городская среда включает в себя определённый набор ресурсов, которые помогают молодым людям получить определённые блага материального и не материального характера и либо сохранить, либо повысить свой социальный статус. Каждая социальная группа имеет и использует свои социальные ресурсы, следовательно, сельская молодёжь не всегда имеет возможность воспользоваться внешними ресурсами — ресурсами города.

Наличие образовательных учреждений еще один плюс городской среды. Совершенно очевидно, что образование является важным ресурсом, способствующим повышению социального статуса молодых людей. Формирование социальных ориентаций, системы ценностей и идеалов молодых людей находится под влиянием таких важных институтов, как семья и образование. Если мы говорим о школьном образовании, то можем выделить такие отличительные черты образовательного пространства городских и сельских школ, как более низкий уровень материально-технического обеспечения школ в сельской местности, недостаточное количество высококвалифицированных педагогов.

Таким образом, шансы получения профессионального образования выпускников сельских школ ниже, чем выпускников городских школ. Естественно, что важным моментом в процессе профессиональной ориентации и выбора профессии является наличие образовательных учреждений профессионального образования.[5;289c.] Социальная активность как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских педагогических чтений/ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. — 289 с.

[7;60c.] Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в

трудной жизненной ситуации, — М., 2004. — 234 с.

Большинство образовательных учреждений профессионального образования сосредоточено в городах, поэтому городская молодёжь проблему выбора профессионального образования решает значительно проще, нежели сельские ребята. Выпускники сельских школ, а также жители малых городов вынуждены ехать учиться в областные центры, либо в другие регионы. В районных центрах чаще всего есть образовательные учреждения начального или среднего профессионального образования, однако они не всегда могут соответствовать потребностям выпускников школ. Здесь появляется вопрос о достижении желаемого уровня образования и о его качественных характеристиках. На сегодняшний день значительная часть выпускников школ стремиться получить высшее профессиональное образование. Данные, полученные в результате общероссийского опроса молодёжи, посвящённого высшему образованию, говорят о выраженном стремлении молодых людей к хорошей работе, карьере, образованию. 70 % респондентов стремятся сделать карьеру [7; 60 c.].

Таким образом, более высокий образовательный уровень является дополнительным ресурсом, и чем выше уровень урбанизации, тем большие возможности выбора профессионального образования имеют выпускники городских школ.

Так же большое значение имеют учреждения здравоохранения. Здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Проблемы со здоровьем являются серьёзным препятствием для молодых людей, определённые заболевания могут стать барьером на пути поступления в вуз или трудоустройства. Укрепление здоровья является важным направлением поддержки молодого поколения. Данное направление социальной политики не может быть в полной мере реализовано в сельской местности, так как для этого необходимо достаточное количество лечебных учреждений и соответственно квалифицированный персонал. Во многих поселениях содержится лишь одно медицинское учреждение — фельдшерско-акушерский пункт. Ситуация в городе выглядит по-другому: даже малые города имеют лечебные учреждения различных типов, кроме государственной развита система частных медицинских центров [8; c. 108].

Конечно же, мы не утверждаем, что уровень здоровья городских жителей достаточно высок. Но несомненным остаётся то, что городская среда предоставляет большие возможности, связанные с лечением и укреплением здоровья.

Кроме учреждений профессионального образования важным является наличие развитой в целом социальной инфраструктуры. Городские жители могут эффективно использовать потенциал социальной инфраструктуры города с целью изменения своего положения.

Социальная инфраструктура представляет собой «совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его потребностей, ценностных ориентаций, социальных, демографических и других особенностей». Улучшение социального положения молодых людей практически невозможно при отсутствии условий, поддерживающих нормальную жизнедеятельность. Жизнь современных людей невозможна без материальных благ, которые обеспечивают их деятельность. Городская среда включает в себя достаточное количество спортивных, оздоровительных торговых комплексов, транспортные линии, средства коммуникации. Что непосредственно отличаете от сельской.

2.2 Проявление социальной активности молодежи на территории г.о. Самара и в м.р. Исаклинский

Город значительно отличается от сельского поселения. Он характеризуется большим количеством жителей и высокой плотностью населения, разнообразием трудовой и внепроизводственной сфер, этнос структуры населения может быть различным.

Город (средний, крупный и гигант) имеет ряд характерных черт, которые создают специфические условия социализации его жителей, в особенности для молодежи:

  • скопление человеческих ресурсов: потенциал человека (физический, психологический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный);
  • разнообразие культуры: материальной (промышленность, архитектура, транспорт), духовной (образованность жителей, учебные заведения, учреждения культуры);
  • разнообразие контркультуры: экстремизм, криминальные структуры и группы, а так же все виды отклоняющегося поведения.

Рассмотрим проявление социальной активности на примере г.о. Самара.

Рисунок№1

[10] http//www.city.samara.ru/node/4375] По данным департамента по делам молодежи в г.о. Самара на 2013 год общая численность населения составляет 1135400 человек из них молодежи 312000 человек, из которых:

«Статистика департамента по делам молодежи г.о. Самара» [10].

Администрацией города Самара, была принята Концепция молодежной политики города на 2008-2012 гг. — документ, определяющий цели, принципы, приоритетные направления, основные механизмы реализации молодежной политики, а также критерии оценки эффективности субъектов молодежной политики на уровне города. Так, Концепция главное внимание уделяет вопросам трудоустройства (в том числе получению вторичной занятости), доступного жилья, образования, организации досуга, устранения бед наркомании и алкоголизма. Для достижения поставленных в Концепции целей проводится комплекс системных мероприятий, обеспеченный организационными, финансовыми и кадровыми ресурсами.

В 2007 году создан МУ «Городской молодежный центр информации и аналитики» для обеспечения качественной и современной информатизации молодежной среды Самары. Создан МУ «Дом молодежных организаций», в структуре которого созданы новые ресурсные центры для молодежи: Центр подземных путешествий, Центр экстремальных видов спорта и единственный в Росси Центр нравственного воспитания молодежи. На территории города действует программа « Молодежь Самары» на 2009-2013 годы. Целевая программа — возможность систематизировать работу и направить ее на те сферы, которые являются наиболее важными и приоритетными. Именно поэтому Программа разработана с учетом социологических исследований молодежной среды, предложений различных социальных групп молодежи, общественных и политических молодежных организаций, опытных специалистов в области молодежных вопросов. Кроме того, программой предусмотрены мероприятия по трудоустройству подростков на временные и постоянные рабочие места, в рамках поддержки молодой семьи планируется проведение образовательной программы «Крепкие семьи», предбрачная консультация, создание и внедрение Городской молодежной дисконтной системы льготного обслуживания, консультация по вопросам участия в жилищных программах.

С 2007 года функционирует социальный проект «Формула РОСТа», направленный на содействие профессиональному становлению и занятости молодежи, с сентября 2007 года — социальный проект Самарская городская школа издательского дела. На базе МУ «Молодежный центр «Самарский» создан и функционирует Городской штаб студенческих и трудовых отрядов, благодаря деятельности которого охват молодежи в первый же год составил более 500 человек, а общее число трудоустроенных подростков и молодежи, а временные и постоянные рабочие места — около 6000 человек [10].

На территории города Самара существует большое количество организаций по работе с молодежью, которые в виду своей профессиональной деятельности предлагают разнообразный спектр площадок для проявления социальной активности молодежи, это: Муниципальное учреждение «Самарский городской молодежный центр», Муниципальное учреждение «Центр информации и аналитики», Муниципальное учреждение «Дом молодежных организаций», Муниципальное учреждение «Центр юридической помощи молодежи» [11].

Так же на территории г.о. Самара успешно работают общественные молодежные организации: «Центр поддержки демократических молодежных инициатив», «Педагогический клуб радуга», «Самарский союз молодежи», «Студенческие трудовые отряды», «Федерация детских организаций Самарской области», и др.

1).

«Самарский союз молодежи» — данная общественная организация занимается созданием условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации его потенциала. [11] http://ddm.samregion.ru/odm/dmo_reestr/Так же содействует формированию и развитию системы социального партнерства на основе достижения баланса интересов между представителями государственной и муниципальной власти, бизнеса, общества в интересах молодежи. Содействует и участвует в разработке и представлении законодательных инициатив, а так же нормативно правовых актов органов государственной и муниципальных актов в интересах молодежи.

2).

«Центр поддержки демократических молодежных инициатив» — организация занимается изучением, организацией, и внедрением прогрессивных форм обучения и воспитанием детей и молодежи. Содействует развитию интеллектуальных качеств посредством участия молодых людей в дискуссиях, семинарах, интеллектуальных играх и т.д. организацией было разработано большое количество проектов и программ, одна из которых «Соревнование классов, свободных от курения», направленная на пропаганду здорового образа жизни среди подростков. В программе приняли участие более 10000 подростков и их родителей Самарской области.

3).

«Студенческие трудовые отряды» — целью организации является воспитание молодежи, решение материальных и социальных проблем студенчества, решение проблемы трудоустройства молодежи. Организация досуга, спорта, туризма среди молодежи. В Самарской области организация возродилась с 2001 года и в настоящий момент в ее рядах состоят около 6000 молодых людей.

4).

«Федерация детских организаций Самарской области» — целью организации является создание в Самарской области условий для эффективного развития детских и молодежных общественных объединений в целях социализации детей и подростков. За время деятельности организации, было реализовано больше количество проектов и программ: областная антинаркотическая акция «Мы за здоровый образ жизни», проект «молодые лидеры региона — лидеры России. В настоящее время ФДО включает в себя около 20 детских объединений, в которые входит около 2500 человек.

Количество активной молодежи, и условий для проявления социальной активности в сельском поселении значительно меньше.

Особую роль в социальной активности сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Молодежь отталкивают сложные условия труда, нехватка рабочих мест, жилья, неразвитая инфраструктура [7; 46 c.].

Рассмотрим условия для проявления активности на примере м.р. Исаклинский. Общая численность населения 13600чел., молодежи 4760чел, что составляет 35%, включено в программы «Молодой семье доступное жилье», «Многодетная семья», «Поддержка молодых специалистов», «Молодежный парламент», «Поддержка малого бизнеса» — 760 чел.,16%.

Из вышесказанного следует что возможностей и условий недостаточно. Это может быть связанно с рядом причин препятствующих проявлению социальной активности, которые мы исследуем далее.

[7;46c.]. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в

трудной жизненной ситуации, — М., 2004. — 234 с.По итогам проведенного нами социологического опроса у молодежи в возрасте 14-30 лет, среди выпускников общеобразовательных учебных заведений, работающей молодежи, было опрошено 50 человек: 25-юношей, 25-девушек, которые отвечали на поставленные вопросы: «достаточно ли на ваш взгляд условий для проявления социальной активности?» 34% опрошенных ответили «да», 57% «нет», 9% «затрудняюсь ответить».

Из ответов на вопрос следует, что условий для проявлений социальной активности молодежи на территории м.р. Исаклинский недостаточно.

На вопрос: «Какие проблемы на ваш взгляд препятствуют проявлению социальной активности?» 23% опрошенных ответили «Недостаточное информирование»; 13% «Отсутствие активного обмена технологиями с другими муниципалитетами»; 57% опрошенных ответили «узкий спектр площадок для реализации себя»; 6% «удаленность района от центра области»; 4% «недостаток свободного времени».

Ключевыми проблемами, препятствующими проявлению активности молодежи являются:

  • Узкий спектр площадок для реализации себя;
  • Недостаточное информирование;
  • Отсутствие активного обмена технологиями с другими муниципалитетами.

Результаты проведенного нами исследования были переданы в отдел по делам молодежи м.р. Исаклинский.

Заключение

Проведенный теоретический и практический анализ позволяет сделать следующие выводы:

1).

Понятие социальная активность является важным с точки зрения развития гражданской позиции, привлечения молодежи к участию в жизни в обществе, т.к. вовлечение молодежи в разные формы социальной активности дает возможность молодому человеку самореализоваться, влияет на его внутренний мир, помогает развить свои таланты, способности практиковать личностную ответственность через сотрудничество с другими.

2).

Значимой проблемой городской и сельской молодежи и общества в целом является неравенство жизненных шансов. Принадлежность к городскому либо к сельскому социуму является важным фактором, влияющим на социальное положение молодежи, уровень жизни, возможностей социальной мобильности. Неравномерное распределение благ и социальное неравенство влекут за собой усиление социальной напряженности в обществе.

3).

Возможности для проявления социальной активности молодежи в городской среде — шире. Городская среда включает в себя определенный набор ресурсов, которые помогают молодым людям получить определенные блага материального и не материального характера. Городская среда включает в себя достаточное количество спортивных, оздоровительных торговых комплексов, учреждений здравоохранения, общественных организаций, высших учебных заведений, т.к. более высокий образовательный уровень является дополнительным ресурсом.

4).

Условий для проявлений социальной активности в сельской местности, значительно меньше. На примере м.р. Исаклинский видно, что существует ряд проблем препятствующих повышению социальной активности — это: «узкий спектр площадок для реализации себя»; «недостаточное информирование»; «отсутствие активного обмена технологиями с другими муниципалитетами». В результате нашего исследования было предложено решение данной проблемы.

Целесообразно в заключении напомнить высказывание В.И. Ленина «Права — равные, условия — разные…».

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-aktivnost-2/

1. В фокусе — молодежный активизм / Ю. Андреева и др. // Поколения.net.

2. Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. / Сост. к.пед.н. Г.Г. Николаев; научн. ред. к.пед.н. М.Е. Кульпединова. М.: ФГУ «ГосНИИ семьи и воспитания», 2006. 92 с.

3. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. 351 с.

4. Демидова Л.С. Социальные проблемы села в новых условиях хозяйствования // Общество и экономика. 2008. №7. С. 41-46.

5. Социальная активность как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских педагогических чтений/ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. 289 с.

6. Арсеничева Н.С. социализация городской и сельской молодежи М.: Академия, 2009г, 180 с.

7. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, М., 2004. 234 с.

8. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

10. http//www.city.samara.ru/node/4375.

11. .