Школа как социально педагогическая система

Школа

, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов. В связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена. Ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения. От руководителя современной школы во многом зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как будет осуществляться взаимодействие школы с образовательными системами, частью которых она является.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Содержательно понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы или здание, в котором размещается учебное заведение. Однако на протяжении длительной истории развития общества этот термин имел и поныне имеет много значений. На латинском языке «школа» (schola) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Имея религиозно-духовное происхождение, это понятие первоначально отражало объединение людей (учителей и учащихся), включенных в процесс восхождения души и духовности человека. В переводе с греческого «школа» (schole) трактуется как дом радости в процессе познания мира. В связи с этим о школе говорили больше как о том или ином направлении или течении в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т.п.. Направлением ,которое обладает характерными свойствами, методами, приемами, представленном группой учеников и последователей какого-либо ученого или художника, близких по творческим принципам, идеям или манере — например,«строгановская школа иконописи».

Термином «школа» характеризуют также живопись, скульптуру города или целой страны в случае, если их своеобразие выражено в определенных стилистических и хронологических границах — «болонская школа» или «фламандское искусство».На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной спецификой и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны «Школа радости», «Вальдорфская школа», «Школа Френе», «Гуманитарная школа», «Математическая школа», «Музыкальная школа», «Художественная школа», «Спортивная школа», «Экономическая школа», т.д.Точно так же и содержание понятия «университет» (или лат. Alma Mater — родная мать) воспринимается не только как тип высшего учебного заведения. Миссия университета издревле состояла в обучении молодого человека совокупности всех видов знаний. С давних времен университет был очагом мудрости, выполнявшим несколько задач: университет не только сохранял, искал и передавал имеющиеся в обществе научные знания, возвышенные духовные и культурные ценности. Он еще и воспитывал интеллект ради высшей культуры. Исторически именно в университетах рождалось новое знание, формировалась научная теория и оформлялась та или иная парадигма понимания жизни, растительного и животного мира, космоса, человека.

7 стр., 3255 слов

Профессиональная деятельность мастера производственного обучения ...

... не может. 2.3. Личностные качества мастера производственного обучения. Педагогические способности являются ... системе «мастер п/о - студент» обеспечивает преемственность форм учебных взаимодействий в профессиональной деятельности мастера производственного обучения. 2.1 Структурные компоненты личности мастера производственного обучения. ... гуманного отношения к людям. Педагог-мастер п/о- это всегда ...

Таким образом, формирование представлений о важности управленческого труда, о его влиянии на жизнедеятельность школы, как части всей образовательной системы, о целостной работе руководителя и обусловливает актуальность темы «Школа — открытая социально-педагогическая система». Объектом исследования в курсовой работе является: современная школа как социальная система. Предметом исследования — процесс управления в современной школе. Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно: — сделать теоретический обзор понятия педагогической системы в педагогической литературе;

— рассмотреть компоненты педагогической системы и их характеристику;

  • рассмотреть цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в современных условиях;

— изучить современную школу как объект управления, в том числе – проанализировать:

— органы управления современной школы;

— функции директора и завучей школы

— функции Совета школы.

Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, содержит 1 схему и состоит из 33 страниц.

Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики

В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.).

Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл.

Система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Но поскольку взаимодействие по линии метосвязи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно ,то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п.

10 стр., 4526 слов

По психологии «Основные направления социально-педагогической ...

... при помощи семье: Педагогическая; Социальная; Психологическая; Диагностическая; Медицинская. Использование той или иной модели напрямую зависит причин, которые вызывают проблему детско-родительских отношений. Социальный педагог при работе с семьей имеет три ...

Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы и является своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере народного образования на всех уровнях. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

Педагогические системы можно представить как:

  • систему воспитания;
  • систему образования;
  • система воспитательной деятельности учителя и т.д.

В педагогической литературе понятие «педагогическая система» представлено в различных аспектах.

Так, Б.С. Гершунский предлагает следующее определение: « Педагогическая система объединяет целостные педагогические объекты — личность воспитуемого, воспитательно-образовательный процесс, воспитательно-образовательную систему, систему педагогического управления» .

В.С. Ильин рассматривает педагогическую систему, которая объединяет многие педагогические процессы: систему внешкольной работы с детьми, систему воспитательно-образовательной работы школы, систему работы коллектива учителей с учащимися отдельного класса, систему обучения циклам предметов, систему уроков, систему формирования умений, качеств личности, систему работы классного руководителя и т.д.

М.М.Поташник называет следующие структуры педагогических систем:

-управленческая (программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, корригирование и анализ);

  • деятельностная (мотивы, цель, содержание, формы, методы, результаты);

-содержательная (в основе лежат направления воспитания — нравственное, гражданское, трудовое, физическое, эстетическое и др.);

  • возрастная (воспитательная работа с младшими школьниками, подростками, старшими школьниками);

-субъектные (деятельность учителя — родителей — школьников); типы коллективов (школьный — педагогический — классный и т.д.).

Ю.П.Сокольников дает следующую характеристику педагогической системы: «Они существуют как относительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности, имеющие определенную организацию».

По мнению Т.Н. Шамовой, под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и. материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности .

7 стр., 3122 слов

Педагогическое наблюдение как метод научных исследований

... исследования; когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов. Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования. сложных методов ... соответствует действительности. Классическим примером того, как один и тот же ...

Существует и другое определение данного понятия: «Педагогическая система — это совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с определенными качествами, необходимыми как самой личности, так и обществу» (В.П.Беспалько).

В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы.

Признаки любой системы:

  • наличие компонентного состава,

— многоуровневость, иерархичность;

— присутствие системообразующего компонента;

— зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;

— обусловленность действия системы свойствами ее структуры;

— несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;

— взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широких систем и содержать в себе более мелкие.

Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность. Так или иначе, но система характеризует определенную упорядоченность объектов относительно поставленных целей.

Известно, что школа является самостоятельной социально-педагогической системой.Особенностью школы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: 1.общественная;

2.производственно-экономическая;

3.социально-бытовая;

4.природно-экологическая;

5.культурная;

6.духовно-нравственная.

Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и развития личности.

Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй — когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано. Системные образования бывают различными по содержанию: механическими, биологическим, социальными, педагогическими. Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Это системы функционирующие в условиях постоянной изменчивости факторов окружающей среды. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные и целенаправленные.

5 стр., 2280 слов

Ф. Фребель и его система воспитания дошкольников

... “Воспитание человека — главный труд", в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в ...

Отличительным признаком всех целеустремленных систем является их полифункциональностъ,т.е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов.

Существенным для педагогических систем является:

— целенаправленность любой системы;

— динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов, и системы в целом;

— способность к саморегуляции и самоорганизации.

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления. Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей — средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система «детский сад», а ее вариантами — педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.