Социально-культурная среда и ее роль в социализации

Социально-культурная среда как важная составляющая современного общества

1.1 Социально-культурная среда, её сущность и содержание

Культурологический термин «среда», который служит объектом многих научных исследований и практической деятельности, означает совокупность условий жизнедеятельности индивида, включающая личностные и вещественные элементы, с которыми взаимодействует индивид. Эти элементы оказывают непосредственное воздействие на ценностные ориентиры, нравственную и культурную основу личности, на духовные потребности. В этой связи с уточнением специфики планомерно можно ввести понятие — «социокультурная среда». Итак, социокультурная среда — это система культурных ориентиров, духовных ценностей общепринятых норм, законов, правил общества, с которыми взаимодействует индивид, и которые в этом взаимодействии оказывают влияние на развитие личности. В данной системе «среда-личность» имеется взаимосвязь условий и деятельности. Таким образом, именно в социально-культурной среде могут реализовываться общественные функции культуры, направленные на социально-культурную адаптацию личности в обществе и влияющие на формирование духовных качеств индивида.

Вещественную сторону социально-культурной среды следует рассматривать как совокупность определённых культурных ценностей в данном социуме и их использование в деятельности индивида, включённого в данную среду. Следовательно, сюда следует отнести также характер организации и механизм функционирования духовных ценностей. В перечень общечеловеческих ценностей среды необходимым составляющим включается и толерантность, как принцип построения взаимоотношений между членами социума.И от того, как будет сформулирована ценностная модель толерантного отношения между субъектами, зависит уровень результативности.

Разделы «личность» и «социокультурная среда» непосредственно объединены друг с другом. Человек без среды не существует, однако представление социально-культурной среды становится бесполезным, в случае, если мы его не сопоставим с личностью.

Принято рассматривать то, что развитая среда формируется высококлассными сотрудниками культуры, дизайнерами, живописцами и иными представителями творческих профессий, специализированными негосударственными и муниципальными организациями. Они показывают людям некоторое цивилизованное пространство, которое им предстоит осваивать. Но, в практике подобное освоение сводится к осуществлению мыслей и планов рекомендованных кем-то снаружи.

6 стр., 2981 слов

Мотивация деятельности личности в организации

... поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях ... стимулировании, теряет ценность и нематериальное стимулирование. Кроме системы материального стимулирования в организациях используется дополнительная система нематериальной мотивации сотрудников, ...

Среда — это по существу испытательная «площадка», внутри которой отрабатываются и осваиваются разные по предназначению и показаниям общественно-цивилизованные и реабилитационные методы и процессы. В сущность данного термина входит целый ряд значимых частей.

Информационно-познавательная, просветительская составная часть определяет получение лицами определений и познаний о настоящих явлениях находящихся вокруг их общества, понимание ими необходимости выделиться со своим непосредственным окружением, потребности познаний в практической деятельности с целью преобразования своего образа существования.

Досугово-творческая составная часть связана с системой досуга для удовлетворения внутренних и материальных потребностей лиц: предоставление им книг, журналов, газет, создание специальных телевизионных и радиопередач, игр; содействие в организации оздоровительных мероприятий, уроков физкультуры и спорта, посещении театров, выставок, разных цивилизованно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

Укрепляющей базой для формирования и сохранения и развития социально-культурной среды является присутствие в имеющейся инфраструктуре района или города довольно распространенных современных нетрадиционных и классических досуговых центров, в которых доминирует досуговая активность жителей, независимое культурно-творческое начало.

Социально-культурная среда — это конкретное данное каждому человеку социальное пространство, в котором он стремительно включается в культурные общественные взаимосвязи. Это комплекс различных обстоятельств его жизнедеятельности и общественного поведения.

Социум можно представить в виде базисных общественных субъектов (социальных групп, сообществ и учреждений), которые считаются универсальными устойчивыми социальными образованиями.

Культура как результат человеческой деятельности представляет собой совокупность норм, традиций, идей, ценностей, смыслов, характерных для социальной общности, обеспечивающей социальную принадлежность, индивидуальное самоопределение личности.

«Культурное» и «социальное» тесно связаны, потому что в любом общественном явлении всегда существует человек как носитель культурных ценностей и социальных ролей. Именно люди являются первичным элементом общественных структур, взаимоотношений и культурных процессов.

Суть социума — делать жителей нашей планеты публичными, обеспечивать их набором нужных ролей и способами их выполнения. Суть культуры — содействовать формированию духовной личности, преодолению её социально-ролевой однонаправленности в ходе ценностно-ориентированной активности. Рассматривая различия между общественной и культурной системами, можно рассматривать их не только как взаимозависимые, но и как взаимопроникающие системы. Культурная и социальная системы не в состоянии быть разделенными между собой, хоть и имеют все шансы истолковываться как аналитически свободные.

1.2 Принципы и функции социально- культурной среды

Социально-культурная среда разнообразна, функции и принципы ее функционирования также отличаются многообразием, разнообразны подходы к человеку — главному элементу этой среды. Человек, являющийся субъектом познания, потребителем культуры, объектом воспитания. Важной особенностью социально-культурной среды является то, что в ней именно потребности общественного развития помогают точно определить основные социальные функции.

12 стр., 5906 слов

Особенности технологий организации социально-культурной деятельности ...

... Ю.Д. Основы социально культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1995. - С.140 Рассматривая социально-культурную деятельность как особый вид педагогической деятельности, в процессе ... с молодежью Общественный статус и признание той или иной деятельности в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции ...

Несомненно, назначение социально-культурной среды характеризуется особой значимостью, ведь именно она выполняет ряд социально важных функций. В зависимости от деятельности индивида, ее содержания и присутствия возрастных, и профессиональных особенностей, главные функции дополняются востребованными функциями, благодаря которым, в окончательном счете, гарантируется достижение конечного результата.

К главным функциям общественно-культурной среды относятся:

1) коммуникативная;

2) информационно-просветительная;

3) культуротворческая;

4) рекреативно-оздоровительная;

5) адаптивная;

6) функция социализации.

Коммуникативная функция подразумевает удовлетворение потребности индивида в общении (работа клубов, творческие ассоциации, вечера отдыха, дискотеки, организация праздников).

Именно в рамках социально культурной среды происходит потребление и использование большого объема информации из области искусства, религии, науки и других областей. Масштабы реализации этой функции различны. Существуют межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый уровни.

Малые группы функционируют и исполняют данную функцию на групповом уровне. На учрежденческом уровне субъектами коммуникативной функции выступают большие интегрированные сети, которые охватывают информационную связь множества людей и групп в организациях социально-культурной сферы. Сюда относятся концертные залы, театры, кинотеатры, музеи, парки и библиотеки и т.д. Распространяется на массовом уровне культурная информация благодаря средствам массовой коммуникации и средствам современного аудиовизуального технологического комплекса (интернет).

Информационно-просветительная функция социально-культурной сферы отличается устойчивостью и широким охватом аудитории. Так как процесс просвещения характеризуется непрерывностью, каждый человек продолжает повышение своего образовательного уровня в течение всей жизни. Деятельность в рамках социокультурной среды основана на добровольности, инициативности, независимости самих людей. Данная функция позволяет более полно удовлетворить индивидуальные досуговые увлечения, требования и интересы людей различных профессий и возрастных категорий.

С вышеупомянутой функцией взаимодействует культуротворческая функция социально-культурной сферы. Эта функция подразумевает формирование духовных интересов и способностей, она связана с творческой деятельностью, такой как спортивно-игровая, художественно-театральная, прикладная, исследовательская, трудовая. Все это может происходить в рамках фестивалей, олимпиад, конкурсов, туристических походов и т.д.

Рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной среды отличается специфическими чертами. Её суть содержится в формировании и реализации досуговых программ в области оздоровления, развлечения, игровых программ, ориентированных на различные группы. Целью таких программ является восстановление сил после трудовой деятельности, и в то же время данные программы оказывают развивающее воздействие. Таким образом, функция содействует физическому воссозданию физических и духовных сил индивида. Формами такого проявления являются спортивные мероприятия, организация прогулок на воздухе, подвижные игры. Во многих случаях такая деятельность в рамках социокультурной среды направлена на реабилитацию людей с ограниченными возможностями. В социально-культурной сфере реализация рекреативно-оздоровительной функции возможна благодаря взаимодействию с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями.

14 стр., 6880 слов

Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности

... оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой ... развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ ... совершенствование её технологий. Цель исследования: выявить и проанализировать специфику организации социально-культурной деятельности, как ...

Социально-культурная среда позволяет человеку адаптироваться в окружающей среде, приобщает человека к природным и историческим обстоятельствам его существования. В этом и заключается упомянутая выше адаптивная функция.

Несомненно, важнейшей функцией социально-культурной среды является функция социализации. Социокультурная среда воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания и пространством личностного развития — содержание социокультурной среды определяет не только характер социализации, но и спектр возможностей самореализации личности. В настоящее время среда рассматривается как условие социального, индивидуального развития и саморазвития личности Пешкова, В. П. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения [Текст] / В. П. Пешкова // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. — 2013. — № 1(13).

— С. 36-39.

Весь спектр социально-культурных функций сложился на основе многолетнего опыта. Именно эти функции в совокупности формируют само понятие социально-культурной среды. Соседствуя и дополняя друг друга, они остаются устойчивыми в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга.

Социальная активность, адаптация в обществе духовная реабилитация, поддержание непрерывного образования и духовного обогащения, творческое развитие личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей достигается именно благодаря сочетанию всех функций социально-культурной среды.

Но функции социально-культурной среды не будут в полной мере реализовываться, если в рамках организаций и элементов социокультурной среды не будут выполняться определенные действенные принципы.

К совокупным основам социально-культурной среды, в первую очередь, относится принцип педагогизации. Этот принцип нередко воспринимают упрощенно, чтобы решить в практике учреждения культуры ту или иную этическую, духовную или же организационную дилемму. Необходимо определить в рамках социально-культурной среды подходящие способы воспитывающего воздействия, выстроить вариант соответствующего педагогического поведения субъекта и объекта, подобрать сообразный педагогический инструментарий.

Важным принципом является принцип личного подхода. Он представляет признание личности индивида высочайшей общественной и культурной ценностью, почтение уникальности и культурного своеобразия любой личности. Но помимо всего, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов страны.

6 стр., 2559 слов

Развитие личности и социальная среда

... социальная среда — это сложное многоуровневое об­разование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность. В данной работе рассмотрены аспекты формирования и развития личности, ...

Социокультурная среда должна подчиняться принципу ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию кулшьтуротворчества в отдельных группах и общностях.

Также вся деятельность, осуществляемая в рамках социально-культурной среды, должна быть пронизана гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.

Несомненно, для социокультурной среды необходим учёт принципа приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ.

Каждая культурная программа или организация должна разрабатываться и функционировать исходя из принципа единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций.

Только лишь при соблюдении представленных принципов можно добиться реализации функций социально-культурной среды, которые позволят обеспечить формирование духовно обогащенной личности и будут способствовать социализации личности.

2.1 Социализация личности и влияющие на неё факторы

Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация личности включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы.

В процессе социализации индивидом усваиваются общественные нормы, через формирование собственного «я» проявляется уникальность личности, индивид знакомится с примерами поведения, социальными ценностями, необходимыми для его успешного функционирования в данном обществе.

Что немаловажно, социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. С помощью этого индивид получает способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, организации, в которых состоит человек средства массовой информации и т.д.

Человек становится личностью по мере усвоения социального и культурного опыта. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация личности является процессом длительным многократным. Базовый и крайне важный этап, когда происходит формирование личности и процесс социализации имеет особую значимость — это дошкольный возраст. Однако процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни, начиная от младенчества, заканчивая старостью. Именно поэтому процесс социализации в социологической науке разделен на два основных типа:

  • первичная социализация — усвоение норм и ценностей ребенком;
  • вторичная социализация — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

В процессе социализации можно выделить две категории, формирующие, ориентирующие, способствующие и ограничивающие становление личности индивида: агенты и институты. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения и организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

С течением времени меняется и развивается общество, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы. С другой стороны в течение жизни неоднократно меняется сам человек, его интересы, убеждения, вкусы, особенности поведения, статусы и роли. Социализация позволяет людям реализовать свой потенциал, потребности, способности, налаживаются взаимоотношения с членами социума, организациями, с обществом в целом.

6 стр., 2898 слов

Социально-экономическое и культурное развитие страны в XVII веке

... Е. М. в которой автор представляет свое мнение о социально-экономическом и культурном развитии страны. I. Россия на рубеже XVI – XVII веков. В исторической литературе начало XVIIвека ... новых земель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири. В XVII веке происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI – XVII веков произошел своеобразный передел ...

На формирование личности влияют разнообразные факторы, и стоит усвоить, что нет, и не может быть двух совершенно равных процессов социализации личности, и потому нет двух абсолютно одинаковых личностей.

Факторы, которые влияют на социализацию личности можно разделить на три категории:

  • Микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений).

  • Макрофакторы (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура).

  • Мезофакторы (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона).

Все эти факторы подразделяются на субъективные и объективные факторы. Объективные факторы не могут быть изменены под влиянием педагогических средств, они зависят от условий и обстоятельств жизни, как всего социума, так и конкретного человека. Субъективные факторы социализации, наоборот, можно изменить благодаря педагогическому воздействию. культурный социализация духовный обогащенный

Итак, можно определить пять основных факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1. Биологическая наследственность;

2. Физическое окружение;

3. Групповой опыт;

4. Индивидуальный опыт;

5. Культура, социальное окружение.

Социально-культурный фактор — один из важнейших факторов в становлении личности. Культурная активность индивида в процессе социализации определена, прежде всего, духовными или культурными потребностями, потребностями интеллектуальными. Данные потребности личность удовлетворяет как раз в социально-культурной среде. С помощью этих потребностей личность не только включается в существующую систему

В процессе социализации личность представлена как активный субъект познания. Происходит постижение новых норм и ценностей. Личность является активным потребителем культуры, так как использует нормы и правила освоенной культуры в своей жизненной практике и во взаимодействии с другими людьми.

С точки зрения социальной психологии, социализация личности включает три процесса:

1. Деятельность.

На протяжении всего процесса социализации индивид расширяет спектр видов деятельности. Личность не только усваивает, но и комплексно осваивает тот или иной вид деятельности. Кроме того, именно в рамках различных видов деятельности происходит освоение различных ролей и статусов.

2. Общение.

Процесс общения сопровождает социализацию, происходит расширение контактов человека с другими людьми. И, конечно, специфика взаимодействия с другими людьми различна на разных этапах.

3. Развитие самосознания личности.

Процесс социализации — это становление личности. Самосознание складывается на протяжении его существования под влиянием разнообразных факторов. Особое значение придается включению человека в те или иные группы.

Итак, личность — это результирующая функция социального и биологического начала человека. Важным обеспечением единства личности является окружающая и социально-культурная среда, которая не только формирует личность, но и является полем ее проявления.

4 стр., 1771 слов

Издержки социализации и проблемы человека в обществе

... того, станет ли человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются, в ... его культурный уровень, социально-психологический климат. Фактором виктимизации человека могут ... и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность ... человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития.Для этого необходимо развитие социально ...

Социализированность, как итог социализации, выступает как комплекс универсально-эффективных в изменяющихся обстоятельствах индивидуальных и социальных качеств, взглядов, норм поведения и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса. Процесс социализации личности невозможно осуществлять независимо, происходит целенаправленное внешнее влияние на личность. И дня эффективного формирования развитой личности необходимо создавать для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, неконтролируемая социализация без учёта личных особенностей может обладать как травмирующими последствиями.

2.2 Социализация личности в современной социально-культурной среде

Специалисты в области культурологи и педагогики научно аргументировали разнообразные аспекты влияния социально-культурной среды на человека и обнаружили, что значимым средством формирования личности является социально-культурная среда.

Для того чтобы социально-культурная среда выполняла свою роль в системе социализации, она должна удовлетворять эмоциональные потребности и способствовать интеллектуальному поиску личности.

В современных социально-культурных организациях существует значимая характерная сторона в употреблении эмоциональной сферы человека — формирование гармонии внешних условий с внутренними эмоциями людей.

Своеобразной формой социализации человека является его деятельность в социально культурной сфере. В частности, это деятельность по интересам, представляющая собой постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности молодого человека. Социальное назначение данной деятельности заключается в том, что, достигая уровня социально значимых инициатив, она вносит свой вклад в создание новых социокультурных ценностей.

В современном мире в социокультурной сфере сложились два основных вида этой деятельности — организации, способствующие развитию этой деятельности (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) индивидуальная деятельность, организационно неоформленная.

Добровольность избрания видов деятельности в рамках социально-культурной сферы, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс социализации личности.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации личности в социально-культурной сфере. В этом как раз и состоит предназначение учреждений культуры, как социально-культурного института.

Основная функция социально-культурных институтов заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. — Киев: «Дума». 2001. — С. 123-124..

10 стр., 4693 слов

Факторы социализации человека

... на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы-- экологические, демографические, экономические, социально-политические, ...

Социально-культурная сфера, в частности участие индивида в культурной деятельности, оказывает стимулирующее влияние на развитие активности человека в самых различных сферах общественной жизни. Воспитывает художественный вкус, помогает вырабатывать творческое отношение к профессии, к труду. Эстетическая воспитательная эффективность социально-культурной сферы обуславливается тем, что в ней широко используются разнообразные средства искусства и литературы.

Социально-культурная сфера с включенным в нее комплексом организаций, институтов, видов деятельности оптимизирует условия личностного становления, в основе которого лежит процесс взаимодействия следующих тенденций: социализации, приобщения к культуре, адаптации. И для эффективного становления личности необходимо сформировать оптимальные условия.

Социально-культурная деятельность проникает во многие сферы жизнедеятельности общества, в частности является неотъемлемой частью социокультурной сферы. Социально-культурная деятельность помогает формировать миропонимание личности, систему норм и ценностей.

Через деятельность в социокультурной сфере индивид привыкает сопоставлять собственные персональные ценности с социальными. На данной основе формируется моральная культура личности. Нравственная культура — это важная часть единой духовно-практической культуры социума. Культура нравственного поведения определяется тем, как соотносятся действия личности с общественными моральными нормами и требованиями.

Согласно взгляду Кондрашиной Н. Л., мероприятия, проводимые в рамках государственной социально-культурной политики, не в полной мере способствуют решению проблем становления личности, духовному развитию общества. Стоит необходимость в системных социально-культурных мероприятиях Кондрашина, Н. Л. Социально-культурная интеграция молодежи [Текст] / Н. Л. Кондрашина // Актуальные проблемы теории и практики духовного воспитания молодежи: сб. ст. / отв. ред. В. А. Сахаров. — Киров, 2006..

Правильная рациональная социально-культурная политика способна компенсировать недостающие условия личностного развития, помочь решить актуальные жизненные проблемы, связанные с нарушением социально-культурной интеграции в социум Брылева, Л.Г. Самореализация личности: (Онтокультуролог. аспект) / Л.Г. Брылева; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых.- Спб: Российская Академия образования, 2002..

Итак, важную проблему представляет собой создание комплекса социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность процесса социализации в социально-культурной сфере:

  • сохранение и актуализация культурного наследия;
  • сохранение и развитие системы художественного образования;
  • поддержка молодых дарований и развитие творческого потенциала личности;
  • создание условий для доступа жителей к информационным ресурсам;
  • развитие и поддержка творческих инициатив;
  • создание условий для занятий любительским художественным творчеством, поддержание самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности.

Социализация человека проходит несколько стадий. Первоначально ребенок перенимает базовые знания о культуре благодаря семейному окружению и общеобразовательным учреждениям. Далее, повзрослев, человек усваивает уже существенно большее количество культурных норм и ценностей: корпоративных, экономико-политических, социокультурных. К тому же, если это постижение не связано с профессиональной деятельностью, он углубляет свои культурные интересы путем досуговых занятий. Таким образом, социально-культурная сфера через социализацию и вхождение в культуру, включая человека в социум и культуру, преобразует и обновляет его личностные качества, происходит культурное развитие и духовное совершенствование личности.

6 стр., 2841 слов

Теория постиндустриального общества. Образование как социализация

... образования служит закреплению экономического неравенства. 1. Теория постиндустриального общества Одним из первых обратил внимание на появление новых, постиндустриальных черт развития общества ... политическом, культурном. Эпоха "второй волны" (т.е. прошлого, "индустриального" общества, сохраняющегося ... становятся средствами власти. Постиндустриальное общество характеризуется, по мнению Белла, пятью ...

Особое значение в процессе социализации личности придается включению человека в социально-культурную среду, его деятельности в рамках культурных учреждений, взаимодействию с обществом в рамках социально-культурного пространства. Создание необходимых условий, соблюдение главных принципов функционирования социокультурной среды способствует эффективной социализации личности.

1. Кондрашина, Н. Л. Социально-культурная интеграция молодежи [Текст] / Н. Л. Кондрашина // Актуальные проблемы теории и практики духовного воспитания молодежи: сб. ст. / отв. ред. В. А. Сахаров. — Киров, 2006.

2. Брылева, Л.Г. Самореализация личности: (Онтокультуролог. аспект) / Л.Г. Брылева; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых.- Спб: Российская Академия образования, 2002.

3. Мхитарян О.В. Социально-культурная среда образовательного учреждения как фактор социализации личности /Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — №4-3.

4. Юдина А.И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 19-2. С. 195-203.

5. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. — Киев: «Дума». 2001. — С. 123-124.

6. Пешкова, В. П. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения [Текст] / В. П. Пешкова // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. — 2013. — № 1(13).

— С. 36-39

7. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд. — М.: Академия, 2002. — 200 с.

8. Генова Н. М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона: монография. -Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011.