Социально-культурная среда и ее роль в социализации

Социально-культурная среда как важная составляющая современного общества

1.1 Социально-культурная среда, её сущность и содержание

Культурологический термин «среда», который служит объектом многих научных исследований и практической деятельности, означает совокупность условий жизнедеятельности индивида, включающая личностные и вещественные элементы, с которыми взаимодействует индивид. Эти элементы оказывают непосредственное воздействие на ценностные ориентиры, нравственную и культурную основу личности, на духовные потребности. В этой связи с уточнением специфики планомерно можно ввести понятие — «социокультурная среда». Итак, социокультурная среда — это система культурных ориентиров, духовных ценностей общепринятых норм, законов, правил общества, с которыми взаимодействует индивид, и которые в этом взаимодействии оказывают влияние на развитие личности. В данной системе «среда-личность» имеется взаимосвязь условий и деятельности. Таким образом, именно в социально-культурной среде могут реализовываться общественные функции культуры, направленные на социально-культурную адаптацию личности в обществе и влияющие на формирование духовных качеств индивида.

Вещественную сторону социально-культурной среды следует рассматривать как совокупность определённых культурных ценностей в данном социуме и их использование в деятельности индивида, включённого в данную среду. Следовательно, сюда следует отнести также характер организации и механизм функционирования духовных ценностей. В перечень общечеловеческих ценностей среды необходимым составляющим включается и толерантность, как принцип построения взаимоотношений между членами социума.И от того, как будет сформулирована ценностная модель толерантного отношения между субъектами, зависит уровень результативности.

Разделы «личность» и «социокультурная среда» непосредственно объединены друг с другом. Человек без среды не существует, однако представление социально-культурной среды становится бесполезным, в случае, если мы его не сопоставим с личностью.

Принято рассматривать то, что развитая среда формируется высококлассными сотрудниками культуры, дизайнерами, живописцами и иными представителями творческих профессий, специализированными негосударственными и муниципальными организациями. Они показывают людям некоторое цивилизованное пространство, которое им предстоит осваивать. Но, в практике подобное освоение сводится к осуществлению мыслей и планов рекомендованных кем-то снаружи.

6 стр., 2981 слов

Мотивация деятельности личности в организации

... поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях ... стимулировании, теряет ценность и нематериальное стимулирование. Кроме системы материального стимулирования в организациях используется дополнительная система нематериальной мотивации сотрудников, ...

Среда — это по существу испытательная «площадка», внутри которой отрабатываются и осваиваются разные по предназначению и показаниям общественно-цивилизованные и реабилитационные методы и процессы. В сущность данного термина входит целый ряд значимых частей.

Информационно-познавательная, просветительская составная часть определяет получение лицами определений и познаний о настоящих явлениях находящихся вокруг их общества, понимание ими необходимости выделиться со своим непосредственным окружением, потребности познаний в практической деятельности с целью преобразования своего образа существования.

Досугово-творческая составная часть связана с системой досуга для удовлетворения внутренних и материальных потребностей лиц: предоставление им книг, журналов, газет, создание специальных телевизионных и радиопередач, игр; содействие в организации оздоровительных мероприятий, уроков физкультуры и спорта, посещении театров, выставок, разных цивилизованно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

Укрепляющей базой для формирования и сохранения и развития социально-культурной среды является присутствие в имеющейся инфраструктуре района или города довольно распространенных современных нетрадиционных и классических досуговых центров, в которых доминирует досуговая активность жителей, независимое культурно-творческое начало.

Социально-культурная среда — это конкретное данное каждому человеку социальное пространство, в котором он стремительно включается в культурные общественные взаимосвязи. Это комплекс различных обстоятельств его жизнедеятельности и общественного поведения.

Социум можно представить в виде базисных общественных субъектов (социальных групп, сообществ и учреждений), которые считаются универсальными устойчивыми социальными образованиями.

Культура как результат человеческой деятельности представляет собой совокупность норм, традиций, идей, ценностей, смыслов, характерных для социальной общности, обеспечивающей социальную принадлежность, индивидуальное самоопределение личности.

«Культурное» и «социальное» тесно связаны, потому что в любом общественном явлении всегда существует человек как носитель культурных ценностей и социальных ролей. Именно люди являются первичным элементом общественных структур, взаимоотношений и культурных процессов.

Суть социума — делать жителей нашей планеты публичными, обеспечивать их набором нужных ролей и способами их выполнения. Суть культуры — содействовать формированию духовной личности, преодолению её социально-ролевой однонаправленности в ходе ценностно-ориентированной активности. Рассматривая различия между общественной и культурной системами, можно рассматривать их не только как взаимозависимые, но и как взаимопроникающие системы. Культурная и социальная системы не в состоянии быть разделенными между собой, хоть и имеют все шансы истолковываться как аналитически свободные.

1.2 Принципы и функции социально- культурной среды

Социально-культурная среда разнообразна, функции и принципы ее функционирования также отличаются многообразием, разнообразны подходы к человеку — главному элементу этой среды. Человек, являющийся субъектом познания, потребителем культуры, объектом воспитания. Важной особенностью социально-культурной среды является то, что в ней именно потребности общественного развития помогают точно определить основные социальные функции.

12 стр., 5906 слов

Особенности технологий организации социально-культурной деятельности ...

... Теоретические аспекты проблем применений социально-культурных технологий в деятельности молодежно-досуговых центров 1.1. Специфика технологий социально-культурной деятельности в работе с молодежью Общественный статус и ... основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данного вида деятельности. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она ...

Несомненно, назначение социально-культурной среды характеризуется особой значимостью, ведь именно она выполняет ряд социально важных функций. В зависимости от деятельности индивида, ее содержания и присутствия возрастных, и профессиональных особенностей, главные функции дополняются востребованными функциями, благодаря которым, в окончательном счете, гарантируется достижение конечного результата.

К главным функциям общественно-культурной среды относятся:

1) коммуникативная;

2) информационно-просветительная;

3) культуротворческая;

4) рекреативно-оздоровительная;

5) адаптивная;

6) функция социализации.

Коммуникативная функция подразумевает удовлетворение потребности индивида в общении (работа клубов, творческие ассоциации, вечера отдыха, дискотеки, организация праздников).

Именно в рамках социально культурной среды происходит потребление и использование большого объема информации из области искусства, религии, науки и других областей. Масштабы реализации этой функции различны. Существуют межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый уровни.

Малые группы функционируют и исполняют данную функцию на групповом уровне. На учрежденческом уровне субъектами коммуникативной функции выступают большие интегрированные сети, которые охватывают информационную связь множества людей и групп в организациях социально-культурной сферы. Сюда относятся концертные залы, театры, кинотеатры, музеи, парки и библиотеки и т.д. Распространяется на массовом уровне культурная информация благодаря средствам массовой коммуникации и средствам современного аудиовизуального технологического комплекса (интернет).

Информационно-просветительная функция социально-культурной сферы отличается устойчивостью и широким охватом аудитории. Так как процесс просвещения характеризуется непрерывностью, каждый человек продолжает повышение своего образовательного уровня в течение всей жизни. Деятельность в рамках социокультурной среды основана на добровольности, инициативности, независимости самих людей. Данная функция позволяет более полно удовлетворить индивидуальные досуговые увлечения, требования и интересы людей различных профессий и возрастных категорий.

С вышеупомянутой функцией взаимодействует культуротворческая функция социально-культурной сферы. Эта функция подразумевает формирование духовных интересов и способностей, она связана с творческой деятельностью, такой как спортивно-игровая, художественно-театральная, прикладная, исследовательская, трудовая. Все это может происходить в рамках фестивалей, олимпиад, конкурсов, туристических походов и т.д.

Рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной среды отличается специфическими чертами. Её суть содержится в формировании и реализации досуговых программ в области оздоровления, развлечения, игровых программ, ориентированных на различные группы. Целью таких программ является восстановление сил после трудовой деятельности, и в то же время данные программы оказывают развивающее воздействие. Таким образом, функция содействует физическому воссозданию физических и духовных сил индивида. Формами такого проявления являются спортивные мероприятия, организация прогулок на воздухе, подвижные игры. Во многих случаях такая деятельность в рамках социокультурной среды направлена на реабилитацию людей с ограниченными возможностями. В социально-культурной сфере реализация рекреативно-оздоровительной функции возможна благодаря взаимодействию с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями.

14 стр., 6880 слов

Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности

... оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями ... личности, стимулирует социальную активность и обеспечивает духовное обогащение человека. А так же это высокая социальная значимость социально-культурной деятельности в современном обществе, непрерывное развитие и совершенствование её технологий. ...

Социально-культурная среда позволяет человеку адаптироваться в окружающей среде, приобщает человека к природным и историческим обстоятельствам его существования. В этом и заключается упомянутая выше адаптивная функция.

Несомненно, важнейшей функцией социально-культурной среды является функция социализации. Социокультурная среда воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания и пространством личностного развития — содержание социокультурной среды определяет не только характер социализации, но и спектр возможностей самореализации личности. В настоящее время среда рассматривается как условие социального, индивидуального развития и саморазвития личности Пешкова, В. П. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения [Текст] / В. П. Пешкова // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. — 2013. — № 1(13).

— С. 36-39.

Весь спектр социально-культурных функций сложился на основе многолетнего опыта. Именно эти функции в совокупности формируют само понятие социально-культурной среды. Соседствуя и дополняя друг друга, они остаются устойчивыми в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга.

Социальная активность, адаптация в обществе духовная реабилитация, поддержание непрерывного образования и духовного обогащения, творческое развитие личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей достигается именно благодаря сочетанию всех функций социально-культурной среды.

Но функции социально-культурной среды не будут в полной мере реализовываться, если в рамках организаций и элементов социокультурной среды не будут выполняться определенные действенные принципы.

К совокупным основам социально-культурной среды, в первую очередь, относится принцип педагогизации. Этот принцип нередко воспринимают упрощенно, чтобы решить в практике учреждения культуры ту или иную этическую, духовную или же организационную дилемму. Необходимо определить в рамках социально-культурной среды подходящие способы воспитывающего воздействия, выстроить вариант соответствующего педагогического поведения субъекта и объекта, подобрать сообразный педагогический инструментарий.

Важным принципом является принцип личного подхода. Он представляет признание личности индивида высочайшей общественной и культурной ценностью, почтение уникальности и культурного своеобразия любой личности. Но помимо всего, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов страны.

Социокультурная среда должна подчиняться принципу ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию кулшьтуротворчества в отдельных группах и общностях.

4 стр., 1771 слов

Издержки социализации и проблемы человека в обществе

... инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. Фактором виктимизации человека могут ... отдельно взятых индивидов и личностей. В наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем ... без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело ...

Также вся деятельность, осуществляемая в рамках социально-культурной среды, должна быть пронизана гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.

Несомненно, для социокультурной среды необходим учёт принципа приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ.

Каждая культурная программа или организация должна разрабатываться и функционировать исходя из принципа единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций.

Только лишь при соблюдении представленных принципов можно добиться реализации функций социально-культурной среды, которые позволят обеспечить формирование духовно обогащенной личности и будут способствовать социализации личности.

2.1 Социализация личности и влияющие на неё факторы

Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация личности включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы.

В процессе социализации индивидом усваиваются общественные нормы, через формирование собственного «я» проявляется уникальность личности, индивид знакомится с примерами поведения, социальными ценностями, необходимыми для его успешного функционирования в данном обществе.

Что немаловажно, социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. С помощью этого индивид получает способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, организации, в которых состоит человек средства массовой информации и т.д.

Человек становится личностью по мере усвоения социального и культурного опыта. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация личности является процессом длительным многократным. Базовый и крайне важный этап, когда происходит формирование личности и процесс социализации имеет особую значимость — это дошкольный возраст. Однако процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни, начиная от младенчества, заканчивая старостью. Именно поэтому процесс социализации в социологической науке разделен на два основных типа:

  • первичная социализация — усвоение норм и ценностей ребенком;
  • вторичная социализация — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

В процессе социализации можно выделить две категории, формирующие, ориентирующие, способствующие и ограничивающие становление личности индивида: агенты и институты. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения и организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

6 стр., 2898 слов

Социально-экономическое и культурное развитие страны в XVII веке

... которой автор представляет свое мнение о социально-экономическом и культурном развитии страны. I. Россия на рубеже XVI – XVII веков. ... Поволжья, Сибири. В XVII веке происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI – ... закрепощение посадского и сельского населения; - у русских людей возникло и окрепло чувство национального и религиозного единства, ...

С течением времени меняется и развивается общество, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы. С другой стороны в течение жизни неоднократно меняется сам человек, его интересы, убеждения, вкусы, особенности поведения, статусы и роли. Социализация позволяет людям реализовать свой потенциал, потребности, способности, налаживаются взаимоотношения с членами социума, организациями, с обществом в целом.

На формирование личности влияют разнообразные факторы, и стоит усвоить, что нет, и не может быть двух совершенно равных процессов социализации личности, и потому нет двух абсолютно одинаковых личностей.

Факторы, которые влияют на социализацию личности можно разделить на три категории:

  • Микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений).

  • Макрофакторы (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура).

  • Мезофакторы (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона).

Все эти факторы подразделяются на субъективные и объективные факторы. Объективные факторы не могут быть изменены под влиянием педагогических средств, они зависят от условий и обстоятельств жизни, как всего социума, так и конкретного человека. Субъективные факторы социализации, наоборот, можно изменить благодаря педагогическому воздействию. культурный социализация духовный обогащенный

Итак, можно определить пять основных факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1. Биологическая наследственность;

2. Физическое окружение;

3. Групповой опыт;

4. Индивидуальный опыт;

5. Культура, социальное окружение.

Социально-культурный фактор — один из важнейших факторов в становлении личности. Культурная активность индивида в процессе социализации определена, прежде всего, духовными или культурными потребностями, потребностями интеллектуальными. Данные потребности личность удовлетворяет как раз в социально-культурной среде. С помощью этих потребностей личность не только включается в существующую систему

В процессе социализации личность представлена как активный субъект познания. Происходит постижение новых норм и ценностей. Личность является активным потребителем культуры, так как использует нормы и правила освоенной культуры в своей жизненной практике и во взаимодействии с другими людьми.

С точки зрения социальной психологии, социализация личности включает три процесса:

1. Деятельность.

На протяжении всего процесса социализации индивид расширяет спектр видов деятельности. Личность не только усваивает, но и комплексно осваивает тот или иной вид деятельности. Кроме того, именно в рамках различных видов деятельности происходит освоение различных ролей и статусов.

2. Общение.

Процесс общения сопровождает социализацию, происходит расширение контактов человека с другими людьми. И, конечно, специфика взаимодействия с другими людьми различна на разных этапах.

3. Развитие самосознания личности.

Процесс социализации — это становление личности. Самосознание складывается на протяжении его существования под влиянием разнообразных факторов. Особое значение придается включению человека в те или иные группы.

6 стр., 2768 слов

Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

... окружающей среды, методологически изучать достаточно сложно, так как для этого необходимо использование многофакторного анализа. Цель реферата – рассмотреть влияние различных факторов на организм и жизнедеятельность человека. 2. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека Человеку как существу социальному ...

Итак, личность — это результирующая функция социального и биологического начала человека. Важным обеспечением единства личности является окружающая и социально-культурная среда, которая не только формирует личность, но и является полем ее проявления.

Социализированность, как итог социализации, выступает как комплекс универсально-эффективных в изменяющихся обстоятельствах индивидуальных и социальных качеств, взглядов, норм поведения и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса. Процесс социализации личности невозможно осуществлять независимо, происходит целенаправленное внешнее влияние на личность. И дня эффективного формирования развитой личности необходимо создавать для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, неконтролируемая социализация без учёта личных особенностей может обладать как травмирующими последствиями.

2.2 Социализация личности в современной социально-культурной среде

Специалисты в области культурологи и педагогики научно аргументировали разнообразные аспекты влияния социально-культурной среды на человека и обнаружили, что значимым средством формирования личности является социально-культурная среда.

Для того чтобы социально-культурная среда выполняла свою роль в системе социализации, она должна удовлетворять эмоциональные потребности и способствовать интеллектуальному поиску личности.

В современных социально-культурных организациях существует значимая характерная сторона в употреблении эмоциональной сферы человека — формирование гармонии внешних условий с внутренними эмоциями людей.

Своеобразной формой социализации человека является его деятельность в социально культурной сфере. В частности, это деятельность по интересам, представляющая собой постоянную добровольную, эмоционально насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие личности молодого человека. Социальное назначение данной деятельности заключается в том, что, достигая уровня социально значимых инициатив, она вносит свой вклад в создание новых социокультурных ценностей.

В современном мире в социокультурной сфере сложились два основных вида этой деятельности — организации, способствующие развитию этой деятельности (клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) индивидуальная деятельность, организационно неоформленная.

Добровольность избрания видов деятельности в рамках социально-культурной сферы, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс социализации личности.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации личности в социально-культурной сфере. В этом как раз и состоит предназначение учреждений культуры, как социально-культурного института.

10 стр., 4693 слов

Факторы социализации человека

... микрофакторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы-- экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации. ФАКТОРЫ Мега Факторы Внешние ...

Основная функция социально-культурных институтов заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. — Киев: «Дума». 2001. — С. 123-124..

Социально-культурная сфера, в частности участие индивида в культурной деятельности, оказывает стимулирующее влияние на развитие активности человека в самых различных сферах общественной жизни. Воспитывает художественный вкус, помогает вырабатывать творческое отношение к профессии, к труду. Эстетическая воспитательная эффективность социально-культурной сферы обуславливается тем, что в ней широко используются разнообразные средства искусства и литературы.

Социально-культурная сфера с включенным в нее комплексом организаций, институтов, видов деятельности оптимизирует условия личностного становления, в основе которого лежит процесс взаимодействия следующих тенденций: социализации, приобщения к культуре, адаптации. И для эффективного становления личности необходимо сформировать оптимальные условия.

Социально-культурная деятельность проникает во многие сферы жизнедеятельности общества, в частности является неотъемлемой частью социокультурной сферы. Социально-культурная деятельность помогает формировать миропонимание личности, систему норм и ценностей.

Через деятельность в социокультурной сфере индивид привыкает сопоставлять собственные персональные ценности с социальными. На данной основе формируется моральная культура личности. Нравственная культура — это важная часть единой духовно-практической культуры социума. Культура нравственного поведения определяется тем, как соотносятся действия личности с общественными моральными нормами и требованиями.

Согласно взгляду Кондрашиной Н. Л., мероприятия, проводимые в рамках государственной социально-культурной политики, не в полной мере способствуют решению проблем становления личности, духовному развитию общества. Стоит необходимость в системных социально-культурных мероприятиях Кондрашина, Н. Л. Социально-культурная интеграция молодежи [Текст] / Н. Л. Кондрашина // Актуальные проблемы теории и практики духовного воспитания молодежи: сб. ст. / отв. ред. В. А. Сахаров. — Киров, 2006..

Правильная рациональная социально-культурная политика способна компенсировать недостающие условия личностного развития, помочь решить актуальные жизненные проблемы, связанные с нарушением социально-культурной интеграции в социум Брылева, Л.Г. Самореализация личности: (Онтокультуролог. аспект) / Л.Г. Брылева; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых.- Спб: Российская Академия образования, 2002..

Итак, важную проблему представляет собой создание комплекса социально-культурных условий, обеспечивающих эффективность процесса социализации в социально-культурной сфере:

  • сохранение и актуализация культурного наследия;
  • сохранение и развитие системы художественного образования;
  • поддержка молодых дарований и развитие творческого потенциала личности;
  • создание условий для доступа жителей к информационным ресурсам;
  • развитие и поддержка творческих инициатив;
  • создание условий для занятий любительским художественным творчеством, поддержание самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности.

Социализация человека проходит несколько стадий. Первоначально ребенок перенимает базовые знания о культуре благодаря семейному окружению и общеобразовательным учреждениям. Далее, повзрослев, человек усваивает уже существенно большее количество культурных норм и ценностей: корпоративных, экономико-политических, социокультурных. К тому же, если это постижение не связано с профессиональной деятельностью, он углубляет свои культурные интересы путем досуговых занятий. Таким образом, социально-культурная сфера через социализацию и вхождение в культуру, включая человека в социум и культуру, преобразует и обновляет его личностные качества, происходит культурное развитие и духовное совершенствование личности.

11 стр., 5144 слов

Анализ стратегии социально-экономического развития муниципального ...

... написания работы - анализ стратегии социально-экономического развития муниципального образования (на примере МО Белогорск). Реализация этой цели потребовала решения следующих задач: изучить теоретические основы управления стратегическим развитием муниципального образования; раскрыть особенности стратегии развития муниципального образования, а именно ...

Особое значение в процессе социализации личности придается включению человека в социально-культурную среду, его деятельности в рамках культурных учреждений, взаимодействию с обществом в рамках социально-культурного пространства. Создание необходимых условий, соблюдение главных принципов функционирования социокультурной среды способствует эффективной социализации личности.

1. Кондрашина, Н. Л. Социально-культурная интеграция молодежи [Текст] / Н. Л. Кондрашина // Актуальные проблемы теории и практики духовного воспитания молодежи: сб. ст. / отв. ред. В. А. Сахаров. — Киров, 2006.

2. Брылева, Л.Г. Самореализация личности: (Онтокультуролог. аспект) / Л.Г. Брылева; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых.- Спб: Российская Академия образования, 2002.

3. Мхитарян О.В. Социально-культурная среда образовательного учреждения как фактор социализации личности /Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — №4-3.

4. Юдина А.И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 19-2. С. 195-203.

5. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. — Киев: «Дума». 2001. — С. 123-124.

6. Пешкова, В. П. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения [Текст] / В. П. Пешкова // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. — 2013. — № 1(13).

— С. 36-39

7. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд. — М.: Академия, 2002. — 200 с.

8. Генова Н. М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона: монография. -Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011.