Формирование толерантного поведения у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения

Современный период развития Российской Федерации характеризуется социальной напряженностью, а так же не прекращающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, что ставит под угрозу внутреннюю безопасность нашей страны. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории, характеризуемого кризисом основных институтов социализации.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к индивидуальности окружающих все больше распространяются в детской среде, наиболее остро данные проблемы проявляются в подростковом возрасте. Основным новообразованием подросткового возраста принято считать «Я-концепцию», поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования толерантного поведения у старшеклассников. Т олерантность включает в себя уважение ценностей и смыслов, значимых для другого человека, а так же и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств, что необходимо для успешной и эффективной социализации человека.

Проблема формирования толерантности у старшеклассников является достаточно изученной в социально-педагогической и психолого- педагогической теории. Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как: А.Г. Асмолов, А.А. Ермакова, Ю.К. Ивкова, Е.М. Карпова, Е.Ю. Клепцова Е.В. Оборина, Т.И. Лихачева, Ю.В. Смирнова, О.Г. Шаврина, Н.А. Шишкина, Л.Ф. Шустова и другие.

Но, несмотря на достаточную изученность данной проблемы в рамках теоретических учений, остро встает вопрос о практической реализации методик и технологий формирования толерантного поведения старшеклассников, вследствие недостаточного количества квалифицированных специалистов, занимающихся социально-педагогической деятельностью в рамках данного направления, а так же недостаточного количества времени, уделяемого на деятельность по формированию толерантного поведения.

В настоящее время существует значительное количество технологий формирования толерантного поведения, что, с одной стороны, предполагает широкий спектр вариативности при выборе конкретной технологии работы, но с другой стороны, приводит к отсутствию единой системы формирования толерантного поведения старшеклассников, поэтому данная проблема продолжает оставаться актуальной и по сей день.

11 стр., 5079 слов

Содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности ...

... формирования толерантности у детей старшего возраста дошкольного возраста. Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у ... идет о правах меньшинств. толерантность 1.2 Формирование толерантности как педагогическая проблема Данная проблема в педагогике сформировалась ... в сфере нравственности, определяющее моральное поведение человека и его соотнесенность с ...

Исходя из вышеизложенного, проблемой исследования выступает ответ на вопрос, какие особенности необходимо учитывать в процессе формирования толерантного поведения у старшеклассников.

Цель исследования : изучить формирование толерантного поведения у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.

Объект исследования:, Предмет исследования:

задачи исследования:

  1. Рассмотреть этимологию понятия «толерантность» в психолого-педагогической литературе.

  2. Охарактеризовать особенности формирования толерантного поведения у старшеклассников.

  3. Проанализировать опыт формирования толерантного поведения у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.

Базой исследования является МКОУ Островская средняя общеобразовательная школа

В исследовании принимали участие старшеклассники, обучающиеся в 10 и 11 классах

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

§1. Этимология понятия «толерантность» в психолого-педагогической литературе

В современных условиях развития России проблема толерантности становится все более актуальной и с теоретической, и с практической точки зрения. В различных областях научного знания ведутся исследования, посвященные изучению данной проблемы.

В русском языке существуют два взаимосвязанных понятия — терпимость и толерантность, причем первое из них появилось в русском языке гораздо раньше второго.

Слово «терпимость» или «терпение» присутствует практически во всех словарях русского языка и этимологических словарях. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть только по милосердию, снисхождению [12, 600].

В толковом словаре С.И.

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, подписанной 16.11.1995 года государствами-членами ЮНЕСКО, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира [13].

40 стр., 19559 слов

Исследования: «Профилактика агрессивного поведения у старших ...

... поведения у детей. Задачи исследования: 1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать понятие «агрессивное поведение». 3. Рассмотреть формы и методы профилактики агрессивного поведения старших дошкольников. ... к школьному обучению у старших дошкольников [14. Е.С. Смирнова в своей работе «Дошкольное воспитание», дает следующее определение: ...

Понятие «толерантность» используется в различных областях научного знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине, педагогике и других, что порождает возникновение различных подходов к рассмотрению данного феномена.

В современной психолого-педагогической литературе понятие «толерантность» рассматривается с нескольких точек зрения.

Л.В.

Л.В.

С.Н.

Е.В.

Н.Ш.

Е.И.

Н.А.

Таким образом, проанализировав основные подходы к определению понятия «толерантность» в психолого-педагогической литературе, можно выделить следующие компоненты данного феномена:

  • мотивационно-ценностный , для которого характерно принятие философско-этических ценностей, мотивов помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопереживания, уступчивости и снисхождения;

  • когнитивный – развитость механизма принятия: понимание;

  • эмоционально-волевой – развитость механизмов терпения: преодоление и сдерживание раздражительности, невыдержанности, самоконтроль, саморегуляция, эмпатия, любовь, уважение, интерес, эмоциональная устойчивость, уравновешенность;

  • конативный , для которого свойствены ассертивное поведение — снисхождение, сотрудничество и такие способы общения, как: уступчивость, убеждение, разъяснение, согласование, сотрудничество, помощь, объяснение, предупреждение и требования [17, 10].

    12 стр., 5654 слов

    Межличностные отношения

    ... общения межличностном отношении, а так же в попытке структурирования межличностных отношений по уровням общения. межличностный общение отношение 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1.1 Место и природа межличностных отношений ... межличностных отношений Межличностные отношения -- это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения ...

Психолого-педагогическими основаниями толерантности выступают закономерности, принципы, функции, подходы к классификации данного явления, определяющие возможность, становление, функционирование и развитие толерантности как социокультурного и цивилизационного феномена.

А.С.

— эмпатия — сопереживание проблемам других людей, эмоциональная оценка событий;

— чувство юмора — ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой;

— адекватная самооценка;

— рефлексивность (критичность) — глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, отсутствие склонности во всех бедах обвинять окружающих;

— дивергентность/гибкость мышления —

— социальная активность — эмоциональная вовлеченность в коллективную деятельность;

— ориентация на себя — стремление к личной независимости,

— меньшая потребность в определенности (признание многообразия, готовность выслушать любую точку зрения, меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

— высокий уровень развития коммуникативных навыков (владение диалогическим общением, умение разрешать конфликтные ситуации, способность прощать, договариваться);

— ответственность за свои поступки;

— защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно

С.Н.

Таким образом, существует два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Толерантностью обладает хорошо знающий себя человек, способный адекватно оценить ситуацию, с положительным отношением к окружающему миру.

Основными чертами толерантной личности являются: расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию [9, 56-58].

Е.Ю.

— «Черепаха Тортилла» — преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения.

11 стр., 5094 слов

Педагогическая толерантность

... свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни». Определяя педагогическую толерантность, необходимо проанализировать особенность деятельности учителя. Подчеркивая характер деятельности ... включает в себя толерантность и является более общим. Терпимость понимается как свойство личности, которое связано с отношением к различным мнениям, непредубежденностью ...

— «Миролюбец» — преобладание сотрудничества как формы выражения терпимого отношения.

— «Альтруист» — преобладание уступчивости как формы выражения терпимого отношения.

— «Сноб» — преобладание высокомерия как формы выражения толерантного отношения.

— «Стоик» — преобладание терпеливости как формы выражения толерантного отношения.

— «Золушка» — преобладание беспомощности как формы выражения толерантного отношения.

— «Диктатор» — преобладание пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения.

— «Снежная Королева» — преобладание отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения.

— «Боец» — преобладание импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения [18, 25-28].

Исходя из данных критериев, составляющих структуру толерантности, можно выделить следующие функции толерантности:

1. Мотивационная функция (определяет состав и силу мотивации социальной деятельности и поведения, способствует развитию жизненного опыта, так как позволяет личности принять другие точки зрения и видения решения проблем. Побуждает к расширению контактов, диалогов, деятельности, к конструктивному взаимодействию с окружающими).

2. Информационная функция (понимание ситуации, личности другого человека).

3. Регулятивная функция (толерантность имеет тесную связь с волевыми качествами человека: выдержка, самообладание, саморегуляция, формируемыми в процессе воспитания).

4. Адаптивная функция (позволяет личности выработать в процессе совместной деятельности положительное, эмоциональное, устойчивое отношение к самой деятельности, которую осуществляет личность, к объекту и субъекту совместных отношений) [6, 15-18].

А.Г.

  • Создавать социальные и педагогические условия, способствующие формированию толерантности.

  • Распространять позитивный подход к этническим вопросам, предотвращающим любые проявления расизма, экстремизма, ксенофобии.

  • Прививать открытое уважительное отношение к другим людям.

  • Создавать благоприятный микроклимат в коллективе для позитивного взаимодействия и взаимообогащения людей разных групп.

  • Добровольность выбора.

  • Умение принудить себя, не принуждая других.

  • Принятие другого человека [1, 11-23].

    8 стр., 3959 слов

    Способы формирования толерантности у подростков

    ... толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания отношений ... Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному., толерантному взаимодействию. 1.3. Формирование толерантности у подростков в условиях ...

М.С. Мацковский выделяет такие виды толерантности, как:

1. Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.

2. Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей

3. Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы.

4. Религиозная толерантность – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.

5. Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим

6. Возрастная толерантность – непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).

7. Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д

8. Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот

9. Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.

10. Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым

11. Сексуально–ориентационная толерантность – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

12. Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.

Е.В.

Естественная

Моральная

Нравственная

Следует отметить вертикаль в формировании толерантности: от естественной толерантности к нравственной. Воспитание должно быть сосредоточенно именно на нравственной толерантности, развивая навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на высоких моральных требованиях.

8 стр., 3700 слов

Аксиологические основы педагогического взаимодействия

... руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности: в познании, игре, ... их участниками в школу. В отношениях со старшеклассниками учителям важно предоставлять им бóльшую ... – дидактическое, воспитательное и социально-педагогические взаимодействия. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной ...

Психологи выделяют 4 детерминирующих толерантность подструктуры:

1. Индивид (возраст, пол и особенности функционирования нервных процессов).

2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).

3. Личность (аффективные, когнитивные и коммуникативные свойства личности и личностные ресурсы — задатки, способности, уровень сформированности «Я»-концепции).

4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности — потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки).

Е.И.

  1. Объективная отнесенность толерантности. Толерантность дифференцированно проявляется относительно различных объектов и воздействий различного типа.

  2. Диапазон толерантности. Условное обозначение меры толерантности как индивидуальной характеристики определяется через количество допустимых фрустрирующих воздействий.

  3. Фокус толерантности. Типологическая характеристика, обозначающая стилистическую близость одному из двух полюсов (толерантность-интолерантность), либо возможный баланс.

  4. Устойчивость толерантности. Временная характеристика.

  5. Динамичность толерантности — изменчивость диапазона во времени и параметры этой изменчивости. Толерантность не статична, и предполагает, во-первых, принципиальную конечность, а во-вторых, динамику с возможной сменой акцентов в плане близости к одному из полюсов [18, 20-22].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что толерантность — это

Психолого-педагогическими основаниями толерантности выступают критерии, функции, подходы к классификации данного явления, определяющие возможность, становление, функционирование и развитие толерантности как социокультурного и цивилизационного феномена.

Основными критериями толерантности выступают эмпатия, чувство юмора,

§2. Особенности формирования толерантного поведения у старшеклассников

Возраст старшеклассника сензитивен для воспитания толерантности, так как соответствует периоду подросткового возраста, когда происходит становление самосознания, развитие потребности в самоутверждении, самовыражении. Подростковый возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

14 стр., 6756 слов

Деятельность как основа развития личности

... теме, обобщение, наблюдение. деятельность коллективный совместный 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 1.1 Деятельность в структуре понятий психологии Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на ...

Решающее значение в этом возрасте имеет процесс персонализации. Персонализация, рассматриваемая как потребность быть личностью, обеспечивает активность включения старшеклассника в различные связи, общественную практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими связями, общественными отношениями, складывающимися объективно, вне зависимости от воли человека [42, 2-3].

Именно в старшем школьном возрасте осуществляется активный поиск национальной идентичности, и в большинстве случаев именно старшеклассники оказываются в ситуации социальной изоляции в классе, являясь объектом дерзких нападок и агрессии на национальной почве. Следовательно, если старшие школьники не проявляют толерантность в отношении представителей иных культур, возникает опасность развития маргинальности, которой свойственны отсутствие желания устанавливать конструктивные отношения с группой большинства и внутриличностные конфликты [33, 10-12].

У современных подростков отмечается тенденция к проявлению интолерантных побуждений в поведении, в частности, в межгрупповых механизмах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой идентификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стереотипизации и атрибуции. У многих подростков актуализированы такие черты интолерантности, как: агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, конформизм и закрытость референтных групп. В силу этого поиск подходов, средств и методов формирования толерантности подростков в системе воспитательной работы выступает сегодня как чрезвычайно актуальная теоретико-практическая задача [19, 3-4].

В условиях неустойчивой межнациональной обстановки важнейшей педагогической задачей в соответствии с концепцией модернизации образования выступает воспитание человека, стремящегося и способного преобразовать социальные условия путем решения комплекса проблем, связанных с необходимостью проявления межнациональной толерантности на основе ценностных ориентиров мира и жизни человека, согласующихся с приоритетными ценностями гражданского общества, нацеленными на сохранение единства и сплоченности народов России. В связи с этим актуализируется необходимость воспитания межнациональной толерантности старшеклассников [33, 15-16].

Толерантность старшеклассников — это интегральная характеристика личности, которая является объектом формирования. Исходя из этого, сущностными характеристиками изучения толерантности старшеклассников выступают:

1) содержание понятия «толерантность старшеклассников»;

2) функции толерантности;

3) структура толерантности и ее компоненты.

19 стр., 9436 слов

Педагогические условия воспитания толерантности младших школьников

... педагогических условий воспитания толерантности у младших школьников. Гипотеза. Воспитание толерантности у младших школьников будет эффективно, если: используется система занятий, ориентированных на воспитание толерантных качеств личности младшего школьника; методом воспитания толерантности выступает игра, как своеобраз­ная «тренировочная площадка» для формирования добрых взаи ...

Содержание понятия «толерантность подростков» раскрывается в способности признавать неизбежность сосуществования различий на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия, уверенности в своих позициях. Она проявляется в готовности индивида к активным осознанным действиям, направленным на выстраивание конструктивного взаимодействия с объектами, обладающими признаками новизны и «инаковости» и обеспечивает устойчивость индивидуальности человека, успешную адаптацию и гармоничное развитие личности в социуме.

Выделяют следующие функции толерантности старшеклассников: устойчивость, побуждающая функция, адаптационная функция, оценочно-прогностическая функция, интегрирующая функция [19, 10-15].

Воспитание толерантности старшеклассника как специально организованного в педагогической среде школы процесса, направленного на формирование у них навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях, строится на основе выделения содержательных характеристик структурных компонентов толерантности, таких как: когнитивно-оценочный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и поведенческий компонент [42, 11-12].

Составляющими когнитивно-оценочного компонента толерантности старшеклассников являются:

  • осознанное принятие сложности, многомерности и многообразия мира, а, следовательно, и неизбежности вариативности его восприятия и оценивания;

  • рефлексивное сознание и мышление, основанное на понимании происходящего, включении предмета познания в систему причинно-следственных связей, его интерпретацию и объективную оценку;

  • гибкость, критичность, инновационность мышления;

  • полные и системные знания о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном поведении; адекватная и устойчивая самооценка.

Мотивационно-ценностный компонент толерантности старшеклассников включает в себя соответствующую ценностно-смысловую систему, обеспечивающую не только преобладание у подростков мотивов проявления толерантности при взаимодействии с объектами различного рода, но и переход толерантности в категорию устойчивой личностной позиции.

Эмоционально-волевой компонент

  • качества и способности подростка, обеспечивающие адекватное, эмоционально-насыщенное восприятия объекта взаимодействия, его познание на основе взаимопонимания и эмоционально-ценностного отношения, а именно: эмпатия, идентификация, децентрация, принятие;

  • эмоциональная устойчивость, предполагающая сохранение эмоциональной стабильности и способность регулировать эмоциональные состояния в проблемных ситуациях;

  • волевые качества, такие как: выдержка, самообладание, саморегуляция, позволяющие соблюдать необходимые для толерантного поведения самоограничения.

В состав поведенческого компонента толерантности старшеклассников

  1. способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное поведение (владение конкретными способами осуществления действий на основе толерантности различного рода, коммуникативные умения, умения конструктивно действовать в напряженных и конфликтных ситуациях);

  2. опыт активного применения знаний и умений для организации и осуществления взаимодействия на основе толерантности [42, 18-20].

На основе анализа основных компонентов толерантности старшеклассников, можно выделить следующие направления деятельности в процессе формирования данной личностной характеристики с учетом возрастной категории:

  • развитие смысловых структур сознания подростков, становление у них индивидуальной картины сложного, многомерного, многообразного мира;

  • повышение уровня информированности подростков о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном поведении;

  • формирование толерантности в личной системе ценностей и превращение толерантности в регулятивный принцип поведения и деятельности;

  • формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и взаимодействия на основе толерантных ценностей;

  • совершенствование знаний и умений взаимодействия с людьми на основе уважения человеческого достоинства и принятия другого;

  • обучение использованию мирных средств разрешения разногласий и конфликтов, отказа от насилия;

  • развитие способности подростка к критическому отношению к себе как к «другому» для дальнейшего личностного самосовершествования;

  • развитие способности видеть в «другом» полноценную, равнодостойную личность и целостно воспринимать «другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости;

  • развитие умений познания других людей, анализа ситуации, обстановки в семье, классе, группе, коллективе;

  • формирование личностных качеств, способствующих толерантному поведению и конструктивному взаимодействию [ 19, 17-20 ] .

Для реализации указанных направлений необходимо:

  • изменение организационного параметра образовательного процесса в направлении обеспечения вариативности, гибкости организационных систем, способности адаптироваться к смысловым приоритетам детей.

  • внедрение технологий, детерминирующих и поддерживающих процесс смыслообразования учащихся, их смысловой выбор, самовыражение, самоактуализацию в соответствии с толерантными установками;

  • целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, то есть создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми;

  • реализация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности.

  • создание благоприятной атмосферы в образовательном учреждении, обеспечение демократичности и гуманистического характера отношений между учителями и учениками;

  • организация жизнедеятельности учащихся на толерантной основе с использованием специальных методов, приемов, форм работы [14, 91-95] .

Особенностями воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, способствующими формированию толерантности старшеклассников, являются: личностно-ориентированный характер воспитательного воздействия, его направленность на личностное и духовное развитие учащихся, возможность создать условия для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной и личностно-значимой деятельности школьников, органичное сочетание разнообразных видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности, позволяющее сократить пространство педагогически неорганизованной среды, построение воспитательного пространства с учетом внутренних потребностей конкретной школы и с использованием положительного потенциала ближайшего окружения [19, 20-23].

А.К. Биджиев выделил следующие условия эффективности формирование толерантного отношения старшеклассников к сверстникам в образовательной среде:

— учет в учебно-воспитательном процессе социокультурных особенностей республики,

— использования комплекса диагностических методик, позволяющего изучать степень

В настоящее время существует несколько технологий и содержания процесса формирования толерантности у старшеклассников, выделяемых разными авторами.

Ю.В. Смирнова выделяет следующие этапы построения процесса воспитания толерантности у старшеклассников, которые соответствуют этапам формирования интегративных нравственных качеств личности, сложившимся в отечественной педагогической науке.

Первый этап предусматривает формирование представлений старшеклассников об общенациональных ценностях и педагогическую адаптацию материала, направленную на повышение его доходчивости и эмоциональности.

Второй этап предполагает построение межнационального взаимодействия старшеклассников на ценностно-смысловом единстве учебной и внеучебной деятельности на основе реализации технологий межкультурного взаимодействия.

Третий этап нацелен на расширение опыта межнационального взаимодействия старшеклассников посредством организации коллективных дел за счет применения приобретенных ими знаний и умений в новой жизненной ситуации, требующей понимания особенностей поведения представителей иных национальностей, что характеризует творческое отношение к смыслу собственной жизни в соотнесении с жизнью окружающих, готовность к социально-значимой деятельности в многонациональном обществе.

Четвертый этап характеризует активное включение старшеклассников в общественные процессы, отражающие возрастание интереса к иным культурам; стремление и готовность устанавливать конструктивные отношения с представителями иных культур; участвовать в созидательной деятельности на благо единства Отечества [33, 118-125].

Процесс воспитания толерантности у старшеклассников требует разработки педагогического обеспечения в единстве нормативного, методического и диагностического компонентов.

Нормативный компонент, включающий в себя образовательные документы международного, федерального, регионального и школьного уровней, определяет принципы, положенные в основу педагогического обеспечения процесса воспитания толерантности у старшеклассников:

  • социокультурной обусловленности, заключающийся в обеспечении в воспитании гармонии национальных и общенациональных ценностей;

  • субъектности, направленный на осмысление личностью своих действий, предвидение их последствий, как для себя, так и для других;

  • опоры на традиции, предполагающий учет общих культурных традиций представителей различных национальностей и способствующий формированию российской гражданской идентичности;

  • воспитывающего обучения, выражающийся в усвоении общественно-исторического опыта нации, закрепленного в теории нации и национальных отношений.

Методический компонент включает в себя, во-первых, повышение квалификации учителей в сфере развития навыков межкультурного взаимодействия, проводившихся в форме семинаров, во-вторых, разработку тематических классных часов и коллективных дел, в третьих, технологий межкультурного взаимодействия (дискуссии, диспуты, дебаты, коммуникативный тренинг, культурные ассимиляторы, деловая игра, рефлексия).

Диагностический компонент предполагает проведение диагностики, направленной на отслеживание динамики проявлений толерантного поведения.

Проведение мониторинга проявлений толерантного поведения осуществляется по следующим критериям, отражающим его сформированность:

1)

2) умение выделять признаки явлений межнациональной действительности, анализировать их, мотивация поведения на межкультурное взаимодействие;

3) толерантное поведение в отношении представителей иных национальностей (участие в созидательной деятельности на благо единства Отечества, отстаивание толерантности как важного принципа в борьбе с маргинальностью; проявление активной жизненной позиции, инициативы) [5, 25-29].

О.Г. Шаврина выделила 5 этапов в процессе формирования межличностной толерантности старшеклассников:

  1. Поисково-теоретический этап.

  2. Констатирующий этап.

  3. Формирующий этап.

  4. Рефлексивный этап.

  5. Этап итоговой диагностики.

На поисково-теоретическом и константирующем этапах определяются условия, способствующие эффективности данного процесса, составляется перспективный план образовательного учреждения по формированию межличностной толерантности, корректируется программа по школьным предметам с учетом предлагаемого комплекса педагогических мер, разрабатываются основные направления работы школы по формированию межличностной толерантности школьников, прогнозируются ожидаемые положительные результаты и возможные негативные последствия, осуществляется первичная диагностика старшеклассников.

Формирующий этап осуществляется через образовательный процесс в контрольной и экспериментальной группах. Задачами формирующего этапа являются:

  1. осознание старшеклассниками толерантности как общественно значимой ценности;

2) реализация программы воспитания толерантности.

При формировании межличностной толерантности старшеклассников необходимо руководствоваться принципами общественной направленности педагогической деятельности, ориентации школьников на общечеловеческие ценности, субъектности, гуманистической направленности педагогического процесса, опоры на индивидуальный опыт старшеклассников, диалогизма, принятия и понимания позиции школьника, конструктивной помощи старшекласснику, сотрудничества, нацеленного на позитивное развитие личности обучающегося.

На четвертом этапе, рефлексивном, организуется индивидуальная работа со старшеклассниками.

На этапе вторичной диагностики осуществляется повторное изучение уровня развития толерантности у старшеклассников [39, 22-25].

Проанализировав несколько подходов к определению технологии формирования толерантности, следует отметить, что наиболее общей технологией будет являться технология, состоящая из трех этапов: диагностического, этапа реализации программы формирования толерантности у старшеклассников и заключительного этапа, на котором осуществляется вторичная диагностика.

В процессе формирования толерантности у старшеклассников используется многообразие форм и методов работы с детьми.

В.И. Никитина полагает, что

  1. знание о сущности толерантных отношений;

  2. практические навыки подобного поведения;

  3. переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.

Знание формируется на тематических классных часа, элективных курсах, на уроках истории, обществознания, иностранного языка, литературы, экономики, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки.

Практические навыки формируют тренинги с привлечением специалистов, коллективные творческие дела: праздники, субботники, дни здоровья, уроки милосердия, толерантности, целевые внешкольные мероприятия: благотворительные акции (в помощь беженцам, вынужденным мигрантам), шефство над детскими домами, одинокими стариками, повседневная школьная жизнь ребенка: взаимодействие с товарищами, решение конфликтных ситуаций.

Переживание положительных эмоций является важнейшим условием закрепления стереотипов толерантного поведения. Вся деятельность специалистов направлена именно на формирование у старшеклассников переживания положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми, называемая нравственной толерантностью [24, 5-10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что

В толерантности старшеклассников выделяют когнитивно-оценочный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Процесс воспитания толерантности у старшеклассников требует разработки педагогического обеспечения в единстве нормативного, методического и диагностического составляющих.

Формирование толерантности у старшеклассников базируется на единстве условий, принципов, функций, форм и методов осуществления психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности.

Существует несколько подходов к определению технологии формирования толерантности. Проанализировав подходы различных авторов к процессу формирования данного феномена у старшеклассников, нами была определена наиболее общая технология формирования толерантности у старшеклассников, состоящая из трех этапов: диагностического, этапа реализации программы формирования толерантности у старшеклассников и заключительного этапа, на котором осуществляется вторичная диагностика.

§3. Опыт формирования толерантного поведения у старшеклассников

Формирование толерантного поведения у старшеклассников осуществляется посредством различных социальных институтов. Одним из наиболее значимых социальных институтов, в котором происходит формирование толерантного поведения старшеклассников, является общеобразовательная школа.

Целью работы школы в рамках формирования толерантного поведения старшеклассников выступает создание условий для успешного развития данного интегративного качества личности.

Многие школы Костромской области в рамках своей работы осуществляют деятельность по формированию толерантного поведения у учащихся. Одной из таких школ, успешно осуществляющей деятельность по формированию толерантного поведения у старшеклассников, является муниципальное казенное образовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа.

Муниципальное казенное образовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа располагается по адресу: Костромская область, Островский район, п. Островское, переулок Школьный, д. 3.

МКОУ Островская СОШ основана в 1964 году. Согласно социально-педагогическому паспорту общеобразовательного учреждения, в настоящее время в школе обучается 674 учащихся в 34 классах-комплектах. Школа работает по шестидневной рабочей неделе. Продолжительность урока 40 минут. Занятия организованы в 2 смены.

В школе работают 24 учебных кабинета, кабинет информатики, кабинет мультимедиа, спортзал, столовая, библиотека, кабинет психолога, медицинский кабинет, кабинет социального педагога.

Так как в данной школе обучаются дети различных национальностей, а именно — азербайджане, армяне, дагестанцы, белорусы и башкиры, с 2011 года в школе ведется д еятельность , направленная на формирование толерантного поведения учащихся МКОУ Островская СОШ. Она содержит разнообразные формы работы со старшеклассниками, а именно: классные часы на тему «Жизнь в многоликом мире», «Быть современным – быть толерантным», «Толерантность — жизненная позиция выпускника», уроки-презентации («Мы очень разные, но мы вместе»), беседы («Жить в мире с собой и другими»), концерты («Международный день толерантности»), конкурсы (конкурс плакатов «Мы – едины!») и конкурсные программы, тренинги («Сила толерантности», « Будь собой. Позволь другому быть другим »), консультации и другие. В ходе написания исследовательской работы нами совместно с социальным педагогом, психологом и руководством МКОУ Островская СОШ, было организовано и проведено диагностическое исследование с целью изучения уровня развития толерантности у старшеклассников.

В диагностическом исследовании принимали участие учащиеся 11 (27 человек) и 10 (26 человек) классов в общем количестве 53 человека. В 11 классе учится 1 человек другой национальности, в 10 — 4 человека. Так как деятельность по формированию толерантного повеления в данной школе реализуется с 2011 года, эти дети уже на протяжении более 3 лет являются ее участниками.

Диагностическое исследование включило в себя следующий психолого-педагогический инструментарий:

  1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой.

  2. Методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой.

Целью использования экспресс-опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой является определение уровня развития толерантности и качественный анализ степени развития толерантности.

Низкий уровень развития толерантности выявлен у 7,4% учеников 11 класса (2 человека), и 3,8% учеников 10 класса (1 человек) . Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающе­му миру и людям. Это означает, что у них нередко отсутствует стремление к позитивной этнической идентичности, интолерантные лица более позитивно оценивают собственную этническую группу и менее положительно, по сравнению с толерантными лицами другие этнические группы, за счет этого они пытаются придать более высокий статус своей группе.

Средний уровень развития толерантности выявлен у 88,9% учеников 11 класса (24 человека) и 88,4% учеников 10 класса (23 человека). Такие результаты показывают респон­денты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. Чаще всего в различных социальных ситуациях они ведут себя толерантно, но иногда могут проявить интолерантность. Толерантной личности присуще сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими людьми, эмпатия, альтруизм, уступчивость, самоуважение. Интолерантность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти.

Высокий уровень развития толерантности выявлен у 3,7% учащихся 11 класса (1 человек) и 7,7% учащихся 10 класса (2 человека).

Такие результаты характеризуют п редставителей этой группы как людей, обладающих выраженными чертами толерантной личности.

Диаграмма 1.

«Уровень развития

толерантности у учащихся 11 и 10 классов»

Объект исследования  1

Проанализировав данные исследования, следует отметить, что в 11 и 10 классе преобладающим является средний уровень развития толерантности школьников. Уровень развития толерантности в 10 классе незначительно выше, чем в 11, что обусловлено тем, что в 10 классе количество детей другой национальности выше, чем в 11.

Для того чтобы диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности в школьной среде, старшеклассникам была предложена м етодика диагностики «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, которая используется с целью определения типа этнической идентичности по 6 шкалам:

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) — сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

4. Этноэгоизм — данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.

5. Этноизоляционизм — убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм — готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этнонигилизм свойственен 3,7% учащимся 11 класса (1 человек), у учеников 10 класса этнонигилизма не выявлено.

Этническая индифферентность свойственна 11,1% учащихся из 11 класса (3 человека) и 7,7% учащихся из 10 класса (2 человека).

Позитивная этническая идентичность диагностируется у 77,8% учащихся из 11 класса (21 человек) и 84,7% учащихся из 10 класса (22 человека).

Этноэгоизм не выявлен у учащихся 10 — 11 классов.

Этноизоляционизм зафиксирован у 3,7% учащихся из 11 класса (1 человек) и 3,8% учащихся из 10 класса (1 человек).

Этнофанатизм выявлен у 3,7% учащихся из 11 класса (1 человек) и 3,8% учащихся из 10 класса (1 человек).

Диаграмма 2.

« Типы этнической идентичности у учащихся 11 и 10 классов»

Объект исследования  2

1. Этнонигилизм

2. Этническая индифферентность

3. Позитивная этническая идентичность

4. Этноэгоизм

5. Этнофанатизм

6. Этноизоляционизм

Данные диагностики типа этнической идентичностью свидетельствуют о позитивной этнической идентичности большинства старшеклассников МКОУ Островская СОШ, что говорит о эффективности деятельности школы по формированию толерантного поведения у учащихся. Лишь у 18,9% опрошенных детей выявлен деструктивный тип этнической идентичности.

Таким образом, проанализировав полученные в ходе исследования данные, можно сделать вывод о том, что на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения Островской средней общеобразовательной школы эффективно и успешно ведется работа по формированию толерантного поведения у учащихся.

В ходе изучения деятельности по формированию толерантности старшеклассников на базе МКОУ Островская СОШ, на основе проведенной диагностики учащихся 11 и 10 класса, было установлено, что более 85% детей в данных классах имеют средний уровень развития толерантности, у 6,5% детей определено развитие нравственной толерантности, как высшей степени развития толерантного поведения, 8,5% учащихся 11-10 классов МКОУ Островская СОШ являются интолерантными.

Но, несмотря на деятельность школы по формированию толерантного поведения у учащихся, в настоящее время в старших классах МКОУ Островская СОШ остается небольшой процент интолерантных детей, что обосновывает целесообразность дальнейшей социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности образовательного учреждения по формированию толерантного поведения старшеклассников.

Итак, основываясь на результатах проведенной диагностики уровня толерантности старшеклассников, нами были определены следующие особенности, которые необходимо учитывать при формировании толерантного поведения у учащихся, для достижения более высоких результатов деятельности:

  1. Деятельность, направленная на формирование толерантного поведения учащихся, должна быть непрерывной, систематической.

  2. Необходим учёт индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся при подборе и разработке наиболее эффективных методов и форм деятельности по формированию толерантного поведения у школьников.

  3. Необходима организация индивидуальной работы с детьми с интолерантным поведением.

Заключение

Проблема формирования толерантности старшеклассников является актуальной социально-педагогической и психолого-педагогической проблемой современности.

В современной психолого-педагогической литературе понятие «толерантность» рассматривается с нескольких точек зрения. Мы взяли за основу определение Л.В. Мардахаева и под толерантностью понимаем м оральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов.

Толерантность — это

Возраст старшеклассника сензитивен для воспитания толерантности, так как соответствует периоду подросткового возраста, когда происходит становление самосознания, развитие потребности в самоутверждении, самовыражении. Старший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания толерантности, так как именно в этот период формируется «Я-концепция» человека, важным компонентом которой должно стать наличие у ребенка нравственной толерантности.

Особенностями формирования толерантности старшеклассников являются следующие: деятельность, направленная на формирование толерантного поведения учащихся, должна быть непрерывной, систематической; необходим учёт индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся при подборе и разработке наиболее эффективных методов и форм деятельности по формированию толерантного поведения у школьников; необходима организация индивидуальной работы с детьми с интолерантным поведением.

Существует несколько подходов к определению технологии формирования толерантности старшеклассников. Проанализировав подходы различных авторов к процессу формирования данного феномена, нами была определена наиболее общая технология формирования толерантности у старшеклассников, состоящая из трех этапов: диагностического, этапа реализации программы формирования толерантности у старшеклассников и заключительного этапа, на котором осуществляется вторичная диагностика.

Проанализировав особенности формирования толерантности старшеклассников на базе МКОУ Островская СОШ, следует отметить эффективность и успешность деятельности по формированию толерантного поведения у учащихся, одним из направлений которой является деятельность по формированию толерантного поведения у старшеклассников. Деятельность , направленная на формирование толерантного поведения учащихся МКОУ Островская СОШ содержит разнообразные формы и методы работы со старшеклассниками, а именно: классные часы на тему «Жизнь в многоликом мире», «Быть современным – быть толерантным», «Толерантность — жизненная позиция выпускника», уроки-презентации («Мы очень разные, но мы вместе»), беседы («Жить в мире с собой и другими»), концерты («Международный день толерантности»), конкурсы (конкурс плакатов «Мы – едины!») и конкурсные программы, тренинги («Сила толерантности», « Будь собой. Позволь другому быть другим »), консультации и другие.

В ходе написания исследовательской работы нами совместно с социальным педагогом, психологом и руководством МКОУ Островская СОШ, было организовано и проведено диагностическое исследование с целью изучения уровня развития толерантности у старшеклассников. В результате проведенной диагностики учащихся 11 и 10 класса было установлено, что более 90% детей в данных классах имеют средний или высокий уровень развития толерантности, как высшей степени развития толерантного поведения, и лишь небольшой процент учащихся 11-10 классов МКОУ Островская СОШ — 8,5% — являются интолерантными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы достигли цели, заявленной в аппарате исследования, а именно: изучили содержание процесса формирования толерантного поведения у старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vospitanie-tolerantnosti/

  1. Асмолов А.Г. Толерантность как культура 21 века // Век толерантности. — 2004. — №7. — С. 11-23.

  2. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя // Ярославский педагогический вестник. — 2002. — №4. — С. 1-11.

  3. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. — 2005. — № 7-8. — С. 23-27.

  4. Биджиев А.К. Формирование толерантного отношения старшеклассников к сверстникам в поликультурной образовательной среде: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Карачаевск, 2009. — 26 с.

  5. Богданова Р.У. Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности: учебно-методический комплекс. — Спб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 223 с.

  6. Борытко Н.М. Введение в педагогику толерантности: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. — Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2006. — 80 с.

  7. Васильева Л.Н. Социально-педагогическая работа: проблемные задачи и ситуации. — СПб.: ЛОПИ, 2005. — 304 с.

  8. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М.: Издательский центр Академия, 2004. — 160 с.

  9. Воднева С.Н. Феномен толерантности в педагогической науке и практике // Труды Псковского политехнического института. — Псков: Издательство ППИ, 2010. — №14.2. — С.55-58.

  10. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник — 2002. — № 6. — С. 12.16.

  11. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Издательство Питер, 2008. — 400 с.

  12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.4. — М.: Русский язык, 1999. — 883 с.

  13. Декларация принципов терпимости, принятая резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995: [Электронный ресурс] // Сайт Организация Объединенных Наций, URL : .

  14. Ермакова А.А. Формирование межнациональной толерантности у старших подростков в условиях общеобразовательной школы // Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты: материалы 3 краевой студенческой научно-практической конференции. — Пермь: Пермский государственный университет, 2011. — С. 91-95.

  15. Ивкова Ю.К. Формирование этнической толерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Петрозаводск, 2006. — 28 с.

  16. Карпова Е.М. Поликультурная среда клуба как средство социального воспитания старшеклассников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02. — Кострома, 2004. — 25 с.

  17. Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук: 09.00.11. — Чита, 2009. — 28 с.

  18. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебно-методический комплекс. — Киров: Издательство ВятГГУ, 2003. — 115 с.

  19. Лихачева Т.И. Формирование толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Майкоп, 2008. — 25 с.

  20. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Гардарики, 2006. — 269 с.

  21. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. М.А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2007. — 192 с.

  22. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

  23. Назарова Е.В. Исследование видов и компонентов толерантности в педагогической деятельности // Вестник Псковского государственного университета (серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки).

    — 2009. — №3. — С. 147-149.

  24. Никитина В.И. Педагогические технологии воспитания толерантности старшеклассников // Толерантность в образовании: опыт России и Великобритании. — 2008. — №1. — С. 5-10.

  25. Никитина М.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. — М.: Владос, 2005. — 399 с.

  26. Оборина Е.В. Педагогический аспект феномена толерантности // Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции (г.Москва, апрель 2012г.).

    — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 27-29.

  27. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 208 с.

  28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: ИТИ-Технологии, 2006. — 1360 с.

  29. Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.

  30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. — М.: Нар. образование, 1998.- 255 с.

  31. Сиротюк А.С. Критерии толерантности // Вестник Тверского государственного университета. — 2012. — №2. — С. 40-41.

  32. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студ. ВУЗОВ / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 365 с.

  33. Смирнова Ю.В. Воспитание межнациональной толерантности старшеклассников в общеобразовательной школе: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. — СПб, 2012. — 212 с.

  34. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Владос, 2000. — 300 с.

  35. Технология формирования толерантного сознания и профилактика проявлений экстремизма в молодежной среде: материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием (04.-05.05.2012г.).

    / Отв. редактор Д.В. Бугров. — Екатеринбург: УрФУ, 2012. — 172 с.

  36. Толковый словарь русского языка / Под ред .Д.Н. Ушакова. — Т.4. — М.: Русские словари, 1995. — 714 с.

  37. Хабибова Н.Ш. Педагогические основы формирования толерантности школьников младших классов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Душанбе, 2012. — 27 с.

  38. Чепкасова О.А. Формирование толерантных отношений у современных школьников: [Электронный ресурс] // Сайт Образ-Центр, URL : .

  39. Шаврина О.Г. Формирование межличностной толерантности старшеклассников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Курган, 2005. — 26 с.

  40. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Академия, 2004. — 272 с.

  41. Шишкина Н.А. Воспитание толерантности как социально-педагогическая проблема // Научно-практический альманах аспирантского сообщества. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2011. — С.42-45.

  42. Шишкина Н.А. Конструктивный диалог как средство воспитания толерантности старшеклассника: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Оренбург, 2011. — 24 с.

  43. Шустова Л.Ф. Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода в образовании // Материалы научно-практической конференции «Фундаментальные исследования», 2008. — №5. — С. 142-144.

  44. Юровских Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.13. — Омск, 2004. — 30 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ, Приложение 1. Декларация принципов толерантности

16 Ноября 1995

Государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября — 16 ноября 1995 года,

памятуя о том

напоминая , что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что “мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества”,

напоминая также