Педагогическая деятельность в исправительных учреждениях

Понятие и характеристика педагогической системы и педагогического процесса в ИУ на современном этапе

  • Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.
  • На осужденного влияют и обстановка ИУ, и настроение ближайшего социального окружения, и сложившаяся система его отношений с другими осужденными, сотрудниками, близкими родственниками, друзьями, знакомыми, и многое другое. На него непосредственно и опосредствованно в течение суток оказывается влияние большого количества источников воздействия. Практически же они могут частично или полностью нейтральными, если воспитуемый остается лишь объектом воздействия и не становится одновременно субъектом перевоспитания, когда он начинает проявлять соответствующую активность в преобразовании (превращении) собственных природных и социально приобретенных способностей и возможностей в общественно значимые побуждения, поступки, действия. Стремление личности к самосовершенствованию определяется социально-психологической атмосферой в ИУ, всем комплексом воздействующих факторов. Система воспитательного воздействия строится таким образом, чтобы она базировалась на широкой общественно полезной деятельности осужденных, развивала социально значимую активность личности, высокую требовательность к себе, к самоконтролю за нравственным поведением в коллективе и вне его.
  • В науке уголовно-исправительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и для общества человека (нравственное исправление).

    Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальна, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь — изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обуславливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч.1 ст.9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.

  • Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
  • Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого обществ, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
  • Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направленно на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению.
    7 стр., 3108 слов

    Воздействие социально-психологических факторов на психические ...

    ... психических и соматических заболеваний, следует отметить, что с психосоциальной стороны в настоящее время рассматриваются следующие факторы воздействия. ... факторов психической патологии так или иначе ограничивает возможности теоретического истолкования сущности отдельных психических ... мере строятся на социально санкционированных моделях поведения ... факторы - как те, что способствуют его развитию, ...

    Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными, как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

  • Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой формирование трудовых навыков и умений у осужденных, развитие у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни — единственно правильный приемлемый для них дальнейший путь.
  • Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направленно не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания наказания.
  • К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.
  • Процесс перевоспитания в пенитенциарных учреждениях организуется в жестких правовых рамках, что обусловлено специфическим объектом воздействия — осужденными, их правовым статусом.

    Правовая регламентация процесса перевоспитания вызывается, прежде всего, необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. Правовому регулированию подвергается практически все основные элементы педагогической системы: производственная, общественная, учебная, бытовая и другие сферы жизни осужденных; служебная деятельность сотрудников, воспитателей; взаимоотношения сотрудников и осужденных; применение основных средств исправления и перевоспитания, форм и методов педагогического воздействия. Заметим, что строгие правовые рамки несут в себе положительный воспитательный потенциал. Они способствуют выработке соответствующего отношения к закону, к требованиям и традициям общества, формируют дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей. педагогический процесс пенитенциарное учреждение осужденный

  • Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.
  • В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения, который имеет высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое).
    4 стр., 1544 слов

    Подходы к личности клиента в социальной работе

    ... к той или иной социально-классовой группе. 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КЛИЕНТ» Клиент выступает в зарубежной теории социальной работы в феноменологическом ключе как неразрывность личности и ее бытия. В том же ключе понятие «клиент» в интерпретации теоретиков социальной работы ...

    Индивидуальная воспитательная работа включает в себя систему целенаправленных психолого-педагогических и режимно-правовых воздействий, применяемых с учетом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальную воспитательную работу в ИУ организует начальник отряда. Для ее правильной организации и проведения необходимо предварительное изучение личного дела осужденного, в том числе — с помощью психологических тестов. Индивидуальная работа базируется на индивидуальном подходе. Он предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осужденного, основанного на знании его черт личности и условий жизни. Тогда индивидуальную воспитательную работу можно определить как систему целенаправленного воздействия субъектов на объект — осужденного.

2. Основные особенности и закономерности процесса воспитания осужденных в исправительном учреждении

Организация воспитательного процесса с осужденными их перевоспитание требует значительных усилий со стороны сотрудников учреждения участвующих в этом процессе. Существует необходимость применения особого подхода к преодолению внутреннего сопротивления воспитуемых. Главный признак личности преступившей закон — это резкое негативное отношение к воспитательным воздействиям, стойкое внутреннее сопротивление им. Не редко у осужденного такое сочетание отрицательных качеств личности, дисгармоническое развитие черт характера, которые при наличии негативизма и внутреннего сопротивления составляют огромную трудность в их перестройке. В структуру личности осужденного входят: прочные криминальные или антисоциальные установки, привычки антиобщественного поведения, неадекватная защитная доминанта, не восприимчивость к воспитательным воздействиям, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, отягощение отрицательных черт личности психическими аномалиями, а так же сдвиги в структуре личности (заострение черт характера, возникновение различных «комплексов» сверх ценности своего «я» или своей неполноценности).

Причины сложности воспитания осужденных весьма многообразны.

Нередко их видят в детской безнадзорности, недостатке семейного воспитания, отрицательном влиянии улицы, микросреды и т.п.

Это правильно лишь отчасти. Ведь разные лица, выросшие в одинаково неблагоприятных условия, по-разному реагируют на воспитательные воздействия: одни, совершив правонарушение и попав в места лишения свободы, быстро исправляются и перевоспитываются, а другие оказываются трудно поддающимися перевоспитанию.

16 стр., 7878 слов

Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания ...

... исправления к осужденным предполагает, что к различным категориям осужденных в зависимости от вида отбываемого наказания, характера совершенных ими преступлений и степени общественной опасности личности, прошлой преступной деятельности, ... которые используются в процессе реализации того или иного метода». В зависимости от законодательной регламентации средства исправления возможно классифицировать ...

Особенностью, правильнее будет сказать, трудностью осуществления воспитательного процесса с осужденными является следствие комплекса социальных и индивидуально-личностных факторов. Социальные факторы (асоциальное окружение, семейное неблагополучие, трудовая неустойчивость и т.п.) создают каждый раз последовательно складывающиеся ситуации на жизненном пути человека, которые ему приходиться разрешать. А выход из них каждый раз зависит от тех внутренних условий, которые у личности к этому времени имелись. Последовательное неправильное разрешение жизненных ситуаций ведет к накоплению асоциального опыта, возникновению различных комплексов.

Воспитательный процесс в исправительных учреждениях проходит в условиях полной изоляции осужденных от общества, которая определяет ее специфику. Изоляция как профилактическое средство весьма противоречива. С одной стороны она позволяет оградить правонарушителя от привычной для него среды окружения, влияния лиц на его преступное поведение, с другой стороны ведет к обрыванию полезных связей с близкими родственниками, помещает его в среду отличающуюся специфической субкультурой, уголовными традициями, ценностями и обычаями. Эта среда оказывает отрицательное влияние на исправление осужденных, создает трудности в процессе исправления их личности. Осуществляя воспитательный процесс, следует иметь в виду, что условие его эффективности зависят от срока наказания и времени исправления осужденного. Не редко возникают ситуации, когда тяжесть совершенного преступления не адекватна степени криминальной и педагогической запущенности личности. Это приводит к тому, что для одних срок наказания может быть не достаточным для исправления их личности, для других — превышает необходимый, возникающее противоречие между сроком наказания и временными рамками процесса исправления, что необходимо учитывать при организации воспитательной работы с каждым осужденным индивидуально.

Процесс перевоспитания в пенитенциарном учреждении осуществляется в условиях исполнения наказания, поэтому он воспринимается осужденными через призму кары. Отрицательное отношение к каре, создает в сознании правонарушителей смысловые и эмоциональные барьеры, которые препятствуют усвоению ими нравственных и правовых норм общества. Таким образом, специфические условия отбывания наказания определяют особенности воспитательного процесса в условиях исправительного учреждения.

В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении их степени исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч.2 ст.109 УИК РФ).

Уголовно-исправительным законодательством (ч.2 ст.110 УИК РФ) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных.

7 стр., 3454 слов

Динамика личности осужденного и воспитательный процесс

... всегда положительно влияют на перестройку личности осужденного и т. д. Но неверно и вообще игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда это возможно. Одним из ...

В процессе воспитательной работы с осужденными используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

Еще одной особенностью воспитательного процесса в ИУ является вовлечение в процесс воспитания самодеятельных организаций осужденных. Согласно ст.111 УИК РФ они создаются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещении камерного типа, единых помещениях камерного типа) и работают под контролем администрации исправительных учреждений. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных является оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитии полезной инициативы осужденных, оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка; формирование нормальных отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

К формам самодеятельных организаций осужденных относят коллективы отрядов и советы коллектива колонии. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют совет коллектива отряда, секция дисциплины и порядка, производственная секция, секция пожарной безопасности, санитарно-бытовая секция, секция досуга, деятельность которых охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций.

В масштабе колонии сфера деятельности самодеятельных организаций существенно расширяется, несколько видоизменяются их функции, включающие руководство активом общественных формирований осужденных. Работа самодеятельных организаций осужденных строится в русле современных требований процесса воспитания осужденных, то есть в определенной законом мере осужденный является субъектом управления исправительным процессом.

3. Понятие и значение основных принципов педагогической деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений

Принципы педагогической деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений сводятся к следующему:

1. Включение осужденных в активную общественно полезную деятельность. Объективной основой, этого принципа является закономерность, которую в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Признается, во-первых, возможность изменения, исправления личности в период отбывания ею уголовного наказания, во-вторых, необходимым условием исправления является не подавление личности, а развитие ее активной общественно полезной деятельности, духовно-нравственной сферы, повышение интеллектуального, образовательного и профессионального уровней.

Перевоспитание нельзя сводить только к одностороннему воздействию воспитателей на осужденных. Составной частью этого процесса является деятельность самих осужденных, проявление их духовных сил. Только при этом условии возможно изменение системы отношений осужденных, их жизненной позиции, смена которой происходит в результате возникновения и разрешения внутренних противоречий между старыми убеждениями и новыми ценностями, между старыми привычками поведения и новыми требованиями.

8 стр., 3678 слов

Оценка личности и деятельности Петра I

... точки зрения В.О. Ключевского 1. Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, ... рассмотреть личность и деятельность Петра I, попытаться выявить объективную оценку его личности, и показать какую роль он сыграл в русской историографии. Н. В. Карамзина I. Оценка личности и деятельности Петра I с ...

Реализация данного принципа предполагает также включение осужденных в познавательную деятельность, в культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, привлечение их к организации и проведению воспитательных мероприятий, к работе в самодеятельных организациях.

Активная позиция осужденного важна в любом виде позитивной деятельности, а совокупная оценка отношений осужденных к вышеперечисленным видам деятельности является показателем их исправления, что учитывается в их поступательном движении по ступеням исправления

2. Сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В этом принципе наиболее полно отражена диалектичность процесса перевоспитания. Лишенный каких-либо из указанных признаков, он превращается в антипедагогический. Гуманность, рассматриваемая вне системы определенных требований к человеку, может привести к формированию слабовольной, разболтанной личности, не способной, с одной стороны, противостоять вредным влияниям окружающей среды, с другой — не умеющей обуздывать свои гипертрофированные потребности и желания. Подобная «гуманность» практически выливается в попустительство, снисходительность к порокам, всепрощенчество. Быть гуманным по отношению к осужденным — значит верить в возможность их позитивного изменения, передать эту веру им самим, для чего уметь предъявлять разумные и справедливые требования, создавать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к бездумному подчинению, а к сознательной дисциплине, к формированию готовности работать над собой. А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания, если нет требования, что воспитание начинается с системы требований к личности. Не случайно его педагогическое кредо сводилось к простой формуле: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему.

Лишенная элементов уважительности и заботы о человеке, требовательность, предъявляемая воспитателем к осужденному, подчас выливается в жестокость, в деспотизм, поэтому должна сочетаться с высокой требовательностью воспитателя по отношению к себе, своим моральным качествам, педагогическому мастерству.

3. Опора в процессе перевоспитания на положительные качества личности. Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности. Выявлять, проектировать, формировать и закреплять положительное в человеке педагогически намного выгоднее, чем строить процесс перевоспитания только на запретительных нормах.

Реализация этого принципа сложна для воспитателя даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты личности осужденного, отрицательные черты характера, негативное отношение к основным социальным ценностям, к самим сотрудникам лежат, что называется, на поверхности. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осужденные скрывают от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других. Подчас эти качества не осознаются самими их носителями, поскольку нет условий, ситуаций для их проявления.

7 стр., 3066 слов

Психология личности в правоохранительной деятельности

... в правовой психологии личности. Она определяет избирательность активности и отношений личности в жизни и деятельности, включая и взаимоотношения с правовой системой. Они вовлекают в этот процесс и компоненты других психологических подструктур, влияя на ...

Данный принцип не, означает снижения требовательности к осужденным, а тем более захваливания и попустительства. Большой вред как самой личности, так и общности осужденных наносят те воспитатели, которые, используя коммуникабельность, общительность, организаторские способности некоторых осужденных, ставят их в привилегированное положение, допускают по отношению к ним послабление требований режима, а иногда даже сами создают группы таких «активистов», которые в своих методах ничем не отличаются от «авторитетов» уголовного мира. Ничего общего такой подход с принципом опоры на положительное не имеет.

4. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Общность осужденных весьма разнообразна, поэтому общая система внешних воздействий, естественно, предполагает ее дифференцированное и индивидуальное преломление на уровне каждой группы, каждой личности. Основная идея данного принципа означает учет в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей личности на фоне общей программы воспитательных воздействий. А.С. Макаренко утверждал, что должна быть общая программа воспитания и индивидуальных корректив к ней.

Дифференциация осужденных, т.е. разделение их на группы по самым различным основаниям (полу, возрасту, характеру совершенного преступления, социальной стратификации и т.д.), — это не самоцель, а лишь инструмент в руках воспитателя, благодаря которому индивидуальный подход к личности в процессе ее исправления становится более осознанным и обоснованным.

5. Системный подход в организации процесса перевоспитания осужденных. Идея системного подхода вытекает из понимания личности воспитуемого как некоей целостности, ее духовно-нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, физической сторон.

Системный подход является основополагающим принципом в организации процесса перевоспитания осужденных в целом. Он распространяется на определение целей и задач перевоспитания; обусловливает соответствие средств и методов целям перевоспитания; предполагает всеохватывающее применение основных направлений воспитательного процесса; организацию формального и неформального общения личности; планирование воспитательного процесса; привлечение к непосредственной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; организацию всестороннего изучения личности на всех этапах исполнения и отбывания наказания (от организации приема вновь прибывших до подготовки их к освобождению); и, наконец, реализацию в деятельности исправительных учреждений всех вышеназванных принципов исправления осужденных.

4. Характеристика принципов воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях

Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации психологов и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов.

Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных:

Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Процесс перевоспитания невозможен без четкого и конкретного определения его цели, под которой понимается идеальное представление о предполагаемом, «проектируемом» результате педагогической деятельности.

Принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами. Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим инструментарием достижения цели. Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого осужденного.

3 стр., 1347 слов

Уважение чести и достоинства личности в уголовном процессе

... правового регулирования принципа уважения чести и достоинства личности в УП России 1.1 Содержание принципа уважения чести и достоинства личности в Уголовном Процессе Охрана чести и достоинства личности является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Уважение чести и достоинства обязательно для всех органов и должностных лиц, ...

Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью. Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадет после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. В этом случае он после освобождения из мест заключения может не найти свое место в обществе, и общество не сможет принять его, что вызовет рецидив. Последствия такого рецидива часто проявляются в действиях освобожденного, предусматривающих вновь применение мер осуждения.

Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека, его перевоспитания выступает собственная активность. Его основу в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Включение человека в активную общественно-полезную деятельность способствует его социальной переориентации, перевоспитанию. Такой подход не подавляет личность, а наоборот, активизирует ее, способствует наиболее полному проявлению духовных сил.

Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденных. В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания осужденного в определенных администрацией отряде, бригаде, звене резко возрастает роль его ближайшего социального окружения. Коллектив может быть самым разным: от позитивного до резко негативного. В ряде исправительных учреждений процветают негативные традиции, где с молчаливого согласия «авторитеты» уголовного мира («углы», «паханы», «главворы») насаждают враждебные нормальному человеческому общежитию правила поведения и взаимоотношений. В таких «зонах» воспитательная, а тем более перевоспитательная работа требует особого педагогического мастерства.

Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В основе принципа лежит гуманное отношение к человеку. А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания без требовательности и одновременно предупреждал: «Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

Принцип опоры на положительное в личности. В перевоспитательной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в личности не только недостатки, но и положительное. Это тот союзник, опираясь на который можно направить усилия воспитанника на деятельность, на самопроявление, а в перспективе и на активизацию его перевоспитания. Реализация этого принципа необычайно сложна для воспитателей даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты характера осужденных, их негативное отношение, как к требованиям исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям осужденных) лежат, что называется, на поверхности явления. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осужденные прячут от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других, а подчас и не осознаются самими их носителями.

8 стр., 3877 слов

Принципы диалектического подхода к исследованию

... детально рассмотреть объект, предмет, практическую формулу диалектического подхода; выявить основные принципы диалектического подхода к исследованию; изучить диалектику как метод экономической теории. 1. Диалектическая ... этим всеобщим методом, исследователь будет видеть противоречивую сущность явлений, процессов, предметов, ясно различать в мышлении противоречия, объективно отражающие противоречия ...

Принцип дифференцированного подхода в процессе перевоспитания. Осужденные различаются по полу, возрасту, образованию, национальным, религиозным и социально-групповым особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, типу совершенного преступления и т.д. Все это и требует своеобразия подхода, как к определенной группе, так и к отдельной личности. Дифференциация — это выделение типичных отличительных свойств явлений, предметов, объектов, по которым можно в некоторой целостности (общности) выявить группу или ряд групп. Принцип дифференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволит воспитателям наиболее полно учесть особенности каждого.

Принцип индивидуального подхода в процессе перевоспитания. Каждый человек — это свой мир, свои возможности, свои социальные проблемы, и потому он, естественно, требует индивидуального подхода. Особенно это важно в процессе перевоспитания. Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.

Принцип комплексного подхода. Идея комплексного подхода вытекает из понимания личности как целостности, как сложной динамичной системы. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.

5. Задача №1

Во время ознакомительной беседы вновь прибывший в отряд осужденный заявил, что режим унижает человеческое достоинство, а строгий контроль за осужденными убивает волю. Поэтому после освобождения осужденные становятся неспособными жить в условиях свободы, особенно это касается тех, кто отбывает более длительный срок.

Вопросы:

1. В чем заключается педагогическая целесообразность режима отбывания наказания как воспитательного средства?

2. С чего целесообразно начинать воспитательную работу с вновь прибывшими осужденными?

3. Объясните особенности и закономерности педагогического процесса в ИУ?

6. Задача №2

Для осужденных, проводящих свои отпуска в колонии, оборудовали профилакторий. Один из осужденных рассказывает: «Недавно и мне довелось отдохнуть там… Чистота комфорт, вежливое и внимательное отношение обслуживающего персонала на целых 12 дней окунули меня в мир доброты и гуманности… Отдыхающие набрались сил, укрепили здоровье, обрели душевное равновесие и теперь намерены трудиться с полной отдачей. Еще долго мы будем вспоминать с теплотой время, проведенное в профилактории. Спасибо администрации за гуманность и человечность! Добро порождает добро, думаю, что пребывание в профилактории положительно скажется на исправлении осужденных».

Вопросы:

1. О реализации, каких принципов деятельности сотрудников колонии свидетельствует этот рассказ? Как, по вашему мнению, это повлияет на характер воспитательного процесса?

2. Объясните взаимосвязь и взаимообусловленность принципов педагогической деятельности сотрудников исправительных учреждений.

Решение:

1. В данном повествовании идёт о реализации принципов гуманизма и справедливости, содержание которых заключается в следующем:

  • а) наказание, заключая в себе определённые ограничения и лишения для осуждённого не должно причинять ему физических и нравственных страданий, а также унижать его человеческое достоинство;

— б) за хорошее поведение, свидетельствующее об исправлении осуждённого, к нему следует применять меры поощрения и ослабление различных ограничений и напротив при нарушении осуждённым режима следует ужесточать ограничения и применять к нему установленные законом взыскания.

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность принципов педагогической деятельности проистекает из системного подхода в работе по исправлению осуждённых.

Системный подход является основополагающим принципом в организации процесса перевоспитания осужденных в целом. Он распространяется на определение целей и задач перевоспитания; обусловливает соответствие средств и методов целям перевоспитания; предполагает всеохватывающее применение основных направлений воспитательного процесса; организацию формального и неформального общения личности; планирование воспитательного процесса; привлечение к непосредственной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; организацию всестороннего изучения личности на всех этапах исполнения и отбывания наказания (от организации приема вновь прибывших до подготовки их к освобождению).

Другими словами взаимосвязь и взаимообусловленность принципов обусловлена наличием общего объекта, на который направлена педагогическая деятельность работников ИТУ — личность.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vospitanie-osujdennyih-v-uchebnoy-deyatelnosti/

1. Антонян Ю.А. Наказание и исправление преступников. — М.: НИИ МВД РФ. — 1992. — 392с.

2. Калешин Е.П. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИУ-М.: Права человека, 2008. — ст.30-42.

3. Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник: в 2 т. Т.1.: Общая часть. — М.: Дрофа, 2010. — 444с.

4. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: Под ред. В.М. Анисинков, С.А. Капункин / Ростов на Дону / Феникс 2012 ст.112-113.

5. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 320с.

6. Никитин А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС — на уровень современных требований. // Преступление и наказание.- 2011. — №12 — С. 13.

7. Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М.: Юристъ, 2009. — 288с.