Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф

Введение

П.Ф. Каптерев – видный педагог России второй половины XIX – начало XX столетия. Он принадлежал к русским педагогам, которые были широко известны при жизни, стояли во главе научных направлений, но после смерти их имена забывались, труды не печатались. Это было связано с тем, что в 20-е годы идеи Каптерева об автономии школы, независимости педагогического образования от государства явно не совпадали с господствовавшим направлением мысли. В 30-40-е годы педагогические взгляды Каптерева казались подозрительными, ибо в них было много психологии и педологии. В последующие десятилетия авторы статей и учебников «пригоршнями» черпали его педагогические идеи, но имя ученого старались не упоминать. Впервые через шестьдесят лет после смерти ученого, в 1982 году, были опубликованы его избранные педагогические произведения.

Продолжатель традиций Н.И. Пирогова, К.Д.Ушинского, ученый, прекрасно знавший европейские языки, обратился к лучшему из того, что в этот период создавалось в России и на Западе В фундаментальной работе «Дидактические очерки. Теория образования» центральной является глава «Образовательный процесс – его психология». Она вся пронизана мыслью о том, что психология способствует наилучшему научному обоснованию педагогики и глубине практических выводов. Согласно Каптереву, педагогика является прикладной наукой, отвечающей на вопрос, как надо учить и воспитывать детей. Психология же является фундаментальной наукой о психике ребенка и его развитии и предстает базовой по отношению к педагогике. Базовыми для педагогики, согласно точке зрения Каптерева, является также логика, физиология, филология, социология.

Научно-педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Его труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается, поэтому тема курсовой работы является актуальной.

20 стр., 9803 слов

Сущность и задачи педагогической психологии

... Педагогическая психология является одной из базовых наук педагогики и частных методик. Целью данной курсовой работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии ... педагогической психологии П.Ф. Каптерева, образовательного процесса. Термином педагогическая психология ... всякого образования. Ф.А. ... психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии ...

Цель курсовой работы – изучение педагогических взглядов П.Ф. Каптерева.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены

  • изучить основные этапы педагогической деятельности П.Ф. Каптерева;
  • рассмотреть взгляды П.Ф. Каптерева на дошкольное и семейное воспитание;
  • ознакомиться с проблемой школьного воспитания и обучения в трудах П.Ф. Каптерева;
  • рассмотреть историю русской педагогики в творчестве П.Ф.

Каптерева.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.

1.1. Начало трудовой деятельности Каптерева П.Ф. в области педагогики

П. Ф. Каптерев родился в 1849 г. в семье сельского священника с. Кленово Подольского уезда Московской губернии. Отец его рано умер. Мать, Надежда Яковлевна, умная, трудолюбивая женщина с сильным характером, приложила все свои силы, чтобы вывести детей в люди, дать им образование. Единственным доступным заведением, где можно было учиться за казенный счет, оказалось духовное училище в Подольске, которое и закончили все братья Каптеревы, впрочем, как и Вифанскую духовную семинарию. С 1868 по 1872 гг. Петр учился в Московской духовной академии на историческом отделении, где получил прекрасную философско-педагогическую подготовку. Полный академический курс предполагал, кроме изучения специальных дисциплин, связанных с богословием, изучение педагогики, гомилетики, философии с логикой, психологии, метафизики и истории философии.

Профессиональную деятельность будущий ученый-педагог и психолог, основоположник отечественной педагогической психологии, начал в 1872 г. преподавателем философских дисциплин Петербургской духовной семинарии, где «вскоре завоевал уважение коллег и семинаристов, ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Личность Каптерева покоряла окружающих, особенно его интеллект, обширность и глубина знаний». Однако неожиданно для всех молодой лектор подал в отставку и решил посвятить себя светской деятельности в области образования. Он стал преподавать педагогику, психологию, логику в ведущих педагогических учреждениях Петербурга.

На становление Каптерева-ученого большое значение оказали: немецкая философия, в частности антропология И. Канта, бурно начавшая свое развитие во второй половине XIX в. за рубежом и в России экспериментальная психология, теория Ч. Дарвина о происхождении видов, эволюционные идеи Г. Спенсера, учение о рефлексах И. М. Сеченова.

Научные интересы П. Ф. Каптерева разнообразны, но особое внимание уже в самом начале научной деятельности отдано педагогической психологии. В статье «Спенсер как педагог и русские критики» (1879) ученый определил условие, без которого научная педагогика невозможна: «…педагогика без физиологии и психологии немыслима». Каждый педагог обязан быть антропологом, т. е. физиологом и психологом. П. Ф. Каптерев в книге «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц» (1876) подчеркивает, что психология – это фундаментальная наука о психике ребенка и его развитии, её данные использует прикладная наука педагогика. Воспитатели должны иметь научные знания о психических явлениях, лежащих в основе педагогической деятельности. В истории российской педагогики научный труд подобного рода был первым. Само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот благодаря этой книге.

6 стр., 2721 слов

Проблема деятельности в психологии

... не открывался нам именно в своей чувственно данной предметности? Значение как проблема психологии сознания Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека ...

Итак, отвечая запросу времени на организацию народного просвещения, ускоренного развитием капиталистических отношений в стране, П. Ф. Каптерев посвятил себя подготовке педагогических кадров: много лет он преподавал психолого-педагогический цикл в учебных заведениях Петербурга: Александровском лицее, частных женских гимназиях (Э. П. Шаффе, М. Н. Стоюниной, М. А. Макаровой), на частных Фребелевских курсах, в Психоневрологическом институте, на курсах при Санкт- Петербургском учебном округе для подготовки учителей средней школы и т.д.

1.2. Вклад П.Ф. Каптерева в педагогику

На протяжении всей своей творческой деятельности П. Ф. Каптерев сотрудничал в журналах «Народная школа», «Женское образование», «Семья и школа», «Знание», «Педагогический сборник», «Образование», «Русская школа», «Воспитание и обучение», «Педагогическая мысль» и др.

Рецензия 1883 г. на капитальный труд П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (в первой половине 1883 г. вышло его переработанное издание) дала повод обвинить его в подрыве христианской нравственности, а его лекции по психологии, изданные слушательницами, по доносу анонимного рецензента были рассмотрены особой комиссией святейшего синода. Обвинение Петра Федоровича в том, что его курс лекций антирелигиозен по содержанию, несет в себе насмешку над учением о бессмертии души, имеет материалистическую направленность, повлекло за собой отстранение его в 1884 г. от преподавания на педагогических курсах (несколько позже в 1885 г. и от чтения лекций в Александровском лицее, где он работал с 1882 г.).

Педагогу- психологу позволили продолжить службу в Мариинском ведомстве, которая длилась почти 32 года (с 1879 по 1917 г.).

С 1903 г. ему разрешили возобновить преподавание в казенных учебных заведениях и до осени 1918 г. он работал лектором. С 1912 г. П. Ф. Каптерев стал профессором Петербургского женского педагогического института.

Параллельно с научной, преподавательской и чиновничьей работой П. Ф. Каптерев постоянно и очень активно участвовал в общественно- педагогической деятельности, на протяжении многих лет сотрудничая в Санкт- Петербургском педагогическом обществе, Санкт- Петербургском комитете грамотности, Педагогическом музее военно-учебных заведений, состоя членом нескольких отделов этого музея (общепедагогического, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, содействия самообразованию и пр.).

Почти четверть века П. Ф. Каптерев был членом Фребелевского общества (до 1898 г.).

Теория и практика дошкольного воспитания стали неотъемлемой частью его научных интересов. Еще одна общественная программа – Родительский кружок – добилась значительных успехов благодаря деятельности ученого. Он ежегодно выступал с докладами о развитии личности ребенка в семье, а с 1898 г. стал редактором «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению» (с 1898 по 1910 гг. вышло 59 выпусков, причем 11 из них были написаны самим П. Ф. Каптеревым).

Авторами брошюр издания были также известные педагоги, психологи, врачи, ученые: А. Н. Острогорский, И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П. И. Ковалевский, А. Ф. Кони и др.

Научные труды Родительского кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставке работ подобного рода кружков Франции, Англии, Германии, Бельгии и других стран Петербургский кружок получил в Льеже (Бельгия, 1906) первую премию.

10 стр., 4736 слов

Социально-педагогическая работа в школе

... - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим и занимается социальный педагог. Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога - предметника и ... строиться у школьного социального педагога и работа с семьёй, так как многое подросток выносит именно оттуда. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на матер

В 1912/13 г. в Петербурге П. Ф. Каптерев провел первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию в качестве его председателя и основного докладчика. Он также являлся активным участником съездов по экспериментальной психологии, педагогике, народному образованию. В летние месяцы ученый читал лекции народным учителям по психологии, педагогике, философии, некоторым специальным вопросам.

Важной вехой в научной жизни П. Ф. Каптерева явилось издание «Дидактических очерков» (1883).

В книге изложена сущность образовательного процесса, состав общеобразовательного курса, свойства педагогического метода, образ учителя и т. д. В основу второго, переработанного, издания (1915) вошел еще один капитальный труд ученого «Педагогический процесс» (первое издание – 1904), где он дал обобщение своего 30- летнего психолого-педагогического опыта. Автор еще раз напоминает читателям, что педагогика не искусство, не набор рецептов воспитания на все случаи жизни, а прикладное знание о педагогическом процессе.

«Дидактические очерки» были отмечены золотой медалью Петербургского комитета грамотности за «полноту, всесторонность и законченность.

Невозможно решать современные педагогические проблемы, не зная истории педагогических учений. «Национальное педагогическое самосознание может вырабатываться лишь самим народом, а высказываться и формулироваться его представителями, его органами». П. Ф. Каптерев задался целью проследить общий ход развития русской педагогики и представил его в отдельной книге «История русской педагогии» (1909, 1915).

В работе «Новая школа в новой России» (1917) П. Ф. Каптерев представил программу обновления школы, вложив в это понятие осуществление принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школ и независимости учителей в вопросах обучения и воспитания. Прогрессивные философские, общественные, психолого-педагогические взгляды и убеждения ученого позволили ему достаточно верно воспринять связанные с революцией преобразования школьной системы. Ученый- гражданин «с удовлетворением отмечал, что Октябрьская революция уничтожила разлад между учащимися и учащими».

Педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева не была спокойной и до Октябрьской революции. Он подвергался преследованиям за «преподавание безумной педагогии», его обвиняли в материализме, безбожии, подрыве христианской нравственности, отстраняли от преподавательской деятельности. Однако в любых ситуациях ученый сохранял чувство собственного достоинства и отстаивал свои позиции.

Жизнь в Петербурге после Октября стала невыносимой: голод, холод, враждебно настроенная новая власть к старой царской профессуре. С октября 1918 г. П. Ф. Каптерев в Воронежской губернии. В Острогожском уездном отделе народного образования он включился в работу по переподготовке учителей для новой российской школы, предложив создать педагогический музей наглядных средств. Несмотря на преклонный возраст, петербургский профессор назначается уездным разъездным инструктором, помогает сельским учителям в организации учебного дела. С 1 января 1919 г. П. Ф. Каптерев преподавал психологию во 2-й единой трудовой школе II ступени Острогожска. Работу при УОНО он не оставил: консультировал, участвовал в совещаниях и подготовке местного съезда учителей, выступал с докладами о трудовом начале в воспитании, а также читал лекции студентам учительской семинарии, в которой стал заведующим.

13 стр., 6294 слов

Диагностика в социально-педагогическом процессе современной школы

... и результатов образования, а также соуправление педагогическим процессом. 2. Критерии эффективности и качества социально-педагогического взаимодействия в процессе диагностики диагностика социальный педагогический школа Общие требования ... дает нам возможность наиболее полно раскрыть сущность психолого-педагогической диагностики через выделение ее функций в профессиональной деятельности педагога. ...

В 1919 г. Острогожская учительская семинария была преобразована в трехгодичные педагогические курсы, однако из-за военных действий занятия в ней возобновились 8 января, а в средних школах 20 марта 1920 г. П. Ф. Каптерев не был удовлетворен тем, что студенты третьего года обучения (практический курс) лишь время от времени посещали уроки в городских начальных классах. Открытие постоянной опытной школы решило проблему студенческой практики. Деятельность ученого была очень насыщенной: он заведовал педагогическими курсами, читал весь цикл педагогических дисциплин на них, а в 1920/21 учебном году вел уроки психологии в двух средних школах, исполняя обязанности председателя педагогического совета в одной из них, и даже ездил еженедельно в Лиски читать лекции учителям.

С начала лета 1921 г. П. Ф. Каптерев – профессор кафедры истории научной мысли факультета общественных наук Воронежского университета. Почти одновременно с этим избранием он стал профессором кафедры педагогики Института народного образования, созданного в самом начале 1920 г. на базе Воронежского учительского института.

Во второй половине июня 1921 г. ученый переехал в Воронеж. Его ждала еще одна работа: создание и руководство первым педагогическим техникумом, а также преподавание в нем психолого- педагогических дисциплин. Педтехникум олицетворял для Петра Федоровича главное дело его жизни – подготовку народного учителя. Вся его предшествующая общественно- педагогическая и научная деятельность была как бы подготовительной почвой для практической реализации теоретических идей. В Государственном архиве Воронежской области мы (с помощью известного краеведа О. Г. Ласунского) обнаружили статью П. Ф. Каптерева «Последняя образовательная реформа», опубликованную в непериодическом издании – «Вестнике Воронежского Губпрофобра» в 1922 г. в первом номере. Ее содержание позволяет ответить на вопросы: как складывались взаимоотношения известного педагога с новой властью, одобрял он или порицал реформы большевиков в области образования, как связывал насущные проблемы школы с задачами педагогической науки, чем обусловлены действия ученого по созданию педагогического техникума в г. Воронеже и др. Статья убеждает читателя в том, что мнения Каптерева о действиях новой власти в области образования честны, справедливы, убедительны, полны здравого смысла. Публикация опровергает утверждение советских историков педагогики о том, что П. Ф. Каптерев не принял советскую власть, был консерватором, буржуазным демократом, антикоммунистом, шел не в ногу со временем. Для статьи характерен спокойный тон, аргументированное высказывание собственной точки зрения на сильные и слабые стороны образовательной реформы. Автор прекрасно знает положение дел в послереволюционном образовании, чувствуется его заинтересованность в выполнении стоящих перед образованием задач. Все это идет в разрез с мрачными и пессимистичными красками, какими рисуется жизнь ученого в Острогожске и Воронеже (1918 – 1922) авторами главы «Петр Федорович Каптерев и ориентированная на психологию педагогика» в книге Ф. А. Фрадкина, М. Г. Плоховой, Е. Г. Осовского «Лекции по истории отечественной педагогики» (М., 1995).

66 стр., 32728 слов

Философско-методологические основы педагогики и образования

... производства. 11. Под педагогикой профессионального образования или под профессиональной педагогикой следует понимать такую область теоретического и практико ... веке привело к основанию учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве ... письменности. Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей и ученых. Педагогика обрела ...