«Развитие личности в школьном коллективе»

, Научную проблему, Цель работы

задачи исследования

1. Раскрыть сущность понятия личности, этапы ее формирования.

2. Изучить роль школьного коллектива в развитии личности.

3. Изучить влияние школьного коллектива на развитие личности.

4. Рассмотреть взаимодействие коллектива и личности.

Объект изучения

Предмет изучения – влияние школьного коллектива на развитие личности.

Структура работы

    1. Личность: специфика, этапы формирования

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью — субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя [1, c .97].

Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью.

Если обратиться к процессу формирования человека с самого появления на свет, то можно заметить 2 взаимозависимые линии: биологическая и социальная. Когда появляется малыш, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но вовсе нельзя сказать, что родилась индивидуальность. Будучи биологическим существом, человек в процессе собственной жизнедеятельности формирует и вырабатывает в себе множество социальных качеств и свойств, которые определяют его социальную суть. Понятие человек синтезирует (связывает) в себе как его биологические, так и общественные (социальные) качества и свойства.

Понятие же личность содержит в себе только лишь общественные свойства и качества человека, к которым относятся речь, понимание, разные привычки и т.д. и которые делают его общественным существом. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Это дает возможность сделать заключение: понятие «личность» характеризует общественную суть человека и означает совокупность его общественных качеств и свойств, которые он формирует у себе прижизненно [5, c .56].

8 стр., 3960 слов

«Психологические особенности детей младшего школьного возраста ...

... школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, ... ОСОБЕННОСТИ Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, ... В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить ...

Рассмотрим индивидуальные особенности личности.

Осознавая необходимость действовать и принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже самых эмоциональных интересов. Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью решительности и интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи, то это связывают с проявлением их воли.

Воля — осмысленное регулирование человеком собственного поведения и деятельности, выражаемое в умении преодолевать внутренние и внешние проблемы при совершении целенаправленных действий и поступков.

Специфическая особенность волевого действия — в переживании состояния “Я должен”, а не “Я хочу”.

Все, с чем встречается человек в своей жизни, порождает у него то или иное отношение, те либо иные чувства.

Чувства — это переживаемые в разной форме взаимоотношения человека к предметам и явлениям реальности.

Темперамент — индивидуально-своеобразная, естественно- обусловленная совокупность динамических проявлений нервной системы, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются неизменными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи определяют вид темперамента.

Характер — это совокупность устойчивых персональных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Способности — это такие психические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих познаний, умений, навыков не сводятся.

Рассмотрим главные и очень крупные этапы формирования личности. А. Н. Леонтьев утверждал, личность «рождается» дважды.

Первый раз личность рождается в дошкольном возрасте, когда устанавливаются первые древовидные отношения мотива, первые подчинения естественных побуждений социальным правилам. Можно сказать, что здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

17 стр., 8167 слов

Язык в становлении личности человека

... который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к ... и оценок, этики и эстетики, веры и убеждений, концепции времени и пространства. Разграничение языка и речи необходимо учитывать при обсуждении роли ( употребления, назначения, использования ) языка в человеческом обществе, в становлении личности, ...

А. Н. Леонтьев раскрывает это явление на примере, широко известном под названием «эффект горькой конфеты»

Экспериментатор дает ребенку-дошкольнику фактически неосуществимое задание: поймать удаленную вещь, сидя в стуле. Исследователь выходит и продолжает наблюдать за ребенком из соседнего помещения. В последствии неудачных усилий ребенок встает, забирает приглянувшийся ему предмет и усаживается назад. Наблюдатель входит, хвалит его и дает в награду конфету. Малыш не желает ее брать, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфетка для него оказывается «горькой».

Исследование событий показывает, что ребенок оказался в ситуации инцидента мотивов. Один мотив — прямое намерение – брать интересующую вещь; а иной – социальный мотив – выполнить требование взрослого. В отсутствии наблюдающего верх взяло прямое намерение. Однако когда подошел исследователь, то актуализировался 2-ой мотив. Отказ и плач малыша говорят о том, что процесс соподчинения мотивов и изучения общественных норм уже начался, хоть и не дошел еще до окончания.

Факт, что переживания малыша начинают развиваться социальным мотивом именно в присутствии старшего, весьма замечателен. Это является ярким доказательством общего утверждения о том, что «узлы» личности фиксируются в интерперсональных взаимоотношениях и только после становятся элементами внутренней структуры личности. Можно отметить, что тут прослеживается ранняя стадия «завязывания» таких узлов. Второй раз индивидуальность рождается в подростковом возрасте и выражается в проявлении способности и стремления понимать собственные мотивы, осуществлять интенсивную работу согласно их повиновению и переподчинению. Данная способность к самовоспитанию, самосознанию, саморуководству отображена в втором признаке личности.

Педагогика и психология выделяют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошколъный) возраст (0—3), детсадовский (4—6), младший школьный возраст (6—10), средний школьный возраст (11—15), старший школьный возраст (16-17).

В раннем детском возрасте формирование личности осуществляется в основном в семье, которая, в зависимости от установленной в ней стратегии воспитания, либо выступает как просоциальная объединение или коллектив (при преобладании стратегии «семейного сотрудничества»), или искривляет развитие личности ребенка. Последнее происходит в группах невысокого уровня развития, где в отношениях между родителями и детьми преобладает конфронтация. В зависимости от характера домашних взаимоотношений может, например, первоначально создаваться личность ребенка либо как нежного, внимательного, не боящегося принять собственные ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, или как боязливого, бездеятельного, жадного, капризного себялюбца. Важность этапа раннего детства для развития личности, которое было указано многочисленными психологами, заключается в том, что малыш с первого года своей осознанной жизни пребывает в довольно развитой группе и в меру присущей ему инициативности усваивает вид отношений, который в ней сформировался, претворяя их в черты своей становящейся личности [7, c .76].

7 стр., 3315 слов

Повышение физических возможностей у часто болеющих детей в условиях ...

... дипломной работы. Целью работы является исследовать пути повышения физических возможностей часто болеющих детей в условиях детского учебного учреждения. Задачи работы: ... на килограмм веса тела. В 7-11 лет жизненный показатель равен 40 мл/кг. К 7 годам в основном заканчивается формирование ... совершает ребенок повседневно, тем больше условий имеется для развития его двигательных функций. Ребенок ...

Фазы развития в раннем детском

Воспитание и развитие ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3—4 лет, проходит одновременно в детском саду, в группе ровесников под управлением воспитателя, где и возникает новая ситуация формирования личности. Переход на этот новый период формирования личности никак не обусловливается психологическими закономерностями (они только обеспечивают его подготовленность к этому переходу), а детерминирован снаружи социальными факторами, к которым принадлежит сформированность организации дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей на производстве и т.д. В случае если переход к новому этапу не подготовлен внутри предыдущего возрастного этапа успешным протеканием фазы интеграции, то тут (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) формируются условия для кризиса развития личности — адаптирование ребенка в детском саду оказывается затрудненной.

Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу сверстников в детском саду, контролируемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него, наравне с родителями, более референтным лицом. Воспитатель, опираясь на помощь семьи, старается, используя в качестве опосредствующего условия разные виды и формы деятельности (игровую, учебную, трудовую, спортивную и т.д.), объединить ребят вокруг себя, формируя гуманность, трудолюбие, и иные общественно значимые качества [10, c.55].

Три фазы формирования личности внутри данного этапа предполагают: адаптацию — усвоение норм и способов одобряемого родителями и педагогами поведения в условиях взаимодействия с другими; индивидуализацию — желание ребенка найти в себе что-то, выделяющее его из числа прочих ребят, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах — и в том, и в ином случаях при ориентировке на оценку не столько других ребят, сколько родителей и воспитательниц; интеграцию — гармонизацию неосознаваемого дошкольником стремления, обозначить собственными поступками свою оригинальность и подготовленность взрослых принять только то в нем, что соответствует общественно обусловленной и главной для них задаче обеспеченья ребенку эффективного перехода на новый этап — в среднее учебное заведение и, следовательно, в третий этап формирования личности .

3 стр., 1093 слов

Развитие творчества у детей средней группы в конструировании ...

... практическое назначение; имеющие художественно – эстетическое назначение. конструирования Работа с природным материалом средневековый конструирования работы с природным материалом с детьми средней группы развития конструирования из природного материала работы с природным материалом работы с природным материалом 1. Формировать эстетическое отношение к ...

В младшем школьном возрасте

Таким образом, личность – сущность человека, имеющая индивидуальные особенности , качества, вырабатываемые прижизненно. Личность рождается дважды.

1.2 Роль школьного коллектива в развитии личности

Благодаря общению человек становится личностью. Отражая своеобразно человеческую необходимость в сфере себе похожих, общение представляет собою особый вид деятельности, объектом которой является иная личность. Оно постоянно сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присваивание социальной сущности. Коммуникация и обособление – ресурс общественного богатства личности.

Наилучшие условия для общения и обособления формирует коллектив, похожий увлечениями и общим взаимопониманием. В коллективе воспитывается личность. С поддержкой группы формируются навыки коллективизма, товарищеской взаимопомощи, ответственности и иные персональные качества. В коллективе усваиваются принципы общения, поведения, формируются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, раскрывает широкий простор с целью ее всестороннего развития.

Основным накопителем позитивного социального опыта у детей является школьный коллектив. Это умение приобретается ребенком в семье, в общении со сверстниками вне школы, из средств массовой информации, книг и других источников. Но только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Поступив в школу, ребенок прежде всего становится членом классного коллектива, а также многих других, которые он выбирает уже сам (кружки, секции)[6, c.44]

Перед ребенком стоит цель принять правила и условия взаимоотношений группы, в каком он желает быть. Если он хочет, чтобы его приняли в коллектив и эффективно реализовывать свою деятельность, то он обязан выполнять данные правила. Это не обозначает, что ученик обязан не охотно приспосабливаться к ранее сформировавшимся отношениям. Если он думает, что прав, то обязан обосновать собственную точку зрения, и защищать ее перед коллективом. Коллектив приводит к формированию социально ценных качеств: гуманность, общественная честность, ответственность, гражданственность, активность.

Коллектив представляется ареной для самовыражения и самоутверждения себя как личности для любого ученика. Каждый ребенок старается утвердиться в собственных глазах и глазах ровесников. Поэтому именно в коллективе создаются существенные личностные качества, такие как самооценка, утверждение или непризнание себя как личности.

И. Ф. Козлов утверждал, что воспитательный коллектив – это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков [9, c.68].

3 стр., 1343 слов

Личность, группа, толпа

... на человека, помогая ему удовлетворять его потребности в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировании личности, устранении беспокойства и т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой ...

В трудовой деятельности детей роль коллектива не заменима. Именно в нем проявляется взаимоответственность за конечный результат и взаимопомощь. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

  1. Формирование у учащихся положительного отношения к труду, как высшей ценности в жизни, высших социальных мотивов.

  2. Развитие познавательного интереса к знаниям, потребность в творческом труде, применение знаний на практике.

  3. Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, чувство долга к ответственности, деловитости и честности.

  4. Вооружение учащимися различными трудовыми умениями и навыками.

Правильное соблюдение этих задач, способствует формированию у школьников трудолюбия. Также трудовое воспитание оказывает большое значение на физическое развитие, на умственные способности школьников, на развитие товарищеских отношений, на развитие нравственного воспитания личности, на всесторонее развитие личности.

Участвуя в трудовых процессах, подростки включаются в экономические отношения и становятся их активными соучастниками. Развитие у детей коллективизма и творческого отношения к труду обеспечивается познанием практической экономики, объединенным с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах.

Совместная работа подростков раскрывает безграничные способности для осуществлении физиологического и художественного потенциала личности. Чтобы стимулировать содержательный обмен духовными ценностями, необходимо создать физкультурно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность, овладевающую широким диапазоном умений, знаний и навыков. В условиях свободного общения организуется физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, подстегивающая содержательный обмен внутренними ценностями, формирующая эстетическое отношение к реальности, овладевающая обширным спектром особых знаний, умений и навыков. Данные виды деятельности способствуют чувственному развитию учеников, инициируя чувства совместного сопереживания, сочувствия, общего чувства эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчеств.

На сегодняшний день коллектив не является основным дисциплинарным органом, подспорьем педагога в решении возникающих трудностей. Конечно детей необходимо привлекать сотрудничать, решать совместно появляющиеся трудности. Однако не один свободный, не зависимый человек не будет поддаваться какому-либо коллективу. Этим различается демократическое воспитание от воспитания коллективистского, что не возвышает духовные и высоконравственные силы, а наоборот подавляет их. На сегодняшний день ребенку необходимо объяснить: для чего нужно интеллектуальное, эстетическое и высоконравственное образование, что оно дает, а не просто рассказать. В иностранных воспитательных системах именно данная практическая сторона выходит на первый план и служит сильным стимулом позитивного взаимоотношения к содержанию обучения. Педагог обязан знать ответ на данный вопрос и обладать способностью наглядно разъяснить своим ученикам преимущества воспитания, чтобы у них не осталось и тени сомнения [15, c .69].

3 стр., 1183 слов

Развитие мозга ребенка

... лиц предстают искусственные объекты, геометрически похожие на лица. Таким образом, в развитии мозга ребенка установлено более раннее созревание филогенетически более старых структур (подкорковых образований) и ... утверждает, что постнатальное развитие мозга, по крайней мере, кортекса, представляет собой процесс организации межрегиональных взаимодействий. Одна и та же функция у детей и у взрослых ...

Таким образом, роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Глава 2. Взаимосвязь личности и школьного коллектива.

2.1 Изучение влияния школьного коллектива на развитие личности

Огромное значение для детей имеет сфера личных взаимоотношений. В коллективе дети не равны. Одни дети пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше дружны с товарищами, а третьи являются изгоями. Всё это: симпатии-антипатии, принятие-непринятие, определяет положение ребенка в группе или социометрический статус. Я. Мерено под «социометрическим статусом» понимал положение человека в социальной группе. В зависимости от статуса в группе формируются и развиваются личностные качества ребенка.

Вместе с тем, положение ребенка в системе межличностных взаимоотношений зависит от совокупности индивидуальных качеств ребенка и от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и то же сочетание индивидуальных свойств может определить различные положения человека в зависимости от массовых стандартов и требований к человеку.

Таким образом, с одной стороны, социометрический статус ребенка зависит от его индивидуальных свойств и социокультурного уровня коллектива, с другой стороны — сами личностные качества создаются и развиваются в зависимости от его положения в группе.

К сожалению, в каждом классе есть изолированные ребята, их % достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением. Они зачастую агрессивны, неуравновешенны, склонны к антисоциальным поступкам. Своим поведением такие ребята пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы отличают высокие самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству. Трудности в общении со сверстниками у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе.

7 стр., 3415 слов

Развитие личности ребенка

... со взрослым является ведущим фактором развития ребенка в первые шесть – семь лет его жизни и, в том числе, становления его самосознания и личности. В ходе общения у ...

Зачастую среди изолированных есть дети неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Как выявило исследование, они удовлетворены собственным положением в группе, так как эта группа не является для них референтной, или среди основных мотивов никак не диагностируется мотивации на взаимодействие.

Наоборот, среди свойств, присущих школьникам, занимающим высокое статусное положение, ориентация на ровесников представляется одним из основных мотивов. Как правило, эти ребята с довольно адекватным представлением о себе, что позволяет им найти ту группу, в которой они будут признаны и оценены. Огромное значение имеет тот факт, что данные школьники имеют довольно высокий уровень эмпатии. Это, с одной стороны, дает возможность спровоцировать позитивное эмоциональное отношение к себе, а с иной — чувствуя отношение к себе прочих, они пытаются менее контактировать с теми, кто их не принимает, увеличивая число контактов с теми детьми, кто их воспринимает.

Таким образом, в целом можно отметить, что основными качествами, влияющими на положение ребят в подростковом возрасте, являются адекватность вида «Я», высокий уровень эмпатии, превосходное знание нормативов поведения в определенной общественной группе. В то же время такое качество, как уровень умственного развития, не является в этом возрасте главным.

Задача исследования заключается в изучении межличностных отношений младших школьников: их содержания, устойчивости, соответствия структуре реального общения, влияния отношений на нравственное развитие личности ребенка.

С этой целью применялась социометрическая процедура. Этот метод разработан Дж. Морено и применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Социометрическая процедура позволяет выявить:

сплоченности-разобщенности

симпатии-антипатии

Использование социометрии позволяет снизить напряженность в коллективе, которая возникает в ходе взаимной неприязни некоторых членов коллектива. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Схема действий социометрической процедуры:

  1. Поставить задачи и выбрать объект измерений.

  2. Сформулировать основные гипотезы и положения.

    29 стр., 14336 слов

    Социометрическое исследование малых групп

    ... Социономия является наукой о социальных законах. Социодинамика есть наука о социальных группах, социометрия является наукой об измерении межчеловеческих отношений, прежде всего “социуса”, ... ”. Обосабливается политическая социометрия, военная социометрия и т.д. Применяя социометрические процедуры к проблемам национальной обороны, Э. X. Дженнингс издает специальную работу “Военное использование ...

Некоторые дети не хотят раскрывать свои симпатии и антипатии, поэтому отказываются участвовать в опросе. Экспериментатор должен записать выбранные вопросы на карточку или задать в устном виде по типу интервью. Не должно быть анонимности, каждый учащийся обязан ответить на вопросы, выбирая в каждом случае тех или иных одноклассников.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает.

Такое исследование можно проводить несколько раз, но вопросы меняются.

Дополнительную информацию о характере взаимоотношений в исследуемой группе можно получить высчитав социометрические индексы.

Есть два индекса: П.С.И. – персональный социометрический индекс и Г.С.И. – групповой социометрический индекс. П.С.И. характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы, а Г.С.И. дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству.

Индекс эмоциональной экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Индекс психологической взаимности дает представление о «сплоченности группы».

2.2 Взаимодействие коллектива и личности., Обработка и анализ результатов исследования

В эксперименте приняли участие 15 школьников четвертого класса в МБОУ «Холоднянская СОШ» в возрасте 10-11 лет.

Учащихся просили ответить на 6 вопросов:

Вопрос 1. «Кого из класса Вы пригласили бы на день рождение?»

Вопрос 2. «С кем из класса Вы пошли бы в многодневный поход?»

Вопрос 3. «К кому из класса Вы обратились бы за помощью в трудной ситуации?»

Вопрос 4. «С кем Вы не стали бы советоваться?»

Вопрос 5. «Если бы Вы всем классом жили в одном доме, то с кем хотели бы жить в одной комнате?»

Вопрос 6. «Если бы Вам пришлось переходить в новую школу, кого из одноклассников Вы взяли бы с собой?»

Выборы участников группы представлены в таблице 1, в приложении 1.

Проанализировав взаимные выборы участников исследования, был выяснен статус каждого участника группы респондентов – индекс, который характеризует, насколько притягательным является данный участник группы для выбора.

В группе респондентов 40% подростков — лидеры; 27% подростков — предпочитаемые; 20% подростков – принятые; 13% подростков – отвергаемые.

По результатам данного эксперимента было установлено, что два ребенка являются «изгоями» в классе, поэтому перед учителем стоит задача сплотить их с классным коллективом.