Повышение физических возможностей у часто болеющих детей в условиях детского учебного учреждения

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Законом Украины «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики. Пропагандируется постоянная забота о физическом совершенствовании детей, создание надлежащих условий для развития их природных способностей [16].

Залогом процветания общества является здоровье подрастающего поколения.

Самочувствие детей вызывает серьезные опасения специалистов, наблюдается значительный процент отклонений в развитии опорно-двигательной, сердечнососудистой и дыхательной систем [1], [35].

Часто болеющие дети (ЧБД) являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной помощи и поддержке.

Детство — важный этап в жизни человека, фундамент его здоровья. Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Основными критериями здоровья растущего организма служат: уровень физического развития и его гармоничность, уровень развития функциональных систем, способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям, хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для улучшения состояния здоровья учащихся необходимо создать новую систему организации педагогического процесса, внедрять в учебный процесс оздоровительные программы, создавать благоприятную эмоционально-психологическую среду, условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении [12], [3].

В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода. С детьми следует заниматься во время игр, на уроках, при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Для воспитания здорового ребёнка, работа в детском образовательном учреждении должна строиться по следующим направлениям: создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей, повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов, комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медработниками, психологической службой, воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи [7].

Все вышеизложенное определяет актуальность изучаемой проблемы и позволяет сформулировать цель и задачи дипломной работы.

Целью работы является исследовать пути повышения физических возможностей часто болеющих детей в условиях детского учебного учреждения.

13 стр., 6321 слов

История развития социальной работы в России

... социальной стабильности общества. Поэтому проблемы социальной защиты были актуальны для всех периодов развития общества. На мой взгляд, история социальной работы имеет единую схему развития ... бедных церквей и монастырей сотни здоровых людей находили легкое пропитание, ... - для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их ... Ярослава относительно попечительства над детьми очень гуманны для тех ...

Задачи работы:

  • проанализировать литературу и современные статьи о методах повышения физических способностей у ЧБД;
  • оценить функциональное состояние кардиореспираторной системы детей;
  • исследовать динамику функциональных показателей в течение учебного года;
  • сравнить функциональные показатели в течение учебного года для контрольной и основной групп.

Предмет исследования — специальные программы по физической культуре для детей дошкольного и младшего школьного возраста, часто болеющих ОРЗ.

Объект исследования — физические возможности детей дошкольного и младшего школьного возраста, часто болеющих ОРЗ.

РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОБЛЕМЕ ЧБД

1.1 Физиологические особенности детского организма

В 1970 г в г. Москва на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР была принята наиболее общая схема возрастной периодизации, определяющая основные периоды постнатального развития [27]: новорожденный, грудной возраст, раннее детство, первое детство, второе детство, подростковый возраст, юность, зрелый возраст, пожилой, старость, долгожители.

Согласно заданию на дипломный проект был рассмотрен период первого детства (дошкольный возраст с 3 до 7 лет) и второго детства (младший школьный возраст: мальчики 8-12 лет и девочки 8-11 лет).

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем имеет следующие особенности.

В период младшего школьного возраста снижаются энергетические затраты организма, урежается деятельность сердца и дыхательной системы. К 10 годам в миокарде человека максимальное количество коллагена. Давление в малом круге кровообращения достигает 20-25 мм рт.ст. Ударный объем сердца в 7 лет — в среднем 23 мл, в 10 лет — 37 мл. Минутный объем крови в 6-9 лет равен 2,6 литра. Изменения в венозном давлении связаны с изменением объема циркулирующей крови. Венозное давление у 8-12 летних составляет в среднем 90-120 мм.рт.ст. Среднее значение систолического давления в возрасте 3-12 лет — 106 ± 1,07 мм.рт.ст., диастолического — 64 ± 1,13 мм.рт.ст.

До 3 лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их отдельных элементов. От 3 до 7 лет по сравнению с предыдущим периодом темпы роста легких снижаются, но рост остается еще довольно интенсивным. К 6-7 годам частота дыхательных движений составляет 20-22 в мин. У детей жизненную емкость легких измеряют с 4-6 лет. В значительной степени она зависит от физиологического развития, возраста, пола, окружности грудной клетки и др. Жизненная емкость легких постепенно увеличивается. В 4 года она составляет 1100 см і, а к 7 годам достигает 1300-1400 смі, в 8 лет — 1100-1700 мл, в 9 лет — 1130-2200 мл, в 10 лет -1360-2300 мл, в 11 лет- 1480-2700 мл. (У взрослых её величина равна 4500-6000 мл).

Обычно жизненную емкость легких оценивают по так называемому жизненному показателю, то есть в пересчете на килограмм веса тела. В 7-11 лет жизненный показатель равен 40 мл/кг.

К 7 годам в основном заканчивается формирование легочной ткани, возрастает глубина дыхания, снижается его частота. Процессы дифференцировки бронхов мышечного типа и ацинарной паренхимы заканчиваются к 7-8 годам, к этому времени складывается структура ацинуса и заканчивается количественный рост альвеол. К началу периода полового созревания (к 12 годам) объем легких увеличивается в 10 раз по сравнению с легкими новорожденного и их вес равен 500г в среднем. После 8 лет появляются различия в весе легких в зависимости от пола. Увеличение объема легких происходит за счет увеличения объема альвеол, а не их количества. В 8 лет общий объем легких равен 2580 мл, а число альвеол 304 млн. Число дыхательных путей — 13,6 млн., альвеолярная поверхность — 43,4 кв.м., число капиллярных сегментов — 252000млн, капиллярная поверхность — 48,6 кв.м. Общая емкость легких у детей дошкольного возраста невелика, в 10 лет она в среднем 2,5 л (2,2-3,1 л).

5 стр., 2230 слов

Регуляция дыхания (нервная и гуморальная)

... нейронов, участвующих в регуляции дыхания. При воздействии на его структуры нервных и гуморальных стимулов происходит приспособление функции дыхания к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Структуры, ... слизистой оболочке трахеи и бронхов, возбуждаются при резких изменениях объема легких, при растяжении или спадении легких, при действии на слизистую трахеи и бронхов механических или ...

Жизненная емкость легких в 10 лет составляет 76%.

Для детей характерен диафрагмальный характер дыхания. В 3-7 лет грудная клетка еще имеет конусообразную форму, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых. Несмотря на то, что у детей дошкольного возраста объем легочной вентиляции сравнительно небольшой, количество вдыхаемого воздуха на 1 кг тела значительно больше, чем в пубертатном и зрелом возрасте, т.е. с возрастом интенсивность дыхания уменьшается. До 8 лет величина вентиляции легких у мальчиков и девочек примерно одинакова. Дыхательный объем легких в этом возрасте продолжает оставаться сравнительно небольшим, увеличиваясь за эти годы всего на 40-50мл.

Минутный объем дыхания у детей 8-11 лет в меньшей степени отличается от этого показателя у взрослого, чем интенсивность вентиляции. У детей интенсивность вентиляции и поступление кислорода в легкие в 2 раза выше, а использование кислорода в легких меньше, чем у взрослых. За период от 8 до 11 лет минутный объем дыхания изменяется мало, а интенсивность легочной вентиляции снижается. От 6 до 11-12 лет возрастные изменения дыхания осуществляются довольно плавно.

Развитие опорно-двигательного аппарата детей.

Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. Например, в возрасте 10 лет энергично растут поясничные и нижние грудные позвонки. К моменту окончания роста костей хрящи заменяются костной тканью.

У новорожденного ребенка позвоночный столб почти прямой, и

Быстрое (беглое) письмо детям младших классов не удается в связи с тем, что окостенение фаланг пальцев происходит только к 10 годам. В 5-6 лет начинается сращение тазовых костей. После 9 лет отмечаются различия в форме таза у девочек и мальчиков. У мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Мышечная система составляет значительную часть общей массы тела человека. В 8 лет масса всех мышц составляет 27% массы тела. Отдельные мышечные группы растут неравномерно. Диаметр мышечных волокон в 3 года составляет 12-16 мкм, в 7 лет — 21-22 мкм, в 12 — 26 мкм.

Систематические исследования мышечной работоспособности детей показывают, что с возрастом работа, выполняемая ребенком за определенное время (1 мин.) увеличивается, причем прирост количества работы изменяется неравномерно в разные возрастные периоды. Если максимальную работу, выполняемую в течение 1 мин на пальцевом эргографе детьми 7-9 лет принять за 100%, то величина её в 10-12 лет повышается до 148%.

16 стр., 7640 слов

Изотерапия в дошкольном возрасте для детей с ОВЗ. консультация

... Для детей дошкольного возраста рисование является привычным способом выражения себя , отражения и осмысления своего нового опыта . При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке ... детей с ОВЗ .[1] Рисование может выступать в виде метода для коррекции и профилактики . Изотерапия ... стабилизацию и перемещение тела в пространстве . Совершение точных движений мелкими мышцами рук , умение ...

В период первого детства значительно увеличивается динамическая нагрузка на скелетную мускулатуру в связи с разнообразными играми. С 6-7 лет начинается быстрое развитие мышц кистей рук. Особенно быстро развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу. К 7 годам поперечный размер волокон в этих мышцах становится больше, чем во всех других. Годичные прибавки роста в этот период составляют 5-8 см, массы — около 2 кг, окружности грудной клетки — 1-2 см. К 6-7 годам высота головы составляет 1/6 длины тела. В возрасте 7 лет позвоночник еще гибок, процессы окостенения в нем не завершены. С 6-7 лет начинается смена молочных зубов постоянными.

В младшем школьном возрасте меняются черты соматотипа, что выражается в изменении направления роста — преимущественно вдоль продольной оси (период удлинения тела), начинается преимущественный рост лицевой части черепа, изменяются черты лица. Развитие идет относительно равномерно. Длина тела увеличивается в среднем на 4-5 см в год, масса — на 2-3 кг, окружность грудной клетки — на 1,5-2см. Продолжается окостенение и рост скелета. Однако слабость глубоких мышц спины и большая гибкость позвоночного столба являются одной из причин нарушений осанки у детей при неправильной позе при письме, из-за несоответствия размеров мебели пропорциям тела.

Самые существенные изменения двигательной функции происх

Чем больше движений совершает ребенок повседневно, тем больше условий имеется для развития его двигательных функций. Ребенок дошкольного возраста находится в движении почти беспрерывно, за исключением периодов, отводимых на сон и еду. При поступлении в школу двигательная активность сокращается вдвое. Следовательно, необходимы организованные формы занятий физическими упражнениями. Можно с уверенностью утверждать, что главные задачи школьного физического воспитания необходимо решать уже в первые годы обучения детей в школе.

1.2 Методы развития физических качеств в дошкольных учебных учреждениях и младших классах

Степень развития различных двигательных качеств — силы, скорости, выносливости — позволяет дать наиболее общую характеристику возрастной эволюции двигательной функции. Возможность объективно измерить эти показатели появляется лишь в 6-7 летнем возрасте.[28]

В возрасте 2 лет дети при подпрыгивании не отрываются от пола, их движения сводятся к приседаниям и выпрямлениям тела. С 3 лет ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от опоры. Лишь с 6-7 лет наблюдается координация нижних конечностей при прыжке, при этом растет его дальность. В возрасте 4-5 лет , в связи с развитием мышечных групп и совершенствованием координации движений, детям доступны довольно сложные двигательные акты: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические упражнения. В этом возрасте дети могут рисовать, играть на музыкальных инструментах. В младшем школьном возрасте устанавливается бег и ходьба (с хорошо выраженной фазой «полета», по типу взрослых).

Двигательные условные реакции часто сопровождаются сопутствующими движениями рук, ног и туловища, но их значительно меньше, чем в 4-6 лет. Так как усиливается динамический компонент мышечной деятельности в связи с совершенствованием механизмов торможения в ЦНС, то снижается энергетический запрос скелетных мышц и происходит полное снятие с мышц терморегуляционной функции. Улучшается координация движений. Увеличивается мышечная сила рук, возрастает сила мышц нижних конечностей. Характерным для этого возраста является развитие крупных мышц туловища, дети способны к движениям с большим размахом и затрудняются в выполнении мелких и точных движений (акт письма).

25 стр., 12448 слов

«Особенности организации психологической помощи детям дошкольного ...

... детям дошкольного возраста с задержкой психологического развития путем игровой деятельности. Объектом данной работы является задержка психического развития Предмет: психологическая помощь детям с задержкой психического развития. ... курсовая состоит: из введения, глав I, II, заключения и списка литературы. 1.1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Задержка психического развития ...

Средняя сила мышц обеих рук к 6 годам у мальчиков 10,3 кг, правой руки 4кг, левой — 2кг. Отмечается большая двигательная активность. Движения носят обобщенный характер. Начинают вырабатываться простейшие двигательные бытовые навыки и трудовые движения. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Это приводит к тому, что при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной, что приводит к нарушению осанки.

С 6-7 лет значительно развивается сила мышц, сгибающих туловище, бедро, а также мышц, осуществляющих подошвенное сгибание стопы. В 9-11 лет картина относительных величин силовых показателей этих групп мышц меняется: для мышц руки наибольшими становятся показатели силы при движении плечом, а наименьшими — кистью. Значительно увеличивается сила мышц, разгибающих туловище, бедро и осуществляющих подошвенное сгибание стопы. Она становится наибольшей по сравнению с силой других мышц. Интенсивность развития мышечной силы зависит от пола. Различия между показателями мышечной силы у мальчиков и девочек становятся по мере роста и развития более выраженными. В младшем школьном возрасте (7-8 лет) мальчики и девочки имеют одинаковую силу большинства мышечных групп. В дальнейшем разница в силе прогрессивно увеличивается. У девочек к 7-9 годам сила мышц, разгибающих туловище ниже, чем у мальчиков, однако к 10-12 годам у девочек становая сила возрастает настолько интенсивно, что они становятся относительно и абсолютно сильнее мальчиков. В дальнейшем отмечается преимущественное развитие силы мышц у мальчиков.

Расчет величины максимальной силы на 1 кг веса позволяет оценить совершенство нервной регуляции, химизма и строения мышц. Установлено, что в возрасте от 4-5 до 6-7 лет нарастание максимальной силы почти не сопровождается изменениями её относительного (на 1 кг веса тела) показателя. Причинами указанного факта является несовершенство регуляции и функциональная незрелость мотонейронов, не позволяющих эффективно мобилизовать увеличивающуюся к этому возрасту мышечную массу. В дальнейшем в возрасте после 6-7 и до 9-11 лет имеет место наиболее значительный по сравнению с другими возрастными периодами рост показателей относительной силы. Это объясняется быстрыми темпами совершенствования нервной регуляции произвольной мышечной деятельности, а также изменением биохимического состава и гистологической структуры мышц.

Исследования показывают, что школьники 7-11 лет обладают сравн

Быстрота движений характеризует способность выполнять различные действия в наиболее короткий отрезок времени. Развитие этого качества определяется состоянием самого двигательного аппарата (степенью развития мышц, связок и сухожилий) и деятельностью центральных иннервационных механизмов. Высокий уровень быстроты связан с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Быстрота движений увеличивается с возрастом. Определяют этот показатель по максимальной частоте оборотов педалей велоэргометра. Быстрота движений (частота, скорость, время реакции) интенсивно развиваются в 7-11 лет. Школьники хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам и могут показывать хорошие результаты в беге, плавании, т.е. там, где быстрота движений имеет ведущее значение.

11 стр., 5070 слов

Общая выносливость и методика ее воспитания

... спортивной специализации. 2. Средства воспитания выносливости и компоненты нагрузки 2.1 Средства развития выносливости Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно ...

Выносливость характеризуется способностью продолжать мышечную работу при развивающемся утомлении. Статическая выносливость, изм еряемая временем сжимания кистью руки динамометра с силой, равной половине максимальной, с возрастом значительно увеличивается. Наибольший прирост выносливости приходится на возраст 7-10 лет: с 57,3 до 88 сек (на 54%) у мальчиков и с 59 до 82,4 сек (на 40%) у девочек. Сопоставление выносливости различных групп мышц у детей 8-12 лет указывает на резко выраженную неравномерность возрастной эволюции этого качества. Хотя выносливость в статических усилиях (гимнастические упражнения — вис и упор) и увеличивается, достигая у девочек 12 лет по сравнению с 8-летними 126%, однако на фоне общего увеличения этого показателя происходит значительное изменение топографии выносливости мышц верхнего плечевого пояса. Так, если у 8-летних девочек время виса в 1,5 раза больше, чем время поддержания упора, то у девочек 12 лет эти показатели уравниваются. В разные возрастные периоды рост выносливости не коррелирует с ростом силы. Так максимальное повышение выносливости мышц кисти приходится на возраст 7-10 лет, а силы на 15-17 лет. Развитие выносливости не идет параллельно развитию силы, а скорее наоборот: при быстром развитии силы имеет место некоторое замедление развития выносливости. В 7-10 лет высокими темпами развивается ловкость движений.

Система организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения отображена в табл. 1.1.

В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообра зные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится для детей привлекательным и доступным. В то же время детям младшего школьного возраста трудно выполнять некоторые элементы: они плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Привлекают учащихся те упражнения, которые они могут быстро освоить.

Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт. При занятиях с младшими школьниками, учитывая их бедный двигательный опыт, следует уделить внимание методу наглядности. С начальных классов следует с помощью доходчивых образных объяснений органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения.

Работая с младшими школьниками, чаще пользуются методом целостного выполнения упражнения, при этом действия в начале упрощают за счет второстепенных деталей и облегчают путем замедленного выполнения, используя вспомогательные снаряды, ориентиры. Важно использование игровой формы, помогающей легко выполнить упражнение, поддержать интерес детей при многократном повторении, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.

3 стр., 1322 слов

Физиологические особенности физического развития детей дошкольного возраста

... для профилактики отклонений в физическом развитии детей. Цель работы - изучить анатомо-физиологические особенности физического развития детей дошкольного возраста. 1. Показатели физического развития детей дошкольного возраста Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная ...

Особую роль приобретают специальные формы речевого воздействия учителя. Звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи сильно влияют на качество выполнения упражнений учениками.

Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методики занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма — всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

Развитие ловкости в период занятий у детей идет по пути образования новых форм координации движений. Чтобы успешно решить эту задачу, детей обучают широкому кругу разнообразных двигательных действий. С целью воспитания ловкости, как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их применения, широко используют подвижные игры, бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием, при этом очень важно постоянно обновлять упражнения, менять условия их применения. Чтобы совершенствовать координацию движений, их точность и экономичность, в уроки включают усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения, а также упражнения на «расслабление» и а «равновесие». Упражнения на «равновесие» и на тренировку вестибулярного аппарата требуют особого внимания.

При развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников показатели силовых способностей невелики, к 11 годам они существенно возрастают, далее продолжают увеличиваться, но неравномерно. В младшем школьном возрасте применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, малоэффективны и поэтому нецелесообразны. Не следует форсировать достижение силовых способностей младшими школьниками. Задача на этом этапе — обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного «мышечного корсета», укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы слабо развивающиеся.

Индивидуальное развитие силы зависит от сроков полового созревания. В начальной школе не следует включать в урок упражнения с максимальными и продолжительными мышечными напряжениями, с длительным сохранением статических поз, предельная величина отягощения не должна превышать 1/3-1/2 веса собственного тела. Следует особо уделять внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых, в первую очередь, зависит правильная осанка. Это общеразвивающие упражнения: лазанья, бег, прыжки, метания, игры с элементами единоборств.

При развитии быстроты у младших школьников, воздействуют на быстроту двигательной реакции, быстроту отдельных движений и способность увеличивать темп движений без отягощений. С этой целью используют упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный).

2 стр., 935 слов

Партерная гимнастика как средство развития природных физических ...

... в систему развития природных, физических данных у детей раннего школьного возраста. Партерная гимнастика - это азы занятия хореографией. Без нее невозможно профессионально танцевать. Партерная гимнастика представляет собой особую систему упражнений, которые призваны ...

Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью может привести к отрицательным явлениям: возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Применение различных подвижных «скоростных» игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно.

В младшем школьном возрасте проявления статической и скоростной выносливости незначительны. Однако на работу циклического характера, в умеренном темпе, необходимо обратить внимание уже в начальной школе, с учетом возраста и физической подготовленности детей. Но чаще и целесообразнее всего развитие выносливости в этом возрасте проводить во время подвижных игр.

1.3 Острые респираторные заболевания

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) — общее название ряда инфекционных болезней, вызываемых вирусами и протекающих с симптомами поражения слизистых оболочек дыхательных путей (носа, гортани, трахеи, бронхов), а иногда с поражением конъюнктивы (слизистой оболочки глаз).

ОРЗ чаще болеют дети. Распространенное заболевание этой группы — грипп. К ОРЗ относят также парагрипп, аденовирусную, риновирусную, респираторно-синцитиальную инфекции и некоторые др. Для большинства заболеваний характерно повышение температуры, слабость, недомогание, головная боль, тошнота, насморк, покраснение век, боли в горле, кашель. [32]

Проблему «часто болеющий ребенок» на 90 % определяют повторные ОРЗ. Как правило, дети болеют ОРЗ многократно, некоторые из них практ ически ежемесячно. И хотя большинство заболеваний протекает не тяжело и не несут в себе угрозу здоровью, и тем более жизни больного, тем не менее, проблему ОРЗ по праву можно отнести к самой актуальной.

Здоровых переносчиков респираторных вирусных инфекций не бывает, то есть заразиться можно только от больного человека. В начале заболев ания (инкубационном периоде) он может еще не ощущать признаки заболевания, при этом уже являясь источником заражения.

Условиями для возникновения ОРЗ являются контакт с больным и неспособность иммунной защиты слизистых оболочек дыхательных путей противостоять микробам. Поэтому одними из наиболее подверженных заражению ОРЗ являются дети, так как их иммунная система, в силу возрастных особенностей, еще не способна быстро отвечать на инфекционное внедрение. Ситуация усугубляется, когда дети начинают посещать детский сад, то есть увеличивается вероятность контакта с вирусоносителем.

Для повышения сопротивляемости организма ребенка к респирато