Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И это преобразование на сегодняшний день — древняя проблема взаимосвязи человека и природы, которая приобрела новое, подчас грозное звучание. Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том случае, если человечество обретет новое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества с природой и изменит практику жизнедеятельности. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание (привитие нравственного, гуманного отношения к природе).

Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).

В «Программе воспитания в детском саду» раскрыто содержание работы по ознакомлению детей с природой, определены основные направления в формировании знаний, умений и навыков труда в природе. Эти требования могут быть выполнены при условии ознакомления детей в первую очередь с близкой им природой родного края, так как формирование знаний ребенка дошкольного возраста осуществляется в процессе непосредственного общения с окружающим миром.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка -–это период его бурного роста и интенсивного развития. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.

12 стр., 5650 слов

Логоритмика в системе коррекционно-логопедической работы с детьми, ...

... курсовой работы: «Логоритмика в системе коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи». Данная тема ... тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической ... результаты экспериментального исследования дошкольников с ОНР по средствам логоритмики. Методы исследования:, Практическая значимость:, Базой исследования:, ...

Так образуется противоречие между требованиями детского сада и общества и недостаточным уровнем экологической культуры дошкольников.

Отсюда вытекает проблема : какие формы и методы работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования : процесс воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, а предмет: разнообразные формы и методы работы, способствующие воспитанию экологической культуры детей.

Нами была поставлена цель исследования : выявить эффективность использования разнообразных форм и методов работы в процессе воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой является предположение, что использование разнообразных форм и методов работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста если:

  • Использовать разнообразные формы и методы;
  • Побуждать детей к активному использованию исследовательских действий;
  • Использовать фиксацию проделанной работы и полученных знаний;
  • Закреплять полученные знания в индивидуальных формах работы.

Нами были определены задачи:

  • Дать теоретическое обоснование проблеме воспитания экологической культуры дошкольников старшего возраста;
  • Определить изначальный уровень воспитания экологической культуры старших дошкольников;
  • Способствовать воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста используя разнообразные формы и методы работы;
  • Выявить уровень воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования;
  • Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Методы:

  • Теоретические: теоретический анализ литературы и результатов исследования.
  • Эмпирический: педагогический эксперимент.
  • Математический: количественный анализ полученных результатов.

Исследование проходило на базе «Детского сада «Розовский», старшей группы. В исследовании приняло участие 20 детей.

Практическая значимость заключается в возможности использования разнообразных форм и методов работы, усовершенствования методов собственной работы для повышения уровня экологической культуры воспитанников.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания экологической культуры дошкольников старшего возраста

1.1. Сущность проблемы воспитания экологической культуры

Процесс осознания того, что человечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы двадцатого века: на Международной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972г.) впервые была выражена озабоченность по поводу проблем окружающей среды в результате интенсивных процессов, которые сопровождают научно-технический процесс на планете. Одновременно стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.

16 стр., 7867 слов

«Воспитание экологической культуры дошкольников» учебно-методический ...

... для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. Объект исследования – экологическое воспитание старших дошкольников. Предмет исследования – особенности уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Целью курсовой работы является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду. Задачами данной курсовой работы стали: Изучить основы ...

природоохранным

С этого момента и началось продолжавшееся все 80-е годы широкомасштабное движение в нашей стране. Активизировались (особенно после 1985 года) наука и практика: ввелись интенсивные исследования в области экологического образования на кафедрах педвузов, сотрудниками лаборатории экологического образования дошкольников, специально созданной в Академии педагогических наук. Педагоги, творчески относящиеся к работе, искали новые формы природоохранной деятельности со школьниками, а методисты и воспитатели разрабатывали основы природоохранного воспитания в детском саду.

Многолетнее изучение проблем экологического образования позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д. Зверева, ИТ. Суравегиной, должна быть связна с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.

Не менее важно мнение Б.С.Кубанцева об экологической культуре. Он говорит о необходимости переориентации господствующего в мышлении соотечественников антропоцентрического мышления, когда в центре всего и всея стоит человек («царь природы»), на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой.

экологического сознания

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

В последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования – шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н.Н Моисеев, С.Н.Глазачев, Б.Т.Лихачев, С.В.Алексеев, Н.М.Мамедов, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, Л.В.Тарасов, А.Д.Урсул и др.) сложилось понимание этого явления – понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое может спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносятся качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса – образование человека и его становление как социокультурного индивида.

Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии – первоосновы экологического знания (Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.М.Чернова, И.Н.Пономарева и др.).

14 стр., 6593 слов

По педагогике «Человек, культура и образование на современном этапе»

... образования. Методологической основой курсовой работы является научная и учебная литература, статьи журналов и газет. Работа состоит из: введения, двух глав (частей), заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи человека, культуры и образования 1.1 Образование ...

Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человечество лишь на последней стадии исторического развития стало геологической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Именно знание законов позволяет правильно организовать деятельность в природе, предвидеть результаты воздействия на живые системы, предотвратить их деградацию.

Таким образом, экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 20

Все человечество и каждый человек – часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются состоянием природы. Природа дает человеку пищу, одежду, энергию, строительные материалы.

Для предотвращения полного исчерпания природных ресурсов нужна специальная система мер по организации их рационального использования, охране и умножению.

Система мер, обеспечивающая рациональное использование всех природных ресурсов, восстановление и умножение возобновимых природных ресурсов и сохранение при этом природных условий, благоприятных для жизни человека получила название охрана природы. 22

19 декабря 1991 года Верховным Советом Российской Федерации принят Закон Российской Федерации Об охране окружающей природной среды. Согласно тексту Закона, природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

В 1960-х годах ученые решили издать Красную книгу.

Невозможно охранять природу без определенных знаний экологии. Ведь экология – это знания о Доме, причем под Домом можно понимать различные масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной. Домом может быть и сам человек – носитель своего внутреннего мира. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной? Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится. Гармоничная жизнедеятельность возникает только из гуманного мировоззрения, из тонкого чувствования и восприятия мира, из любви к самому миру. Если не будет этой любви как основы, сколько бы знаний человек ни приобрел, они не станут созидательными. Поэтому экология как наука должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и нравственностью. На самом деле, может быть, не надо было бы создавать отдельного экологического образования, если бы мы воспитывали по-настоящему знающего, нравственного и творческого Человека. Наверняка, такой человек был бы не способен разрушать, уничтожать. Такого человека, способного жить в гармонии со всем миром, хочется назвать Экологическим Человеком.

Таким образом, «экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как части макромира… позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой». Любое воспитание, как нам представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть исток человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский. Значит, экологическое воспитание человека без воспитания сердца невозможно. 2 Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе. Знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе. Мы начинаем понимать, что этот порядок не случаен, он необходим для существования и развития человека, для продолжения человеческого рода. Мы обязаны считаться с ним в своей деятельности, не привносить в него нарушений.

3 стр., 1182 слов

«Ребенок как субъект и объект воспитания и обучения» статья (младшая группа)

... -« Ребенок как субъект и объект воспитания.» Всеми нами любимый Макаренко сказал, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. И это правильно. Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе целенаправленного воспитания и ...

Подведя итог вышесказанному можно сделать вывод, что каждый человек должен обладать экологической культурой. Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; выработку чувства ответственного, гуманного, нравственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

1.2. Особенности воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

Из этого следует, что ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. 6

7 стр., 3284 слов

Проблема безопасности детей

... каждый, включая детей. Бытовая электротехника очень удобна, но может принести много бед, если не соблюдать меры безопасности при ... искорка и поджечь ковер или даже одежду ребенка. Если ребенок слишком близко подходит к пламени, это также ... мясорубок; утюг также не должен оставаться доступным для детей; следует удостовериться, что домашнее электрооборудование централизованно заземлено; установите ...

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления и расширения достоверных сведений о природе (З.Д.Сизенко, С.А.Веретенникова, А.М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина и др.).

Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержанием (Э.И.Залкинг, А.С.Макаревич, В.А.Дрязгунова), в труде (Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, Е.И.Корзакова, В.Г.Фокина и др.).

Фундаментальные исследования были развернуты на кафедре дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена, основная часть которых посвящалась наблюдению (Г.С.Филиппюк, П.Г.Саморукова, А.К.Матвеева, Е.К.Мелькичева, Н.И.Ветрова) как сложному виду психической деятельности, включающему различные сенсорные и мыслительные процессы, опирающемуся на эмоционально-волевые свойства личности ребенка. Исследования активизировали практику: методисты-ленинградцы (А.Ф.Мазурина, Т.Н.Розина, А.А.Сакевич и др.) создали пособие «Наблюдение и труд детей в природе», которое долгое время было популярным у практиков. Плодотворный поиск увенчался созданием группой ленинградских исследователей «Методики ознакомления детей с природой в детском саду» – нового учебного пособия для учащихся педагогических училищ.

Важными считаются исследования этого периода, которые были посвящены воспитанию у детей отношения к природе (В.Г.Фокина, В.Д.Сыч), в итоге более ценным в развивающейся личности стало именно возникновение отношения, интереса к окружающему миру.

Реализацией идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занималась А.В.Запорожец, Н.Н.Подъяков, Л.А.Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН).

Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

14 стр., 6869 слов

Детство, воспитание и лета юности Петра I

... этот день, когда началось обучение Петра -12 марта 1677 года; следовательно, царевичу Петру не было еще пяти лет. По словам Котошихина, для обучения царских детей выбирали из приказных подьячих и ... десертом из свежих плодов. Рождение Петра вызвало ряд придворных праздников. Так , 1 июня у царя, в царицыной Золотой палате, был обед для бояр и ближних людей “без ...

Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний о родной природе является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями. Например, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам. 24

Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.

умственном воспитании

сенсорная культура

познавательных способностей

Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».

Интерес к природе

любознательность

нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

«Программа воспитания в детском саду» М.А.Васильевой рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».

О.А. Соломенникова автор Программы «Экологическое воспитание в детском саду» 25 для экологического воспитания дошкольников ставит следующие задачи:

  • Уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
  • Формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
  • Формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
  • Развитие гуманного эмоционально- доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
  • Формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;
  • Ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
  • Формирование привычки рационально использовать воду;
  • Выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
  • Развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцева в программе «Детство» 3 ставят следующие задачи по ознакомлению детей с природой:

7 стр., 3095 слов

«Патриотическое воспитание»

... помочь детям осознать своё место в истории своего народа, включать школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты. Патриотическое воспитание, ... в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание. Любовь к своей земле, к своей Родине – основа патриотического воспитания. Любовь эта охватывает и родной дом, и нашу неповторимую природу, ...

  • Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы;
  • Сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней;
  • Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью;
  • Обогащение личного опыта положительного, гуманного воздействия ребенка с природой;
  • Расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Программа «Из детства в отрочество» 11 предлагает формировать представления о природе (красоте, значимости, изменчивости и пр.) посредством основных источников информации (искусств, наук, традиций и обычаев).

Систематически передавать в увлекательной форме разнообразную информацию о живой природе: об отдельных представителях растительного и животного мира (на основе принципа их уникальности, отличия от других представителей); об особенностях их внешнего вида, повадках; об особенностях их размещения на разных территориях; о взаимодействии растений и животных. Ввести в сознание элементарные представления о неживой природе.

Познакомить детей с некоторым природным материалом (дерево, глина, камень).

Выделить их свойства и качества. Рассказать, как человек использует в своей жизни природные материалы.

Показать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года их ритмичность и цикличность; наблюдение и фиксация природных изменений и их влияние на жизнь природы и человека.

Ввести понятие «время» и «пространство». В занимательной форме познакомить с историей постижения человеком этих понятий.

Создать условия для формирования у детей элементарных географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями.

Программа «Радуга» 10 предлагает формировать у детей эстетическое отношение к природе. Эстетическое познание природы есть особый способ ее целостного восприятия, который исключает анализ, препарирование предмета.

Процесс эстетического восприятия, в отличие от других сфер детской деятельности, предполагает иной путь познания мира. Это путь живого созерцания, эмоционального видения природы.

Но эта способность не возникает сама по себе. Ее надо пробудить в маленьком человеке. А это значит – сделать его восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать прекрасное и даже изысканное в природе и наслаждаться такими открытиями.

Программа экологического воспитания «Юный эколог» 19 ставит целью формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

5 стр., 2460 слов

Экологическая этика и экологическая культура педагога

... продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования - шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н.Н. Моисеев, С.Н. ... чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими ...

Дети шестого года жизни, придя в начале учебного года в старшую группу уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Например, они знают название сезона, могут выделить отдельные характеризующие его признаки («осень, потому что тучи на небе», «солнышко не греет», «листики опадают»).

Конечно, прежде всего дети выделяют яркие, хотя и не всегда существенные, признаки предмета или явления, часто они связывают их со своей жизнью и интересами («осень, потому что мы листиками красивыми играем»).

Пытаются дети объяснить причины и некоторых наблюдаемых ими явлений: «Птички улетают, потому что холодно, только воробьи остаются, потому что они привыкли». Дошкольники узнают на картинках животных, могут рассказать об их внешнем виде, повадках: «Еж зимой спит, а летом по лесу бегает. Что наколется на иголки, то и съест».

К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста обнаруживают более глубокие знания о предметах и явлениях природы, характерным для высказывания детей этого возраста становится раскрытие некоторых понятых ими связей и зависимостей: причин изменений в неживой природе, зависимости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе («Летом дни длинные, а ночи короткие. Не успеешь оглянуться, а ночь прошла, потому что солнышко рано встает»; «Зима наступает, потому что солнце светит меньше и хуже. Зимой ночи длинные, а дни короткие. А на Севере совсем не бывает дня. Там полярная ночь»).

Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего времени года: изменение цвета листвы, выпадение и таяние снега и др.; рассказать о периодичности развертывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец («В начале осени еще тепло, это золотая осень»; «В середине зимы, в январе, самые большие морозы»).

Такие высказывания детей можно расценивать как результат осмысленного обобщенного восприятия.

Дети шестого года жизни имеют довольно обширные знания о животных, могут не только описать их внешний вид, но и рассказать о повадках, среде обитания («Зайцы днем не бегают, они боятся, что их лиса или волк увидят. Заберутся под кустик и спят с открытыми глазами»).

Кроме того, они способны к классификации, группировке, например, довольно легко выполняют такие задания: «Отбери картинки. На которых нарисованы перелетные (зимующие) птицы»; «Найди, кто летает, плавает, ползает».

Развивающееся у дошкольников умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать является необходимым условием понимания ими временн ы х, причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями. Интересны, например, такие высказывания детей: «Осенью холодней, чем летом. Даже уже снег выпадает. А днем снег растает, потому что днем еще много солнца»; «Листья сначала становятся желтые, а потом опадают. А к концу осени деревья становятся голые». Описывая последовательность роста и развития растения, дети указывают на зависимость состояния растения от условий окружающей природы, времени года, погоды: «Если летом долго не бывает дождя, то цветы засыхают»; «По вкусу редиска сочная и сладкая. А может быть сухая и вялая, если долго дождя не было».

В рассказах, высказываниях дети выражают свое отношение к природе, часто в образной форме передают ее настроение. Например, при определении любимого времени года они не ограничиваются «утилитарной» оценкой, а акцентируют внимание на красоте природы: «Я люблю весну, потому что все оживает вокруг. Весной весело в лесу. И птицы поют песни».

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями. 13

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность. 17

Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей ее развития, умение правильно, с позиции материалистической диалектики, объяснить связи между предметами и явлениями, происходящими в природе. Особенно важно изучить природу своей местности: пронаблюдать сезонные изменения, составить календарь, научиться распознавать наиболее распространенные растения и животных, знать, где можно их встретить.

Воспитанию у детей активного и бережного отношения к природе помогает уход за животными и растениями, имеющимися в детском саду. От воспитателя требуется умение организовать уголок живой природы, создать для растений и животных условия, близкие к тем, в которых они живут в природе. Кроме того, ему нужно овладеть агротехническими приемами выращивания растений и содержания животных на участке детского сада и в уголке природы.

Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. 6

Подведя итог вышесказанному можно сделать вывод, что именно на педагогах детских садов лежит большая ответственность за экологическое воспитание дошкольников, именно педагоги должны вырастить из ребенка экологически воспитанную личность, т.к. исправить имеющиеся неправильные представления о природе значительно труднее, чем образовать новые правильные. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).

Вот почему очень важно, чтобы дети еще в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. И поэтому во всех образовательных программах большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников.

1.3. Разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры

Ознакомление детей с природой – одно из главных средств их развития. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе родного края. 6 Ознакомление дошкольников с природой способствует воспитанию экологической культуры. Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать что такое природа, из чего она состоит, по каким законам она живет, что приводит к ее гибели. Дети должны располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее сезонные изменения, распознавать ее составляющие, видеть ее красоту и неповторимость, научиться пользоваться ее дарами и самое главное должны осознать, что природу надо беречь и охранять. На этой основе формируется любовь детей к природе, родному краю, родине.

учебной и повседневной

Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее, в каком помещении следует его провести, как преобразовать пространство, мебель и др., чтобы сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их пространственное расположение.

Важной особенностью экологических занятий является обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.

Экскурсии и походы

Поход – это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых – эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы.

Туристические походы, различные экскурсии и простые прогулки на природе обогащают новыми знаниями и впечатлениями, делают человека более сильным, ловким и выносливым, вводят ребенка в «тайный» мир природы, не знакомый малышу. Раскрывая «тайны» природы, ребенок развивается, учится сопереживать; ему подсказывают, как лучше поступить, чтобы сохранить природу, не навредить ей; проводят аналогию жизни мира природы с социальной действительностью окружающего мира ребенка.

Экологические праздники

Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, которые посвящали свои стихи природе.

Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в детском саду его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей).

Акции приурочены, как правило, к каким-либо датам, событиям. 19

Повседневная

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы).

Наглядный метод включает в себя наблюдение . Организуя наблюдение в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:

  • Формирует у детей знания о природе,
  • Учит наблюдать,
  • Воспитывает эстетически.

Есть кратковременные наблюдения, длительные наблюдения, в форме циклов,

наблюдения с использованием различного материала.

наблюдениям в уголке природы и на земельном

наблюдение погоды и

тематические рисунки

книжки-ширмы

Своеобразной фиксацией наблюдений за растениями может быть приготовление с детьми старшей группы гербария . В дошкольном возрасте преобладает образное мышление поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности . Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия , на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, пруд, море), а также картины , на которых представлены природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображениями леса и лесных животных в разное время года.

сельской тематики

животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами

пейзажных картин

введением в воображаемую ситуацию

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы. Завораживающе действует на детей показ моря, накатывающиеся волны, их брызги, скрежет камней – все их впечатляет.

Животные жарких стран или зоопарка расширяют кругозор малышей, вызывают интерес к окружающему миру. Наличие разнообразных наглядных пособий в детском саду является важным условием для полноценного экологического воспитания детей. 19

Пословицы, поговорки, загадки

Одной из форм словесного метода экологического воспитания детей является беседа . В беседах воспитатель часто не использует литературные произведения. Но специфика произведений, рассказывающих о природе такова, писал К.Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на содержание, но и постараться раскрыть его настроение.

В практическом методе одна из форм ознакомления детей с природой – моделирование . С детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы.

Модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.

Эксперимент или опыт – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития их наблюдательности и любознательности. При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и др. при помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений.

труд

Для представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.

Игры проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

дидактические игры с предметами,

Предметные игры, Настольно-печатные игры, Словесные игры, Подвижные игры, Творческие игры

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и др. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. 6,24

Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое оно в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной либо какой-нибудь другой игры.

Игра как метод экологического воспитания – это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процессе познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией. (ИОС).

ИОС это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания:

Аналоги

использованием кукол

Еще один тип ИОС имеет значение для реализации игры как метода экологического воспитания детей.

Путешестви е

Формирование нравственно-экологического воспитания будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой родного края объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Многие семьи проводят свой досуг на природе, ребенок естественно включается в природную среду; в семье чувственное восприятие природных явлений осуществляется в основном индивидуально, что обеспечивает большую эмоциональность познания. В большинстве семей имеются реальные возможности для организации природоохранительной работы (наличие приусадебного хозяйства, дачи, где можно заниматься посадкой и уходом за растениями, охрана окружающей среды, животных и растений во время прогулок по лесу, отдыха на озере и т.д.).

Процесс ознакомления с природой не должен носить стихийный характер. Безразличие взрослых к природным явлениям отрицательно влияет и на отношение ребенка к природе. В таких семьях даже при наличии в доме растений и животных ребенок не любит трудиться, совершает трудовые процессы эпизодически и только с помощью взрослого. Родители часто же детям не доверяют работу по уходу за объектами природы. Это особенно характерно для семей, которые видят в природе только источник умственного развития и недооценивают ее значение для нравственного и трудового воспитания.

При ознакомлении дошкольников с природой некоторые родители руководствуются лишь вопросами ребенка, его интересами или собственной ситуацией, что, естественно, снижает результативность этого процесса. Недооценивает семья и влияние таких эффективных средств воспитания, как прогулки, труд, телевизионные передачи о природе. Ознакомление с природой носит, в основном, вербальный характер (чтение, рассказы).

Недостатки семейной педагогики в этом вопросе должны определить характер и содержание воздействия дошкольного учреждения на семью. В перспективном плане работы с родителями намечаются темы собраний, консультаций, стендов для родителей, посвященных ознакомлению с родной природой.

В работе с семьей по теме «Родная природа» целесообразно использовать домашние задания. Накануне воскресенья родители получают задания понаблюдать, рассказать, совершить прогулку, сделать поделку и т.п. Конечно, таким заданиям должна предшествовать подготовительная работа. Педагог заинтересовывает родителей этой работой, показывает необходимость и важность ее для ребенка. В таком случае задания принимаются родителями спокойно и они стремятся их выполнить. Задача детского сада – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости влияния дошкольного учреждения и семьи с учетом их специфических особенностей. 13

Таким образом можно сделать вывод о том, что педагог в своей практике должен применять разнообразные формы и методы ознакомления детей с природой родного края. У ребенка откладывается в сознании только то, что оставило яркий след. Занятия не должны быть скучными и однообразными по содержанию.

Вывод главы 1

1. На воспитателях детского сада лежит большая ответственность за воспитание экологической культуры старших дошкольников.

2. Дети должны получить знания о природе, о ее сущности и законах, т.к. исправить имеющиеся неправильные представления о природе значительно труднее, чем образовывать новые.

3. Педагоги в своей практике должны применять разнообразные формы и методы ознакомления с природой потому, что у ребенка откладывается в сознании только то, что оставило яркий след. Дети дошкольного возраста в условиях правильно организованного взрослыми педагогического процесса, с успехом усваивают разнообразные знания о природе.

4. Эти знания развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становятся основой положительного отношения к родной природе, воспитанию экологической культуры. Таким образом, воспитание экологической культуры предполагает развитие нравственного, гуманного отношения к природе, и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого дошкольника.

Глава 2. Эмпирическое обоснование проблемы воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

2.1. определение начального уровня воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы приступили к эмпирическому исследованию, которое проводилось в форме педагогического эксперимента. Исследование проходило в три этапа на базе «Детского сада «Розовский» в старшей группе. В исследовании участвовало 20 детей.

Первым этапом был констатирующий эксперимент. Цель которого выявить уровень экологической культуры детей старшей группы.

Изучив раздел «Экологическое воспитание» программы воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией М.А. Василевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой были выделены критерии (приложение № )

На основании которых были подобраны методики Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой, также используя логические задачи О.И. Кондратенко, Н.В. Котырло, С.В. Ладывир и сказку А.К. Дитриха, Г.А. Юрмина, Р.В. Кошурниковой исследовали уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

(Методика представлена в приложении № )

Процедура оценки уровня экологической культуры старших дошкольников осуществлялась следующим образом:

Используя предложенные методики, проводилось индивидуальное обследование.

Знания и умения детей оценивались по 3-х бальной шкале:

  • положительный, доказательный ответ (или демонстрация деятельности) оцениваются в 3 балла;
  • положительный по большинству вопросов и доказательный ответ (или демонстрация деятельности) соответствует 2 баллам;
  • отрицательный или в ряде случаев положительный ответ, но без основания (при отсутствии демонстрации навыков деятельности) оценивается в 1 балл;
  • оп большинству отрицательный ответ соответствует 0 баллам.

Полученные данные по каждой серии вносились в таблицу, отражающую уровень экологической культуры как конкретного ребенка, так и возрастной группы.

В конце исследования мы подвели итоги, внесли данные в таблицу (приложение № ).

Мы выявили, что подавляющее большинство детей экспериментальной группы показали средний уровень экологической культуры.

Высокий уровень — 3 человека.

Средний уровень – 16 человек.

Низкий уровень – 1 человек.

2.2. Экспериментальная деятельность по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Вторым этапом исследования был формирующий эксперимент.

Цель: способствовать воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Нами был разработан ряд занятий по ознакомлению с природой родного края для экспериментальной подгруппы (приложение № )

Так же в свободное время проводились экологические игры и игровые упражнения, опыты. (приложение№ ).

Дети выучили много стихов о природе, сами составляли рассказы, с удовольствием делали аппликации по теме, работали с моделью. Ребята всей группы активно участвовали в изготовлении памяток поведения в природе для оформления стенда «Мы сбережем тебя, планета Земля!». Так же в группе мы сделали календарь погоды. Дежурные ежедневно отмечали изменения в погоде и ухаживали за растениями и живыми объектами.

Таким образом, после проведения всех мероприятий по воспитанию экологической культуры дошкольников старшего возраста мы можем сказать, что дети стали намного больше проявлять интерес к природе, бережно к ней относиться. А самое главное у детей возникло желание охранять природу и помогать живым существам.

2.3. Определение эффективности ознакомления воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Следующим этапом нашего исследования был контрольный эксперимент, цель которого: выявить уровень воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования

Подобрали диагностические задания из методики Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой, также используя логические задачи О.И. Кондратенко, Н.В. Котырло, С.В. Ладывир и сказку А.К. Дитриха, Г.А. Юрмина, Р.В. Кошурниковой, состоящие из трех серий.

Процедура оценки уровня экологической культуры дошкольников старшего возраста осуществлялась следующим образом:

Используя предложенные методики, проводилось индивидуальное обследование.

Знания и умения детей оценивались по 3-бальной шкале:

  • положительный, доказательный ответ (или демонстрация деятельности) оцениваются в 3 балла;
  • положительный по большинству вопросов и доказательный ответ (или демонстрация деятельности) соответствует 2 баллам;
  • отрицательный или в ряде случаев положительный ответ, но без основания (при отсутствии демонстрации навыков деятельности) оценивается в 1 балл;
  • оп большинству отрицательный ответ соответствует 0 баллам.

Полученные данные по каждой серии вносятся в таблицу, отражающую уровень экологической культуры как конкретного ребенка, так и подгруппы.

Контрольный эксперимент показал, насколько расширились у детей экспериментальной подгруппы знания о природе, познавательные умения, отношение к природе родного края.

Проанализировав результаты диагностических заданий, мы подвели итог и увидели, что у детей экспериментальной подгруппы процент высокого уровня повысился , а низкий уровень диагностические задания не показали.

Высокий уровень – 6 человек;

  • Средний уровень – 4 человека. (приложение№ )

Результаты контрольной группы остались те же.

Т.о. предложенная нами гипотеза подтвердилась и мы доказали, что использование разнообразных форм и методов работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста если:

  • Использовать разнообразные формы и методы;
  • Побуждать детей к активному использованию исследовательских действий;
  • Использовать фиксацию проделанной работы и полученных знаний;
  • Закреплять полученные знания в индивидуальных формах работы.

Вывод по главе 2

Вторым этапом нашей работы было эмпирическое исследование, состоящее из трех экспериментов. Первым был констатирующий эксперимент цель которого определить изначальный уровень воспитания экологической культуры детей старшего возраста. Для этого нами использовались методики Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой, логические задачи О.И. Котырло, С.В. Ладывир и сказку А.К. Дитриха, Г.А. Юрмина, Р.В. Кошурниковой. Мы выявили, что подавляющее большинство детей показали средний уровень воспитания экологической культуры.

В формирующем эксперименте нами была поставлена цель: способствовать воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали ряд занятий, целевые прогулки, праздник, викторины. Так же в свободное время проводились экологические игры и игровые упражнения, опыты.

В контрольном эксперименте мы выявили уровень воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования.

Проанализировав результаты экспериментальной и контрольной группы мы увидели, что у детей экспериментальной группы процент высокого уровня повысился, а низкий уровень диагностические задания не показали. Результаты контрольной группы остались те же.

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а именно: использование разнообразных форм и методов работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что на воспитателях детского сада лежит большая ответственность за воспитание экологической культуры старших дошкольников. Дети должны получить знания о природе родного края, о ее сущности и законах, т.к. исправить имеющиеся неправильные представления о природе значительно труднее, чем образовывать новые. Педагоги в своей практике должны применять разнообразные формы и методы ознакомления с природой потому, что у ребенка откладывается в сознании только то, что оставило яркий след. Дети дошкольного возраста в условиях правильно организованного взрослыми педагогического процесса, с успехом усваивают разнообразные знания о природе своего края. Эти знания развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становятся основой положительного отношения к родной природе, воспитанию экологической культуры. Таким образом, воспитание экологической культуры предполагает развитие нравственного, гуманного отношения к природе, и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого дошкольника.

Чтобы это доказать мы провели эмпирическое исследование, состоящее из трех экспериментов. Первым был констатирующий эксперимент цель которого определить изначальный уровень воспитания экологической культуры детей старшего возраста. Для этого нами использовались методики Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой, логические задачи О.И. Котырло, С.В. Ладывир и сказку А.К. Дитриха, Г.А. Юрмина, Р.В. Кошурниковой. Мы выявили, что подавляющее большинство детей показали средний уровень воспитания экологической культуры.

В формирующем эксперименте нами была поставлена цель: способствовать воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали ряд занятий, целевые прогулки, праздник, викторины. Так же в свободное время проводились экологические игры и игровые упражнения, опыты.

В контрольном эксперименте мы выявили уровень воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования. Проанализировав результаты экспериментальной и контрольной группы мы увидели, что у детей экспериментальной группы процент высокого уровня повысился, а низкий уровень диагностические задания не показали. Результаты контрольной группы остались те же.

Основываясь на этих результатах мы сделали вывод, что использование разнообразных форм и методов работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.