Волевые качества личности

Сегодня изучение волевых процессов является одним из важнейших аспектов в психологии. От развития волевых качеств зависит формирование и становление личности, а также взаимодействие человека с окружающей действительностью.

Часто, когда человеку необходимо принять какое-либо решение, он не торопится принять его. И даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди порой ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, которые имеют необходимые знания, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью приступают к решению стоящей перед ними задачи. При столкновении с трудностями одни из них оставляют свои попытки, а другие действуют с удвоенной силой — эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. Задача воли — это управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех ситуациях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Цель нашей работы: выявить уровень проявление собственных волевых процессов.

Объект исследования: волевые процессы личности.

Предмет исследования: собственная волевая деятельность.

Гипотеза исследования: уровень развития воли определяет поведение и действия личности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, структуру, функции, особенности воли.

2. Провести исследование по выявлению собственных волевых качеств.

3. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Методы исследования: тестирование и самонаблюдение.

База исследования: Орский гуманитарно-технологический институт.

Глава 1 Теоретическое изучение воли человека

1.1 Разработанность понятия в психологии

В последние годы просматривается повышенное внимание к изучению волевых процессов. В XVIII-XIX вв. эта проблема была центральной в психологических исследованиях, но в начале XX в. изучение проблемы отошло на второй план, в связи с общим кризисным положением в этой науке. Эта проблема оказалась самой трудной в ряду изучения проблем, которые необходимо было изучать на методологической основе, но игнорировать ее было невозможно, так как воля относится к психическим явлениям, которые выполняют важную жизненную роль.

11 стр., 5274 слов

Воля как процесс сознательного регулирования поведения

... позволяют субъекту, как можно более эффективно воздействовать при помощи воли на формирование своего жизненного пути. Объектом исследования является волевая сфера личности. Предметом исследования является процесс влияния волевой сферы на поведение личности. Целью данного исследования является ...

Поэтому в начале XX в. исследования воли продолжались уже не так обширно, но с использованием самонаблюдения как основного метода. Однако многие учёные стремились отказаться от этого понятия и хотели заменить его поведенческими характеристиками или другими, операционализируемыми и верифицируемыми, которые можно оценивать и наблюдать. Так в американской поведенческой психологии стали использовать такое понятие, как «устойчивость поведения».

Сегодня же, в работах многих психологов, таких как У. Джеймси С.Л.Рубинштейн, мы можем обнаружить, что воля — это вполне реальное явление. Ещё Аристотель ввёл в психологию понятие воля, как способный изменять ход поведения человека.

Одним из главных признаков волевого акта является приложение усилий для выполнения действия. Воля предполагает борьбу мотивов, это некое самоограничение, сдерживание некоторых влечений и подчинение их более важным целям.

Следующий признак волевого действия это наличие определенного осознанного плана осуществления деятельности. Действие, которое не имеет осознанного плана, нельзя считать волевым.

Важными признаками можно считать также усиленное внимание к волевому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Т.е. волевое действие сопровождается отсутствие эмоционального, а не морального удовлетворения. У. Джеймс писал: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак». [4; 205]

Чаще всего усилия воли направлены на преодоление самого себя, особенно это характерно для неуравновешенных и эмоционально возбудимых людей. Все сложные решения в своей жизни человек принимает с помощью воли. Этим человек и отличается от всех остальных живых существ на Земле.

Психологические исследования воли на данный момент разделены между различными направлениями: в бихевиористике изучается соответствующие формы поведения человека, в психологии мотивации акцент ставится на внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности исследуются соответствующие волевые характеристики личности.

Исследуя волевые процессы личности, В.А.Иванников соотносит их с борьбой реактивной и активной концепций. Согласно реактивной концепции поведение человека это его реакции на внутренние и внешние стимулы, а задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы и определить их связь с реакциями, т.е. поведение не требует волевых усилий. Согласно активной концепции, которая находит всё больше сторонников, поведение человека изначально активное, а сам человек наделён способностью выбирать, т.е. поведение требует понимания и волевой регуляции. Первая концепция по-прежнему остаётся сильна, хотя новейшая физиология в лице таких учёных как Н.А. Берштейн и П.К. Анохин, поддерживает активную концепцию.

9 стр., 4026 слов

Социальное действие и поведение

... (Шибутани 1969: 64). Человек как потребитель имеет большое число разнообразных потребностей, удовлетворение которых и составляет смысл его поведения. Взаимодействие может быть непосредственным и косвенным социальным действием. Например, акт купли вещи ...

В.И.Селиванов определяет волю, как сознательное регулирование человеком своего поведения, которое выражается в умение преодолевать внешние и внутренние трудности, стоящих на пути к выполнению поставленных целей. Когда субъект сталкивается с определёнными трудностями, его сознание переключается на в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

  • I уровень— осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности;
  • понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;
  • II уровень —активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.[8; 116]

1.2. Природа воли

Одно из наиболее сложных понятий в психологии — это понятие воли. Под волей понимается самостоятельный психический процесс, как сторона других психических явлений, а также как способность личности сознательно регулировать собственное поведение и деятельность. Волевое действие сложилось у человека в процессе труда, направленное на производство определенного продукта.

Волевое действие всегда целенаправленно и связано с преодолением внешних и внутренних трудностей, стоящих на пути к поставленной цели. Оно регулируется в соответствии с поставленной целью. Специфические действия человека — это волевые действия, т.е. они осмысленные, целенаправленные и включают регулирование в соответствии с поставленной целью.

Однако человек, сознательно ставя перед собой определенную цель, прежде чем приступить к действию, должен осознать последствия, следующие за выполнением данной цели, и мотивы, побуждающие его. В результате может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми связано выполнение цели. Действие, совершенное в условиях такого столкновения, называется волевым действием в более специфическом смысле слова. Когда это противоречие оказывается непосильным человеку, волевое действие переходит в импульсивное действие — разрядку.

Психические процессы одновременно могут быть и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые. Волевой процесс непосредственно и неразрывно связан с действием, поэтому изучение волевого акта переходит в изучения действия.

Воля побуждает человека к действию, при выполнение которого человек удовлетворяет собственные потребности. Однако волевое действие не связано непосредственно с потребностями человека. Волевое действие опосредованно сложной работой сознания человека — осознанием побуждений к действию как мотивов и его результатов как цели. Волевое действие, исходя из побуждений человека, всегда направлено на осознанную цель.

Волевое действие — это кортико-пирамидальный процесс. В выполнение волевого действия участвуют: низшие двигательные центры; центры, расположенные в двигательной зоне коры, из которой исходят идущие к низшим центрам проводящие пути, и центры той зоны в левом полушарии, с которой связаны все высшие, более сложные виды деятельности человека.

В отличие от импульсивного действия, волевое действие проходит через сознание человека и управляется им. Такое действие становится поступком человека, в котором он себя проявляет и устанавливает своё отношение к окружающим. Воля опосредуется значимыми для человека целями и задачами. Значимые цели и задачи определяются потребностями и интересами индивида. У человека как общественного индивида, общественно значимые цели становятся и личностно значимыми целями. Возникновение воли также неразрывно связано с становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который произвольно определяет своё поведение и регулирует его.

В специфическом смысле слова воля предполагает, что в общественной жизни поведение людей регулируется нравственностью и правом. В обществе, которое направлено на разделение труда, человек направляет собственную деятельность на производство предметов, которые не определяются влечением индивида. В ходе выполнения этой деятельности цели индивида отделяются от его влечений как непосредственного выражения только личностной потребности. В общественной жизни выделяются общественные блага и ценности, которые выступают для человека, независимо от его влечений, как объективированные ценности. Они порождают новые цели. Организация общественной деятельности определяется влечениями индивида и зависит от отношения индивида к совершаемому, т.е. от его свободного выбора и его воли. Становление воли — это становление субъекта, способного к самоопределению. Высшего проявления воля достигает тогда, когда выделившийся и осознавший себя субъект проникает объективным содержанием и начинает жить и действовать в нём.

Проблема воли — это прежде всего проблема содержания воли, её определяющих мотивов и целей, её строение, т.е. того, как складывается у людей в определённых условиях соотношение между партикулярным и всеобщим в вещах, значимых для личности.

У одних всё значимое сведено к партикулярно-личностным мотивам, у других общественно значимое — это главное для личности. В таких случаях иногда личность выступает в противоречие между партикулярно-личностного и общественного значимого. Иногда это борьба за новое право, против уже отжившего права, ставшего беззаконием и бесправием. В таком случае личность — это представитель всеобщего в его развитии, а общество становится блюстителем партикулярных, утерявших в ходе развития всеобщее значения норм.

Объективное содержание входит в исток воли, потому как она направляется на общественно значимые цели. Устройство воли человека зависит от того, какие складываются соотношения между партикулярно-личностным и общественно значимым. Общественно значимое должно противостоять воле человека, если значимым для него является лишь партикулярно-личностное.В ходе взаимоотношений личности и общественных норм, развития их отношений изменяются и взаимоотношения между компонентами воли.

Решение вопроса о соотношении морали и воли являются двумя частями единого решения проблемы идеологии и психологии. Это решение исходит из исходных положений, т.е. внутреннее определяется через отношение к в объективному и составляет его специфическую, однако существенную часть.

воля качество личность психодиагностический

1.3 Волевой процесс

Волевой акт различают по степени сложности, т.е. он реализуется в простых и сложных формах.

В простом волевом действие побуждение, которое направлено на ясно осознанную цель, переходит в действие без сложного сознательного процесса. Сама цель достигается посредством привычных действий.

Для сложного волевого акта характерен сложный сознательный процесс. Перед совершением действия индивид осознаёт его последствия, мотивы, принимает решение и разрабатывает план осуществления действия. Такой волевой акт включает в себя последовательность различных стадий и фаз.

Сложное волевое действие состоит из четырёх стадий:

2 стр., 960 слов

Воля: понятие, волевая регуляция поведения, воспитание воли

... (сдерживает нежелательные действия). Побудительная функция, Тормозная функции В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают личности преодоление трудностей на пути к достижению цели. 2. Волевая регуляция поведения Волевая регуляция - является ...

1. Возникновение побуждения и постановка цели:

  • они взаимосвязаны и взаимообусловлены;

2. Стадия обсуждения и борьба мотивов;

3. Решение;

4. Исполнение действия.

В реальной жизни различные стадии могут быть более или менее значимы, иногда и вовсе выпадая.

Традиционная психология выдвигала в основу волевого действия «борьбу мотивов», и следующее за ней решение. Другие же теории пытаются вытеснить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с обдумыванием и оценкой. Эти теории отделяют сам волевой акт от мотивации воли. В результате волевое действие превращается в импульсивное.

На самом деле всякое волевое действие является избирательным актом и включает сознательный выбор и решение. Основными частями волевого действия является вовсе не «борьба мотивов», а осознание цели и упорство в её достижении, т.е. основа волевого акта — целеустремлённая, сознательная деятельность.

Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающего в стремление. По мере того как осознаётся цель, на которую направлено побуждение, стремление переходит в желание, желание предполагает жизненный опыт, посредством которого человек понимает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. Если человек не знает какой предмет может удовлетворить его потребность, то у него не возникает желания. Желание — это опредмеченное стремление, его зарождение означает постановку цели. Желание предполагает знание цели и подразумевает размышления о средствах овладения целью. Однако можно желать и недостижимого, желать ещё не значит хотеть.

Желание переходит в волевой акт, который в психологии принято обозначать как «хотение», когда к осознанию цели присоединяется установка на её реализацию, уверенность в её достижении и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение — это стремление овладеть предметом желания и достичь цель.

Влечение, желание и хотение выражают стремление, которое образует исходное побуждение к действию. В ряде случаев побуждение направлено на определённую, ясною цель и непосредственно влечёт за собой действие. Но действие не всегда следует сразу за побуждением, иногда возникает сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые необходимы для её достижения. Иногда возникает несколько конкурирующих целей. В результате возникает задержка, и между действием вклинивается размышление и борьба мотивов.

Основное содержание второй стадии в развитии волевого действия включает в себя обсуждение и борьбу мотивов. Волевое действие, зачастую, принимается как избирательный акт, т.е. как итог личностного выбора, который обусловлен личностью в целом.

Но некоторые потребности человека оказываются несовместимыми с его интересами, тогда разгорается внутренняя борьба мотивов. В итоге, желание подвергается внутреннему анализу, учитываются последствия, которые повлечёт за собой совершенное действие. Здесь к волевому процессу присоединяется интеллектуальный. Он трансформирует волевой акт в опосредованное мыслью действие.

Сила воли заключается в умении подавлять некоторые желания, подчиняя их задачам и целям. Воля на высшем проявлении — это организация совокупности желаний. Она предполагает способность регулировать своё поведение на основании убеждений и идей. Поэтому воля требует умения контролировать свои желания. Прежде чем действовать, человеку необходимо сделать выбор и принять решение. Если за побуждением следует некая цель, то совершается она в результате решения. Принимая решение, человек понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий поступка рождает специфическое качество воли — чувство ответственности.

3 стр., 1405 слов

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

... развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольника; Изучить методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы личности дошкольника. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию эмоционально-волевой сферы личности дошкольника. Объект исследования – эмоционально-волевая сфера личности дошкольника. Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы ...

Процесс принятия решений протекает по-разному:

1. Принятие решения не выделяется отдельной фазой волевого акта, т.е. волевое действие происходит без принятия решения. Возникшее побуждение не встречает внутренних препятствий, а осуществление цели никаких внешних противодействий.

2. Решение наступает само и становится разрешением конфликта, который вызвал борьбу мотивов. После определённой внутренней работы, принятие другого решения уже невозможно.

3. Каждый из мотивов сохраняет свою силу до самого конца и при самом принятии решения. Осознаётся необходимость принести в жертву остальные возможности. Решение выделяется как особый акт, так как конфликт получил своё разрешение в ходе осмысления. Само решение выражается чувством усилия, которое связано с внутренней борьбой.

Чувство усилия — это момент волевого акта. Оно свидетельствует о силе волевого акта и наличие противодействий, которые эта сила встречает. Очень важно, чтобы человек был способен на определённое усилие, ведь для людей характерны внутренние противоречия. Однако усилие — это важнейший, но не основной признак волевого акта, так как при принятие решения человек не всегда испытывает усилие, хотя в этом волевом акте может быть особая несокрушимая сила.

Рассмотренные случаи принятия решений отличаются друг от друга, но любой волевой акт включает в себя принятие решения, поскольку он предполагает принятие определённой цели.

Процессы принятия решения в разных условиях бывают различными. Импульсивные натуры отделяют значительную роль в принятии решения обстоятельствам, т.е. ожидают в надлежащий момент надлежащего решения. Нерешительные же люди могут оттягивать принятие решения, ожидая, что изменение ситуации само принесёт правильное решение. Принять решение — ещё не значит выполнить его.

За решением следует исполнение, без которого волевой акт не может быть завершён. Исполнение решения требует изменения действительности, ведь желания человека не исполняются сами собой. Их осуществление требует преодоления реальных препятствий. Когда борьба мотивов закончена и решение принято, начинается борьба за исполнения решения, за изменение действительности и подчинение её человеческой воле.

Всякое волевое действие предполагает в качестве основы состояние, сложившееся в результате сложной внутренней работы, которое можно охарактеризовать как состояние готовности. Само действие протекает по разному, в зависимости от сложности задачи и отношения человека к ней. По мере того как исполнение решения оттягивается на некоторое время, от решения отделяется намерение.

Любое волевое действие является намеренным или преднамеренным, поскольку результат является целью субъекта и входит в его намерение. Однако намерение также не всегда выделяется как отдельный момент волевого действия, т.е. действия, которые, будучи волевыми не предваряются особым намерением. Так происходит в привычных действиях, но в сложных ситуациях намерение отчётливо выступает как особый момент. У человека проявляются определённые намерения при подготовки отсроченного или затруднённого действия. Намерение — это зафиксированная решением направленность на осуществление цели, поэтому оно существенно для высших форм волевого действия.

Общее намерение направлено на осуществления известной цели и выполнение определённого желания, оно распространяется на всю цепь действий и обуславливает общую готовность. При наличии общего намерения возможны и подчинённые намерения, направленные на иное частное действие, служащее для достижения этой цели. Также возможно наличие действий, которые не регулируются намерением.

Намерение обуславливает автоматический характер выполнения некоторых действий, т.е. образование намерения снимает необходимость осознавать цель при принятии решения. Особенно ярко автоматизм проявляется тогда, когда намерение носит специальный характер и приурочивает определённое действие к заранее установленным обстоятельствам. В этом случае рассматривается отдельное действие, не связанное со сложным волевым процессом, так сказать намеренные действия носят не сознательно волевой характер, а автоматический.

Итак, схема действия представляется так: 1) целенаправленное, сознательно регулируемое действие, т.е. волевое и намеренное; 2) не волевое и не намеренное действие; 3) волевое и намеренное действие; 4) действие намеренное и не волевое, а автоматическое.

В сложном волевом действии для исполнения решения иногда недостаточно намерения. Прежде чем приступить к выполнению действия необходимо составить себе план действий. Тогда путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов, в результате появляются подчинённые цели. В сложной деятельности между целью и средством складываются определённые отношения: средство становится целью, а цель — средством.

Одни люди, приступая к выполнению действия, пытаются всё предусмотреть и более детально продумывают план действий. Другие набрасывают лишь общую схему действий, намечая только основные этапы. Обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, и более схематично намечаются дальнейшие действия.

Воля бывает более или менее гибкой в зависимости от того, какую роль при исполнении действия играет план. Иногда план владеет над волей и лишает её гибкости, тогда план должен оставаться неизменным при изменении любых внешних условий. Человек с сильной, но гибкой волей, может внести в предварительный план некоторые изменения, которые требует изменение обстоятельств, при этом человек не отступает от своей первоначальной цели.

Конечно, в итоге план может состоять из несвязных друг с другом действий, и тогда конечный результат может не совпасть с ожидаемой целью. А бесплановость и вовсе ставит вопрос достижения цели, на которое направлено волевое действие, под сомнение. Волевое действие в своих высших формах является плановым действием.

Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого индивид планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие — это специфическое человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.

Воля и познание, практическая и теоретическая деятельность человека, опираясь на единство субъективного и объективного, идеального и материального, каждый по-своему разрешают внутреннее противоречие между ними. Преодолевая одностороннюю субъективность идеи, познание стремится сделать ее адекватной объективной реальности. Преодолевая одностороннюю объективность этого последнего, практически отрицая его воображаемый абсолютный разум, воля стремится сделать объективную реальность адекватной идее.

Субъект оценивает результат, к которому привело осуществление цели в волевом акте, констатирует его удачу или неудачу и эмоционально переживает его успех или неуспех.

Волевой акт — это сложный процесс, т.к. он исходит их побуждений и потребностей, носит ярко выраженный эмоциональный характер, предполагает сознательное регулирование своих действий и предвидение их результатов. Волевой акт опосредуется подбором средств и обдумыванием процессов.

1.4 Волевые качества личности

Проявление воли заставляет задуматься о волевых качествах личности. Однако не существует определённого набора качеств, это заставляет некоторых учёных сомневаться в их существовании. Таким примером могут служить книги К.М. Гуревича и П.А. Рудных, в главах о воле не говорится ни о силе воли, ни о волевых качествах. До сих пор имеется ряд вопросов о волевых качествах личности, которые ещё не нашли ответа. В.А. Иванников утверждает, что волевые качества имеют различную основу и только феноменологически объединяются в волю. Однако иногда человек проявляет все эти качества одновременно, а иногда не проявляет ни одного. Позже В.А. Иванников разделяет волевые качества на частные и постоянные характеристики волевого поведения. Автор пишет, что, имея определённые волевые качества, человек будет проявлять их независимо от ситуации.

Наличие ситуативных проявлений силы воли создаёт трудности в изучении волевых качеств. Ведь о наличии определённого волевого качества мы можем судить только по его выраженности и проявлении. Проявление волевых качеств зависит от наличного состояния человека и оценка им данной ситуации. В одних случаях, несмотря на усталость, мы будем проявлять силу воли, в других проявление силы воли будет не так важно для нас.

А.И. Высоцкий выявил целый ряд внутренних причин, побуждающих человека проявлять упорство и настойчивость. Причём у каждого человека эти причины различны. Отсюда возникают новые вопросы: постоянны ли эти причины; что побуждает человека проявлять силу воли др.

Говоря о волевых качествах личности, психологи переходят к понятию «качества воли». Волевые качества отражают существование воли, поскольку они проявляются произвольно, по приказу человека самому себе.

По мнению В.А. Крутецкого, волевые качества личности выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять своё поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. [12; 156]

Волевые качества отражают волевую регуляцию, связанную с напряжёнными волевыми усилиями, также проявления воли могут отражать уровень волевых усилий. В одних учебниках волевые качества понимаются как проявление воли, в других как способность человека, в-третьих — это умение преодолевать различные трудности. Полное определение волевых качеств звучит так — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Говоря о составе волевых свойств личности, подразумевается их совокупность. Психологи выделяют от 10 до 34 волевых качеств, иногда набор волевых качеств выглядит как случайный. Чаще всего выделяют такие качества как целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, самостоятельность, выдержка, инициативность и самообладание, также как волевые качества иногда подразумевают критичность, исполнительность, уверенность, деловитость и прилежность. А.Ц. Пуни объединял волевые качества попарно, т.е. решительность и смелость, самостоятельность и инициативность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание. Пуни считал, что волевые качества функционируют во взаимной связи друг с другом, как единое целое. Определённая совокупность волевых свойств у индивида, по мнению Пуни, определяется устойчивыми условиями конкретной деятельности. К.К Платонов приписывал к волевым свойствам личности внушаемость и податливость. [6; 305, 308]

Волевые качества личности имеют вертикальную и горизонтальную структуру. Горизонтальную структуру составляют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Всякое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних волевых элементах может совпадать у разных волевых качеств, а в иных — расходиться. Даже сила нервной системы, которая иногда рассматривается как синоним силы воли, не связана с решительностью, проявляемой в обычной ситуации.

Все волевые качества имеют исходную вертикальную структуру. Волевое качество по своему существу трёхслойны. Снизу лежат природные задатки — нейродинамические особенности, вторым слоем является волевое усилия, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами: мотивами, нравственными принципами человека. При этом роль каждого слоя может быть различна.

В связи с различной психофизиологической структурой волевых качеств и их дифференцированным проявлением попытки определения выраженности силы воли как суммарного показателя волевого развития представляются недостаточно обоснованными, также, как и выделение типов волевой активности в качестве устойчивых характеристик личности.

А.С. Зобов выделял такие типы волевой активности, как «гармонически развитые», «практики», «теоретики» и люди «с ослабленным развитием воли». Это выделение на основе направленности личности.

Характеризуя волевые качества В.И. Селиванов говорил об их общих свойствах, таких как широта, сила и устойчивость. Широта определяется через количество деятельности, в которых она проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, главный признак устойчивости — это степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. У разных людей может быть различное соотношение этих свойств.

Уровень проявления волевого качества определяется константными и ситуативными факторами. Константными факторами являются способность к волевому напряжению, типологические особенности и устойчивые свойства личности, а ситуативные — это интенсивность потребности, сила эмоции.

В.К. Калинин предполагает, что свойства нервной системы и темперамента влияют на частоту возникновения ситуация, требующих волевого регулирования. Калинин уверен в том, что прежде чем изучать эффективность волевого регулирования, необходимо сначала изучить типологические свойства нервной системы. Иногда смелому человеку мы предписываем сильную волю, а трусливому — слабую, т.е. разная эмоциональная активность этих людей принимается нами за разную силу воли. Разный уровень проявления волевых качеств может зависеть от разного уровня эмоциональной активности, обусловленного в свою очередь типологическими особенностями свойств нервной системы. Однако, есть волевые качества, которые не связаны с преодолением эмоций. К таким качествам относится терпеливость.[7; 250-252]

Не существует единой классификации волевых качеств личности. Например, Ф.Н. Гоноболин разделяет волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. Первая группа включает такие качества, как решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность, вторая — это выдержка или самообладание, выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Но также Гоноболин замечает, что нет строгого деления между этими качествами, иногда подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. В.И. Селиванов также разделял волевые качества на основе динамики процессов возбуждения и торможения на две группы: вызывающие и тормозящие. В первую группу он определял: инициативность, решительность, энергичность, храбрость, смелость. Вторая же группа включала такие качества, как терпеливость, выдержка, выносливость. Также он разделял волевые качества на положительные и отрицательные. [4; 128]

Р. Ассаджиоли выделял следующие волевые качества: 1) энергия — динамическая сила — интенсивность; 2) мастерство — контроль — дисциплина; 3) концентрация — сосредоточенность — внимание; 4) решительность — быстрота — проворность; 5) настойчивость — стойкость — терпение; 6) инициатива — отвага — решимость на поступки; 7) организация — интеграция — синтез. В классификации Ассаджиоли некоторые качества не имеют отношения к силе воли.

С.Л. Рубинштейн считал, что определённые волевые качества проявляются в определённой фазе волевого процесса. Например, инициативность проявляется в начальном этапе, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую позже сменяют энергичность и настойчивость. В.И. Селиванов же считал, что волевые качества проявляются на разных стадиях волевого процесса, но степень их выраженности различна.

В.В. Никандров был противником такой классификации. Он считал, что некоторые волевые качества проявляются на протяжении всего действия, и учитывал лишь временной аспект воли. Никандров делит волевые качества на пространственно-волевые и информационно-энергетические. К пространственной характеристики Никандров относит самостоятельность, независимость, целеустремлённость, уверенность, к временной — настойчивость, упорство, терпение, стойкость, упрямство, твёрдость, принципиальность, последовательность, к энергетической — решительность и самообладание, к информационной — принципиальность.

По мере накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств образовывает более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.

В.К. Калинин относит к системным вторичным волевым качествам храбрость, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремлённость, инициативность, организованность. Высшим и наиболее сложным качеством Калинин считает самоуправление организацией психических функций.[1; 78-81]

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению собственных волевых качеств

2.1 Организация исследования и характеристика психодиагностических методик

Цель нашего исследования: выявить проявления собственных волевых процессов.

Базой исследования является Орский Гуманитарно-Технологический институт. Исследование проводится на студентке 1 курса группы 17ППО(ба)ПсО Абрамовой Кристине.

Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:

I этап: целью является планирование и организация исследования, а также подбор следующих психодиагностических методик:

1. Методика, разработанная Н.Е. Стамбуловой. (Приложение 1)

Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемым ряда волевых качеств, таких как целеустремлённость, настойчивость, упорство, смелость, решительность, инициативность, самостоятельность, самообладание и выдержка. Методика состоит из 5 опросников и диагностирует волевые качества по двум параметрам: выраженностьи генерализованность. Выраженность — это наличие и устойчивость волевого качества, а генерализованность — это широта его проявления.Испытуемому предлагается прослушать суждение, подумать насколько оно характерно для него и выбрать соответствующий номер ответа.

2. Методика «Самооценка силы воли и отдельных волевых качеств». (Приложение 2)

Тест-опросник описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для обобщённой характеристики проявления силы воли. Тест предполагает 15 вопросов для изучения силы воли в общем, а также отдельные тесты для изучения таких волевых качеств испытуемого, как терпеливость, упорство, настойчивость.

3. Методика опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков).

(Приложение 3)

Методика направлена на общую оценку степени развития эмоционально-волевой регуляции, которая, в свою очередь, состоит из фаз и уровней и обеспечивает сознательное, намеренное, осуществляемое на основе общественного решения поведение. Испытуемому также предлагается прочитать суждение и выбрать подходящий вариант ответа.

IIэтап: целью этого этапа является проведение экспериментального исследования.

IIIэтап: целью последнего этапа является анализ результатов экспериментального исследования.

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

При исследовании выраженности и генерализованности волевых качеств, использовалась методика Н.Е. Стамбуловой (см. приложение 1), результаты исследования представлены в таблице №1.

Таблица 1 Уровень выраженности и генерализованности

Целеустремлённость

Смелость, решимость

Настойчивость, упорство

Самостоятельность, инициатива

Самообладание, выдержка

1

4

4

4

5

5

2

1

2

2

2

4

3

4

2

4

4

4

4

4

1

4

2

3

5

2

4

2

2

2

6

5

1

5

5

3

7

3

2

4

5

2

8

3

4

3

2

4

9

2

5

4

5

1

10

2

4

4

3

1

11

2

3

4

5

1

12

4

5

2

4

2

13

5

4

4

4

3

14

2

2

3

5

1

15

1

4

4

1

2

16

5

3

5

2

3

17

5

5

5

4

3

18

3

4

3

1

2

19

5

3

5

2

5

20

2

2

4

5

1

в=

7

-5

6

4

5

В=в+20=

27

15

26

24

25

г=

7

-5

2

0

7

Г=г+20=

27

15

22

20

27

В таблице №1 подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по параметрам выраженности и генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода в положительную шкалу оценок к сумме балов прибавляется 20 и конечные результаты заносятся в нижнюю часть протокола.

Полученные оценки также оформляются графическ

Рисунок 1 — Диаграмма показателей

Анализ результатов, представленных в таблице №1 и рисунке №1, показал, что уровень выраженности таких качеств, как целеустремлённость, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, самообладание и выдержка, является средним, а смелость и решительность имеют низкий уровень выраженности. Уровень генерализованности таких волевых качеств, как смелость и решительность, также определяются как низкий, остальные качества имеют преимущественно средний уровень. Высокий уровень выраженности и генерализованности волевых качеств не выявлен, однако у испытуемого преобладает целеустремлённость и самообладание. Это означат, что испытуемый человек устремляется к своей цели и не экономит физические и умственные ресурсы для ее достижения. человек устремляется к своей цели и не экономит физические и умственные ресурсы для ее достижения, а также умеет сохранять внутреннее спокойствие в сложных жизненных ситуациях. Тем не менее, шаги к осуществлению своих целей даются испытуемому с большим трудом, так как он имеет низкий уровень смелости и решительности.

При исследовании общего уровня самооценки силы воли и некоторых волевых качеств использовалась методика «Опросник Н.Н. Обозова» (см. приложение 2).Результаты представлены в таблице №2, а также на рисунке №2.

Таблица 2 — Результаты исследования самооценки волевых качеств

Название теста

Количество баллов

Обработка результатов

Самооценка силы воли

19

Средняя

Самооценка терпеливости

9

Средняя

Самооценка упорства

12

Выше среднего

Самооценка настойчивости

12

Выше среднего

Рисунок 2 — Общие результаты самооценки волевых качеств в процентах

Анализ результатов, представленных в таблице №2 и рисунке №2, показал, что уровень самооценки силы воли является средним, также, как и уровень самооценки терпеливости, а уровень самооценки упорства и настойчивости находится выше среднего. Из этого следует, что испытуемый способен добиваться конкретных близких целей, невзирая не на какие преграды и неудачи, то есть верен своей близкой цели, несмотря ни на что, а также способен преследовать отдаленные, долговременные цели, для достижения которых необходимо прилагать большие усилия.

При исследовании степени развития эмоционально-волевой регуляции использовалась методика опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков) (см. приложение 3).

Результаты представлены в таблице №3.

Таблица 3 — Отдельные баллы показателей волевых качеств

Шкалы

Итоговый балл

Ответственность

17

Инициативность

3

Решительность

9

Самостоятельность

7

Выдержка

18

Настойчивость

9

Энергичность

6

Внимательность

9

Целеустремлённость

20

Для сравнения показателей по различным шкалам опросника, сырые баллы переводятся в стены в соответствии с нормативной таблицей.

Рисунок 3 — Общие результаты сравнений шкал и итогового балла

Анализ результатов, представленных в таблице №3 и рисунке №3, показал, что у испытуемого преобладает такое волевое качество, как целеустремлённость, энергичность находится на самом низком уровне, а уровень остальных качеств примерно равен. Уровень волевых качеств преимущественно средний. Испытуемый не способен поддерживать высокий жизненный тонус, работоспособность, активность, однако он формулирует задачу с определёнными характеристиками, планирует деятельность и выполняет действия согласно потребностям целям, преодолевая сопротивления и сохраняя при этом внутреннее спокойствие.

Таблица 4 Сводная таблица

Испытуемый

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Выраженность волевых качеств

Генерализованность волевых качеств

Самооценка силы воли

Самооценка волевых качеств

Уровень волевых качеств

Уровень воли

Абрамова Кристина

Средняя

Средняя

Средняя

Выше среднего

Средний

Низкий

Таким образом, в результате проведенных методик мы пришли к следующим выводам, что у испытуемого преобладает средний уровень воли. Характер и воля испытуемого считаются достаточно твёрдыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

Развивать у себя высокую силу воли необходимо на основе самопознания. Только познав и оценив себя, личность сможет более сознательно управлять своим поведением и успешно заниматься саморазвитием.

Заключение

В своей курсовой работе мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по теме изучения проявления собственных волевых процессов.

Воля представляет собой функцию человеческой психики, благодаря которой мы имеем возможность осуществлять контроль над своими действиями и управлять поступками, принимая то или иное решение, достигать поставленных целей .Развитие силы воли очень значимо для процесса становления личности. Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в развитии волевых качеств является детский возраст. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни.

В данной курсовой работе в ходе тестирования был выявлен уровень проявления волевых качеств личности. Испытуемый характеризуется среднем уровнем проявления силы воли и волевых качеств личности. Среди волевых качеств испытуемого наиболее выраженными являются целеустремлённость и самообладание, самый низкий уровень имеют такие качества, как решимость и смелость. Такой человек с трудом приступает к осуществлению своих целей, однако добивается их, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

Таким образом, цель и задачи нашей курсовой работы были достигнуты, с помощью таких методик как: «Методика Н.Е. Стамбуловой», «Самооценка силы воли и отдельных волевых качеств» Н.Н. Обозова, «Методика опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков)», и гипотеза доказана, уровень развития воли, действительно, определяет поведение и действия личности.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/volevyie-kachestva-lichnosti/

1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.: ил. Серия «Мастера психологии»).

ISBN 978-5-388-00269-3, с. 145-166.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1), с. 424-434.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии (Серия: Мастера психологии) — изд. 2-е, 1946 г., ISBN 5-314-00016-4, с. 561-585.

4. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. ISBN 978-5-9692-0239-9, с. 120-126.

5. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию: курс лекций. Астрель, 2008. ISBN: 978-5-17-081927-0

6. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова 2012, ISBN 978-5-8050-0461-3.

7. Психология: учебник под ред. И. В. Дубровиной. — 11-е изд., 2013. — 495, [1] с. — ISBN 978-5-7695-9673-5.

8. Психология развития и возрастная психология: учебник для / И. В. Шаповаленко. — 2-е изд., 2012., ISBN 978-5-9916-1748-2.

9. Основы психологии: учебное пособие [для вузов] / Е. А. Овсянникова, А. А. Серебрякова. — 2-е изд., 2015 ISBN 978-5-9765-2219-0.

10. Психология: учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. — 10-е изд., стер. — Москва: Академия, 2012. ISBN 978-5-7695-8860-0.

11. Психология подросткового возраста: учебное пособие для вузов/ Т. П. Авдулова. 2012. ISBN 978-5-7695-8141-0.

12. Эрнст Мах Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования 3-е изд., 2014, ISBN 978-5-00101-488-1.

13. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья // Интегративные исследования в клинической психологии: наука и практика. СПб., 2006.ISBN 5-9268-0486-8

Приложение 1

Методика исследования волевых качеств личности (Стамбулова Н.Е.)

Инструкция: «Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов: «Так не бывает», «Пожалуй, неверно», «Может быть», «Наверное, да», «Уверен, что да».

Ответив на вопросы первого опросника («Целеустремленность»), переходите к следующему, и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол.

Текст опросников

Целеустремленность

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Неудача в соревновании побуждает меня тренироваться с удвоенной энергией.

3. *Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в институте.

5. Во время тренировки мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.

6. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

7. В каждом тренировочном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.

8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

9. Четкое планирование работы не характерно для меня.

10. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.

11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

13. У меня есть главная цель жизни.

14. После неудачи в соревновании долго не могу заставить себя тренироваться в полную силу.

15. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учению и занятиям спортом.

16. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

17. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.

20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

Смелость и решительность

1. Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

3. Мне трудно выполнять свои обещания.

4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

6. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

7. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.

8. Меня часто мучают сомнения.

9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.

10. Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.

11. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.

12. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.

13. Не испытываю страха перед сильным соперником.

14. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.

15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

16. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.

17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.

18. С трудом преодолеваю страх.

19. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.

20. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость и упорство

1. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

2. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

3. Я не в состоянии принудить себя тренироваться на фоне усталости.

4. В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.

5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

7. На тренировочном занятии заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

8. *Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

9. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.

10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.

11. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.

13. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.

14. Неудача в ходе соревнований резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.

15. В споре чаще всего уступаю другим.

16. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.

17. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

18. Не могу заставить себя работать систематически.

19. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.

20. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Инициативность и самостоятельность

1. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.

2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.

3. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

4. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.

5. Отсутствие тренера на соревновании (его советов, поддержки и т. п.) значительно снижает мои результаты.

6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

7. *На тренировочных занятиях стараюсь придумывать новые упражнения.

8. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

9. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.