Акме человека как личности

Сознательная деятельность людей, направленная на максимально возможное раскрытие и использо вание ими своего потенциала, является основной движущей силой развития общества, культуры, цивилизации. Успешность социально-экономического и культурного развития каждого государства сегодня во многом зависит от того, создана ли в нем система, позволяющая выявлять наличие значимого для различных сфер профессиональной деятельности потенциала у членов общества, и создаются ли условия для эффективного использования этого потенциала на благо не только социально-экономического, но и личностного развития.

«Акме» человека — феномен возможности достижения человеком вершин своего развития как вида, индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности или совершенства деятельности.

Акмеология, как любая другая область научного знания, имеет не только общенаучные принципы, конституирующие ее категориально-методологически как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Поскольку она — формирующаяся научная дисциплина, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Им присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная.

Данная контрольная работа рассматривает общие представление о понятии «акме, как в истории развития науки, так и в современных представления.

Основными задачами данной работы можно считать выявление определения в современной науке в разных представлениях, рассмотрение характеристики человека с точки зрения личности, выявление необходимых достижений вершины в личностном развитии.

Известно, что под «акме» в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.

Достижение акме — это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий и обстоятельств в жизни человека. Талант, способности, физическое и психическое здоровье могут быть рассмотрены как субъективные факторы, а условия воспитания , обучения, качество образования и др. как объективные факторы этого процесса. Более того, само понятие акме, равно, как и процесс его достижения, будет сильно зависеть от конкретной профессиональной деятельности. Акмеология была бы исключительно описательной наукой, если бы свелась к каталогизации акме по профессиям. Кроме этих задач, акмеология с самого начала разрабатывает технологии и стратегии формирования профессионалов высокого класса в разных сферах человеческой деятельности. Таким образом, уже сейчас можно говорить о таких видах прикладной акмеологии как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская и пр., а также целесообразно рассматривать психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации старшеклассников и студентов.

7 стр., 3376 слов

Становление и развитие системы профессионального образования в России

... ХХ вв. Изучить особенности развития профессионального образования в Советском Союзе. Объект изучения – история становления и развития системы профессионального образования в России. Предмет изучения – особенности и аспекты истории становления и развития системы профессионального образования в России. При написании ...

1. Понятие «акме» в современной науке.

Акмеология, как активно развивающаяся наука, решает сложнейший вопрос современного человекознания, а именно феноменологию, становление и закономерности развития взрослого человека. Акмеологию как понятие, обозначающее психологию зрелости или взрослости ввел Н.А.Рыбников (1928), дальнейшее развитие акмеологии как науки связано с трудами Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания», 1969) и продолжено А.А.Бодалевым («Акмеология как учебная и научная дисциплина»,М., 1993).

Ананьев, Бодалев, Деркач, Кузьмина назвали акмеологией науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека 1 .

Возникнув, как новая парадигма на стыке наук общественных, технических, гуманитарных и естественных, акмеология решает задачи выявления оптимальных факторов и условий, которые позволяют взрослому человеку состояться как индивиду, личности и субъекту деятельности, т.е. достичь своего «акме» (прежде всего в профессиональной деятельности).

Акмеология определяет взрослость как возрастную ступень, начало которой относится к 18-20 годам, при этом за индивидные характеристики принимается состояние организма в целом и каждого органа в отдельности по сравнению с нормой, за личностные характеристики — сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого, а за субъектные характеристики — все качества человека, от которых зависит осуществление его деятельности.

Под акме в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области.

Достижение акме — это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий и обстоятельств в жизни человека. Талант, способности, физическое и психическое здоровье могут быть рассмотрены как субъективные факторы, а условия воспитания, обучения, качество образования и др. как объективные факторы этого процесса. Более того, само понятие акме, равно, как и процесс его достижения, будет сильно зависеть от конкретной профессиональной деятельности. Акмеология была бы исключительно описательной наукой, если бы свелась к каталогизации акме по профессиям. Кроме этих задач, акмеология с самого начала разрабатывает технологии и стратегии формирования профессионалов высокого класса в разных сферах человеческой деятельности. Таким образом, уже сейчас можно говорить о таких видах прикладной акмеологии как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская и пр., а также целесообразно рассматривать психолого-акмеологические условия и факторы формирования профессиональной мотивации старшеклассников и студентов.

5 стр., 2119 слов

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

... об этом не скажут). Отдельные индивидные свойства и их роль. Возраст – с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. ... развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности. В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и ...

В современной акмеологии вводится целостная характеристика индивидуальных свойств человека — интегральная индивидуальность. Это больше, чем совокупность особых качеств личности, а «особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека». В интегральной индивидуальности выделяются различные аспекты: биохимический, индивидуально-психический (темперамент, особенности личности), социально-психологический (роль в социуме) 2 .

Одним из базовых элементов научного познания являются вершины – «акме» накопленных знаний – результат деятельности мыслителей. Историко-философское обоснование вершинности рассматривается как процесс поступательного движения к абсолютной мудрости, которая в данном исследовании рассматривается как фундаментальное понятие акме.

С самого начала культурного развития человечества складывались представления о совершенствовании человека. Высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершина, точка высшего напряжения, подъема, расцвета, развития чего-либо, высшая ступень совершенства.

Современное понимание и осмысливание понятия акме невозможно без обращения к истории и динамики развития базовых понятий вершинного этапа развития. Необходимо отметить, что вершинный принцип развития применим к различным видам культурной деятельности. Это вершинные достижения и в науке, и архитектуре, политической деятельности, образовании и воспитании и т.д.

2. Характеристика человека как личности.

В психологии распространено понимание психологической сути личности как «ансамбля отношений». Когда имеется в виду отношение, то в содержании его мыслится связь между чем-то и чем-то, между чем-то и кем-то и между кем-то и кем-то. Причем, в связи между чем-то и кем-то второй компонент этой связи «отягощен» психологической «добавкой». Если это отдельный человек, то он отражает то, с чем он связан отношением, дает на него эмоциональный отклик и отвечает какой-то поведенческой реакцией. Если это не отдельный человек, а общность людей, то ее отношение к чему-то тоже несет в себе три названных выше характеристики — отражение, эмоциональную реакцию и поведенческий ответ на это что-то.

Если перед нами отношение человека к человеку или отношение человека к общности, или общности людей к человеку, или общности к общности, то психологически «отягощенными», т.е. включающими в себя познавательную, эмоциональную и поведенческие характеристики несут обе относящиеся друг к другу стороны. При этом определяющей в отношении оказывается эмоциональная составляющая, которая, как правило, сигнализирует, каким образом соответствует объект отношения потребностям или ценностным ориентациям человека — «носителя» данного отношения. По этому основанию отношение обладает всегда, говоря образно, определенной валентностью быть положительным, отрицательным, противоречивым или безразличным. Наверное надо еще отметить, что психологическое отношение — это интеграция результатов актов познания человеком какого-то объекта, а также эмоциональных и поведенческих откликов, которые человек давал на этот объект. И еще: с чем или с кем человек (или общность людей) взаимодействует в окружающей его действительности, вызывает у него непременно и какое-то отношение.

6 стр., 2782 слов

Бытие человека и его образ жизни

... фундаментальных прав человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплено юридически. Включенность человека в культуру раскрывает личностный аспект бытия человека. Индивид становится общественно значимой личностью в ходе ...

Освещая проблему личности, необходимо рассмотреть, а как «ансамбль» отношений, составляющий суть личности, проявляет себя у одного и того же взрослого человека при изменении обстоятельств его жизни. Как уже говорилось выше, главной составляющей отношения выступает его эмоционально-потребностная или эмоционально-ценностная характеристика. И в обычных, «нормальных» для взрослых людей условиях жизни большинство из них демонстрирует «на людях» те свои отношения, которые считаются нравственными, одобряемыми той общественной группой, которая референтна для данного взрослого человека. Хотя, конечно, в реальной жизни может быть и так, что доминирующее в иерархии других отношений в своем «ансамбле» отношение какой-то конкретный взрослый человек может и не скрывать (особенно если за это ничего не грозит), а повседневно, прилюдно его проявлять, скажем, одержимость при выполнении им любимой работы (положительный пример), любовь к деньгам (в теперешнее время — тоже положительный пример), одобрительно относиться к взяточничеству, заявляя, что взятка — это форма благодарности за услугу, оказанную человеку каким-то чиновником (отрицательный пример).

Вместе с тем, человек может и не подлаживаться демонстрируемыми им повседневно отношениями под общепринятые образцы, а искренне считать, что эти отношения, совпадающие с общественно одобряемыми, действительно составляют его личностную суть. Однако жизнь, какая она есть, показывает, какие отношения соответствуют органически присущим данному конкретному человеку потребностям и ценностным ориентациям, а какие усвоены только внешне. И это обнаруживается только тогда, когда человек оказывается в ситуации, имеющей для него экстремальный характер.

Если в человеке борются два отношения, и в основе одного из них лежит высоконравственная (бытийная, по А. Маслоу) потребность, а основанием другого отношения оказывается какая-то низменная потребность, например, как образно говорит народ, спасти свою шкуру или, если выразится интеллигентно, сохранить свое положение, то, если голос совести у человека побеждает, и последний совершает поступок, направленный на сохранение, а подчас и на приумножение основных ценностей жизни и культуры, это способствует ослаблению противоречивости в отношениях, совокупность которых составляет суть его личности, и приближает ее к обретению качества цельности, психологическим стержнем которого выступает духовно-нравственное начало.

Из сказанного ясно, насколько важна непрекращающаяся особенно в ценностно-нравственных важных ситуациях работа совести человека для продвижения его личности к своему акме. И проведенные исследования (Ю.В. Александрова, Н.Л. Карпова, А.В. Суворов, В.Э. Чудновский) показывают, что обязательным условием инициирования именно такой работы является постоянная активность внутреннего мира человека, духовно-здоровая направленность и положительная продуктивность которой является результатом совокупного взаимодействия многих объективных и субъективных факторов и прежде всего характера вклада в это взаимодействие, который вносит сам данный конкретный взрослый человек. Так, например, установлено, в чем видит человек смысл своей жизни, какими способами его реализует, что из достигнутого им его удовлетворяет, — это совершенно определенно влияет на деятельность его внутреннего мира. И вместе с тем, так сказать, принятый им на вооружение смысл жизни прямо влияет на то, проявляет ли он себя при прохождении своего жизненного пути как стратег, как тактик или как операционалист: у этих социально-психологических типов личности совершенно разные, если сравнивать их основные параметры, внутренние миры.

5 стр., 2042 слов

Понятие культуры в социологии, ее структура и функции. Роль культуры ...

... Смелзер выделил четыре компонента культуры, определяющие ее содержание в социологии: Понятия и концепты - одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить ...

Как явствует также из трудов А. Маслоу, он категорически не согласен с утверждением, что иррациональные процессы доминируют в жизни большинства людей. Основной акцент в своей гуманистической теории А. Маслоу сделал на описании человека, рационально принимающего решения и осознанно стремящегося актуализировать свой потенциал.