Технологии социального консультирования

Актуальность. Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей, подобная ситуация требует одновременного проявления двух противоположных по своей функции индивидуально-психологических особенностей личности — лабильности, гибкости, обеспечивающей постоянную адаптацию к меняющемуся социальному миру, и развитой персональной идентичности, создающей тот внутренний «стержень», который служит отправной точкой процесса самоопределения, как личностного, так и профессионального.

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи консультантов.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит консультированию.

Консультирование — это относительно новая область профессиональной деятельности социального работника, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.

Степень разработанности. Изучение литературы по проблеме исследования показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по социальному консультированию. Вопросы, связанные с технологией социального консультирования, широко представлены в работах отечественных авторов — И.Г. Зайнышева, Г.Н. Филонова. Е. И. Холостовой и т. д. Особое место занимают труды, рассматривающие технологии консультирования с пожилыми людьми, безработной молодежью, многодетными семьями. Среди них следует выделить публикации Григорьева С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А., Е.И. Холостовой, Т. Шеляг, Т.Н. Овчинниковой и других авторов.

14 стр., 6654 слов

Эффективность программ социальной поддержки ветеранов Великой ...

... В. П. Чкалова» - Совет ветеранов. Курсовая работа состоит из введения двух глав и заключения. Историко-теоретический анализ социальной помощи ветеранам войн в России Ветеранами Великой Отечественной войны (лат. veteranus, от vetus ...

Объектом исследования является консультативная деятельность среди различных групп населения

Предмет исследования — технологии социального консультирования

Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов.

В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:

1. рассмотрение теоретических аспектов консультирования в социальной работе.

2. характеристика основных направлений и методов консультирования.

3. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди безработной молодежи.

4. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди многодетных семей.

5. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди пожилых людей.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке специальной программы развития личности психолога (социального работника), в которой найдет отражение выбор метода работы с клиентом и, соответственно, положительно отразится на эффективности профессиональной деятельности.

Структура. Данная работа состоит из введения, где определены актуальность, разработаны цель, объект, предмет и задачи изучения, двух глав, заключения и списка нормативных источников и литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты консультирования в социальной работе. Вторая глава посвящена основным направлениям консультативной деятельности среди различных групп населения.

В заключении сделаны выводы по работе. Работа содержит 33 страницы, включает 24 источника, среди которых нормативные акты, научные статьи и книги российских авторов по исследуемой теме.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды

В широком смысле консультирование — это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами советник, помощник, наставник. Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово «консультирование» происходит от латинского consulatio, что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам» [14,с.57].

Консультация — это, прежде всего общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности (В.В. Столин, 1993).

Консультирование — профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества жизни.

Консультирование может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решения. Более разработанным является психологическое консультирование. По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Брауна психологическое консультирование — очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать — с чувствами, мыслями или поведением, что лучше — поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящим»[12,с.82]. Социальное консультирование — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. Основными компонентами технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения [3,с.241].

13 стр., 6314 слов

Психологическое консультирование подростков по проблемам общения ...

... образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола.Возникает то, что в социальной психологии называется полоролевой идентификацией. Это явление ... Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым является главным в общении подростка. В связи с этим отношения учителями, родителями и сама учебная деятельность могут ...

Решение многих проблем в практике социальной работы требует, прежде всего, информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Утверждение и общественное признание социальной работы как важной подотрасли социальной защиты населения во многом определяются усилением роли специалистов социальной работы в качестве консультантов.

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:

* Общее консультирование клиентов специалистами социальной работы.

* Специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений.

* Обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения.

* Договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используются для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших проблем, при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п.

Информация консультанта может реализовывать различные функции консультирования: быть катализатором и фасилитатором, облегчающим и ускоряющим работу, он может быть средством мобилизации ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий, они могут разъяснять и предупреждать последствия альтернативных действий клиента. И главное, в большинстве своем консультации помогают консультируемому комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже уяснить стоящие задачи и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения. Консультант способствует ликвидации дефицита информации об объекте и предмете исследования или преобразования, вооружает клиента новыми подходами, инновационной информацией и технологией.

3 стр., 1500 слов

Консультирование в социальной работе

... от профессиональной компетенции в том или ином вопросе, в зависимости от социального запроса клиента. А также самоактуализации клиента в решении собственных проблем. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУДЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1.1 Понятие социального консультирования, его формы и ...

По форме различают групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию — конкретное и программное. В практике социальной работы находят применение все формы и виды консультирования, а в соответствии с возникающими проблемами может быть использовано и их сочетание.

Конкретное консультирование осуществляется тогда, когда речь идет об узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т.д. При этом, как правило, происходит не только передача дополнительной информации, которая помогает консультируемому по-новому увидеть волнующую его проблему, но и осуществить поддержку клиенту. На практике нередко возникают обстоятельства, когда необходимо оказать морально-психологическую помощь для воплощения уже имеющегося знания в практическое действие.

Что касается программного консультирования, то его можно определить как двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг. Акцент такого рода консультации делается на способах обеспечения реальности мероприятий в планах, на способах развития и оказании действенных социальных услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого клиента, отдельной персоны.

И еще одна форма консультирования — это сочетание конкретного и программного подходов. Специалист социальной работы, применяющий такой подход и форму консультирования, начинает консультацию конкретного типа, помогая сотрудникам социальных учреждений в решении проблем отдельных клиентов. Но в ходе консультирования консультант оперативно использует полученные дополнительные знания, информацию, конкретные результаты, обобщает их и переключает внимание на решение программных или структурных проблем, относящихся к данной категории клиентов в целом.

Консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять существо проблемы и предположить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия.

Во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента. Во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. В-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают, не принимают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции. Вызвать к себе эмоционально-положительное отношение клиента является главной задачей специалиста социальной работы. Специалисту социальной работы, консультирующему клиента, следует использовать специальные психологические приемы завоевания доверия и формирования взаимопонимания. Он должен уметь слушать, наблюдать, чутко реагировать на содержание и форму вербального и невербального общения. Чтобы стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике приемы и методы работы [12].

1.2 Принципы организации социального консультирования

Ещё одной универсальной характеристикой социального консультирования являются его принципы. Даже краткое рассмотрение основных видов социального консультирования позволяет с высокой степенью достоверности предположить, что в процессе своей профессиональной деятельности консультанту приходится, во — первых, быть достаточно компетентным по целому ряду социальных и личностных проблем, во — вторых, доверительно общаться с клиентом, в — третьих, брать на себя определённую ответственность за решение его проблемы. Для того чтобы быть достаточно эффективной и результативной, такая деятельность должна опираться на следующие группы принципов:

13 стр., 6442 слов

Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида

... собственно социально-педагогической но и психологической. Целю данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Объектом исследования являются семьи с детьми - инвалидами. Предметом - проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Гипотеза: мы предположили, ...

1. Принципы организации социального консультирования:

— анализа подтекста, предполагающего наличие у консультанта способности и умения различать в запросе и словах клиента несколько «слоёв», своеобразное умение «читать между строк». Это позволяет специалисту, не перебивая и не напрягая излишними вопросами человека, понять, в чём состоит суть его проблемы или затруднения.

— отказа от конкретных рекомендаций, направленного на то, чтобы исключить навязывание клиенту какого — либо одного способа поведения и деятельности. Консультант должен предложить некоторый определённый спектр возможностей. Выбор из предложенного — прерогатива клиента и только его.

— системности, позволяющий консультанту при работе с клиентом выделить своеобразную «единицу анализа обсуждаемой проблемы»: семья, определённые цели и потребности клиента, особенности его личности и т.п. Это позволяет определить основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.

  • уважения личности клиента, направленный на пресечение любых попыток консультанта «перевоспитать» или «переделать» клиента в соответствие с собственными представлениями о человеке в целом, его свойствах и качествах.

2. Принципы осуществления социального консультирования:

  • компетентности и профессионализма, предполагающий наличие у консультанта необходимых знаний, умений и навыков, которые он предоставляет в распоряжение клиента. Личные интересы консультанта при этом должны быть подчинены интересам клиента;
  • доверительности и сотрудничества, реализация которого на практике позволяет создать атмосферу взаимного доверия между консультантом и клиентом.

В таких условиях возможность решения проблемы клиента становится более реальной. Кроме того, атмосфера доверия и доверительности является залогом того, что при возникновении подобных проблем и затруднений в будущем, клиент вновь обратится за помощью к консультанту;

  • конфиденциальности, гарантирующей, что полученная консультантом в процессе консультации информация о клиенте не будет распространена и обнародована без согласия и разрешения последнего. Нарушение этого принципа является для консультанта недопустимым превышением своих полномочий;

— результативности, направленной на то, чтобы усилия консультанта либо помогли клиенту решить возникшую у него проблему, либо создали для этого необходимые условия. При этом ведущая роль в оценке результативности работы консультанта принадлежит клиенту.

Рассмотренные выше виды социального консультирования, принципы его организации и осуществления позволяют рассматривать процесс консультирования как направление социоинженерной деятельности, объектом которой выступает система ценностей, норм и установок человека или группы. Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать преобразованию внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных ценностей. Подобный процесс получил в теории и практике социальной работы название аксикреация.

13 стр., 6005 слов

Пути решения проблемы застенчивости и замкнутости у детей

... и родителям по работе с застенчивыми и замкнутыми детьми. Структура, Практическая значимость застенчивость замкнутость детский психологический Глава 1. Теоретические аспекты проблемы застенчивости и замкнутости у детей 1.1 Определение и ... многие, в особенности застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40% подростков и взрослых считают себя застенчивыми» [3, 95]. Среди школьников ...

В дословном переводе на русский язык этот термин означает «создание, творение ценностей». Более строгое определение этого понятия звучит следующим образом. Аксикреация — это процесс порождения, формирования и закрепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, переосмысление и принятие переосмысленных прежних ценностей (22.c.12).

Изменение ценностных структур происходит в результате длительного и систематического общения клиента с консультантом, в процессе реализации разнообразных видов консультирования. Длительность этого процесса позволяет выделить последовательный ряд этапов социального консультирования, каждый из которых направлен на решение определённых задач и достижения определённых целей.

1.Анализ проблемы, задача которого состоит в том, чтобы клиент мог «взглянуть на себя со стороны». Подобный взгляд позволяет понять, что многие затруднения связаны не столько с объективными трудностями и обстоятельствами, сколько с субъективными установками, стремлениями, целями и идеалами человека.

2.Постановка проблемы, при которой происходит непосредственное воздействие на систему ценностей клиента с целью её изменения. Именно здесь и начинается процесс восстановление связей между субъектом и окружающим его миром. Успешным и результативным подобное воздействие станет тогда, когда последовательно будут решены важнейшие задачи, а именно: «разблокирование» предыдущей системы ценностей, т.е. её пересмотр и переоценка, в ходе которых свойственные человеку ценностнонормативные структуры подвергаются сомнению, становятся менее прочными, в результате чего создаётся пространство для формирования новой системы ценностей, норм и установок. (21, 23 c.179).

Необходимо помнить, что для решения всего комплекса задач требуется время, в течение которого клиент нуждается в поддержке, поощрении и необходимой помощи.

В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности: монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом; диалог, свободная беседа клиента и консультанта; ответы консультанта на прямые вопросы клиента; разнообразные тестирования; различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во — первых, искреннего желания помочь человеку, во — вторых, деликатности при контакте с ним, и, в — третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.

Для успешной и эффективной организации и осуществления процесса социального консультирования необходимо соблюдение ряда принципов, помимо тех, которые были перечислены выше.

1.Принцип заинтересованности клиента, предполагающий, что при работе с клиентом консультант должен, в первую очередь, убедить его в необходимости и полезности аксикреации или аксиокоррекции с целью последующего решения существующей проблемы.

6 стр., 2732 слов

Реферат психологическое консультирование по проблемам одиночества

... работы по проблемам одиночества. Задачи исследования: 1. определение феномена одиночества в психологии; 2. изучение причин одиночества и пр 3. изучение специфики психологического консультирования по вопросам одиночества. ^ Одиночество ... Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная). Одиночество — это та проблема, к решению которой человек меньше всего подготовлен и ответственность ...

2.Принцип ситуативного контроля, соблюдение которого позволяет консультанту даже в условиях напряжённой работы сохранять возможность трезвого и объективного взгляда на ситуацию, чтобы вмешаться в неё в случае возникновения негативных или деструктивных тенденций.

3.Принцип органичности и естественности, заключающийся в том, что консультанту не следует форсировать и искусственно ускорять процесс аксикреации. Он должен быть естественным результатом совместной деятельности консультанта и клиента по осмыслению и анализу возникшей проблемы.

4.Принцип незавершённости, направленный на то, чтобы оставить клиенту возможность принятия другого решения, формирования новых, дополнительных ценностей, пересмотра решений, принятых ранее.

Реализуя эти принципы в практике своей профессиональной деятельности, консультант всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении консультанта — опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

Как любая другая социальная технология, социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций. К ним можно отнести следующие: передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности; предоставление необходимой клиенту информации; аксиокоррекция, аксикреация, аксиогенез; контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента; формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире; обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения ценностнонормативных конфликтов.

Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека [11, c.92].

1.3 Методы социального консультирования

Методы социального консультирования можно разделить на две группы.

1. Консультант может предложить наиболее подходящие рекомендации или советы исходя из своих знаний и опыта работы. Используя такие методы, консультант отвечает за качество и законченность совета.

2. Консультант стремится развить у организации способности самостоятельного решения проблем.

Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его «директивного» и «недирективного» поведения.

16 стр., 7927 слов

Образ жизни человека. Проблема формирования гармоничной личности

... развития понятия гармоничной личности; анализ различных подходов к проблеме формирования гармоничной личности; рассмотрение процесса формирование гармонично развитой личности как цели воспитания; характеристика здорового образа жизни как важнейшего условия формирования гармоничной личности. Объектом исследования является образ жизни человека. ...

Директивный — консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.

Недирективный — позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.

Рассмотрим методы консультирования:

1. Проективное консультирование — консультант ставит диагноз и разрабатывает предложения. Консультант не обучает клиента использованию методов диагностики и решения проблем и не принимает участие в процессе внедрения своих предложений.

Способ консультирования процесса — диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта — подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство, процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.

2. Рефлексивное консультирование — один из методов, основанный на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны. Рефлексия — механизм саморазвития человека, закрепляющий удачные элементы и отмечающий неудачные.

Рефлексивное консультирование позволяет предложить клиентам ситуацию отстраненности от реальной жизни. Это дает возможность выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели организаций и их социального окружения, варианты возможных проблем и их решений. Клиенты возвращаются к своей реальности максимально обогащенными новым профессиональным и личностным опытом, новыми возможностями и навыками.

3. Прогностическое консультирование — консультирование, ставящее своей целью предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений. Оно состоит в подготовке рекомендаций, предложений, проектов о том, в каком направлении желательно развитие объекта.

4. Интервью как метод консультирования предполагает оказание воздействия с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих возможности клиента.

Пятишаговая модель интервью:

1) достижение взаимопонимания. Консультант конструирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Дает клиенту информацию о своих возможностях. Эта стадия заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента;

2) сбор информации. Консультант решает вопросы: «Зачем клиент пришел?», уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы;

3) определение желаемого результата (клиенту предлагается определить свой идеал, а также что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут);

4) выработка альтернативных решений (вместе работают над вариантами решений);

5) обобщение предыдущих стадий, переход к действию.

5. Игровые методы в консультировании. Их используют, когда консультант не может сразу предложить решение проблемы. Он провел диагностику, выяснил трудности, но сформулировать полезные рекомендации не может. Возможен другой вариант. Консультант знает решение проблемы, но появились сомнения, что клиент примет его рекомендации.

4 стр., 1880 слов

Критерии эффективности консультирования

... объективно оценить эффективность психологического консультирования. Во-вторых, результаты в значительной степени зависят от клиентов, и если их активность во время консультирования деструктивна и они не соблюдают требования консультанта или вообще ...

В обоих случаях консультант хочет, чтобы клиенты самостоятельно прошли путь от осознания проблемы до принятия решения. С этой целью предлагается деловая игра.

6. При проведении игры создаются проблемные группировки, представляющие различные точки зрения и разные цели. Консультант составляет программу проведения игры, в которой обосновывает ее необходимость, кратко излагает правила игры.

Деловая игра состоит из трех этапов. Игре предшествует диагностика (анализ состояния выявленных проблем, возможностей и путей их решения); после завершения игры идет реализация результатов, то есть доведение разработанного решения до конкретных форм реализации.

Этапы игры: диагностика — игра — реализация.

7. Социально-психологический тренинг направлен на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, анализировать ситуацию и себя в ней), умение адекватно воспринимать себя и окружающих.

В процессе тренинга корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Кроме рассмотренных методов решения проблем существуют: техника самоанализа с помощью групп, проблемный анализ ситуации, метод «мозговой атаки», технология группового решения проблем [24].

Итак, консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять существо проблемы и предположить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Социальное консультирование безработной молодежи

Особым видом социономической консультативной деятельности является консультирование по вопросам занятости населения. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам нашей страны предоставлено право на бесплатную консультацию в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения[2].

Проблема клиента, которая решается с помощью данного метода: Консультирование по приоритетным направлениям молодежной политики (данная услуга позволит молодежи определить могут ли они рассчитывать на поддержку органами власти их проекта и какие основные направления реализации молодежных проектов планируют органы власти в ближайшее время, услуга направлена на предоставление всем молодым людям и молодежным общественным организациям информации о планах и направлениях деятельности органов власти в сфере молодежной политики), правовые вопросы, проблема трудоустройства, материальные и жилищные вопросы.

В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Направления: по приоритетным направлениям молодежной политики, социальным программам, материальным и жилищным вопросам, правовым, трудовым вопросам, о возможностях участия в мероприятиях, проектах. Оно является важным элементом в любой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов

По своей форме и технологии консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п. [16].

Консультативный процесс по проблемам занятости населения включает в себя несколько этапов.

1 этап. Подготовительный этап консультирования

На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами (преподавателями, воспитателями) и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник (социальный психолог) подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.

Социальному работнику важно решить перед началом консультирования следующие вопросы:

Что я хочу получить в результате собеседования?

Как этого добиться?

Что нужно уметь для этого?

То есть он должен определить цель, стратегию и тактику консультирования. [19].

2 этап. Основной этап консультирования

Основной этап консультирования — это беседа психолога (социального работника) с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.

2.1. Первая фаза — психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы психолог (социальный работник) освежает в памяти всю сумму сведений об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования.

2.2. Вторая фаза — взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия — предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Большинство клиентов в первые минуты разговора чувствуют себя в лучшем случае неуверенно. В это время на клиента воздействует множество новой информации, работает так называемый “ориентировочный рефлекс”. Поэтому необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение 1-3 минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы. Этому способствуют мягкая шутка, к месту рассказанный анекдот или история из жизни.

2.3. Третья фаза — заключение “договора-контракта” между психологом (социальным работником) и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении, либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. “Для успешного проведения этого этапа следует придерживаться так называемого “Вы — метода”. Суть его состоит в том, что на первый план выдвигаются интересы клиента, его задачи и проблемы. Надо дать понять клиенту, что он может рассчитывать на помощь, сопереживание, конкретные действия со стороны социального работника. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.

2.4. Четвертая фаза — так называемая фаза “исповеди”. Социальный работник задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: “Расскажите подробно, что вас ко мне привело?” Этот вопрос дает начало стадии “исповеди”, во время которой человек имеет возможность “выговориться”, откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но, активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза (гипотезы) о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.

На этом этапе могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что:

  • Клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может быть невнятная дикция, плохая речь, он не может правильно сформулировать причины, которые его привели на прием;
  • Клиент неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний;
  • Клиент считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответственность за выход из кризисного состояния на социального работника;
  • Клиент не верит в свои силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.

2.5. Пятая фаза — фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверка собственной гипотезы об источнике проблемы клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.

В результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.

2.6. Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии — совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа: “Мне кажется, что дело в том-то”, или “Здесь прослеживается связь с тем-то”. При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Однако если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что консультант близок к самой сути проблемы. В этом случае необходимо проявить максимальную сдержанность и, игнорируя возможные агрессивные выпады со стороны клиента подробно обосновать правоту своей позиции, преодолеть сопротивление собеседника. Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента.

2.7. Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В литературе эта стадия описана как фаза “расширения целей”. Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков, возможно привлечение жизненного личного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.

2.8. Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог (социальный работник) дает окончательную оценку успешности консультирования.

После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой отдых и освобождения от впечатлений. Психологу (социальному работнику) на время необходимо расслабиться и переключиться на другую деятельность[19].

3 этап. Заключительный этап консультирования.

Он наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе консультант (психолог или социальный работник) окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.

В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Можно сказать, что консультирование — это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы. В данный процесс активно вовлекаются личностные и профессиональные качества консультанта как инструменты и ресурсы движения[19].

2.2 Социальное консультирование пожилых людей

По мере становления в нашей стране системы социальной работы как профессиональной деятельности консультирование находит все большее применение в различных ее сферах. Среди категорий граждан страны, которые нуждаются в консультационной помощи, особое место занимают люди пожилого возраста и инвалиды [17, с.126].

В соответствии с Законом РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) в стране стали создаваться специальные социально-консультативные службы. Такие отделения функционируют при многих муниципальных центрах социального обслуживания. Работники этих отделений выявляют лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи, работают с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организует их досуг. Они также оказывают правовую помощь в пределах своей компетенции, проводят консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации и трудоустройства.[1].

Предметом возрастного консультирования в старости являются особенности проживания субъектом нормативных возрастных кризисов. В пожилом возрасте более или менее общепризнанным нормативным возрастным кризисом является период выхода на пенсию. Именно здесь создается ситуация, характерная для любого кризиса, — противоречие между обстоятельствами жизни (изменение социального статуса) и потребностями человека (потребность продолжать социально значимую деятельность, потребность в сохранении своего положения в семье и обществе).

Содержание этого главного кризиса позднего возраста заключается в изменении внутренней позиции по отношению к жизни, принятии нового этапа своего жизненного пути, переоценке ценностей.

По мнению Глуханюка Н.С, Гершковича Т. Б., в процессе возрастно-психологического консультирования пожилой человек должен обрести знания о содержании, задачах и индивидуальных вариантах прохождения этого нормативного возрастного кризиса (другие кризисы старости можно считать индивидуальными) и оказаться готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни[5].

Рассмотрим технологию работы консультанта над первой проблемой старшего возраста — проблемой принятия «статуса пенсионера». По мнению М. Ермолаевой, субъективное отношение к выходу на пенсию — событию, кардинально меняющему образ жизни, — может служить примером отсутствия общего и единоличного способа реагирования на старение. Так, уход на пенсию переживается одними людьми как трагическая изоляция от общества, а другими — как возможность заняться, наконец, тем, к чему всегда лежала душа. Автором отмечается, что удачные варианты жизненного устройства по выходе на пенсию не только определяются положительными внешними условиями, но и — в большей степени — зависят от личных установок пожилого человека, его «умения строить свою жизнь»[8].

В связи с этим основная задача консультанта в работе с человеком предпенсионного возраста или только вышедшим на пенсию заключается в ориентации его на занятость определенным делом, которое, с одной стороны, увлекало бы его, а с другой стороны, было социально значимо. Чем раньше человек задумался над тем, чем он будет заниматься в старости, тем легче осуществится его личностное самоопределение в пенсионном возрасте. Психолог должен показать, что любая форма деятельности пенсионера может стать значимой для него. Например, воспитание внуков и работа на садовом участке чрезвычайно полезны для психологического благополучия пожилого человека тем, что создают временную перспективу: ему захочется заглянуть в будущее, узнать, как взрослеет и развивается ребенок, как растет посаженный им сад.

Конкретная задача консультанта — помочь пожилому человеку обозреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его жизненный и социальный смысл. Эта работа требует не одной встречи пожилого человека с психологом. Дело в том, что иногда этот выбор пожилой человек осуществляет методом проб и ошибок; тогда результаты каждой пробы требуют психологически квалифицированного обсуждения и оценки, и общение с психологом может исполнять роль «обратной связи» для самоутверждения человека, обретения уверенности в правильности выбранного им пути [4].

Не менее важная задача возрастного консультирования — это помощь в совладании человека со старостью как заключительным этапом жизни, помощь в принятии старости и всей прошедшей жизни в целом, в поиске новых жизненных ориентиров. Психолог в ходе консультирования пожилого человека должен побуждать процесс его размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни. Направленность на поиски смысла жизни является для пожилого человека шансом обеспечить себе нормальное, достойное существование в старости.

Важно подчеркнуть, что осознание нового жизненного статуса в преддверии или в самом старческом возрасте, понимание смысла своей новой жизни как важного условия, обеспечивающего сохранность временной перспективы, когда будущее признается моментом настоящего, а настоящее — моментом прошлого и когда в связи с этим настоящее и будущее перестают казаться смутными и пугающими, определяют целенаправленность и свободу выбора стратегии адаптации к старости. Открытие смысла в новом своем состоянии во многом обусловливает структуру эмоциональных переживаний пожилых людей, характеризующихся сохранением социальных связей в этом возрасте, поскольку смысл жизни именно переживается как «причастность жизни» и эти переживания относительно независимы от внешних и внутренних обстоятельств жизни [13].

Консультанту, работающему с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Старики крайне негативно относятся к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. В связи с этим консультант при работе с пожилыми людьми должен:

  • демонстрировать безусловное уважение к пожилым клиентам;
  • апеллировать к их жизненному опыту;
  • следить за созданием и поддержанием необходимого психологического климата, способствующего обоюдному доверию и обсуждению значимых проблем;
  • подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им;
  • предоставлять максимальную возможность высказаться;
  • говорить просто и понятно, в частности не увлекаться психологической терминологией;
  • ограничивать контакт 25-30 минутами, так как пожилому человеку трудно выдержать 50-минутную беседу;
  • использовать в процессе работы приемы одобрения и успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую.

И, наконец, самое главное в консультировании пожилого — создание корпоративной формы психологической работы, отведение пожилому клиенту равноценной роли в консультативном процессе наряду с консультантом, подчеркивание веры в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определять свой жизненный путь и нести ответственность за принятые решения.[10]

Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении.

2.3 Социальное консультирование многодетных семей

Одной из успешно применяемых технологий работы социального работника с многодетной семьей является социальное консультирование.

Важнейшим направлением социономического консультирования является семейное консультирование. Оно охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране создаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационные центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, — это родители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во взаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленно консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемы просто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учета специфики общения детей с родителями.

Опыт работы психолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьная успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чем половине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов. Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливо заключают некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести:

  • обязательное наполнение родительской жалобы-запроса конкретным содержанием путем получения от родителей подробного описания поведенческой ситуации, явившейся основой запроса;
  • использование принципов «стереоскопичности» взгляда на ситуацию, т.е.

фиксации этого взгляда как субъективно, с позиций, связанных с ситуацией членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;

  • совместное с родителями выдвижение консультантом гипотезы об истории развития «отрицательного» качества у ребенка и возможных путях его преодоления[19].

Важнейшим направлением в работе с многодетными семьями является также социально-правовое консультирование — в рамках поддержки создания малого бизнеса, — содействующее переходу к полной или частичной самообеспеченности данной категории семей.

Отсутствие рыночного менталитета и информации о механизмах деятельности этой социально-экономической системы требует создания специальных структур, оказывающих консультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям, изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее время усилия государственных и негосударственных органов в этой сфере разрозненны и непоследовательны. Так, переученные в службах занятости и приобретшие современную специальность индивиды не могут применить её в силу ряда объективных причин, прежде всего, материально-экономического характера. Кредитование инициативных малых фирм затруднено отсутствием гарантий и высоким банковским процентом. Недостаток информации и рекламы приводит к тому, что производятся продукты, имеющие небольшой спрос, а то, что могло бы удовлетворить вполне платёжеспособный спрос, не находит потребителя.

Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает: «Представляется весьма полезным введение в органах муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской деятельности»[20].

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы, которая играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий, таких как пожилые люди, многодетные семьи, безработная молодежь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное консультирование — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. Основными компонентами технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения.