Критерии эффективности консультирования

Критерии эффективности консультирования

Психологическое консультирование — это профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации.

Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Одной из наиболее острых проблем является проблема оценки эффективности консультирования, а потому на первый план выступает вопрос о критериях такой оценки и организации соответствующих ее процедур. Не менее важной, но составляющей перспективу дальнейших теоретических и прикладных разработок консультирования признается проблема определения значения факторов и переменных, влияющих на эффективность консультирования; решение ее позволит прогнозировать эффективность консультирования и придать ему более управляемый, планомерный характер.

Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты.

Критерием оценки эффективности консультирования является реализация поставленных целей с точки зрения клиента.

Основные критерии:

1. Удовлетворённость клиента — один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации, облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущения собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким и приятным переживанием;

2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту , — это осознание истинных результатов своей работы и эффективности применяемых в консультировании методов. В общем возникает вопрос: оказывает ли какое-либо позитивное воздействие психологическое консультирование? На этот, казалось бы, простой вопрос ответить нелегко. Существует несколько трудностей. Во-первых, консультанты в силу личностных особенностей исходят в своей работе из разных предпосылок и используют различные методы для достижения целей консультирования, поэтому почти невозможно хоть сколько-нибудь объективно оценить эффективность психологического консультирования. Во-вторых, результаты в значительной степени зависят от клиентов, и если их активность во время консультирования деструктивна и они не соблюдают требования консультанта или вообще отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем, то последствия будут отрицательны независимо от усилий консультанта . Наконец, в-третьих, на результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения. Например, весь эффект консультирования может быть нейтрализован неконтролируемыми воздействиями членов семьи клиента. Выделяют еще одну трудность — отсутствие общепринятых конкретных целей и установлении только общих направлений работы . Очень трудно конкретно оценить реализацию таких целей, как усиление самовыражения, повышение самооценки.

5 стр., 2254 слов

Психологическое консультирование как специальная проблема психологии

... в данной работе стал процесс развития психологического консультирования как научно обоснованного направления прикладной клиент-ориентированной психологии. Предмет исследования: психологическое консультирование. Цель: выявить особенности психологического консультирования как специальной проблемы психологии. Гипотеза: мы предполагаем, что психологическое консультирование как ...

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта — помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

Эффективность консультирования в значительной степени зависит от времени, прошедшего от момента возникновения проблемы до обращения за психологической помощью, и от истории подобных обращений. Чем раньше клиент обращается в консультацию, тем больше вероятность успешного разрешения его трудностей. Важный фактор, влияющий на эффективность консультативной работы, — психологическая готовность клиента к совместной деятельности, направленной на поиск путей разрешения проблемы, готовность к саморазвитию и самоизменению.

Основания классификации проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – это:

  1. Предварительная постановка изобретательской задачи. Описание проблемной ситуации обычно содержит ответы на следующие вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели; что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора; что даст решение задачи для человека и общества; какова ее актуальность. Проблемная ситуация представляет собой начальную составную часть в постановке изобретательской задачи.
  2. Ситуация перед началом поиска решения, когда решение в момент постановки задачи потенциально не известно. Если при постановке задачи (в широком смысле) путь к ее решению и необходимые для этого средства могут быть известны разработчику и остается только реализовать решение, то имеет место лишь узкая задача. Если в момент постановки задачи решение потенциально не известно, то имеет место проблемная ситуация — проблема.

Классификация проблемной ситуации проводится, прежде всего по таким основаниям, как уровень описания (эмпирическое, теоретическое, методологическое) и тип деятельности (естественная: человек — система природы, социальная, техническая, познавательная), в рамках которой существуют как потребности, так и средства их удовлетворения.

21 стр., 10115 слов

Использование метафор в психологическом консультировании

... использования метафоры в практике психологического консультирования. Объект исследования – метафора как элемент работы с клиентом в процессе консультационной работы. Предмет исследования – различные направления использования метафоры в практике психологического консультирования. Задачи: ... истории решает свою проблему, может в аналогичной ситуации давать возможное решение и для других людей. ...

Предварительное описание проблемной ситуации включает два этапа: формирование структуры ситуации, обычно связывающей главное противоречие с порожденными им и связанным с ним др. противоречиями; оценка параметров проблемной ситуации и уточнение среды, окружающей ее.

Основными элементами описания проблемной ситуации являются ответы на вопросы, отражающие: сущность проблемной ситуации (Что? Где? Кто? Почему? С какой целью?); возникновение и развитие проблемной ситуации (Когда?); основные факторы и условия (При каких условиях?); актуальность и срочность решения проблемной ситуации; степень полноты и достоверности информации.

Предварительный анализ проблемной ситуации выполняется с целью установления ее существования (действительная или мнимая проблемная ситуация) и причин ее возникновения. Последнее позволяет вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на решение проблемы.

Анализ истории возникновения проблемной ситуации связан с установлением ее новизны, а прогноз ее развития – с обоснованием необходимости и направления ее решения.

Окончательное описание проблемной ситуации состоит в определении степени полноты и достоверности информации, ее перегруппировке и адаптации к конкретным условиям. Перевод описания проблемной ситуации с естественного языка на специальный научный язык позволяет достичь однозначности ее понимания, а упрощение структуры описания обычно углубляет ее понимание. Важным элементом описания проблемной ситуации является фиксирование знаний, не известных для рассматриваемого случая.

К классификации консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, следует, прежде всего, опираться на возрастную периодизацию, принятую в России. Эмпирически установлено, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых – возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может полностью отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное).

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу консультанта с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой.

27 стр., 13226 слов

Возможность формирования устной речи у детей с нарушенным слухом ...

... обучению произношению детей с нарушенным слухом. 2. Раскрыть цели и задачи педагогической работы по формированию устной речи у детей. 3. Охарактеризовать особенности произношения детей с нарушениями слуха. 4. Описать ... устной речи для умственного развития. Идеи А.Н. Радищева стали основополагающими для русской сурдопедагогики того времени [28]. В конце XVII в. назрела необходимость создания ...

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В соответствии с этим могут быть выделены следующие виды консультирования: школьное, профессиональное, семейное, супружеское консультирование и пр.

Психологическая характеристика личностного развития дошкольников с нарушением слуха.

Психологические особенности детей с недостатками слуха привлекали внимание педагогов и врачей-психиатров уже с середины XIX в. Нарушения слуха могут вызываться различными инфекционными заболеваниями – менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.

В 70% случаев потеря слуха возникает в возрасте двух – трех лет. В последующие годы жизни число случаев потери слуха уменьшается. Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играют следующие факторы:

  • неблагополучное протекание беременности — вирусные заболевания матери в первом триместре беременности (краснуха, корь, грипп, герпес);
  • врожденные деформации слуховых косточек;
  • атрофия или недоразвитие слухового нерва;
  • химические отравления (хинином);
  • родовые травмы (деформация головы ребенка при наложении щипцов);
  • механические травмы — ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями (свистки, гудки), контузии при взрывах;
  • заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды);
  • заболевания родителей (алкоголизм и «кессонная болезнь»).

Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют и наследственные факторы. В семьях глухих, детей с нарушениями слуха рождаются значительно чаще, чем в семьях слышащих.

Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.

У детей с нарушениями слуха отделение себя от окружающих людей, выделение собственных качеств и качеств другого человека происходит в более старшем возрасте, чем у нормально слышащих детей. Они позже начинают указывать на себя.

Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не слышащим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

8 стр., 3562 слов

Влияние нарушений слуха на психическое развитие детей

... развития психики. Объект исследования: дети с нарушениями слуха Предмет исследования: влияние нарушения слуха на психическое развитие детей Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по данному вопросу 2. Проанализировать влияние нарушений слуха на психическое развитие детей ...

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности.

Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям – дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживания другим людям, при восприятии произведений искусства и музыки.

Таким образом, четкие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми эмоционального состояния другого человека.

Ребенок с нарушенным слухом – это ребенок с ограниченными возможностями, имеющий дефекты развития слухо-речевой зоны, приобретенные в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия, имеющий сохранный интеллект или задержку психического развития, в силу своего дефекта. Так как ребенок с нарушенным слухом не всегда понимает смысл обращенной к нему речи, не может правильно оценить суть предложенной

Уровень самооценки у детей с нарушенным слухом и детей с сохранным слухом заметно отличаются.

Дети – с нарушенным слухом имеют неадекватно завышенную самооценку, в то время как у детей с сохранным слухом данный вид самооценки отсутствует.

Такие различия в результатах связаны с тем, что на формирование завышенной самооценки у детей с нарушенным слухом влияют разные факторы – условия семейного воспитания, учебные навыки и достижения, степень развития коммуникативных навыков, условия обучения. Так же влияет и тот факт, что дети с нарушенным слухом получают похвалу за меньшие достижения. Замедленные темпы интеллектуального развития у детей-инвалидов по слуху приводят к более позднему формированию механизмов рефлексии и самоанализа.

Дети с нарушенным слухом относительно позднее знакомятся с многообразием чувств человека, это и трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний, поздно возникает сопереживание тем или иным литературным героям. В результате мир переживаний ребенка с нарушенным слухом обедняется, упрощает складывающиеся межличностные отношения. Затруднения в выражении своих желаний и чувств, при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, повышению раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.