Совладающее поведение в профессиональной сфере

Феномен совладающего поведения и его теоретические основы

1.1 Совладающее поведение

Изучение копинг- поведения связано с тем, что человек часто переживает стрессовые ситуации. Бывает стресс психологический и физиологический. Физиологический — это реакция организма на изменения окружающей среды или воздействие стимула физико-химической природы. Психологический стресс может возникнуть в результате перегрузок, когда человек не успевает принимать верные решения, когда он не справляется с задачей, когда он находится в ситуациях угрозы, обиды, опасности..

Совладание со стрессом рассматривается как процесс, начинающийся с переработки информации, и приводящий к адаптивным реакциям индивида, направленных на уменьшение или устранение вредных побочных действий (M. Perrez).

Совладающее поведение — способ взаимодействия со стрессовой ситуацией в соответствии с ее значимостью в жизни человека и его копинг- ресурсами. Предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему ослабить или смягчить их, избежать или привыкнуть к ним, уменьшить стрессовое действие ситуации. Главная задача копинга — обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья.

Понятие «совладающее поведение» определяют по-разному .

R.S. Lazarus обусловливает совладание- как непрерывно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними или внутренними запросами .

B.N. Carpenter определяет суждение «совладание с жизненными тяжестями» как ответ индивида на стресс.

T.A. Wills, S. Shiffman считают, что это постоянно изменяющийся процесс, в котором есть три стадии:

  • первая- предупреждающая;
  • вторая- непосредственное совладание с проблемой;
  • третья — восстанавливающая.

1.2 Основные подходы к изучению копинг-поведения в отечественной и зарубежной психологической науке

Ранние исследования рассматривали совладание как защитное поведение индивида, позволяющее ему справляться с неприятными эмоциями и чувствами.

Термины «совладание со стрессом » или «копинг» были использованы для описания некоторых механизмов психологической защиты с 1960-х годов (N.S. Parker, J.D.A. Endler, 1996).

30 стр., 14963 слов

«Особенности совладающего поведения»

... 1.1 Понятие «совладающее поведение». Типы и виды копинга Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг-поведение, от англ. « В отечественной психологии копинг – поведение изучается с конца ... курсовой работы, цели, задачи, объект, предмет, методы, методики, гипотеза исследования. В первой главе раскрывается сущность понятия «совладающее поведение», рассматривается совладающее поведение ...

В настоящее время основными критериями разграничения понятий » психологическая защита» и «совладание со стрессом» принято считать неосознанное применение психологических защит и осознанное применение копинга .

N. Haan (1963) противопоставлял механизмы преодоления трудностей и психологической защиты: копинг рассматривается как эго-процесс, направленный на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. N. Haan отмечает, что в основе стратегии преодоления трудностей и механизмов защиты лежат сходные основополагающие Я- процессы, но являющиеся разнонаправленными стратегиями решения проблем.

«Преодоление тяжестей располагает присутствие выбора и гибкого реагирования, подчинено логике и интерсубъективной действительности, допуская аффекты. Защита же — мера вынужденная, жесткая, искажающая реальность и логику».

психоаналитический

Несмотря на критическое отношение к психоаналитическим идеям психологов, данный подход оказал большое влияние на современные психологические теории совладания.

Диспозиционный подход

Выделяют модели соотношения между личностью, стилем совладания со стрессом и дезадаптацией (Hewitt, Flett) :

  • медиаторную модель,
  • аддитивную;
  • интеракционную модель.

Были выявлены взаимосвязи нейротизма, тревоги и других черт, с одной стороны, и неэффективных стратегий совладания со стрессом- с другой.

В диспозиционном подходе выделяют противопоставление двух путей преодоления стресса: избегание и приближение к стрессорам. В психологических концепциях выделяют:

1) усмиряющий и сенситизирующий стили преодоления стресса;

2) мониторинговый и блантерный.

Подавляющий стиль- когда совладание происходит за счет вытеснения несимпатичных воспоминаний в сферу бессознательного (З. Фрейд), включая также отрицание и рационализацию; косвенно воспоминания проявляются через определенные симптомы и черты характера.

Сенситизирующий стиль- противоположный путь совладания, предполагающий редуцирование тревоги, приближаясь к вызывающим ее источникам. В наше время «сенситизирующий стиль» в научной психологической науке не используется.

Мониторинговый и блантерный стили совладания исследовались в области совладания с болезнью. Полученные результаты показали, что реагирование на угрожающие стимулы может быть различным в зависимости от процесса обработки информации в условиях угрожающих ситуаций:

  • представители блантерного стиля стараются избегать информации связанной с угрозой
  • представители мониторингового стиля отслеживают такую информацию.

Было выяснено, что:

  • уровень возбужденности больных ниже, когда уровень сообщаемой им информации соответствует стилю совладания со стрессом
  • возможно соединение высокого или низкого уровня информированности и любого из двух стилей совладания со стрессом .

Особы с высоким уровнем мониторинга:

  • обращаются к врачам при наличии менее тяжких медицинских проблем;
  • сообщают о переживании одинакового уровня дистресса и дискомфорта раньше, чем блантеры;
  • по прошествии более длительного времени сообщают об улучшении здоровья;
  • больше настаивают на проведении обследований;
  • предпочитают пассивную роль, а не активные действия .

Лица, предпочитающие блантерный стиль (Davey, Tallis and Hodgson, 1993):

13 стр., 6196 слов

Стресс и его роль в жизни подростков

... процесс вторичной оценки. Во время этого процесса человек идентифицирует копинг - ресурсы и проверяет свою готовность справиться с угрозой, вредом или испытанием. Эти два вида оценок - ключ к процессу стресс - копинга. Следовательно, стресс ...

  • ждут последующих проявлений психологических и физических нарушений, не обращаются при ранних признаках заболевания.

Представители мониторингового стиля обладают лучшим здоровьем, так как предупреждают болезнь, но они становятся более избегающими в условиях плохо контролируемых стрессоров.

J. Ormel, R. Sandermen, R. Stewart исследовали личностные детерминанты когнитивной оценки стрессогенных жизненных событий. Они рассматривали фактор личностной ранимости как одно из условий возникновения стресса наряду с наличием провоцирующего события. Было выявлено, что нейротизм, самооценка и локус контроля могут выступать в качестве дефиниций личностной ранимости.

Таким образом, понятие «копинг поведение» связывают с индивидуальными различиями. Личностные характеристики влияют как на процесс отбора стратегии совладания, так и на результаты такой деятельности.

Совладание с жизненными трудностями интерпретируют как процесс управления ресурсами. В результате исследований было выявлено, что на предпочтение способа совладания влияют индивидуально-психологические особенности, такие, как темперамент, особенность локуса контроля, тип мышления, направленность характера и уровень тревожности.

Контекстуальный (ситуационный) подход

Транзакциональная теория R.S. Lazarus. Автор рассматривает копинг как динамический процесс, теория основывается на модели личностно-ситуативного взаимодействия. R.S. Lazarus и S. Folkman утверждали, совладание — динамический процесс, с помощью которого человек в одних случаях, использует одну форму совладания, например, защитные стратегии, а в других- прибегает к стратегиям решения проблемы путем изменения отношения «личность- окружающая среда» , » …постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие старания, направленные на управление характерными внешними и/ или внутренними требованиями, которые оцениваются с точки зрения соответствия ресурсам индивида» (1984).

Для подхода к преодолению стресса R.S. Lazarus суждение оценки является центральным. Согласно автору, как человек оценивает ситуацию, так он с ней и совладает. Оценка является первичной детерминацией совладания. R.S. Lazarus выделяет два типа оценки: «первичная оценка» и «вторичная оценка».

Актуальность ситуационного подхода подтверждается исследованиями стрессогенных жизненных событий, когда оцениваются действия продолжительного стрессора, отдельных жизненных событий и социальных источников стресса. Было выявлено, что негативное влияние жизненного события длится в среднем в течение двух лет, а если оценивать негативное и позитивное влияние жизненного события, то интервал увеличивается до 20 лет [14].

R.S. Lazarus говорит, что здоровье может быть понято как результат эффективных и неэффективных копинг- стратегий.

Положения теории жизненных трудностей включают:

1) стрессоры можно разделить на три группы: крупные жизненные изменения, касающиеся большого количества людей (стихийные бедствия), большие изменения, касающиеся одного или нескольких человек, таких, как развод, утрата, повседневные неприятности;

2) повседневные неприятности обладают лучшей прогностичностью;

3) ежедневные трудности и неприятности имеют важное значение, потому что отрицательно влияют на настроение и самочувствие;

14 стр., 6938 слов

Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов разных специальностей

... на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями» (А.Либина, А.Либин, 1998), в которой, в частности, дается определение психологии совладающего поведения: «Предметом психологии совладания как специальной области исследования является механизмов эмоциональной ...

4) стрессоры варьируются в зависимости от их интенсивности и центра воздействия.

В структуре стрессового микрособытия повседневной жизни выделяют элементы [14]:

  • осознание стресса и его оценку;
  • копинговое действие или реакцию;
  • гомеостатическое нарушение, связанное со стрессом эмоций;
  • результат копинга и новую оценку ситуации.

Исследования R. Rowlison (1988) показали, что жизненные трудности, в целом, являются исходными индикаторами психологических проблем, связанных со стрессом.

Проблемой этого подхода является то, что одни люди воспринимают одинаковые события как стрессогенные, а другие воспринимают их как нейтральные.

Интегративный или COPE-подход

Теория C.S. Carver, M.F. Scheier, J.K. Weintraub основывается на теории стресса R.S. Lazarus и на их собственной модели саморегуляции поведения (1988).

Они исходили из следующих позиций:

  • разграничение между сфокусированными на проблеме и на эмоции является чересчур упрощенным;
  • в рамках этих категорий вмещаются стратегии, которые слишком отличаются друг от друга и ведут к различным результатам;
  • опросники, использовавшиеся раньше, созданы на основе статистических данных, а не на базе теории.

C.S. Carver, M.F. Scheier and J.K. Weintraub считают, что люди используют чаще более активные способы преодоления стресса. В ситуациях, неподдающихся контролю, используются сфокусированные на эмоциях стратегии совладания, такие, как принятие или отрицание.

качественные подходы

Биографически-описательный подход.

1.3 Структура совладающего поведения

Совладающее поведение включает в себя сочетание копинг-действий, копинг-стилей и копинг-стратегий, имеющих определенную структуру взаимосвязей. Способность человека преодолевать стресс зависит от наличия репертуара стратегий и непротиворечивости внутренней структуры совладания.

Совладающее поведение направлено на уменьшение или устранение воздействия стресса на личность, посредством выбора копингов на основе личных ресурсов. Копинг-стратегии — способ управления стрессом и как актуальные ответы лица на угрозу. Стили совладающего поведения образуются из комплексов стратегий, близких по смыслу.

Копинг-ресурсами являются относительно стабильные характеристики личности (Я-концепция, локус контроля, восприятие социальной поддержки, эмпатия и др.) и среды (поддержка связей, способствующих развитию копинг-стратегий разрешения проблем, поиск социальной поддержки , избегание).

Исследователи выделяют стили реагирования. Проблемно-ориентированный стиль устремлен на разумный анализ проблемы, выражается в таких формах поведения, как автономный разбор случившегося, обращение за помощью к другим, поиск добавочной информации. Субъективно-ориентированный стиль (эмоционально-ориентированный) является следствием эмоционального реагирования, желании забыть все, растворить свои печали в алкоголе или компенсировать негативные эмоции едой. Такие формы поведения характеризуются наивной инфантильной оценкой случившегося. Под эмоциональным стилем реагирования понимается исключительно негативные переживания [9,7 , 2].

J.D.A. Endler, N.S. Parker выделяют основные стили совладающего поведения: проблемно-ориентированный копинг, эмоционально-ориентированный копинг и копинг, ориентированный на избегание.

13 стр., 6326 слов

Содержание социальной стратегии на предприятии

... изучения социальной политики предприятия и роли в ней человеческого фактора. 1. Содержание социальной стратегии на предприятии 1.1 Сущность понятия «социальная стратегия предприятия» ... многом предопределяет специфику социального проектирования. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование ...

Проблемно-ориентированный копинг полагает разбор проблемы, поиск решения, привлечение опыта решения подобных проблем, планирование и исполнение действий, распределение времени, саморегуляцию состояний.

Эмоционально-ориентированный копинг включает в себя слишком эмоциональное отношение к проблеме, переживания чувства вины по поводу нерешительности и неспособности справиться с ситуацией.

Копинг, ориентированный на избегание, включает в себя два субстиля: «отвлечение» и «социальное отвлечение». «Отвлечение» предполагает, что человек предпочитает заниматься различными делами в трудной ситуации, не решая проблему, он ходит по магазинам, балует себя едой, спит больше обычного, смотрит кинофильмы. «Социальное отвлечение» — стремление человека общаться с другими людьми, при этом общение не предполагает разрешение проблемы.

В основе совладающего поведения лежат используемые личностью копинг-стратегии . Есть три копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание» [14,10].

Важнейшим компонентом адаптивного совладания является копинг-стратегия «разрешение проблем». Благодаря этой стратегии личность формулирует и рассматривает альтернативные вариации решения вопроса. Энергичное разрешение проблем является когнитивно- поведенческим процессом, в результате формируется общая социальная компетентность личности (T.J. D’Zurilla, A.Nezu, 1982).

Выделяют пять компонентов копинг-процесса, ориентированного на разрешение проблемы:

1)ориентация в проблеме;

2)определение и формулирование проблемы и идентификация характерных целей;

3)генерацию альтернатив, в которых разрабатываются многочисленные вариации решения проблемы;

4)анализ разнообразных альтернатив решения и выбор наиболее оптимальных вариантов;

5)выполнение решения, проверка эффективности (T.J. D’Zurilla, A. Nezu, 1982).

Стратегия «поиск социальной поддержки» разрешает определить возможные источники социальной поддержки для совладания с ней с помощью актуальных когнитивных, поведенческих и эмоциональных ответов [16].

Процесс социальной поддержки состоит из трех компонентов:

  • социальных сетей;
  • копинг-стратегии «поиск социальной поддержки»;
  • субъективного восприятия социальной поддержки.

Положительные межличностные взаимоотношения активизируют поддержку, конфликт препятствует. Человек вынужден использовать копинг-стратегию «избегание» в результате длительного негативного опыта поиска социальной поддержки.

Выбор копинг-стратегии в психотравмирующей ситуации влияет на психическое и физическое самочувствие, выбор активных копинг-стратегий снижает психопатологическую симптоматику, тогда как выбор пассивных — усиливает; с возрастом увеличивается вероятность использования активных проблем- совладающих копинг-стратегий (M. Petrosky, J. Birkimer, 1991).

Эмоциональные копинг-стратегии (отрицательная эмоциональность, снижение самооценки), когнитивные копинг-стратегии — с позитивной аффективностью.

6 стр., 2968 слов

Особенности аддиктивного поведения у подростков и способы его профилактики

... проблеме аддикции и аддиктивного поведения подростков, которое в качестве одной из форм деструктивного (разрушающего) поведения наносит вред не только молодому человеку, но и всему обществу. Цель работы – изучить особенности аддитивного поведения ...

Есть множество группирований стратегий совладающего поведения в тяжелых ситуациях. Наибольшей логичностью и целостностью обладают концепции R.H. Moos, J.A.Schaefer (1986), L.I. Pearlin, C.Schooler (1991), R. Lazarus, S. Folmank (1986), H.Thomae (1984), E. Heim (1988).

R.Moos и J.Schaefer сформулировали пять видов задач адаптации, возникающих в кризисной ситуации [18].

1. Установление индивидом смысла ситуации и определение ее значения для себя,

2. Ответ человека на требования кризисной ситуации и его попытка противостоять ей (проблема приспособления к меньшим доходам в периоды экономического упадка: необходимость дополнительного заработка, перераспределение семейных ролей; умение справляться с перегрузкой).

3.Нужно поддерживать отношения с членами семьи и с друзьями .

4.Сохранять разумный эмоциональный баланс, управлять негативными чувствами.

5.Сохранять и поддерживать образ себя, социальную идентичность и уверенность в себе. Кризисные события расшатывают уверенность человека в себе, подвергают сомнению его идентичность и т.п.

R. Lazarus, S. Folmank выявили 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события , которые были объединены в 8 стратегий:

1)стратегия (конфронтативного) совладания — состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию;

2)стратегия дистанцирования — описывает попытки человека изолировать себя от проблемы;

3)стратегия самоконтроля — заключается в старании регулировать собственные чувства и действия;

4)поиск социальной поддержки — состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную поддержку;

5)стратегия принятия ответственности — заключается в признании своей вины в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок;

6)стратегия избегания — усилия человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее;

7) планирование решения проблемы — выработка плана действий и следование ему;

8)стратегия позитивной переоценки — усилия человека предать позитивное значение происходящему, попытка справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах [1, 14, 9].

Копинг-ресурсы.

Ресурсы- это то, что человек может использовать, чтобы удовлетворить требования среды. Их наличие обеспечивает самоидентичность, подкрепляет самоуважение.

Различают два класса ресурсов:

  • личностные;
  • средовые.

К личностным копинг- ресурсам относятся уровень интеллекта, эмпатия, аффилиация, Я- концепция, локус контроля и другие личностные конструкты.

Я- концепция — представляет собой «сложно конструированное образование, которое характеризуется асинхронностью формирования компонентов ее структуры, форм и видов, показателями, за которыми лежат разноплановость их становления, обеспечивающая вариативность из проявлений».

Локус контроля — важный копинг- ресурс, который обеспечивает процесс совладания. Он определяется как степень с которой личность ощущает свой контроль над событиями и поведением.

Интернальная организация личности позволяет проводить адекватную оценку проблемной ситуации, формировать с зависимости от этого адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, регулировать ее поддерживающие и ингибирующие функции, определять необходимость социальной поддержки (Н.А. Сирота, 1994, В.М. Ялтонский, 1995).

13 стр., 6180 слов

Психологические особенности женщин с проблемами веса

... проблемами избыточного веса для конкретизации основных направлений психокоррекционной работы по снижению веса. Задачи исследования: 1. Изучение психологических аспектов пищевого поведения женщин с избыточным и нормальным весом. 2. Определение влияния психологических ... наиболее всесторонне с использованием мнений различных авторов. Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, ...

Эмпатия- сложное образование в структуре личности, порождаемое, с одной стороны, степенью эмоциональной активности соответственно способностям дифференцировать тончайшие оттенки гаммы переживаний, чувств, состояний в другом человеке и в себе. Выделяют аффективный и когнитивный компоненты процесса эмпатии (Н.А. Сирота, 1995, N.D. Feshbach, 1998, M.H. Devis, 1983) [10, 11].

Когнитивные ресурсы являются существенными для эффективности копинг-поведения, так как центральным элементом совладания является оценка стрессора, ситуации, собственных способностей разрешения возникшей проблемы. Уровень развития мышления влияет на эффективность развития базовой копинг-стратегии разрешения проблем [16].

Копинг- ресурсы окружающего мира (средовые) включают социальную поддержку ( эмоциональную, информационную, инструментальную, функциональную), выполняющую роль буфера между стрессом и его последствиями [14], материальные средства, позволяющие пользоваться информационными, медицинскими и другими формами профессиональной помощи [17].

Теория сохранения ресурсов S.E. Hobfoll (COR theory) определяет их как нечто ценное для человека, то, что люди стремятся получать и поддерживать, то, что способствует получению новых ресурсов и помогают сохранять им психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях. Недостаточность ресурсов вызывает напряженность, тревожность, фрустрацию, что может негативно повлиять на решение проблем. Психологический стресс, согласно S.E. Hobfoll, возникает в трех случаях:

  • «1)ресурсам угрожают;

2)когда ресурсы потеряны;

3)индивидуумы вкладывают ресурсы без последующего приобретения»

Согласно S.E. Hobfoll, потеря ресурсов более существенна, чем их увеличение, поэтому люди стремятся защищать себя от потери ресурса. Люди любыми способами стараются предотвратить ситуации возможной потери ресурсов, их усилия являются чрезмерными и непропорциональными вероятности потери.

Согласно COR-модели, индивидуумы должны возмещать потерю ресурсов другими ресурсами.

COR- теория предполагает, что в ситуации потери люди более активно используют совладание для уменьшения эффекта потери.

Ресурсы связаны друг с другом, и когда один ресурс исчерпан, другой может занимать его место. Фактически один ресурс может ограничивать или предотвращать истощение второго ресурса.

1.4 Совладающее поведение в профессиональной сфере

Основоположником теории стресса, начавшим исследования реакции индивидов на стрессовые условия, является H. Selye (1936).

Он говорил: «Стресс неспецифический отклик организма на любое предъявление ему запроса». С точки зрения Г. Селье, неважно какова ситуация, позитивная или негативная, значение имеет только потребность в перестройке или адаптации. Г. Селье различал два понятия «стресс» и «дистресс». Человек всегда испытывает стресс, даже во сне. Опасен для человека чрезмерный стресс, он всегда неприятен- дистресс. Эустресс совмещается с желательным эффектом: активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер. Г. Селье выделил стадии стресса: тревога (мобилизация защитных сил организма), резистентность (приспособление к трудной ситуации), истощение (при длительном стрессе, когда адаптивные механизмы практически не работают); последнюю фазу называют стадией дистресса.

13 стр., 6390 слов

Концепция социально-психологических нормативов и проблемы развития ...

... многие испытуемые не вычленяли требуемые инструкцией признаки. В этой ситуации испытуемый либо ... современной психологической диагностики состоит в том, что обсуждение проблем заменяют ... а в психологическую -- в XIX веке. Иногда психологи используют термин «апперцепция», иногда -- слова ... испытуемого. Но самые обычные результаты диагностических испытаний показывают нечто другое: испытуемые очень редко ...

Исследования S. Lazarus внесли изменения в теорию стресса. Он рассматривает копинг как центральное звено стресса, стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию во время воздействия.

Исследования в сфере влияния стресса на профессиональную деятельность связаны с феноменом эмоционального выгорания [6, 5,11], являющегося формой психологической реакции на стресс, специфичной для трудовой деятельности. Этот феномен включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Совладание с выгоранием предполагает, что профессионалы осознают стрессогенные факторы среды, которые вызывают у них выгорание. В результате люди находят способы изменить рабочую среду или корректируют собственные нереалистичные цели и ожидания. Важный аспект — получение ощущения значимости от своей работы. Это ощущение помогает избежать выгорания (A.M. Pines, 1993) [19].

Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк выделяют семь кризисов профессионального развития [16] и считают основной характеристикой преодолевающего поведения активность или пассивность в критических ситуациях. Выделяют инициативную и ситуативные стратегии. «В процессе профессионального и личностного становления происходит изменение ситуативной стратегии преодоления кризисов: значение ситуативной стратегии со стажем уменьшается, а инициативной возрастает» [12].

Преодоление профессиональных стрессов изучалось в сфере совладания с рабочим стрессом, с последствиями психического выгорания, а также с кризисами профессионального развития личности. Влияние профессиональных стрессов на здоровье обуславливает необходимость оказания помощи людям, испытывающим проблемы в данной сфере. Успешность совладания с кризисами в процессе профессионального развития зависит от формирования эффективного копинг-поведения в юношеском возрасте.

2. Эмпирическое исследование совладающего поведения у кондитеров

2.1 Организация и планирование исследования

С целью исследования совладающего поведения мною было организовано эмпирическое исследование. Основная цель выявление зависимости адаптивности копинг- стратегий от уровня стрессогенности у кондитеров.

Объект эмпирического исследования — работники кондитерского производства:

  • Диана, Оксана, Сергей, Галина, Марина.

Предмет эмпирического исследования — совладающее поведение в профессиональной сфере.

В соответствии с целью исследования, объектом и предметом исследования, работа включает в себя следующие основные этапы:

1. Отобрать и охарактеризовать методики исследования совладающего поведения.

2. Выполнить процедуру психодиагностики.

3. Осуществить анализ полученных в исследовании результатов и на их основании сформулировать соответствующие выводы и рекомендации.

Обратимся к характеристике методик исследования. В рамках выполнения курсовой работы я использовала следующие методики:

6 стр., 2783 слов

Конфликт как тип трудной ситуации, конфликтоустойчивость личности

... на иные ценности и цели. Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга. Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей: ...

1) «Копинг — поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлер, Д.А. Паркер;

2)Копинг — тест «Способы совладающего поведения» R. Lazarus

3) Интервью на тему «Есть ли стрессовые ситуации на работе и как вы с ними справляетесь»

Охарактеризуем указанные методики исследования:

1. Копинг — тест «Способы совладающего поведения» R. Lazarus

Тест для определения копинг-механизмов, вариантов преодоления тяжестей в сферах психической деятельности.

Тест был разработан Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году.

Инструкция:

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.

§ никогда — 0 баллов;

  • § редко — 1 балл;
  • § иногда — 2 балла;
  • § часто — 3 балла.

Шкалы:

1)Конфронтационный копинг;

2)Поиск социальной поддержки;

3)Планирование решения проблемы;

4)Самоконтроль;

5)Дистанцирование;

6)Положительная переоценка;

7)Принятие ответственности

8)Бегство, избегание.

2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»)

Методика включает в себя перечень заданных реакций на стрессовые ситуации, нацелена на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

ИНСТРУКЦИЯ:

Приводятся вероятные реакции человека на различные трудные ситуации. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в стрессовой ситуации и поставьте надлежащую цифру в бланке ответов:

Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто

ШКАЛЫ:

1.Проблемно-ориентированный копинг

2.Эмоционально-ориентированный копинг

3.Копинг, ориентированный на избегание

3.1. Отвлечение

3.2. Социальное отвлечение

3. Интервью на тему «Есть ли стрессовые ситуации на работе и как вы с ними справляетесь»

Интервью состоит из 10 вопросов и одной шкалы.

Тема: как я оцениваю свой уровень стресса в ситуации неправильной организации труда.

Назначение — выявить уровень стрессогенности у испытуемых.

Инструкция:

Испытуемым предлагается отвечать на вопросы в течение 5 минут, по окончанию нужно оценить уровень стрессогенности по шкале от 0 до 100, где 0- отсутствие стресса, 100- наивысший уровень стресса.

2.2 Анализ результатов исследования

На основании проведенной диагностики получены некоторые результаты:

1. Испытуемая Диана.

По результатам Копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus можно сделать вывод о том, что на высоком уровне находятся такие копинг — стратегии как: планирование решения проблемы, самоконтроль, дистанцирование, положительная переоценка ситуации, копинг, ориентированный на избегание и конфронтативный копинг используются реже, чем остальные; Поиск социальной поддержки практически не используется.

Рисунок 1. Выраженность копинг- стратегий по методике копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus

Испытуемая предприимчива в решении проблем, может отстоять свои интересы и энергично разрешает проблемные ситуации. Диана преодолевает проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации с учетом прошлого опыта и имеющихся ресурсов, стремится к самообладанию, целенаправленно подавляет и сдерживает эмоции. Испытуемая преодолевает негативные переживания за счет субъективного снижения ее значимости, она использует такие интеллектуальные приемы, как рационализация и обесценивание. Для нее характерно переосмысливание проблемы в положительную сторону, для рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Диана признает свою роль в возникновении проблемной ситуации и понимает ответственность за ее решение, выраженность этой стратегии может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию. Иногда испытуемая может отрицать проблему и стараться уклониться от трудностей.

Результаты по «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера (рисунок 2).

Рисунок 2. Выраженность копинг- стратегий по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»).

В ходе исследования я выяснила, что у испытуемой проблемно-ориентированный стиль реагирования в проблемной ситуации находится на среднем уровне, это может говорить о том, что Диана может обратиться за помощью к другим людям, самостоятельно может проанализировать случившиеся, иногда она пытается вспомнить, как решала схожие проблемы. Чаще всего испытуемая контролирует ситуацию и разрабатывает несколько различных решений проблемы. Эмоционально-ориентированный копинг у испытуемой на среднем уровне. Часто Диана винит себя за то, что оказалась в проблемной ситуации, нервничает, переживает, что не сможет справиться с этой ситуацией. Иногда она может отыграться на других и жалеть, что не может изменить сложившуюся ситуацию. Копинг, ориентированный на избегание на среднем уровне. На основе этого можно говорить о том, что испытуемая иногда пытается отвлечься от плохих мыслей. Она старается быть на людях и думает о чем-то хорошем. В гости она ходит редко, но, часто звонит подруге, чей совет она очень ценит, но она никогда не отдаляется от ситуации слишком далеко. Чтобы как то отвлечься испытуемая иногда ходит по магазинам, старается больше спать и балует себя любимой едой. Очень редко она смотрит телевизор.

По результатам интервью я могу сказать, что испытуемая довольна своей работой, но стресс вызывает у нее неправильная организация труда и она оценила свой уровень стрессогености на 50 баллов (средний уровень).

Это может говорить о том, что испытуемая в силах справляться со стрессом и использовать более эффективные копинг- стратегии.

2.Испытуемый Сергей.

По результатам Копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus можно сделать вывод о том, что на среднем уровне находится копинг, ориентированный на положительную переоценку ситуации; на низком уровне находятся такие копинг- стратегии как: конфронтационный копинг, копинг, ориентированный на поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы, самоконтроль, дистанционирование, принятие ответственности и бегство (рисунок 3).

Рисунок 3. Выраженность копинг- стратегий по методике копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus

Испытуемый предпочитает целенаправленную активность, он предпочитает не уходить от проблемы и не обесценивать ее. Часто пытается увидеть в ситуации что-нибудь хорошее. Иногда Сергей отказывается воспринимать все слишком серьезно. Испытуемый не очень умеет целенаправленно подавлять свои эмоции и почти не владеет самообладанием, но он часто старается не показывать своих чувств. Сергей редко действует поспешно, не доверяется первому порыву. Иногда он думает о том, как бы на его месте поступил человек, которым он восхищается. Испытуемый редко ожидает поддержки и помощи со стороны других людей .Он никогда не говорит с другими, чтобы узнать побольше о проблеме, не ищет сочувствия и понимания у кого-нибудь. Сергей никогда не общается за помощью к специалистам, но иногда говорит о своих чувствах самому близкому человеку. Он никогда не укоряет и не критикует себя. Иногда старается все загладить и извиняется, редко понимает, что сам вызвал проблему, иногда дает обещание, что в следующий раз все будет по-другому. Редко надеется на чудо. Он не отрицает проблему. Сергей никогда не пытается улучшить свое самочувствие с помощью выпивки, курения и лекарств. Испытуемый редко планирует собственные действия с учетом прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Он редко сосредотачивается на следующем шаге, иногда составляет план действий. Довольно часто Сергей старается пересмотреть проблему и придать ей более положительный характер. Часто он меняется в положительную сторону, но не испытывает потребности выражать себя творчески. Он набирается опыта из проблемных ситуаций и находит новую веру во что-то. Сергей иногда молится.

Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера) (рисунок 4).

Рисунок 4. Выраженность копинг- стратегий по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»).

Проблемно-ориентированный стиль реагирования в проблемной ситуации находится на высоком уровне, это говорит о том, что испытуемый рационально анализирует проблему, выполняет план по разрешению проблемной ситуации . Очень часто Сергей сосредотачивается на проблеме и думает как можно ее решить. Он всегда делает то, что считает более подходящим в данной ситуации, часто старается вникнуть в нее. Испытуемый учится на своих ошибках и контролирует ситуацию. Часто он старается собраться, чтобы выйти из ситуации победителем.

Эмоционально-ориентированный стиль занимает низкий уровень, что свидетельствует о том, что испытуемый не проявляет особых эмоций в стрессовой ситуации, у него нет желания утопить свои печали в алкоголе или забыть во сне. Он никогда не погружается в свою боль и страдания, редко винит себя за нерешительность. испытуемый никогда не испытывает нервное напряжение и не говорит, что это все происходит не с ним. Сергей редко жалеет о том, что он не может изменить случившегося.

Стиль, ориентированный на избегание находится на низком уровне и это означает, что испытуемый не отдаляется от проблемы, не пытается уйти от нее. Он не старается быть на людях и не ходит по магазинам, ничего не покупая. Иногда он ходит на прогулку, но никогда не смотрит телевизор и не звонит другу.

Сергей иногда может позволить себе отвлечься от проблемной ситуации. Он часто старается больше спать и радовать себя любимой едой. Испытуемый не отдаляется от ситуации, иногда берет тайм аут ,чтобы немного расслабиться и подумать.

По результатам интервью я могу добавить, что работой он доволен, но задевает и его немного неправильная организация труда, он оценил уровень стрессогенности в 20 баллов ( низкий уровень).

3. Испытуемая Марина.

По результатам Копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus можно сделать вывод о том, что на высоком уровне находятся такие копинг — стратегии как: копинг, ориентированный на планирование решения проблемы, самоконтроль, дистанцирование, копинг, ориентированный на положительную переоценку и копинг, ориентированный на избегание (рисунок 5).

Рисунок 5. Выраженность копинг-стратегий по методике копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus

Испытуемая часто борется за то, чего хочет и стоит на своем. Иногда она пытается все забыть, отказывается воспринимать все серьезно, пытается увидеть в ситуации что-нибудь положительное. Марина преодолевает негативные переживания за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций. Она часто старается не показывать своих чувств и делала так, чтоб другие не узнали, как плохо обстоят дела. Постоянно прокручивает в уме, что ей сказать или сделать. Марина никогда не искала сочувствия и понимания у других людей, никогда не обращалась за помощью к специалистам. Испытуемая редко критикует себя. Часто извиняется и старается загладить свою вину, дает себе обещание, что такого больше не повторится и иногда понимает, что сама вызвала ту или иную проблему. Испытуемая редко надеется на чудо, иногда она пыталась улучшить свое самочувствие за счет лекарств. Она часто избегает общения с людьми. Марина преодолевает проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, вырабатывает стратегии разрешения проблемы, планирует собственные действия с учетом прошлого опыта. Часто составляет план действий, сосредотачивается на следующем шаге. Если что не так, то она часто находила другие способы решения проблемы. Испытуемая преодолевает негативные переживания за счет ее положительного переосмысления и рассмотрения ее как стимула для личностного роста. У Марины редко возникает потребность выразить себя творчески. Она часто молится и меняет что-то в себе.

Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера) (рисунок 6).

Рисунок 6. Выраженность копинг- стратегий по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»).

Проблемно-ориентированный копинг находится на среднем уровне, это говорит о том, что испытуемая анализирует проблему самостоятельно. Очень часто она сосредотачивается на проблеме и думает, как ее можно решить, иногда Марина вспоминает, как она решала аналогичные проблемы раньше. Испытуемая редко определяет курс действий и придерживается его.

Копинг, ориентированный на эмоции на среднем уровне, что говорит нам о том, что иногда испытуемая винит себя за нерешительность. Никогда она не погружается в свою боль. Марина часто испытывает нервное напряжение. Часто она винит себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.

Стиль, ориентированный на избегание на низком уровне, это говорит о том, что Марина предпочитает не избегать проблемы. Редко в такие моменты она хочет быть на людях, она думает о чем-то хорошем, что было в ее жизни. Испытуемая не ходит в гости и на вечеринки, предпочитает выходить на прогулку в парк.

По субшкале отвлечения низкие показатели, это значит, что Марина редко использует этот копинг. Иногда она может ходить по магазинам, ничего не покупая, спать дольше обычного. Испытуемая редко смотри телевизор ,но она никогда не берет отгул, чтобы отдалиться от ситуации.

Из интервью я узнала, что ее переживания связаны с проблемой зарплаты, она оценила уровень стрессогенности в 30 баллов (низкий уровень).

4.Испытуемая Оксана.

По результатам Копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus можно сделать вывод о том, что на высоком уровне находятся такие копинг- стратегии как: дистанцирование и бегство; на среднее уровне — такие как: конфронтационный копинг, копинг, ориентированный на поиск социальной поддержки, ориентированный на планирование решения проблемы, самоконтроль, положительная переоценка ситуации; на низком уровне находится копинг- стратегия принятие ответственности. (Рисунок 7).

Рисунок 7. Выраженность копинг-стратегий по методике копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus

Испытуемая часто срывается на людях, которые навлекли на нее проблемы. Иногда Оксана дает выход своим чувствам, но, никогда, не рискует напропалую. Дистанцирование на высоком уровне. Это может говорить о том, что этот копинг является ведущим. Часто испытуемая смиряется с судьбой, пытается увидеть что-то положительное в ситуации. Иногда она отказывается воспринимать все серьезно и пытается не задумываться о случившемся. Оксана старается не показывать своих чувств, но она редко пытается сделать так, чтоб другие не узнали насколько плохо обстоят дела. Часто испытуемая прокручивает в уме, что она должна сказать и сделать а, иногда, она думает, о том, как бы в данной ситуации поступил человек, которым она восхищается и которого ставит в пример. Оксана в большинстве случаев предпочитает справляться с проблемой сама. Она редко ищет сочувствия и понимания у других людей, никогда не обращается за помощью к специалистам, но иногда говорит с кем-то, кто мог бы конкретно помочь в этой ситуации. Бывает, испытуемая позволяет себе говорить о том, что она чувствует. Испытуемая редко винит себя в случившемся и видит там свою ответственность, но она иногда понимает, что сама вызвала проблему. Оксана не дает себе обещание, что такого больше не повторится. Она преодолевает трудности в основном за счет отвлечения от них. Испытуемая часто надеется на чудо, иногда пытается улучшить свое самочувствие за счет лекарств и любимой еды. В целом, испытуемая часто избегает общения с людьми в трудной ситуации. Она преодолевает негативные переживания за счет положительного переосмысления и рассматривает их как стимул к личностному росту.

Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations») (рисунок 8).

Рисунок 8. Выраженность копинг- стратегий по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»).

Проблемно-ориентированный копинг принимает самые высокие значения, это говорит о том, что он является ведущим у Оксаны. Она часто распределяет свое время лучше, сосредотачивается на проблеме и думает, как ее можно решить. Очень часто испытуемая делает то, что считает более подходящим. в данной ситуации. Оксана иногда вспоминает, как решала аналогичные проблемы раньше, обдумывает случившееся и учится на своих ошибках. Часто она контролирует ситуацию.

Эмоционально-ориентированный копинг на среднем уровне, это говорит о том, что иногда Оксана винит себя за то, что оказалась в данной ситуации, но она никогда не погружается в свою боль и страдания. Очень часто она винит себя за слишком эмоциональное отношение к проблеме.

Копинг, ориентированный на избегание, находится на низком уровне, это говорит о том, что испытуемая предпочитает не избегать проблемы. Она редко звонит друзьям и ходит по магазинам, не смотрит телевизор и не берет отгулов

По субшкале отвлечения у испытуемой средние значения. Исходя из этого можно сказать, что испытуемая никогда не пытается забыть о проблеме, отвлечься от нее, но, часто, она балует себя любимой едой. Кинофильмы смотрит редко. совладающий кондитер копинг стрессовый

Уровень стрессогенности она оценила в 20 баллов (низкий уровень).

5.Испытуемая Галина.

По результатам Копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus можно сделать вывод о том, что на высоком уровне находятся такие копинг- стратегии как: планирование решения проблемы, самоконтроль, дистанцирование, принятие ответственности, избегание; на среднем уровне находятся: кнфронтационный копинг, копинг, ориентированный на поиск социальной поддержки, положительная переоценка ситуации. (Рисунок 9).

Рисунок 9. Выраженность копинг- стратегий по методике копинг — теста «Способы совладающего поведения» R. Lazarus

Галина иногда срывает свою досаду на людях, которые навлекли на нее проблему. Она старается дать выход своим чувствам, часто стоит на своем, но, никогда, не рискует напропалую. Испытуемая часто пытается уйти от проблемы, дистанцироваться. Иногда она ведет себя так, будто ничего не произошло, часто пытается увидеть что-то положительное в ситуации, забыть все плохое. Иногда испытуемая отказывается воспринимать ситуацию серьезно. Галина старается сдерживать свои эмоции, стремится к самообладанию. Испытуемая ищет сочувствия и понимания у других, редко обращается за помощью к специалистам. Она часто винит себя в произошедшем и видит свою ответственность. Часто она понимает, что сама вызвала эту проблему и дает себе обещание, что больше это не повторится. Испытуемая старается уйти от проблемы, забыть про нее. Часто она надеется на чудо, пытается улучшить свое состояние за счет лекарств и еды.

Галина составляет план, как можно решить эту проблему. Она пользуется прошлым опытом и если что ищет другие варианты разрешения ситуации. Иногда испытуемая рассматривает проблему, как стимул для личностного роста. Иногда что-то меняет в себе и часто молится.

Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations») (рисунок 10).

Рисунок 10. Выраженность копинг- стратегий по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»).

Проблемно-ориентированный копинг находится на среднем уровне, это значит, что испытуемая часто сосредотачивается на проблеме и думает, как ее можно решить. Иногда она лучше распределяет свое время и определяет курс действий. Галина иногда использует ситуацию, чтобы оказать, что она может сделать это.

Эмоционально-ориентированный копинг на высоком уровне, что указывает на эмоциональную реакцию, на стрессовую ситуацию. Часто испытуемая винит себя за нерешительность, очень часто погружается в свою боль и страдания, винит себя за то, что оказалась в такой ситуации. Она переживает, что не сможет справиться с ситуацией, иногда испытывает эмоциональный шок.

Копинг, ориентированный на избегание находится на низком уровне, это может говорить о том, что испытуемая редко избегает стрессовую ситуацию. Она никогда не берет отгулы, редко ходит по магазинам и не смотрит кинофильмов.

Галина очень эмоциональный человек, она не умеет контролировать проявление эмоций и это мешает ей работать в полную силу. Уровень стрессогенности она оценила в 70 баллов высокий уровень).

Рекомендации по улучшению навыков самообладания и самоконтроля.

1.Диана. Вы достаточно быстро справляетесь со стрессовыми ситуациями. То, что вы стараетесь не показывать своих эмоций с одной стороны хорошо, для окружающих, но, с другой стороны не очень хорошо для вас самой. Попробуйте дать выход своим эмоциям, только нужно стараться держать все под контролем, для этого посмотрите несколько техник, помогающих улучшить навыки самообладания (приложение 1).

2.Сергей.