Конфликт как тип трудной ситуации, конфликтоустойчивость личности

Огромную роль в жизни любого общества играют конфликты, поскольку у каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями, и каждый стремится добиться намеченной цели.

Часто люди, связанные совместной работой, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, психологический конфликт, который дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Также конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности, а согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

Конфликты ведут не только к людским потерям сотням тысяч людей, но и разрушает судьбы десятков миллионов человек, ведет к моральным и материальным последствиям.

Данная тема является актуальной, поскольку умелое поведение и, как следствие, разрешение конфликта поможет предупредить и конструктивно разрешить конфликты различных уровней, а для быстрого получения практических знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки — конфликтологии.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

конфликт реакция конфликтоустойчивость

1. Трудные ситуации в жизни человека

Конфликтная ситуация — это наличие противоречивых позиций различных сторон по какому-либо поводу и является условием возникновения различных конфликтов.

Существует множество классификаций ситуаций в отечественной и зарубежной науке, но, обобщая эти научные взгляды, можно выделить два основных вида конфликтных ситуаций: простая (повседневная), которая действует в нормальном режиме, и трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности выходят за пределы общепринятой «нормы».

Рассмотрим понятие «трудной ситуации» и её отличия от простой. Трудная ситуация — эта «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности» Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Общие признаки трудной ситуации:

  • наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей или мотивов;
  • состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой очень важно для субъекта;
  • заметное изменение привычной обстановки в деятельности,
  • поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».

Трудные ситуации могут иметь три уровня, в зависимости от восприятия предполагаемой угрозы:

16 стр., 7927 слов

Образ жизни человека. Проблема формирования гармоничной личности

... формирования гармоничной личности. Объектом исследования является образ жизни человека. Предмет исследования - процесс формирования гармоничной личности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Теоретические вопросы развития гармоничной личности, .1 Анализ истории развития понятия гармоничной личности ...

  • трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);
  • трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты);
  • трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации внутриличностные кризисы).

Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана.

2. Виды трудных ситуаций в жизни человека

Следует отметить, что в трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия личности противостоят другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе. Рассмотрим данные категории.

Трудные ситуации деятельности. Исследования деятельности человека в трудных ситуациях начались со второй половины 50-х годов и к настоящему времени они достаточно изучены. Они рассматриваются как ситуации со сложной обстановкой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Это требует мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.

Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Трудные ситуации социального взаимодействия. Единого мнения этого вида трудных ситуаций среди исследователей пока нет. В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации собственного «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей и целей).

Это и вызывает психическую напряженность. Приведем отличия трудной ситуации взаимодействия от простой (табл. 1).

Таблица 1 — Отличия трудной ситуации от простой

Трудная ситуация

Простая ситуация

Наличие противоречия в ценностно-мотивационных ориентациях субъектов («другой» рассматривается как угроза своему «Я») и его осознание обеими сторонами

Противоречие либо отсутствует, либо осознается только одной из сторон

Напряженное психическое состояние

Оптимальное психическое состояние

Искажение восприятия, понимания и оценивания

Когнитивные процессы в основном без искажений

Конкурентное взаимодействие, вплоть до конфронтации

Кооперативное или нейтральное взаимодействие

Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонам или одной из cтopoн допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирований негативного отношения к другому человеку, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.

Для конфликтной ситуации свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»).

Преобладает мотивация «на себя», эмоций доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Трудные ситуации внутриличностного плана. Они представляют собой психические состояний различной интенсивности, вызванные противоречивостью чувств, затянувшейся борьбой различных сторон внутреннего мира личности и задерживающие принятие решений. Основные из них — внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы.

Внутриличностные затруднения — это относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствия решения проблемы.

Вутриличностные конфликты — это наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.

Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Они могут подразделяться на возрастные, невротические и травматические кризисы.

Чаще всего внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой сознания личности, возможной переориентацией на иные ценности и цели.

Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга.

Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:

  • объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может быть его неподготовленность, искаженное восприятие;
  • могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную;
  • личность может осознавать трудность ситуации, но неоправданно считать ее не слишком трудной для себя;
  • ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя ее решения, человек может прибегнуть к психологической защите и уйти от ее реального веса.
  • ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволят преодолевать ее без особых трудностей.

Специфической реакцией личности на трудную ситуацию можно считать психическую напряженность, которая характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов /6/.

В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы:

  • перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);
  • интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);
  • эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
  • волевую (человек не может управлять собой);
  • мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Все рассмотренные типы трудных ситуаций чаще всего возникают в комбинированном виде, как бы наслаиваются друг на друга. Такие трудные ситуации в совместной деятельности людей влечет за собой трудную ситуацию в отношениях с руководителей, а это может вызвать внутриличностный конфликт. И наоборот, личные жизненные кризисы могут стать причиной возникновения трудных ситуаций в деятельности и взаимодействий с окружающими.

3. Поведение человека в трудных ситуациях

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. В них человек действует во многом на уровне автоматизмов и в таких ситуациях расход психических и физических сил сведен к минимуму.

Но по-другому обстоит дело в трудных ситуациях, так как в силу своей трудности они требуют мобилизации психических и физических ресурсов.

Человек, находящийся в трудной ситуации получает информацию о различных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудной ситуации. Когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием и в результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация /8/.

Угроза собственному «Я» приводит к возрастанию активности, которая для субъекта приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом механизме поведения в трудных ситуациях может быть троякой. Эмоции выступают как: индикатор трудности; оценка значимости ситуации для личности; фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека в трудной ситуации.

Субъективная составляющая определяет трудность ситуации:

  • объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную из-за своей неподготовленности и искаженного восприятия;
  • могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную;
  • личность может осознавать трудность ситуации, но оценивать ее как незначимую для себя. Незначимость ситуации делает ее чисто субъективно «нетрудной»;
  • ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя выхода из нее или потеряв веру в ее конструктивного разрешения, человек уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;
  • ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что личность реагирует на ситуацию в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение. Но следует более подробно остановиться на такой специфической реакции личности на трудную ситуацию, как психическая напряженность. Это психическое состояние личности в трудной ситуации, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сложившейся обстановке /9/.

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные траты нервно-психической энергии. Уровень психической напряженности у различных людей может быть различным. Это в основном связано с психологической устойчивостью человека. Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному.

У психологически неустойчивых детей отсутствуют эффективные способность преодоления трудностей, и они остро переживают личностную угрозу. Иногда у них дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще более дезорганизует поведение, и что приводит к возникновению «волны дезорганизации».

4. Конфликтоустойчивость личности

Конфликтоустойчивость — это способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам.

Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов:

  • психофизиологических — проявляющихся в эмоционально-волевой устойчивости;
  • когнитивных — проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека;
  • мотивационных — проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения;
  • социально-психологических — отражающих социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.

Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает в себя: эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.

Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень характер возбудимости психики и ее влияние на /спешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем.

Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.

Познавательный компонент — это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента /13./

Он включает:

  • умение определить начало предконфликтной ситуации;
  • анализ причин возникновения конфликта;
  • умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения;
  • умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия;
  • способность быстро принимать правильные решения;
  • способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы;
  • способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.

Мотивационный компонент — состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в грудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил.

Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемах и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.

Заключение

По своей психологической сущности конфликт может быть рассмотрен как тип трудной ситуации. Трудная ситуация жизнедеятельности характеризуется разбалансированностью системы «задача — личные возможности (стремления) — условия среды», вызывает психическую напряженность у человека. Выделяют трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана. Среди трудных ситуаций социального взаимодействия могут быть рассмотрены проблемные ситуации, предконфликтные ситуации и конфликты.

Поведение человека в трудной ситуации зависит от познавательных, волевых и эмоциональных процессов. В основном личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение. Кроме того, эффективность поведения трудной ситуации зависит от свойств нервной системы и уровня психической напряженности человека. Чем выше уровень психической напряженности, тем более дезорганизовано поведение человека в трудной ситуации.

Оптимальному поведению личности в трудной ситуации помогает ее способность справиться со стрессовыми факторами, т. е. психологическая устойчивость. Специфическим проявлением психологической устойчивости является конфликтоустойчивость, т.е. способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/konflikt-kak-tip-trudnyih-situatsiy/

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология (второе издание переработанное и дополненное) — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Анцупов А., Баклановский С. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие, 2-е изд. — СПБ.: Питер Пресс, 2009 — 304с.

3. Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб. пособие. — Минск: Тетрасистемс, 2000.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие, изд. 2-е испр. и доп. — М.: Академический проект, Альма Матер, 2006

5. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учебник -М.: ИНФРА-М, 2002.

6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций — Ростов — на — Дону: «Феникс», 1998.

7. Кибанов А.Я., Коновалова В.Т. Конфликтология: учеб. пособие, 2-е изд. — М.: ИНФРА М, 2009. — 302с.

8. Кондрашов В.М. Управление продажами: учеб. пособие — М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007. — 319с.

9. Конфликтология: учебник /под ред. проф. В.П. Ратникова М. ЮНИТИ-ДАНА, 2002

10. Конфликтология: Учебник/ под ред. Кибанова А.Я. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006

11. Курбатов В.И. Конфликтология — 3-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

12. Муштук О.З. Конфликтология: учеб пособие. М.: Маркет ДС, 2008.- 160с.

13. Светлов В.А. Конфликт: модель, решения, менеджмент- СПб.: Питер, 2005

14. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта: Учебное пособие. — СПБ.: Питер, 2003