Модернизация и глубинный конфликт ценностей в современном обществе

Курсовая работа

Конфликты — неотъемлемая часть жизни каждого человека и человеческого общества в целом. Огромный интерес к проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов проявляют сегодня психологи, социологи, педагоги, руководители, поскольку все эти люди связаны с проблемами взаимодействия людей.

Одним из наиболее востребованных на сегодняшний день навыков и умений менеджера является проведение профилактики конфликтов и их предупреждение. Именно этим и объясняется актуальность избранной темы работы. В нашей стране в настоящее время проводится ряд реформ, касающихся социальной, экономической, политической сфер общества. Любые преобразования имеют не только положительные, но и ряд отрицательных последствий. Одной из таких отрицательных черт является обострение противоречий не только на макро-, но и на микроуровне. Конфликты, возникающие в организациях, одновременно являются также следствием неэффективного управления.

Переход к новым для российской практики типам организационных структур, использование новых методов управления и наличие частной собственности неизбежно приводит к обострению отношений между работниками и руководителями организации. По этой причине именно сейчас необходимо внедрение методов сознательного управления конфликтами, восприятия этого явления как объективного элемента существования организации.

Конфликт стал предметом анализа многих наук -психологии, педагогики, менеджмента, социальной работы, юриспруденции, социологии. И каждая из них разрабатывает свои специфические методы исследования и объяснения природы конфликтов.

В современном обществе, в котором конфликт выступает в качестве атрибутивной характеристики, доминирующим источником происхождения конфликта стала различная интерпретация общественно-значимых ценностей.

Поскольку, ценностный конфликт в современных условиях приобретает всеобщий характер, и оказывает существенное влияние на все сферы жизнедеятельности людей, то исследование ценностного конфликта является актуальным направлением в социальной философии. Изучение этой проблемы, может способствовать более рациональному объяснению происходящих в обществе процессов модернизации и их возможных последствий, а так же разработке социальных технологий управления ценностными конфликтами.

Целью данной работы является изучение глубинных ценностных конфликтов в современном обществе, методов их предупреждения и профилактики, а так же методов разрешения конфликтов.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи работы:

3 стр., 1153 слов

Методы индивидуальной работы в социальной работе

... для работы с объектом определяется социальным работником индивидуально под каждого клиента. А именно кто является объектом работы, и каких результатов необходимо добиться. 2. Метод индивидуальной социальной работыМетод индивидуальной социальной работы или метод индивидуальной работы со случаем – это работа социального работника ...

1. Изучение теоретических основ ценностных конфликтов.

2. Исследование методов предупреждения конфликтов в современном обществе.

3. Разработка рекомендаций по методам разрешения конфликтов.

1. Теоретические основы конфликтов в современном обществе

1.1 Сущность конфликта, его понятие и значение

В основе «теории конфликта», или идеи «социального изменения» лежат следующие подходы:

  • в основе социальной жизни интересы,
  • общественная жизнь порождает противостояние, враждебных сторон,
  • общественная жизнь порождает структурный конфликт,
  • социальная жизнь включает побуждения, принуждение проистекающие от социальных напряженностей,
  • социальная жизнь порождает столкновение групповых интересов,
  • социальные системы раздираемы противоречиями,
  • социальные системы стремятся к изменениям.

На вышеприведенных «базисных предположениях», строится модель конфликтного понимания общественной жизни, впервые изложенная Козером в 1956 в работе «Функции социального конфликта» Главная идея заключается в стремлении обосновать позитивные функции социального конфликта в общественной жизнедеятельности, его полезность в деле обновления социальных систем и отношений.

По Козеру, конфликт — «страхующий клапан системы, позволяющий через последующие реформы и интегративные усилия на новом уровне приводить социальный организм в соответствие с изменившимися условиями». «Эластичное общество, — по его словам, — извлекает пользу из конфликтов, поскольку такие процессы помогают модифицировать и создавать нормы, которые обеспечивают его продолжение в изменившихся условиях.»

Конфликт — явление сложное, в нем много параметров — например, количество участников, предмет конфликта (то, из-за чего он возник), степень эмоциональной вовлеченности. Умение верно оценить, какой конфликт назревает, несомненно, поможет его предотвратить или разрешить.

По тому, из-за чего возникает конфликт, можно выделить следующие его виды:

1. Информационный конфликт — возникает в связи с недостатком, переизбытком или искажением информации.

2. Структурный конфликт возникает, когда требования, предъявляемые к человеку, не соответствуют его возможностям.

3. Конфликт отношений — столкновение установок, стереотипов, ожиданий.

4. Поведенческий конфликт — это конфликт, возникающий из-за нарушения норм или правил взаимодействия, из-за преобладания отрицательного поведения.

5. Ценностный конфликт — это конфликтная ситуация, в которой разногласия между участниками связаны с их системами ценностей, с убеждениями.

Сторонники «теории конфликта» исходят из следующего представления об обществе:

  • социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей;
  • в любой социальной системе, состоящей из разнообразных связанных частей, обнаруживаются дисбаланс, напряженность, конфликты интересов;
  • процессы, протекающие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению, изменению, возрастанию или ослаблению интеграции адаптивных способностей ее;

— многие процессы, обычно считающиеся разрушающими систему (насилие, разногласия, отклонения, конфликты), при определенных условиях можно рассматривать как средства, укрепляющие основы интеграции системы, а также ее приспособляемость к окружающей среде.

10 стр., 4637 слов

Основные понятия, социальные риски, система социального страхования

... современной системой социального страхования в РФ закреплено за Правительством РФ. Осуществление ОСС относится к компетенции страховщиков, которые создаются Правительством РФ. Каждому виду социального риска соответствует определенный вид страхования. Средства социального страхования является ...

Основными субъектами социального конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов.

Вместе с тем, следует отметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Крупный конфликтолог Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:

Первичные группы — непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но носят свой вклад в разжигание конфликта На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной

Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта

Таким образом, конфликт — это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации как значимая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ак¬тивность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречил и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Конфликт является, сигналом неблагополучия, сигналом к изменению. Общая формула возможного позитивного эффекта конфликта может быть, сформулирована следующим образом: конфликт ведет к изменениям, изменения — к адаптации, адаптация — к выживанию.

1.2 Понятие и сущность ценностного конфликта

Ценностные конфликты — это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человека, группы отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным смысла, смыслообразующим.

Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек, организация видят для себя основной смысл работы (является ли она для источником средств существования, возможностью самореализации и др.); ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи и какой соответственно она должна быть, и т.д. В систему основных ценностей могут входить его мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.

Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга. Доминантные ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая тем самым определенные модели их поведения во взаимодействии. Если в основе поведения участников взаимодействия разные доминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты. Наконец, люди нередко склонны переубеждать друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения и т д., что также может вести к конфликтам.

7 стр., 3178 слов

Духовный мир и мировоззренческие ценности человека

... мировоззрения и духовных качеств, которые представляют ценность для субъекта , обеспечивают самостоятельность и относительную независимость его духовности и практического существования. Итак, сознание человека представляет собой идеальное свойство высшей нервной деятельности (головного мозга) человека и ...

Различать характер конфликта — связан ли он с ценностями, интересами или потребностями — считается важным, так как это во многом определяет и характер их разрешения. Как мы видели, эти типы конфликта отличаются тем, какие именно аспекты отношений или взаимодействия затронуты конфликтом. При этом одни и те же причины могут порождать разные типы конфликтов.

Таким образом, характер конфликта (конфликт ценностей, или интересов, или потребностей) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения — конкретными обстоятельствами их взаимодействия.

Острота конфликта зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К ним относится прежде всего уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом. Любой конфликт имеет в своей основе существенные проблемы, но степень их значимости может быть различной. Чем более значимы проблемы, затронутые конфликтом, тем меньше склонность к уступкам и компромиссам.

Далее, важную роль играет степень эмоциональной вовлеченности в конфликт. Она, в свою очередь, зависит от значимости затронутых проблем, но определяется и личностными особенностями участников конфликта, а также историей их отношений.

Длительно накапливавшееся напряжение, враждебность, неблагоприятный опыт прежнего общения участников ситуации могут приводить к тому, что конфликты из способа решения проблем, существующих между ними, фактически становятся средством выражения враждебности, неприязни, негативных эмоций участников конфликта. Их антагонизм, открытое выражение негативных чувств по отношению друг к другу, эмоциональные «удары», наносимые и получаемые ими, отодвигают на второй план проблему, из-за которой возник конфликт.

Конфликты, в которых целью их участников становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности, называются нереалистическими. Когда же конфликт направлен на преследование целей, связанных с предметом разногласий, он имеет реалистический характер.

Однако превращение конфликта из угрозы разрушения наших отношений в фактор их обновления и сохранения требует, прежде всего, конструктивного поведения в ситуациях конфликтов.

Древняя мудрость гласит, что если двое ссорятся, то оба виноваты. Перерастет или нет конфликтная, противоречивая ситуация в конфликт зависит от обоих сторон. Как обычно бывает? Один из участников взаимодействия говорит или делает что-то обидное, нехорошее, ущемляет достоинство или пренебрегает потребностями другого человека. Второй агрессивно, недоброжелательно реагирует, или ведет себя обиженно и отстраненно, прекращает взаимодействие — и конфликт начинает разгораться.

Мы не можем заставить людей вести себя так, как мы хотим. Но мы можем научиться правильному реагированию и поведению в конфликтных ситуациях. Мы можем научиться не поддерживать конфликтное поведение. Это, наверное, не избавить нас полностью от конфликтов. Но то, что их станет меньше и они будут более конструктивными — это точно!

16 стр., 7645 слов

Особенности характера человека

... В этом смысле обычно говорят о чертах, характерных для данного человека. Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую индивидуальную особенность ... деятельности, поведении и общении. Черты характера проявляются в жизни, на работе, в его поступках в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, например, ...

Ценностный конфликт — наиболее тяжелый из всех конфликтов. Ценностное противостояние может сделать людей непримиримыми врагами. Превратившись в столкновение идеологий он может стать причиной вооруженных столкновений и войн между народами и государствами. Терроризм в современном мире, религиозные и этнические распри часто являются последствиями ценностных конфликтов. Ценностный конфликт в любом виде — очень тяжелый случай для урегулирования. Как правило, здесь не помогают прямые переговоры и даже прямое посредничество.

Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим. Система ценностей оказывает огромное влияние на человека, на выбор им профессии, на то, как он будет проводить досуг, на отношения с окружающими. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работы. Работа для человека может быть источником средств существования. Работа может быть средством самореализации. Посредством работы человек может служить другим людям.

Ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи. Воспитание детей, удовлетворение собственных потребностей и реализация любви — могут быть примерами семейных ценностей. В систему основных ценностей человека входят его мировоззрение, вера, нравственность и иные значимые для него представления. Система ценностей человека отражает его субъективный смысл жизнь.

Ценностный конфликт возникает, если ценности людей или различных групп противоречивы. Примеров тому можно привести очень много. Один партнер ориентируется на материальные ценности, а другой — на духовные. Один стоит на позиции принципиального ненасилия и добра, а другой постоянно и беспринципно выступает за выгодные компромиссы. Один партнер отталкивается в своем поведении от долга, а другой стремится к удовольствию.

Ценностный конфликт может возникать и тогда, когда ценности у людей сходны, но внутри системы ценностей занимают разные места. Пример — муж и жена, у которых в системах ценностей представлены и дом, и работа, но в противоположном порядке (для мужа на первом месте работа, а затем дом, а для жены — наоборот).

В ситуации выбора это — уже предпосылка для конфликта.

Основой разрешения ценностных конфликтов является толерантность. Без нее бессмысленно даже пытаться разрешить ценностный конфликт. Толерантность — это принятие ценностей другого человека, уважение, признание за ним права верить в то, во что он верит, права строить жизнь так, как считает нужным.

Люди нередко склонны «перевоспитывать» друг друга, навязывать свои взгляды, вкусы, точки зрения, спорить, опровергать и т. д. Именно это чаще всего и приводит к конфликтам. Д.Карнеги призывает избегать споров, так как последние лишены всяких разумных оснований, целесообразности и пользы — особенно в сфере ценностных ориентаций: «Избегайте споров, подобно тому, как вы избегаете гремучих змей… В девяти случаев из десяти по окончании спора каждый из его участников становится убежден более твердо, чем когда-либо ранее, в своей абсолютной правоте».

14 стр., 6784 слов

Управление конфликтом в сестринских

... числе, предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе. Цель работы: разработка рекомендаций по разрешению и профилактике конфликтов для старших и главных медицинских сестер. Для ... конфликта: Социальный конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, любые виды борьбы между индивидами, цель которых – достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, ...

Итак, исходная позиция в ситуации ценностного конфликта — толерантность, принятие, любовь. Что можно делать дальше? Стратегия сотрудничества при разрешении ценностных конфликтов заключается в том, чтобы найти общие ценности, которые принимали бы оба партнера, и на этой основе искать пути, ведущие к мирному сосуществованию и совместной работе.

Еще один способ разрешения ценностного конфликта — это убеждение. Но! Не словесное убеждение, не спор, а убеждение-свидетельство. Провозглашение собственной жизнью своей системы ценностей, убеждение собственными поступками. Данный способ разрешения конфликта, конечно же, требует времени.

Ценностные конфликты — это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человека, группы отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным смысла, смыслообразующим.

Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек, организация видят для себя основной смысл работы (является ли она для источником средств существования, возможностью самореализации и др.); ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи и какой соответственно она должна быть, и т.д. В систему основных ценностей могут входить его мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.

Различать характер конфликта — связан ли он с ценностями, интересами или потребностями — считается важным, так как это во многом определяет и характер их разрешения. Как мы видели, эти типы конфликта отличаются тем, какие именно аспекты отношений или взаимодействия затронуты конфликтом. При этом одни и те же причины могут порождать разные типы конфликтов.

Таким образом, характер конфликта (конфликт ценностей, или интересов, или потребностей) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения — конкретными обстоятельствами их взаимодействия.

Помимо этих параметров, для описания конфликта существенной является такая его характеристика, как острота, которая проявляется в жесткости противостояния сторон.

Острота конфликта зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К ним относится прежде всего уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом. Далее, важную роль играет степень эмоциональной вовлеченности в конфликт. Она, в свою очередь, зависит от значимости затронутых проблем, но определяется и личностными особенностями участников конфликта, а также историей их отношений.

Конфликты, в которых целью их участников становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности, называются нереалисти-ческими. Когда же конфликт направлен на преследование целей, связанных с предметом разногласий, он имеет реалистический характер.

Однако превращение конфликта из угрозы разрушения наших отношений в фактор их обновления и сохранения требует, прежде всего, конструктивного поведения в ситуациях конфликтов.

1.3 Конфликт ценностей — проблема развития

Конфликт ценностей, как показывает анализ социокультурной ситуации последних лет, — одна из ключевых проблем переходного периода. Позитивные возможности культурного разнообразия реализуют себя в условиях стабильного демократического общества, где давно уже установились “общие правила игры”, консенсус относительно основных ценностей. Конфликт ценностей в переходных ситуациях, напротив, приобретает чаще всего негативный смысл прежде всего из-за отсутствия такого консенсуса. Ценностная многоголосица демократического общества “закована” в достаточно жесткую структуру законов, демократических правил и институтов, повседневно тщательно поддерживаемых в общественной жизни на всех ее уровнях. Именно поэтому она может превращаться в ресурс, используемый на благо общества. Такая структурированная многоголосица — дозированное многообразие — свободна лишь в добровольно принимаемых или навязываемых ей рамках стабильной экономической, политической и культурной жизни. В иных условиях начинают доминировать деструктивные свойства ценностного разнообразия, тем более опасные, что в условиях слабой структурированности общества сохраняется возможность выплескивания на верхние этажи общественной иерархии случайных элементов этого разнообразия. Все эти моменты присутствуют в нашем обществе. Тем самым конфликт ценностей означает для нас возможность социальных потрясений, политической нестабильности, кризиса культурных оснований общества.

8 стр., 3637 слов

Конфликт. Конфликтные ситуации. Способы разрешения

... формы взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций социальными объектами. Во втором случае изучаются психофизиологические особенности и характеристики отдельной личности, и их влияние на возникновение конфликта, динамику поведения личности ... советы самые компетентные. Единственное, чего они не любят – агрессивных реакций со стороны тех, с кем они общаются. Чтобы добиться в споре с танками ...

Многое зависит от представления о естественности или искусственности модернизации как процесса общественного развития. С одной стороны, оценка модернизации как искусственного, навязанного, “насильного” развития постоянно сопровождает у нас процессы модернизации. Так происходит, начиная от Петра I, навязывавшего предпринимателям собственность, до нынешнего поколения потенциальных собственников, например, колхозников, которые пока не имеют условий для свободного труда, независимости и риска. Навязанная модернизация оборачивается прежде всего своей негативной стороной — извращением сложившихся структур и разрушением, деградацией. С другой стороны, где граница естественного и искусственного? В некотором смысле культура вообще есть нечто искусственное, противостоящее “естественной” природе, о чем было известно уже античным софистам. Модернизация вполне может представать как процесс, лишенный катастрофизма и апокалиптических ожиданий.

О том, что теория модернизации претендует на роль общей теории общественного развития, свидетельствует ее применимость для обществ различного типа, начиная от анализа трансформаций доиндустриальных структур в Англии, до многочисленных объяснений катастрофического пути к политической модернизации в Германии и Италии и бесчисленных исследований, посвященных модернизации стран “третьего мира”.

В то же время можно сказать, что характер и темпы проводимых пре образований непосредственно зависят от решения обществом основных конфликтов и противоречий модернизации.

Существенными последствиями процесса преобразований являются и методы разрешения кризиса распределения культурных и материальных благ, вызванного качественным изменением стандартов и способов потребления, а также ростом социальных ожиданий граждан. В зависимости от того, сможет ли государство найти способы обеспечения устойчивого роста материального благосостояния, причем в приемлемых для людей формах стимулирования и распределения общественных благ, и будут определяться основные формы социальной поддержки целей и ценностей демократии.

5 стр., 2190 слов

Конфликт. Стили разрешения конфликтов

... разрешения конфликта: № 1 Стиль Сущность стратегии Условия ... ситуациях может оказаться эффективным стиль компромисса (уклонения; приспособления)? 6.Охарактеризуйте основные стадии протекания конфликта. 7.Проанализируйте, почему в конфликте проявляются сильные эмоции и возникает эмоциональная напряженность. 8.Перчеислите негативные стороны конфликта. ... обстановке. Кодекс поведения в конфликте. 1. ...

Высокая конфликтность социальных и политических процессов в условиях модернизации определяет необходимость постепенности проведения реформ, снижения влияния на процессы демократизации стереотипов традиционалистской политической культуры, а главное — повышение роли правящих и оппозиционных элит, их способности вести заинтересованный диалог и находить точки соприкосновения. В данном отношении российское общество испытывает определенные трудности, поскольку для него характерно не идеологическое (побуждающее элиты воплощать интересы широких социальных слоев), а корпоративное размежевание элит, свидетельствующее о преобладании во власти интересов кланов, олигархических группировок и т.д. Преодоление этого типа внутриэлитарных связей и обусловливает основные пути укрепления демократических тенденций в развитии нашей страны.

2. Практика управления конфликтами в современном обществе

2.1 Методы профилактики конфликтов

Российские конфликтологи А. Я Анцупов, и А. И. Шипилов выделяют объективные, объективно-субъективные и социально-психологические условия, способствующие профилактике деструктивных конфликтов.

К объективным условиям профилактики конфликтов они относят.

1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Среди них выделяют: материальную обеспеченность семьи, условия работы родителей и обучения детей, возможность самореализации в профессиональной деятельности, взаимоотношения в социуме, здоровье человека, отношения в семье, наличие времени для полноценного отдыха и т.п. Неустроенный, несостоявшийся в коллективе и обществе человек более конфликтен при прочих равных условиях, чем индивид, у которого таких проблем нет.

2. Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных конфликтных ситуаций. Практика работы с типичными проблемными ситуациями социального взаимодействия, приводящими к конфликтам, показывает, что их конструктивное разрешение можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие оппонентам отстаивать свои интересы, не вступая в конфликт.

3. Справедливое и гласное распределение материальных благ.

Невыполнение этого условия является типичной объективной причиной возникновения конфликтов между людьми. А в нынешних условиях дефицита денег и других материальных благ (объективная основа для конфликтов) выступает усугубляющим фактором возникающих конфликтных ситуаций. Реже причиной конфликтов выступает несправедливое распределение духовных благ (поощрения, награды и т.п.).

Если справедливо и гласно распределять материальные блага, то число и острота конфликтов заметно сокращается.

4. Успокаивающая материальная среда, окружающая человека.

Существует целый ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. К ним относят следующие факторы материальной среды: удобную планировку рабочих и жилых помещений, оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей, окраску помещений, наличие комнатных растений, отсутствие раздражающих шумов и т.д.

Объективно-субъективные условия профилактики конфликтов.

1. Структурно-организационные условия связаны с оптимизацией как структуры политических и социальных институтов, так и структуры социальной группы в частности. Важным фактором уменьшения вероятности возникновения конфликтов между индивидами, социальными группами, институтами власти является адекватность структуры общественных связей.

6 стр., 2908 слов

Педагогические ситуации и их анализ

... личности; всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Педагогическая ситуация 3 На уроке литературы в ...

2. Функционально-организационные условия связаны с оптимизацией функциональных взаимосвязей между министерствами, ведомствами, комитетами (четкое разделение функциональных обязанностей, отсутствие их дублирования и т.п.).

Это способствует предупреждению политических конфликтов в сфере властных отношений, которые могут привести к «параличу власти».

3. Личностно-функциональные условия связаны с профессиональным подбором, оценкой и расстановкой кадров. Максимальное соответствие профессиональных умений, навыков и личностных качеств чиновников требованиям занимаемой должности минимизирует предпосылки возникновения многих конфликтов в сфере политики.

4. Ситуативно-управленческие условия связаны с уровнем управленческой компетентности руководителя, что обычно проявляется в принятии руководителем оптимальных управленческих решений, в выборе и реализации эффективного стиля управления, в грамотной оценке результатов деятельности подчиненных и т.д.

Социально-психологические условия профилактики конфликтов связаны с позитивным диалогом власти и общества, свободой слова, выбора, с тактичным отношением чиновников к гражданам государства, рассмотрением их вопросов и оперативным реагированием на социальные проблемы.

2.2 Основные методы разрешения конфликтов

Самая большая ошибка, которую можно совершить в кризисной ситуации — это игнорирование конфликтов.

Анализируя конфликты необходимо обращать внимание на стороны конфликта, на промежуточные и конечные цели участников конфликта и на то, при каких условиях следует ожидать, что данный конфликт может привести к обострению ситуации

Вместе с тем признается, что простые схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории бурно развивающихся и краткосрочных, в вяло текущий, систематически обостряющийся без видимых очертаний периода его полного разрешения.

Нет универсальных способов преодоления конфликта. Для его «решения» единственно возможным является полное вовлечение в ситуацию. Только «вжившись» в сложившуюся на фирме ситуацию можно изучить проблему конфликта и дать рекомендации относительно оптимальной стратегии поведения и методов его преодоления. В этой связи необходимо не только знать классификации конфликтных ситуаций, но и методы для эффективного их разрешения.

По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления.

Стратегии поведения участников конфликтной ситуации делятся на три основные категории.

К силовым стратегиям относятся стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. Они описываются в терми¬нах доминирования, конкуренции, соперничества. При этом ориентация на собственные цели может реализовываться в жестком поведении — напористости, использовании жестких аргументов, выставлении ультимативных требований, эмоциональном давлении на партнера и т д; однако участник конфликта может прибегать и к «мягким», манипулятивным формам воздействия на партнера, стремясь переиграть, перехитрить его, с помощью настойчивых просьб и других приемов создавая такое эмоциональное давление на партнера, которому трудно противостоять. При внешнем различии в конкретном поведении эти стратегии отличает исключительная ориентация на достижение собственных целей и игно¬рирование интересов партнера. Их использование означает стремление к победе своей точки зрения, их целью является утверждение собственной позиции, реализация своего интереса, т. е. собственная победа.

Другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания существования конфликта, ухода от проблемы вме¬сто ее решения. Другая форма ухода от конфликта — это уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами, целями Она может иметь обоснованный, рациональный характер в тех случаях, когда предмет конфликта является не слишком значимым для стороны, когда шансы добиться своего невелики или «цена» победы может оказаться чрезмерной и др. В тех же случаях, когда уступчивость ничем не оправдана, она расценивается, как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разрешению конфликтов.

Различаются две принципиальные модели переговоров — модель «взаимных выгод» и модель «уступок — сближения» («торга»).

В первом случае возможно нахождение таких вариантов решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и противоречат друг другу, но не являются несовместимыми. Вторая модель используется в тех случаях, когда интересы сторон несовместимы и оказываются возможными только компромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон (именно поэтому этот тип переговоров часто иллюстрируют с помощью ситуации «купли-продажи», когда интересы сторон противоположны и в результате торга они приходят к приемлемому для обеих сторон решению) В любом случае переговорные стратегии разрешения конфликтов объединяет то, что взаимодействие участников из противоречивого становится согласованным, основанным на общем интересе («Мы вместе должны решить эту проблему»).

Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят какое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но приходят к этому решению в результате согласия. Это позволяет рассчитывать не только на устранение разделяющих их спорных вопросов, но и на восстановление, нормализацию их отношений и взаимодействия, которые могли быть нарушены в результате возникшего конфликта. Согласие же сторон относительно того или иного варианта решения возможно только в результате договоренностей сторон, именно поэтому переговорные стратегии — независимо от того, идет ли речь об официальной деловой ситуации или выяснении отношений между супругами считаются действительно конструктивными способами разрешения межличностных конфликтов

Ценностные конфликты, по мнению специалистов, являются наиболее трудно регулируемыми, поскольку особая значимость ценностей для сторон делает уступки и компромиссы в ситуациях их столкновения особенно трудными, поэтому в области ценностных противостояний социальными учеными разрабатываются идеи сосуществования ценностей.

Для разрешения конфликтов важно различать стили поведения в конфликтной ситуации. Р. Блейк и Дж. Мутон в 1964 г. впервые предложили концептуальную схему для классификации типов или стилей управления конфликтами на межличностном уровне: принуждение, уход, сглаживание, компромисс и разрешение проблем. В 1976 г. эта схема была несколько модернизирована К. Томасом.

Поведение сторон в условиях политического конфликта может следовать аналогичной логике поведения, основываясь на определенной специфике, связанной с внутриполитическим или межгосударственным уровнем протекания (рис.1).

Рис. 1. Стили поведения в конфликтной ситуации

Поведение сторон в конфликтной ситуации может диктоваться либо стремлением реализовать собственные интересы любым путем (ориентация на себя), либо желанием сохранить отношения (ориентация на других).

Приспособление — отказ от удовлетворения своих интересов или отсутствие своих взглядов, следование в фарватере ведущей стороны (США — государства-сателлиты).

Избегание — уход от конфликта, одна из сторон отказывается замечать наличие конфликта. Такая стратегия может принести успех в ситуации малозначительности предмета спора и нежелания идти из-за этого на обострение отношений. Также использование ухода возможно в качестве выжидательной тактики, когда еще не имеется необходимых ресурсов для начала открытой конфронтации.

Соперничество — враждебные действия но отношению друг к другу, характеризуемые борьбой за власть или доминирование с применением или без такового насильственных методов ведения борьбы (война, переворот, митинг и т.п.).

Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. Па основе таких компромиссов создаются партийные блоки, межгосударственные коалиции.

Сотрудничество — взаимовыгодные действия, которые совместно предпринимают стороны для разрядки сложившейся напряженности.

Рис.2 . Типология путей разрешения противоречий в конфликте

Российский ученый М. М. Лебедева отмечает существование двух альтернативных методов разрешения политических конфликтов — силового и мирного, первый способ подразумевает использование вооруженных сил, пример второго — переговоры (рис.2.).

М. М. Лебедева предлагает следующую типологию путей разрешения противоречий в конфликте.

При этом сотрудничество нередко основывается на такой категории, как консенсус. Термин «консенсус» происходит от латинского слова consentio, которое означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

Консенсус — это соглашение значительного большинства общества или государств относительно наиболее важных аспектов социально-политического или мирового порядка, выраженное в действиях.

При этом различают три объекта возможного соглашения.

1. Конечные цели (демократия, свобода, безопасность и т.д.), которые составляют структуру системы представлений (ценностный консенсус).

2. Правила игры или процедуры (процедурный консенсус).

3. Курс и направления внутренней или внешней политики (консенсус на уровне политики).

Первый уровень консенсуса — ценностный — является базовым, достижение его наиболее трудоемкий процесс, вместе с тем конфликты в данной сфере являются более принципиальными и взрывоопасными. Следующими по значимости выступают конфликты но поводу правил игры и в связи с осуществлением политики субъектами отношений.

Консенсус — универсальный принцип, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе и в международном политическом пространстве. Эффективность консенсуса зависит от заинтересованности сторон, степени участия в распределении ресурсов, уровня схожести политических культур.

Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношений в обществе между различными группами, разрывом между богатыми и бедными, перераспределением властных ролей и статусов, включением новых государств в систему региональных и международных отношений и т.д.

Урегулирование конфликтов — широкий комплекс мероприятий, который предполагает:

  • предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);
  • устранение причин конфликтов и разрешение противоречий, вызвавших конфликт, включая методы диагностики и профилактики конфликтов;
  • снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Каждый способ разрешения конфликтов обладает рядом достоинств, недостатков и ограничений. Политические конфликты имеют как общие, так и специфические черты, что обусловливает, с одной стороны, возможность применения общих схем разрешения, с другой — необходимость учитывать особенности каждого конфликта, конкретной ситуации, установок конфликтующих сторон для выбора того или иного способа завершения или предотвращения конфликта

Большое значение имеет и общая ситуация, на фоне которой возникает и развивается конфликт. Особенности этой ситуации могут как ослаблять, так и ужесточать противостояние сторон. Например, общая позитивная атмосфера в отношении сторон, склонность к улаживанию разногласий, окружение, заинтересованное в скорейшем и положительном разрешении конфликта, — все это является благоприятными факторами урегулирования конфликта. Напротив, наличие осложняющих факторов — общая тяжелая ситуация, «третьи силы», заинтересованные в продолжении конфликта, и т д. — затрудняет разрешение конфликтной ситуации

Наконец, как уже отмечалось, поскольку особое значение придается стратегиям поведения участников конфликта, важную роль могут сыграть их навыки поведения в ситуациях спора и переговоров — навыки аргументации и слушания, выработки альтернатив и поиска компромисса и т.д.

В целом, позиция специалистов по отношению к разрешению конфликтов достаточно оптимистична, конфликты управляемы, и их можно успешно разрешать.

Заключение

конфликт ценность разрешение противоречие

Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Причины конфликта в конечном итоге коренятся в таких условиях, когда наличествующему социальному неравенству, существующей системе распределения диффицивтных ресурсов начинают отказывать в законности.

Характер конфликта, реальное его развертывание и протекание зависит не столько от деклараций о намерениях сторон, интересы которых не совпадают, сколько от тех средств, которые на самом деле используются в конфликте. Крайние полюса — насилие и переговорный процесс. Однако между этими крайними полюсами существует масса промежуточных ступеней, которые демонстрируются на практике в достаточно очевидных масштабах (скрытое выражение неудовлетворения ).

Конфликт по поводу ценностей, жизненных важнейших установок относится к числу наиболее сложно разрешимых. Конфликты по поводу материальных ресурсов поддаются регулированию с большим эффектом. Прежде всего, эти материальные ресурсы могут так или иначе соизмеряться, и поэтому вопрос о разделе ресурсов может стать и становится, как правило, предметом торга, переговоров. Здесь возможны взаимные уступки и договоренности.

Конфликт как факт разногласий, разных позиций, разных интересов сам по себе ни плох, ни хорош. Как и кризис, он содержит в себе риск, опасность ухудшения или разрушения отношений, но и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию.

Конфликт — «страхующий клапан системы, позволяющий через последующие реформы и интегративные усилия на новом уровне приводить социальный организм в соответствие с изменившимися условиями».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tsennostnyiy-konflikt/

1. Анцупов, А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология / Анцупов А. Я. Шипилов А. И — 5-е изд. — СПб.:Питер, М.: ЮНИТИ. 2013. — С. — 255.

2. Дмитриев А. В., Сычев А.А. Провокация: социофилософские очерки. Монография /А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. — М.: ЦСПиМ, 2017. — 336 с.

3. Дмитриев А. В. Конфликтогенность внешней трудовой миграции (федеральный и региональные аспекты) // Философские науки. 2015. № 10. С. 36-42.

4. Шарков Ф. И., Сперанский В. И. Общая конфликтология. Учебник для бакалавров, 2013

5. https://knowledge.allbest.ru/

6. http://nlr.ru/.

7. http://www.consultant.ru