Сиротство как социальная проблема

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ отличаются новизной и достаточной сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем.

Социальная значимость исследования данной проблемы заключается в том, что необходимо более глубокое изучение причин и условий возникновения сиротства, без выявления которых, невозможно дальнейшая социализация детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Объектом нашей работы являются дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей.

Проблема социальной помощи детям-сиротам в России пока не совсем готова к современным методам её артикуляции и разрешения — и в социально-практическом, и в теоретическом аспектах. Положение осложняется тем, что формирование принципиально новой системы социальной поддержки и помощи сиротам осуществляется в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, повышения социальной напряженности, резкого усиления социального неравенства и социальной дискриминации, которая усугубляется многочисленными социальными конфликтами. К тому же, до недавнего времени, вопросы социальной защиты детей-сирот в качестве самостоятельной социальной проблемы почти не рассматривались в отечественной науке.

Целью нашей работы является рассмотрение возникновения сиротства и особенности работы с детьми сиротами и детьми оставшимся без попечения родителей.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Изучить особенности возникновения социального сиротства;

)Рассмотреть регламентирующие правовые нормы;

)Осветить социальные технологии поддержки детей-сирот;

)Изучить меры Красноярского края направленные на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7 стр., 3157 слов

Оказание психологической помощи детям в случае развода родителей

... направлениями психологической помощи для детей младшего школьного возраста в ситуации развода родителей включают в себя различные методы, среди которых следующие. Играть терапия - метод психотерапии для взрослых и детей с играми. Основой различных ...

1. Характеристика сиротства как социального явления

.1Понятие социального сиротства

История борьбы с сиротством в России имеет свои особенности. Еще в 879 году в летописи упоминалось, что после смерти родителей заботу о ребенке-сироте несли опекуны — ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Нередко сироты попадали в монастыри. В то время даже появилось понятие «монастырские детеныши». Вспоминаются случаи, когда младенцев оставляли на пороге монастырей или обеспеченных домов. Христианские устои общества не допускали рождение детей вне брака, но отказ от рожденного ребенка считался еще более страшным грехом. Общество презирало таких людей.

Чаще дети становились сиротами в том случае, когда их родители уходили из жизни. И так на протяжении всей истории нашей страны болезни, войны, нищета способствовали развитию сиротства. Государство, церковь и весь общественный уклад в целом становились опорой в жизни осиротевших детей.

К основным видам сиротства относят:

1) собственно сироты — это дети, чьи родители умерли;

2) родителей, отказавшихся от родительских прав;

3) дети родителей, лишенных родительских прав;

4) дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;

) домашние сироты — дети, имеющие родителей, которым не до ребенка, живущего с ним. В лучшем случае, они чужие друг другу, в худшем — находятся в антагонистических отношениях.

На сегодняшний день проблема сиротства по-прежнему актуальны и прогрессивны. Сейчас детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Сегодня дети могут лишиться попечения единственного или обоих родителей по следующим причинам:

1) смерть родителей;

2) лишение или ограничение родительских прав;

) признанием родителей безвестно отсутствующими;

) признание родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), например, в связи с пребыванием в лечебных учреждениях;

) отбывание родителями наказания в виде лишения свободы или нахождения в местах содержания под стражей в связи с подозрением или обвинением в совершении преступлений;

) уклонение от воспитания детей и от защиты их прав и интересов.

Понятие «социальное сиротство» определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное и биологическое сиротство — актуальные проблемы современности.

Основная причина социального сиротства — добровольный отказ родителей, чаще всего матери, от своего несовершеннолетнего ребенка. В основном отказ происходит от новорожденного в родильном доме. Отказ от ребенка подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители могут изменить решение, и ребенка возвратят в семью.

17 стр., 8373 слов

Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами

... два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по ...

Случается принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав, чтобы защитить жизнь и интересы ребенка. Часто это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни или недееспособны.

Известный психиатр В.И. Брутман исследовал множество матерей-отказниц и установил, что во время беременности их видение будущего не связано с ребенком. Он остается «немыслимым» в будущем женщины.

Исследования показали, что основные причины социального сиротства кроются в психической и социальной деградации, низких зарплатах и безработице граждан, вызванных экономическим кризисом и социальной деградацией. Институт семьи по-прежнему не представляет ценности для людей, о чем свидетельствуют многочисленные разводы. Так по статистике в России в 2010 году — составляет 153 406 на 185 969 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2010 год составил 80%.[11]

Последствия социального сиротства бывают разные, но все они оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников разрушается. До 60% воспитанников детских домов составляют дети с тяжелой хронической патологией. Почти 55% детей отстают в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Лишь 4,7% детей-сирот практически здоровы.[11]

Таким образом решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. К этой проблеме должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам.

.2Социально-психологическая характеристика детей-сирот и проблемы их социализации

Говоря о типичных проблемах детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, следует особо подчеркнуть их социальную дезадаптацию, нарушения эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной и ценностной сфер личности, отставание в физическом развитии, наличие нервно-психических расстройств.

Можно выделить два ведущих симптомокомплекса, определяющих высокий уровень психической дезадаптации детей-сирот: эмоционально-волевую неустойчивость и неразвитость коммуникативной сферы. Определяющим фактором, приводящим к дисгармонии личности и психической дезадаптации, является ранняя депривация ребенка. При этом психологическая дезадаптация усиливается при длительном сроке пребывания в детском доме. Так дети, находящиеся в сиротском учреждении с рождения и пребывающие в нем длительное время, отличаются высокой тревожностью, неадекватностью эмоциональных реакций, сниженной активностью и волевой регуляцией. Помимо фактора ранней психической травматизации, негативное влияние на психологическую адаптацию детей-сирот оказывает неконструктивная оценка их личностных особенностей педагогами и воспитателями. Пассивность, эмоциональная изоляция ребенка воспринимаются сотрудниками интернатных учреждений как позитивные характеристики, отражающие дисциплинированность детей и, следовательно, поощряются, в то время как активность, лидерство, творческие проявления, неординарность, эмоциональная открытость подавляются.

17 стр., 8285 слов

По педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении ...

... целевую программу подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни «Построй себя сам», то системное использование разнообразных форм и методов воспитательной работы обеспечат успешность социализации воспитанников интерната в обществе. Воспитание детей-сирот будет успешным, ...

Для детей-сирот характерно нарушение механизмов эмоциональной привязанности. В психологии под привязанностью понимают стремление к близости с другим человеком и желание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого человека, для детей же это — жизненная необходимость. Младенцы, лишенные эмоционального тепла, могут серьезно болеть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, что крайне негативно сказывается на их познавательной активности и интеллекте. Вся внутренняя энергия ребенка уходит на попытки справиться с тревогой и поиски эмоционального тепла в условиях его постоянного дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно интенсивное и эмоционально позитивное общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота со стороны взрослых о физическом и психическом здоровье и недостаточность общения приводят к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

Потребность в привязанности у детей врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Выделяют следующие типы привязанности:

) негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет внимания, даже негативного, провоцируя родителей на наказания и стараясь вызвать их агрессию. Это становится для ребенка единственным подтверждением наличия между ним и родителями хотя бы какой-то эмоциональной связи. Появляется как в результате отвержения, так и гиперопеки;

) амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: привязанность-отвержение, любовь-ненависть. При этом перепады в отношении являются резкими, довольно частыми, сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители сами непоследовательны и амбивалентны в своем отношении к ребенку;

) избегающая-ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив поведения — недоверие и враждебность. Возникает, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым, и чувство горя не пережито полностью, либо если разрыв воспринимается как предательство;

дезорганизованная — ребенок научился выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привя занности в пользу насилия. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности[6].

33 стр., 16131 слов

Проблема социального сиротства в современной России

... исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Попробуем разграничить эти понятия. Дети-сироты – это дети, не достигшие возраста совершеннолетия, у ... нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. 1.2 Истоки и причины социального сиротства Социальное сиротство – это проблема, которая сегодня стала актуальной для многих ...

По мнению Е.Г. Трошихиной, нарушение механизмов эмоциональной привязанности обусловливает такое явление как «множественное материнство». Многие дети-сироты не способны дифференцировать взрослых на своих и чужих. Например, всех женщин, работающих в детском доме или приходящих в качестве волонтеров, они готовы называть «мамой», при этом, оказавшись в новой семье, часто остаются по отношению к приемным родителям эмоционально холодными, отчужденными.

Другая особенность развития воспитанников детского дома выражается в неудовлетворительном состоянии здоровья, низком уровне физического развития, в нарушении деятельности центральной нервной системы (более 50 % воспитанников имеют задержку психического развития), в недоразвитии речи. Выявлено значительное отставание детей из детского дома по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семьях, и по показателям интеллектуального развития.

Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Основой социализации детей-сирот является трудовая подготовка. В связи с этим в образовательных учреждениях трудовое обучения становится индивидуализированным. Применительно к местным условиям сельские дети приобщаются к земле, городские получают различные трудовые навыки. Расширились возможности выбора учреждения для общего и профессионального образования. В 1999 году из детских домов и школ-интернатов для детей-сирот выпущено 7057 человек. Из них поступило в ПТУ 3705 человек, в средние специальные учебные заведения — 2013 и в вузы — 306 человек. На работу было устроено 609 чел.

Воспитание и образование детей-сирот — актуальная социально-педагогическая проблема. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы — апатии, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т.д. Многое из них не умеют жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способности ориентироваться в современной ситуации, в неумении работать, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств и др.

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.

В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в группе «риска» — был бомжем, находился под следствием либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои.

28 стр., 13984 слов

Социальная работа с детьми сиротами

... основы социальной работы с детьми-сиротами. 1.1. Сиротство как социальный феномен и психолого-педагогическая проблема. Поскольку деятельность социального педагога и всей социальной работы с детьми-сиротами в ... Предмет – степень эффективности социальной работы с детьми-сиротами в интернате. Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи дипломной работы: провести теоретический анализ литературы ...

Заболеваемость детей в интернатных учреждениях в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

По сравнению со школьниками из общеобразовательной школы у детей-сирот в 1-4-х классах наблюдается в 5-7 раз чаще нарушение психики. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы — причина различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это усложняет их социальную адаптацию, в том числе школьную.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период жизни ребенка, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников есть психологические проблемы противоположного плана: после эмоционально теплого семейного детства они оказываются без родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс. Нельзя также не учитывать, что, как правило, в детских домах концентрируются подростки, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение, психическое и физическое насилие.

Педагоги стремятся учитывать интересы, нужды и желания детей. Идет перестройка жизни интернатных учреждений по пути создания семейных детских домов, увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям-сиротам. В течение ряда лет успешно работает программа «Дети-сироты», на государственном уровне принято несколько важных правовых документов. Для полноценного физического, психического и социального развития детей изменен возрастной ценз их пребывания в детских домах — от полутора до 18 лет. Создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию.

Сложный процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.

.3 Профилактика социального сиротства

Социальное сиротство — один из самых тяжелых симптомов болезни, поразившей современные российское общество и государство. По статистике, в минувшем году в России было зарегистрировано более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И это только официальные данные.

5 стр., 2225 слов

Родители и дети: права и обязанности

... потенциал развития. Для наглядности составим таблицу из отмеченных ключевых моментов. РОДИТЕЛИ Права Обязанности 1. Произвести детей. 2. Создать среду. 3. Выбрать метод воспитания. 4. Задать ... родители реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить. Соответственно праву ...

Один из наиболее распространенных социальных феноменов, непосредственно влияющих на статистику сиротства — материнское отказничество. Чаще всего оно обусловлено ранней или нежелательной беременностью, неготовностью к материнству или незавидной для матери перспективой — воспитывать ребенка в одиночестве. С отказницами должна проводиться серьезная психологическая работа, и, надо сказать, в большинстве зарубежных стран она давно и успешно проводится. Так, программа предупреждения социального сиротства в Швеции, США и ряде других стран предусматривает наличие при роддомах специальных женских кризисных центров, где с матерями-отказницами работает целый штат опытных психологов и социальных работников. Посетительницы таких центров могут пользоваться их услугами до четырех месяцев. Кроме того, государство обычно предоставляет одиноким матерям крупные ежемесячные пособия, позволяющие им не работать и сидеть с ребенком от трех до одиннадцати лет. В России же подобных методов профилактики раннего социального сиротства до сих пор не существует.

Но это лишь одна из проблем. Кроме психологической реабилитации отказниц мероприятия по профилактике социального сиротства должны включать работу с неблагополучными семьями. Ведь тот факт, что родители не отказались от ребенка сразу и пытаются его воспитывать, еще ни о чем не говорит. Очень часто неготовность родителей к ответственности за своего ребенка проявляется не сразу, а только при столкновении с определенными проблемами: потерей работы, жилья, болезнью одного из родителей. Очень часто подобные кризисные ситуации приводят к грубости и насилию в семье, к родительскому алкоголизму. Дети оказываются на улице или в интернате, пусть даже самом лучшем, но, все же, не способном заменить им семью. Программа по профилактике социального сиротства должна включать взаимодействие с такими семьями на всех стадиях. И сегодня для этого уже делаются некоторые шаги.

Главные пути преодоления социального сиротства:

) стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;

) возрождение духовной культуры нации;

) экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;

) возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения;

) Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;

) Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Профилактикой социального сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются у нас органы опеки и попечительства. Однако нельзя сказать, чтобы эта система работала эффективно. Доставшаяся нам в наследство еще с советских времен, она изначально не была рассчитана на тесное взаимодействие с семьей. Предполагалось, что на конкретную семью должны воздействовать такие общественные объединения как профсоюзы, комсомол, парторганизация — самые тонкие и чуткие (в кавычках) психологи советского государства. Создатели системы не сомневались, что неблагоприятные случаи будут единичными. Существовала даже норма: один инспектор на пять тысяч детей. Разумеется, ни о какой профилактике социального сиротства в подобных условиях и речи быть не могло. Основной акцент делался, и, отчасти, делается до сих пор не на профилактике сиротства, а на содержании и развитии специальных учреждений для детей-сирот, которые, как уже говорилось выше, по определению не способны заменить ребенку семью.

13 стр., 6383 слов

Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

... что указывает на необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы. Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества ...

Сегодня, как на государственном уровне, так и в среде наиболее инициативных общественных организаций, предпринимаются определенные попытки профилактики сиротства и безнадзорности, однако о полной ликвидации социального сиротства как явления говорить еще очень преждевременно. К примеру, не так давно правительством Москвы был принят проект о профилактике социального сиротства. Одно из основных положений этого документа предполагает тщательное выявление неблагополучных семей и оказание им адресной помощи, психологической и материальной. Выявление неблагополучных семей должно входить в обязанности сотрудников всех учреждений, работающих с населением — милиции, детского сада, школы. С департаментом семейной политики может связаться каждый, кому что-либо известно о таких семьях.

Помимо государства в деле преодоления социального сиротства огромную роль играют общественные организации. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам насилия в семье или находящимся в условиях социальной депривации. В 2010 году стартовала Общенациональная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми и нарушению прав ребенка.

Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. Однако, такая работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно.

Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения родителей, для тех, кто готов их усыновить, сегодня предусмотрены специальные льготы и много делается для упрощения самой процедуры усыновления. В частности, с недавних пор успешно действует такая практика возмездной опеки над детьми-сиротами как приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.

Таким образом, сиротство — одна из сложных проблем нашего общества. Дети, попавшие в эту категорию, не развиваются полноценно, что влечет за собой изменение в психики. Значительные преобразования происходят в социальной сфере личности: круг общения уменьшается, происходит градация на своих и чужих. Ребёнок чувствует себя никому не нужным, что влечёт за собой пагубные последствия.

сиротство интернатный социализация

2. Социальная защита детей сирот

.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот

12 стр., 5830 слов

Современные формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

... раскрыть сущность понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; ознакомиться с формами устройств детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы работы с детьми-сиротами; рассмотреть и охарактеризовать гражданско-правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их разграничения, ...

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важным направлением государственной социальной политики. В соответствии с нормами российского и международного законодательства, основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию ребенка несут семья и государство. Если родители в силу жизненных обстоятельств не справляются со своими обязанностями, либо уклоняются от их выполнения, то государство становится безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по его защите и обеспечению.

В настоящее время защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и попечительства, действующие на муниципальном уровне, а ее правовое регулирование реализуется посредством Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (2008 г.), ряда постановлений Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с действующим российским законодательством жизнеустройство детей-сирот осуществляется путем передачи их в другую семью или в государственные учреждения (дома ребенка, детские дома, психоневрологические интернаты и др.).

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Важнейшие задачи органов опеки и попечительства- это обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов.

К компетенции органов опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений по следующим вопросам:

) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;

) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;

) о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

) об опеке, попечительстве;

) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;

) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;

) о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного;

) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;

) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;

) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;

) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.

Основой работы по защите прав ребенка является взаимодействие органа опеки с семьей (как биологической, так и замещающей).

Такое взаимодействие должно быть закреплено юридически, с четким установлением прав и обязанностей сторон — родителей, замещающей семьи, уполномоченной службы органа опеки, которая необходима для предоставления необходимых услуг обеим семьям.

Органы опеки и попечительства составляют план по защите прав ребенка, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией).

План составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План утверждается районной комиссией по защите прав детей.

Предполагается, что все действия по защите прав ребенка планируются органом опеки, осуществляются силами специалистов уполномоченных служб, а затем оцениваются и пересматриваются органом опеки, с учетом результатов и меняющихся обстоятельств.

Очевидно, что такая работа не может осуществляться исключительно силами административных сотрудников органа опеки и попечительства и требует привлечения широкого круга профессионалов, т.е. создания специальных уполномоченных организаций, образующих систему социально-педагогических и реабилитационных служб, оказывающих профессиональную помощь и услуги детям и семьям.

В соответствии с возложенными на них задачами уполномоченные службы (учреждения):

) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, заключают договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату;

) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);

) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя;

) готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

) заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя в объеме, установленном в плане по защите прав ребенка;

) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание;

в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;

) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;

) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности — в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи; проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;

) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;

) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации;

) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;

) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.

Также присутствует модель «пошаговой» деятельности уполномоченных организаций по практической социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, либо относящимися к группе риска по социальному сиротству:

Выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Первичное обследование детей и их семей для планирования форм защиты.

Составление плана обеспечения безопасности ребенка.

Осуществление патроната над ребенком в семье.

Текущая оценка семьи, достижение изменений в семье.

Временное устройство ребенка в уполномоченное учреждение, а затем в семью.

Устройство ребенка в новую семью на постоянной основе (при невозможности).

Деятельность органов опеки и попечительства в нашей стране основана на использовании модели процессного управления. Основу подхода составляет единый процесс ведения дела каждого ребенка системой профессиональных служб. Они обеспечивают потребности ребенка на каждом этапе — от момента выявления кризиса в семье до снятия с учета, в ситуации, когда ребенок больше не нуждается в помощи.

В функции органа опеки входят принятие решения о мерах и формах защиты прав ребенка, пересмотр и оценка эффективности результатов соблюдения исполнительных форм процессуального производства в отношении правовой поддержки детей. При этом организации, уполномоченные органа опеки, профессионально обеспечивают подготовку и реализацию данных решений.

Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на следующих системных принципах в рамках теории систем:

) Системность — организация системы социальной защиты как системы, включающей в себя взаимодействующие друг с другом подсистемы, каждая из которых выполняет свою, законодательно закрепленную функцию.

) Приоритетность — направленность на соблюдение прав и улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, прежде всего, создание для них благоприятных условий развития.

) Комплексность — разработка оценки принимаемых и реализуемых решений с учетом экономических, социальных, политических и других аспектов.

) Непрерывность и своевременность — постоянство деятельности в рамках социальной защиты детей-сирот и детей, отвечающей современным требованиям, обязательность контроля и оценки, позволяющих своевременно корректировать процесс.

) Перспективность — долгосрочность и стратегическая обоснованность решений в рамках региональной системы социальной защиты детей-сирот.

) Индивидуальность и адресность — учет индивидуальный особенностей и потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе принятия решений. [1,2,3].

Одной из важнейших задач социальной политики государства и его регионов на сегодняшний день является совершенствование системы социальной защиты детей-сирот.

Система социальной защиты детей-сирот в условиях институционализации (воспитание ребенка в учреждениях) и деинституционализации (воспитание ребенка в семье) это альтернатива родительской заботы, осуществляемая государством, органами местного самоуправления, обществом в целом и гражданами в отдельности и направленная на обеспечение прав и интересов ребенка и обеспечение его гарантий.

.2 Меры поддержки детей-сирот в Красноярском крае

В Красноярском крае осуществляются следующие меры поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые регламентируются Законом Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка»

Это обучение на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в учреждения высшего профессионального образования

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в учреждения высшего профессионального образования без взимания платы.

Для обучения на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования с соответствующим заявлением.

К заявлению прилагаются следующие документы:

копия аттестата об основном общем или среднем (полном) общем образовании;

копия документа, удостоверяющего личность;

документы, подтверждающие факт утраты родительского попечения.

Расходы курсов по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возмещаются краевыми государственными образовательными учреждениями, в которых дети обучаются (воспитываются), в размере стоимости обучения на курсах, установленном образовательными учреждениями.

Также осуществляется проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до места нахождения образовательного учреждения

При поступлении в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных образовательных учреждениях, имеют право на проезд до места нахождения образовательного учреждения и обратно в пределах Красноярского края за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете доходов и расходов краевого государственного образовательного учреждения, для обучения на подготовительных отделениях (курсах), поступления, на следующих видах транспорта: железнодорожном (поезд и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности); водном (места III категории); автомобильном (общего пользования), кроме такси; авиационном (экономический класс) при отсутствии железнодорожного, автомобильного и водного сообщения.

Также даётся право на получение бесплатного второго начального профессионального образования.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на получение второго начального профессионального образования в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования без взимания платы.

Для получения второго начального профессионального образования дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются в учреждения начального профессионального образования с соответствующим заявлением.

К заявлению прилагаются:

документы государственного образца об уровне образования;

копия документа, удостоверяющего личность;

документы, подтверждающие факт утраты родительского попечения;

справка медицинского учреждения установленного образца с заключением врача о профессиональной пригодности, карта прививок;

сведения о наличии закрепленного жилого помещения;

необходимое количество фотографий.

При подаче заявления дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, пенсионную книжку, копии решения суда о взыскании алиментов.

Также осуществляется содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных учреждениях

Содержание и обучение:

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных учреждениях (за исключением обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях);

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающихся, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя — осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

В период обучения по очной форме в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

Также предполагается помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при окончании образовательных учреждений.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, при выпуске обеспечиваются этими образовательными учреждениями одеждой и обувью по нормам, установленным Законом края от 5 июля 2005 года № 15-3672 «Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях», а также:

единовременным денежным пособием в размере 200 рублей — при условии продолжения обучения по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования;

мягким инвентарем и оборудованием по нормам, установленным законом края, и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей — в иных случаях.

Осуществляется выплата стипендии студентам, обучающимся в краевых государственных учреждениях начального и среднего образования

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в краевых государственных учреждениях начального и среднего образования, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Даётся временное бесплатное питание и проживание выпускников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в данных учреждениях

Выпускники краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

Выплачивается денежная компенсация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Краевые государственные учреждения начального и среднего профессионального образования выплачивают по желанию обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении в указанных учреждениях, денежную компенсацию взамен одежды, обуви, бесплатного питания, исходя из полной их стоимости:

) питание -182,54 руб. в день;

) одежда, обувь- 37117,64 руб. в год для юношей;

) одежда, обувь -38788,37 руб. в год для девушек;

) одежда, обувь,- мягкий инвентарь, оборудование для выпускников (юношей) — 51665,23 руб.;

) одежда, обувь, мягкий инвентарь, оборудование для выпускников (девушек) -55030,74 руб.

При этом в зависимости от географического положения муниципального образования края применяются корректирующие коэффициенты в размере от 1,00 до 2,03.

Также происходит Обеспечение выпускников одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием

По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация для приобретения необходимых предметов или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение банка или иной кредитной организации Российской Федерации.

Также может представиться академический отпуск.

При предоставлении обучающимся в краевых государственных учреждений начального и среднего профессионального образования — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период академического отпуска полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия.

Также предоставляется бесплатный проезд на транспорте.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в краевых государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются данными учреждениями бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей бесплатным проездом осуществляется с учетом следующих условий:

)для проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) — из расчета 115 дней в году с учетом сложившихся цен на проезд в городском, пригородном, внутрирайонном транспорте на одного ребенка (для выезда на занятия в учреждения дополнительного образования детей, для участия в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, в выходные, каникулярные, праздничные дни и другое);

)для проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в учреждения начального и среднего профессионального образования — с учетом сложившихся цен на проезд в междугородном транспорте (железнодорожном (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности), водном (места III категории), автомобильном (общего пользования), а также авиационном (экономический класс) при отсутствии железнодорожного, автомобильного и водного сообщения).

Также выдаются деньги на личные расходы.

С 2008 года в крае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящимся на полном государственном обеспечении в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, ежемесячно выдаются денежные средства на личные расходы в размере:

рублей — в возрасте от 7 до 14 лет,

рублей — в возрасте от 14 до 18 лет.

Также происходит обеспечение прав детей на жилое помещение.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания под опекой (попечительством), в приемных семьях, в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Происходит материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой

у приемных родителей.

Опекунам (попечителям), приемным родителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выплачиваются денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря в размере стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, которыми обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных образовательных учреждениях.

Для расчета денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря применяются корректирующие коэффициенты в зависимости от географического положения муниципального образования края в размере от 1,00 до 2,03.

Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на подопечных:

) родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и других случаях);

) находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности.

Для получения денежных средств на ребенка опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства с опекаемым ребенком:

) заявление о назначении денежных средств;

) копию свидетельства о рождении ребенка;

) копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, свидетельство о смерти и другие);

) документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с опекуном (попечителем);

) выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства);

) справку органа социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия.

Происходит обеспечение продуктами питания или выплата денежной

компенсации на приобретение продуктов питания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей при их временной передаче в семьи граждан.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях могут быть временно переданы в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законодательством.

При временной передаче в семьи граждан дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, обеспечиваются продуктами питания по нормам, установленным законом края от 5 июля 2005 года № 15-3672 «Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях», или им выплачивается денежная компенсация на приобретение продуктов питания в размере их полной стоимости.

Таким образом, социальная работа в сфере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет комплексный характер: предоставляются различные меры, проводятся экспертные и консультационные услуги, осуществляются проекты направленные на предотвращение социального сиротства.

Заключение

В стране присутствует система социальной и психологической поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которая работает должным образом.

Сиротство — одна из сложных проблем нашего общества. Дети, попавшие в эту категорию, не развиваются полноценно, что влечет за собой изменение в психики. Значительные преобразования происходят в социальной сфере личности: круг общения уменьшается, происходит градация на своих и чужих. Ребёнок чувствует себя никому не нужным, что влечёт за собой пагубные последствия.

Меры направленные на поддержку детей-сирот в Красноярском крае очень ярки — охватывают полный спектр нужд, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная работа в сфере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет комплексный характер: предоставляются различные меры, проводятся экспертные и консультационные услуги, осуществляются проекты направленные на предотвращение социального сиротства.

Профилактика социального сиротства в России — это, прежде всего, создание различных фондов, которые в свою очередь будут разрабатывать, и внедрять региональные и муниципальные модели профилактики социального сиротства, разрабатывать и внедрять профилактические услуги для семьи и детей, реализовать образовательные программы, оказывать экспертные и консультационные услуги, осуществлять проекты, направленные на остановку роста социального сиротства в России. Только такими способами Россия сможет преодолеть такое кризисное состояние, как социальное сиротство. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов — ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи детям-сиротам, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав сирот, гарантировать возможности их успешной адаптации в обществе.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnoe-sirotstvo/

Основная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnoe-sirotstvo/

1)Развитие методических основ построения региональной системы опеки и попечительства субъекта РФ [текст] / Гасанов Н.А.: Автореф. Канд. Экон. Наук: (12.02.07).

— СПб. : СПбГУФЭ, 2007. — 23с.

2)Социальная защита детей сирот как фактор обеспечения демографической безопасности (монографии) [текст] / Гасанов Н.А., Константинова Н.Н. / Центр региональной экономики СПбНЦ РАН и Правительства Ленинградской области. — СПб, Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006. — С.18-22.

)Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [текст] / Т.В. Шипунова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — с. 55-96

)Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров [текст] / Е.И. Холостова. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — с. 514-580.

)Социальная работа с семьей и Детьми [текст] / Э.И.Тюрина, Н.Ю. кучкова, Е.А, Пенцова: Издательский центр «Академия»,2009г — с146-156

Дополнительная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnoe-sirotstvo/

)Хмурое утро: проблемы детей-сирот в России// Российская Федерация [текст] / Черняк А.В., 2000. — №7. — С.41-43.

7)Исторический обзор проблемы сиротства в России // Социальная педагогика [текст] / Кобелева В.Г, 2006. — №5. — С. 13-21.

)Федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс].

)Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс].

10)Федеральная служба государственной статистики

11)Адаптированность выпускников интернатных учреждений для детей-сирот в открытом социуме: социально-психологические аспекты [текст] / Т. Н. Павлычева. — журнал «Отечественный журнал социальной работы». — 2012. — № 3. — с. 142-153.

)Социология : учебник для бакалавров [текст] / О.Г. Бердюгина, В. А. Глазырин, А.В. Грибакин [и др.] ; отв. ред. В.А. Глазырин. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 400 с. — Серия :Бакалавр. Базовый курс.

13)Гасанов Н.А. Оптимизация финансирования системы опеки и попечительства // Материалы 8-ой межвузовской конференции «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» [текст]. — СПб: СПбГИЭУ, 2006. — С.41-45.

14)Сайт правительства России [Электронный ресурс].

)Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс].

16)Проблема отказов от новорожденных детей. // Социальная работа [текст] / Трушкина С.Н. № 3, 2006.

)Доклад Правительства РФ «Положение детей в Российской Федерации» [текст]: Российская газета. — 2006г