Курсовая работа социальное сиротство в россии

Ведение.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшим­ся без попечения родителей, является важнейшим направ­лением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

Очень остро стоит вопрос о сильнейшей правовой незащищенности подростков, возможности самых разнообразных злоупотреблений (инъекции психотропных препаратов в качестве наказания, сексуальная эксплуатация, неконтролируемости расходования выделяемых на содержание ребенка бюджетных средств, махинации с сиротскими льготами на жилплощадь и т.п.).

Все большую актуальность приобретают идеи создания учреждений социальной защиты с нормальным психологическим климатом в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию свободного и творческого развития.

Понятие сиротства.

Сиротство как социальное явле­ние существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое соци­альное сиротство, когда дети лишаются попечения родите­лей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего роди­тели отказываются от ребенка или устраняются от его вос­питания.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относятся так же дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют никакой заботы о своих детях

Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения).

Социальные сироты – это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т. е. сироты при живых родителях.

16 стр., 7837 слов

Сиротство как социальная проблема

... работы является рассмотрение возникновения сиротства и особенности работы с детьми сиротами и детьми оставшимся без попечения родителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: Изучить особенности возникновения социального сиротства; )Рассмотреть регламентирующие правовые нормы; )Осветить социальные ...

Однако только с середины XX века социальное сирот­ство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.) В Рос­сийской Федерации социальные сироты составляют абсо­лютное большинство детей, оставшихся без попечения ро­дителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

В последние годы в России все громче заявляет о себе «скрытое» социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нрав­ственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности, В силу не­совершенства системы учета, высокой динамики роста чис­ла детей, утрачивающих попечение родителей, точное ко­личество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране назвать вряд ли возможно. По некоторым подсчетам оно составляет от 500 до 700 тыс., что во численности равно населению среднего города. Ос­новные причины современного сиротства состоят в следую­щем: во-первых, это добровольный отказ родителей от свое­го ребенка, как правило, вскоре после его рождения — в легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, «забытые» в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих, утеря родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к ха­отической миграции.

В отечественном законодательстве выделяются катего­рии «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения ро­дителей». К числу детей-сирот относятся те, у которых умер­ли оба или единственный родитель. К числу детей, остав­шихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособны­ми (ограниченно дееспособными), находящимися в лечеб­ных учреждениях, объявлением их умершими, отбывани­ем ими наказания в учреждениях, исполняющих наказа­ние в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от вос­питания детей или от защиты их прав и интересов, отка­зом родителей взять своих детей из воспитательных, ле­чебных учреждений, учреждений социальной защиты на­селения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попе­чения родителей в случаях их смерти (ст. 121 СК).

Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Государство вынуж­дено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содер­жание, однако главной проблемой в данном случае явля­ется социализация детей как вне семьи, так и в новых се­мьях (опекунских, приемных — т. е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями).

Основ­ное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключа­ется в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

13 стр., 6383 слов

Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

... что указывает на необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы. Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества ...

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, возлагается на органы опеки и попечи­тельства, которыми являются органы местного самоуправ­ления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст.121—125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53, 60, 62), Федеральный закон РФ от 04.12.96 «Принципы, содержание и меры государ­ственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и отраслевым законодательством. В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92 №543) су­ществует целевая программа «Дети-сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки де­тей, лишившихся попечения родителей, к самостоятель­ной жизни в современной социально-экономической обста­новке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреж­дений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

На органы опеки и попечительства возлагаются обязан­ности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и об­разования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочере­ние, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие уч­реждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попе­чения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Усыновление (удочерение) ребенка — это государствен­ный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по за­кону существуют между родителями и детьми. Усыновлен­ные дети утрачивают личные неимущественные и имуще­ственные права и обязанности по отношению к своим ро­дителям (родственникам).

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоро­вья и т. д.).

Разница в возрасте между усыновителем и усы­новленным должна быть не менее 16 лет, однако по причи­нам, признанными судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возрас­та 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденным Постановлением Правительства РФ 15.09.95 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усынов­ления — уголовное преступление (ст. 155 УК РФ).

12 стр., 5830 слов

Современные формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

... понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; ознакомиться с формами устройств детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы работы с детьми-сиротами; рассмотреть и охарактеризовать гражданско-правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их ...

Уголов­ным преступлением также является незаконное усыновле­ние (ст.154. УК РФ).

Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов

остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В по­следнее время отмечается рост числа усыновлений иност­ранными гражданами. Только в 1994 г. за рубеж было пе­редано 2312 детей (3,3% от усыновленных и взятых под опеку внутри страны).

Приступая к работе по усыновлению, социальный ра­ботник должен получить полную информацию по следую­щим вопросам: готов ли ребенок психологически и соци­ально к усыновлению; усыновляется ли он законным пу­тем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновле­ние сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; суще­ствует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

Кроме того, необходимо уделить внимание и подготов­ке усыновителей, т. е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отве­чает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимуществен­но на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кро­ме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адапта­ционный период, длительность которого зависит от инди­видуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а роди­телей к особенностям детей (особенно тогда, когда усынов­ляют бездетные граждане).

Важную роль играют семейный уклад, отношения, экономические возможности. И, нако­нец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребен­ка в случае возможного неудачного усыновления.

Опека (попечительство) — форма устройства детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, на­ходящиеся под попечением, не вправе совершать самосто­ятельно (ст.32, 33 ГК РФ).

Обязанности по опеке (попечи­тельству) исполняются безвозмездно. На содержание ре­бенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) он может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опе­кун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоро­вье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать об­щению ребенка с его родными и близкими. Закон предусмат­ривает защиту детей от возможных злоупотреблений со сто­роны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении иму­ществом подопечного (ст.37 ГК РФ).

8 стр., 3712 слов

Президентская программа «Дети России»

... было постановлено: 1. Утвердить федеральную программу "Дети России" в качестве президентской программы в составе следующих целевых программ: "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи" и ... помощи, ликвидации задолженностей по пенсиям и заработной плате, выводу страны из кризиса. О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" В целях улучшения положения детей ...

Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государ­ство должно осуществлять постоянный надзор за условия­ми жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

Приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и при­емными родителями о передаче ребенка (детей) на воспи­тание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установлен­ный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой се­мье должно быть не более 8 детей. Приемные родители вы­полняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут воз­никнуть в случае усыновления приемных детей. Государ­ство и ораны местного самоуправления выделяют денеж­ные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обя­заны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять конт­роль за выполнением возложенных на приемных родите­лей обязанностей по содержанию, воспитанию и образова­нию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усы­новлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребен­ка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитыва­ется от 5 до 10% детей-сирот.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или вос­питываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, со­циально-реабилитационные центры помощи детям, остав­шимся без попечения родителей, социальные приюты); уч­реждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреж­дения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специ­ализированные интернаты для детей с физическими и ум­ственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом — это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

20 стр., 9642 слов

Социально-педагогическая поддержка профессионального становления ...

... становление", "дети-сироты", "социально-педагогическая поддержка"; . выявить типичные проблемы, характерные для профессионального становления студентов из числа детей-сирот; . провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот; . разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления ...

Несмотря на то, что в данной области происходят за­метные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребен­ка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что ли­шение материнской заботы ведет к задержке развития ре­бенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка — дошкольный детский дом — детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитыва­ющиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. В 1994 г. лишь 15% выпускников детских домов и интернатов по­ступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному месту, изолированность детских домов, усиливают зависи­мость детей от учреждения и не способствуют формирова­нию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускни­ки интернатных учреждений не имеют элементарных бы­товых навыков: приготовить поесть, купить что-либо, организовать свободное время и т. д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающи­мися в сиротских учреждениях. Поэтому при организации новых детских домов, перестройке воспитательного про­цесса следует уделять внимание таким задачам, как при­ведение детского дома в соответствие нормативам для оп­ределенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы; создание социального и эмоцио­нального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями», поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями; развитие у детей умений, бытовых и об­щественных навыков, необходимых в будущей самостоя­тельной жизни. Не менее важно решать вопросы прожива­ния и трудоустройства будущих выпускников.

Сиротство — это перманентная социальная проблема. Решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух на­правлениях: профилактика социального сиротства (эффек­тивная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т. д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

2 стр., 918 слов

Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни

... Все лекарственные средства для новорожденных и детей в возрасте до 1 года готовят в асептических условиях. Упаковка для лекарственных средств должна обеспечивать их стерильность в пределах срока годности. Заключение Таким образом, проблема обеспечения стерильности лекарственных форм для новорожденных и детей до 1 года ...

Социальные программы и фонды оказания помощи сиротам.

Существуют фонды которые оказывают помощь беспризорным детям исиротам как у нас в России, так и за рубежом

Из зарубежных фондов самые распространенные такие как Фонд Ротари , Фонд Сабре, Сеть Фондов Сороса

Из российских одним из известных является Фонд «Содействия». Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд “Содействие” создан 18 декабря 1991г. группой граждан, обеспокоенных положением детей-сирот в Санкт-Петербурге.

Целью Фонда “Содействие” является безвозмездная поддержка детей сирот и семей их опекунов и попечителей.

Задачами Фонда “Содействие” являются:

  • содействие детям сиротам в получении образования, проведение отдыха, услуг по лечению;

  • содействие в правовой защите детей сирот;

  • организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за пределы России;

  • содействие государственным организациям в защите прав детей сирот;

  • привлечение добровольных пожертвований;

  • установление и развитие связей с аналогичными организациями а Российской

Социальные программы Фонда “Содействие” являются:

«Правовая защита»

Целью программы является организация бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей, многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам с детства. Программа предусматривает создание Юридического представительства Фонда «СОДЕЙСТВИЕ» с привлечением к работе в нём профессиональных юристов.

«Поддержка»

Целью программы является оказание моральной, материальной, правовой и других видов помощи детям-сиротам, воспитанникам детских домов и детям, находящимся на попечении, а также привлечение внимания общественности к проблемам детей-сирот.

«Ночлежка»

Цель программы: профилактика беспризорности и правонарушений, совершенных детьми, привлечение общественности и средств массовой информации к обсуждению и решению проблем беспризорных детей. Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей, оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных благотворительных организаций для реализации этой программы.

«Здоровье»

Целью программы является содействие поддержанию и укреплению физического и психического здоровья детей сирот, профилактика простудных заболеваний и гриппа в осенне-зимне-весенний период, пропаганда здорового образа жизни и привлечение детей сирот к занятиям физической культурой и спортом. Программа предусматривает приобретение для детей сирот профилактических средств (витаминные комплексы, пищевые добавки и т.д.), а так же оплата занятий в спортивных секциях и клубах.

«Помощь»

Целью программы являются оперативная материальная и другая помощь семьям опекунов детей–сирот и многодетным семьям. Привлечение общественного мнения, через средства массовой информации к проблемам детей-сирот и многодетных семей, помощь в поиске спонсоров для многодетных семей.

5 стр., 2404 слов

«Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития»

... его поведение в будущем. Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в ... плана действий. Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные ... с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в ...

«Солнце для всех»

Цель программы оказание помощи опекунам детей сирот в организации отдыха детей-сирот в летних оздоровительных лагерях. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот путевок в летние оздоровительные лагеря.

«Завтра в школу»

Цель программы помощь опекунам детей сирот в подготовке детей к новому учебному году. Программа предусматривает приобретение для детей-сирот школьных принадлежностей, учебников, спортивной формы и обуви.

«Праздник в каждой семье»

Цель программы создание атмосферы праздника для детей сирот в дни празднования Новогодних и Рождественских праздников, создания условий при которых ребенок сирота не чувствовал бы себя человеком второго сорта. Программа предусматривает вручение детям новогодних подарков и организацию праздничных мероприятий в дни зимних каникул.

«Соучастие»

Цель программы оказание психологической, юридической и материальной поддержки бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов. Программа предусматривает помощь в приобретении специальности и трудоустройстве.

«День рождения – Праздник детства»

Цель программы: оказание помощи опекунам детей сирот в организации празднования Дня рождения опекаемого ребенка. Программа предусматривает оказание опекунам детей сирот единовременной материальной помощи для организации праздника и приобретение подарка ко Дню рождения опекаемого ребенка.

Оказание помощи беспризорным детям и сиротам Русской Православной церковью.

Русская Православная Церковь также принимает участие в помощи беспризорным детям и детям-сиротам. Одним из направлений такой деятельности является посещение государственных детских домов и приютов. Священники беседуют с детьми, рассказывают им о вере и Церкви, крестят желающих. К церковным праздникам, особенно к Рождеству Христову и Пасхе, для детей устраиваются праздничные представления, им раздают подарки. Там, где возможно, организуются экскурсии с посещением монастырей, храмов и православных святынь. Иногда удается приобщить детей к каким-то видам деятельности при храме или принять в воскресную школу.

Другое направление — создание детских домов и приютов на базе приходов и монастырей. На этом пути церковным структурам приходится сталкиваться с огромными трудностями. Основная группа проблем связана с недостатком помещений и финансирования. Даже для небольшого приюта необходимо отдельное здание или часть здания, где могли бы разместиться спальни, комнаты для занятий и игр, туалет, душ и другие помещения. Даже при наличии такого здания, что бывает далеко не всегда, его ремонт и переоборудование под приют стоит огромных денег. Большие средства необходимы и для обеспечения функционирования приюта. Однако даже в тех случаях, когда удается каким-то образом решить материальные проблемы, найти спонсоров, возникают почти непреодолимые бюрократические сложности с официальной регистрацией приютов. Необходимо получить разрешение нескольких комиссий, которые, руководствуясь формальными инструкциями, придираются к малейшим отклонениям от предписанных норм, в то время как государственные детские учреждения в большинстве случаев функционируют с гораздо более серьезными нарушениями.

8 стр., 3916 слов

Общество как субъект социальной жизни

... социальный институт общество группа 3. Социальные группы и общности Понятие «социальная группа» является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как ... (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты ...

Данное положение приводит к тому, что многие церковные детские приюты существуют на нелегальном положении, не получая никакой поддержки от государства. Лишь в некоторых случаях приютам, созданным церковными организациями, удается получить официальный статус и государственное финансирование.

Еще один вид работы церковных учреждений с бездомными детьми — создание социальных станций, где дети могут пообедать, пройти медицинский осмотр и санитарную обработку, получить психологическую помощь. Работники таких станций пытаются также вернуть детей в семью или устроить в приюты.

Какой бы ни была форма помощи социально осиротевшим детям, свою важную задачу работники церковных организаций видят в том, чтобы духовно «отогреть» попадающих к ним детей, подготовить их к самостоятельной жизни, помочь им обрести духовную и нравственную опору через приобщение к Церкви.

Истоки социального сиротства в России.

Проблема детей-сирот приобретает все большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

Налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; «крушение гуманизма», итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение надиндивидуальных форм культуры — от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства. населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» масс культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания — серьёзнейшая проблема современной педагогической науки Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить»

Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и детства.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них — сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие:

— добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

— принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

  • смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Пути преодоления социального сиротства. Назовем главные:

1. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

2. Возрождение духовной культуры нации.

3. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

4. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения.

5. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

6. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Заключение.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран.

Сиротство — это перманентная социальная проблема. Решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух на­правлениях: профилактика социального сиротства (эффек­тивная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т. д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.