Социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот

Содержание скрыть

Существующая на протяжении многих десятилетий и в настоящее время система призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России является системой изоляции и отдаления их от реальной жизни общества. Такое положение приводит к социальной депривации у детей и подростков, отсутствию умений самостоятельно строить свою будущую жизнь, поддержанию сиротства как явления, а не его ликвидации. Одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот является подготовка их к самостоятельной жизни.

Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что комплекс проблем, существующих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости.

Вместе с тем, в немногочисленных публикациях по вопросам подготовки к жизни детей-сирот, проблема их жизненного и профессионального становления в системе высшего профессионального образования остается практически вне сферы научных интересов.

Недостаточно полно раскрыт механизм социально-педагогической поддержки в данном процессе, не разработаны условия, формы и методы жизненного и профессионального становления детей-сирот в условиях высшего учебного заведения.

Таким образом, анализ литературы позволяет сформулировать ряд противоречий между:

  • необходимостью разработки и внедрения социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот в вузе и недостаточным научно-теоретическим и практическим обеспечением решения этой проблемы;
  • необходимостью предоставления каждому студенту из числа детей-сирот возможностей для саморазвития и самореализации и недостаточностью условий, необходимых для этого.

В работе педагогов, психологов нашли отражения аспекты жизненного и профессионального становления личности детей-сирот. К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С Я. Батышев, Н.Э. Касаткина, В.А. Поляков, М.Н. Скаткин, БД. Симоненко, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова в своих исследованиях обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального самоопределения. Психологические вопросы жизненного и профессионального самоопределения школьников освещались в трудах ЕЛ. Авдуевской, ТА. Араканцевой, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, А.М. Кухарчук, ИВ. Михайлова, Н.С. Пряжникова, И.Н. Сухарева, Б.А. Федоришина, Д.И. Фельдштейна.

Особенности психологического развития личности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения раскрыты в исследованиях Н.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Б. Холмогоровой и других, где показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа чаще формируется депривированная личность, без структурированного психологического будущего, характеризующаяся несформированностью внутреннего психического плана действий.

28 стр., 13984 слов

Социальная работа с детьми сиротами

... социальной работы в интернатах в настоящее время; выявит взаимосвязь между созданными педагогическими условиями сопровождения воспитанников интерната и качеством социальной адаптации и интеграции в общество детей ... Проблемами профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образования ...

С учетом изложенных данных был сделан выбор темы исследования ВКР «Социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот».

Объект исследования, Предмет исследования

Цель — определить условия социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Гипотеза исследования, Задачи исследования:

1. уточнить понятия «профессиональное становление», «дети-сироты», «социально-педагогическая поддержка»;

. выявить типичные проблемы, характерные для профессионального становления студентов из числа детей-сирот;

. провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот;

. разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Методы исследования:, Теоретико-методологическую основу исследования, База исследования:

Глава 1. Теоретические основы профессионального становления личности

1.1 Сущность профессионального становления личности

Процессы профессионального становления являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью.

Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, психологии, так и в педагогике, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна.

В современном общепринятом научном понимании «становление — философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход в другое, приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию» [16].

Чаще всего становление характеризуется в неразрывной связи с развитием или формированием, объединяя, и даже подменяя эти термины друг другом, в особенности, если речь идёт о становлении и развитии личности. Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении её с категориями «развитие» и «формирование» [37].

Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения материальных и идеальных объектов.

Формирование личности — процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растёт целостность её психологической организации, накапливается новый потенциал развития [4, 35].

6 стр., 2716 слов

Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения

... профессии другим. 3.Профессионализм личности педагога профессионального обучения Профессионализм личности и деятельности - ... становление настоящего профессионала и его профессионализм закономерно сопровождается личностно-профессиональным развитием специалиста. Личностно-профессиональное развитие, по мнению В.А. Сластенина -это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные ...

В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Например, Т.В. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса — профессиональное самоопределение [10, 30].

Т.В. Зеер трактует «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [16].

Важно подчеркнуть, что почти всеми учеными, занимающимися проблемой профессионального развития, признается, что человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. Из этого следует, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека [10, 11].

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит человек в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.

Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым:

оптант — фаза выбора профессии;

адепт — человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её;

адаптант — привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;

интернал — опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;

мастер, авторитет, наставник [16].

Т.В. Зеер выделяет четыре стадии профессионального становления личности:

. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.

. Профессиональная подготовка или обучение: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и интересы к будущей профессии. Вторая стадия — это, прежде всего, обучение в высшем учебном заведении. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности.

9 стр., 4349 слов

Личность как субъект профессиональной деятельности

... всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответ­ствии с принципом «человек человеку— друг, товарищ ... ­выки, требующихся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности. Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его ... изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные воз­растные, половые, профессиональные и ...

. Профессионализация или профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

. Мастерство, частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения профессиональным мастерством всё большую привлекательность приобретает сама деятельность [16].

социальная педагогическая поддержка сирота

Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы:

.профессиональное становление личности — это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности.

2.профессиональное становление предполагает использование совокупности приёмов социального воздействия на личность, её включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств.

.источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности.

.профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста.

.на профессиональное становление могут отрицательно влиять факторы различного характера. Нас же интересуют личностные особенности профессионального становления студентов из числа детей-сирот, о которых мы будем говорить далее.

1.2 Проблемы профессионального становления студентов из числа детей-сирот

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель; к числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.

17 стр., 8373 слов

Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами

... В Казахстане ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч – в 16 лет, 36,7 тысяч – в 17 лет. Удельный вес детей, ... находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии ... формирования личности подрастающего человека. Анализ состава детского контингента в учреждениях показывает, что в них обладают дети, чьи ...

Дети-сироты — проблемная группа и не только в психологическом плане, лишены эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение, это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции [9, 28].

Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии — невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам, в том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда [14, 29].

Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что комплекс проблем, существующих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождает их и в высшем учебном заведении, куда они поступают и в дальнейшем, способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости и тревожности [28, 40].

Одна из причин подобного положения кроется в несформированности у выпускников детских домов и интернатов системы ценностей и ценностных ориентаций, включая систему социальных ценностей [13, 18].

Ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностей напрямую связана с направленностью личности, определяет ее содержательную сторону и составляет основу мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир, отношений к другим людям, к себе, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [10].

Процесс формирования ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка имеет особое значение для социального развития ребенка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе [33].

Таким образом, на начальных этапах, определяющих успех профессионального становления личности в будущем, выпадает важнейшее звено профессионального самоопределения — субъектность, способность подростка осознанно принимать решения о своей будущей профессии на основе возможного выбора [20, 32].

С проблемой выбора профессии рано или поздно сталкивается каждый. От этого выбора зависит физическое и психическое состояние и самочувствие человека [12].

13 стр., 6456 слов

Социально-экономические методы в социальной работе

Экономические методы социальной работы побуждают личность к самореализации и самообеспечению, оказывают человеку, семье, группе необходимую социально-экономическую поддержку в кризисной ситуации. ... населения, прежде всего, социально уязвимых. Обеспечение социальной устойчивости и стабильного экономического развития общества является целью системы социальной защиты. Для достижения ...

Психологические особенности подростков группы риска, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, усложняют процесс их профессионального становления.

Осознанного выбора профессии у детей, проживающих в детском доме и школе-интернате, не выявлено. Большая их часть не может сделать свой выбор, что является результатом более низкой осведомленности о профессиях у данной категории подростков по сравнению со сверстниками, проживающими в условиях благополучной семьи [26, 14].

Трудности в профессиональном становлении воспитанников детских домов, приютов, интернатов в вузевызваны, прежде всего, низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой.

Поэтому важно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она может так войти в систему социальных отношений, что дети будут чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с учетом особенностей характера, способностей — залог успеха в будущей взрослой жизни [39].

Одной из проблем является то, что воспитательные программы высших профессиональных учебных заведений не включают содержания, направленного на преодоление проблем, с которыми сталкиваются дети-сироты в период социально-профессиональной адаптации. Ни в одном перспективном плане не предусматривается специально организованная воспитательная работа с выпускниками детских домов [32].

Таким образом, психологическая поддержка воспитанников закрытых детских учреждений будет эффективна только в том случае, когда она существует не изолированно, а в педагогическом контексте, а также в контексте социальной защиты социальных сирот [6].

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующее выводы:

.проблемы в профессиональном становлении воспитанников детских домов, приютов, интернатов в вузе вызваны, прежде всего, низким уровнем их интеллектуального развития, несформированностью познавательных процессов: мышления, памяти, воображения; обедненностью эмоциональной сферы, неадекватной самооценкой.

2.несформированность у выпускников детских домов и интернатов системы ценностей и ценностных ориентаций, включая систему социальных ценностей, является одной из важнейших проблем их профессионального становления;

.успешность процесса профессионального становления студентов из числа детей-сирот связана с их профессиональной предрасположенностью к той или иной профессиональной среде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее проблематичной сферой для детей-сирот в результате неуспешного процесса профессионального самоопределения является их будущее профессиональное становление в образовательных учреждениях, в частности, в вузе.

Глава 2. Теоретические основы социально-педагогической поддержки студентов из числа детей-сирот

13 стр., 6094 слов

«Психология детей-сирот» Студент: Уразаева Алия гр. 14НП

... детей сирот. 2. Рассмотреть психологические особенности детей-сирот. 3. Выявить психолого-педагогические аспекты адаптации и воспитания детей, ... детей сирот, а причинами, которые приводят к сиротству. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сиротство рассматривается как «состояние сироты, одиночество». Согласно педагогическому ... по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без ...

2.1 Понятие социально-педагогической поддержки

Понятие «поддержка» введено в педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах А.Т. Анохина, А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, Н.А. Галагузовой, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, А.Г. Лидерс, Л.Я. Олиференко, Л.А. Петровской, Е.Н. Шиянова, Т.И. Шульги и др., которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса.

Слово «поддержка» подразумевает помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. «не дать упасть», «оказать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо». В свою очередь, помощь — это содействие кому-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь. Таким образом, помощь можно рассмотреть как систему мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка, следовательно, есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи [8].

На сегодняшний день выделяют различные виды поддержки: социальную, психологическую, педагогическую, социально-педагогическую.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам-сиротам в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. В структуре социально-педагогической поддержки можно выделить социальную, психологическую и педагогическую составляющие. Первая составляющая связана с соблюдением социальных гарантий студентов-сирот, предусмотренных законодательными актами РФ. Вторая включает в себя психодиагностику, психопрофилактику и психокоррекцию студентов-сирот. Третья содержит педагогические условия для самореализации в ходе профессионализации и педагогическую коррекцию данного процесса.

Социально-педагогическая поддержка — комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении [1].

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

Анализируя труды ученых, установлено, что, как правило, последствия сиротства сказываются на дальнейшем развитии ребенка, превращаясь в отклонения вторичного характера [41].

Важнейшей составляющей проблемы сиротства является задача обеспечения успешной социализации указанной категории детей [41].

В процессе изучения теоретических источников, посвященных современному состоянию системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, выделены следующие проблемы в деятельности данных учреждений:

17 стр., 8404 слов

По социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся ...

... профилактической и реабилитационной работы) и др. Все выше сказанное позволяет обосновать актуальность выбранной темы курсового?? исследования: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственной поддержки детства». Объектом ...

. неблагоприятная адаптация воспитанников, вызванная комплексом причин социального (изменения социального статуса ребенка), медицинского (отягощенная наследственность, невротизация), психологического (социально-педагогическая запущенность) характера;

. организационно-воспитательная перегруженность, неоправданное стремление педагогов и воспитателей заполнить день ребенка как можно большим количеством мероприятий, при этом система воспитания применительно к современной российской действительности асоциальна, ребенок не готовится к жизни в реальном социуме;

. слабая координация ведомств и служб государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

. недостатки в медицинском, социально-правовом обслуживании детей-сирот.

Указанные проблемы снижают эффективность процесса социализации данной категории детей. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов, сформированности социальных ценностей [22].

Таким образом, важнейшей организационной формой социально-педагогической поддержки детей-сирот является модель социально — педагогического сопровождения.

Можно выделить следующие направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот:

. Диагностическое направление.

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей процесса поддержки, от ее качества зависит успешность деятельности всех специалистов службы социально-педагогической поддержки.

. Профилактическое направление.

Цель деятельности — предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников и эмоциональных срывов, устранение психофизических перегрузок и т.д.

. Психолого-педагогическое просвещение.

Организации более высокого уровня деятельности педагогов способствует эффективная система педагогических советов и методических объединений.

. Консультирование.

Это направление предполагает консультирование детей по результатам диагностики и исследований.

. Коррекционно-развивающее направление.

Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений, формирование психологических умений, навыков взаимодействия и общения в коллективе сверстников.

. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы построено с учетом данных социально-педагогической диагностики детей и включает в себя индивидуальную и групповую формы работы.

. Социально-развивающее направление.

Работа осуществляется в следующих направлениях: семейное воспитание, нормативно-правовое просвещение, повышение профессиональной ориентации, определение социальной роли и статуса, культурно-нравственное развитие [41].

4 стр., 1923 слов

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект ...

... для их существования. Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы 1.1 Проблемы социального сиротства Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица ... причин (несчастные случаи и т.п.), а социальными сиротами — дети, имеющие биологических родителей, которые, однако, не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем (лишены ...

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

.социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам-сиротам в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности;

2.важнейшей организационной формой социально-педагогической поддержки детей-сирот является модель социально — педагогического сопровождения;

.итогом социально-педагогической поддержки детей-сирот выступает высокий уровень готовности воспитанников к самостоятельной жизни в социуме, снижение конфликтности среды жизнедеятельности воспитанников, повышение общего уровня успешности детей в образовательном процессе, в профессиональной ориентации и трудовой самореализации.

2.2 Особенности социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот

Адаптация детей-сирот в вузе — это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением [2, 42].

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно.

Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т.д.), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков. Внутренние (личностные) условия — это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп).

К личностным условиям также относятся: адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление [23].

Многие студенты из числа детей-сирот испытывают трудности, связанные с получением высшего образования и профессиональным самоопределением.

Поэтому основной целью социально-педагогической поддержки является содействие в формировании самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных сфер человека, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции) [25, 34].

Как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества:

студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение;

студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза;

им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе;

им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;

при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.

Все эти льготы есть и в Поморском Государственном университете им. М.В. Ломоносова, на базе которого проводилось наше исследование. Кроме того, по мимо социальной поддержки, в университете создана психологическая служба.

Основной целью деятельности Службы является организация и обеспечение психологической помощи и поддержки профессионального и личностного развития участников образовательного процесса ПГУ.

Основные задачи Службы: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студента в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов.

Психологическая служба оказывает большое положительное влияние на психологический климат университета, работа службы может оказать действенную помощь на этапе адаптации студентам из числа детей-сирот.

Работа психологической службы позволяет корректировать уровень индивидуально-типологических качеств личности, в частности детей-сирот, и делает их более успешными в профессиональном становлении.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

.адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно. Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. К ним относятся внешние и внутренние условия. Внутренние (личностные) условия — это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп).

К внешним условиям следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т.д.), а также наличие различных служб, которые оказывают социальную, материальную и психологическую помощь;

2.как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества.

.социальная служба университета оказывает следующие виды помощи: студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение; студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза; им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе; им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии; при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия;

.к основным задачам психологической службы университета относятся: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студентов в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов всех категорий.

Глава 3. Исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот

3.1 Характеристика базы исследования

Исследование проводилось на базе Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, факультета педагогики начального образования и социальной педагогики в марте-апреле 2011 года.

Основан в 1932 г. В структуре университета 21 факультет, 66 кафедр, 27 научных центров и лабораторий; филиалы в городах Северодвинске и Коряжме; обучаются свыше 14 000 студентов, аспирантов, слушателей, трудятся более 1500 человек, средний возраст преподавателей — 41 год; материальная база: 13 учебных корпусов, 8 общежитий. Обучение ведется по 44 специальностям, двум образовательным направлениям (4 специальности); девяти направлениям бакалавриата; трем направлениям магистратуры, четырем образовательным программам среднего профессионального образования.

В университете уделяется особое внимание социальной поддержке и воспитанию студенческой молодежи. В рамках утвержденной Программы социально-ориентированной деятельности и воспитательной работы Поморского университета на 2008-2012 гг., осуществляются различные социальные программы, существует психологическая служба и юридическая клиника.

В составе факультета ПНО и СП существует три кафедры: кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики, кафедра методик начального обучения, кафедра педагогики. Обучение ведется по очной и заочной формах обучения.

В исследовании принимали участие 26 студентов 1 курса, специальность «050711.65 «Социальная педагогика с дополнительной специальностью «Юриспруденция»». Возраст испытуемых 17-20 лет.

3.2 Цель, задачи, методы и методики исследования

Цель исследования — выявить условия, при которых организация социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот будет успешной.

Задачи:

определить методики, с помощью которых можно выявить проблемы студентов из числа детей-сирот;

провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот;

разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Для проведения исследования были избранны следующие методы и методики:

1. Метод социометрических измерений

С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Д. Морено.

2. Тестирование

2.1 Анкетирование с использованием «Проблемной анкеты» (Seiffge-Krenke) (часть 1).

Цель: выявление проблем волнующих обучающихся.

«Проблемная анкета» состоит из семи разделов и содержит перечень нужд и забот, которые обучающиеся могут переживать как свои проблемы: проблемы, связанные с университетом, будущим, родительским домом, отношениями со сверстниками, отношением к другому полу, с собственной персоной, проблемы свободного времени.

Задача опрашиваемого отметить в какой мере касаются его отдельные проблемы по пятибалльной системе: в полной мере — 5 баллов; скорее да — 4 балла; ни да, ни нет — 3 балла; едва ли — 2 балла; совсем нет — 1 балл. Далее производится количественная обработка результатов по каждому разделу анкеты.

2.2 Методика Д. Голланда

Тест предполагает 42 вопроса для определения шести типов личности соответствующей профессиональной сферы: реалистического (практического), интеллектуального (исследовательского), социального, конвенционального (упорядочивающего), предприимчивого (предпринимательского), артистического.

2.3 Методика Е.А. Климова «Дифференциально — диагностический опросник»

2.4 Методика диагностики «Коммуникативные и организаторские способности»

2.5 Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ).

Опросник также позволяет определить степень значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать. Это сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни и сфера увлечений.

2.6 Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик.

Цель: исследование индивидуально-типологических и социально-психологических свойств личности.

Методика представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств личности. В ее основе заложена теория ведущих тенденций. Опросник отличается от большинства других малым количеством и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности (Ложь и Аггравация), позволяющих судить о надежности полученных результатов. Графическое изображение соотношений индивидуально-типологических свойств позволяет также понять судить о преобладающих степень компенсированности выплеснувшихся за границу нормы тенденций, трансформировавшихся в дезадаптивные проявления в виде клинических симптомов.

Занесенные на регистрационный лист ИТО ответы испытуемого легко обрабатываются с помощью специального ключа-шаблона, после чего выявляются количественные оценки степени выраженности каждого индивидуально-типологического и социально-психологического качества.

Методика позволяет выявить такие индивидуально-типологические свойства личности как: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, эмотивность, а также: лидерство, неконформность, конфликтность, индивидуализм, зависимость, конформность, компромиссность, коммуникативность.

2.7 Методика диагностики акцентуаций черт характера К. Леонгарда — Н. Шмишека

Цель: изучение типов и степени выраженности акцентуаций черт характера.

Методика включает текст опросника, бланк ответов, ключ для количественной обработки результатов исследования, количественную и качественную интерпретацию. Предлагаемый вариант методики дополнен шкалой лжи (по Н. Шмишеку), обеспечивающей достоверность результатов исследования. Данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам [27].

3. Наблюдение

В исследовании был использован опосредованный метод наблюдения, при котором анализируются и сопоставляются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми. Мы наблюдали за уровнем успеваемости студентов из числа детей-сирот.

3.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента

Исследование проводилось на базе Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, факультета педагогики начального образования и социальной педагогики в марте 2011 года. В исследовании принимали участие 26 студентов 1 курса, специальность «социальная педагогика». Возраст испытуемых 17-20 лет.

На первом этапе было проведено социометрическое исследование для определения структуры межличностных отношений в коллективе; выявлялась профессиональная предрасположенность студентов; определялся уровень коммуникативных и организаторских способностей; выявлялись проблемы студентов, связанных с университетом, будущим, родительским домом, отношениями со сверстниками, с отношением другому полу, с собственной персоной, проблемы свободного времени (Таблица 1).

Результаты социометрического исследования свидетельствуют о том, что 5 человек из группы имеют статус «предпочитаемый» (испытуемые под № 7ж, 9ж, 14ж, 19ж, 21ж), 14 человек — статус «принятый» (испытуемые под № 1ж, 2ж, 3ж, 4ж, 6ж, 12ж, 13ж, 15ж, 16ж, 17ж, 18ж, 22ж, 24ж, 26ж) и 7 человек имеют статус «непринятый» (испытуемые под № 5ж, 8м, 10ж, 11м, 20ж, 23ж, 25ж).

У всех испытуемых, независимо от социального статуса тип профессиональной среды соответствует профессиональной предрасположенности, то есть можно говорить об осознанности выбора профессии студентами, так как при успешном освоении учебных программ они смогут полностью себя реализовать в выбранной ими профессиональной среде.

У двух испытуемых (№ 9ж, 21ж), находящихся в статусе «предпочитаемый»; у шести испытуемых (№ 1ж, 2ж, 12ж, 15ж, 17ж, 24ж), находящихся в статусе «принятый» и у 2 испытуемых (№ 8м, 11м), находящихся в статусе «непринятый» уровень коммуникативных и организаторских способностей высокий или очень высокий. Для них характерна быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе, стремление расширить круг своих знакомств, участие в организации общественных мероприятий, способность принимать самостоятельные решения.

Однако, у трех испытуемых (№ 7ж, 14ж, 19ж), находящихся в статусе «предпочитаемый»; восьми испытуемых (№ 3ж, 4ж, 6ж, 13ж, 16ж, 18ж, 22ж, 26ж), находящихся в статусе «принятый» и у пяти испытуемых (№ 5ж, 10ж, 20ж, 23ж, 25ж), находящихся в статусе «непринятый» уровень коммуникативных и организаторских способностей средний, ниже среднего или низкий. Что свидетельствует о том, что, обладая в целом средними показателями, испытуемые стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, умеют планировать свою работу, но потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Поэтому испытуемые нуждаются в дальнейшей работе по развитию у них уровня коммуникативных и организаторских способностей.

Результаты исследования с использованием проблемной анкеты позволяют сделать следующие выводы.

У пяти испытуемых, находящихся в статусе «предпочитаемый» на первое место выходят проблемы, связанные с будущим и с собственной персоной. Четверо испытуемых (№ 7ж, 9ж, 14ж, 19ж) указывают на то, что опасаются не получить образование, которое хотят, не знают что делать по окончании университета, иногда чувствуют себя одиноко, им бывает трудно отстаивать свое мнение, все новое вызывает у них страх. Также у двух испытуемых (№ 7ж, 21ж) выявлены проблемы, связанные с родительским домом. Они отмечают, что родители хотят видеть у них только хорошие отметки и поэтому они хотели бы, чтобы их родители позволяли принимать им самостоятельные решения.

У четырнадцати испытуемых, находящихся в статусе «принятый» на первое место выходят проблемы, связанные с родительским домом. Пятеро испытуемых (№ 2ж, 3ж, 6ж, 24ж, 26ж) указывают на то, что их родители не воспринимают их всерьез и что они мало понимают их затруднения в университете. У четырех испытуемых (№ 12ж, 13ж, 17ж, 24ж) выявлены проблемы, связанные с университетом. Они отмечают, что привыкание к условиям университета дается им с некоторым трудом, а также их беспокоят мысли о распределении своего времени. Проблемы, связанные с будущим выявлены также у четырех испытуемых (№ 2ж, 3ж, 13ж, 15ж).

Они говорят, что хотели бы выявить свои настоящие интересы и не знают, что им делать по окончании университета. У четырех испытуемых (№ 2ж, 3ж, 13ж, 24ж) выявлены проблемы, связанные с отношениями со сверстниками. Их угнетает, что у них мало друзей и что им достаточно трудно сближаться с другими людьми. Еще у четырех испытуемых (№ 3ж, 12ж, 15ж, 18ж) выявлены проблемы, связанные с собственной персоной. Они отмечают, что иногда чувствуют себя одиноко, что все новое вызывает у них страх и что им бывает трудно описать другим свои чувства.

У семи испытуемых, находящихся в статусе «непринятый» на первое место выходят проблемы, связанные с собственной персоной. Пять испытуемых (№ 5ж, 10ж, 11м, 20ж, 25ж) указывают на то, что недовольны своей внешностью, что часто бывают печальными и подавленными, что в присутствии других не решаются говорить что-либо. У трех испытуемых (№ 10ж, 20ж, 25ж) выявлены проблемы, связанные с будущим и с отношением к другому полу. Они указывают на то, что опасаются не получить образования, которое хотят; не знают что им делать по окончании университета и чувствуют себя неуверенно в общении с другим полом.

Настораживает, что у многих испытуемых имеется тенденции к проблемам, связанным с университетом и с отношениями со сверстниками, что позволяет предположить об их незавершенной или неудачной адаптации к новым условиям обучения. В соответствии с темой ВКР наибольший интерес у нас вызывают категория студентов из числа детей-сирот (испытуемые под № 3ж, 11м, 19ж, 25ж).

Для более детального изучения качеств личности нами были использованы методики диагностики индивидуально-типологических качеств личности, оценки терминальных ценностей, акцентуаций черт характера (Таблица 2).

Результаты исследования свидетельствуют о следующем. На момент исследования всем испытуемым, относящимся к категории «дети-сироты», в большей степени соответствует социальный тип профессиональной среды, для которой характерны такие качества личности как гуманистичность, этичность, ответственность, оптимистичность. Такие люди ориентированы на работу с людьми, оказание помощи, обучение, организацию групповых мероприятий. Испытуемые предрасположены к профессиям типа «человек-человек», что требует от них умения общаться, устанавливать контакты с людьми.

По результатам социометрического исследования испытуемый № 3ж имеет в группе статус «принятый». Уровень коммуникативных и организаторских способностей низкий, что свидетельствует о том, что испытуемый не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, испытывает трудности в установлении контактов с новыми людьми, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не умеет отстаивать своего мнения, предпочитает избегать самостоятельных решений. По результатам проблемной анкеты у испытуемого были выявлены проблемы, связанные с отношениями со сверстниками, собственной персоной, будущим, родительским домом, отношением к другому полу. Испытуемый указывает на то, что не знает, что делать по окончании университета, что ему трудно сближаться с другими людьми, что он чувствует себя неуверенно в общении с другим полом и что ему бывает трудно отстаивать свои решения. По результатам оценки терминальных ценностей, на момент исследования для испытуемого не представляют интереса такие терминальные ценности как собственный престиж, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, духовное удовлетворение.

Таблица 1

Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента

№, полСоциометрияПрофессиональные сферы по Дж. ГолландуПоказатели ДДО КлимоваУровень коммуникативных способностейУровень организаторских способностейПроблемная анкетаУниверситетБудущееРодительский домОтношения со сверстникамиСвободное времяОтношения к другому полуСобственная персона1 жПринятыйСоциальный Ч-Ч, Ч-ХВысокий Высокий 201520221413252 жПринятыйСоциальный, предпринима-тельскийЧ-ЧВысокий Высокий 223125271518313 жПринятыйСоциальный Ч-Ч, Ч-ХНизкий Низкий 281925282220494 жПринятыйСоциальный Ч-ЧСредний Средний 251721181015285 жНепринятыйСоциальный Ч-ЧСредний Высокий 18191915917346 жПринятыйСоциальный, предпринима-тельский Ч-Ч, Ч-ПНиже среднегоСредний 171227141321237 жПредпочитаемаяАртистичес-кий Ч-Ч, Ч-ХНизкий Низкий 232329212014488 мНепринятыйСоциальный, предринима-тельскийЧ-Ч, Ч-ЗОчень высокийОчень высокий1410159127169 жПредпочитаемыйАртистический Ч-Х, Ч-ЧОчень высокийВысокий 1832181915133110жНепринятыйСоциальный, предпринима-тельскийЧ-ЧВысокий Ниже среднего2528242622234811 мНепринятыйСоциальный, предпринима-тельскийЧ-Х, Ч-ТОчень высокийОчень высокий1417011772812жПринятыйПредпринима-тельский Ч-Ч, Ч-ХВысокий Высокий 2418221321153313жПринятыйСоциальный, предпринима-тельскийЧ-ЧНизкий Средний 2425212717173114жПредпочитаемыйСоциальный, артистическийЧ-Х, Ч-П, Ч-ЧНиже среднего Очень высокий 1825162218124515жПринятыйСоциальный, артистическийЧ-Ч, Ч-ХВысокийВысокий 2225201813143416жПринятыйСоциальный Ч-ЧСредний Средний 222016617201717жПринятыйСоциальный, конвенцио-нальныйЧ-Ч, Ч-ХВысокий Средний 231318821192218жПринятыйАртистичес-кий Ч-Х, Ч-П, Ч-ЧНиже среднегоНизкий 201818211993719жПредпочитаемыйСоциальный, артистическийЧ-ЧСредний Средний 152891526244520жНепринятыйСоциальный, конвенцио-нальныйЧ-Ч, Ч-Х, Ч-ЗНиже среднегоНизкий 2629262013224221жПредпочитаемыйСоциальный Ч-Ч, Ч-ХВысокий Очень высокий 3225312414223822жПринятыйПредпринима-тельский, социальный Ч-П, Ч-ЧСредний Средний 1014151319112823жНепринятыйСоциальный Ч-ЧСредний Средний 2416191912132924жПринятыйСоциальный, артистический Ч-Ч, Ч-ХВысокий Высокий 301523249181925жНепринятыйСоциальный Ч-Ч, Ч-ПНиже среднегоСредний 3127101726233626жПринятыйСоциальный Ч-ЧСредний Высокий 26172723101324

Количественные показатели по методике «Проблемная анкета»:

I. Проблемы, связанные с университетом II. Проблемы, связанные с будущим III. Проблемы, связанные с родительским домом

низкий — от 1 до 17 низкий — от 1 до 13 низкий — от 1 до 15

средний — от 18 до 34 средний — от 14 до 26 средний — от 16 до 30

высокий — от 35 до 50 высокий — от 27 до 40 высокий — от 31 до 45

IV. Проблемы, связанные с отношениями со сверстниками V. Проблемы свободного времени VI. Проблемы, связанные с отношением к другому полу

низкий — от 1 до 13 низкий — от 1 до 12 низкий — от 1 до 12

средний — от 14 до 26 средний — от 13 до 24 средний — от 13 до 24

VII. Проблемы, связанные с собственной персоной

низкий — от 1 до 23

средний — от 24 до 46

высокий — от 47 до 70

Таблица 2

Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента

№, полИТООТеЦАкцентуации характера (Леонгард-Шмишек) Экстраверсия СпонтанностьАгрессивностьРигидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Лабильность Собственный престижВысокое материальное положениеКреативность Активные социальные контактыРазвитие себяДостижения Сохранение собственной индивидуальности Духовное удовлетворение Сфера профессиональной жизниСфера обучения и образованияСфера семейной жизниСфера общественной жизниСфера увлеченийГипертимный Дистимичный Демонстративный Тревожный Возбудимый Педантичный Застревающий Эмотивный Экзальтированный Циклоидный 1ж3654464547655677645551617191096131211112ж4446574528334754545451812101861214151893ж65347693153435212134318128211518121824124ж5743365734756576545679101012131211119175ж7654345556777655664451315161311171898116ж5463555467765765467541516111211119811127ж4645877544335654264541212101212161498158м88780434463546463467418318636126669ж964456572565655847465153161298101212610ж965548668105691097910699246161815181618182411м95664447343112111114318314612812312912ж76643666346535674566517981011161519111313ж6656786115355854525541261291214169181814ж8563366615223311111522191212216209242415ж8722386768999101010101081092162499101418241516ж44435534667534895643498999121116171117ж765547565646574656765693653111017418ж753367444465577658177151214912481824919ж55534644453837963643319112120912161111920ж521377753543454224444211214189181015121221ж84554997865679556867618918915161612181522ж654456475644574435654977121317111017623ж544345676457346654357698111811131211624ж35544355475367456477791118888712141325ж465365464895746984537459201117121114926ж34577445477563445765639812118891112

Количественная интерпретация методики ОТеЦ:, Терминальные ценности:

1.собственный престиж

2.высокое материальное положение

.креативность

.активные социальные контакты

.развитие себя

.достижения

.духовное удовлетворение

.сохранение собственной индивидуальности

Жизненные сферы:

1.сфера профессиональной жизни

2.сфера обучения и образования

.сфера семейной жизни

.сфера общественной жизни

.сфера увлечений

Количественная интерпретация методики ИТО:

1-4 балла — норма (гармоничное качество)

-7 баллов — акцентуация

-9 баллов — дезадаптация

Количественная интерпретация методики Леонгарда-Шмишека:

0-11 баллов — отсутствие признаков по данному типу акцентуации черт характера

-15 баллов — наличие признаков акцентуации черт характера

-19 баллов — тенденция к акцентуации черт характера

-24 балла — наличие акцентуации черт характерасфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования. Это свидетельствует о недостаточном стремлении иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе, а также недостаточной заинтересованности в информации о своих профессиональных способностях и возможностях их развития. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого повышен уровень тревожности, что говорит о склонности к навязчивым страхам и паническим реакциям, а также о некотором дезадаптивном состоянии испытуемого. Также в результате исследования у испытуемого были выявлены такие акцентуации черт характера как тревожный и экзальтированный типы. По всей видимости, для испытуемого характерны повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач. Таких людей отличает крайняя впечатлительность в сочетании с ярким внешним выражением своих эмоций. Успеваемость по всем дисциплинам «хорошо».

По результатам социометрического исследования испытуемый № 11м имеет в группе статус «непринятый». Уровень коммуникативных и организаторских способностей очень высокий, что свидетельствует о том, что для испытуемого характерна быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе, стремление расширить круг своих знакомств, участие в организации общественных мероприятий, способность принимать самостоятельные решения. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого были выявлены проблемы, связанные с собственной персоной. Испытуемый говорит о том, что чувствует себя одиноко, что иногда ему трудно описать другим свои чувства и что все новое вызывает у него страх. По результатам оценки терминальных ценностей, на момент исследования для испытуемого не представляют интереса такие терминальные ценности как активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, духовное удовлетворение и такие жизненные сферы как сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования и сфера семейной жизни. Это выражается в недостаточном стремлении иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе, а также недостаточной заинтересованности в информации о своих профессиональных способностях и возможностях их развития. Для испытуемого, по всей видимости, не имеет значения факторы социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди коллег. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого выявлен повышенный уровень экстраверсии и лабильности. Это выражается в раскованности поведения и стремлением к лидерству, а также изменчивости настроения и некоторой мотивационной неустойчивости. В результате исследования у испытуемого акцентуации черт характера не были выявлены. Успеваемость по всем дисциплинам «удовлетворительно-хорошо».

По результатам социометрического исследования испытуемый № 19ж имеет в группе статус «предпочитаемый». Уровень коммуникативных и организаторских способностей средний. Это свидетельствует о том, что, обладая в целом средними показателями, испытуемый стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, умеет планировать свою работу, но потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого были выявлены проблемы, связанные с собственной персоной, будущим, свободным временем, отношением к другому полу. Испытуемый говорит о том, что хотел бы выявить свои настоящие интересы, что у него слишком мало свободного времени, что он чувствует себя неуверенно в общении с другим полом и что иногда он чувствует себя одиноко. По результатам оценки терминальных ценностей для испытуемого наиболее важны такие терминальные ценности как сохранение собственной индивидуальности и активные социальные контакты. Это выражается, с одной стороны, в стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, а с другой стороны, в стремлении к независимости от других людей. Однако на момент исследования для испытуемого не представляют интереса такие жизненные сферы как сфера профессиональной жизни и сфера общественной жизни и такие терминальные ценности как креативность и развитие себя. Также в результате исследования у испытуемого были выявлены такие акцентуации черт характера как демонстративный и тревожный типы. Это выражается, с одной стороны, в потребности к самовыражению, постоянному стремлению произвести впечатление, привлечь к себе интерес, а, с другой стороны, к повышенной тревожности и беспокойству по поводу возможных неудач. Успеваемость по всем дисциплинам «хорошо-отлично».

По результатам социометрического исследования испытуемый № 25ж имеет в группе статус «непринятый». Уровень коммуникативных способностей средний, а уровень организаторских способностей ниже среднего. Это свидетельствует о том, что, обладая в целом средними показателями, испытуемый стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, умеет планировать свою работу, но потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого были выявлены проблемы, связанные с собственной персоной, отношением к другому полу, свободным временем, университетом и будущим. Испытуемый говорит о том, что привыкание к условиям университета дается ему с трудом, что не знает, что ему делать по окончании университета, что университет и домашние обязанности оставляют ему слишком мало свободного времени, что чувствует себя неуверенно в общении с другим полом и что все новое вызывает у него страх. По результатам оценки терминальных ценностей для испытуемого наиболее важны такие терминальные ценности как высокое материальное положение, креативность, духовное удовлетворение и сфера профессиональной жизни. Это выражается в стремлении иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату и другие виды материальных благ, а также в стремлении внести элемент творчества в сферу моей профессиональной деятельности. Также в результате исследования у испытуемого были выявлены такая акцентуация черт характера как тревожный тип. По всей видимости, для испытуемого характерны повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в своих силах. Успеваемость по всем дисциплинам «хорошо».

Обобщая результаты проведенного исследования, можно говорить о том, что для студентов первого курса из числа детей-сирот характерно:

.процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей.

2.не все студенты из числа детей-сирот успешно интегрировались в группе сверстников, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора.

3.4 Анализ результатов формирующего эксперимента

Результаты исследования, полученные в рамках констатирующего эксперимента, позволили разработать программу по оказанию помощи в профессиональном становлении студентов из числа детей-сирот.

Таблица 3

Программа социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Цель: оптимизация процесса профессионального становления студентов из числа детей — сирот.

№Этап 1. Подготовительный этап. Цель: сбор информации о студенте, установление личного контакта. Срок выполнения: в течение недели. 2. Диагностический этап. Цель: осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения Срок выполнения: в течение 2 недель. Используемые методы Социометрия. Тестирование: 1. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности». 2. Проблемная анкета. 3. Опросник «Индивидуально-типологические особенности личности» Л. Н Собчик. 4. Опросник «Оценка терминальных ценностей». 5. Опросник «Акцентуации характе ра» Леонгарда-Шмишека. 6. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда 7. Дифференциально-диагностический опросник Е. А Климова Наблюдение (опосредованное) за уровнем успеваемости. 3. Деятельностный этап. Цель: оказание помощи в профессиональном становлении студентов из числа-детей-сирот. Срок выполнения: в течение месяца. Организация и проведение мероприятий совместно с Психологической службой университета. Занятия: 1. Занятие на знакомство Цель занятия: знакомство учащихся между собой; формирование мотивации к совместной деятельности; создание положительного настроя на последующие занятия; формирование интереса к процессам самопознания и саморазвития. 2. Занятие на повышение уверенности в себе Цель занятия: развить универсальные навыки уверенности, такие как инициатива в осуществлении собственных планов, позитивное самовосприятие и оптимизм, социальная смелость, умение вызвать симпатию и специальные навыки уверенности, имеющие ограниченное значение в разных сферах современной жизни (умение сказать «нет», потребовать, попросить, открытое выражение желаний и чувств и другие).

3. Занятие на развитие навыков коммуникации Цель занятия: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления, способности к обобщению и систематизации информации. отработать презентационные навыки, умение убеждать 4. Занятие по снижению тревожности Цель занятия: повышение самооценки ребенка; обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих человека. 5. Занятие личностного роста Цель занятия: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив; готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности; повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий; образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений. 4. Рефлексивный этап. Повторная диагностика. Цель: осмысление результатов деятельности по решению проблемы. Тестирование: 1. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности». 2. Проблемная анкета. 3. Опросник «Индивидуально-типологические особенности личности» Л. Н Собчик. 4. Опросник «Оценка терминальных ценностей». 5. Опросник «Акцентуации характера» Леонгарда-Шмишека.

Показателями эффективности социально — педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот являются:

  1. повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей;
  2. снижение уровня тревожности и агрессии;
  3. снижение уровня проблем студентов, связанных с университетом, будущим, родительским домом, отношениями со сверстниками, с отношением другому полу, с собственной персоной, проблем свободного времени.

Таблица 4

Сводная таблица результатов формирующего эксперимента

№, полУровень коммуникативных способностейУровень организаторских способностейПроблемная анкетаУниверситетБудущееРодительский домОтношения со сверстникамиСвободное времяОтношения к другому полуСобственная персона3жСреднийСредний2117251922202911мОчень высокийОчень высокий1417011772219жВысокийВысокий152291521183925жВысокийВысокий22261017141534

Таблица 5

Сводная таблица результатов формирующего эксперимента

№, полИТООТеЦАкцентуации характера (Леонгард-Шмишек) ЭкстраверсияСпонтанностьАгрессивностьРигидностьИнтроверсияСензитивностьТревожностьЛабильностьСобственный престижВысокое материальное положениеКреативностьАктивные социальные контактыРазвитие себяДостиженияСохранение собственной индивидуальностиДуховное удовлетворениеСфера профессиональной жизниСфера обучения и образованияСфера семейной жизниСфера общественной жизниСфера увлеченийГипертимныйДистимичныйДемонстративныйТревожныйВозбудимыйПедантичныйЗастревающийЭмотивныйЭкзальтированныйЦиклоидный3ж7533366325485552244841812141816151119241211м95454437448844214524620316711812816919ж7543464745588896364561914221611141611141025ж7753654648967569864864591611171211149Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы (Таблица 4,5).

По результатам повторного исследования у испытуемого № 3ж уровень коммуникативных и организаторских способностей средний, то есть повысился. По результатам проблемной анкеты у испытуемого, выявленный ранее уровень проблем, связанных с отношениями со сверстниками, собственной персоной, будущим стал значительно ниже. Тем не менее, проблемы, связанные с родительским домом, отношением к другому полу остались на том же уровне. Испытуемый указывает на то, что ему до сих пор

трудно сближаться с другими людьми, что он чувствует себя неуверенно в общении с другим полом и что ему бывает трудно отстаивать свои решения. По результатам оценки терминальных ценностей, на момент исследования для испытуемого так и не представляют интереса такие терминальные ценности как собственный престиж, духовное удовлетворение и такие жизненные сферы как сфера профессиональной жизни. Тем не менее, у испытуемого наблюдается повышение интереса к таким терминальным ценностям как активные социальные контакты в сфере общественной жизни. Это выражается в появившемся стремлении реализовать свою социальную направленность через активную общественную жизнь. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого снизился уровень тревожности. Это говорит о некотором снижении мнительности и склонности к навязчивым страхам. Также в результате исследования у испытуемого были выявлены такие акцентуации черт характера как экзальтированный тип. Тревожный тип акцентуации черт характера, выявленный при первичной диагностике, преобразовался в тенденцию.

По результатам повторного исследования у испытуемого № 11м уровень коммуникативных и организаторских способностей остался на очень высоком уровне. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого, выявленный раннее уровень проблем, связанных с собственной персоной незначительно снизился. Испытуемый отмечает, что перестал чувствовать себя одиноко, появилась уверенность и смелость в отстаивании своих решений. По результатам оценки терминальных ценностей, на момент исследования для испытуемого так и не представляют интереса такие терминальные ценности как сохранение собственной индивидуальности, духовное удовлетворение и такая жизненная сфера как семейная жизнь. Тем не менее, у испытуемого наблюдается повышение интереса к таким терминальным ценностям как креативность, активные социальные контакты. Это выражается в повышении стремления к реализации своих творческих возможностей и стремления разнообразить свою жизнь. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого остался повышен уровень экстраверсии и лабильности. Это выражается в раскованности поведения и стремлением к лидерству, а также изменчивости настроения и некоторой мотивационной неустойчивости. В результате повторного исследования у испытуемого акцентуации черт характера не были выявлены.

По результатам повторного исследования у испытуемого № 19ж уровень коммуникативных и организаторских способностей повысился и стал высокий. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого выявленный ранее уровень проблем, связанных с будущим, свободным временем, отношением к другому полу незначительно снизился. На том же уровне остались проблемы, связанные с собственной персоной. Это выражается в том, что испытуемый до сих пор иногда чувствует себя одиноко и часто бывает печальным и подавленным. По результатам оценки терминальных ценностей для испытуемого остались наиболее важны такие терминальные ценности как сохранение собственной индивидуальности, активные социальные контакты и достижения. Это выражается, с одной стороны, в стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, а с другой стороны, в стремлении к независимости от других людей. Однако на момент исследования для испытуемого так и не представляют интереса такие жизненные сферы как сфера профессиональной жизни. В результате повторного исследования значительно повысился интерес к таким терминальным ценностям как развитие себя. Высокий бал по данному показателю отражает заинтересованность испытуемого в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностей и других характеристиках своей личности. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого повысился уровень экстраверсии и лабильности. Это говорит о некотором повышении стремления к общению и изменчивости настроения. Также в результате повторного исследования у испытуемого были выявлены такие акцентуации черт характера как демонстративный тип. Уровень выраженности тревожного типа акцентуаций черт характера значительно снизился.

По результатам повторного исследования у испытуемого № 25ж уровень коммуникативных и организаторских способностей повысился и стал высокий. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого выявленный раннее уровень проблем, связанных с отношением к другому полу, свободным временем, университетом значительно снизился. Это говорит о повышении интереса к учению, о готовности к более рациональному распределению свободного времени и о повышении уверенности в общении с другим полом. Уровень проблем, связанных с будущим и собственной персоной остался на том же уровне. По результатам оценки терминальных ценностей для испытуемого остались наиболее важны такие терминальные ценности как высокое материальное положение, креативность, духовное удовлетворение и сфера профессиональной жизни. Это выражается в стремлении иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату и другие виды материальных благ, а также в стремлении внести элемент творчества в сферу моей профессиональной деятельности. В результате повторного исследования значительно повысился интерес к таким жизненным сферам как сфера общественной жизни. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого повысился уровень экстраверсии и спонтанности. Это говорит о некотором повышении интереса к общению и стремления к нормальному самоутверждению и стремлением к лидированию. Уровень выраженности тревожного типа акцентуации черт характера, выявленный при первичной диагностике, снизился и преобразовался в тенденцию к акцентуации черт характера.

После проведения формирующего эксперимента, по результатам повторного исследования наблюдается положительная динамика изменений качеств личности у студентов. Это подтверждает наше предположение о том, что социально-педагогическая поддержка профессионального становления студентов из числа детей-сирот будет эффективна, если выявлена профессиональная предрасположенность, личностные особенности и проблемы данной категории студентов различного характера.

Но временные рамки формирующего эксперимента не позволяют оказать помощь в кардинальном изменении их индивидуальных особенностей. Поэтому необходимо продолжить реализацию программы социально-педагогической поддержки студентов из числа детей-сирот.

Проведенный в работе анализ литературы позволил уточнить понятия «профессиональное становление», «дети-сироты», «социально-педагогическая поддержка», выявить типичные проблемы, характерные для профессионального становления студентов из числа детей-сирот, провести исследование по выявлению проблем профессионального становления студентов из числа детей-сирот, разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот.

Таким образом, теоретический анализ литературы и проведенное экспериментальное исследование позволили достичь цели и реализовать задачи нашей работы.

Необходимо отметить, что выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью.

Заключение

Профессиональное становление личности — это целостный динамически развёртывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в деятельности.

Проведенное исследование было направлено на выявление сформированности только части качеств, которые в деятельности социального педагога важны и значимы. К ним можно отнести: коммуникативные способности, организаторские способности и жизненные ценности. Но в первую очередь специалист должен быть предрасположен к выбранной профессиональной сфере. И первоначальным этапом профессионального становления студентов является их успешная адаптация к условиям вуза.

Пилотажные исследования, проведённые в 2009-2010 учебном году на факультете педагогики начального образования и социальной педагогики среди студентов (категория дети-сироты) 1-3 курсов, свидетельствуют о следующем. Из 9 детей-сирот адаптировались к условиям высшего профессионального учреждения только один человек, т.к. по социометрическому статусу студентка входит в группу «принятых», профессиональный тип личности соответствует типу профессиональной среды, успешна в обучении (средний балл по осваиваемым дисциплинам — «хорошо»), коммуникативные и организаторские способности сформированы на среднем уровне. Остальные восемь человек, несмотря на соответствие профессионального типа личности профессиональной среде, испытывают трудности в профессиональной адаптации различного характера. Так двое из испытуемых не интегрировались в группу сверстников, четверо испытывают затруднение в освоении содержания высшего образования, у семи студентов данной категории коммуникативные и организаторские способности сформированы на низком уровне.

Исследование, которое проводилось на базе факультета педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 2011 году позволяет обобщить эти исследования. Они свидетельствуют о том, что у этих детей имеются проблемы различного характера. Процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей. Не все студенты из числа детей-сирот успешно интегрировались в группе сверстников, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора.

В результате реализации программы социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из числа детей-сирот частично проблемы были сняты. Но для наиболее успешного процесса профессионального становления студентов данной категории необходима постоянная помощь, мониторинг и диагностика.

Кроме этого необходимо отметить, что основной целью социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов всех категорий является оказание им помощи в формировании профессионально важных качеств (компетенций) будущего специалиста.

Для этого необходимо выявить эти компетенции, установить этапы в процессе обучения, на которых можно отслеживать уровень их сформированности. А также разработать диагностический инструментарий для выявления степени сформированности компетенций.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialno-pedagogicheskaya-podderjka/

2.Бобылева И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Автор, дисс. канд. пед. наук Владимир, 2000.

.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М, 1968.

.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 4.

.Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988. № 1.

.Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей-сирот. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2008.

.Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М.; 1990.

.Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. — 2000. — № 3.

.Голин А.Н. Социальная психиатрия сиротства. — М., «лаборатория базовых знаний», 2000.

.Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. — Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора пс. наук. — М, 1996.

.Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2.

.Дементьева И. Ф Отвергнутые дети. Журнал «Социальная педагогика» № 1, 2004.

.Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. Серия: Семья и воспитание. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

.Дементьева И. Ф Социальная адаптация детей-сирот. Журнал «Социальная педагогика» № 2, 2003.

.Иванова Е. М Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М., 1987.

.Климов Е.А. Психология профессионала. — М., Воронеж, 1996.

.Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.

.Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под ред.Л.И. Шипицыной, Е.И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

.Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение. / Под ред.Л.М. Митиной. — М.: Академия, 2005.

.Латышев О. Университетский комплекс как средство оптимизации образовательного процесса в сиротском учреждении. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2006.

.Методика и технология работы социального педагога. / Под ред. А.В. Мардахаева, М.А. Галагузовой. — М.: Академия, 2004.

.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. — М.: МИРОС, 2001.

.Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. М., 2002.

.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.

.Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.

.Орсаг Ю., Паншина О. Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации. Журнал «Социальная педагогика» № 4, 2006.

.Практикум по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»: учебное пособие/ М-во образования и науки РФ; составитель Н. М Ползунова. — Архангельск: КИРА, 2010.

.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. — М., Педагогика, 1990.

.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005.

.Пряжников Н. С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства, М., «Академия», 2001.

.Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред.Л.М. Митиной. — М.; Флинт, 1998.

.Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов интернатов. Журнал прикладной психологии № 4, 2005.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2003.

.Скобко Е.В. Дети-сироты: современная российская пресса об их защите // Дети России: насилие и защита: Матер. Всерос. Научн. — практ. конф. — М., 1997.

.Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. — СПб.: КАРО, 2003.

.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.

.Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.

.ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ)

39.http://psyjournals.ru/articles/d8729. shtml, 13.02.2011г.

.http://revolution. allbest.ru/sociology/00009477_0.html <http://revolution.allbest.ru/sociology/00009477_0.html >, 6.03.2011 г.

.http://revolution. allbest.ru/sociology/00170832_0.html <http://revolution.allbest.ru/sociology/00170832_0.html >, 23.12.2010 г.

.http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/871-health-as-a-subject-of-interdisciplinary-research-3? start=2 <http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/871-health-as-a-subject-of-interdisciplinary-research-3?start=2>, 9.02.2011 г.