В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы1.
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель2. Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия
людей; - эмоционально-психологическому
- настроению группы;
- состоянию группы;
- психологическому единству членов группы;
- взаимоотношениям в группах и коллективах и др.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции, в нашем случае это качественные образовательные услуги. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Для сотрудников любой организации нужно относиться к своей работе ответственно и добросовестно. От сотрудников требуются психологическая устойчивость и способность приспосабливаться к постоянным изменениям в структуре руководства и функциональных обязанностей. От уровня оптимальности социально-психологического климата в каждом отдельном коллективе во многом зависит атмосфера отношений между сотрудниками.
Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Психологический климат классного коллектива
... социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. Объектом курсовой работы является психологический климат в классном коллективе. Предметом выступает формирование благоприятного психологического климата на уроке. Цель работы - выявить способы формирования благоприятного психологического климата ...
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленными усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Соответственно, каков будет социально-психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой организации.
Целью исследования является анализ социально-психологического климата коллектива педагогов в муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 12» п.Лобва.
Объект исследования: трудовой коллектив педагогов муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» п.Лобва.
Предмет исследования: социально-психологический климат в коллективе педагогов.
В качестве гипотез нами были сформулированы следующие предположения:
1) педагогический коллектив данного учреждения характеризуется благоприятным социально-психологическим климатом;
2) педагоги, более положительно оценивающие социально-психологический климат в собственном коллективе, склонны к компромиссам в конфликтных ситуациях;
3) социально-психологический климат взаимосвязан с уровнем конфликтности и эмоциональной характеристикой коллектива.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы мы определили следующие задачи:
- провести теоретический анализ литературы по данной проблеме;
- составить программу изучения социально-психологического климата;
- провести диагностику социально-психологического климата в данном педагогическом коллективе;
- провести анализ полученных данных с опорой на методы математической статистики.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Он представляет собой итог систематической психологической работы с членами группы, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между сотрудниками.
1.Теоретические аспекты социально-психологического климата трудового коллектива
1.1.Понятие социально-психологического климата коллектива
Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
В американской социальной психологии говорят об «организационной культуре» в организациях, об отношениях рабочих и менеджеров. Теория «человеческих отношений» Э. Мейо опирается в первую очередь на формирование психологического климата отношений между работниками3.
В. М. Шепель считал, что психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он полагал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона — это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат — это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
Социально-психологический климат в организации
... состояние психологического климата в организации. социальный психологический климат коллектив 2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат Среди основных факторов, оказывающих влияние на социально-психологический климат в коллективе, делая его положительным или отрицательным, можно выделить следующие основные группы ...
В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата4.
Представителями первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.
Сторонники второго подхода (А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.
Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.
Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций5.
При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень — статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психологического климата осуществляются членами группы эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество и количество продуктов их труда.
Психологические факторы внутрисемейного воспитания
... будет посвящена данная работа, на страницах которой необходимо определить психологические факторы внутрисемейного воспитания и остановиться на традиционных ошибках семейного воспитания, а также способах их исправления. Если семья так сильно ...
Второй уровень — динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера»6.
В отличие от социально-
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды7.
Факторы макросреды — это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:
1. Общественно-политическая
2. Экономическая ситуация в
3. Уровень жизни населения — баланс между заработной платой и уровнем цен, потребительская способность населения.
4. Организация жизни населения — система бытового и
5. Социально-демографические
6. Региональные факторы — уровень экономического и технического развития региона.
7. Этнические факторы — наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.
Факторы микросреды — это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:
1. Объективные — комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации.
2. Субъективные (социально-психологические факторы):
- а) формальная структура — характер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы;
- б) неформальная структура — наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.