Социально-психологические методы управления в образовательной организации

В условиях конкуренции между образовательными организациями за контингент специалистов, все большее число руководителей образовательных организаций, понимают важность грамотного управления персоналом, что непосредственно сказывается на экономическом показателе работы любого учреждения.

Происходящие изменения в системе общего образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной сис темы в целом. В новом Законе «Об Образовании РФ» сказано, что требования к современному образованию и социальный заказ ставят образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития [ст.28 п.7].

Любое образовательное учреждение, основанное на труде большого числа людей, нуждается в совершенствовании системы управления персоналом. С каждым годом появляется много различных принципов и технологий управления сотрудниками ОУ, но неизменным, всегда остается тот факт, что каждый работник — это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями и потребностями.

Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к нему показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений образовательной организации.

Любые преобразования в первую очередь связаны с людьми, в данном случае с группами людей, так называемыми педагогическими коллективами. Исследования показывают, что только в профессионально зрелом педагогическом коллективе, благодаря атмосфере сотрудничества и взаимопонимания, создаются условия для эффективной деятельности каждого из его членов, что способствует повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

Таким образом, в образовательной практике выделяются противоречия между необходимостью развития персонала в условиях современной модели образования и недостаточно эффективным управлением этим процессом на институциональном уровне. Данные противоречия предопределили тему исследования: « Социально-психологические методы управления в образовательной организации ».

Проблема исследования

В системе управления персоналом существуют различные методы управления такие, как административные, экономические, социально-психологические, которые тесно переплетаются между собой и направлены на достижение целей организации.

16 стр., 7819 слов

Таможенный менеджмент : Возможности применения социально-психологических методов

... индивидуальных психологов, исходя из количества выполняемых задач. Основными целями психологической службы являются: психологическая поддержка управления персоналом таможенного органа; психологическая работа по повышению профессионального уровня сотрудников таможни; психологическая работа по оптимизации социально психологического климата в таможенных группах; оказание психологической ...

Объектом исследования являются социально-психологические методы управления персоналом.

Предметом исследования является система социально-психологических методов управления персоналом в образовательной организации МБОУ «ООШ № 2» г. Таштагола.

Цель выпускной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования социально-психологических методов управления в условиях образовательной организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы социально-психологических методов управления персоналом.

  2. Выявить особенности использования социально-психологических методов в образовательной организации.

  3. Исследовать используемые в условиях образовательной организации социально-психологические методы управления персоналом.

  4. На основе полученных данных создать собственные рекомендации по использованию социально-психологических методов на предприятии.

Гипотеза : использование социально-психологических методов управления способствуют повышению эффективности управления персоналом образовательной организации.

Нельзя не сказать об актуальности и важности проблемы управления персоналом, как для организации, так и отдельного работника. В любом деле персонал является важнейшей составляющей любой организации. Правильное и целесообразное управление персоналом гарантирует успех работы предприятия.

Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, анализ становления управленческой деятельности в системе образования и моделирование управленческих действий по повышению качества образовательного процесса; анкетирование и тестирование руководителей, педагогов и родителей; изучение продуктов педагогической деятельности участников образовательного процесса.

Экспериментальная часть

Выпускная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, разделенные на параграфы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.

11 стр., 5102 слов

Государственное управление социально-трудовыми отношениями

... системе управления и кадровой политике. Ценностно-ориентированное управление позволяет создать высокопроизводительный трудовой коллектив, отношения в ... Общей задачей диагностики мотивации персонала в современной бизнес-организации является выявление ключевых факторов, ... человека, можно выделить следующие основные компоненты: социально-производственные (степень механизации и автоматизации, ...

Глава 1. Социально-психологические методы управления в образовательной организации как объект психолого-педагогических исследований

    1. Понятие и классификация методов менеджмента

Метод управления

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией (в практике менеджмента выделяются экономическая, властная и духовная мотивации и адекватные им три основные группы методов управления: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические):

1) Организационно-распорядительные методы управления (базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают эффективность работы фирмы за счёт лучшей организации деятельности работников и подразделений).

2) Экономические методы управления (воздействуют на материальные интересы людей, ориентируются на выполнение определённых показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение).

3) Социально-психологические методы управления (совокупность приёмов, используемых в науках, изучающих человека и межличностные отношения), применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников, опираются на духовные мотивации, с их помощью воздействуют на сознание работников, на социально-этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности.

По механизму воздействия выделяют прямые и косвенные методы управления.

По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.

5 стр., 2030 слов

Управление конфликтом в организации

... управления конфликтом можно представить в виде следующей таблицы: Табл. 1 Функции управления конфликтом. № Стадия конфликта Функция 1 Предконфликтная Прогнозирование и предупреждение; 2 Конфликтная Организация управления конфликтом, ... управления конфликтом, важнейшие этапы и функции управления конфликтной ситуацией, исследовать стратегии поведения и типы личностей в конфликте. При написании реферата ...

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность

Содержание

Организационная форма

Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета. Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами; управления безопасностью персонала; организации труда персонала; управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.

Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Но вне зависимости от способа классификации все методы управления органически дополняют друг друга. Ведь их направленность всегда одна — на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма.

    1. Социально-психологические аспекты управления в образовательной организации

Не секрет, что успех деятельности организации во многом определяется уровнем квалификации ее сотрудников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Поэтому подбор персонала дело первостепенной важности для любой организации, будь то завод-гигант или образовательное учреждение.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

7 стр., 3270 слов

Социально-психологические методы управления

... человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия. В любом деле персонал является важной составляющей прибыльности организации. Правильное и целесообразное управление персоналом ...

Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем (в ходе диалога с собеседником) получение необходимой информации. Интервью — идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем — требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Наибольшее значение уделяется формальным подтверждениям квалификации и опыта работы кандидатов, которые компании черпают из трудовых книжек, дипломов и свидетельств о полученном образовании, анализа автобиографий . Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи. Некоторые образовательные организации используют не только стандартные методы, но стараются внедрять и новаторские идеи: компьютерное тестирование с оценкой результатов профессиональным психологом, решение кандидатом реальных практических задач в сфере его будущей работы, оценка творческой или креативной составляющей кандидата с помощью нестандартных заданий (например, даётся задание за ограниченный промежуток времени – обычно 10 минут – придумать максимальное число вариантов использования какого-либо предмета: кирпич, скорлупа грецкого ореха, пустая бутылка), оценка способностей кандидата к учёбе, оценка способности работы в команде, поведения в экстремальных ситуациях и т. д.

2 стр., 866 слов

Политэкономия как основа формирования экономической философии

... глобальном смысле, при формировании общественного сознания. Трансформация философско-экономического мышления Политическая экономия как экономическая дисциплина заложившая научные основы философско-экономического мышления развивалась в условиях ... выборов. Именно поэтому рационалистические экономические модели XVIII-XIX веков основанные на допущении, что человек всегда совершает экономически наиболее ...

Личностные качества

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения и др.

В период построения социалистического общества в СССР был разработан «Моральный кодекс строителя коммунизма», в котором нашли отражение как нормы поведения человека в идеальном коммунистическом обществе, так и христианские нормы. Однако этот кодекс был значительно выше реальных моральных норм поведения людей, а в условиях двойной морали и социалистической уравниловки он со временем превратился в предмет насмешек.

В настоящее время лучшие западные компании («Sоnу», «Nissan», «Ford”, “IВМ”, «Mitsubishi») формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи.

Партнерство составляет

Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом.

Соревнование

    1. Психологические методы управления

Психологические методы, используемые руководителями предприятий, играют важную роль в работе с персоналом. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Следовательно, цель психологических методов — создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышение степени удовлетворенности процессом труда на предприятии. Объектом психических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом — руководитель.

Способы психологического воздействия концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К ним относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, «взрыв», метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет. Из вышеперечисленных способов психологического воздействия, вероятно, следует выделить некоторые из них, определяющее поведенческую суть субъекта с последующими побуждающими мотивами. К ним следует отнести внушение, которое может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка, вовлечение, т.е. соучастие в трудовом или общественном процессе, побуждение — обусловленное квалификацией, опытом, уверенностью в успешном выполнении работы. Немаловажное значение имеет убеждение, базирующееся на аргументированном и логическом воздействии на психику человека. Что касается принуждения, осуждения, порицания то это крайние формы морального воздействия, которые желательно применять только в чрезвычайных (форсмажорных) обстоятельствах. Наиболее характерными для авторитарного метода руководства является требование, запрещение и командование. В других случаях эти приемы могут оказаться бесполезными или даже вредными. Такие психологические методы воздействия как комплимент, похвала, просьба и совет являются позитивными психологическими приемами повышающими самооценку личности работника и оказывающие положительное влияние на его поведение.

4 стр., 1525 слов

Сущность и методы воздействия психологических методов на человека

... изучение сущности и методов воздействия психологических методов на человека. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования: определить сущность психологических методов; рассмотреть классификацию психологических методов; изучить понятие «психологическое воздействие»; выявить основные методы психологического воздействия. Информационной базой для ...

Итак, психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приемов из перечисленных выше.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций в развитии трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:

  • формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;
  • комфортный психологический климат в коллективе;

  • формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;

  • минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

  • разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

  • рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;

  • формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

Целесообразно, чтобы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов.

13 стр., 6046 слов

Психологические особенности формирования универсальных учебных ...

... и характером видов универсальных действий [10]. Концепция ФГОС образования второго поколения по формированию универсальных учебных действий в начальной школе призвана ... основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально - предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических ...

Психологическое планирование — направление в работе с персоналом. Его цель — формирование эффективного психологического состояния работников образовательной организации и трудового коллектива в целом. Планирование психологической работы исходит из необходимости всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций психологической деградации. Оно включает постановку целей развития и критериев его эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам эффективного психологического планирования относится:

успешная адаптация новых работников в трудовом коллективе;

разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;

формирование личной мотивации людей исходя из целей и задач деятельности организации;

минимизация психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

формирование подразделений (рабочих команд) на основе психологической совместимости сотрудников;

комфортный психологический климат в коллективе;

формирование корпоративной культуры на основе норм поведения, корпоративных ценностей и традиций организации.

Психологическое планирование должна выполнять специальная психологическая служба предприятия, состоящая из профессиональных психологов.

Каждый человек изо дня в день подвергается различного рода влияниям. Такие воздействия могут появляться отовсюду. Это происходит от всего, что его окружает: люди, телевидение, реклама, кино и тому подобное. Но самым сильным воздействием на человека обладают другие люди.

Например, чтобы отдохнуть от влияния на работе, нам нужен отпуск. Хорошо, когда

Когда вы отдохнули, хорошо бы разобраться, кто имеет сильное воздействием на Вас. Давайте разберемся.

Все способы психологического влияния можно разделить на несколько групп, которые включают в себя различные приемы воздействия:

  1. Эффект заражения

Он подразумевает под собой передачу психического и эмоционального состояния от одного человека к другому. Как правило, эффект заражения происходит неосознанно. Отсюда, кстати, всем известное выражение «заразился смехом». Если человеку какое-то время находиться среди людей, подверженных панике, то вскоре он и сам невольно начнет паниковать. То же самое относится к страху, злости и другим сильным чувствам. Передача психоэмоциональной информации действует непосредственно на подсознание человека, который «заражается».

8 стр., 3533 слов

Отрицательное воздействие табака на формирование плода

... воздействие табака на организм. Из этого следует, что женщинам репродуктивного возраста, хоть с продолжительным, хоть с незначительным стажем курения будет тяжелее в оплодотворении яицеклетки и в вынашивании ребенка. ... на конечностях и так далее. Нами был разработан биллютень на тему: «Отрицательное воздействие табака на формирование ... на развитие и здоровье плода. Смертность детей у курящих матерей на ...

  1. Внушение

Этот способ воздействия осуществляется посредством слов. Несущая информация должна быть максимально сжатой, но очень емкой по своей информативности. Здесь огромную роль еще играет сам человек, который пытается что-то внушить другим. Он должен иметь достаточно высокий авторитет среди внушаемых и обладать безграничной уверенностью в себе и в то, что говорит. Такой метод воздействия имеет несколько форм: гипноз, внушение в бодрствующем состоянии и внушение в период полной расслабленности, релаксации. Однако, существуют люди, которые очень слабо поддаются какому-либо внушению. В основном, это те, которые пережили в жизни какие-то сильные потрясения.

  1. Убеждение

Такой вид влияния на людей направлен непосредственно на сознание человека с целью «донести» какую-то конкретную информацию до разума человека. Эффективность такого воздействия зависит от уровня интеллекта и образования того, кого убеждают. Убедить проще человека, обладающего логическим и высокоинтеллектуальным складом ума. Тяжелее всего применить этот метод будет на людях с низким уровнем интеллекта и трудным характером. Убеждение основано в основном на логическом содержании информации.

  1. Подражание

Подражание, как правило, происходит на подсознательном уровне. Особенно сильно этот вид воздействия проявляется, когда объект подражания умнее, сильнее или имеет какие-то другие качества, который бы хотел иметь внушаемый человек. Он может копировать манеру разговора, привычки, одежду и даже походку. Такие люди порой сами не замечают, что кому-то подражают, так как делается это неосознанно.

Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей применения с

2.1. Характеристика деятельности МБОУ «ООШ № 2» г. Таштагола