Психологический климат классного коллектива

Введение

Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, психологическому климату класса. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.

Почти в каждой школе встречаются классы, куда учителя отправляются вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. В запущенных случаях дело может закончиться массовым отказом учителей вести занятия в конкретном классе. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера», «агрессивная аура» и т.п.

Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, благоприятный психологический климат в классе — одно из важнейших условий развития личности школьника. На мой взгляд, тема курсовой работы создание благоприятного психологического климата на уроке весьма актуальна.

В современной психологической науке под психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) — наклон) понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

По результатам исследований, проводимых в течение 10 последних лет, только в 4% школьных классов климат может быть назван безусловно благоприятным. Наиболее часто встречаются классы с противоречивым, неустойчивым климатом (58% обследованных групп), неблагоприятный климат был зафиксирован в 16% школьных классов, умеренно благоприятный — в 22% случаев. Острота проблемы формирования климата в современной школе очевидна.

Оптимальное управление психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Объектом курсовой работы является психологический климат в классном коллективе.

8 стр., 3764 слов

Морально-психологический климат в коллективе

... психологической совместимости, то есть хорошо разбираться в людях. Способствовать практической деятельностью (через организацию мероприятий) выработке навыков взаимодействия и взаимоотношений. Создание благоприятного морально-психологического климата в ... норм труда. Признавать необходимость поддержания баланса между деловыми, семейными, личными, групповыми интересами работников. Индивидуальная работа ...

Предметом выступает формирование благоприятного психологического климата на уроке.

Цель работы — выявить способы формирования благоприятного психологического климата на уроке.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Дать определение психологическому климату и выявить сущность психологического климата;

2. Изучить факторы формирования психологического климата;

3. Рассмотреть характеристики благоприятного психологического климата;

4. Проанализировать способы формирования благоприятного психологического климата в коллективе;

5. Изучить вопросы, связанные с созданием и поддержанием благоприятного психологического климата на уроке.

Работа написана на основе изучения работ исследователей и социальных психологов, изучавших проблемы взаимоотношения личности и коллектива, а также климата группы: А.С. Макаренко [17, 18], Н.П. Аникеевой [4, 5], А.Н. Лутошкина [15], И.Е. Шварца [29], Г.М. Андреевой [1,2] и др.

В работе использованы следующие методы: теоретический анализ социологической, педагогической, психологической литературы по проблемам формирования благоприятного психологического климата в коллективе.

Глава I. Психологический климат

1.1 Понятие и сущность психологического климата

Исследования видных психологов Л.С. Выготского [9], А.Н. Леонтьева [13], А.Р. Лурше, Д.Б. Эльконина [31] и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими людьми, взрослыми, сверстниками, особенностями его сотрудничества с ними.

Одна из первых социальных потребностей ребенка — это потребность в общении. С возрастом громадное значение для самочувствия ребенка начинает приобретать сфера «ученик — коллектив». Франзузский психолог Анри Валлон связывает появление значимости сверстников для личности ребенка со времени его поступления в школу. «С этого времени, — пишет он, — наряду со взрослыми дети стремятся к созданию своеобразного, равноправного общества, в котором дифференциация индивидуальных отношений не носит того абсолютного характера, который ведет к исключительному предпочтению одного существа другому» [9, с. 11-12].

Но не все группы, с которым личность соприкасается через общение и деятельность, одинаково влияют на нее. Определяют формирование личности только те группы, которые являются авторитетными, значимыми, осознаются как «мы», т.е. являются референтными. Референтными называются такие реальные или воображаемые группы, чьи взгляды, ценности и нормы личность воспринимает как свои собственные. Выбор среди многих групп и коллективов референтных происходит под влиянием многих факторов. Один из них — переживание эмоционального благополучия. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной.

Для эффективности процессов воспитания, обучения и развития учащихся важен психологический климат детского коллектива, во многом обусловленный психологической атмосферой отдельных уроков и всей школьной жизни в целом, проявляющийся в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся и отражающий личные и деловые взаимоотношения педагога и школьников, их моральные нормы и интересы.

10 стр., 4890 слов

Диагностика социально-психологического климата педагогического коллектива

... и иных методов. Предметом обследования в настоящей курсовой работе является особенности социально-психологического климата в педагогического коллектива. Объект: социально-психологический климат. Цель обследования: раскрыть теоретические основы изучения социально-психологического климата и провести диагностику социально-психологического климата педагогического коллектива МАДОУ ДС № 42. Задачи, ...

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель [28].

Психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.

Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.

Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона — психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Психологический климат — это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы психологического климата.

Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат — отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под психологическим климатом необходимо понимать такое психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.

Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат — настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко [19] понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива.

21 стр., 10405 слов

Благоприятный психологический климат

... для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки. Коллектив социального учреждения с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. В ...

А.С. Макаренко [19] выдвигал следующие основные признаки благоприятного психологического климата:

1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.

2. Единство коллектива, единение всех его членов.

3. Защищенность всех членов коллектива.

4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.

5. Умение быть сдержанным в действиях и словах.

По мнению А.С. Макаренко [19], результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе, эмоциональном благополучии.

При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня:

Первый уровень — статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе. На этом уровне психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее.

Второй уровень — динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.

Анализ научной литературы позволяет заключить, что учёными употребляются различные термины, описывающие те же явления, что и психологический климат: «социально — психологический климат», «морально — психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально — психологическая обстановка». Однако большинство исследователей считает, что важнее иметь единство взглядов на сущность явления, чем спорить о его названии. Это представляется наиболее разумным.

В нашей работе под психологическим климатом мы будем понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

личность педагог психологический климат

1.2 Факторы формирования психологического климата

Психологический климат — объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов:

  • социально-психологическая атмосфера общества в целом;
  • микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, его возрастной и половой состав и т.д.

В основе всякого влияния на человека лежит их взаимная зависимость. Даже взаимодействие двух человек значительно изменяет ход деятельности. Социальный психолог В.Б. Ольшанский [22] выделяет следующие типы взаимного влияния на деятельность друг друга:

9 стр., 4442 слов

Межличностные отношения в педагогическом коллективе

... между отдельными учителями. 1. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе 1.1 Характеристика социально-психологического климата Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом. Понятия "психологический климат", "социально-психологический климат" или "микроклимат" ...

1. Взаимное облегчение (присутствие данных партнеров повышает успешность деятельности каждого из них).

2. Взаимное затруднение (взаимное присутствие приводит к увеличению числа ошибок каждого).

3. Одностороннее облегчение (присутствие одного облегчает деятельность другого).

4. Одностороннее затруднение (присутствие одного отрицательно влияет на работу другого).

5. Независимость (совместное присутствие никак не отражается на деятельности каждого).

Сам факт разнообразия типов взаимного влияния на деятельность подводит к осознанию такого явления, как психологическая совместимость. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в коллективе.

Психологическая совместимость определяется как такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических затратах взаимодействующих лиц.

Психологическая несовместимость — это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие людьми друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовывать свои действия.

Совместимость людей не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни совместимости по ведущим показателям могут влиять на низкие уровни по другим, менее важным, и тем самым улучшать общий климат группы.

Важным фактором психологического климата является степень сплочённости коллектива.

Для нас представляет интерес школьный класс (коллектив класса) — группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом-профессионалом через организацию внеучебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями. Это и учебная единица, и общность, связанная определенной системой межличностных отношений.

Каждый класс — потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс реально существующий коллектив и действующий как коллектив. Возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы — коллектив» является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации личности ребенка с классом и обособления его в классном коллективе. Сформированный коллектив класса представляет собой одно из условий создания благоприятного психологического климата на уроке.

Сплоченность коллектива — характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом.

Среди основных факторов психологического климата в классном коллективе чаще всего выделяют взаимоотношения по вертикали (учеников и учителей) и по горизонтали (учеников между собой), их стиль и нормы.

В наши дни выделяют много стилей педагогического руководства, но остановимся на основных.

1. Авторитарный. При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов класса и неаргументированное восхваление других. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются учителем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. При авторитарном стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

2. Либеральный. Главной особенностью либерального стиля руководства по сути дела является самоустранение учителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Либеральный стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При либеральном стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3.Демократический. Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами класса царила вражда, особенно заметная на фоне покорности учителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Отношения, складывающиеся между учениками в классе, неоднородны. Прежде всего, это отношения, обусловленные организационной структурой коллектива, распределением в нем общественных обязанностей. Эти отношения А. С. Макаренко называл отношениями «ответственной зависимости» [19, с. 34]. Кроме того, между учащимися существуют связи, определяющиеся собственно личными отношениями. Они выражаются в симпатии детей друг к другу, тяготении, привязанности, или, наоборот, антипатии, неприязни и т д. Эти отношения, деловые и личные, по-видимому, находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Есть все основания предполагать, что личные взаимоотношения между учениками в классе имеют важное значение в формировании личности ученика и воспитании в классе сплоченного коллектива. Ученики по-разному относятся к своим одноклассникам. Это эмоциональное отношение «проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях — неприязни, вражды, антипатии».

Указанные отношения, по-видимому, в большой степени определяют самочувствие ученика в классе, которое связано с наличием у него симпатий к одноклассникам и с взаимностью этих симпатий.

Взаимные симпатии, возникающие между учениками, могут обусловить возникновение внутри классного коллектива отдельных нигде формально не зафиксированных группировок. Не исключено, что именно такая группировка субъективно для школьника может оказаться более значимой, чем официальные органы коллектива и его организационные единицы — звездочки, звенья и т.д. В данном случае воспитание через коллектив чрезвычайно затрудняется, поскольку требования коллектива внутренне могут не приниматься школьником. Это подводит к необходимости изучения личных взаимоотношений между школьниками как особой психологической действительности.

Таким образом, в зависимости от состояния всех этих факторов и складывается более или менее устойчивый специфический эмоциональный настрой членов коллектива, непосредственно влияющий на эффективность совместной деятельности его членов.

1.3 Характеристики психологического климата классного коллектива

Психологический климат, складывающийся в классном коллективе, может быть как благоприятным, так и неблагоприятным.

Характеристики благоприятного психологического климата:

  • В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении;
  • отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;
  • детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время;
  • в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  • В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  • В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  • Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  • Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  • В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Рассмотрим также характеристики неблагоприятного психологического климата. К ним относятся:

  • В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество;
  • члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом;
  • критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

— В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  • Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  • Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  • В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  • В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения;
  • коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Рассмотрим преобладающие эмоции, испытываемые ребенком при благоприятном и неблагоприятном климате (таблица 1).

Таблица 1. Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком при благоприятном и неблагоприятном климате.

При благоприятном психологическом климате

При неблагоприятном психологическом климате

Доброжелательность

Агрессивность

Защищённость

Незащищенность

Мобильность

Леность

Креативность

Зажатость

Оптимизм

Пессимизм

Инициативность

Пассивность

Работоспособность, свобода «я»

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата является важной задачей педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Таким образом, психологический климат — важнейшее условие психического здоровья и успешности жизнедеятельности и детей, и взрослых.

Вывод по главе I

Понятие психологического климата появилось в научном языке недавно наряду с такими интегральными понятиями как «психологическая атмосфера», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и другие, которые получают все большее распространение в современной науке и практике.

Эти понятия возникли по аналогии с географическим понятием климата, что позволяет осмыслить практическое значение групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе. Ф.Б. Ольшанский писал: «Психологический климат или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом». Данная аналогия позволяет определить характерные особенности психологического климата: во-первых, это одна из сторон жизнедеятельности людей; во-вторых, он неодинаков в разных коллективах; в-третьих, он по разному влияет на членов коллектива; в-четвертых, его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей.

Среди основных факторов психологического климата в коллективе чаще всего выделяют взаимоотношения по вертикали (учеников и учителей) и по горизонтали (учеников между собой), их стиль и нормы. В зависимости от состояния всех этих факторов и складывается более или менее устойчивый специфический эмоциональный настрой членов коллектива, непосредственно влияющий на эффективность совместной деятельности его членов.

Глава II. Обеспечение благоприятного психологического климата на уроке

2.1 Способы формирования благоприятного психологического климата в коллективе

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Так как, психологический климат — это, во-первых, результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для укрепления этих отношений, формирования полноценного классного коллектива необходимо:

  • ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, а также участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время — привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.

Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.[27]

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

Важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;
  • не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно — положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, формировать толерантность.

Для формирования психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
  • коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;
  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
  • изучение индивидуальных особенностей школьников;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:

— социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Для формирования благоприятного климата в классе можно рекомендовать групповой поведенческий тренинг Н.П. Аникеевой (Приложение 1).

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).

  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

2.2 Создание и поддержание благоприятного психологического климата на уроке

От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.

Создание психологического климата на уроке является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Для создания благоприятной рабочей атмосферы на уроке нельзя пренебрегать элементарными методическими правилами организации урока:

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  • Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка.

Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

  • Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  • Начинайте урок энергично.

Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

— Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
  • Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще.

Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

— Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

  • Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний.
  • Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
  • Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
  • Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  • Помнить слова Н.А.

Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Необходимо помнить также следующее:

  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.

— Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.С.Макаренко).

  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С. Сухолинский [27]).

  • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Для создания благоприятного климата на уроке должны выполняться три функции.

Первая функция — «открытие ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55% до 80% информации.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их «открытию» на общение.

Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола).

Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

2. Подача информации с позиции «мы»

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.

Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: «на 5 знаю только я» или «не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.

Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «мы».

3. Установление личного контакта.

Личный контакт может устанавливаться различными способами:

вербально, визуально, тактильно.

Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может быть обращение к ученику по имени. (Согласитесь, что зачастую педагоги называют лишь фамилию ученика).

Визуальный — это контакт глаз. Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока учитель просит детей подняться для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. Кинестетики выявляются в школе очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей.

Вторая функция — «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях — умении слышать и умении задавать вопросы.

Для педагога услышать ребенка — это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция — «возвышение» ребенка.

1. Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.

После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2. Поддержание оптимистического рубежа

Оптимизм — это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.

То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит.

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

Педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.

Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.

Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки?

А сколько запретов мы выставляем своим ученикам?

Взрослому человеку, а тем более ребенку, сложно удерживать в активе памяти, и следовательно выполнять правила, число которых затрудняется назвать сам педагог. А что происходит в школе?

Ребенку нельзя: бегать, шуметь, разговаривать на уроке, ходить без сменной обуви, пропускать уроки, не выполнять домашнего задания и так до бесконечности. Но если возможно обозначить всю совокупность запретов, то выстраивать и осуществлять каждый момент своей жизни на их основе тем более, невозможно. Сам факт неисчислимости этих правил негативно сказывается на отношении ребенка к ним, он думает: « все равно я не смогу их запомнить все». Поэтому время от времени в той или иной мере он начинает их нарушать, более того он видит, как это делают другие. Исходя из всего этого, школьник субъективно свободно приходит к выводу, что правила можно нарушать.

Предложим ученикам вариант двух запретов, в которые можно вместить все остальные: нельзя не работать и нельзя посягать на интересы другого человека.

В этом случае, если ребенок опоздал на урок, он отвлекает учителя и других учеников, а значит, доставляет неудобства, посягает на их интересы. Если но не готовит домашнего задания — он не работает. Приходит без сменной обуви — приносит в помещение грязь, которая, высыхая, превращается в пыль, и теперь все вынуждены вдыхать ее и т.д.

Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Советы для поддержания благоприятного психологического климата:

  • Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение
  • Самый приятный звук для человека — это его имя.
  • Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
  • Не сравнивайте успехи отдельных учащихся
  • Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.

Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Вывод по главе II

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собой динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «я». Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих — психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата на уроке является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Знание о способах формирования психологического климата на уроке является необходимым для учителя. Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата на уроках являются следующие: включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства; использование игры; формирование общих традиций; создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка; наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу; привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.

Заключение

Под психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива.

Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.

Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления учителей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из учеников; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и прочие.

Таким образом, характер психологического климата коллектива в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по обеспечению благоприятного психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов класса.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата на уроке является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Знание о способах формирования психологического климата на уроке является необходимым для учителя. Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата на уроках являются следующие: включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства; использование игры; формирование общих традиций; создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка; наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу; привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.