Подборка по базе: , Коммерческая тайна понятие и защита.doc , (Доклад) Понятие стрелкового огнестрельного оружия и его классиф , Микроскопия. Устройство светового микроскопа. Техника работы. По , Лекция 13. Понятие и сущность права. Правопонимание..docx , Переделанная курсовая работа по ГП на тему Понятие и содержание , Конспект Признаки единиц совокупности, понятие и виды Тюшкевич В , «Рынок понятие, механизм функционирования, классификация» Терехо , Реферат Общее понятие о психике как одной из форм отражения.docx , ЛЕКЦИЯ 3. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК
Социально-педагогическое сопровождение
Понятие «
В работах М.Р. Битяновой сопровождение рассматривается как система проф. деятельности педагога, психолога, направленная на «создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации» .
Социально-педагогическое сопровождение трактуется как процесс оказания своевременной социальной и педагогической помощи нуждающимся в ней детям и подросткам и системы корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка ( Л.В. Байбородова).
сопровождения
Задачи
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей детей.
Структура социально-педагогического сопровождения, элементы ( А.Л. Уманский. Автореф. дис.):
-
сопровождение отношений детей через групповые формы работы;
-
индивидуальное сопровождение развития отношений детей;
-
сопровождение классных руководителей в аспекте воспитательно-развивающего отношения к ребенку;
4 стр., 1936 словПонятие кризиса в социально-экономическом развитии
... причины и факторы, их вызывающие, каждый раз выход из кризиса требует специфических мер. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения В современной литературе еще не ... но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера ...
-
сопровождение родительских отношений (к детям, к образовательному учреждению, к обучению, воспитанию);
-
сопровождение принятия управленческих решений;
-
сопровождение образовательного процесса;
-
сопровождение отношений в педагогическом коллективе;
-
сопровождение взаимоотношений в диадах «педагог-ребенок», «педагог — родитель»
P.S. Как следует из данной структуры, приоритетное место принадлежит групповым , т.е. коллективным формам работы, что актуализирует значение социально-пед. сопровождения при формировании детского коллектива.
Компонентами соц-пед. сопровождения являются (Л.В. Байбородова): диагностический, консультационный, прогностический и практический
Содержание сопровождения
содержание сопровождения
Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником планируемого результата. Несмотря на то, что имеющийся субъектный опыт педагога и ученика качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в ситуацию совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений .
Важный аспект в содержании социально-пед. сопровождения – это включенность обучающегося в события и ситуации , стимулирующие его личностное развитие. В псих-пед. аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора .
Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, поэтому социально-педагогическое сопровождение является особым видом взаимодействия, целевым назначением которого выступает научение субъекта развития предупреждению и решению проблем . Социально-педагогическое сопровождение предполагает взаимодействие педагога и ребенка, обеспечивающее успешность его социализации и обучения (М.И. Рожков «Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса»).
дидактическое сопровождение
Содержание социально-педагогического сопровождения также включает адаптацию личности к новым жизненным ситуациям, что подразумевает коррекцию ее ценностей, влияющих на поступки и поведение.
Специфика социально-педагогического сопровождения
Соц-пед. сопровождение — это целенаправленный активный процесс, имеющий свои цели, предмет, функции, критерии, средства, результаты.
Целью соц-пед. сопровождения является адекватная и максимально успешная социализация и индивидуальное развитие личности, процесс достижения которой может быть обеспечен установлением гармонических отношений между членами той или иной социальной группы.
Соц-пед. сопровождение имеет высокий воспитывающий потенциал. Если соц-пед. сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией соц-пед. сопровождения. Это обусловлено тем, что соц-пед. сопровождение предполагает «не решение проблемы ребенка за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы» (М.И. Рожков).
Социально-педагогический аспект проблемы отцовства
... данному понятию, так и не было дано. Материнство является функциональной ролью женщины, носящей биологический и социальный характер (рождение ребенка и его воспитание). Некоторые ученые, рассматривают материнство в качестве социально-педагогического феномена, состоящего в ...
Предметом социально-пед поддержки (О.С. Газман) является «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [От авторитарного образования к педагогике свободы].
Функции социально-педагогического сопровождения
-
Воспитательная: предполагает восстановление положительных качеств, позволяющих личности комфортно чувствовать себя в окруж. среде;
-
Компенсаторская: заключается в формировании у личности стремления компенсировать имеющиеся недостатки приложением сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении;
-
Стимулирующая , направленна на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности, и реализуется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного эмоционального отношения к личности и ее поступкам;
-
Корректирующая : связанна с исправлением отрицательных качеств личности и подразумевает применение разнообразных методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Две группы функций социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков) в соответствии с классификацией сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.
целевые функции
инструментальные функции
Диагностическая функция, Коммуникативная функция, Прогностическая функция, Организаторская функция
Этапы процесса социально-педагогического сопровождения .
1 этап – Проблематизация. Обнаружение и актуализизация предмета соц-пед. сопровождения, то есть проблемы, трудности, которая определяются совмествно педагогом и обучающимся. Выявляется его суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия.
2 этап – Поисково-вариативный. Осуществляется поиск вариантов решения проблемы, определяется степень участия педагога в этом процессе, а также средства социально-педагогического сопровождения.
3 этап — Практически-действенный. Педагогом и обучающимся совместно совершаются реальные или моделируемые действия, которые приводят обучающегося к самостоятельному решению проблемы.
4 этап – Аналитический. Совместный анализ совершенных действий, прогнозирование появления возможных трудностей и путей их преодоления.
Принципы социально-педагогического сопровождения :
Диагностика индивидуального развития ребенка
... индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей ... индивидуальную работу с детьми. Так как группа у меня разновозрастная, провожу диагностику по каждому возрасту отдельно. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу. В качестве показателей оценки развития ...
-
принцип личностного центрирования сопровождения, который предполагает рассматривать личность каждого субъекта как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный выбор, для которого соц-пед. сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации;
-
принцип персонификации сопровождения , который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных соц. ситуации субъекта;
-
принцип конвенциальности сопровождения предполагает, что его основой являются потребности самого подростка;
-
принцип оптимистической стратегии сопровождения : развитие субъекта рассматривается с учетом того позитивного соц. опыта, которым он владеет ; доминирование убеждения в его позитивном развитии;
-
принцип социального закаливания предполагает включение субъекта в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение способами этого преодоления, формирование соц. иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
В основе психолого-педагогического сопровождения детей лежит психологические особенности детей, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.
Целью социально-психологического сопровождения детей является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи социально-психологического сопровождения:
-
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-
психологическое обеспечение образовательных программ;
-
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
-
Позволю себе напомнить основные направления психолого-педагогической работы.
Направления работы
-
Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей;
15 стр., 7254 словПедагогическая деятельность Л.Н. Толстого
... заграничного путешествия, Л.Н. Толстой возобновил свои занятия с детьми в школе. 1.1 Первый период педагогической деятельности Л.Н. Толстого толстой педагогический обучение Первый период педагогической деятельности Л.Н. Толстого поражает своей ... в практику работы Яснополянской школы, опыт которой нашел освещение в журнале. Активность Л.Н. Толстого направлялась и на хлопоты о развитии народных школ: ...
-
Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)).
Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во-первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, и знаем кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше), т.к. дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса 3-х лет. Мы о нем уже говорили подробно. Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде, которые уже перечислялись. А так же сопровождать готовность к обучению в школе. Хочется отметить, что у вас есть помощники педагоги, которые так же отслеживают результативность педагогической деятельности.
-
Консультирование (индивидуальная, групповая), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями;
-
Развивающая работа (индивидуальная, групповая);
-
Коррекционная работа (индивидуальная, групповая);
-
Психологическое просвещение и образование : формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений , педагогов, родителей.
-
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Рис. 1. Направления работы по социально-педагогическому сопровождению
На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования — создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, психолог и социальный педагог — это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник — субъект, способный к саморазвитию.
Взаимодействие психолога и воспитателей способствует повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета особенностей детей.
Педагоги совместно с психологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать дальнейшие ситуации развития для каждого воспитанника.
Необходимо определить непосредственные задачи взаимодействия педагога-психолога с воспитателями ДОУ:
-
на основе диагностики разработать совместно с воспитателями, индивидуальную программу развития детей, индивидуальный маршрут развития, подобрать комплекс коррекционно-развивающих упражнений;
3 стр., 1500 словСоциально-педагогическая работа с многодетной семьей
... региональные целевые и социальные программы типа "Планирование семьи" и "Дети России" и другие. Направления деятельности социально-педагогической работы с многодетными семьями: 1. консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов; 2. содействие в ...
-
сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
-
обеспечить воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста;
Организационный этап (диагностический).
Педагог-психолог начинает работу с стартового психолого-педагогического обследования детей.
На основе полученных результатов диагностики педагога – психолога и воспитателей составляется психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
Следующим этапом работы является планирование коррекционно-развивающей деятельности. В соответствии с полученными результатами диагностики педагог-психолог составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу развития ребенка, где прописывает методы и приемы работы с детьми, и результат каждого занятия с ребенком. Для решения проблем совместно с воспитателями ДОУ педагог-психолог отбирает определенные игры и упражнения, которые в дальнейшем используются как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Формы работы психолога с педагогическим коллективом ДОУ на организационном этапе могут быть следующие:
-
тематические педсоветы, консультации для специалистов ДОУ;
-
мини педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу готовности детей к школе и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
-
индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
-
тематические консультации для педагогов;
-
индивидуальные консультации для педагогов.
Итог работы на организационном этапе — составление индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционно-развивающих программ, расписание (графика) индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятий с детьми.
Основной этап (коррекционно-развивающий).
На этом этапе основной акцент делается на собственно коррекционно-развивающую работу с детьми. Она базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:
-
индивидуализация;
-
разносторонность;
-
комплексность;
-
систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из особенностей развития детей , их индивидуально-типологических особенностей.
Вместе с тем, анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только психолога, но и всех участников коррекционного процесса — педагогического коллектива ДОУ, родителей. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционно-развивающего воздействия и возможность проведения соответствующей коррекционной работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.), режимных моментов в детском саду, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье.
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска
... обстоятельств; 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией. Особенностью детей «группы риска» является то, ...
Необходимо соблюдение должной систематичности. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.
Перечисленные условия — дифференцированность, разносторонность, комплексность, систематичность коррекционно-развивающей работы — являются принципиальными и должны быть приняты во внимание при работе с каждым ребенком.
Технологии социально-педагогической поддержки детей
«технология».
технология
С другой стороны, технология — это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов груда.
технология
Характерными признаками технологии являются:
- ;
- совокупность методов изменения объекта;
— Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться [11, с.11].
Основными компонентами деятельности выступают:
1. Целеполагание.
2. Выбор способов действия и его инструментария.
3. Оценка результатов деятельности.
Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности [42, с.96].
Мы выстраиваем технологию социально-педагогической поддержки шестилетних детей не готовых к школе, тем самым мы определяем, что характер нашей деятельности будет социально-педагогическим.
Целевой группой выступают дети не готовые к школе. И осталось обратиться к сути социально-педагогической поддержки.
Поддержка, Социальная поддержка, Социально-педагогическая поддержка
В понятии «социализация» важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т. е. успешно самореализуется в обществе. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенку, — педагогов в широком смысле (родителей, учителей, врачей, социальных педагогов , общественных организаций и лиц и т. д.).
Причем важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения интересов и возможностей, данных от природы, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих талантов и способностей.
Таким образом, социально-педагогическая поддержка- это социально-педагогическая помощь детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Педагогическая деятельность – “Педагогическая деятельность” | ...
... свою работу, жизнь своих воспитанников. Поэтому большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю игровым технологиям. Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее ... познавательные, самоотверженное отношение к избранной профессии Качества педагога: Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, ...
Концептуальные идеи педагогической поддержки, сформулированы О.С. Газманом в начале 1990-х гг., были затем развиты группой его соратников Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, М.В. Гусаковский, А.В. Иванов, Н.В. Иванов, Н.Б. Крылова, Т.А. Мерцалова.
Педагогическая поддержка -процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности (О.С. Газман).
Исходный социальный стимул для осуществления школой педагогической поддержки, как считал О.С. Газман, является: трудное экономическое положение семьи и низкий культурно-педагогический уровень родителей, не проявляющих должного внимания к воспитанию детей.
Содержание социально-педагогической поддержки обусловлено целями субъектов совместной деятельности: школьника, педагога, образовательного учреждения, его среды. Содержание социально-педагогической поддержки зависит от познавательных, творческих потребностей детей, от целей, которые они стремятся достичь в образовании. Принцип целенаправленности, с одной стороны, состоит в том, что усилия субъектов деятельности должны быть ориентированы на достижение основной цели.
С другой стороны, он ориентирован на развитие целеполагания школьника, т. е. его способности и возможности определять цели собственной деятельности.
В исследованиях российских ученых социально-педагогическая поддержка ребенка рассматривается с позиций ряда научных подходов:
1. системного
2. процессуального
3.культурологического
4.средового
5.социального
6.личностно ориентированного
7 деятельностного.
Системный подход, Процессуальный подход, Средовой подход, Социальный подход, Личностно ориентированный подход, Деятельностный подход к
Закономерности и принципы находят свое практическое воплощение в содержании (обоснование компонентов, форм и методов деятельности) и педагогических условиях.
─ организационно-управленческого компонента,
диагностико-проектировочного компонента,
рефлексивно-аналитического компонента,
Организационно-управленческий компонент
Он решает следующие задачи: участие в разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки (методические и психологические службы), организация повышения профессиональный компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга , материально-техническое обеспечение процесса.
Диагностико-проектировочный компонент
Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, диагностика дает педагогу прямой материал для разработки программы деятельности, с другой — ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных видов деятельности исходя из потребностей ребенка.
Социально-педагогическая поддержка профессионального становления ...
... детей-сирот; . разработать программу социально-педагогической поддержки профессионального становления студентов из ... привлекательность приобретает сама деятельность [16]. социальная педагогическая поддержка сирота Теоретический анализ литературы ... необходимых для этого. В работе педагогов, психологов нашли ... исследованиях обосновали научно-методические подходы и проблемы профессионального ...
На диагностическом этапе проводится несколько исследований (социологических, психологических, педагогических): позволяющих впоследствии определить содержание, формы и методы работы с детьми.
Таким образом, этот компонент ответственен за изучение потребностей, способностей, возможностей ребенка, а также за процесс их самопознания, результатом которого становится выбор индивидуально-коллективного пути развития в форме; индивидуальной или групповой программы, на содержание которой ребенок имеет право влиять исходя из своих познавательных и творческих потребностей.
Рефлексивно-аналитический компонент
Оценивая деятельность ребенка, социальный педагог определяет результаты его познавательной, творческой деятельности посредством выявления уровня социально-личностной компетентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Социальный педагог помогает ученику провести анализ собственной работы, что позволяет развивать рефлексию и самокоррекцию личности.
Анализ деятельности коллектива учащихся осуществляется как самостоятельно социальным педагогом путем анкетирования, беседы, наблюдения, так и самим коллективом учащихся, которые в процессе обсуждения не только оценивают свою работу, но и вносят коррективы и предлагает перспективы дальнейшего развития.
Содержание деятельности педагога в рамках этого компонента заключается в анализе и самоанализе степени реализации целей образовательной программы, динамики собственного профессионального развития и, исходя из этого, в определении путей коррекции своей деятельности.
Итак, социально-педагогическую поддержку можно рассматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагога и общества в осуществлении процесса социальной адаптации социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия ребенком интересов и норм общества для участия в его дальнейшее активном преобразовании в деятельности субъекта.