Социальная защита молодёжи на рынке труда

Введение

Степень благополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием его членов. Именно это — высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне — является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.

Социальная защита — это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений социально-приемлемого уровня жизни.

Социальная защита является той регулятивной системой стабилизации общества, которая направлена на устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения. Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществом наиболее уязвимых групп населения в условиях обострения экономических и политических отношений.

Одним из важнейших разделов социальной защиты населения является социальная защита молодёжи. Эта тема очень актуальна в наше время, особенно для нас, студентов.

Молодёжь является одной из самых уязвимых и восприимчивых к различным социальным изменениям возрастных групп. Молодые люди находятся в состоянии формирования системы установок, принципов, поэтому любые изменения, события, происходящие в обществе, оказывают значительное влияние на их ценностный мир, стратегии поведения в различных областях жизнедеятельности, в том числе и в сфере занятости.

Настоящая работа нацелена на исследование социальной защиты молодёжи на рынке труда, на выявление проблем, связанных с этой темой, а также на их решение.

Глава I Юридическая база социальной защиты труда молодёжи

1.1 Социальная защита труда молодёжи

Трудовой кодекс РФ установил ряд специальных гарантий и льгот для молодежи, выделив ее в число особых субъектов трудовых правоотношений. Трудовое законодательство учитывает, что несовершеннолетние впервые вступают в трудовые правоотношения, не имеют опыта работы, нуждаются в особой охране здоровья и создании специальных условий безопасности труда.

4 стр., 1844 слов

Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы

... социальной, социально-экономической, и культурной сферах общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения ... безработных граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органа по вопросам занятости. ГЛАВА 2 Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы 2.1 Социальная защита молодежи ... чтобы у молодого человека ...

Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего ущерба здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14 — летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

Ситуация на молодежном рынке труда довольно сложная. Заметно повысился интерес к работе в свободное от учебы время у молодежи, в том числе и у несовершеннолетних подростков.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только представление тех или иных гарантий занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общества. Государство и общество не должны пассивно ожидать самонастройки молодежного рынка труда: требуется научно обоснованная политика регулирования молодежной занятости и достижения ее эффективного уровня.

Участие в труде 14 — 15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отличается у 16 — 17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18 — 20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21 — 24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремиться уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков.

5 стр., 2207 слов

Экономика труда и социально-трудовые отношения

... В.С., Еськов А.Л. и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебное пособие / ... социально-трудовой сфере, Мониторинг социально-трудовой сферы, Основные направления мониторинга: социально-демографические и миграционные процессы; рынок рабочей силы, занятость и безработица населения; социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и организациях; условия и охрана труда; доходы и ...

Именно в возрасте 21 — 24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальное представление о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способности и возможности с реальными трудовыми достижениями.

К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Законодатель выделил специальные нормы, регулирующие охрану труда молодежи. Трудовое законодательство учитывает психофизиологические особенности организма и характера несовершеннолетних. Система специальных норм (в дополнение к общим) представляет молодежи (особенно работникам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда, что позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу с продолжением образования, саморазвитием.

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяется Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

Глава II Социальная защита молодёжи на рынке труда

2.1 Профессиональные предпочтения и образовательные приоритеты молодёжи

Возрастание роли преимущественно умственного труда вносит свои существенные коррективы в трудовые установки и образовательные мотивы молодежи. Это происходит на фоне структурных сдвигов, когда по многим позициям отечественная промышленность продолжает терять некогда сильные позиции, в том числе, из-за значительных деформаций трудовых и профессиональных ценностей, что, в свою очередь, усиливает несоответствие качества рабочей силы задачам модернизации производства.

18 стр., 8797 слов

Социализация молодежи в современном российском обществе

... проанализируем специфику, особенности и проблемы социализации молодежи как социально-демографической группы в ... среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи ...

В современных условиях занятие преимущественно физическим трудом все больше ассоциируется у молодежи с непривлекательными и низкооплачиваемыми видами деятельности, а полученное в перспективе высшее образование дает возможность работы в более комфортных, с точки зрения оплаты и условий труда, сферах, распределяющих ресурсы, выполняющих посреднические функции по обслуживанию рынка и в непроизводственных отраслях и т.п. Проведенный Московской службой занятости совместно с ТЦЗМ «Перспектива» опрос выявил среди учащейся молодежи менее 10% желающих связать свою будущую трудовую деятельность с рабочими профессиями, в то время как 60,2% уже определили для себя карьеру «белого воротничка». При этом 29,9% респондентов еще не знают, кем и где будут работать, по-видимому, четко не представляя границы между умственным и физическим трудом.

Непрестижность рабочих профессий и желание молодежи как можно дольше оставаться вне производства косвенно подтверждается тем, что совмещать работу с учебой предполагает лишь каждый пятый учащийся. И это в ситуации, когда 35,1% опрошенных отметили уровень материального положения своих семей как низкий или бедственный. Не секрет, что значительная часть молодежи довольно инфантильна, многие ориентированы родителями на продолжение образования в ВУЗе на платной основе независимо от способностей, что провоцирует среди молодежи иждивенчество. Свыше 30,8% учащихся отметили, что их семьи полностью готовы оплачивать образование, еще 38,3% надеются на материальную поддержку родителей, но выражают некоторое сомнение. Не надеются на материальную поддержку семьи по оплате образования лишь 23,4% опрошенных учащихся, а 7,5% затруднились с ответом.

Одним из действенных механизмов самоопределения молодежи на рынке труда является профессиональная ориентация, включающая профконсультирование и профинформирование. Система профессиональной ориентации молодежи включает консультирование по выбору профессии и сфер деятельности, предоставление информации с использованием современных профессиограмм о существующих новых профессиях и специальностях, возможностях и направлениях профобучения. Профориентаторы в состоянии определить склонность к той или иной профессии и предоставить рекомендации по технологии поиска работы, выбору востребованных видов деятельности. Свыше 45% опрошенных не видят необходимости в услугах профориентаторов, самоуверенно считая, что они уже окончательно определились в своей будущей трудовой карьере. С одной стороны, такой итог свидетельствует о «взрослении» молодежи, с другой, что более вероятно, об отсутствии знаний о практике ведения профориентационной работы. Вместе с тем почти треть готовы встретиться с профориентаторами и прибегнуть к помощи в выборе своего трудового пути. Характерно, что каждый четвертый затруднился с ответом, что также свидетельствует о незнании молодежи самой сути профориентации.

2.2Молодёжная безработица

В связи с переходом к рыночной экономике молодежь столкнулась с новыми экономическими и социальными трудностями. Растущая безработица для многих молодых людей представляет серьезную проблему, носящую долгосрочный характер.

18 стр., 8729 слов

Молодежь на рынке труда

... на примере исследований, проведенных в рамках проекта «Молодежный рынок труда», осуществленных Социальноэкономической Ассоциацией «АСЭ», Институтом проблем занятости РАН, Центром профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда, Московским Центром труда и занятости молодежи ...

В ходе проведённого во время международной научно-практической конференции контент-анализа 250 научных публикаций российских исследователей в социологических журналах, сборниках, Интернет, интервью, посвящённых проблеме занятости социально-незащищённых групп на рынке труда (молодежи, женщин, пожилых, инвалидов), с последующей их обработкой в программе Statistica с использованием факторного анализа были выделены следующие проблемы молодёжи на рынке труда:

  • проблемы, касающиеся причин молодёжной безработицы, объясняющие незащищенность молодых людей как следствие нестабильной экономики и проблем системы высшего и профессионального образования;
  • проблемы, связанные с перспективами молодёжи на рынке труда– описывают прогнозы, касающиеся будущего молодых людей, причём акцент смещён на более негативные перспективы.
  • проблемы кадрового воспроизводства молодёжи, описывающие комплекс основных мер и способов снижения и регуляции молодёжной безработицы.

Одной из основных причин молодежной безработицы, как показали данные факторного анализа, является недостаточный уровень мирового экономического роста, который неспособен сравняться с уровнем роста рабочей силы. Другим немаловажным фактором является также то, что молодые соискатели рабочих мест больше других подвергаются влиянию такого явления, как «замораживание нового найма на работу», что обычно является первой реакцией компаний на спад в экономике: принцип «последними берем, первыми выгоняем» позволяет нанимать их за меньшую плату и легко увольнять.

По данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), высокая общая безработица затрагивает молодежь, зачастую вне зависимости от уровня образования. Таким образом, даже в развитых странах образование больше не гарантирует адекватного трудоустройства. Как показал контент-анализ, между образованием и поиском работы существует сильное несоответствие: образование слишком теоретизировано, его программа не отвечает реальным требованиям, предъявляемым к молодым людям, когда они выходят на рынок труда.

Среди основных факторов, влияющих на безработицу среди молодёжи, можно выделить — демографические, которые обусловлены особенностями возрастной структуры населения. Преобладание в общей численности населения удельного веса лиц молодого возраста приводит к повышению доли молодёжи среди безработных;

— экономические, когда реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников, приводит к напряженности на рынке труда. Растут масштабы скрытой безработицы. Процесс адаптации молодёжи к новым условиям происходит сложно. В качестве эталонов для молодёжи всё чаще выступают люди, зарабатывающие деньги нечестным путём. Заметной становится потребительская модель жизни. Падает ценность государственных институтов власти в глазах молодёжи.

  • образовательные, когда продолжается подготовка по профессиям и специальностям, которые в дальнейшем не пользуются спросом на рынке труда.

Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена следующими факторами:

  • недостатком у молодёжи профессиональных знаний. Отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков;
  • стремлением части молодёжи совмещать работу с учёбой, что создаёт дополнительные трудности для предприятий;
  • нежеланием предпринимателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодёжи;
  • низким уровнем активности и предприимчивости части молодёжи при решении вопросов трудоустройства;
  • низким уровнем информированности о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности;
  • отсутствием у части молодёжи готовности работать с установленными правилами внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, решение проблемы занятости молодежи напрямую связано:

16 стр., 7928 слов

Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире

... социальной адаптации молодёжи в современных условиях. Объектом курсовой работы является фактор социальной адаптации в современных условиях. Предметом курсовой работы является социальная адаптация молодёжи. 1. Сущность и содержание социальной работы 1.1 Понятие социальной адаптации Социальная адаптация ... участниками рынка труда. Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние ...