В жизни каждого человека большое значение имеет семья. Как социальный институт, как уникальная общность, семья является основной ячейкой общества и выполняет важные социальные функции. Она играет важную роль в жизни человека, защищает, формирует и удовлетворяет потребности, а также обеспечивает успешную социализацию в обществе.
В настоящее время семья живет в новых социальных, политических, экономических условиях. Возрастают тенденции, чаще всего негативные, которые связаны с семьей. Проявляются тенденции в снижении роли репродуктивной функции семьи, увеличении убыли населения из-за снижения репродуктивности. К примеру, растет младенческая смертность, связанная с здоровьем матери, увеличивается число неполных и приемных семей, а также нередки разводы [4].
Основным демографическим ресурсом страны является социальный институт семьи. Демографическая ситуация, которая сложилась в конце XX столетия, вызывает озадаченность правительства. Поэтому правительство каждый год принимает меры для того, чтобы увеличивалась рождаемость и, соответственно, снижалась смертность.
Исходя из вышесказанного, особый интерес имеет изучение социальной работы с семьями. Сегодня появилось множество типов семей, которые имеют свои проблемы, к каждой необходим индивидуальный подход. Социальная работа начала развиваться в конце XX столетия. Опыт социальных работников с семьей показывает, что такая работа способствует стабилизации семейного образа жизни, укреплению жизнедеятельности социального института семьи.
В настоящее время практика предоставления социальных услуг семьям расширяется, повышается качество и эффективность услуг. Появляется все больше профессиональных специалистов, которые направляют свою работу на улучшение социального статуса российской семьи.
Непосредственно, государство заинтересовано в нормальных семьях, которые активно действуют, способны осуществлять свои жизненные планы и обеспечивать свое непрерывное развитие. Социальная работа с семьями несомненно этому способствует.
«Методы и формы работы социального педагога»
... социальная работа одно из важнейших направлений в работе образовательного учреждения. Цель настоящего исследования, Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить историю социальной работы в России; 2. рассмотреть сущность деятельности социального педагога; ...
Цель исследования: изучить типы неблагополучных семей и специфику работы социального педагога с такими семьями.
Объектом исследования выступает профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет исследования: изучение неблагополучной семьи.
Перед исследованием стоят следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние, причины неблагополучия в семьях;
2. Изучить и проанализировать особенности межличностных отношений в неблагополучной семье;
3. Изучить и проанализировать современные походы социального педагога к работе с неблагополучной семьей;
4. Обосновать пути решения проблемы, а также специфику работы социального педагога.
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности социального педагога
1.1. Семья как социальный институт. Виды семей
Во все времена в центре внимания прогрессивной деятельности ученых центральную позицию занимала семья. Семья является одним из основных, главных институтов общества, а также сложную систему социального функционирования человека [6, с. 150].
Все активнее семья становится главенствующей сферой политики государства, направленной на социум, общество. Намечается комплексный подход к исследованию семей, их демографических, психологических, социально-правовых, социально-экономических аспектов [10, с. 449].
По определению А.Г. Харчева, семья – это социальная ячейка общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Как малая социальная группа семья имеет следующие признаки: она создает условия для непосредственных контактов в семье и за ее пределами; она реализует естественные потребности своих членов; она не имеет структурированной системы взаимоотношений; она социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности, накопленным социальным опытом [6, с. 150].
Семьей называется социальный институт, т.е. форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их жизни: сексуальные взаимоотношения, деторождение, первичная социализация детей, бытовой уход, образовательное и медицинское обслуживание. Кроме того, это источник эмоциональных реакций, обеспечивающий человеку поддержку [10, с. 449].
Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка-инвалида
... собственно социально-педагогической но и психологической. Целю данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических особенностей работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Объектом исследования являются семьи с детьми - инвалидами. Предметом - проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Гипотеза: мы предположили, ...
Для определения видов семей современные исследователи используют различные классификации, приведем их далее:
-
По размеру (количество членов);
-
По типу:
-
нуклеарная – одна семейная пара с детьми;
-
сложная – семейная пара, дети и родственники – бабушки, дедушки, сестры, братья и т.д.
-
неполная – один родитель и дети, либо семейная пара без детей.
-
По количеству детей:
-
бездетные;
-
однодетные;
-
малодетные (не более 2 детей);
-
среднедетные (3-4 ребенка);
-
многодетные (5 и более детей).
-
По форме брака:
-
моногамная (два партнера);
-
полигамная (один из партнеров имеет несколько брачных обязательств).
-
По полу партнеров:
-
разнополая;
-
однополая (двое женщин или мужчин).
-
По месту положения человека:
5 стр., 2471 словРеферат организация речевого общения воспитателя с детьми в разных ...
... преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются сильнейшими стимуляторами его психического развития. 3. Речь воспитателя и ...
-
родительская (семья родителей);
-
репродуктивная (семья, созданная человеком).
-
В зависимости от места проживания:
-
патрилокальная (семья, живущая с родителями мужа);
-
матрилокальная (семья, живущая с родителями жены);
-
пеолокальная (семья, живущая отдельно от родителей).
Виды неполных семей: распавшиеся неполные, разведенные, осиротевшие. Некоторые исследователи выделяют материнские и отцовские виды семей. Такие типы не относятся к неблагополучным, однако трудности с воспитанием детей здесь все же возникают. Статистические данные показывают, что дети из неполных семей учатся хуже сверстников и склонны к нарушениям психики, нервной системы.
Виды приемных семей:
-
Опека – прием ребенка в семью с целью воспитания и образования; устанавливается для детей от 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство;
-
Усыновление – прием ребенка в семью на правах родного по крови; ребенок делается полноценным членом семьи;
-
Патронат – воспитание ребенка в семье на основе договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот;
-
Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.
Виды многодетных семей:
-
Появление общего ребенка при вступлении в повторный брак;
5 стр., 2039 словСамообразование как условие профессионального роста педагогаСамообразование ...
... рефератов, методических материалов, докладов и т.д. саморазвитие самовоспитание личность педагог 6. Организация самообразования При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов ... ”. - Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику ...
-
Сознательная многодетность – семьи с крепкими религиозными или национальными традициями;
-
Неблагополучная многодетная семья – семьи, в которых родители ведут образ жизни, противоречащий социальным нормам [12].
1.2. Неблагополучная семья. Проблемы неблагополучных семей
Неблагополучными семьями называются такие семьи, которые обладают низкими социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями, процесс воспитания ребенка протекает с трудностями, медленно и малорезультативно [9, с. 176]. В таких семьях выявляется нарушение структуры, обесценивание и, как правило, игнорирование основных семейных функций, а также имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего нарушается психологический климат, и появляются «трудные дети».
Исследователи данного вида семей, учитывая доминирующие факторы, оказывающие негативное влияние на ребенка, условно разделили их на две большие группы:
I группа: семьи с открытой формой неблагополучия – конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.
II группа: внешне респектабельные, однако ценностные установки и поведения родителей расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что сказывается на нравственном воспитании детей. Такие семьи относятся к категории внутренне неблагополучных [11, с. 31-32], [12].
Неблагополучной семья считается, если родители:
-
не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению детей;
-
не исполняют обязанностей по содержанию детей;
-
жестоко обращаются с детьми;
-
имеют отрицательное воздействие на поведение детей;
-
создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей;
-
ведут аморальный образ жизни, владеют вредными привычками.
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, подвергается жестокому обращению. Главная характеристика такой семьи – отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, защиты его законных интересов и прав.
Неблагополучие имеет различные проявления, например:
— физические (жестокие наказания, телесные повреждения, неудовлетворение потребностей в еде, принуждение к зарабатыванию денег незаконными способами и т.п.),
Работа социального педагога
... 1.2. Формы и методы работы социального педагога с семьей Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях ...
— психические (подавление, запугивание, разрушение психики, непонимание и т.п),
— социальные (лишение дома, бросание на произвол судьбы и т.п.).
Таким образом, семейное неблагополучие негативно сказывается на формировании нормальной личности ребенка. Воспитание детей в условиях негативного семейного климата определяется ранней утратой потребности в общении с родителями, замкнутостью, эгоизмом, конфликтностью, неадекватной самооценкой, упрямством, неуверенностью, недисциплинированностью, озлобленностью и т.п. Все это является свидетельством того, что дети из неблагополучных семей имеют множество причин для пополнения рядов трудновоспитуемых, противоправных, наркозависимых людей.
1.3. Специфика работы социального педагога с неблагополучной семьей
Доктор педагогических наук А.В. Мудрик дает свое понимание социального педагога – это педагог, исследующий воспитание в рамках социализации, которая осуществляется в специально созданных для этого организациях, а также и в таких учреждениях, для которых воспитание не является основной функцией [5].
Целью работы социального педагога является создание благоприятных условий для личностного (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального) развития ребенка, оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита его в социуме. Педагог выступает как посредник между взрослым и ребенком, ребенком и его окружением, а также как наставник при общении ребенка с окружением, социумом [3 с. 22].
Социальный педагог проводит диагностику проблемной семьи, составляет программу помощи ей, ведет беседы с родителями по поводу воспитания детей. По своему профессиональному назначению педагог стремится предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений. Педагог сам «выходит» на контакт с проблемной семьей, не ждет, когда к нему обратятся за помощью.
Объектом воздействия социального педагога может быть ребенок в семье, члены семьи и сама семья в целом. Деятельность педагога включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую [9 с. 177].
Таблица 1.1
Социально- педагогическая помощь (
Образовательная социально-педагогическая помощь предполагает помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении – это пресечение проблем, возникающих в семье, организация педагогической культуры взрослых членов семьи. Второй компонент (помощь в воспитании) проводится педагогом с родителями (путем консультирования), а также с ребенком, создавая воспитательные ситуации с целью решения задачи помощи семье.
Психологическая составляющая состоит из: социально-психологической поддержки и коррекции. Поддержка помогает создать благоприятны й климат в семье в период кризиса. Коррекция происходит, когда в семье существует психическое воздействие на ребенка, которое приводит к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду воздействия относятся запугивание, оскорбление, унижение, нарушение доверия.
Специфика работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного ...
... проводимым ежегодно семинарам по современной хореографии, куда приезжают педагоги с разных городов не только России, но и зарубежья, ... этого вида хореографии – это индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрытие его творческой стороны, превращение его недостатков в ... в учебном периоде, увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач – все эти положения основаны на ...
Посреднический компонент имеет 3 составляющих – помощь в организации (организация семейного досуга), координация (активизация социальных служб) и информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам соцзащиты).
Помощь проводится в форме консультации, вопросы затрагивают как жилищное, семейно-брачное, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, так и проблемы, существующие внутри семьи [1, с. 23-26].
Социальный педагог при работе с семьей имеет три основные роли:
Советник – роль, в которой педагог информирует семью о важности и возможности взаимодействия взрослых и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка и дает советы по воспитанию детей.
Консультант – роль, в которой педагог консультирует родителей по вопросам семейного законодательства, информирует о существующих методах воспитания, разъясняет способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – роль, в которой педагог защищает права ребенка, когда приходится сталкиваться с антисоциальным поведением родителей (алкоголизм, наркомания), отсутствие внимания к детям [9, с. 176 — 184].
Социально-педагогическая помощь имеет свои формы работы. Одна из них – социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая оперативную помощь [2].
Данная форма работы позволяет наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, нежели той, что лежит на поверхности. Следует отметить, что проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому о предстоящем визите и его целях необходимо проинформировать семью.
Патронаж может проводиться со следующими целями: ознакомление с условиями жизни семьи, исследование проблемных ситуаций, оценка состояния семьи и ребенка, оказание психолого-педагогической помощи.
Патронажи необходимо проводить регулярно в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, за которыми необходимо постоянное наблюдение, которое может их дисциплинировать, а также позволит своевременно выявить и предотвращать возникающие кризисные ситуации.
Реферат здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога
... всего учебного года в работу педагога-психолога и воспитателей необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. 1.Здоровьесберегающие технологии в практике педагога –психолога системы образования Н.К.Смирнов ...
Важное место в деятельности социального педагога занимается не только патронаж, но и консультационные беседы, как еще одна из форм работы с проблемными семьями. Консультирование направлено на оказание помощи здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Работая с семьей, социальный педагог может использовать распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, эмоциональное заражение, мини-тренинги и пр. Наряду с индивидуальными консультациями могут применяться групповые методы работы с семьями – тренинги.
Тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Такая групповая работа дает возможность семьям, родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получать поддержку и одобрение. [ 9, с. 188 — 191].
Еще одной из форм социально-психологической работы с семьями – социально-педагогический мониторинг. Мониторинг – научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье и принятие на этой основе решений.
Основными принципами мониторинга являются: достоверность, системность и полнота информации; оперативное получение сведений и их актуализация; сопоставление получаемых данных, сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученных результаты играет важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга. Существует несколько способов систематизации информации. Необходимо рассмотреть один из них.
Семья – это сложная система, поэтому социальный педагог должен уделять внимание подсистемам внутри семьи, отношениям между членами семьи и подсистемами.
«Мать-отец» как родительская подсистема. Педагог должен концентрировать внимание на взаимодействии семейной пары в качестве родителей ребенка. В семье должны быть приняты нормы взаимоотношений: отец-ребенок, мать-ребенок, должен быть выработан благополучный стиль родительского отношения. Воспитание во многом определяется содержанием и характером родительской подсистемы.
Подсистема «братья-сестры». Необходимо концентрировать внимание на взаимоотношениях детей, особенностях социальной роли каждого ребенка, разделении обязанностей между братьями – сестрами [7].
Взаимоотношения детей в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия, имеющий длительный характер, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить заботы и внимание взрослых и др. Данные отношения для детей приобретают значимый характер. Однако здесь возможно и десоциализируещее влияние, например, моральное и психологическое насилие, отношения подчинения, борьба за внимание взрослых и т.д.
Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных ...
... в низком уровне воспитанности многих современных детей. Целью курсовой работы является раскрытие форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры ... оказалось, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому так важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в ...
Эффективной будет социально-педагогическая деятельность, если она будет основана на комплексном подходе. Комплексный подход подразумевает изучение и использование демографических данных (рождаемость), социологии и социальной психологии (исследование и анализ семейных отношений, причин конфликтов в семье), педагогики (воспитательные функции семьи), права (права членов семьи), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, история, культура), истории и философии, а также религии [9, с. 191].
У социального педагога должен быть свой определенный алгоритм работы с неблагополучными семьями. Приведем примерный алгоритм:
-
Изучение проблемной семьи, выявление существующих проблем в ней;
-
Изучение жилищных условий проблемной семьи;
-
Знакомство с членами семьи, ее окружением; беседа с детьми;
-
Изучение и знакомство со службами, которые оказывали помощь семье;
-
Выявление причин неблагополучия в семье, ее ценностных ориентаций;
-
Изучение личностных особенностей членов семьи;
-
Координационная деятельность с заинтересованными организациями (дошкольные, образовательные учреждения, центр реабилитации детей и подросток, центр защиты семьи и т.д.);
-
Составление программы работы с проблемной семьей;
-
Неоднократные посещения семьи и контроль за выполнением указаний;
10. Анализ работы с семьей [8,
Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе содержатся различные определения и типологии семей. Существует несколько видов неблагополучных семей, с которыми необходимо вести коррекционную работу. Такую работу должен выполнять социальный педагог, который имеет навыки и умения по устранению проблем в таких семьях. У педагога должен быть алгоритм, согласно которому он проводит свою работу.
Глава 2. Изучение специфики работы социального педагога с неблагополучными семьями
2.1. Анализ работы социального педагога с неблагополучными семьями
Цель данной работы – изучить специфику работы социального педагога с неблагополучными семьями, поэтому с целью изучения этого было проведено исследование. Было выяснено, что объектами социального школьного педагога являются асоциальные семьи, имеющие социальные проблемы неблагополучные семьи с алкозависимостью. Социальный педагог проводит в школе различные мероприятия и беседы с детьми и их родителями, также проводится индивидуальная работа с детьми из неблагополучных семей. Для того, чтобы определить функции и обязанности социального педагога, была изучена и проанализирована документация (должностная инструкция, планы работ педагога).
Согласно должностной инструкции обязанности социального педагога предполагают:
-
Проведение комплекса мероприятий с целью образования воспитания, развития и социальной защиты детей в образовательном учреждении и по месту жительства;
-
Контроль участков по охране прав детей;
-
Выявление семей, имеющих проблемы, беседа с родителями;
-
Выявление проблем и отклонений в поведении учащихся, своевременная поддержка и оказание помощи им;
-
Привлечение к работе по охране прав детей классных руководителей, родительский комитет, если это необходимо;
-
Взаимодействие с социальными службами, благотворительными организациями по оказанию помощи учащимся, нуждающимся в опеке, с ограниченными возможностями, девиантным поведением и т.п.
Социальный педагог имеет свои важные функции в образовательном учреждении, перечислим важные из них:
-
Организация помощи и поддержки учащихся;
-
Создание комфортной обстановки и безопасности учащихся;
-
Обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся.
Согласно плану работы, в течение года социальный педагог проводит следующие мероприятия:
-
Изучение особенностей личности учащихся, оказание им психолого-педагогической помощи;
-
Посредничество между учащимся и школой, учащимся и семьей, учащимся и специалистами социальных служб и административных органов;
-
Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи учащимся;
-
Организация эффективной работы с многодетными и малообеспеченными семьями;
-
Выявление и предотвращение жесткого обращения с детьми в семье, коллективе.
Таким образом, работа социального педагога является спланированной. В годовом плане работы педагога отражается деятельность с семьями, имеющими проблемы. Работа с такими семьями ведется поэтапно. Несомненно эта работа должна быть эффективной и приносить результаты, поэтому это зависит от уровня доверительных отношений между социальным педагогом и взрослыми членами семьи.
Выбор форм и методом воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия. Причин неблагополучия много, они взаимосвязаны между собой. Например, в семье, где присутствует злоупотребление алкоголем, всегда наблюдаются конфликты между родителями и детьми. Такие семьи чаще всего малообеспечены.
Выделяются следующие этапы работы социального педагога с неблагополучными семьями:
-
Установление контакта и доверительных отношений с родителями. Использование таких средств, как беседа, приглашение родителей в школу, посещение на дому, знакомство с окружением семьи. Если контакт установлен, то целесообразно переходить ко 2 этапу. Однако если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказывать органы полиции, отдел по охране прав детей и др.
-
Изучение семьи. Сюда входит ряд мероприятий: диагностика семьи – изучение климата в семье, стиля воспитания, выявление знания и применения методов воспитательного воздействия; изучение причин неблагополучия (обследование жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, опрос, тесты, методики и т.д.)
-
Обработка результатов социально-педагогической деятельности. Установление причины неблагополучия;
-
Выбор форм и методов работы зависит от ведущей причины неблагополучия: семья, где есть алкогольная зависимость; семья, требующая коррекции межличностных отношений внутри нее; семья, где родители часто болеют, в таких семьях ребенок нуждается в общении с родителями, которые нуждаются в помощи психологов; малообеспеченная семья, где требуются индивидуальные беседы, консультации; воспитание детей ближайшими родственниками (дедушка, бабушка, дядя, тетя), психологические игры, планирование совместной деятельности.
-
Наблюдение за неблагополучной семьей, отслеживание динамики развития взаимоотношений в ней, изучение психологического климата;
-
Подведение итогов психолого-педагогического воздействия на неблагополучную семью.
Для проведения социально-психологической работы проводится методическая работа:
1) изучаются новинки методической литературы, в которой освещаются вопросы коррекционной работы с неблагополучной семьей;
2) выявляется, изучается наиболее ценный опыт работы по взаимодействию с такими семьями, а также необходимо поделиться своим опытом работы с неблагополучной семьей;
3) подготовка методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: разработка памяток, рекомендаций, разработка алгоритмов деятельности.
2.2. Профилактическая и коррекционная работа социального педагога школы с неблагополучными семьями
Неблагополучной семьей называется та семья, в которой условия для проживания детей далеки от нормальных, такая семья нацелена на деградацию, в ней утрачены вера и желание нормализовать свою жизнь. Для того, чтобы эффективно работать с неблагополучными семьями, убеждать их, вести продуктивный диалог, необходимо знать типы и проблемы семей, на основе которых классифицируются неблагополучные семьи.
Важно помнить, что любой тип семейной дезорганизации приводит к возникновению травмирующих психику ситуаций для ребенка и тем самым формирует отклонения у детей (личностные и поведенческие).
Социальному педагогу важно определить тип семейного неблагополучия, исследовать отрицательные свойства семьи, установить связи между нарушениями в семье и нарушениями в поведении ребенка. Это делается с помощью метода наблюдения, посещения семьи на дому, сбора информации о семье, заполнения социального паспорта семьи. У социального педагога должен быть индивидуальный подход к каждому члену семьи, это необходимо планировать. Необходимо установить доверительный контакт с членами семьи, определить пути выхода семьи из сложной ситуации, обсудить, кого полезно было бы привлечь к разрешению проблемы, каким может быть это вмешательство и какие образом это может помочь семье, а также необходимо выявить ресурсы семьи и стимулировать их к самопомощи.
План социального педагога должен иметь перспективу, включать как краткосрочные, так и долгосрочные задачи. Краткосрочные задачи имеют большое значение, они позволяют демонстрировать способность семьи к достижению положительных результатов. Намеченный план можно реализовать также с помощью привлечения специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не в силах разрешить самостоятельно. Существуют возможные варианты помощи семье, например:
- помощь в решении социальных проблем (побуждение родителей к лечению, оздоровление детей);
- помощь родителям в восстановлении статуса в обществе, трудоустройство;
- правовая поддержка;
— содействие в создании благоприятных жизненных условий для жизни и развития детей, помещение в реабилитационный центр;
- оказание различных видов материально-бытовой помощи;
— помощь в психологическом оздоровлении семьи, коррекция отношений внутри семьи, преодоление коммуникативных барьеров членами семьи.
После выполненной работы социальному педагогу необходимо проанализировать свою работу: восстановился ли контакт в семье, снизилось ли употребление вредных привычек в семье, улучшилась ли посещаемость и успеваемость ребенка в школе и т.д. Социальный педагог для эффективности работы с семьей имеет право использовать возможности социума, различных государственных структур, направленных на поддержку семьи и ребенка.
Таким образом, работа, которую проводит социальный педагог в школе, включает в себя различного рода мероприятия, которые направлены на коррекцию неблагополучных семей. Данное направление деятельности социального педагога является необходимым. Предложим следующие мероприятия, которые можно проводить в рамках школы:
-
Проведение информационно-профилактической работы;
-
Организация культурной жизни учащихся (поход в кино, театр, экскурсии по городу);
-
Организация группы специалистов в школе, деятельность которых будет заключаться в привлечении родителей к работе с семьями, имеющими социальные проблемы;
-
Создание родительского комитета, ведение внеурочной деятельности.
Таким образом, основным направлением работы социального педагога с неблагополучными семьями является комплексный подход, поскольку помощь, которая будет направлена лишь на один аспект, не решит проблемы, а лишь сдвинет ее в другую сторону.
Заключение
Семья является важнейшим социальным институтом, микрогруппой, в которой происходит физическое и духовное формирование личности человека. Социальный институт семьи является объектом исследования множества общественных наук. Для нашей страны актуальны проблемы семейного неблагополучия. В настоящее время нет точных статистических данных о том, сколько молодого поколения воспитывается в асоциальных семьях, которые находятся в социально опасном состоянии.
Проводя исследование, мы проанализировали психологическую, педагогическую и социологическую литературу для того, чтобы определить основные причины неблагополучия семей, а также какая работа ведется с данными семьями в общеобразовательных учреждениях и какие эффективные формы работы применяются. Нами была проведена беседа, на базе ГБОУ школы №856. Целью беседы выступало выяснение взаимоотношений в семье. В ходе работы была проанализирована документация социального педагога по работе с неблагополучными семьями. Мы имели возможность наблюдать за деятельностью социального педагога, а именно за беседой с детьми из неблагополучных семей. Таким образом, мы изучили основную специфику работы педагога с данными семьями. Кроме того, мы собрали материал о деятельности социального педагога с неблагополучными семьями.
За 2016 — 2017г. социальным педагогом ГБОУ школы 856 было проведено 37 посещений неблагополучных, асоциальных семей на дому, проведено 3 заседания совета профилактики, проведены индивидуальные беседы с проблемными семьями и детьми, а также индивидуально-коррекционные занятия.
В течение учебного года социальный педагог-психолог проводил следующие мероприятия:
-
Изучение особенностей личности учащихся и своевременное оказание им социальной помощи;
-
Осуществление посредничества между учащимся и школой, учащимся и семьей, учащимся и специалистами социальных служб и административных органов;
-
Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи учащимся;
-
Организация и ведение работы с многодетными и малообеспеченными семьями;
-
Выявление жесткого обращения с детьми в семье, коллективе.
Таким образом, мы выяснили, что среди учащихся школы присутствуют дети из неблагополучных семей, в которых родители не уделяют нужного внимания детям. Один из факторов воспитания детей – взаимоотношения в семье. Задачей социального педагога является изучение семьи, ее проблем, а также своевременная помощь в преодолении проблем не только своими силами, но и с помощью привлечения специалистов: социальных работников, педагогов, психологов и т.д. В таком случае семья станет благополучной и сможет правильно расставить свои жизненные ориентиры.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-s-detmi-iz-neblagopoluchnyih-semey/
1. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. – 1991. – №4.
2. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005. – 274 с.
3. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996
4.
5. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение , 2002. –200 с.
6. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395 с. – (Серия «Высшее образование»)
7. Основы социальной работы/ Под. ред. Е.В. Ханжина. – М.: Академия, 2010. –144 с.
8. Организационная и социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004. –364 с. // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
9. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.,
10. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 905 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
11. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д, 2004. –283 с.
12.