Изменение структуры и функции семьи в связи с рождением ребенка

Появление ребенка в семье – это серьезное испытание для будущих родителей. Во-первых, изменяется структура семьи, а значит, нужно заново адаптироваться, принять новые роли и самое главное взять на себя ответственность за новое беспомощное существо. Одно из самых удивительных понятий современной психологии семьи — жизненный цикл семьи. Оказывается, семья, как любой живой организм, и также как личность человека, проходит свои этапы развития, на каждом из которых перед ней стоят определенные задачи. Благодаря решению этих задач семья переходит на следующую стадию развития.

Развитие семьи может останавливаться или замедляться, иметь прогрессивный или, наоборот, регрессивный характер. Переход от стадии к стадии, как и в развитии личности, означает переход к новому уровню сложности и сопровождается кризисами. Эти кризисы — неизбежное явление при прохождении семьей своего жизненного цикла, поэтому они называются нормативными. Семья должна перестраиваться, изменяться в определенные моменты – кризисы. Эти периоды перестройки чрезвычайно эмоционально насыщены и далеко не всегда переживаются гладко, и известно, к каким драматическим последствиям может привести неудовлетворительное решение этих жизненных задач. Семья может разрушиться еще в самом начале своей жизни – когда у супругов рождается первый ребенок.

Жизнь семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику. Возникающий на этой стадии кризис очень серьезен. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. С одной стороны, она стала более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы больше отдалились друг от друга. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка. Таким образом, проблема оказания своевременной помощи семье в этот критический для нее период очень актуальная.

Цель исследования — изучение изменение структуры и функции семьи в связи с рождением ребенка.

Задачи:

  1. Рассмотреть стадии развития семьи.
  2. Выявить сложности в семье после рождения ребенка.
  3. Проанализировать преодоления кризиса в семье в связи с рождением ребенка.
  1. Стадии развития семьи.

Каждая семья осуществляет свой жизненный цикл. Она проходит определенные стадии развития, связанные с неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется, и это неизбежно трансформирует семейную ситуацию. В психологии хорошо известно, что каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни и к близким людям. Это определяет стиль общения и, соответственно, саму семью. Второе существенное обстоятельство — это изменение состава семьи. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это так же существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия ее членов друг с другом. Переход со стадии на стадию сопровождается риском для семьи стать дисфункциональной.

10 стр., 4563 слов

Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

... ­ вместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий: осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механиз­мов; обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ...

Первая стадия — жизнь взрослого, пока одинокого молодого человека любого пола, еще не создавшего своей семьи. В зависимости от того, насколько он психологически независим от своих родителей, молодой человек имеет больше или меньше шансов создать собственную функциональную семью. Психологическая независимость проявляется в наличии собственных внутренних правил, понятий добра и зла, вкусов, пристрастий — когда все это сформировалось во многом на основе собственного личного опыта, а не благодаря (и уж тем более не вопреки) взглядам и вкусам родителей. Тогда и выбор брачного партнера может быть независимым, свободным от необходимости реализовывать в браке потребности, связанные с неразрешенными конфликтами с родителями.

Очень может быть, что два человека полюбят друг друга и попробуют создать семью. Варианты могут быть разные, но весьма вероятно, что история их родительских семей воспроизведется. Молодой человек будет таким, как ее папа, девушка будет такой, как его мама. Понятно, что в какой-то момент девушка со своим эмоциональным напором, требовательностью вызовет психологический стресс у своего мужа — такой же, как его мама. Муж отвернется, отдалится, потому что таков его способ выживания в стрессовой ситуации. Жена в этот момент как будто окажется в ситуации общения со своим отцом. Она начнет вести себя так же, как вела себя ее мама. Разрушительный способ взаимодействия запустился.

Вторая стадия жизненного цикла семьи начинается в момент партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, — все это происходит здесь. Если данная стадия жизненного цикла протекает удачно, то партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни и согласовать их. У них формируется картина благоприятного будущего их семьи. Третья стадия жизненного цикла семьи — заключение брака. Происходит объединение под одной крышей, начинается ведение совместного хозяйства, возникает общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе. Это серьезно, потому что вольно или невольно для организации жизни необходимо решить, как распределяются функции в семье. Кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения о том, на что тратить деньги, кто работает, а кто нет, когда заводить ребенка, что является сексуально привлекательным поведением и внешним видом и много подобных равно важных вещей. Некоторые вопросы легко обсудить и договориться, а некоторые открыто обсудить трудно, потому что предпочтения часто не ясны и не проговорены. Особенно верно это в отношении сексуального поведения.

12 стр., 5908 слов

Современная игрушка в жизни ребенка

... по проблеме исследования, выявить основные особенности современной игрушки и значение игрушки для ребенка. Для достижения поставленной цели необходимо решить ... в своей практике различные виды современных игрушек. 1. Значение игрушки в жизни ребенка 1.1 История игрушки в России В дошкольном ... разве можно «одолжить», «подарить» или «обменять» маму? На стадии освоения первых правил и запретов преобладают ...

Первый ребенок — четвертая стадия. Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезен. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. С одной стороны, она стала более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы больше отдалились друг от друга. Необходим новый договор, так как возникла потребность в перераспределении ролей, времени, денег и т. п.

Может быть и так: ребенок приносит чувство рутины и монотонности жизни, супругам кажется, что молодость и праздник кончились, начались бесконечные будни, муж чувствует себя заброшенным и подозревает, что жена изменяет ему с младенцем; жена точно знает, что она брошена с ребенком на руках, и понимает вдруг, что замужем за легкомысленным подростком и что тяготы семейной жизни вот-вот сломают ей хребет. Все это признаки неудачного прохождения четвертой стадии, которые не обязательно приводят к разводу. Если маленькая семья существует в тесной связи с большой, то могут возникнуть конфликты из-за распределения ролей. Например, не ясно, кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, кто есть, кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто ребенок — скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Его собственные родители ребенку — старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а если при этом отношения матери и бабушки, бабушки и папы (варианты любые) оставляют желать лучшего, то ребенок, как правило, становится участником конфликта взрослых. Когда люди живут вместе, очень трудно выяснять отношения на уровне «не нравитесь вы мне, ваши взгляды на жизнь не нравятся, и внешность ваша не нравится, и ничего мне в вас не нравится».

Это очень опасная ситуация и может привести к большому конфликту. Но можно сказать, что «вы неправильно воспитываете ребенка». Это не так опасно, тем не менее, канал для испытываемых чувств прорыт и можно обоснованно направлять агрессию по нему.

С появлением детей возникает новая подсистема в семейной системе. В случае функциональной семьи в ее структуре будут выделяться супружеская подсистема и детская подсистема. В дисфункциональной семье могут быть «неправильные» подсистемы — коалиции: мама с одним ребенком против папы с другим или мама с детьми с одной стороны и папа — с другой.

Пятая стадия — это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как достичь успеха, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам. Для некоторых семей выход ребенка в школу очень меняет образ жизни. Половое созревание и кризис середины жизни.

Шестая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начинается с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время — построить свою идентичность, ответить на вопрос «Кто я и куда иду?». Ответ «Я ребенок своих родителей» не годится для построения личной идентичности. Быть ребенком своих родителей недостаточно для того, чтобы эффективно приспособиться к быстро меняющимся условиям среды. Надо быть еще и самим собой. Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может только за пределами семьи, среди сверстников и посторонних взрослых. Функциональная семья способна отпускать подростка в мир и принимать его обратно. Она для подростка обеспечивает надежный тыл, убежище, реанимацию. Подросток в погоне за новым жизненным опытом часто рискует здоровьем и безопасностью. Очень важно, чтобы в семье были такие отношения, которые позволят подростку быть откровенным с родителями, обратиться к ним за помощью. Если семья не дает такой возможности, то риск для подростка возрастает.

14 стр., 6591 слов

Особенности правового регулирования дополнительных мер государственной ...

... от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, ...

Таким образом, любая семейная система стремится пройти свой жизненный цикл в соответствии с законом развития систем. В то же время каждая стадия жизненного цикла семьи стремится остановиться навсегда, никогда не меняться.

  1. Сложности, которые ждут семью

после рождения ребенка.

Рождение ребенка – это чудо, в которое трудно поверить от счастья. Однако с рождением малыша возникает и множество трудностей. Чтобы их можно было преодолеть с минимальными потерями, нужно обладать определенной долей вполне научной информации о том, что такое кризис после рождения ребенка. Первый год после рождения ребенка – это период сложный как в чисто физическом отношении, так и морально-психологическом плане. Это особый период в жизни семьи. Разные семьи преодолевают его по-разному. К сожалению, не всем семьям удается с ним справиться, и это приводит к самому печальному последствию – разводу. Семья до рождения ребенка. До рождения малыша супруги были предоставлены только друг другу. В ожидания малыша будущие родители уже начинают говорить о семье как не только о себе двоих, а как себе и малыше. Местоимение «мы» начинает приобретать новые нежные оттенки. Что меняется после рождения малыша? Будущая мама все больше начинает концентрироваться на себе и малыше, она демонстрирует меньше внешнего внимания к мужу. Естественно, изменяются и сексуальные отношения. При сложном протекании беременности они иногда даже сходят на нет. В этой ситуации от мужа требуется особая деликатность и терпение. Ребенок кардинально меняет отношения в семье. Прежде всего, потому, что он меняет состав этой семьи – она перестает быть прежней. Любовь теперь делится не на двоих, а на троих. Прибавляются и проблемы, причем в гораздо больших масштабах. Первые дни и даже месяцы после рождения ребенка представляют собой настоящий хаос. Сложности новой ситуации ведут к формированию такого сложного комплекса во взаимоотношениях как кризис после рождения ребенка.

Мир начинает вращаться вокруг крохи. В его центре оказывается мама. А папа вроде как остается где-то рядом, но все-таки слишком далеко, чтобы быть его полноценной частью.

Мужчина же, как правило, в данной ситуации отчетливо понимает лишь то, что к нему начали хуже относиться, и не очень торопится разобраться в причинах.

Обстоятельство первое Мир матери концентрируется теперь только вокруг ребенка. Она фактически выпадает из привычной ей до этого социальной ситуации. Ее общение замыкается на узком круге «малыш – я – иногда папа». Причем малыш заполняет ее жизнь практически целиком, все остальные невольно теряют былую значимость. Молодая мать обретает важнейшую потребность отношения с ребенком, которая удовлетворяется полностью. Мир отца совершенно иной. Его жизнь изменяется тоже, но незначительно. Он продолжает общаться с коллегами, живет своими профессиональным проблемами и их удачными решениями. Дом для него остается уютным убежищем от внешнего мира. Но здесь он такого внимания как раньше уже не получает. С ребенком же его не связывает нить на подсознательном уровне, такая, как существует между дитем и матерью. Для папы малыш остается еще практически незнакомцем. Причем в немалой степени соперником: из-за него мужчине недостает внимания и любви жены. Понимание этого момента важно для преодоления кризиса после рождения ребенка.

15 стр., 7240 слов

А.С. Макаренко о воспитании детей в семье

... воспитания А. Макаренко. Предмет: педагогические и психологические аспекты воспитания детей в семье. В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформированы следующие задачи: 1. Исследовать понятия «педагогика» и «психология» семьи. 2. Раскрыть концепцию А.С. Макаренко о ...

Семья начинает разделяться по принципу не «мы+малыш», а «мы+папа». Мама и ребенок близки уже с момента пребывания малыше в утробе. Отцу же понадобится еще немало времени, чтобы у него сформировалось отцовское чувство. Обстоятельство второе среди истоков кризиса есть и еще один существенный момент. Дело в том, что с рождением ребенка у женщины меняется гормональный фон. Меняется и ее сексуальность. Если же роды проходили тяжело, то сексуальная жизнь семьи на некоторое время и вовсе прекращается. Кроме того нельзя забывать, что женщина сейчас оказывается в ситуации, когда она практически круглосуточно занята ребенком. У нее постепенно начинает накапливаться хроническая усталость, недосыпание и нервное напряжение. Малыш – это огромная ответственность. И ложится она целиком на хрупкие женские плечи. Она думает о ребенке ежесекундно, прислушивается, к нему даже когда он спит. Поэтому даже во время интимной близости с мужем, молодая мама продолжает быть заботливой мамой больше, чем женой. Это усугубляет кризис после рождения ребенка, и над преодолением этих крайностей нужно работать. Ситуация же со стороны мужа ни в чем не изменилась. Ему нужно жена, которая его любит и полностью ему принадлежит. В принципе же это уже невозможно. Мать не может принадлежать только любимому мужу. Все ее существо сейчас занято малышом.