Социальная диагностика

Введение

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. Это объясняет тот факт, что значительная часть терминологии социальной работы как отрасли знания и практической деятельности сходна с медицинской терминологией, так же как терминология, определяющая содержание и организационное оформление некоторых «сквозных» для всех видов социальной работы технологий: социальная диагностика, социальная терапия, профилактика и т.д. Как представляется, это объясняется не только удобством использования хорошо разработанного понятийного аппарата, но и сходством этих двух областей деятельности.

Поэтому выбранная мной тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Объектом курсовой работы является социальная диагностика как технология социальной работы.

Предметом курсовой работы является исследование наиболее существенных закономерностей социальной диагностики.

Целью данной работы является анализ социальной диагностики, определение целей, этапов и методов проведения социальной диагностики.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: рассмотреть основные понятия социальной диагностики, определить задачи и методы социальной диагностики, раскрыть операции и процедуры социальной диагностики и проанализировать её методики.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

При написании данной курсовой работы была изучена учебная и научная литература. Одними из основных работ, в которых рассматривалось понятие «социальная диагностика», были учебные пособия А.А. Трунова и В.И. Жукова.

55 стр., 27352 слов

Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими ...

... особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых ...

1. Диагноз, диагностика, социальный диагноз, социальная диагностика: соотношение понятий

Термин «диагностика» пришел в социальную работу из медицины как:

1) учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза;

2) процесс постановки диагноза.

В этом случае диагноз — определение существа и особенностей болезней на основе всестороннего исследования больного.

Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Широкое распространение термин «социальная диагностика» получил в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. Становление диагностической школы социальной работы связано с именем М. Ричмонд, когда вышла в свет её книга, в которой развивается оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. «Социальная диагностика» — означает процедуру определения и распознавания объекта социального исследования. Этот специфический вид человеческой деятельности связан с определением фактического состояния социального объекта с целью последующего корректирующего воздействия на него и изменения его состояния или режима. В широком значении понятие «социальная диагностика» фактически совпадает с понятиями «исследование», «социальная характеристика» и «типологизация», а в узком специальном значении это один из видов репродуктивного социального познания.

Социальная диагностика как технология социальной работы — это комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития [12;91]. Цель диагностики заключается в установлении достоверности информации об объекте и окружающей его среде, прогнозировании его возможных изменений и влияние на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

По объекту, на который направлена диагностика, её классифицируют на медицинскую, техническую, психологическую, социальную, экономическую и управленческую. В диагностической практике чаще всего применяют социальную, экономическую и управленческую диагностику.

По предмету диагностики, т.е. диагностируемому аспекту объекта, выделяют диагностики:

  • состояний — ориентирована на стационарные характеристики объекта;
  • ситуаций — осмысливает некоторую совокупность событий;
  • проблем — сосредоточена на противоречиях и способах их разрешения;
  • процессов — осмысление и оценка закономерностей и динамики развития социальных процессов [12;91].

В практике управления часто используют диагностику ситуаций, которая сводится к типологизации проблемных ситуаций, выделению их существенных признаков и оценке перспектив их развития.

По степени формализации выделяют формальную диагностику, дающую строгие количественные оценки явлений и процессов, и качественную, которая ориентирована на получение общего впечатления об объекте диагноза и его качественных характеристик.

15 стр., 7402 слов

Роль медицинской сестры в диагностике синдрома «острого ...

... различные по природе и тяжести острые и хронические заболевания, хронические процессы, что может затруднять диагностику. Проблема своевременной диагностики синдрома острый живот (ОЖ) в наши дни остается ... Основная цель работы - описать правильный алгоритм оценки острой боли в животе и показать, рассмотреть особенности клиники «острого живота» и его дифференциальную диагностику при заболеваниях ...

Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом причин.

Во-первых, субъект, будь то отдельный человек (группа или организация) не всегда имеет четкие и адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Например, опыт социальных работников показывает, что часто члены семьи не отдают себе отчет об истинных причинах семейных проблем и конфликтов, а усматривают их в малозначительных фактах и явлениях (дети не слушают родителей, супруг слишком увлечен работой и мало уделяет внимания семье).

Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребенка к новому окружению, может внешне проявляться в резком снижении успеваемости в школе, негативных проявлениях в поведении, замкнутости. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы может не только осложнить процесс её разрешения, но и создать новые, более сложные и тяжелые затруднения как для ребенка, так и для его родителей.

В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определенные проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определенную иерархию, определив, какие проблемы имеют для субъекта первостепенное значение и почему.

Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру, включает в себя следующие стадии (этапы) [12;94]:

  • осмысление, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
  • разработка альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
  • поиск способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние.

Стадия осмысления — одна из наиболее сложных и для клиента, и для социального работника. Она определяется теми задачами, которые должны быть решены на данном этапе социальной диагностики.

Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и социального работника необходимо произвести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственные проблемы, человек или группа должны признавать собственные ошибки, просчеты, завершенные требования, критерии или оценки.

Во-вторых, необходимо осмысливать и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществленные на их основе действия.

В-третьих, следует произвести анализ той системы социальных связей и отношений, в которые включен субъект, а также содержание его статусных характеристик.

Завершением стадии осмысления становится вывод о причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта.

Стадия разработки альтернативных целей [12;96]. В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь человеку в постановке перед собой такой системы целей, которая максимально соответствует его возможностям, способностям, социально-ролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание этой стадии, включающей в себя следующие элементы.

3 стр., 1235 слов

Сущность расходов на социальные цели, их значение и структура

... социальные нужды; направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов. Объектом исследования является сущность расходов на социальные цели, ... социальные цели. Для поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: содержание и необходимость расходов на социальные цели; ... также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного ...

1. Определение границ возможных для субъекта целей. В этом качестве могут выступать различные объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им решений. Например, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и трудоустройства, необходимо учитывать не только желания и устремления клиента, но и его уровень образования, квалификацию, востребованность данной работы на рынке труда. При этом социальному работнику необходимо совместно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный анализ сложившейся ситуации.

2. Расширение социальной свободы субъекта, активизации его творческих и социальных сил. Задача социального работника состоит в том, чтобы «суметь рассмотреть» в клиенте активное, творческое начало, помочь ему найти новые возможности для приложения своих творческих сил с максимальной результативностью. Например, поиск новой работы зачастую осложняется тем, что клиент не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, которые для него привычны и комфортны.

3. Построение нового идеала, стремление к которому позволит максимально эффективно выстроить всю систему последующей жизнедеятельности. Необходимо, чтобы построенный в ходе этой совместной деятельности идеал был приемлемым для человека и рассматривался им как перспективный и в принципе достижимый.

Таким образом, стадия разработки альтернативных целей дает возможность найти пути и способы деятельности для решения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, и поставить перед ним новые цели, раскрыть те его способности и возможности, которые позволят их реализовать.

Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние. Будучи завершающей стадией процесса социальной диагностики, она предполагает перевод сформированного ранее идеала в конкретные цели субъекта, которые могут быть достигнуты им в процессе последующей жизнедеятельности [12; 97].

На данной стадии происходит рационализация целей субъекта и определение тактических приемов и материальных ресурсов их достижения. Если на предыдущей стадии социальной диагностики цели субъекта были сформулированы в виде перспективы, то здесь они должны быть представлены как точная и четкая последовательность действий, должны быть определены наиболее эффективные пути и способы достижения поставленных целей, лежащие в «поле» возможностей и способностей клиента.

Также происходит определение социальных партнеров и союзников субъекта, т.е. выявляются те люди, группы и организации субъекта, на помощь и поддержку которых может рассчитывать субъект. Чем шире круг возможных партнеров и союзников, тем более вероятным становится факт достижения целей субъектом.

Кроме того, осуществляется разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состояние. На данной завершающей стадии социальной диагностики появляется возможность разработать и предложить субъекту конкретный план его последующей деятельности, реализация которого позволит ему преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения, выстроить новую, более эффективную систему последующей жизнедеятельности. При этом важно определить, насколько новое качественное состояние субъекта целесообразно, т.е. необходимо ему и его окружению.

10 стр., 4881 слов

Социальная диагностика как технология социальной работы в условиях ...

... назначения эффективного лечения, когда в социальной работе необходимость заключается в выявлении социальной "болезни" (проблемы) и поиске методов ее решения. Термин "социальная диагностика" получил распространение в конце ... для конкретного субъекта; )Этап поиска и способов средств перевода субъекта в новое личностное пространство. 1.Этап осмысления. Это самый сложный этап социальной диагностики для ...

Таким образом, процесс социальной диагностики позволяет выявить и с определенной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а также основные принципы возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. четко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.

2. Качество диагностики и результаты социальной работы

Для любой науки принципы и методы организации деятельности являются чрезвычайно важными методологическими проблемами, они важны и для социальной работы.

Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определенных принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности как клиента, так социального работника [12; 98].

Принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должен зависеть от внешних факторов (например, желаний и предпочтений начальства).

Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию внутренних факторов на результаты проводимого им анализа (таких, как собственные предрассудки, незнание).

Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию. Таким образом, данный принцип предполагает непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.

Принцип системности в диагностике позволяет установить, что социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой причин. Поэтому чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Последовательное соблюдение этого принципа не допускает искусственного сужения сферы социального диагноза.

Принцип верификации социальной информации, т.е. установление её достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.

Принцип клиентоцентризма подразумевает рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента и с учетом этой позиции строит свою деятельность.

3 стр., 1434 слов

Социальная диагностика

... и любым типом социальных проблем. Каждый социальный работник должен быть социальным диагностом. Место и роль социальной диагностики в социальной работе. Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя ...

Принцип конфиденциальности не допускает разглашения результатов социального диагноза без персонального согласия лица, которое является объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет организовать социальную диагностику как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности.

Социальная диагностика — интегративная технология, включающая в себя совокупность методов [12; 100]. В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы социальной диагностики, классифицируемые по различным основаниям.

В зависимости от предмета социальной диагностики можно выделить:

  • историко-генетические методы, которые призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень её проявления на разных стадиях жизни клиента;
  • структурно-функциональные методы, которые предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы.

В зависимости от этапа социальной диагностики используются методы:

  • сбора информации, включающие широкий спектр общенаучных, социологических, психологических и других методов (анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ статистических данных, наблюдение, эксперимент, беседа);
  • обработки и анализа информации, полученной в ходе диагностики (сравнение, типологизация, ранжирование).

В зависимости от науки или области практической деятельности выделяют методы [12; 100]:

  • общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе и социальной (анализ, синтез, сравнение);
  • социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учетом их специфики и своеобразия (социальный эксперимент, различные модификации опроса);
  • психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых отношений (различные модификации тестирования, психологический эксперимент);

— специальные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Эта группа методов определяется характером и содержанием проблемы или комплексом проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности в каждом конкретной случае.

Рассмотрим наиболее распространенные в практике социальной работы конкретные методы социальной диагностики.

Опрос является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два основных класса опросных методов: интервью и анкетный опрос.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюируемого. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью (его предупреждают о запланированном разговоре), и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

3 стр., 1288 слов

Философские проблемы профессиональной деятельности

... как сфера человеческой деятельности тесно связана с философией. Фундаментальные проблемы права, такие, как справедливость, свобода и равенство, вина и ответственность и др., являются одновременно и важнейшими философскими проблемами, а ... онтология права, в котором исследуются проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в ...

Анкетирование — метод сбора информации путем формализованного опроса диагностируемых. В отличие от интервью, при анкетировании общение исследователя и респондента опосредовано анкетой (вопросником) — совокупностью методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявления личности. Стандартизированная анкета состоит из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Путем анкетирования и интервьюирования может осуществляться и опрос экспертов. Иногда социальная проблема нуждается в оценки компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования [12; 102].

Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы: умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы, создание атмосферы взаимного уважения и доверия и искусное использование методов убеждения и внушения.

Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем и его проблемах. Это метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. В практике социальной работы целесообразно использовать наблюдения в тех случаях, когда вербальная коммуникация по тем или иным причинам затруднена (в работе с детьми раннего возраста, во время диагностики проблем учебных или трудовых коллективов в процессе их основной деятельности).

Тестирование является специализированным методом диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов тестирование предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и своеобразие их последующей интерпретации. Существуют различные варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник имеет тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам которых можно судить о социально-психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития или отсутствии у него изучаемого качества, состояния, проблем.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту. Недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

4 стр., 1569 слов

Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста

... к данной теме. Цель настоящей работы – раскрыть роль диагностики в системе дошкольного образования. Задачами работы являются: 1. Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов ...

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести взаимосвязи семьи с внешней средой, изучить объект в контексте её личной истории, перспектив развития и взаимоотношений с другими людьми. Метод направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природы и социальной среды.

Сравнение — неотъемлемая часть диагностики на всех её этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты, на которых будут базироваться стратегические пути решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов, одним из которых является метод ранжирования альтернатив [12; 106], в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные.

Таким образом, выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно также отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

3. Операции и процедуры в технологиях социальной диагностики

Диагностическая процедура и сам термин «диагностика» впервые был введен в медицине. Диагностика в переводе с греческого означает «способный распознавать» [14; 251]. Сама же процедура применялась для определения характера и степени сложности заболевания на основании разностороннего обследования пациента. По мере развития медицинской науки и связанного с ним обогащения теоретической концепции заболевания диагностика превратилась в надежный метод целенаправленного, комплексного исследования объекта (процесса), на базе которого формировались эффективные средства борьбы с болезнями.

Впоследствии данный метод был заимствован другими науками и применен в различных сферах человеческой деятельности. Опыт показывает, его широкое использование в разных областях дает положительные результаты, поскольку в нем реализуется принцип системности, комплексности исследования объекта. Диагностика выступает как разновидность системного анализа, её достоинство заключается в целостном видении объекта и комплексной оценке влияния различных факторов на состояние и динамические характеристики этого объекта.

Диагностика позволяет существенным образом снизить вероятностные последствия рискованных управленческих решений, избрать «вариант поведения, адекватный сложившимся обстоятельствам, характеризующийся правильной оценкой ситуации, своевременно принятым решением, осуществленным с минимальными затратами с учетом возможных последствий и перспектив, в тои числе с учетом интересов других субъектов».

16 стр., 7869 слов

Лучевая диагностика повреждений и заболеваний легких

... поражений легких; ? дифференциации солидных и жидкостных образований в легких; ? выявления очаговых поражений размером до 15 мм; ? выявления более крупных фокусов поражения с неблагоприятным для диагностики ... флюорография не применяется из-за более высокой, чем при рентгенографии, лучевой нагрузки. Бронхография. Метод контрастного исследования бронхиального дерева называется бронхографией. ...

Диагностическая процедура заключается в установлении соответствия между двумя системами значений: одна из них задана явно — в терминах измерений, другая имеет латентную природу — представляет собой «конструкт», «смутный образ», «идею».

Первый тип диагностической процедуры основан на редукции «конструкта» к операциональным определениям. Такого рода решения присущи дисциплинам, содержание которых определяется преимущественно возможностями экспериментально-измерительного инструментария.

Второй тип диагностической процедуры предполагает сохранение дистанции между операциональными определениями и «истинными» концептуальными характеристиками объекта. В данном случае наблюдения операции интерпретируются как симптомы латентного свойства, обнаруживающего себя и иным образом.

Третий тип диагностической процедуры предполагает концептуализацию некоторых синдромов — устойчивых комплексов или групп переменных. Примером подобной диагностики — интерпретация факторов в процедуре факторного анализа. Синдром объединяет некоторое количество взаимосвязанных переменных и требует объяснения.

Становление и развитие метода диагностики в теории социальной проблемы имеет свою традицию [14; 253].

В первом случае диагностика рассматривалась как процедура измерения и предназначается для сопоставления, выявления связи, взаимосвязи между латентными, неизмеримыми переменными и их эмпирическими индикаторами. Становление диагностики связано с первыми попытками измерить социальные установки людей.

В настоящее время в науке сформировались три подхода к социальной диагностике.

Согласно первому, под диагностикой понимается специфический процесс деятельности, осуществляемый на стыке науки и практики и связанный с выявлением состояния объекта с целью его измерения посредством корректирующих действий.

В соответствии со вторым диагностика рассматривается как совокупность приемов и методов, создаваемых в рамках конкретной дисциплины для решения её прикладных задач.

Суть третьего подхода в том, что диагностика определяется как специфическая дисциплина, особое направление деятельности в рамках конкретной науки, которое обеспечивает создание средств, реализующих прикладные функции науки.

Несмотря на различие акцентов, перечисленные выше подходы связывает то, что в их рамках диагностика рассматривается как метод фиксации состояния объекта по заданным параметрам и его оценки с точки зрения нормативной модели с целью прогнозирования и регулирования поведения данного объекта.

Установление соотношения, связи «конструкта» и его эмпирических индикаторов выступает необходимым условием осуществления практической функции диагностики, поскольку без измерения состояния конкретного объекта или процесса крайне затруднительно осуществить его адекватную оценку.

Диагностическая процедура в своем прикладном значении может быть эффективно использована для анализа предконфликтных ситуаций, выработки управленческих воздействий, направленных на их разрешение. Она позволяет формировать поле проблем, находить их внутреннюю взаимосвязь, выявлять среди них ключевые, определять степень их остроты и насущности, и, исходя из этого, намечать стратегию взаимосогласованной деятельности различных субъектов управленческой деятельности для устранения или разрешения существующих проблем.

С помощью диагностики можно анализировать внутреннюю структуру конкретной социальной проблемы, устанавливать её истоки, стадию развития, оценивать величину её возможного ущерба, что создает возможность более глубоко, разносторонне и взвешенно подходить к постановке конкретных задач управленческой деятельности [14; 256].

Диагностика социальных проблем может и должна выступать в качестве особого метода, поскольку их системное исследование является необходимым условием разработки соответствующего комплекса управленческих воздействий на различные сферы социальной жизни. Она представляет собой совокупность способов, приемов научного обоснования социальной проблемы, решаемой посредством управления, её логической увязки с целями, возможностями и ресурсами управленческой деятельности.

Анализируя социальную проблему, необходимо обращать внимание на устойчивые тенденции, свидетельствующие о нарушении пропорций социального воспроизводства, такие, как рост несоответствия между объемом и структурой общественных потребностей и объемом и структурой производства жизненных благ; снижение рождаемости, увеличение смертности; неблагоприятные сдвиги в социальной структуре общества. При этом объектами исследования должны стать факты, свидетельствующие о нетипичных для данного общества девиациях.

Диагностика социальных проблем предполагает также использование данных эмпирических исследований социального самочувствия населения, свидетельствующих о том, насколько оно осознает конкретную проблему, как оценивает её, есть ли у людей ощущения тревоги, неудовлетворенности, беспокойства за будущее свей семьи, своих детей, готовы ли они самостоятельно выходить из сложившейся ситуации или рассчитывают на «внешнюю» помощь при сохранении собственной пассивной позиции, какие действия они намерены предпринимать для улучшения своего положения.

Проведение диагностики предполагает разграничение социальных проблем по разным основаниям. При этом наиболее значимыми признаками выступают содержание и характер проблемы, её масштаб, а также величина наносимой ей социального ущерба.

Исходя из содержания, можно выделить проблемы социального функционирования, социального развития и социального управления [14; 258].

К первой группе относятся те, которые связаны с противоречиями, возникающими в процессе удовлетворения постоянно возрастающих потребностей людей: жилищная, продовольственная, проблема обеспечения населения услугами предприятий и учреждений социальной инфраструктуры.

Ко второй группе относятся те, которые отражают противоречиями в интересах социальных групп, классов, общества и личности, которые обусловлены различиями социально-экономического положения соответствующих групп и выступают как результат их взаимодействия.

Третью группу составляют те проблемы, которые выражают противоречия между субъектом и объектом управленческой деятельности, возникают в результате относительного обособления субъекта от объекта. Данная классификация позволяет выйти на специфику механизма решения разных групп проблем.

Диагностирую социальные проблемы, необходимо иметь в виду относительный характер их решения, цикличность, системность проблем.

В ходе диагностики важно исследовать «жизненные циклы» проблем и, исходя из этого, определять стадии их развития (возникновение, обострение, разрешение).

Задача специалистов-управленцев состоит в том, чтобы выявить, насколько острая проблема и в зависимости от этого оценить её значимость для клиентов, а также обосновать направления её разрешения. Последствия разрешения проблем неодинаковы для различных стадий её развития. Следовательно, для разрешения проблемы важно обосновать этап, на котором она будет наиболее действенной.

Диагностика предполагает оценку степени остроты той или иной проблемы в управленческой деятельности. На основе анализа устанавливается взаимосвязь разных проблем, выясняется среди них ключевые, устранение которых приводит к разрешению многих других. Выявление в процессе диагностики основополагающей, ключевой проблемы соответственно требует и концентрации ресурсов на её разрешение. В то же время нужно соблюдать разумные пропорции в распределении ресурсов, выделяемых на социальное развитие, с тем, чтобы избежать обострения других проблем в перспективе.

В качестве методов диагностики проблем в управленческой деятельность можно рекомендовать: наблюдение (визуальное, статическое, социологическое); ранжирование проблем; социальный анализ проблемной ситуации на основе изучения данных социальной статистики, экономических параметров, проведения контент-анализа, массового анкетного опроса [14; 259].

Большое значение для диагностики проблем в управленческой деятельности имеет метод когнитивной структуризации. Его основным инструментом являются когнитивные карты, которые предназначены для анализа ситуаций, направленных на разрешение конкретной проблемы. Когнитивная карта отражает взаимное влияние факторов, обусловливающих возникновение проблемы.

Связи могут быть как отрицательными, так и положительными. Поэтому положительные дуги характеризуют однонаправленное, а отрицательные — разнонаправленное изменение факторов. Анализ контуров позволяет выявлять группы факторов, взаимно компенсирующих друг друга, что дает основание сделать предположение о наличии механизмов саморегуляции в исследуемой системе.

Когнитивные карты как удобная схема визуализации представлений позволяют исследователю преодолеть противопоставление между субъектом и объектом, учесть влияние проводимого исследования на исследуемую проблему.

Технология диагностики социальных проблем в управленческой деятельности описывается с помощью ряда взаимосогласованных процедур и операций. Сточки зрения последовательности действий процесс диагностики можно разбить на семь взаимосвязанных, но вместе с тем относительно самостоятельных этапов [14; 261].

Первый этап. Анализ социальной проблемы, выявление симптомов проблемы, обоснование качественных и количественных характеристик в виде изменений темпов и пропорций, нарушающих нормальное воспроизводство и развитие социальных процессов.

Второй этап. Описание симптомов социальной проблемы и оценка степени отклонения симптоматических характеристик от нормы. Результатом процедуры должно стать подтверждение или отрицание наличия проблемы.

Третий этап. Характеристика стадии развития проблемы. Оценка степени её тяжести для клиентов. При этом необходимо определить, когда и где она возникла, каковы её интенсивность и связи с другими проблемами. Важна прогнозная оценка проблемы с точки зрения её влияния на поведение клиентов в будущем.

Четвертый этап. Определение круга факторов, обусловливающих проблему. Эта процедура требует выполнения таких операций, как формирование перечня факторов, оценка влияния каждой из них на возникновение и дальнейшее развитие проблемы, прогнозирование её изменения в будущем в зависимости от изменения круга факторов в их соотношении.

Пятый этап. Выявление причин и условий наличия проблемы. Для этого необходимо установить причинные связи, обусловившие возникновение, существование и обострение проблемы, а также охарактеризовать условия, на фоне которых она возникает и усугубляется.

Шестой этап. Оценка последствий неудовлетворительного разрешения проблемы из-за отсутствия целенаправленного воздействия на неё. Эта процедура предполагает следующие операции: выявление экономических, политических, морально-правовых, физиологических последствий наличия проблемы, оценку масштабов воздействия проблемы на указанные стороны жизни клиентов, определение общей величины ущерба от наличия данной проблемы.

Седьмой этап. Обоснование приоритетных направлений разрешения проблемы, что включает в себя формулирование возможных путей, вариантов, допустимых в настоящий момент с учетом ограничений, накладываемых ресурсами; выделение среди них ключевой, наконец, оценку эффективности выбранного пути разрешения проблемы.

Таким образом, перечисленные выше этапы характеризуют логику диагностики проблемы в управленческой деятельности. Диагностика является средством системного анализа социальных проблем и может быть эффективно использована для определения перечня проблем, подлежащих разрешению в том или ином порядке.

Заключение

В курсовой работе были решены поставленные перед нами задачи. Мы рассмотрели основные понятия социальной диагностики, определили задачи и методы, операции и процедуры социальной диагностики, и проанализировали её методики.

В первом разделе курсовой работы были рассмотрены такие понятия как диагноз, диагностика, социальный диагноз, социальная диагностика.

Социальная диагностика представляет собой деятельность по изучению и установлению состояния данного объекта исследования и управления посредством использования методов и средств социологического исследования. Основная цель социальной диагностики заключается в выявлении социального содержания факторов, действующих в экономической, производственной, психологической, демографической, правовой и других, короче, во всех сферах общественной жизни. Эти установления, выраженные в социальных показателях, дают необходимую основу для дальнейшего развития процесса социального управления, элементом которого, составной его частью и является социальная диагностика.

Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Рассмотренные нами во втором разделе основные принципы и методы диагностики социальных проблем позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы ее осуществления открывают, при правильном их использовании, широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности ее результатов.

Третий раздел посвящен технологии диагностики социальных проблем, которая описывается с помощью ряда последовательных операций и процедур. Операция представляет собой простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые цели. Совокупность операций, объединенных общей целью, составляет процедуру технологического процесса.

В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

В заключение следует отметить, что социальная диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе технологизации социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.

социальный диагностика управление методика

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-diagnostika-3/

1. Абрамовских Н.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов: теория и практика: Монография. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 280 с.

2. Анцупов А.Я, Прошанов С.Л. Актуальные проблемы конфликтологии: Монография. — М.: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2011. — 341 с.

3. Верховод Ф.С. Социальная политика: Учебное пособие. — Белгород: Издательство БУПК, 2010. — 222 с.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2011. — 411 с.

5. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. — Архангельск: ПГУ, 2010. — 152 с.

6. Колесник В.Н. Этика деловых отношений и переговоров: Учебно-методическое пособие. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2011. — 110 с.

7. Лазукин А.Д. Конфликтология: Учебное пособие. — М.: ОМЕГА-Л, 2010. — 150 с.

8. Невлева И.М. Философия социальной работы: Монография. — Белгород Издательство БУПК, 2010. — 295 с.

9. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. — 431 с.

10. Нестерова Г.Ф., Астер И.В. Технология и методика социальной работы: Учеб. пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2011. — 205 с.

11. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учеб. пособие. — 3-е изд., стереотип. — М.: Akademia, 2010. — 200 с.

12. Технологии социальной работы: учебник / под. Ред. В.И. Жукова. — М.: Издательство РГСУ: Издательство «Омега-Л», 2011. — 388 с.

13. Технология социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие для студ. вузов / Под. ред. П.Д. Павленка. — М.:Инфра-М, 2010. — 324 с.

14. Трунов А.А. Основы конфликтологии: Учебное пособие. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. — 307 с.

15. Трунов А.А. Диалектика конфликта: Монография. — Белгород: Издательство БУПК, 2011. — 305 с.

16. Циткилов П.Я. Технология социальной работы: Учеб. пособие. — М.: Наука-Спектр, 2010. — 447 с.