Социальная диагностика

Контрольная работа

Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце XIX — начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и верно выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Социальная диагностика — это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

  1. Понятие и основные цели социальной диагностики.

Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20—начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» (греч. «diagnostikos» — способный распознавать) заимствован из медицины.

Как известно, медицинский диагноз представляет собой определение характера и причин соматической или психической болезни на основании всестороннего исследования больного. При этом многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между пациентом, другими лицами и коллективами. Диагнозы же, особенно психических заболеваний, не всегда учитывают социокультурные аспекты и влияние окружения пациента, а также возникающие в связи с этим проблемы. К тому же диагноз, ассоциируясь с чем-то статичным и завершенным, редко учитывает, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития.1

7 стр., 3102 слов

Виды социальных исследований

... знания (фундаментальное социальное исследование) или решения конкретных социальных задач (прикладное социальное исследование). Основой социальных (обществоведческих) исследований (их «ядром»), является социологическое исследование, которое рассматривает ... гипотез. Прикладное социальное исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, ...

«Диагностика» — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе — чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.

прогнозы и

Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение социальных патологий и нежелательного развития событий2 .

Сферы применения технологий диагностики разнообразны, и профессиональная социальная работа невозможна без социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греч. diagnosis – распознавание — возник в медицине. Перенесение этого понятия в социальную область произошло в результате развития социальных наук и появления института социальной работы. Некоторая схожесть терминов, применяемых в медицине и в социальной работе, не случайна: известно, что существует корреляция между рядом заболеваний и уровнем социального благополучия. Часто дефект развития представляется как продукт среды бедности. В связи с этим вполне оправдан вывод о доминирующей роли социального воздействия на здоровье и интеллект человека. Например, практики селективного обучения часто заранее обрекают ребенка на низкий образовательный уровень или IQ. В США, например, в специализированные классы чаще попадают дети из латиноамериканских семей, а в современной России — дети материально неблагополучных родителей и дети мигрантов. Таким образом, в образовательной структуре общества имеется определенная ниша, где оказываются конкретные категории детей, которые подвергаются процессу формирования умственной отсталости, даже если они абсолютно здоровы. В целом ряде западных исследований, касающихся природы психических заболеваний, умственно отсталые люди показаны как жертвы классовой системы. Таким образом, общество способно создавать и воспроизводить неравенство, а глубокие различия между людьми есть не причина, а результат социальной стратификации.3

Задачей социального работника, осуществляющего социальную диагностику, является определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В связи с этим целесообразно использовать микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. В социальной работе диагностика необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем. Каждый социальный работник должен быть социальным диагностом.

14 стр., 6578 слов

Диагностика окклюзирующей патологии сонных, подключичных и позвоночных артерий

... и информативных. Оптимальная последовательность применения отдельных методов функциональной и лучевой диагностики для выявления окклюзирующих поражений магистральных артерий шеи и головного ... Оценка функционального состояния головного мозга проводится с помощью методов электрофизиологической диагностики. Он направлен на определение функциональной согласованности и «подвижности» моторного ...

  1. Место и роль социальной диагностики в социальной работе.

Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.4

Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы является автором или участником прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т. д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает в качестве исходной, вполне самостоятельной сферы деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

  • выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

— определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

  • описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
  • ранжирование специфических свойств клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

— ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

  • измерение и анализ показателей;
  • формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Социальная диагностика является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз — прогноз — программа — внедрение. Будучи важным технологическим инструментом, она прежде всего обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.5

Разработка диагноза определяет специфическую профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров.

социальная диагностика.

Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых , субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.

4 стр., 1569 слов

Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста

... к данной теме. Цель настоящей работы – раскрыть роль диагностики в системе дошкольного образования. Задачами работы являются: 1. Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов ...

Во-вторых , в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Так, например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребёнка к новому окружению может внешне проявляться как резкое снижение успеваемости в школе, негативные проявления в поведении, замкнутость и т.п.

В-третьих , в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определенную иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.

  1. Методы и принципы социальной диагностики.

Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.7

Постановка социального диагноза — это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

  • проводить детальный анализ;
  • видеть за частным общее;

— не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

  • не избегать вопроса «почему?»;
  • прослеживать историю идей;

— собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

  • изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
  • связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;
  • не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние).

Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.