Философские основы традиционной китайской медицины. Учения у-син о пяти стихиях и инь-ян о двух началах. Теоретические представления о бол

Я выбрала данную тему, потому что в течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, основные теоретические положения которой выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение тысячелетий. А в современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль, и научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

Философские основы традиционной китайской медицины

До эпохи Возрождения Западная философия была гораздо ближе к Восточной, далее в мышлении Европейской цивилизации произошел переворот: распространилось представление о независимости людей от окружающих жизненных систем, появилось убеждение, что можно властвовать над природой, эксплуатировать ее, не испытывая обратного влияния. Мы расстались с зависимостью от природы и привязанностью к ней, подразумевая свою неуязвимость, непобедимость, бессмертие.

Спустя 400 лет многие из нас сожалеют о преобладании такого взгляда на мир, осознавая, что, как пишет антрополог и философ Грегори Бейтсон: «Организм, разрушающий свою среду обитания, разрушает себя сам».

Согласно канонам традиционной восточной медицины организм человека является неотъемлемой частью космоса. Его жизнь и изменчивость постоянно подвержены влиянию сил окружающей природы. Организм — это сложная саморегулирующаяся система, которая находится в динамическом равновесии с окружающим миром.

Человек воплощает природные циклы и взаимодействует с ними: суточными, месячными, сезонными и текущими всю жизнь. Как Земля состоит из суши, океана и атмосферы, так и тело включает кровь, которая управляет материальной формой тела, влагу, которая является внутренней средой, и Ци — регулирует форму, деятельность тела и происходящие в нем процессы самоформирования и саморегуляции. Ци — это энергия или прана (в Индии), которую человек получает при рождении от матери и приобретает в течение жизни с дыханием, питанием и т. д. Эта энергия находится как в самом человеке, так и в окружающей среде. Устойчивые циркуляции Ци по замкнутой системе каналов (или меридианов) обеспечивают жизнь человека и слаженное функционирование всех его органов и систем.

16 стр., 7734 слов

Возобновляемые и не возобновляемые источники энергии на Земле. ...

... масштабы использования возобновляемых источников энергии определяются в первую очередь их экономической эффективностью и конкурентоспособностью с традиционными энергетическими ... традиционные ресурсы; Нет необходимости в использовании воды в производстве. Также, к преимуществам перехода на «зеленую» энергетику относят устранение рисков, связанных с атомной энергетикой (возможность аварий, проблема ...

Здоровье человека характеризуется нормальным соотношением компонентов Ци и движением энергии в организме, которые подчиняются внутренним биологическим часам.

По древневосточным представлениям нарушение работы энергетических каналов проявляется в неравномерном распределении компонентов энергии в органах тела, что приводит к симптомам заболевания, а прекращение циркуляции Ци — к смерти. Исходя из этой концепции, лечебные мероприятия должны быть направлены на восстановление циркуляции энергии в меридианах. Тысячелетиями китайские философы и врачи изучают природу и стремятся интуитивно постичь секреты взаимодействия с ней, чтобы культивировать и направлять жизненную силу.

Человек существует и взаимодействует с внешней средой благодаря своей способности обмениваться с ней энергией. Между организмом и средой существует прямая и обратная связь, через кожные покровы «болезни входят и выходят из организма» — так считают древние лекари Востока.

Человеческое тело можно представить как энергетический комплекс, генерирующий все формы известных ныне энергий: электрическую, магнитную, тепловую, кинетическую, электромагнитную и др., которые фиксируются приборами. Но есть еще другие формы энергии, которые не улавливаются приборами и связаны главным образом с ментальными эмоциональными, интуитивными уровнями человека. Концепция Ци у китайцев символизирует жизнь во всех ее проявлениях и формах: мыслях, эмоциях, тканях крови, внутренней жизни и внешнем выражении. В данной системе тонкое, неуловимое и невидимое имеет не меньшее значение, чем видимое, осязаемое и поддающееся подсчету.

Жизненные точки — меридианы — циркуляция энергии — поддержание энергетического баланса — вот система, внутри которой разработаны основные правила лечения в традиционной медицине Востока. Представление о «большом круге циркуляции энергии» подчиняются внутренним энергетическим часам, в процессе этой циркуляции происходит взаимодействие главных органов между собой и взаимодействие с окружающей средой. Полный круг циркуляции энергии по 12 основным меридианам завершается за 24 часа, состояние максимального напряжения в каждом меридиане длится 2 часа. Именно это время максимальной активности важно для диагностики болезней, и именно в это время пораженный орган лучше поддается лечебному воздействию.

Состояния системы дыхания и кровообращения в «циркадном ритме» подтверждаются данными современной науки — биоритмологии.

Учения ИНЬ-ЯН о двух началах

Теория ИНЬ-ЯН является философской концепцией, которая сформировалась при наблюдении и анализе явлений окружающего мира. Она выкристаллизовалась во времена династий ИНЬ и Чжоу (6 век — 221 г. до н. э.) и впервые появилась в книге «И Цзин» (Книга Перемен): “ИНЬ и ЯН отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной”.

Мысль о том, что все в природе имеет два начала — ЯН и ИНЬ, присуща всей философии даосизма. Теория ИНЬ-ЯН, однако, не отражает какой-либо конкретный феномен, а является лишь теоретическим методом и инструментом его познания. ИНЬ-ЯН — это два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного явления. Так древние мыслители Китая смогли понять двойственность явлений окружающего мира.

6 стр., 2649 слов

Формирование и развитие социальной активности у подростков

... социальной активности подростков, которая и определяет его содержание и направленность в общении друг с другом и окружающими. В социальной активности, ... социальная активность, социальная пассивность, псевдосоциальная активность и антисоциальная активность. В группе людей всегда есть и активные, и пассивные элементы [6]. Именно социальная активность в большей степени отражает суть социального ...

В трактате “Су Вэнь” сказано: “Вода и огонь являются символами ИНЬ и ЯН”. Это означает, что вода и огонь отражают два противоположных качества. Так, все основные свойства огня, такие как жар, движение вверх и наружу, яркость, возбудимость и сила — относятся к ЯН; а все основные свойства воды — холод, медлительность, тусклость, движение вниз и вовнутрь — относятся к ИНЬ. Аналогично и все функции и проявления жизнедеятельности организма могут быть разделены по признаку ЯН-ИНЬ.

Природа феномена ИНЬ-ЯН не абсолютна, а относительна: с одной стороны, при определенных состояниях ИНЬ может превращаться в ЯН, и наоборот (внутренняя трансформирующая природа ИНЬ-ЯН), а с другой стороны — любое проявление может безгранично разделяться на ИНЬ и ЯН, что отражает внутреннюю взаимосвязь ИНЬ-ЯН. Следовательно, ИНЬ и ЯН являются в одно и то же время и противоположными и взаимосвязанными, они оба противостоят друг Другу и дополняют Друг друга. Теория ИНЬ-ЯН является своеобразной интерпретацией материалистического принципа единства и борьбы противоположностей, лежащего в основе всех проявлений окружающего мира.

Взаимоотношения ИНЬ-ЯН были изображены в форме монады (ТАИ ЦЗИ ТУ), на которой белый цвет отражает ЯН, а черный — ИНЬ, противоположность и взаимосвязанность олицетворяются кривой линией, а способность к трансформации друг в друга показана точками — “зародышами” одного начала в другом.

Основные положения теории ИНЬ-ЯН могут быть сведены к следующему:

1. Противоположность ИНЬ и ЯН. Она проявляется главным образом в способности противостоять и контролировать друг друга. В норме постоянным противоборством ИНЬ — ЯН поддерживается относительный физиологический баланс, и когда он нарушается — возникает заболевание. В 5-й главе “Су Вэнь” сказано: “Когда превалирует ИНЬ, болеет ЯН, когда преобладает ЯН, начинает страдать ИНЬ”.

2. Взаимозависимость ИНЬ и ЯН проявляется в тесной связи обоих начал. Ничто не может существовать изолированно от другого — без ИНЬ не может быть ЯН, также как и без ЯН не может быть ИНЬ; без поднятия вверх (ЯН) нельзя опуститься вниз (ИНЬ).

В 5-й главе “Су Вэнь” сказано: “ИНЬ находится внутри и охраняет ЯН, а ЯН стоит

снаружи и защищает ИНЬ”. Применительно к физиологии организма, ЯН соответствует функциональной активности органов и тканей, а ИНЬ — питательным веществам. Как без питания нет активности и жизнедеятельности, так и без активности невозможно потребление и переваривание питательных веществ, которые в свою очередь являются материальным субстратом любой физиологической активности и т. д.

3. Внутренняя потребляюще- поддерживающая взаимосвязь отражает то, что ИНЬ и ЯН находятся не в фиксированном состоянии, а постоянно поддерживают друг друга. Например, функциональная активность (ЯН) требует потребления некоторого количества питательных веществ (ИНЬ) — т. е. “потребление ИНЬ приводит к росту ЯН”, а с другой стороны, переработка питательных веществ (ИНЬ) требует определенных физиологических затрат от соответствующих органов (ЯН) — т. е. “потребление ЯН приводит к росту ИНЬ”. Если эти взаимосвязи не укладываются в нормальные физиологические рамки, то нарушается баланс ИНЬ-ЯН и возникает болезнь.

10 стр., 4703 слов

Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма

... адаптационный процесс сопровождается формированием и совершенствованием специфической системы функциональных резервов адаптации организма, системообразующим фактором которой выступает результат деятельности (адаптации). Функциональные резервы организма Мозжухин определяет как возможности изменения функциональной активности ... эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и ...

4. Внутренняя трансформирующая взаимосвязь проявляется в том, что при определенных состояниях ЯН может переходить в ИНЬ, и наоборот. В 5-й главе “Су Вэнь” сказано” “Сильный ЯН будет обязательно образовывать ИНЬ, а сильный ИНЬ всегда приводит к образованию ЯН… Сильный холод порождает жару, а сильный жар порождает холод”. Примером такой трансформации являются острые лихорадочные заболевания. Так, сильный жар (ЯН) истощает защитные силы организма, и после высокой температуры могут появиться признаки сильного внутреннего холода, такие как внезапное падение температуры, бледность, похолодание конечностей (ИНЬ).

Если своевременно применить надлежащее лечение, то энергия ЯН будет сохранена и состояние больного станет постепенно улучшаться, конечности потеплеют, нормализуется температура. Первое является трансформацией ЯН в ИНЬ, а второе — ИНЬ в ЯН.

5. Бесконечная делимость ИНЬ и ЯН проявляется в том, что любое проявление внешней среды может быть бесконечно разделено на два начала — ИНЬ и ЯН. В общем, жизненная энергия (ЧИ) может присутствовать в большем или меньшем количестве, поэтому есть три степени ЯН и три степени ИНЬ: большой ЯН (ТАЙ-ЯН), малый ЯН (ШАО-ЯН) и средний ЯН (ЯН-МИН), а также большой ИНЬ (ТАЙ-ИНЬ), малый ИНЬ (ШАО-ИНЬ) и снизившийся ИНЬ (ЦЗЮЕ-ИНЬ).

Этот признак используют для классификации каналов и в диагностике лихорадочных заболеваний.

Применение теории ИНЬ-ЯН в медицине

1. ИНЬ-ЯН и структура организма. Все органы и ткани человека связаны в единое целое и могут быть разделены на два аспекта — ИНЬ и ЯН. По анатомической локализации частей тела: верх — ЯН, низ — ИНЬ; наружная сторона — ЯН, внутренняя — ИНЬ; правая сторона — ИНЬ, левая — ЯН; спина — ЯН, грудь и живот — ИНЬ. По функциональной активности “плотные органы” ЦЗАН относятся к ИНЬ, а “полые” органы ФУ относятся к ЯН. Кроме того, в каждом органе одновременно существует два состояния — ЯН и ИНЬ. Например, есть сердце-ЯН и сердце-ИНЬ, почки-ЯН и почки-ИНЬ. В системе каналов тела существует классификация на каналы группы ИНЬ и каналы группы ЯН.

2. ИНЬ-ЯН и функции организма. Функциональная активность, как упоминалось выше, относится к ЯН, а питательные вещества — к ИНЬ. Они не могут существовать друг без друга, питают и поддерживают друг друга.

3. ИНЬ-ЯН и патологические изменения в организме. Возникновение заболевания является результатом потери относительного равновесия ИНЬ-ЯН, их избытком или недостаточностью. Есть два типа патогенных факторов — ИНЬ и ЯН, а защитная» энергия» ВЭЙ ЧИ включает в себя жидкость ИНЬ ЧИ и энергию ЯН ЧИ. При внедрении патогенного фактора типа ИНЬ происходит преобладание ИНЬ и повреждение ЯН, что проявляется синдромами “холода типа избытка” (абсолютный избыток ИНЬ и недостаток ЯН).

При действии патогенного фактора типа ЯН происходит превалирование ЯН и повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами “жара типа избытка” (абсолютный избыток ЯН и недостаток ИНЬ).

6 стр., 2624 слов

Сахарный диабет 1 типа у детей

... 1. Спонтанный сахарный диабет: инсулинзависимый (ИЗСД) – тип I инсулиннезависимый (ИНЗСД) – тип II а) у лиц с нормальной массой тела б) у лиц с ожирением 2. Вторичный сахарный диабет, включая сахарный диабет, сопутствующий определенным состояниям и синдромам: ...

При каком-либо истощении ЯН происходит относительное преобладание ИНЬ, что проявляется синдромами холода типа недостатка, а при истощении или повреждении ИНЬ происходит относительное преобладание ЯН, что ведет к синдромам жара типа недостатка (рис. 2).

Кроме того, встречаются одновременно дефицит и ИНЬ и ЯН, что называется “взаимным опустошением ИНЬ и ЯН”. Например, при длительном голоде происходит ослабление селезенки (ЯН) и дефицит крови (ИНЬ) — т. е. “ослабление ЧИ вследствие недостаточного влияния ЯН на ИНЬ”, когда селезенка не может питать кровь. При массивной кровопотере дефицит крови (ИНЬ) проявляется похолоданием конечностей, липким потом, т. е. симптомами дефицита ЯН — это называется “дефицит ИНЬ и ЯН вследствие недостаточного влияния ИНЬ на ЯН”.