Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста

Одной из задач учебно–воспитательной работы дошкольных учреждений является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования, переход на обучение в школе с шести лет и др. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.

Постепенное введение ребенка в мир математических представлений приводит к более глубоким знаниям, умение использовать и применять их на практике. Непременным условием проверки знаний ребенка является диагностика. Диагностика позволит оценить математическую подготовку ребенка к школе и своевременно определить и восполнить пробелы в математическом развитии дошкольника.

Все вышесказанное обуславливает актуальность обращения к данной теме.

Цель настоящей работы – раскрыть роль диагностики в системе дошкольного образования.

Задачами работы являются:

1. Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста

Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Диагностика результатов развития личности является главным содержанием деятельнос ти по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса. Педагогическая диагностика – способ исследования педагогического процесса, целью которого являются оптимизация и обоснование его результатов для общества.

Под «желаемыми результатами» понимаются: соответствие уровня знаний, умений и навыков задачам воспитания и развития воспитанников данного возраста; развитие психических процессов в соответствии с возрастными особенностями; развитие морально–волевых качеств, способностей ребенка. Диагностические исследования требуют точной фиксации, качественной, профессиональной оценки результатов, логических выводов, компетентных и реальных рекомендаций.

14 стр., 6600 слов

Сущность процесса воспитания в современной школе

... и опыта. 1. Процесс воспитания 1.1 Сущность процесса воспитания Все задачи воспитания в школе решаются в процессе обучения и специальной воспитательной работы, которая проводится с учащимися в свободное от учебы время. На современном этапе, как подчеркивается ...

Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течении нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Педагогическое обследование направлено на определение уровней усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня усвоения программного материала, достижения высокого результата его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий. Педагогическое обследование могут проводить педагоги ДОУ (заведующий, методист, педагоги узкой специальности, воспитатели), имеющие квалификационную категорию или опыт педагогической работы по программам и технологиям, реализуемым в ДОУ.

Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.

В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности воспитанников.

2. Показатели и уровни математического развития детей

Прежде, чем рассматривать данный вопрос, дадим определение. Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.

Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков. Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, умений и навыков зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от состояния учебно–воспитателного процесса в детском саду.

Для воспитателя подготовительной группы особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т.д. При этом следует ориентироваться на такие показатели:

  • объем математических знаний и умений в соответствии с программой воспитания в детском саду;
  • качество математических знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использования их в самостоятельной деятельности;
  • уровень умений и навыков учебной деятельности;
  • степень развития познавательных интересов и способностей;
  • особенности развития речи (усвоение математической терминологии);
  • положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;
  • уровень познавательной активности.

Уровень усвоения знаний определить легче, чем степень овладения приемами учебной деятельности, тем более – степень сформированности познавательных интересов и способностей. В связи с этим для выделения общеучебных умений надо подбирать задания попарно: например, первое задание – угадай, расскажи, посчитай, покажи т.п., второе – сравни, объясни, докажи, расскажи и др. Второе задание для Детей сложнее, но именно его выполнение свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к школе.

18 стр., 8578 слов

Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста

... особенностей развития предметной деятельности детей раннего возраста; - экспериментальным путем выявить уровень развития предметной деятельности детей раннего возраста; - разработать методические рекомендации для педагога-психолога. Методологической основой исследования явились теоретические положения о влиянии предметной деятельности на развитие личности детей раннего возраста ... за учебно- ...

Изучать уровень готовности детей шести–семилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового, так и индивидуального обследования.

Не менее важный показатель при обследовании – продуктивность внимания (по адаптированным корректурным таблицам), особенности умственного развития и учебной деятельности. Индивидуальное обследование дает возможность воспитателю создать представление об особенностях речи детей, общем уровне знаний и специальной математической подготовке.

По степени успешности выполнения задания можно выявить уровень математической готовности ребенка к школьному обучению. Эти данные следует дополнять систематическими наблюдениями, индивидуальными беседами с детьми.

В процессе обучения развивается способность мыслить абстрактно, делать обобщения и сравнения, использовать эти умения при решении задач. Учебная деятельность имеет осознанный характер и направляется воспитателем. Психологическая основа учебной деятельности — развитие у детей учебных мотивов и потребностей. У детей дошкольного возраста нельзя сформировать учебную деятельность в таком виде, как о ней говорилось ранее. Воспитатель создает условия для формирования у дошкольников основы учебной деятельности.

Успешность формирования учебной деятельности связана с уровнем развития ряда психических качеств ребенка. А.П. Усова выделила качества, которые можно рассматривать как некоторые условия учебной деятельности. К таким качествам относятся

  • умение слушать воспитателя,
  • работать по указаниям педагога,
  • возможность отделять свои действия от действий других детей,
  • развитие самоконтроля и др.

Учебная деятельность является одним из видом познавательной деятельности ребенка. Для нее характерны определенные практические и умственные действия.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей так же является одним из важных показателей готовности ребенка к школе. Нужно учить детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Интеллектуальные возможности расширяются в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениями окружающего, законами природы, особенностями отношений между людьми.

53 стр., 26106 слов

Подготовка ребенка к школе

... как фактора, определяющего готовность ребенка к школе. Задачи: 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребенка к школе в отечественной ... специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования ... с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с ... Данная тема приобрела ...

В соответствии с представленными выше показателями условно можно выделить три уровня готовности детей к школе.

К первому уровню следует отнести детей, которые хорошо усвоили программные требования предыдущих групп, имеют неплохие навыки в счетной деятельности, обследовании, измерении, делении целого на части, решении задач и т.п. При этом дети подготовительной группы умеют выполнять несложные действия в уме без опоры на наглядность, при сравнении предметов по форме пользуются геометрической фигурой как эталоном, умеют классифицировать, обобщать, действовать в соответствии с инструкцией педагога, имеют навыки самоконтроля, проявляют интерес к обучению, умеют работать сосредоточенно, не отвлекаясь, адекватно использовать математическую терминологию, правильно, качественно, в установленный срок выполнять задания, объективно оценивать свою работу.

Ко второму уровню можно отнести детей, которые овладели программой по математике; имеют определенные навыки в счетной деятельности, измерении величин, делении целого на части. Вместе с тем у них недостаточно развита умственная деятельность: им трудно объяснить выбор арифметического действия, обобщать и классифицировать; самоконтроль у этих детей неустойчивый, они не проявляют интереса к учебной деятельности; математический словарь их беден; самооценка чаще всего занижена, иногда завышена.

К третьему уровню относятся дети, слабо усвоившие программу по математике. Эти дети имеют некоторые навыки в выполнении операций счета, но во всех других видах математической деятельности имеют слабые навыки или вообще их не имеют. Дети, принадлежащие к третьему уровню усвоения математических знаний, ощущают значительные трудности при выполнении умственных операций сравнения, обобщения, классификации. Эти Дети не проявляют интереса к учебной деятельности, неправильно используют специальную математическую терминологию, часто не могут выполнить задание воспитателя, сравнить его с образцом.

Педагогическую работу перед приходом детей в школу следует направить на полную ликвидацию третьего, низшего, уровня сформированности математических знаний, умений и навыков, на достижение достаточно качественной математической подготовки детей к школе. Усилия педагогического коллектива должны обеспечивать формирование у детей прочных знаний и умений в объеме «Программы воспитания в детском саду», развитие речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей

3. Математическая готовность детей к обучению в школе

Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности детей к школе на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т.п. – литературы по этим вопросам сейчас очень много. И это вполне понятно – ведь для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника.

14 стр., 6732 слов

Особенности формирования у детей знаний о видах изобразительного искусства

... ознакомления детей с различными видами искусств В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами ...

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи, а так же создание необходимых условий для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив.