Дидактика » ПО ДИДАКТИКЕ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ И ЗРИТЕЛЬНЫХ ОПОР ДЛЯ УСВОЕНИЯ ГЛАВНОГО В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ»»

За последние годы в системе образования многое изменилось. И в настоящее время на начальном этапе обучения большее внимание отводится использованию наглядности, схем и зрительных опор для усвоения главного в учебном материале. Это связано с тем, что эти методы имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия, а так же опоры стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей.

Тема, связанная с использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. Поэтому сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, таблиц, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке.

Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во — вторых, учителю нужно очень четко все объяснять.

Как известно, в настоящее время, включая основную и начальную школы, страдают от перегрузки учащихся, причиной которой является перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом. И каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включенности в урок всех учащихся. И я задавалась вопросом — как оживить урок, поддержать интерес учеников к предмету? Для этого был выполнен сравнительный анализ во 2 классе : участники отличались своим уровнем подготовки к школе, по поведению, по быстроте восприятия нового материала. Треть детей — читающие, другая треть — знающие буквы, но плохо читающие, остальные – не читающие и знающие только буквы. Использование опорных схем на уроках – считаю необходимым и важным моментом в работе педагога. Поэтому я обратилась к данной теме.

17 стр., 8377 слов

Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса

... активность детей в овладении разговорными навыками. Цель исследования: повысить эффективность работы по развитию разговорной речи глухих учащихся 1-ого класса на различных уроках (ППО, ... определяется мотивацией учащихся, их заинтересованностью в процессе работы. Известное однообразие дидактических игр, наглядных пособий, хорошо знакомых детям приемов снижает эффективность учебной работы. Вместе с ...

Актуальность исследования, Цель исследования:, Объектом исследования

гипотеза исследования

В соответствие с целью, объектом, предметом исследования и исходя из рабочей гипотезы, определяются задачи исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

выполнить сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее.

Данные задачи могут быть решены с помощью методов исследования : наблюдение за деятельностью педагогов, педагогический эксперимент, обработка результатов исследования.

База исследования:

Всего 11 учащихся.

Предмет: русский язык

Тема 1: Имя существительное

Тема 2: Имя прилагательное

ГЛАВА 1.

1.1. Раскрытие основных понятий исследования зрительных опор и схем

Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения.

Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема – опора — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме- опоре, выполняя практическое задание.

В 1970-е годы В.Ф. Шаталовым была разработана система крупноблочного введения теоретических знаний, которая способствовала ускоренному обучению учащихся и формированию прочных знаний. Основу его методики составляет использование опорных конспектов (ОК) в процессе обучения.

Опорная схема по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

93 стр., 46310 слов

Исследования показал, что функциональная система письма состоит ...

... дисграфии у учащихся младшего школьного возраста. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в работе по профилактике дисграфии ... В состав выпускной квалификационной работы входят: введение, три главы, заключение, библиография, приложение. Глава I. Теоретические обоснование проблемы предупреждения дисграфии у детей младшего ...

Цель опорных схем – «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти» облегчил запоминание. Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система. (В.Ф. Шаталов)

В ОК включается только принципиально важный материал, расположенный в строгой логической последовательности. В диссертационном исследовании Н.А. Криволаповой обосновывается возможность использования ОК в системе развивающего обучения как средства развития логического и творческого мышления учащихся путем привлечения учащихся к самостоятельной разработке опорных конспектов, реализуемых в различных формах. Ею также сформулированы принципы построения ОК:

1. Полное отражение основного (базового) содержания учебного материала в опорном конспекте с чётким выделением главного.

2. Строгая логическая последовательность в расположении материала (должны чётко прослеживаться причинно-следственные связи).

3. Оптимальная наглядность, лаконичность и яркость изложения: информация должна быть подана так, чтобы любой ученик мог самостоятельно усвоить и запомнить материал соответствующего блока знаний.

4. Развитие самостоятельности, инициативности и творческих способностей учащихся путём привлечения их к разработке ОК, а также путем включения в ОК вопросов, задач и заданий творческого характера.

5. Постепенное повышение степени самостоятельности учащихся и сложности заданий при разработке ОК.

Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе. Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь. Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих учеников. «Иные люди много знают, — говорил М. И. Калинин. – Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями».

1.2 Психолого-педагогические подходы к использованию зрительных опор и схем на начальном этапе обучения

28 стр., 13611 слов

Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста ...

... данной темы, определяется цель дипломной работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках интегративной программы ... эстетического воспитания (на материале обучения детей ручному творчеству) разработаны критерии, определены уровни сформированности художественно-эстетических качеств. В заключении обобщаются результаты дипломного ...

Наглядные учебные пособия — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

Наглядные методы обучения – это такие методы, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Такие методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей младшего школьного возраста. Наглядные методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну сознательную деятельность. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников.

Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности.

В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных классах стал остается метод использования опорных схем, алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией.

Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени.

? Практика показывает

Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.

9 стр., 4345 слов

По курсу «Личностно-ориентированный подход в обучении» материал

... летия Москвы» (1998). Понятие личностно-ориентированного развивающего обучения. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ... личностно-ориентированного образования, его средства и методы структу-рируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, ... по теме: «Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа и условия задачи ...

Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.

Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.

Повышение интереса к изучаемому материалу.

Интеграция с ИКТ — технологиями (преобразование текстовой информации в цифровую в виде презентаций).

Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа.

1 Подбор фактического материала.

2 Генерализация материала,

Основные орфограммы, пунктограммы, определения, правила, формулировки — это наиболее важные фактические данные составят «ядро» знаний. Материал, необходимый для сознательного усвоения данной темы в пределах курса русского языка (т.е. они часто используются для изучения той или иной темы, для реализации межпредметных связей), составляет основную оболочку «ядра». Остальной материал—это вспомогательная оболочка.

Большинство схем по предметам выполняют на компьютере. Общий цвет – чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда используют фото бумагу, и такие схемы долго сохраняются. Размер схем нужен такой, чтобы дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них написано. Творческим заданием на обобщающих уроках детям можно предложить составить самостоятельно схему по изученному материалу. Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке математики в 1 классе по теме «Задача».

5 3 ?

5+3=8

8

условие

вопрос

решение

ответ

(Приложение 1)

Цель схемы- таблицы – помочь запомнить при первом объяснении элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких лишних слов, нет напряжения, исчезает скованность даже у слабых учеников. Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске. Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни решение».

(Приложения 2)

(Приложение 3 (Рис. 1,2))

Опорные схемы так же применяют и на других учебных предмета, для усвоения нового материала. Обучение по опорным схемам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное, видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.

34 стр., 16994 слов

Личностно-ориентированное обучение дошкольников материал

... других типов учебных заведений. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ История развития личностно-ориентированного обучения Обращение педагогики к ...

Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:

— структурность

— лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);

— занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах.

— удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);

— цветовое оформление — важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.

1.3 Педагогический опыт использования зрительных опор и схем для усвоения главного в учебном материале

В средств обучения у детей дошкольного возраста с нарушениями сл">процессе обучения наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения. Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность.

Последовательное осуществление понятийной основы обучения математике в начальной школе, ни в какой мере не умоляет роли представлений, основанных на образном восприятии действительности. Система представлений о природных явлениях, исторических событиях и событиях современной общественной жизни, о современной технике, о произведениях искусства составляет существенную часть программного материала в начальных классах.

Ничем неоправданно и принижение роли предметно-образной наглядности в обучении, которая имела место в некоторых методических источниках и практике ряда школ. Уровень усвоения программного материала, а, следовательно, и эффективность обучения существенно зависят от использования на уроках различных средств наглядности. При определенных условиях использование наглядных пособий не только не мешает развитию абстрактного мышления учащихся, но и способствует развитию у учащихся важнейших мыслительных операций. Как показывает практика, эффективность использования средств наглядности в учебном процессе достигается при определенных условиях и зависит от характера самих наглядных пособий, от правильного сочетания в учебном процессе различных источников информации.

7 стр., 3224 слов

«Социально-психологические проблемы в воспитании и обучении учащихся ...

... социально-педагогические проблемы. Таким образом, на помощь может прийти только специально подготовленный социальный педагог, способный профессионально решать социально-педагогические, юридические и иного плана проблемы. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения ...

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы — это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

— Метод иллюстраций

— Метод демонстраций

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов и тому подобное. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и так далее. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.

Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.

Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий. Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.

Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, а с начальной школы. Чтобы облегчить эту работу, предлагается школьникам записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения, схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него представляет собой предельно упрощённую модель.

При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости будут обращаться к схеме.

10 стр., 4545 слов

Обучение умственно-отсталых детей

... возможности умственно отсталого ребенка и осложняют его обучение. Таким образом, по клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делят на неосложненные, осложненные и атипичные. Психологические особенности умственно отсталых школьников Вспомогательная школа ставит перед учителем ...

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках в начальных классах способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений.

Вывод: Схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

По словам психологов, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

Схема — опора — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Эффективное применение ОС(опорных схем) помогает в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом — проработать допущенную тут же на уроке, в третьем- провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Уроки с использованием схем дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю ученика, но и воспитывают его.

Раздел 2

2.1 Методические рекомендации по использованию зрительных опор и схем для усвоения главного на начальном этапе обучения

В новом государственном образовательном стандарте заложены такие подходы к обучению как функционализация и актуализация знаний, превалирование деятельностного подхода, гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса. Данные подходы существенно изменили функции и характер использование средств наглядности на уроках. За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности. Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, Песталоции, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтеров и др. Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Актуальность данной статьи заключается в раскрытии эффективности использования наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта. Тема, связанная с принципом наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядности и их возможностями в обучении младших школьников. На современном этапе бурного развития начальной школы, каждый учитель должен творчески подходить к организации процесса обучения. Проводить уроки разнообразно и увлекательно в начальной школе наиболее сложно, так как учителю на данной ступени обучения необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии и т. д. Каждый из этих предметов вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение образовательных задач. К тому же ребенок в начальной школе уже понимает, что учение это труд не легкий. Учитель в свою очередь должен сделать так чтобы этот не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал познавательную активность. Как же помочь ребенку не растеряться в столь мощном потоке информации? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Общеизвестным является то факт, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем больше рецепторов вовлечено в восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность была введена Я. А. Коменским в педагогическую науку как дидактический принцип наглядности. Данный принцип предполагает переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. Использование наглядных средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

16 стр., 7673 слов

Специфика использования наглядных средств обучения у детей дошкольного ...

... -образному мышлению детей, чувственному восприятию учебного материала; формам и методам организации педагогического процесса в начальной школе, индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников и т.д. К основным принципам разработки комплекта наглядных пособий относятся ...

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. С помощью демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске. B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности: Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство учащихся с реальными объектами природы. Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение. Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии. Звуковая наглядность; функция — воспроизведение звуковых образов. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира. Смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности. Прежде чем отобрать для урока тот «или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся. Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения. Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений. Для детей младшего школьного возраста принцип наглядности применим, как нельзя лучше. Однако, задачи, поставленные обществом перед средней школой, новая образовательная концепция, поиск эффективных дидактических методов заставляют современного учителя по–другому посмотреть на проблему средств наглядного обучения, изменить стратегии их применения.

Системно — деятельностный подход, как методологическое основание нового ФГОС, предполагает сформированность у учащихся способности быстро ориентироваться в складывающихся на уроке учебных ситуациях. Прежние наглядные средства (например схема, таблица, демонстрационная карточка, учебная картина) уже не обеспечивают желаемого эффекта при их использовании. Вместе с тем расширение способов наглядности: от предметов и картинок до презентаций и мультимедийных программ оставляет принцип наглядности в обучении по прежнему актуальным. Это связано с тем, что появившиеся наглядные средства имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей. В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций. При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид — печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные. На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации. Достоинства учебных картин — их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах [2, с. 56]. Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т. п.).

Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них. К ним относятся таблицы по обучению грамоте, по русскому языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие — как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений. Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: «Правильно черти и измеряй», «Правильно сиди при письме», «Правила дорожного движения». Они предназначены для длительного пользования. Еще одним средством наглядности мы можем считать цифровые образовательные ресурсы. Они позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Для создания такого рода ресурсов существует множество программ, которые помогают в создании виртуальной реальности. По мнению исследователей, чрезвычайная выразительность, зрелищность мультимедиа важны при работе с новым видео-поколением, которое легко впитывает знания через произведения экранной компьютерной культуры. Кроме того, электронные средства учебного назначения предоставляют возможность выполнять преобразовательную деятельность с объектами изучения, наблюдать и анализировать ее результаты. Использование компьютерных технологий позволяют с большой степенью наглядности представить мысленные модели реальных процессов, обеспечивающих четкую фиксацию образа явления или процесса в сознании студента, позволяют варьировать скорость протекания процесса. Если традиционная наглядность обучения предусматривала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной изучение объектов в динамике. При этом работают сразу образное и аналитическое мышление школьников. Сегодня мультимедийные презентации прочными шагами входят в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды на соответствующих уроках. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы из сети Internet. Приступая к работе с детьми, учитель должен четко представлять себе, что является их отличительной чертой. Как показывают исследования психологов, младшие школьники отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поиске ответов на бесчисленные вопросы, ребенок с большой готовностью выполняет практические действия с предметами, которые его заинтересовали. В процессе обучения детей младшего школьного возраста важно создать благоприятные условия для полного и глубокого осознания учащимися учебного материала в процессе многократного повторения практических действий. Здесь важно сочетать использование демонстрационного наглядного материала с одновременной практической деятельностью учащихся с индивидуальным дидактическим материалом. От действий с конкретными объемными предметами учитель постепенно переходит к плоскостному дидактическому материалу (предметные картинки), а затем к еще более абстрактному (геометрические фигурки, счетные палочки, звуковые модели слов).

У детей этого возраста преобладает непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс. Еще до начала обучения учителю важно изучить содержание и методический аппарат учебников, так как в них заложены основы методики обучения. Так, например, содержание учебника математики и русского языка наглядно показывает специфику преподнесения учебного материала, определяет методические этапы в работе, указывает время и место перехода от одного вида наглядности к другому (от полной предметной наглядности к неполной, а затем к иллюстративной).

В беседе с учителями иногда приходится слышать о том, что младшие школьники устают, переутомляются. Но причины перегрузки, как оказывается, чаще всего кроются в плохой организации учебно-воспитательного процесса. Эмоциональную перегрузку детей может вызвать чрезмерное использование игр и средств наглядности в учебном процессе. Нарушение режима дня, заключающееся в сокращении времени пребывания детей на свежем воздухе, дневного сна, отрицательно сказывается на самочувствии учащихся. Важным средством предупреждения утомления детей является использование физкультурных минуток. Одним из ведущих методов, обучения у детей начальной школы является дидактическая игра. Дидактическая игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического ее использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение. Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. В умело построенной игре ученики систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Многие игры помогают повторить полученные знания в системе, в новых условиях, что способствует более глубокому усвоению пройденного. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей. Игре свойствен динамизм, поэтому в ней недопустимы обилие замечаний дисциплинарного порядка. Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определенного темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть четко поставлена цель игры. С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля (например, математическое домино) Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Однако не стоит злоупотреблять средствами наглядности, применение этого принципа должно строго соответствовать ряду условий, прежде всего это возраст учащихся. Кроме того наглядность применима не на всех этапах урока, демонстрация должна быть приведена таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность хорошо видеть демонстрируемы материал. При показе иллюстраций необходимо четко выделять главное, детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации. Демонстрируемые явления и предметы должны быть точно согласованы с изучаемым материалом. Таким образом, проведенные выше аргументы подтверждают т выдвинутую гипотезу об актуальности использования средств наглядности в условиях реализации ФГОС -2. При соблюдении приведенных методических рекомендаций можно действительно добиться высоких показателей уровня качества знаний учащихся, интенсифицировать образовательный процесс, развить логическое мышление и ассоциативную память учащихся.

Раздел 3

Сравнительный анализ влияния опорных схем на начальном этапе обучения школьников, и усвоение учениками нового материала без применения схем и др. методов наглядности.

Мною был проведен сравнительный анализ, в котором участвовали ученики, МБОУ “Челядиновской ООШ”, 2 класса. Для проведения анализа выбран один учебный предмет – русский язык, соответственно был выбран новый учебный материал с которым дети еще не знакомы (две разные темы).

I урок: тема «Имя существительное» (для изучения нового материала, учитель систематически использовал методы наглядности).

II урок: тема «Имя прилагательное» (на котором методы наглядности отсутствовали).

Первым шагом сравнительного анализа было наблюдение за активностью учащихся, при котором учитель систематически использовал опорные схемы и др. методы наглядности.

3.1 Наблюдение № 1.

Наблюдение за образовательным процессом, в начальном классе, на учебном предмете – русский язык с применением метода опорных схем.

Тема урока «Имя существительное».

Цель: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Задачи урока, Образовательные:

Способствовать развитию у школьников логического мышления при систематизации имён существительных по тематическим группам; умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность;

Воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе; интерес к русскому языку.

Тип урока:

Учебно-методический комплекс

— карточки с заданиями

— презентация к уроку

— тетрадь

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, —

И всё, что в памяти у нас, —

Означено словами!

Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний проект?

Вы правы! Имени существительному!

Учитель предлагает составить детям паспорт имени существительного.

СЛАЙД №1.

«Паспорт имени существительного»

СЛАЙД 2

-Какова цель нашего проекта? (составить паспорт имени существительного)

Что мы должны сделать, чтобы достичь цели? (выяснить назначение паспорта как документа, выявить и обобщить признаки имени существительного, создать информационный продукт)

III. Актуализация опорных знаний. Давайте выясним, что такое паспорт.

— Дежурный библиограф, уточните лексическое значение этого слова.

СЛАЙД №3

Паспорт — официальный документ, удостоверяющий личность владельца; регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования.

— Где вы встречали слово «паспорт»?

-Какая информация содержится в этих документах? (очень важная)

— В чём актуальность нашего проекта? (паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного)

Приготовьте ваши тетради и по ходу исследования будем вести записи.

IV. Постановка учебной проблемы.

СЛАЙД 4

Уважаемые учёные, приступаем к исследованиям.