Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

Содержание скрыть

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Объект исследования — сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Предмет — влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Гипотеза — сенсорное воспитание детей раннего возраста проходит более эффективно, при использовании дидактической игры.

Задачи исследования:

Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ., Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике., Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.

  • Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Исследование проводилось в первой младшей группе №5 на базе МБДОУ ЦРР Детский сад №5.

21 стр., 10397 слов

Организация обучения детей раннего возраста

... воспитания детей раннего возраста. А также знание сроков и закономерностей нормального психомоторного развития необходимо педагогу для раннего выявления даже нерезких выраженных отклонений. 1.1 Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего возраста Начальным этапом в работе с детьми раннего возраста ... результат занятия. 8. Потребность в получении сенсорных раздражений и в движениях. Ярко ...

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста

1.1 Сущность понятия сенсорное воспитание ребёнка

Сенсорное воспитание ребенка — это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

[2 c. 59]

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины — метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов — это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

этап — предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами, о круглых говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

этап — средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д

5 стр., 2369 слов

Моторная и сенсорная афазия — по психолингвистике

... и у детей. Как правило, детская афазия бывает двух видов: моторная и сенсорная. Моторная афазия — является наиболее распространенной. Этот вид афазии возникает при поражении речедвигательного центра (центр Брока). Моторная афазия возникает при поражении пост центральных и ...

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко — маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

этап — на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, — «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой — маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что воспитание ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

[4 c. 125]

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

2 Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

11 стр., 5219 слов

Особенности воспитания одаренных детей

... - выявление сущности, особенностей, содержания и методики реализации психолого-педагогического сопровождения воспитания одаренных детей. Объект исследования - процесс воспитания одаренных детей. Предмет исследования - система психолого-педагогической работы с одаренными детьми. Гипотеза исследования - психолого-педагогическое сопровождение воспитания одаренных детей может быть эффективным, если: ...

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. [8 c. 96]

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.).

Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.

Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.

Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей раннего возраста от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

6 стр., 2921 слов

Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста. Анализ ...

... надписей: "Не рекомендовать детям до 3 лет" (на игрушках, представляющих опасность для детей в возрасте до 3 лет); 2.36.4. Цвет предупредительной надписи на игрушках для игры на воде должен ... погремушек представлен широкий выбор товара для самых маленьких. На упаковках игрушек для детей первого года жизни красуется надпись «Для раннего развития». Развивающие игрушки для детей до года влияют на ...

Начиная с четвертого года жизни, у младших дошкольников формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить младших дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. [12 c. 89]

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.).

Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для младших дошкольников раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

3 Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста

Основная особенность дидактических игр — обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей раннего возраста, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание — основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

  • Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет).

    Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.

  • Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.
  • Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания.

9 стр., 4308 слов

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА методическая ...

... игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни. Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: ... и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование ...

Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно — установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей раннего возраста.

  • й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
  • й уровень: целенаправленные пробы.
  • й уровень: безошибочно подбирает детали.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений. [11 c. 72]

Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

Виды дидактических игр:

Игры — забавы, Настольно — печатные, Словесные, Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

Отражение учебного материала, Выделение игровых задач, Наличие правил, Действия играющих, Подведение итогов игры

Классификация игр:

  • Игры возникающие по инициативе младших дошкольников — самостоятельные: режиссерские.
  • Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников — организованные игры.
  • Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа — народные.

Методика организации дидактических игр:

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Подготовка:

  • Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);
  • Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы;
  • Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
  • Выбор места;
  • Определение количества играющих;
  • Подготовка необходимого дидактического материала;
  • Подготовка к игре самого воспитателя;
  • Подготовка к игре младших дошкольников;

Проведение игры:

  • Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;
  • Объяснение хода и правил игры;

Правила игры:

  • Основная цель правил игры — организовать действия, поведения младших дошкольников;
  • Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что — то детям в игре;
  • От детей требуется: умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из — за неудачного результата.

Используя дидактическую игру в воспитательно — образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения — это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.

8 стр., 3548 слов

«Дидактические игры как средство развития познавательных способностей ...

... на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Глава 1. Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Дидактическая игра как форма обучения детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. ...

  • Сочетание умственной задачи с активными действиями.
  • Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).

Для младших дошкольников третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира. [15 c. 126]

Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.

2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста

Организация эксперимента

На базе МБДОУ ЦРР детский сад№5 в первой младшей группе №5.1 была проведена экспериментальная работа. В неё вошли дидактические игры — занятия по изодеятельности: на закрепление у детей раннего возраста представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от 0 до шести лет.

1 Выявление знаний детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактической игры

Цель: Выявить знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.

Дата проведения: 20.09.13.

Задачи:

  • провести диагностический опрос детей раннего возраста 2011 года рождения в восприятии цвета, формы, величины;
  • зафиксировать полученные данные в таблицу.

Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.

Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).

62 стр., 30689 слов

Логопедическое сопровождение детей группы риска раннего возраста ...

... раннего коррекционного воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи. Объект исследования: Речевое развитие детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи. Предмет исследования: Особенности логопедического сопровождения детей ...

Форма организации: Групповая (по шесть человек в подгруппе).

Диагностика № 1

Величина

№Ф.И. ребенкаВозрастБольшойСреднийМаленький1.Саша Ч.29.11.2011+++2.Алина Н.23.08.2011+-+3. Вика К.02.02.2011+++4.Ваня Т.27.11.2011+++5.Анфиса А.20.11.2011+++6.Даня Н.26.11.2011+++7.Варя М.07.10.2011+++8.Алеша С.24.07.2011+-+9.Кирилл П.07.08.2011+-+10. Алиса Ч.11.09.2011+-+11. Саша Н.14.04.2011+++12.Кристина П.07.04.2011+++ИТОГО:12 +8 +, 4 -12 +

Диаграмма 1. Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов величин

Диагностика №2

Цвет

№Ф.И. ребенкаВозрасткрасныйсинийзеленыйжелтый1Саша Ч. 29.11.2011++-+2Алина Н.23.08.2011++++3Вика К.02.02.2011++++4 Ваня Т.27.11.2011++-+5Анфиса А.20.11.2011++++6Даня Н.26.11.2011++-+7Варя М.07.10.2011+-++8Алеша С.24.07.2011++++9 Кирилл П.07.08.2011++++10Алиса Ч.11.09.2011++++11Саша Н.14.04.2011++++12Кристина П.07.04.2011++++ИТОГО:12 +11 + 1-9 + 3 -12 +

Диаграмма 2. Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета

Диагностика № 3

Формы

№Ф.И. ребенкаВозрасткруговалквадратпрямоугольниктреугольник1Саша Ч. 29.11.2011+-+-+2Алина Н.23.08.2011+-+—3Вика К.02.02.2011+-+++4Ваня Т.27.11.2011+-+-+5Анфиса А.20.11.2011+-+-+6Даня Н.26.11.2011+-+-+7Варя М.07.10.2011+++-+8Алеша С.24.07.2011+++-+9Кирилл П.07.08.2011+++++10Алиса Ч.11.09.2011+-+++11Саша Н.14.04.2011+-+++12Кристина П.07.04.2011+-+-+ИТОГО:12 +3+, 9 -12 +4 +, 8 — 11 +, 1 —

Диаграмма 3. Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов форм

Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития средний: 50 % детей раннего возраста испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.

2 Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в условиях ДОУ

Использование системы дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в условиях ДОУ проходили в игровой форме обучения, детьми усвоились и закрепились представления о сенсорных эталонах величины, цвета и формы.

С детьми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент. Экспериментальное исследование проводилось с 6 детьми 2011 года рождения и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Время проведения: 2 месяца.

№Фамилия, имя ребенкаВозраст ребенка1.Саша Ч.29.11.20112.Ваня Т.27.11.20113.Варя М.07.10.20114.Алеша С.24.07.20115.Кирилл П.07.08.20116.Саша Н.14.04.2011

В течении 2 месяцев раз в неделю я проводила дидактические игры по сенсорному воспитанию с подгруппой детей. Протекали они организованно во 2 половине дня, в непосредственное время, а также и в групповой деятельности. Этот день я назвала<<День солнышка>>привлекая этим детей поиграть с ним и порадовать его.

Руководя дидактическими играми детей, я обязательно подготавливала их к ним, выбирала сюрпризные моменты.

Например: слышался стук в дверь, в гости к детям приходила кукла Таня с корзинкой в руках, в которой лежала игра. Это вызывало заинтересованность детей и радость от неожиданной встречи. Или радость от того, что помогли маленьким мышкам спрятаться в свой домик от кошки.

13 стр., 6400 слов

«Развитие математических способностей детей дошкольного ...

... познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. Цель исследования: Глава I. Теоретические основы логико-математических игр в развитие логического мышления старших дошкольников. 1.1 Логико-математические игры как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста. Интерес ...

Уделяя много времени формированию сенсорных представлений, я столкнулась с определенными трудностями. Это во многом было обусловлено характерными особенностями психического развития детей, а с другой стороны отсутствием системности знаний.

Трудностей было немного, но они присутствовали. Дидактические игры не должны переутомлять детей, но был ребенок, которому сложно было сосредоточиться даже на очень непродолжительное время. Но то, что занятия проводились постепенно, систематично у этого ребенка сформировалась сдержанность, организованность, сосредоточенность, а у остальных детей все эти качества продолжали формироваться. Некоторые ребята отвлекались от игры — это также было затруднением в проведении игр, я постаралась создать у детей хорошее настроение, вызвать интерес.

В подгруппе не у всех сразу получалось действовать с вкладышами разной формы, поскольку у детей был разный уровень физического развития. При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, я демонстрировала соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то я использовала метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставляла фигуры в соответствующие прорези; собирала пирамидку с учётом величины колец. Вслед за этим ребёнку я предлагала действовать самостоятельно. Для того, чтобы дети стремились добиваться успехов в играх каждый кто правильно справлялся с заданиями дарил солнышку цветочки, с лепестками разного цвета. Это было наградой за старания детей, они радовались вместе с солнышком и стремились каждый его порадовать.

Самое главное, игры должны были создавать у детей хорошее настроение, и вызвать радость от того, что дети познали что-то новое и радовались своим достижениям. Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего. Перечень и время проведения дидактических игр: «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «У кого какое платье», «Подбери фигуру», Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».

Цель: Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы. Время проведения: 20.09.13-20.10.13 г.

Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью детей раннего возраста.

Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.

Оборудование: Система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.

Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета:

  • Спрячь мышку.

Дидактическая задача: закрепить у детей представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).

Подбери по цвету.

Дидактическая задача: закрепить у детей раннего возраста представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.

У кого какое платье.

Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета. (Приложение 1.)

Система дидактических игр на воспитание восприятия формы:

Подбери фигуру.

Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.

Кому какая форма.

Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).

Геометрическое лото.

Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).

Система дидактических игр на воспитание восприятия величины:

1. Башня.

Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

2. Что там?

Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 3 предметов по величине при составлении матрешки.

Сбор фруктов.

Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. (Приложение 3.)

Комплексная дидактическая игра

Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».

5. Дидактическая задача: закрепить представления детей о 5 геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины. (Приложение 4.)

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

Для повышения уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы, закрепились знания детей посредством системы дидактических игр проведенных во время их использования. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

3 Результаты работы направленной на формирование сенсорного воспитания детей раннего возраста

После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и не прошедших обучение посредством дидактических игр.

Цель: Выявить закрепление знаний детей 2011 года участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями детей раннего возраста первой подгруппы, не участвующих в эксперименте. Время проведения: 20.10.13- 20.11.13

Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы: Сенсорное обследование с наглядным объяснением.

Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).

Диагностика № 4

Величина

№Ф.И. ребенкаВозрастБольшойСреднийМаленький1Саша Ч.29.11.2011+++2Алина Н.23.08.2011+-+3Вика К.02.02.2011+++4Ваня Т.27.11.2011+++5Анфиса А.20.11.2011+++6Даня Н.26.11.2011+++7Варя М.07.10.2011+++8Алеша С.24.07.2011+++9Кирилл П.07.08.2011+++10Алиса Ч.11.09.2011+-+11Саша Н.14.04.2011+++12Кристина К.07.04.2011+++ИТОГО:12 +10 +, 2 -12 +

Диаграмма 4. Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов величин

Диагностика № 5

№Ф.И. ребенкаВозрасткрасныйсинийзелёныйжелтый1Саша Ч.29.11.2011++++2Алина Н.23.08.2011++-+3Вика К.02.02.2011++++4Ваня Т.27.11.2011++++5Анфиса А.20.11.2011++++6Даня Н.26.11.2011++-+7Варя М.07.10.2011++++8Алеша С.24.07.2011++++9Кирилл П.07.08.2011++++10Алиса Ч.11.09.2011++++11Саша Н.14.04.2011++++12Кристина П.07.04.2011++++ИТОГО:12 +12 +10 +, 2 -12 +

Цвет

Диаграмма 5. Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов цвета

Диагностика № 6

Формы

Диаграмма 6. Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов форм

Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.

Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры по изодеятельности повышают уровень сенсорного развития детей раннего возраста в 1 -ой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей раннего возраста от постоянства проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 детей, участвующих в формирующем эксперименте, при эксперименте повторном констатирующем, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей раннего возраста и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.

Заключение

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

В связи с этим было проведено исследование на базе МБДОУ ЦРР №5г.Радужного целью которого являлось: определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста. Экспериментальное исследование, проведённое, в первой младшей группе5.1 показало, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают уровень сенсорного развития детей раннего возраста в первой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста, из этого следует, что гипотеза подтвердилась.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sensornoe-vospitanie-detey-cherez-didakticheskie-igryi/

  • Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.
  • Венгер Л.А., Мухина В.С.

Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. — С.424

  • Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание — 2002 № 3 — С.398
  • Выготский Л.

С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. — М., 2007. — С.391

  • Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. — С.536

6.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. — С. 315

7.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. — М. ,1996. — С. 459

8.Игры — занятия с малышами./ А.Н.Фролова, — К., Рад.школа, 2007. — С.368

9.Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. — М. , 1997. — С. 412

10.Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. — С.302

11.Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. — №5. — С. 87

12.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, — М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. — С. 258

  • Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. — С. 456

14.Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. — С.371

15.Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.,1997. — С.418

16.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. — С. 368

17.Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. — М., 1997. — С. 452

  • Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. -М,1997. — С. 381
  • Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.

М., 2005. — С.95

  • Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. — С. 95
  • Шиффман Харви Ричард.

Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. — С.528

Приложение 1

Система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний детей раннего возраста первой младшей группы о цвете, форме, величине

Дидактические игры по изучению цвета

Игра: «Спрячь мышку»

Словарь: Название 4 основных цветов — красный, желтый, зеленый, синий.

Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 — 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же 4 цветов — дверцы (10х10), большая картонная игрушка — кошка, мягкая мышка.

Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход занятия:

  • Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

— Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей — квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди 3 детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто — то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку — «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех цветов. » А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такова же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

  • Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены).

    В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра: «Подбери по цвету»

Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).

Наглядный материал: кукла.

Раздаточный материал: карточки — коврики (30х20), разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый), величины из картона.

Ход игры:

— Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и виду куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. » Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здравствуй Катя, поздоровайтесь с Катей ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».

-» Дети мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета, на такую вы их и положите. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».

  • После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Таня ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру.

Заключение. «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания».

Игра: «У кого какое платье»

Дидактическая задача: Учить детей раннего возраста выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.

Ход игры:

  • Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.
  • Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья.

Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю детей, уточняя и исправляя их ответы.

  • Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

Результаты

№Ф.И.ребенкаВозрасткрасныйсинийзеленыйжелтый1Саша Ч.29.11.11++++2Ваня Т.27.11.11++++3Варя М.07.10.11++++4Алеша С.24.07.11++++5Кирилл П.07.08.11++++

Приложение 2

Дидактические игры на определение формы

Игра: «Подбери фигуру»

Дидактическая задача: закрепить представления детей раннего возраста о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезаные из картона.

Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры:

— Посадить детей за стол и вынести из раздевалки большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.

— Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить детей раннего возраста обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении — класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.

  • Заключение. » Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Игра: «Кому какая форма»

Дидактическая задача: научить детей раннего возраста группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наглядный материал: большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили — были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как — то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам овалы от круга.

— Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. » А теперь все кружочки положите на один поднос — матрешке, а все овалы на другой поднос — мишке». Наблюдает, как дети выполняет задание, в случае затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

— Заключение. «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка — заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с овалами, отдадим их Мише. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются.

Результаты:

№Ф.И. ребенкаВозрастОвалКруг1Саша Ч.29.11.11++2Ваня Т.27.11.11++3Варя М.07.10.11++4Алеша С.24.07.11++5Кирилл П.07.08.11++6Саша Н.14.04.11++

Геометрическое лото

Дидактическая задача: научить детей раннего возраста сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек и изображениями геометрических фигур: по 1кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Ход игры:

  • Ребята, нас окружают геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы.

— В игре принимает участие 6 младших дошкольников. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная).

Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

Результаты

№Ф.И. ребенкаВозрастОвалКругКвадратПрямоугольникТреугольник1Саша Ч.29.11.11+++++2Ваня Т.27.11.11+++++3Варя М.07.10.11+++++4Алеша С.24.07.11+++++5Кирилл П.07.08.11+++++6Саша Н.14.04.11+++++

Приложение 3

Дидактические игры на определение величины

Игра: «Башня»

Дидактическая задача: закрепить представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.

Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

Ход занятия:

Жили — были три братика — зайчика. Звали из Пушок — самый высокий, Белячок — средний, Шустрик — самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок — на первом, самом большом этаже. Но как — то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего — то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну иди ты, Даня, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик. А теперь какой кубик нам поставит Ваня? (поменьше или средний).

Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний, какой величины? Выходи, Вика, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик.

Положи и садись к ребятам за стол.

— Мы сейчас посадим зайчиков на выступы башни, пусть идут домой, а посадит их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри на зайчиков. Куда ты посадишь самого большого, Пушка? Молодец, это его комната. А куда поселится Белячок, тоже правильно. Остался один Шустрик — ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алина, садись к ребятам. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков — квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат — это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли, получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.

  • Заключение:

Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.

Игра: » Что там? »

Дидактическая задача: Учить детей раннего возраста устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал: Деревянная трехместная матрешка.

Ход занятия:

  • Читаю детям загадку:

«Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку». Дети, кто это такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, Матрешки. Сейчас мы с ним поиграем.

— Я раскрываю одну матрешку и обнаруживаю в ней еще одну. » Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там». Разбираю вторую матрешку и нахожу в ней третью — самую маленькую. «Оказывается здесь целых три матрешки, (складываю все три), а можно сделать опять одну? А как?». Обращаю внимание младших дошкольников на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается.

  • Дети выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку по очереди. Отмечая особо тех ребят, которые без проб, на глаз, находят нужные части матрешки и быстро собирают её. В конце игры матрешек выстраиваю по росту и веду на прогулку.

Игра: «Сбор фруктов»

Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал: Яблоки — образцы (вырезанные из картона) 3 величин — большие, поменьше, маленькие; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 6 яблок разной величины).

Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 6,5 см. Книга с красочными иллюстрациями «Гуси — лебеди». Три куклы разного роста.

Ход занятия:

  • Рассказывание русской народной сказки «Гуси — лебеди». Рассматривание красочных иллюстраций к сказке. «Смотрите, ребятки, какая красивая, обливная яблонька сестричку с братиком спрятала от злых гусей — лебедей. А мы тоже сейчас вырастим волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим или наших кукол. Положим им на тарелочки. Но куклы у нас разного размера, поэтому нам придется разложить яблоки по 3 разным корзинкам: самые большие для Алёны;
  • Средние для Оли;
  • Маленькие для Кати. Сейчас мы с вами, скажем волшебные слова, и на этом подносе вырастет самая настоящая яблоня. Только надо всем дружно сказать волшебные слова: Крибле крабле бумс. Вот и выросла наша яблонька.

— Показываю детям яблоню с яблоками и корзины. Возле корзинок сажаю трех кукол. » На нашей яблоне растут яблоки трех размеров. Сейчас каждый ребенок по очереди подойдет к яблоньке и по образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если яблоко сорвано правильно прошу положить их в соответствующую корзинку».

  • Когда все яблоки сорваны и разложены по корзинам, дети относят яблоки на стол и продолжают угощать кукол. Если игра закончена, а дети ещё не наигрались, то яблоки можно повесить на место и повторить игру.

Результаты

№Ф.И. ребенкаВозрастМаленькийСреднийБольшой1Саша Ч.29.11.11+++2Ваня Т.27.11.11+++3Варя М.07.10.11+++4Алеша С.24.07.11+++5Кирилл П.07.08.11+++6Саша Н.14.04.11+++

Приложение 4

Комплексные дидактические игры

  • Комплексная игра. «Лото «Цвет и формы»

Дидактическая задача:

  • закрепить представления детей раннего возраста о 5 геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цвета (красный, желтый, зеленой, синий);
  • учить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Материал: 6 карт, на каждой из которых в разном порядке расположены 5 фигур — квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг и овал. Размеры: квадрат 2,5 х 2,5 см.; прямоугольник 2,5 х 3,5 см.; сторона равностороннего треугольника равно 2,5 см.; диаметр круга 2,5 см.; Все фигуры наклеенные на одной карте имеют разный цвет. 30 вырезанных фигур — каждая из 5 форм представлена в 4 цветах (размеры: квадрат 5х5 см., прямоугольник 5х7 см., сторона равностороннего треугольника 5 см., диаметр круга 5 см., большой диаметр овала 7 см., малый — 5 см.)

Ход игры:

— Ребята, смотрите, пока вы спали, к нам приходил почтальон. Он принес нам письмо. Давайте распечатаем его и посмотрим, что лежит в конверте и от кого оно. Вот тут пишется адрес и имя. Оно от куклы Алёны. Она прислала нам новую игру и потом придет посмотреть, как ребята научились в нее играть.

— В игре могут участвовать от одного до шести младших дошкольников. Я беру на себя роль ведущего (позднее можно передать её ребенку).

Дети получают по одной карте. Достаю из коробки по одной фигуре и спрашиваю. «У кого такая?» Если ребенок, у кого фигура есть такого же цвета и формы, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросили фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на своих картах.

  • Дети складывают фигуры, приносят кукол, мишек, зайчиков и их учат играть в лото. После окончания игры собирают фигуры в конверт и вместе складывают карты.

Результаты

Конструирование

Игра: «Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить играть с постройкой. Вызывать речевую активность детей раннего возраста. Словарь: Дорожка длинная, узкая, широкая, прочная.

Раздаточный материал: 5 кирпичиков, кукла, резиновая собака, кошка. Дополнительные кубики разных цветов для дополнительной подстройки. Домик из картона для куклы.

Предварительная работа:

Рассматривание во время прогулки проезжей части., Рассматривание иллюстраций, изображающих улицу., Объяснение функций дороги во время занятия по ознакомлению с окружающим миром., Приготовление для занятия 5 кирпичиков 4 основных цветов, куклу, машину, резиновую собаку, кошка.

Ход занятия:

  • Введение. Ребята, сейчас я расскажу вам одну поучительную историю. Это кукла Катя и её любимые животные: кошка Мурка и собачка Бобик.

Они очень любят гулять по парку. Кто знает, что такое парк? Это лес в центре города. Там много деревьев, есть пруды. Кто любит ходить гулять в Кусково? Пошла кукла Катя со своими любимыми животными гулять в парк и заблудилась. А заблудилась она потому, что дорожки в парке были разбиты и куда идти — кукла Катя не знала. Чтоб кукла Катя дошла до своего домика надо построить ей длинную дорожку. Сейчас ребята станут около стола и помогут построить дорожку к домику куклы Кати.

  • Основная часть: У каждого у вас есть набор кубиков. Они все одинаковые по форме, размеру, но разные по цвету.

Сейчас каждый из вас, по очереди будет строить дорожку. Иди сюда, Вика, скажи мне пожалуйста, какого цвета у тебя кубики? «Красные». Берем по одному кирпичику правой рукой и кладем их рядом. Если мы будем строить из одного кирпичика, то дорожка получится узкая, а из двух — широкая. С правой стороны стола мы будем строить узкую дорожку для собаки и кошки, А широкую с левой стороны стола построим для куклы. Для этого надо брать сразу два кирпичика и кладу их рядом, тесно прижимая, друг к другу и четко соединяя стороны. Какую ты хочешь построить дорожку, Вика, узкую или широкую? Дети по очереди выходят к столу и строят дорожку. При этом называют цвет и какой именно ширины; узкую или широкую.

— Итог. Дети помогают кукле Кате дойти до дома. Заносят её в дом и машут ей ручками. Помогаю детям обыгрывать ситуацию и развивать сюжет. К кукле Кате пришла подруга, котенок потерял дорогу домой, собирать грибы вдоль дорожки. Предлагаю им атрибуты и учу младших дошкольников развивать самостоятельно игровой сюжет. После игры дети помогают сложить кубики в ящик и сажают игрушки на место.

Результаты

Игра: «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»

Дидактическая задача: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы; стул, стол, кровать, диван. Учить сооружать одновременно несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению. Привлекать интерес к постройке, возбуждать интерес к игре.

Материал: 14 кирпичиков, 2 кубика, пластина, кукла, резиновая кошка.

Ход занятия:

  • Введение. Ребята к нам в гости приехала кукла Оля. Она приехала издалека и хочет немного пожить у нас в группе. Чтоб ей было удобно, надо построить ей комнату и тогда кукла, подольше поживет у нас.

— Основная часть. Сажаю младших дошкольников на ковер полукругом. «Для того чтобы построить кукле комнату, надо сначала построить Оле стул. Для этого мы возьмем большой куб и поставим его на стол. Это сидение стула. Теперь нам нужна спинка. Мы возьмем брусок и поставим его узкой стороной на ковер. У нас получился стул. Мы сейчас посадим куклу на него и будем дальше строить. Допустим кукла Оля захочет кушать, куда она поставит тарелку? Правильно, она сядет за стол. Мы возьмем широкую пластину — это поверхность стола. А четыре маленьких куба будут ножками для стола. Теперь мы можем угостить Олю с дороги чаем. Алина, принеси, пожалуйста, с кухни для Оли чашку и блюдце. Мы же продолжаем строить кукле Оле комнату: она попьёт чай и захочет посмотреть телевизор. Сейчас мы построим ей диванчик: у дивана есть спинка, длинное, широкое сидение, подлокотники и маленькие ножки. Мы возьмем два широких бруска и поставим их на четыре кубика. Помните, постройка должна быть устойчивой, иначе Оля упадет и сломает ножку. Третий брусок — спинка дивана, а два маленьких бруска — подлокотники.

Теперь самое основное — кровать. Для неё нам понадобится четыре детали: два длинных бруска — само ложе, на него ляжет кукла Оля, а в изголовье и в ногах поставим два кирпичика. Нам осталось застелить кровать: Ира принеси, нам, пожалуйста, матрас, подушечку, одеяльце и застели кровать для куклы Оли. Молодец. Вот теперь комната для куклы Оли готова.

  • Вывод: Дети обыгрывают различные ситуации. После того, как дети наигрались, они помогают убрать кубики и другой строительный материал обратно в шкаф.

Результаты

Игра: «Постройка горки со скатом»

Цель: Учить детей раннего возраста строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороне пластины. Развивать глазомер и координацию движений. Воспитывать усидчивость.

Материал: 6 кирпичиков разной длины, 1 пластина, матрешка.

Ход занятия:

  • Введение. Я сажаю детей на диван и показываю иллюстрацию » Маша катается с горки». При этом рассказываю с выражением и наизусть стихотворение:

Построили мы лесенку

На лесенке ступеньки.

Машенька по лесенке взобралась высоко:

Сидит высоко Машенька и распевает песенку:

«Я сижу на лесенке мне очень хорошо!»

  • Основная часть: Вот какая хорошая песенка у Машеньки. Послушайте, как мы можем построить свою лесенку. Для этого нам понадобится сначала пластина. Мы поставим её на узкую сторону. Она должна стоять очень устойчиво, чтобы по лесенке было удобно подниматься. Теперь с другой стороны мы по очереди будем ставить кирпичики;
  • сначала самый длинный, потом короче, далее ещё короче. Пока не используем все кирпичики. Теперь матрешка может взобраться по лесенке и скатится с нее. Смотрите, как хорошо матрешке. А теперь вы сами построите горку с лесенкой и покатаете матрешку.

Дети строят свои горки и катают матрешку с горки. Предлагаю им пригласить покататься других игрушек. После игры дети помогают убрать кубики и складывают их в коробку. Игрушки сажают на место.

Результаты

Игра: «Сложи лицо»

Цель: научить детей раннего возраста составлять лица из отдельных элементов, развить мелкую моторику рук и обогащать тактильные ощущения детей, воспитать интерес к мимике человеческого лица.

Оборудование: Лица вместе с париками 4х форм (круглые, квадратные, овальные, грушевидные, треугольные).

Глаза, носы, брови, рты. Картинки с изображением лиц.

Ход игры:

— Смотрите, ребята, какие разные лица на наших картинках. Вот эта девочка грустная, а вот мальчик смеется. Уголки губ подняты вверх. У каждого соё настроение, выражение лица. А все ли лица одинаковые? Даже у вас. У Алины лицо круглое, а у Саши — узкое, вытянутое. Мы все разные по цвету глаз, бровей, волос. Сейчас мы попробуем вместе с вами составить или свое лицо или лицо своего друга. Посмотрите по внимательней друг на друга и отметьте для себя, какого цвета волосы, глаза, какие брови и губы.

  • Посмотрите по внимательней на свои трафареты, наша задача подставить такие глаза, губы, носы и брови, чтобы лицо стало как живым и похожим на нас с вами. Выбирайте, какие глаза подойдут вашему человечку: если лицо круглой формы, то ищите и глаза круглые. Если лицо узкое, овальное;
  • то и глаза маленькие, вытянутые. Подобрали глаза? Молодцы. Теперь ищите на подносах нос. Надо чтобы он соответствовал форме лица. А вот рот вы выберете сами и скажете мне, какой у вас получился человечек: веселый или грустный.

— Молодцы, ребята, какие разные у вас получились человечки. А какие интересные истории вы о них рассказали. А теперь человечки устали и пойдут спать обратно в конвертики, а ребята пойдут собираться на улицу, так как там весна, светит солнышко, и поют птички.

Результаты