Каждый человек в современном социуме неразрывно связан с другими людьми, с обществом. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный и нравственный мир, его поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо или не надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает этические нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера, традиции вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Семья представляет систему социального
В действительности мы видим кризис семьи, который проявляется в снижении ее педагогического потенциала, ухудшении качества и содержания семейного воспитания. Семья должна воздействовать на процесс социализации детей не только фактом своего существования, но и благоприятным морально-психологическим климатом семьи, что не всегда проявляется в современном мире.
Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к ее членам и вообще к окружающим его людям у человека формируется собственное мировоззрение: формирует свои взгляды, свое отношение к окружающим. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания; никакой другой социальный институт не может потенциально принести столько пользы, а также нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии
... детей с нарушением являются: педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку. 2. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. , Общие аспекты психокоррекционной помощи. Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с ...
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей, у которых слова расходятся с делом. Марк Фабий Квинтилиан, известный римский оратор и педагог, отмечал важность семейного воспитания и осуждал родителей за недооценку периода детства для становления личности взрослого человека. Он считал, что ребенок очень восприимчив, и в нем легко укореняется как все хорошее, так и дурное.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать
Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одной из важнейших проблем педагогики, социальной психологии и других наук. В данной работе попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на развитие личности заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья личности – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации.
Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и развитие личности .
Объект работы: семья как социально-психологическая категория. Предмет работы: процесс развития личности под влиянием семьи и семейных отношений.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить значение понятия «личность»
- конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка
- определить цели семейного воспитания;
- проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;
- выявить типичные ошибки семейного воспитания
Для решения данных задач необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках семейного воспитания, их последствиях и способах их исправления.
Глава І. Теоретические основы
Прежде чем начать говорить о влиянии семьи на воспитание и развитие личности, необходимо уточнить само понятие «личность». Начнем с того, что разведем, такие, казалось бы схожие, на первый взгляд, понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В чем различия между этими понятиями?
«Человек» – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного
(Л.П. Крившенко).
Социология личности: понятия человек, личность, индивид
... общество. 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее ...
Понятие «индивид» предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.
Человек как индивид представляет собой природный организм, предстает в своих природных, биологических особенностях, это телесное бытие человека, являющееся предпосылкой становления психического. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного
Тогда как понятие «индивидуальность» обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя не всякий индивид является индивидуальностью: для этого индивиду нужно стать личностью.
На вопрос, что такое личность, ученые отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного
В социологии личность определяется как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; как субъект социальных отношений и сознательной деятельности (Ю.Г. Волков).
Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека.
Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность. Используя слово «личность», подчеркивают ее деятельную представленность в глазах других людей. Говоря об индивидуальности, имеют в виду качества самостоятельной самости. «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, — писал Б.Г. Ананьев, — то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности». Ю.М. Орлов считает, что «индивидуальность – это сверхличностное психическое образование, которое управляет поведением и мышлением человека в соответствии с высшими ценностями и снимает противоречие культуры и свободы человека», [7, с. 111].
Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни,
[5].
Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», можно сделать вывод, что индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают.
Изучение развития личности
... различаются. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются. Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь ...
Превращение индивида в личность, обладающую чертами социальности и индивидуальности, происходит не автоматически, а в результате довольно длительного периода
Неотъемлемыми свойствами человека являются динамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляют интерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процесса изменения вида Homo sapiens в целом, и особенности развития отдельного человека. В первом случае пользуются не столько термином «развитие», сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором – синонимами «развития» являются термины «онтогенез», «становление», и др.
Развитие отдельного человека (онтогенез) во многом повторяет историю вида.
Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходить
Развитие человека – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, [11].
В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии: биологическая и социальная. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. У него развивается скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости. [16, с40]
Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующий вывод: биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем), биохимическими (состав крови, костей, мышц), физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями индивида.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера), духовными (нравственное становление, изменение сознания), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменения.
Развитие человека (биологическое, социальное) – это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.
Однако его развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Развитие человека связано с диалектическим переходом количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности. Это развитие идет неравномерно, каждый орган развивается в своем темпе, интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется, но изменения происходят на протяжении всей жизни человека.
Развитие личности в процессе обучения
... дарования, делать выбор в дифференцированном обучении. Глава II. Практическая часть курсовой работы по теме «Роль обучения в развитии личности» Исследования проводились в период 2001 - 2007 годов. Тема нашей исследовательской работы определена как: «Развитие личности в процессе обучения школьников». На ...
Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. Анализ факторов развития начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии разработкой этой проблемы занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, С.П. Рубинштейн, А.Р. Луария и др.. Заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л. Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, и. Шванцара и др. Каждый из них пытался дать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?