«Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания

Актуальность темы данного реферата определяется в раскрытии значения дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Проблема исследования., Объект исследования., Предмет исследования.

Цель: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме; 2) изучение особенностей сенсорного развития детей; 3)проанализировать дидактических игры с сенсорным содержанием имеющиеся в группе; 4) раскрыть механизмы дидактических игр выявить их значимость при развитии личности ребенка; 5) определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста; 6) показать, что дидактическая игра является важным средством развития сенсорных способностей ребенка;

16 стр., 7819 слов

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

... Цель работы:, Задачи исследования: Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте, охарактеризовать особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте. Рассмотреть психологические особенности развития воображения детей старшего ...

раскрыть роль игры как средства воспитания, обучения и развития.

  1. Теоретические аспекты использования дидактических игр как средство сенсорного воспитания детей младшего возраста.

    1. Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Согласно мнению А.Н.Леонтьева, дидактические игры относятся к «рубежным играм», являясь переходной формой к той неигровой деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера — обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная сущность каждой дидактической игры представлена определенными дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру, цели сенсорного и интеллектуального развития детей. Наличие дидактических задач, которые содержат обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В опыте сенсорного воспитания детей широко используются следующие виды дидактических игр:

Игры — поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д.).

Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения.  Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей своей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

9 стр., 4401 слов

Этапы психического развития ребенка. Воспитание и обучение ребенка ...

... психической жизни, показатель того, что сложилась социальная ситуация развития. Отнять у ребенка улыбку - отнять у него радость жизни. Многие малыши ... как бы заманивание взрослого для дальнейшей игры. К семи месяцам у детей появляется новая форма общения. Новизна ее ... из первых этапов жизни человека, когда можно говорить о появлении внутреннего мира и своеобразном отличии внутреннего мира ребенка от ...

Сюжетно — ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.

Игры — соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».

Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (цвет).

Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра выступает прекрасным средством воспитания коллективных взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

    1. Роль дидактических игр в сенсорном развитии младших школьников.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию -необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач которая, должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаками. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно учатся собирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, что музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.

12 стр., 5734 слов

Экологическое воспитание и развитие в игровой деятельности младших дошкольников

... игровой деятельности как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста. В работе поставлены следующие задачи: показать значение и вполне обоснованную возможность использования сюжетно-ролевой игры в рамках экологического воспитания; дать конкретные образцы ...

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеют большое значение для дальнейшего воспитания.

2. Анализ педагогического опыта использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего возраста.

2.1. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

1. Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет).

Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.

2. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.

3. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно -установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития младших дошкольников:

13 стр., 6496 слов

Музыкально-дидактические игры для дошкольников

... чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако ... а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось ... успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей. ...

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Дидактический смысл дидактических игр как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений. Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки).

Виды дидактических игр:

1) Игры — забавы

2) Настольно – печатные

3) Словесные

4) Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

1) Отражение учебного материала

2) Выделение игровых задач

3) Наличие правил

4) Действия играющих

5) Подведение итогов игры

Классификация игр:

1. Игры возникающие по инициативе младших дошкольников -самостоятельные: режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры.

16 стр., 7793 слов

Психологическая сущность игры дошкольника

... игр дошкольников; 4. показать психологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника; 5. выявить особенности современных детей и их игровой деятельности с точки зрения психологии. При написании работы ... актуальность и важность выбранной для курсовой работы темы. Цель курсовой работы состоит в раскрытии психологической сущности игры дошкольника. В соответствии с установленной ...

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.

Методика организации дидактических игр:

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Подготовка:

Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы;

  • Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

Выбор места;

Определение количества играющих;

Подготовка необходимого дидактического материала;

Подготовка к игре самого воспитателя;

Подготовка к игре младших дошкольников;

Проведение игры:

Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;

Объяснение хода и правил игры;

Правила игры:

Основная цель правил игры – организовать действия, поведения младших дошкольников;

  • Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре;

От младших дошкольников требуется: умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из — за неудачного результата.

Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность младших дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.

1. Сочетание умственной задачи с активными действиями.

2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).

Для младших дошкольников третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира. Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.

6 стр., 2676 слов

Особенности развитие игры детей 3-4 лет

... Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3 - 5 лет. М., 2008. Психология и педагогика детской игры. М., 2001. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, ... Б., Лопатина Л. В. Игровая деятельность младших дошкольников – путь к формированию коммуникативных умений // Специальное образование. 2012. №1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. ...

2.2. Систематизация сенсорных эталонов с использованием дидактических игр.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины — метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов — это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап — предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

11 стр., 5290 слов

Игровая терапия как средство коррекции агрессивного поведения ...

... взрослых» [28,26] приведены следующие критерии определения агрессивности у детей: Критерии агрессивного поведения по М. Алворду, П. Бейкеру [28,7]: Ребенок: часто теряет контроль над собой; часто спорит, ... понять. Научаются агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения агрессивным действиям у сверстников - игра. К этим играм можно отнести те, в ...

2 этап — средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко — маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап — на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, — «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В дидактических играх надо предоставлять детям возможность:

1.повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет).

Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

14 стр., 6650 слов

Становление и развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

... этого, мы решили выяснить особенности становления сюжетно-ролевой игры и на этой основе определить ее развитие в педагогическом процессе. Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования 1. Психолого-педагогические особенности развития сюжетно-ролевой игры Игра представляет собой особую ...

3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка

По каждому заданию фиксировалось:

— Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

— Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

— Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем , действует на наши глаза , с помощью рук его ощущаем; звуки, издаваемые каким – либо предметом- воспринимает наше ухо. Все эти процессы и составляют суть сенсорного воспитания, что в дальнейшем ведет к развитию элементарных математических представлений у детей.

Жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию — это очень важные способности и их развитие необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Исходя из диагностического анализа и изученного методического материала на вновь набранных малышей, поставлены следующие задачи:

  1. Учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

  1. Учить показывать и называть простейшие геометрические формы (плоскостные): круг, квадрат, треугольник.

  1. Формировать понятие о величине, дать обобщенную характеристику размера: « большой — маленький»

  2. Учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному (общему) признаку.

  3. Развивать мелкую моторику рук , тактильные ощущения, учить выполнять разнообразные ручные прямые и обратные действия ( открывать- закрывать, закручивать- откручивать, разворачивать — складывать).

  4. Создавать предпосылки для формирования представлений об упорядоченной последовательности, знакомя со сказками с циклическим сюжетом (« Репка», «Колобок», « Теремок»…)

Знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащения опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Этой цели служат такие дидактические игры « Подбери по цвету», « Подбери к воздушным шарам с одинаковые по цвету нитки»; «Сравни и назови цвета» и др.

Сенсорный опыт ребенка был бы неполным без представления о форме и величине предметов, поэтому вместе с восприятием цвета идет знакомство с формой и величиной, т.к. все предметы и явления обладают комплексом свойств. При обследовании предмета дети всегда в первую очередь воспринимают наиболее яркие признаки и свойства, обычно это цвет, реже — форма и величина. Всем известная игра« Чудесный мешочек» очень помогает детям — ведь при ощупывании предметов разной формы, объема, величины, угадывании запахов, вкусовых качеств, нахождении парных предметов (такие разные задания последовательно получают они) развивались тактильные анализаторы, активировалась мыслительная деятельность каждого, и они учились соотносить невидимые глазами предметы с образцом.

Изготовление геометрических бус, с которыми дети упражняются в раскладывании однородных предметов разной величины и формы, в нанизывании больших и малых бусин, в соотнесении двух заданных форм и величин при выборе из 4, раскладывании по уменьшающейся и увеличивающейся величине и др. многие дети научатся правильно называть форму предмета, качество предмета. На эту сторону воспитателям следует обращать особое внимание, т.к. у детей не только будет расширяться сенсорный опыт, но и развиваться способность ориентироваться в окружающем их мире.

Решение этой задачи в дидактических играх. Вначале обратить внимание детей при рассматривании предметов на меру тяжести, на качество поверхности, температуру, запахи, предлагала потрогать и сравнить материал изготовления игрушек, пустой (полый) предмет с полным (наполненным), узнавать разные запахи сильно пахнущих фруктов и овощей. Для определения и сравнения предметов на вес игра « Легкий — тяжелый», для определения запахов — « Узнай по запаху», для развития тактильных ощущений «Определи на ощупь». Пособие « Сороконожка» помогает детям развивать не только тактильные ощущения, моторику рук, но и учиться считать: «Сколько клубочков нужно сороконожке для того, чтобы связать носочки?». В результате у детей развивается мышление, воображение, в речи появились прилагательные: шершавый, гладкий, пушистый, колючий, легкий, тяжелый. Они научаться выстраивать последовательность ( например, от гладкого к шершавому, от легкого к тяжелому).

Такие элементарные вещи как сдвигание столов, расстановка стульчиков вызывают у детей иные тактильные, осязательные ощущения и требуют восприятия пространственных отношений, линий, контура, ориентировке в пространстве и на плоскости. Для развития пространственных отношений хорошо помогло пособие « Кораблик» Кораблик двигался вправо, влево. В «Домике линий» периодически меняются жильцы: разные линии и контуры. Дети с удовольствием фантазируют, пытаясь определить на кого или на что похожи линии, изображали контуры разных предметов и животных линиями.

Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красиво расставленные на полках яркие игрушки, посуда, украшенные цветами столы — все это вызывает у детей положительный эмоциональный отклик.

Удачным пособием является аппликационная «полянка». Дети вырезают и наклеивают разного размера и цвета лесные ,садовые цветочки и растения , а на эти цветы «прилетали» «бабочки , жуки, стрекозы» такой же величины. В течение года на этой поляне в зависимости от времени года разноцветные листья, снежинки, птички. Это пособие больше всего нравится тем детям, которые затруднялись на других пособиях (там где ленточки, ниточки), не боялись ошибиться и играли с увлечением.

Для знакомства с объемными геометрическими фигурами в сенсорном уголке пособие « Домик» с геометрическими бусами — объемными и плоскостными. Многие дети подходят к нему и передвигая фигурки тактильно закрепляют свои ощущения, сравнивают круг и шар, треугольник и пирамиду, квадрат и куб, круг и цилиндр. В играх «Найди пару», «Найди тень», « Найди контур» — дети сравнивают объемные фигуры с их теневым и контурным изображениями, находят и угадывают на ощупь плоскостные и объемные геометрические фигуры.

2.3.Характеристика дидактических игр с сенсорным содержанием, имеющиеся в группе.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами, к ним относятся шарики и кубики из дерева и пластика, разные по цвету и величине. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др.

А также в групп есть природный материал (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки).

Их применяют при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре.( «Отгадай кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает».

Условия для игр

— дидактические игры и игрушки распологаются так, что дети знают где их можно взять;

— каждая игрушка имеет свое место — это приучает детей к порядку;

— мягкая мебель, для того чтобы дети не поранились;

— большие и светлые комнаты для игр (с естественным освещением);

— имеется спортивный уголок;

— на участке детского сада находится песочница, горка, домик, карусель, качель.

Р оль дидактических игр в сенсорном воспитании велика. Дидактическая игра помагает ребенку узнать как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Способствует формированию личности.

    1. Методика проведения дидактических игр.

На протяжении всего дошкольного периода сенсорного развитие занимает центральное место, особенно развитие процесса восприятия. В процессе восприятия взрослые обучают детей перцептивным действиям, где применяются специальные приемы обучения. Наиболее эффективным приемом является использование моделей, которые позволяют многократно выполнять одни и те же перцептивные действия по обнаружению каких -то свойств предмета. Моделями реальных предметов являются игрушки. Это могут быть геометрические фигуры, объемные и плоские, которые используют в дидактических играх.

Приведем для примера систему игр и занимательных заданий по формированию у детей младшего возраста представлений о цвете.

«Красивый букет»

Дидактическая задача.

Детям предлагается посмотреть много красивых цветов, которые распустились на «полянке». Рядом лежат лепестки. Педагог вместе с детьми собирает лепестки. Затем педагог объясняет правила игры.

— Я буду давать вам лепесток какого – нибудь цветка и называть его окраску, а вы должны будите найти и сорвать такой же цветок. Если окраска лепестка и цветка совпадут, значит, цветок выбран правильно и его можно « срывать». В ходе игры дети знакомятся с названием всех цветов спектра.

Рисование красками»

Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листыбумаги.

Игры на сравнение предметов по форме.

Проталкивания предметов разной формы в соответствующие отверстия., Дидактическая задача.

Педагог показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, педагог поясняет, что есть такое окошко и т.д. Затем педагог предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко и т. д.

«Геометрическое лото»

Дидактическая задача.

Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическомуобразцу.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру с подгруппой детей.

Заключение.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

С.Т. Шатский

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине)

В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы определили эффективность влияния дидактических игр на сенсорное развитие младших дошкольников раннего возраста и необходимость их использования как во время нод, так и в свободное время. Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная нами работа по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.

Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по использованию дидактических игр как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/rol-nastolnyih-igr-v-sensornom-vospitanii-doshkolnikov/

Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315

Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, — К., Рад.школа, 2007. – С.368

Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368

Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Т. А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).

— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 53-55.