Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность

Изучением вопросов процесса воображения занимаются в настоящее время многие психологи и педагоги. Большой интерес у исследователей вызывают вопросы индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в творческой деятельности. В отечественной психологии развитие воображения зачастую связывают с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), с овладением дошкольником творческими видами деятельности: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

Именно способность к воображению нуждается в особом попечении в плане развития. Воображение интенсивно развивается в детском возрасте. И если в этот период целенаправленно не заниматься его развитием, в будущем происходит активное снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей. Данные особенности обосновывают актуальность проводимого нами исследования.

Объект: воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:, Цель работы:, Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте, охарактеризовать особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

  2. Рассмотреть психологические особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

  3. Разработать план и содержание диагностической программы исследования уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

  4. Провести констатирующий эксперимент, затем провести количественный и качественный анализ полученных данных, произвести их интерпретацию.

  5. Разработать программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.

    4 стр., 1771 слов

    Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста

    ... развитие восприятия. В младшем дошкольном возрасте развивается обследовательская деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов, до семи и ... словесно-логического мышления, а развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. ...

Методологическую основу, Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

  2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование.

  3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента.

  4. Методы презентации результатов исследования: таблицы и диаграммы.

диагностические методики

Практическая значимость, Экспериментальная база исследования:, Экспериментальная группа исследования, Структура работы

Вопросы развития воображения интересовали многих психологов, занимавшихся исследованием детской психологии. К ним относятся Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и другие.

В настоящее время нет единого определения воображения, многие исследователи трактуют его по-разному. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно занимает важное место в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра.

Воображение, наравне с мышлением, представляет познавательный процесс, в котором опосредованно отражается действительность. Как опосредующие материалы отражения в данном процессе выступают образы восприятия, представления, памяти. Как и мышление, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [ 1 , c . 28].

П.А. Рудик трактует воображение как деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их.

В.С. Мухина под воображением понимает создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [ 2 , c . 69].

Л.Л. Кондратьева рассматривает воображение в качестве психического познавательного процесса, где отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.

13 стр., 6412 слов

Воображение как психический познавательный процесс

... воспринимала, представление событий, свидетелем которых она не была, предвидение последствий своих поступков, программирования своей деятельности и т.п. Воображение принадлежит к высшим познавательным процессам и ... предела познанию и работе мысли. Воображение - это психический процесс создания человеком новых образов на основе ее предыдущего опыта Образы воображения могут быть разными. Какими бы ...

Р.С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно с этим находящуюся на промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью [ 3, c . 19].

Без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Их успешность обеспечивает именно воображение. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс.

Когда человек создает в воображении какой-то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления. Это деятельность сознания, в которой происходит гибкое и вариативное изменение и преобразование этих представлений.

Так, мы можем сказать, что воображение – это одна из форм психического отражения мира. Наиболее часто исследователи рассматривают воображение как процесс (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева и другие).

Например, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко предлагают рассматривать воображение в качестве психического процесса, представляющего создание новых образов (представлений) методом переработки материала восприятий и представлений, имеющихся в предшествующем опыте человека. В отечественной науке воображение трактуется как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов).

Э.В. Ильенков подчеркивает, что главной функцией воображения выступает преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи – во внутренний образ [ 4, c . 61]. В историческом плане воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему адекватно воспринимать все окружающее, как умение видеть всю палитру предметов и их качеств этого мира. По словам автора, без силы воображения человек не смог бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин, не сумел бы запустить в космос ракеты. Он определяет воображение как способность видеть целое раньше его частей.

В зарубежных исследованиях выделяют три главных подхода к происхождению воображения. Представители первого объединяют эволюцию творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже говорил о воображении как о временной стадии искаженного отражения реальности. Он считал, что воображение оказывает скорее негативное влияние на ребенка, т.к. может значительно искажать его представления о реальности [5, c . 41]. З. Фрейд утверждал, что творческие процессы основаны на ранних переживаниях детства [6, c . 73]. Творческое воображение позволяет ребенку замещать напряженные ситуации, вызывающие сильные эмоции. Подобного взгляда придерживаются М.В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби, которые отмечали, что связь между фантазией и реальной жизнью ребенка отсутствует, а сама фантазия определяется потребностью удовлетворения желаний [7, c . 17].

11 стр., 5039 слов

Особенности воображения детей дошкольного возраста

... ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий. Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность ...

В русле второго подхода развитие воображения рассматривается как сумма опыта индивида и хода его биологического развития. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) в качестве основы развития воображения представляют способность к визуализации, реализующуюся в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка. К. Коффка при изучении развития воображения ребенка, проявляющегося в применении заместителей в игре, выявил, что у ребенка изначально есть специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий [8, c . 91].

В рамках третьего подхода, который разрабатывался А. Бэном и Т. Рибо, происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта.

Т. Рибо трактовал воображение как установление новых ассоциаций[10,

Он выделил четыре стадии развития воображения:

  • переход от пассивного воображения к творческому;

  • одушевление ребенком окружающих предметов;

  • стадия игры, на которой ребенок переходит от подражания к перевоплощению;

  • период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества.

Дж. Селли заключил, что воображение в период дошкольного детства проявляется наиболее ярко и выражается в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки [11, c . 38].

В отечественной психологии воображение представляется как отражение окружающей действительности, социальное по своей природе. Л.С. Выготский, считает, что воображение связано с реальностью, и рассматривает разные формы этой связи. Он говорит, что образы воображения основываются на составляющих действительности и прошлого опыта человека, а его продукт не обязательно соответствует реальному предмету, но воплощаясь в жизнь, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи [12, c .47]. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.

С.Л. Рубинштейн говорил, что воображение представляет преобразование данного, осуществляемое в образной форме, и связано оно со способностью и необходимостью творить новое [13, c . 95].

9 стр., 4211 слов

Воображение ребёнка-подростка

... воображения подростков. Объект исследования: воображение ребёнка-подростка. Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста. Гипотеза исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения. ... порождение на этой основе новых образов».[5] Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые ...

О.В. Фадеева предполагает, что развитие воображения происходит вместе с постепенным его подчинением сознательным намерениям, реализацией определенных замыслов, которые становятся доступны для осуществления младшими школьниками. Произвольность воображения проявляется в умении сознательно формулировать цели действия, целенаправленно избирать эффективные средства и приемы их достижения.

В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, воображение представляет одну из форм психического отражения мира, особую форму психики, которая свойственная только для человека. Это психический процесс, в котором происходит создание новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно взаимосвязано со способностью человека изменять мир, преобразовывать действительность и создавать новое. Воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Оно особо значимо для психических процессов моделирования, планирования, творчества, игры, для человеческой памяти.

В зарубежной психологии воображение рассматривается в качестве временной стадии искаженного отражения реальности, которая может заметно искажать представления ребенка о реальности. Также воображение представляется как сумма опыта индивида и хода его биологического развития, а основой его выступает способность к визуализации. Происхождение и развитие воображения связано с накоплением индивидуального опыта ребенка.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте рассмотрим далее.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов, потому как образы воображения основываются на перекомбинировании материала из памяти. Как раз у дошкольников знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно недостатком и достоинством детского воображения, позволяющим объединять различные представления и некритически относиться к полученным комбинациям (Л.С. Выготский) [14, c .14].

С позиций общественной культуры дошкольник не создает ничего нового. Создаваемые образы новы для него самого с точки зрения имеющегося опыта.

Почти весь дошкольный возраст у ребенка отсутствует или довольно неустойчив замысел. Он не думает о возможностях практической реализации создаваемых образов, он фантазирует ради самого процесса фантазирования. Ему интересен сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

Изначально воображение неотделимо от предмета, служащего внешней опорой. При этом предмет-заместитель должен быть схож с замещаемым предметом. Сюжет игры возникает исходя из используемых игрушек и предметов-атрибутов (М.Г. Витязь).

4 стр., 1679 слов

Теоретические основы изучения воображения детей с задержкой психического ...

... [8] Сведений о воображении детей с задержкой психического развития недостаточно, обобщающие работы выходят без таких разделов. Проблемой развития воображения у детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как: ... наши дни» . [20] А.В.Петровский считает, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда, а ...

Младшие дошкольники в игре ориентируются на игрушки, а средние и старшие уже на выполнение принятой роли. Со временем воображение позволяет использовать не похожие на оригинал предметы-заместители. Как игровой материал старшие дошкольники используют материал природный (листья, шишки, палки, камешки и другое).

При воссоздании художественного текста они также постепенно научаются воспроизводить образы без наглядной опоры.

В среднем дошкольном возрасте возрастает творческий аспект деятельности ребенка – игры, ручного труда, рассказывания и пересказа. В пять лет возникают мечты о будущем, пока еще носящие ситуативный характер, неустойчивые, обусловленные событиями, вызвавшими эмоциональный отклик.

Воображение превращается в интеллектуальную деятельность, нацеленную на преобразование окружающего мира. Основой для создания образа выступают выраженные в слове представления. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов.

Воображение дошкольника зачастую продолжает быть непроизвольным. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Рост произвольности воображения характеризуется развитием умения создавать замысел и планировать его достижение. В связи с этим на протяжении дошкольного детства увеличивается продолжительность игры на одну тему и устойчивость ролей, исполняемых в ней. Младшие дошкольники играют 10-15 минут, к 4-5 годам игра может продолжаться 40-50 минут, а в 5-6 лет дети ее продолжительность может достигать нескольких часов и даже дней, если ребенок увлечен. Относительно устойчивы игровые замыслы старших дошкольников.

Они могут фантазировать произвольно, предварительно планируя процесс воплощения замысла. Они ищут пути достижения цели, заранее готовят нужные материалы.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, после чего дети научаются сами представлять замыслы и планировать их реализацию. Изначально это происходит в коллективных играх и продуктивных видах деятельности, а после проявляется в индивидуальной деятельности.

Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным, что позволяет ребенку продумывать последствия своих действий, видеть логику ситуации, рассматривать задачу с различных позиций.

С помощью воображения ребенок познает окружающий мир, а все его впечатления объединяются в единую целостную картину мира. Оно активизируется в ситуациях неопределенности, когда ребенок не может найти в прошлом опыте объяснение какому-либо факту действительности.

14 стр., 6787 слов

Особенности воспитания детей игрой

... воспитания социально-культурным ценностям. особенностями игры являются: игра-учёба и труд; игра носит социальный характер; игра развивает фантазию и воображение. - игра имеет важное значение в жизни детей, так как в процессе игры ... чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет признать полное право детей на творчество и свободный выбор. - Только в условиях любви и защищё ...

Воображение заметно увеличивает границы познания, позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не происходящих в обыденной жизни. Так, играя, он может спасти товарищей во время шторма, вести корабль через рифы, преодолевать бурю. Подобные игровые ситуации насыщают интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.

Для воображения характерен также реализм, который помогает ребенку при необходимости оценить факты с точки зрения их возможности или невозможности. Также воображение помогает ребенку отыскать необычное творческое решение познавательной проблемы. Со временем он научается чувствовать границу, за которую воображение не должно выходить.

В игре дошкольник исследует логику жизненных связей и следует ей. Он наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

В процессе развития воображения дети к старшему дошкольному возрасту начинают придумывать воображаемые миры, населяют их персонажами с конкретными характеристиками и поведенческими особенностями.

Творческий характер воображения зависит от способности детей преобразовывать впечатления, используемые в игре и художественной деятельности. В словесном творчестве ребенок наделяет придумываемых персонажей реалистическими чертами, включает их в типичные для людей жизненные ситуации, наделяя человеческими мыслями, чувствами, поступками. Он трактует поведение животных с человеческих позиций, отражая опыт социальных взаимоотношений.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Со временем рисунки становятся все более содержательными и оригинальными.

Постепенно образы детского воображения приобретают все большую эмоциональность, наполняются личностным смыслом. В сказках старших дошкольников особое место начинает занимать внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети приписывают героям ценные и значимые нравственные качества.

Выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

  • воображение становится произвольным, ребенок научается планировать и реализовывать замысел;

  • постепенно оно превращается в фантазирование;

  • ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

  • постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры.

Дошкольное детство очень значимо для личностного и интеллектуального развития ребенка. В этот период складывается его характер, закладывается основа отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, приобретаются базовые знания об окружающей жизни. Во всем этом важное значение отводится ведущему виду деятельности – игре. Игра представляет собой способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В ней обнаруживают себя особенности мышления, воображения, памяти ребенка, его эмоциональность, активность, дисциплинированность, потребность в общении.

11 стр., 5419 слов

«Возрастная психология» «Игра и ее роль в психическом ...

... которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Ребенок учится эмоциональному отождествлению и рефлексии. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Она ... На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. II. ...

Игровая деятельность дошкольников неоднородна и постепенно претерпевает прогрессивные изменения. По мере взросления детей меняется содержание ведущей деятельности дошкольника. Обновляются и игровые средства.

А.В. Запорожец отмечает, что поведение детей различается, когда они находятся в игре при наличии игровой мотивации, и когда они действуют в условиях прямого задания. По его словам, игра является первой доступной для ребенка формой деятельности, где он сознательно воспроизводит и совершенствует новые движения [15, c . 118].

В воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста особенно важны дидактические игры, потому как содействуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

В игре складывается воображение ребенка. Оно избавляет его, как и взрослого человека, от внутреннего одиночества. Человека «с воображением» интересует все – окружающий мир, люди, и, что особо значимо, он сам. Растущий человек со сформированным воображением не нуждается во внешних источниках ярких эмоциональных переживаний. В связи с этим игра выступает некоторым ключом к решению многих психологических и педагогических проблем. Это делает ее особо значимой для дошкольника, ставит на особое место в вопросах его развития.

Еще Л.С. Выготский подчеркивал особую связь игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте с развитием воображения – центральным психическим новообразованием этого возраста [16, c . 67].

Главное место в вопросах развития воображения дошкольника принадлежит ролевой игре. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Так дети приобретают способность к творческому воображению.

В концепции детской игры Д.Б. Эльконина мы видим, что ролевая игра выступает отражением усиливающейся связи с обществом, присущей дошкольнику. В ней выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, из-за сложности и временной недоступности орудий труда [17, c . 53].

Воображение детей дошкольного возраста развивается в особых условиях игровой деятельности, среди которых в своих исследованиях Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцев, Л.Ю. Субботина, Д.Б. Эльконин выделяют:

14 стр., 6543 слов

Воспитание и обучение детей раннего возраста «Проблема диагностики ...

... развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет пластичности детской психики и большей чувствительности к воздействию, направленному на коррекцию психического развития ребенка. Раннее выявление и коррекция проблем в развитии ребенка ...

1. Все начинается с простых игр и задач, которые со временем усложняются. В этом отражается сам творческий процесс, который требует максимального напряжения сил.

2. Самостоятельное выполнение заданий. Взрослый не должен помогать ребенку и тем более решать задания вместо него. Следует дать ребенку подумать, стимулировать его к поиску решения, показать веру в его силы.

3. Свобода выбора деятельности, чередования дел, продолжительности занятий, выбора способов выполнения этой деятельности. Это позволит ребенку работать в комфортном темпе и не переутомляться.

4. Создание непринужденной, комфортной психологической обстановки, для чего нужно стимулировать ребенка, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться, не осуждать.

Играя, ребенок развивается физически, научается преодолевать трудности. Формируется и развивается инициативность ребенка, сообразительность и находчивость.

В игре средних и старших дошкольников игровые действия должны быть более сложными, нежели в играх младших дошкольников. Они должны включать выполнение какой-либо роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. В этом случае ребенок будет действовать в соответствии с характерными особенностями изображаемого образа, имеющимися в детском воображении.

В дидактических играх у ребенка формируются и развиваются психические качества: внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Дети учатся использовать полученные ранее знания в многообразных игровых условиях. Активизируются их умственные процессы. В них происходит и художественное воспитание ребенка, совершенствуются движения, выразительность речи, развивается творческая фантазия, эмоциональная выразительность проигрываемого образа.

Мы видим, что в играх имеется значительный развивающий потенциал. В них формируется личность ребенка, осуществляется подготовка к последующей взрослой жизни, происходит адаптация к обществу. Здесь отражается то, что ребенок воспринимает в повседневной жизни, формируется его мировосприятие, что делает игру столь важной.

Заключение по первой главе

Вопросы развития воображения в детском возрасте интересовали многих психологов, среди которых Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и другие. В общем виде воображение представляет способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Без воображения не обходится никакая человеческая деятельность: учение, труд, творчество, игра. Также воображение сопровождает любой сложный психический процесс. Когда человек создает в воображении какой-то образ, этот образ не может представлять нечто абсолютно новое. Это всегда будет чем-то, что он ранее воспринял из окружающего мира. Процесс воображения протекает с опорой на имеющиеся в памяти представления.

Почти весь дошкольный возраст ребенок фантазирует ради самого процесса фантазирования. Ему интересен процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. Изначально воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно оно начинает опираться на предметы, не похожие на замещаемые.

Дошкольник может в воображении выходить из конкретной ситуации, сохранять независимость от нее, даже видеть ее глазами как различных людей, так и животных, предметов. Предметом фантазии являются увлекшие и поразившие его предметы и явления.

Дошкольное детство очень значимо для развития ребенка. В этот период складывается его характер, закладывается основа отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, приобретаются базовые знания об окружающей жизни. Во всем этом важное значение отводится ведущему виду деятельности – игре.

Экспериментальная база исследования:, Экспериментальная группа исследования, Цель исследования:, Задачи исследования:

  1. Оценка развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

  2. Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Критериальную базу исследования

В соответствии с выделенными критериями была составлена диагностическая программа исследования, представленная в Таблице 1.

Таблица 1

Содержание диагностической программы

«Придумай рассказ»

из книги Р.С. Немова «Психология. Книга 3»

Выявление уровня развития воображения

  • с корость п ридумывания рассказа;

  • н еобычность, оригинальность сюжета ;

  • р азнообразие образов, используемых в рассказе ;

  • п роработанность и детализация образов, представленных в рассказе;

  • в печатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе

2

«Нарисуй что-нибудь»

из книги Р.С. Немова «Психология. Книга 3»

Выявление уровня развития воображения

  • оригинальность и необычность рисунка;

  • детальность и образность проработки рисунка;

  • оказываемое рисунком впечатление на зрителя;

3

«Придумай игру»

из книги Р.С. Немова «Психология. Книга 3»

Выявление уровня развития воображения

  • о р игинальность и новизна;

  • продуманность условий;

  • н аличие различных ролей для разных ее участников;

  • н аличие определенных правил;

  • т очность критериев оценки успешности проведения игры

4

«Заданные фигуры»

из книги Р.С. Немова «Психодиагностика»

Изучение особенностей творческого воображения

  • изображены ли все заданные объекты;

  • реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект);

  • уникальность изображения;

  • использование в изображении всех предложенных фигур

Таблица 2

Список участников экспериментальной группы

Рассмотрим методики, вошедшие в диагностическую программу.
  1. «Придумай рассказ» Р.С. Немова [18, c . 19]. Ребенку нужно придумать рассказ о ком- или о чем-либо за минуту, а затем пересказать его за две минуты. Ребенок может придумать как рассказ, так и историю или сказку.

Критериями оценки воображения выступают такие параметры рассказа, как: скорость придумывания; необычность, оригинальность сюжета; разнообразие используемых образов; прорабо танность и детализация образов ; впечатлитель ность, эмоциональность образов .

Каждый признак оценивает от 0 до 2 баллов в соответствии с выраженностью перечисленных признаков.

По итогу подсчитывается и сравнивается с предложенной шкалой количество полученных баллов по всем критериям.

  1. «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова [18, c . 28]. Ребенок получает лист бумаги и фломастеры. Он должен придумать и нарисовать что-либо необычное. Работа длится четыре минуты. После этого производится оценка рисунка в баллах по заданным критериям, среди которых оригинальность рисунка, его проработанность и детальность, красочность, эмоциональность.

По итогу подсчитывается и сравнивается с предложенной шкалой количество полученных баллов по всем критериям.

  1. «Придумай игру» Р.С. Немова [18, c . 41]. Ребенок должен за пять минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней. Психолог помогает ребенку наводящими вопросами: Как называется игра? В чем она состоит? Сколько человек необходимо для игры? Какие роли получают участники в игре? Как будет проходить игра? Каковы ее правила? Чем должна будет закончиться игра? Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценке подлежит содержание придуманной игры. Она производится по таким критериям, как: оригинальность и новизна; продуманность условий; наличие в игре различных ролей для разных ее участников; наличие в игре определенных правил; точность критериев оценки успешности проведения игры.

Каждый признак оценивает от 0 до 2 баллов в соответствии с выраженностью перечисленных признаков.

По итогу подсчитывается и сравнивается с предложенной шкалой количество полученных баллов по всем критериям.

  1. «Заданные фигуры» Р.С. Немова [18, c . 54]. Детям даются листы с изображением геометрических фигур: круга, квадрата, трапеции, прямоугольника, треугольника. Они должны дорисовать фигуры так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета, среди которых: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость. Фигуры можно использовать неоднократно, комбинировать, изменять размеры, иные фигуры или линии добавлять запрещается.

Результаты оцениваются по критериям: изображены ли все заданные объекты; реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект); уникальность изображения; использование в изображении всех предложенных фигур.

Затем в зависимости от соответствия этим критериям выставляется от одного до четырех баллов по каждому из них. По сумме баллов делаются выводы в соответствии со шкалой.

Результаты диагностики рассмотрены в следующем параграфе.

Методика «Придумай рассказ»

При выполнении задания один ребенок смог почти за минуту придумать небольшой рассказ про зайчика, который, гуляя по лесу, подружился с лисой, волком и мишкой. Персонажи были описаны довольно детально, по несколько слов было сказано об их характере (лисичка – хитрая, волк – страшный, злой, мишка – добрый, большой, помогает маленьким зверям).

Рассказывал ребенок довольно эмоционально. В итоге за выполнение задания он набрал 8 баллов, что говорит о высоком уровне развития воображения.

Еще двое детей за минуту придумали рассказ, в котором использовались персонажи мультфильма «Маша и медведь». Дополнительных персонажей в рассказе не было, но сами Маша и мишка были описаны подробно. Рассказ был довольно эмоциональным. В итоге за выполнение задания дети получили по 6 и 7 баллов, что говорит о среднем уровне развития воображения.

Двое детей к рассказу приступили, подумав несколько секунд. В рассказе использовали персонажей мультфильма «Смешарики» и «Фиксики». Было похоже, что они пересказывают какой-то небольшой фрагмент мультфильма. Персонажей использовалось несколько, но детально дети их не описывали. Рассказ не сопровождался ярко выраженными эмоциями. По итогу дети получили по 3 балла, что говорит о низком уровне развития воображения. Данные представлены в таблице 3 и на рисунке 1.

Таблица 3

Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Рис. 1. Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Из рисунка видно, что у 40% детей воображение развито на низком уровне, у 40% детей – на среднем, у 20% – на высоком. В связи с этим рекомендуем проводить с детьми экспериментальной группы работы по развитию воображения.

Методика «Нарисуй что-нибудь»

В процессе выполнения методики одна девочка нарисовала красивую куклу, прорисовав детально ее наряд и лицо, нарисовав рядом столик с чайничком и чашечками. Один мальчик нарисовал замок, дорисовав рядом солнце и деревья, людей. В целом, рисунки довольно проработанные, содержат несколько частей. За них дети получили по 8 баллов, что говорит о высоком уровне развития воображения.

Двое детей нарисовали довольно простые рисунки, на которых изображены машинки и животные. В целом рисунки не слишком оригинальные, но детали их хорошо прорисованы. Сами рисунки дополнены мелкими деталями. За них дети получили по 6 баллов, равных среднему уровню развития воображения.

Одна девочка нарисовала рыбку, не слишком стараясь ее детально прорисовать. Дополнительных предметов и объектов на рисунке нет. За выполнение задания ребенок получил 4 балла, что говорит о низком уровне развития воображения.

Данные представлены в таблице 4 и на рисунке 2.

Таблица 4

Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Рис. 2. Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Из рисунка видно, что у 20% детей воображение развито на низком уровне, у 40% детей – на среднем, у 40% – на высоком. Рекомендуем уделить внимание работе с детьми экспериментальной группы по развитию воображения.

Методика «Придумай игру»

Один мальчик придумал игру «Передай мяч». Он сказал, что в нее могут играть все, с кем он дружит. Дети должны стоять в кругу и передавать один мяч по кругу, а второй – в любом порядке. Тот, кто не поймает мяч, выходит из игры. В целом за выполнение задания мы поставили 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития воображения.

Один ребенок придумал игру под названием «Магазин». Название довольно простое. Новизной игра не отличается. При этом ребенок сказал, что в нее может играть много детей, кто-то будет покупать у него продукты, кто-то будет покупать у него одежду, а еще ему понадобятся водители, которые смогут перевозить купленную еду. Для игры нужно из бумаги вырезать деньги, а в качестве товара использовать игрушечные овощи. По итогу за выполнение задания он получил 7 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения.

Трое детей придумали игры, схожие с уже существующими играми «салочки», а также игры, в которых имитируется деятельность докторов и салона красоты. Ни правила, ни роли, ни критерии успешности проведения игры не отличаются оригинальностью и новизной. За выполнение задания дети получили по 4, 4 и 3 балла соответственно, что соответствует низкому и очень низкому уровням развития воображения. Данные представлены в таблице 5 и на рисунке 3.

Таблица 5

Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Рис. 3. Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Из рисунка видно, что у 20% детей воображение находится на очень низком уровне развития, еще у 40% детей – на низком уровне. У 20% оно развито на среднем уровне, у 20% – на высоком. В связи с полученными результатами рекомендуем уделить внимание работе с детьми экспериментальной группы по развитию воображения.

Методика «Заданные фигуры»

В ходе выполнения данной методики двое детей изобразили практически все заданные объекты, использовав все предложенные геометрические фигуры. Некоторые фигуры комбинировались. Изображения получились довольно реалистичными. За выполнение задания детям выставлено по 23 и 25 баллов, что соответствует высокому уровню развития воображения.

Двое детей использовали все геометрические фигуры, не комбинируя их. В целом изображения получились реалистичными, были изображены не все заданные объекты. За выполнение задания дети получили по 17 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения.

Один ребенок использовал не все геометрические фигуры, в целом изображения получились довольно реалистичными. Не все заданные объекты были изображены. Ребенок получил 8 баллов, что соответствует низкому уровню воображения. Данные представлены в таблице 6 и на рисунке 4.

Таблица 6

Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Рис. 4. Уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Из рисунка видно, что у 20% детей воображение находится на низком уровне развития, еще у 40% детей – на среднем уровне, у 20% – на высоком. В связи с полученными результатами рекомендуем уделить внимание работе с детьми экспериментальной группы по развитию воображения.

По итогам проведенной диагностики установлено, что для большинства детей старшего дошкольного возраста, составляющих экспериментальную группу, характерен средний и низкий уровни развития воображения. Исходя из этого мы разработали программу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста. Описание программы дано в следующем параграфе.

Важные качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) развиваются только в ситуациях целенаправленного влияния со стороны взрослых. Ребенка надо знакомить с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Не стоит забывать и о формировании познавательных интересов.

Проанализировав множество программ, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста, мы решили остановить свое внимание на ТРИЗ-технологии, которая представляет собой своеобразный инструмент конкретного практического воспитания у дошкольников качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) преследует цель научить ребенка мыслить системно, осознавая все происходящие процессы. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ успешно применяются в ДОУ с целью развития у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Методики ТРИЗ позволяют детям учиться составлять рассказы и сказки, придумывать новые слова, что способствует формированию системно-диалектического способа мышления и развитию его творческого стиля. Дети учатся в необычной, игровой форме работать с предложением, раскладывать его, изменять. Дети знакомятся с числом, формой, научаются более точно ориентироваться в пространстве и времени, овладевая категориями «позавчера» и «послезавтра».

На занятиях с элементами ТРИЗ старшие дошкольники могут научиться моделированию процессов, происходящих в окружающем мире, что способствует освоению физических состояний веществ, фазовых переходов и взаимодействий. Тренируется аналитическое мышление при обучении выделять в предметах и явлениях схожие и отличительные признаки, определять их функциональное назначение.

На занятиях, предполагающих создание творческих продуктов – поделки, аппликации, старшие дошкольники овладевают схемой талантливого мышления, фантазируют, у них развивается творческое мышление и воображение.

В основу разработанной программы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста легло пособие для педагогов дошкольных учреждений С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» [ 20, c . 15]. Использованный для программы материал предназначен специально для детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие у них речи, творческого воображения, а также таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. Программа предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке, обучение действиям мыслительных операций.

Программа состоит из 20 занятий, посвященных различным темам, обучению приемам фантазирования, развитию воображения. Описание программы представлено в таблице 7.

Таблица 7

Программа занятий по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста

развивать аналитико-синтетические умения;

познакомить с приемом фантазирования «дробление – объединение»;

развивать воображение

2

Метод фокальных объектов

  • познакомить с игрой «Да-нетка»;

  • систематизировать представления о свойствах объектов;

  • развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой;

  • развивать фантазию

3

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение»

  • познакомить с приемом фантазирования «увеличение – уменьшение»;

  • активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций;

  • воспитывать умение сопереживать;

  • формировать коммуникативные навыки

4

Свойства и признаки

  • развивать пространственное воображение;

  • систематизировать знания о признаках объектов;

  • развивать фантазию, умение переносить приемы с одного объекта на другой;