Воображение как психический познавательный процесс

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Проблемы творчества и воображения широко разрабатывались в отечественной психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, а также зарубежные ученые Д. Гилфорд, Ж. Пиаже, Д. Родари, Е. Торренс.

Творческое развитие и саморазвитие личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка. Именно поэтому целью нашего исследования было выявление особенностей воображения детей младшего школьного возраста, чтобы предложить программу по развитию воображения в данном возрасте. воображение психика онтогенез мышление

Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Кроме того, дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат. Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Творческое воображение и креативность детей представляют огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

4 стр., 1608 слов

Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки

... Проблема “внешнего” и “внутреннего” на уроках музыки есть по сути реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки. Современный опыт ведения урока ... творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на ... Понятие о развитии личности. Формирование личности человека - ...

Проблема исследования состоит в изучении творческого потенциала дошкольников (воображение и креативность).

Объект исследования — познавательная сфера личности, а предмет исследования — особенности воображения и креативности личности дошкольников.

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Креативность (от лат. creatio — «создание») — это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Целью данной работы было изучение воображения и креативности как показателя творческого потенциала личности дошкольников. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Красноборский детский сад № 4 «Солнышко» c. Красноборск. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Общее количество участников 20 человек. Нами была выдвинута гипотеза, что существуют различные особенности воображения и креативности у девочек и мальчиков в дошкольном возрасте. Для проверки указанной гипотезы нами были выбраны следующие методики: 1) Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»; 2) Методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь»; 3) Методика Р.С. Немова «Придумай рассказ».

1. Теоретические аспекты изучения воображения

1.1 Понятие о воображении, его функции и особенности

Воображение важнее знания, потому что знания ограничены. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

Отражая объективную действительность, человек не только воспринимает, что на нее действует в определенный момент, или вспоминает то, что на нее действовало раньше. Жизнь требует от человека создания образов и таких объектов, которых она никогда не воспринимала, представление событий, свидетелем которых она не была, предвидение последствий своих поступков, программирования своей деятельности и т.п.

Воображение принадлежит к высшим познавательным процессам и является стороной любой деятельности. Воображение порождается потребностями, возникающими в жизни человека, и прежде всего, потребностью изменить те или иные предметы окружающего мира. Человек не может начинать работу, не представив себе готовый результат своего труда.

Воображение возникла и развилась в процессе трудовой деятельности человека. С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалась и воображение. Так, первобытный человек был слабым в борьбе с природой: она не могла объяснить того, что происходило вокруг. В результате родилось представление о существовании сил природы, стоящих перед человеком. Так, постепенно появилась религия. Современный человек многое может объяснить, но все же воображение продолжает играть в ее жизни огромную роль, поскольку нет предела познанию и работе мысли.

Воображение — это психический процесс создания человеком новых образов на основе ее предыдущего опыта

4 стр., 1919 слов

«Воображение как основа творческой деятельности»

... описанием, и творческое, имеющее целью создание новых образов без опоры на образец. По мнению А. В. Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закреплённых в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека. ...

Образы воображения могут быть разными. Какими бы удивительными ни казались продукты человеческого воображения, основой для их построения всегда предыдущий опыт человека, те впечатления, которые сохраняются в его сознании. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, тем разнообразнее является ее впечатления, тем больше возможностей для комбинирования образов.

Функции воображения состоят:

1) в моделировании конечного результата деятельности человека и тех средств, которые необходимы для его достижения;

2) в создании программы поведения человека, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в создании образов, не программируют деятельность, а подменяют ее;

4) в создании образов объектов с опорой на схемы и описания;

5) в создании принципиально новых предметов и явлений и т.п..

Черты воображения

1) Воображение присуще только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность. Человек заранее представляет конечный результат своего труда. Воображение значительной степени зависит от направленности личности: ее интересов, стремлений, потребностей, убеждений.

2) Воображение тесно связано с мышлением, памятью, чувствами и эмоциями.

Отделить процесс воображения от процессов ощущения и памяти, а также мышление не так уж легко. Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, то есть тогда, когда нужно найти новое решение. Однако сам характер проблемной ситуации определяет или деятельность мышления или работу воображения. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность проблемной ситуации достаточно велика. Отсутствие необходимой полноты знаний позволяет «перескочить» какие этапы мышления и представить конечный результат. Поэтому пути решения не всегда правильные.

Образы воображения отличаются от образов памяти тем, что

«Мы отличаем воображение от мышления уверенностью, которая присуща нашему мышлению: если мы уверены в подлинности того, что представляем, то, следовательно, мы мыслим». В воображении мы меняем упоминавшееся или создаем то, чего не было в нашей памяти. Воображение отличается от памяти новизной воспроизведенных ней ассоциаций в отношении тех, которые хранятся в памяти.

Воображение отличается также и от ощущения, которое обязательно опирается на непосредственный контакт с раздражителем, который поступает из внешнего мира.

3) Воображение всегда уходом от действительности, однако в любом случае источник воображения — объективная действительность. Испытывая влияния эмоций, чувств, симпатий и антипатий, воображение позволяет глубже осмыслить и познать действительность, но иногда искажает ее. Так, под влиянием чувства любви к определенному человеку наше воображение порождает желанный образ, хотя этот образ может и не соответствовать настоящему. Художники, люди с развитым воображением, изображая то или иное явление, зачастую не бывают его очевидцами. Но каким бы ни был новый образ, создаваемый ими, он всегда опирается на объекты действительности.

4) Воображение — составляющая творчества.

Воображение выступает как антипод само собой понятного, тривиального. Воображение — это чувство новизны, которое является неоценимой качеством человека.

5) Воображение неразрывно связано со всеми звеньями психики человека.

2 стр., 941 слов

Психология мышления и воображения

... Воображение и его вязь с мышлением Воображение - Способность человека к непреднамеренному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, ... мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека ...

Так, выше «расцвет» воображения проявляется в минуты опасности: перед атакой, операцией и т.п. Восприятие стимулирует воображение.

1.2 Виды воображения, их особенности

Воображение каждого человека можно охарактеризовать по разным признакам.

Непроизвольное воображение, когда создание новых образы имеют направляется специальной целью представить определенные предметы или события

Так, под влиянием рассказа преподавателя создаются новые образы, происходит их разъединение или сочетание. При чтении художественного произведения в воображении без специального намерения возникают образы героев произведения, время и местность, в которой происходят события.

Непроизвольное воображение обусловлено потребностями и чувствами. Голодный человек представляет вкусные блюда, в жару воображение приносит человеку прохладу.

Произвольное воображение направляется специальной целью создать образ определенного объекта, возможной ситуации

Художник, который создает новое музыкальное произведение, изображает образ литературного героя или картину, использует произвольную воображение. Учитель на уроке, предлагая учащимся представить историческое событие, определенную местность, путешествуя по карте, также вызывает у школьников произвольную воображение.

Активное воображение всегда направлено на выполнение творческой или логической задачи

Процесс сохранения информации в головном мозге имеет динамический характер, т.е. происходит постепенное изменение содержания материала и взаимоперемещения его элементов. Этот процесс отражает активное воображение. Отсюда — интуиция, прозрение. Активное воображение направлено преимущественно наружу, определяется и контролируется волей и может быть воспроизводящей (репродуктивной) или творческой.

Пассивное воображение протекает без постановки цели, проявляется в болезненных фантазиях, бреду, иногда — в иллюзии жизни, где человек говорит, действует мысленно

Пассивное воображение может вызываться человеком произвольно. Это есть образы, которые не направлены на воплощение их в жизнь. Если бред преобладают в воображении человека, то это свидетельствует о ее пассивность, бездеятельность, а возможно, и дефективность развития личности.

Для возникновения пассивного воображения большое значение имеет эмоциональное состояние человека. Пассивное невольное воображение возникает в состоянии аффекта, во время сна.

В зависимости от характера (или результатов) деятельности человека воображение бывает воспроизводящая (репродуктивная) и творческая.

Воспроизводящее (репродуктивное) воображение базируется на создании образов предметов, явлений, которые имеются в действительности, или воспроизведении наглядной картины или картины мысленно на основе описания (с определенной степенью точности)

Так, у конструктора-изобретателя, который создает новую машину, воображение творческое, а у инженера, который по словесному описанию или чертежам создает образ этой машины, — репродуктивная. Читая учебную и художественную литературу, человек воспроизводит с помощью воображения то, что в ней показано.

Творческое воображение базируется на самостоятельном создании образов объектов, которые не существуют в наше время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления; это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого

16 стр., 7911 слов

Развитие воображения детей младшего школьного возраста

... аналитический обзор литературы по теме исследования, раскрыть понятие воображения и изучить закономерности его развития, изучить динамику развития воображения детей младшего школьного возраста, провести анализ полученных результатов исследования особенностей воображения младших школьников. Методы исследования: Теоретические ...

Творческое воображение активизируется там, где человек открывает нечто новое, находит новые способы труда, создает новые, оригинальные, ценные для общества материальные и духовные ценности.

Творческое и репродуктивное воображение взаимосвязаны, и переходят друг в друга.

Воображение проявляется в разной по содержанию деятельности, поэтому различают следующие виды воображения: художественное, техническое, научное и т.п. Все эти виды воображения имеют свои особенности.

В художественном воображении преобладают чувственные (зрительные, слуховые и т.д.) образы, очень подробные и яркие. Различные виды художественного воображения имеют свои специфические особенности, которые проявляются при создании образов художественного воображения, когда преобладает тот или иной анализатор: слуховой — у композитора, зрительный — в художника и др.

Техническое воображение создает образы пространственных отношений в виде геометрических фигур с применением их в различных комбинациях мысленно.

Научное воображение воплощается в планировании и проведении экспериментальных исследований, в умении строить гипотезы, обобщать эмпирический материал и т.д. Научное воображение помогает найти новые, еще неизвестные звенья в системе фактов. Воображение рисует образ предметов и явлений, воспринимались ранее, создает новые образы и ситуации, которые раньше не возникали. Механизм работы воображения базируется на основе тех образов, с которыми сталкивается человек, но эти образы предстают в новых неожиданных связях и сочетаниях.

Особым видом воображения является мечта.

Мечта — это воображение желаемого будущего

1.3 Физиологические основы процессов воображения. Формы воображения

В осуществлении сложных процессов воображения участвует кора головного мозга. Физиологическим основой воображения является образование новых сочетаний тех нервных связей, которые возникали ранее в процессе отражения человеком объективной реальности. Для возникновения нового образа нужно, чтобы ранее образованные системы связей, структура которых была детерминирована характером объектов, воспринимались, распались и образовали новые сочетания в соответствии с новыми потребностями, что активизировались в деятельности человека.

Деятельность воображения тесно связана с эмоциями, неотделимыми от создания нового образа. Это дает основания говорить о том, что механизмы процесса воображения расположены не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в подкорковых центрах. Экспериментально доказано, что импульсы, которые поступают в подкорковых отделов мозга, активизируют деятельность коры больших полушарий, способствуют выработке плана действий, имеет важное значение при создании новых образов.

Образы объектов непосредственно связаны с эмоциональной сферой личности, ее чувствами. Неосторожно сказанное врачом слово может вызвать у впечатлительного пациента соответствующие симптомы заболевания.

Бестактное слово учителя может вызвать у ученика нервное расстройство. Специфическим проявлением воздействия образов воображения на двигательную сферу личности является идеомоторные акты. Исследованиями установлено, что когда человек представляет движение части своего тела, но не выполняет самого действия, то в мышцах, которые должны это движение осуществлять, фиксируются слабые импульсы, аналогичные тем, регистрируемых при реальном выполнении движений. Идеомоторными актами как средствами идеального моделирования действий, которые предстоит выполнить, широко пользуются спортсмены, танцоры и др.

9 стр., 4211 слов

Воображение ребёнка-подростка

... особенности творческого воображения подростков. Объект исследования: воображение ребёнка-подростка. Предмет исследования: особенности творческого воображения у детей подросткового возраста. Гипотеза исследования: условия гуманитарного уклона обучения влияют на уровень развития творческого воображения. Методологическая основа ...

Тренеры рекомендуют своим воспитанникам перед выполнением упражнения сделать это мысленно, представив упражнение, движение от начала до конца. Такое «программирование» улучшает результаты их реального исполнения.

Патологии мозговой деятельности (вследствие высокой температуры тела, действия наркотических веществ, алкогольного опьянения и т.п.) приводят к галлюцинациям.

Синтез образов в процессах воображения осуществляются в различных формах:

Болезни такого происхождения называются Ятрогения

Галлюцинации могут быть зрительными, слуховыми, тактильными, соматическими

Большую роль в создании образов воображения играет практическая деятельность. Пока созданный образ существует только в «голове», он не всегда до конца понятен. Воплощая этот образ к рисунку или модели, человек проверяет его реальность.

Воображение — это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности. Ее развитие требует накопления соответствующего опыта и выработка умения мысленно соединять образы в новые сочетания и комбинации, умение представлять возможные изменения действительности. Такие умения образуются постепенно и требуют привлечения личности к разносторонней деятельности. В процессе развития личности развивается и воображение. Чем больше человек видел, слышал, переживала, тем больше она знает и умеет и тем продуктивнее будет активность ее воображения — основа любой деятельности.

2 . Диагностика и развитие воображения. Изучение творческого потенциала дошкольников (воображение и креативность)

2.1 Необходимость диагностики воображения в детском саду

В наше время технического прорыва ключевое место отводится развитию творческих способностей человека. Исполнительные работы перекладываются на машины и автоматы, роль автора принадлежит именно человеку 21 века — человеку, обладающему богатым воображением, умеющему находить нестандартные решения. Закладка творческих способностей начинается еще в детстве, в дошкольном возрасте. Поэтому диагностика воображения дошкольника занимает отдельное место в программе воспитания и развития в детском саду.

В детском саду проводится комплекс мероприятий, направленных на развитие творческих способностей ребенка. Среди них, можно назвать программы на развитие детского воображения, разработанные Н.Е. Вераксой и О.М. Дьяченко, а также игровые тренинги воображения, предложенные психологом Е.В. Заикой.

Если в дошкольном учреждении не учреждена специальная парциальная программа, ставящая целью развитие именно творческих данных, то педагог или воспитатель может, на основе имеющихся занятий, использовать элементы программы ТРИЗ. Они универсальны и могут быть введены не только на специальных занятиях по музыке, конструированию, рисованию — то есть занятиях, предполагающих активное участие творческой составляющей, но и во время обычной свободной деятельности в группе. Помимо этого, не стоит забывать об игровой деятельности, которая во многом формирует характер ребенка. Следует подчеркнуть и важность сказки, которая активно развивает воображение, гибкость мышления, интуицию и так далее.

14 стр., 6736 слов

Роль семьи в развитии личности ребенка

... в школе. Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования ... отношение к ребенку). ? открытое эмоциональное отвержение ребенка. 2.2 Роли матери и отца в развитии ребенка Родители выполняют ...

Диагностика воображения дошкольника показывает, что эффективное развитие творческих способностей ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с родителями, семьей ребенка. В перспективном плане воспитателя должна быть отведена отдельная графа для проведения бесед и лекций с родителями, на которых педагог подчеркивает необходимость игры в семьи, предлагает возможные игры для совместного досуга.

Диагностика воображения дошкольника — незаменимое средство. Помимо демонстрации уровня развития воображения у детей, она также может выявить проблемы, разбираться с которыми будет психолог. Глядя на одну и ту же одинаковую картинку, дети могут по-разному ее толковать. Если анализируя картинку с изображением растаявшего снеговика ребенок говорит о том, что пришла весна и снег начал таять — это ожидаемый ответ. Но если ребенок трактует картинку таким образом, что снеговик сломали другие дети, то этот ответ должен насторожить педагога и свидетельствует о повышенной тревожности ребенка, возможной агрессивности по отношению окружающим.

2.2 Диагностика воображения дошкольника на примере методик В. Синельникова и В. Кудрявцева

Интересно то, что различные авторы выделяют разные способности, формирующие понятие «диагностика воображения дошкольника».

Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам. Мы расскажем о нескольких из них, авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев. Методики предназначены для детей 4-6 лет.

Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании. Для занятия понадобится деревянная дощечка, состоящая из четырех мелких квадратных звеньев, соединенных петлями.

Дощечка развернута перед ребенком. Психолог предлагает ребенку с ней поиграть, поэкспериментировать: согнуть, сложить. По мере того, как ребенок изучает свойства дощечки, психолог спрашивает у него: «Что у тебя получилось? На что похожа эта доска?». Занятие проводится до тех пор, пока ребенку не надоест.

При обработке данных психолог оценивает количество неповторяющихся ответов ребенка (например, «лодочка», «гараж»).

За каждое новое название присваивается один балл.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

Отсутствие ответа — один балл.

Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) — два балла.

Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте — на улице) — три балла, сложный ответ (переделать рисунок — превратить солнце в лампу) — четыре балла.

Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) — пять баллов.

Методика «Складная картинка»

Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части. Для занятия понадобится складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размером 10 на 15 см.

Психолог спрашивает у ребенка, что нарисовано на картинке. Затем психолог складывает картинку пополам и спрашивает у ребенка, во что превратилась утка. Занятие продолжается по мере раскладывания и складывания картинки. Всего возможно пять вариантов складывания: мостик, домик, угол, труба, гармошка.

При обработке данных учитывается общий смысл ответов во время выполнения задания.

Отсутствие ответа — один балл.

Ответ описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его: «У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» — два балла.

Ответы комбинирующего типа: включение персонажа (в данном случае — утки) в новую ситуацию, сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («Утка заплыла за лодку», «Утка нырнула»), построение новых сюжетов («Как будто на трубе нарисовали утку») — три балла.

Методика «Как спасти зайку»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для занятия понадобится:

блюдце,

ведерка,

деревянная палочка,

сдутый воздушный шарик,

лист бумаги,

фигурка зайки.

Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

Выполнение задания оценивается по нескольким уровням.

Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде — ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку — один балл.

Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде — например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега — два балла.

Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла — например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа — три балла.

2.3 Развитие воображения у дошкольников

Развитие фантазии у дошкольников чрезвычайно важно для всестороннего развития ребенка. Чем отличается детское воображение от взрослого? Как развить его у вашего ребенка?

Воображение у ребят дошкольного возраста значительно отличается от воображения взрослых. В основе любых образов находится комбинирование материалов, которые сохраняются в памяти. А жизненный опыт детей не так велик. Критичность детского мышления находится на низком уровне. Дети еще не осознают, как бывает, а как нет. Они пока что не могут этого понять. Примерно до 5-6 лет у человека еще отсутствует замысел, либо он весьма неустойчив. Малыш не думает о практической реализации созданных образов. Он фантазирует только ради того, чтобы фантазировать.

Целенаправленное развитие воображения у детей дошкольного возраста вначале происходит под руководством взрослых. Они побуждают детей произвольно создавать отдельные образы. После этого малыши самостоятельно придумывают замысел и план его реализации. В первую очередь, данный процесс происходит во время коллективных игр. Деятельность производится с применением реальных объектов.

Несколько позже произвольность воображения находит место в индивидуальных занятиях без использования реальных предметов.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста позволяет значительно расширять границы познаний. Оно помогает ребенку принять участие в событиях, которых нет в обыденном мире. Например, малыш может спасти друзей во время бури, управлять самолетом и так далее. Такие «детские» занятия обогащают нравственный и интеллектуальный опыт, помогают лучше познать действительность.

Воображение позволяет находить нестандартные творческие решения познавательных проблем. Как говорил Сухомлинский, создавая фантастические образы, дошкольники открывают истину.

Даже играя, ребенок понимает логичность жизненных связей. Он откажется сначала съесть третье блюдо, а затем первое, поясняя, что такого не бывает.

Свежие образы в словесном творчестве малыша не менее реалистичны, чем в играх. Ребенок наделяет персонажей характерами и действиями в зависимости от их реальных особенностей, образа жизни, поведения.

В старшем дошкольном возрасте дети нередко придумывают собственные миры, населяют их разными героями. Распространенная ситуация — малыш придумывает воображаемого приятеля. Вместе с ним он играет, общается, делится с ним своими тайными переживаниями и проблемами. Такие особенности развития воображения у детей дошкольного возраста должны привлечь внимание взрослых. Задумайтесь, какие потребности сына или дочери не удовлетворяются. Возможно, проблема кроется в том, что ребенок не может найти общий язык со сверстниками.

Старшие дошкольники любят создавать собственные сказки. Причем это уже не просто полет фантазии, а самая настоящая творческая деятельность. Детей интересуют не просто события, но и также внутренний мир персонажей, их сокровенные мысли и переживания. Ребята стараются мотивировать действия героев. Поступки придуманных людей пропитаны социальными эмоциями: сопереживанием, сочувствием. Эпизоды таких сказок имеют внутреннюю логику развития.

Каковы же особенности и специфика развития воображения у детей дошкольного возраста?

Воображение имеет произвольный характер. Оно предполагает создание определенного замысла, его конкретное планирование и практическую реализацию.

Воображение постепенно превращается в фантазирование.

Малыш овладевает средствами и приемами создания различных образов.

Само воображение переводится уже во внутренний план. Прежняя необходимость в какой-либо наглядной опоре для создания образа отпадает.

Таким образом, развитие воображения у детей дошкольного возраста имеет чрезвычайно важное значение. Фантазируя, ребенок не просто играет. Он учится познавать окружающий мир, приобретает необходимые знания, становится более коммуникабельным, уверенным в себе. Воображение — также необходимый инструмент для развития самых разных творческих навыков. Малыш может реализовать свои навыки на бумаге, создать фигурку из пластилина, написать стих или рассказ. Все это способствует гармоничному развитию личности.

2.4 Этапы, содержание и методы экспериментальной части исследования

Целью данной работы было изучение воображения и креативности как показателя творческого потенциала личности дошкольников. Исследование проводилось на базе МАДОУ д/с № 2 г. Белгород. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Общее количество участников 20 человек. Нами была выдвинута гипотеза, что существуют различные особенности воображения и креативности у девочек и мальчиков в дошкольном возрасте. Для проверки указанной гипотезы нами были выбраны следующие методики: 1) Методика Э.П. Торренса «Дорисовывание фигур» [4]; 2) Методика Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь» [3]; 3) Методика Р.С. Немова «Придумай рассказ» [3].

В ходе проведенного нами исследования по методике Э.П. Торренса «Дорисовывание фигур» были получены следующие результаты: с высоким уровнем развития воображения детей нет, средний уровень развития имеют — 70% детей, низкий уровень — 30%. Дети с низким уровнем творческого воображения дополняли заданную фигуру одной деталью. Наиболее часто встречались в созданных детьми изображениях образы:

  • Круг — солнце, машина, неваляшка, мячик;
  • Квадрат — дом;
  • Треугольник — елочка, дом.

Дети со средним уровнем творческого воображения удачно превращали свои фигуры в предметы. Проявляли себя более активно, с интересом приступали к заданию, но им требовалось достаточно времени, чтобы придумать сюжет.

По полученным данным по методике Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь» с высоким уровнем развития воображения детей нет, со средним уровнем развития — 55% детей, с низким уровнем — 45%. Проанализировав рисунки детей, можно сказать: испытуемые с низким уровнем развития воображения нарисовали достаточно простые, неоригинальные рисунки, и на рисунках слабо просматривалась фантазия. Это говорит о том, что воображение у них развито для своего возраста недостаточно хорошо. Испытуемые со средним уровнем развития воображения проявляли себя более активно, более заинтересованно. В их рисунках наблюдались элементы фантазии. Дети использовали комбинацию цветов. Детали прорисованы недостаточно хорошо, но все-таки рисунки оказали свое эмоциональное впечатление.

В результате исследования по методике Р.С. Немова «Придумай рассказ» были получены такие результаты: с высоким уровнем развития — 20%, со средним уровнем — 75%, с низким уровнем развития — 5%.

В ходе исследования мы предположили, что существуют различные особенности воображения и креативности у девочек и мальчиков в дошкольном возрасте. Для доказательства предположения мы провели гендерный анализ результатов исследования по трем методикам.

У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. В рисунках девочек больше легкости, нежности, изящества (воздушные шарики, птички, цветы, коляски, наряды).

Девочки рисуют людей, в том числе и себя. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше улиц, домов (отражают больше пространства), чем девочки. В рисунках мальчиков больше символов свободы и путешествий (мосты, дороги, машины, самолеты), символов победы (флаг), символов врага (роботы, монстры).

Мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит. Мальчики используют темные цвета коричневый, черный, синий.

Как показали результаты анализа, девочки и мальчики придумывают сказки и рассказы по-разному. В речи мальчиков значительно реже встречаются образные выражения, сравнения, развернутые высказывания. Девочки более свободно и грамотно излагают свои мысли, в сравнении с мальчиками, но нередко нарушают логику повествования. Мышление девочек часто отличается недостаточной гибкостью, рассказывая придуманную историю, они не могут ее логично завершить. Придуманные детьми разного пола сказки, рассказы значительно отличаются по своему содержанию, сюжету, лексическому изложению. Рассказы девочек менее динамичны, чем сказки мальчиков, но они более продолжительны. В своих рассказах девочки используют много прилагательных, описательных приемов, но недостаточно уделяют внимания происходящим действиям. У мальчиков наоборот, изложение направлено на описание событий, действий, но не на описание предметов, сказки имеют логическое завершение, но часто менее насыщены образами, менее выдержаны стилистически.

2.5 Результаты исследования

Исходя из результатов анализа, были сделаны следующие выводы:

По первой методике «Дорисовывание фигур» с высоким уровнем развития детей нет. Со средним уровнем развития: мальчики — 45% составляют, девочки — 30%. Низкий уровень составляет: мальчики — 10%, девочки — 15%. Следовательно, мальчики лучше дорисовывают — эвристический уровень развития.

По второй методике «Нарисуй что-нибудь» с высоким уровнем развития детей не выявлено. Со средним уровнем развития: мальчики — 20%, девочки — 40%. Низкий уровень развития составил: девочки — 5%, мальчики — 35%. Способность фантазировать больше развита у девочек, так как именно у девочек более разнообразны и оригинальны образы.

По третьей методике «Придумай рассказ» высокий уровень развития составляет — мальчики 5%, девочки — 15%; средний уровень — мальчики 45%, девочки — 30%; низкий уровень — мальчики — 5%. Отсюда следует, что у девочек лучше развиты вербальные способности воображения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что творческое воображение у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста отличается. В результате проведенного анализа было подтверждено наше предположение о различных особенностях развития воображения и креативности мальчиков и девочек. Мальчики более успешны в выдвижении оригинальных идей, шире границы пространственного представления. Девочки имеют преимущество в развитии способности к более детальной разработке реализации идеи.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости проведения дополнительных занятий, направленных на развитие воображения с детьми, у которых воображение развито недостаточно хорошо для своего возраста. В процессе исследования были разработаны рекомендации по развитию воображения и креативности у детей дошкольного возраста, подобраны игры и упражнения для родителей и воспитателей [1,4], что может иметь практическую значимость для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие воображения детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Заключение

Итак, на основе проделанной работы, можно сделать выводы, а именно:

Воображение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. В психологии этим словом описывают процесс создания в своем сознании образа того или иного предмета. При этом далеко не всегда этот предмет будет соответствовать своему реальному прототипу. В некоторых случаях картины, создаваемые в нашем сознании, совсем не соотносятся с реальностью, такой образ носит название фантазии.

Важно помнить, что воображение прочно связанно с еще двумя психологическими процессами: памятью и мышлением. Каждый из них в разной степени проявляется в разные моменты.

Функции воображения заключаются в следующем: представление действительности, формирование плана действий, регулирование эмоционального состояния и познавательных процессов.

Психология воображения, как и в большей части психологических процессов, изучена еще не до конца. Однако кое-что ученым узнать все-таки удалось. Наибольший интерес для обычного человека может представлять описание различных видов этого процесса.

Воображение в психологии делится на несколько видов по двум принципам. Первый принцип — это степень осознанности процесса. Легко понять, что в данном случае воображение делится на осознанное и неосознанное. Второй принцип деления, по выполняемой задаче, характерен только для осознанного воображения: творческое, воссоздающее и мечта.

Начать стоит с самого простого, а именно с неосознанного воображения. В этом случае воля человека совершенно не учувствует в процессе. Оно наиболее свойственно маленьким детям. Взрослые с ним встречаются в основном во сне или в полудрёме. Для некоторых расстройств психики также характерно неосознанное воображение. В психологии в этом случае говорят о галлюцинациях: человек подсознательно создает образ предмета или существа и помещает его в реальный мир.

Воссоздающее воображение теснее всего связанно с памятью, так как его задача точное воспроизведение предметов и картин из прошлого, то есть того, что человек уже видел. Например, когда школьник на контрольной усиленно пытается вспомнить, что было написано на доске, когда они проходили эту тему, он может попытаться мысленно воспроизвести перед собой эту самую доску.

Сюда же можно отнести попытки человека представить по описанию то, что он в жизни никогда не видел. Например, человек, читающий о море, может попытаться представить его себе на основе своих прошлых переживаний и художественного описания.

Что о творческом воображении говорит психология? Воображение этого типа просто необходимо людям искусства: литераторам, художникам, скульпторам… Его тоже можно разделить на несколько типов: агглютинация — когда образ создается путем соединения разных частей и качеств, акцентирование — когда он строится вокруг одной черты или детали, и наиболее сложный — типизация — создание собирательного, усредненного образа. Для творческого воображения наибольшее значение имеет мышление, хотя и память, естественно, играет не последнюю роль.

Не стоит забывать, что и научная деятельность во многом строится не только на опытах и расчётах. Прежде чем преступать к ним, нужно представить себе что-то новое, неизвестное или отвергаемое наукой. Задумайтесь, каким воображением нужно обладать, чтобы представить себе, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Конечно, сейчас это общеизвестный факт, а раньше для каждого было очевидно, что Земля — это центр вселенной.

Мечты — это воображение, направленное в будущее, когда человек представляет себе, что он хочет иметь через день или год, что хочет делать.

В целом, воображение в психологии — тема достаточно сложная, требующая всестороннего и развёрнутого рассмотрения. Однако далеко не каждому человеку необходимо знать все подробности. А вот общее представление иметь все-таки полезно.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Воображение

создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий.

2

Активное воображение

воображение, комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые образы и представления.

3

Высшие психические функции

функции, отражающие интегративную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др.

4

Галлюцинации воображения

психогенные галлюцинации, фабула которых непосредственно вытекает из наиболее аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей

5

Пассивное воображение

более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого

6

Творческое воображение

психический процесс, нацеленный на создание нового, еще не существовавшего предмета

7

Виды воображения

Различают воссоздающее воображение и творческое воображение, а также:

— произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач; и

— непроизвольное воображение, проявляющееся в сновидениях и в медитативных образах.

8

Активное воображение

воображение, которое связано с осуществлением конкретной практической деятельности.

9

Воссоздающее воображение

представление для данного человека чего-либо нового, которое опирается на условное или словесное изображение этого нового (схему или чертеж).

10

Творческое воображение

процесс создания новых образов без опоры на условное изображение или готовое описание.

11

Гиперболизация

это парадоксальное уменьшение или увеличение предмета или отдельных его элементов.

12

Агглютинация

это получение нового при помощи присоединения к одному объекту признаков иного объекта, объединение разных несоединимых в жизни свойств.

1 Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. — М., 2008 — 128 с.

2 Боровик О.Д. Развиваем воображение// Дошкольное образование. — 2011, №1.

3 Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. — М.: Наука, 1969. — С. 341-346

4 Венгер, Л., Мухина, В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2004. — № 12. — С. 24-30

5 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 2007 — 93с.

6 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969 — 153с.

7 Глухов, В.П. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /- М., 1985-235с.

8 Дьяченко О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. докт. психол. наук.- М., 2011.

9 Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. — 2008 — № 6 — 52-59 с.

10 Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии — 2007, № 1.

11 Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения// Вопросы психологии.- 2011, № 2.