Речь играет главную роль в социализации ребенка в обществе. В настоящее время формирование навыков правильной речи имеет большое значение. Своевременное и правильное речевое развитие способствует формированию личности человека. Благодаря речи ребенок познает мир и овладевает нормами поведения. Для поиска наиболее эффективной коррекционной работы с детьми-ринолаликами, необходимо знать особенности развития их речи. Речь страдает тяжелее других функций, так как она изначально развивается в патологических условиях. Формирование правильной речи является важным элементом в системе педагогической абилитации детей с нарушением, что бы помочь им адаптироваться в обществе. При тяжелых речевых расстройствах, таких как ринолалия могут наблюдаться нарушения фонетической стороны речи, как отдельных звуков, так и всей системы звукопроизношения.
Изучением речевых расстройств занимались такие ученые как А.Р. Лурия, О.В. Правдина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев.
Проблемой изучения ринолалии занимались такие известные ученые, как: И.И. Ермакова ; Л.И. Вансовская ; Т.В. Волосовец .
Цель:выявить особенности развития речи у детей с открытой ринолалией и разработать рекомендации для родителей.
Объект: речь у детей с ринолалией., Предмет: особенности речевого развития детей-ринолаликов, В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
-
проанализировать литературу по данной проблеме
-
выявить и описать влияние открытой ринолалии на речевое развитие детей
-
разработать рекомендации родителям для предупреждения отставания развития речи у детей с ринолалией
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей развития речи у детей с открытой ринолалией.
1.1. Сравнительный анализ развития речи в норме и при патологии.
Закономерности формирования фонетической стороны речи в онтогенезе речевой деятельности являлись предметом исследования многих авторов: Р. М. Боскис, А. Н. Гвоздева, Г. А. Каше, Ф. A. Pay, Е. М. Верещагина, Д. Слобина и др. Данные этих исследований обобщены и проанализированы в работах отечественных психолингвистов: А. А. Леонтьева, А. М. Шахнаровича, В. М. Белянина и других.
Дети с нарушением слуха. Особенности обучения и воспитания
... и адекватного состоянию ребенка обучения; активного участия семьи в его воспитании и обучении; потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.); использования сурдотехнических средств. . Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха ...
Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
Для ребенка первого года жизни «речевой тренинг» в произнесении звуков — это своего рода игра, непроизвольное действие, которое доставляет ребенку удовольствие. Ребенок упорно, на протяжении многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикулировании.
При нормальном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения – физиологической эхолалии. Для того чтобы ребенок стал говорить, у него должны достигнуть определенного уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции. Это созревание анатомическое и функциональное, они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, что подчеркнуто в работах: А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина и др. [1, с.30]
Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Не смотря на то, что ребенок не говорит, этот период является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов.
К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции -гуление. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает носить выражение радости.
Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка – лепет. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.[10, с.257] Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги.
Одни авторы рассматривают лепет как игру самим процессом произнесения, а другие– как продукт подражания речи окружающих. Лепет развивается на базе врожденных инстинктивных реакций ребенка – сосания, глотания и др., – является автономным и отражает в своем развитии процессы созревания нервной системы. . [1, с. 32]
Накопление звуков лепета наиболее интенсивно происходит в течение седьмого месяца, далее этот процесс замедляет и новых звуков появляется мало, в связи с тем, что появляется понимание речи. В начальный период развития речи интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают семантическую смысловую нагрузку. При этом дитя еще не улавливает звукового состава слова, а охватывает его звуковой рисунок, интонацию, ритм, как более простые элементы слова. [7]
По мере развития лепета звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляются губно-губные, губно-зубные, альвеолярные, передне-, средне- и заднеязычные, фарингальные, носовые и ротовые, звонкие и глухие, смычные и щелевые, твердые и мягкие.
Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у ...
... обследования: дети дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. Предмет обследования: коррекционная работа как средство преодоления речевых расстройств и формирование внятной речи. Целью нашего воздействия является формирование умений и навыков правильного воспроизведения свистящих звуков речи ...
Первые слова появляются к концу первого года жизни. Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация заменяют другие части предложения. [2, с.6]
Тяжелее других функций при врожденных расщелинах нёба страдает речь, которая развивается в патологических условиях. [11] У детей, имеющих патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата, присутствуют многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.
В устной речи
Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.[9, с. 10]
Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива, разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.
При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.
В речевом развитии детей данной группы были отмечены следующие особенности: расхождение между умением произносить звуки изолированно и в потоке речи: изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи — нечетко; при произнесении гласных звуков отмечается недифференцированность артикуляции, а при произнесении согласных выявлена тенденция сближения артикуляционных укладов большинства звуков; нарушенными оказываются не только артикуляционные, но и другие фонетические компоненты: темп речи, плавность, модулированность и тембр голоса, все звуки произносятся с сильно назализованным оттенком. [3 , с. 21]
В 8—10 месяцев у ребенка появляется лепет. Ребенок начинает произносить звукосочетания (агу, и-и-и, мам-мам и т. д.).
В это время он в некоторой степени начинает понимать обращенную к нему речь. Он может показать глазками или пальчиком, например, где баба, мама, часы и т. д., или с помощью звуков показать (изобразить), как плачет девочка (а-а-а…),как храпит дедушка (х-х-х) и т. п. [12]
Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста
... рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника. 1. Основы развития речи детей дошкольного возраста 1.1 Закономерности развития речи детей дошкольного возраста Закономерность развития речи называется зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды ...
Наряду с недостаточностью периферического речевого аппарата, и как следствие этой недостаточности, нарушается воспитание всего нервно-мышечного аппарата речи. Состояние периферического аппарата речи обусловливает характер проприоцептивных возбуждений от двигательно-речевых аппаратов, которые передаются на эффекторные аппараты дви- гательно-речевого анализатора для осуществления речевого акта (Н. К. Красногорский).
Базисом речи или базальным компонентом являются, по И. П. Павлову, кинестезические раздражения речевых органов. Таким образом, при наличии расщелины нёба возможна задержка в развитии речи, извращенное воспитание слуха, и поэтому больные «не слышат своей гнусавости». Это приводит к трудностям в усвоении языка, правописания.[4, с.23]
Следует учесть, что на нормальное развитие речи в раннем возрасте могут влиять расстройства питания, рахит и другие заболевания и что даже «относительно легкие расстройства питания уже оказывают задерживающее влияние на речевые реакции; более тяжелые расстройства надолго останавливают развитие речи» (Н. И. Красногорский) [5]
Сужение верхней челюсти и твердого неба, уплощение небного свода в результате операций, а также нарушения зубного ряда представляют собой серьезное препятствие для формирования правильной речи. [13, с.14]
Для детей школьного возраста с ринолалией, имеющих общее недоразвитие речи, характерна недостаточность в развитии лексики и грамматического строя.
Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии. Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой практики. Словарь детей недостаточно точен по употреблению, с преобладанием слов, обозначающих конкретные предметы. В спонтанной речи преобладают существительные и глаголы, дети мало пользуются прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастиями. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.
Наблюдаются ошибки грамматического оформления речи: неправильное согласование слов в роде, числе и падеже, ошибки в использовании предлогов, в употреблении падежных форм множественного числа, неправильное построение предложений.
1.2. Характеристика причин нарушения речевого развития
Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет положение больных в коллективе. Часто их общение с коллективом односторонне, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность. Деятельность их находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко интеллектуально полноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).
[14, с.42]
Хотя в структуре речевой деятельности при открытой ринолалии ведущим является нарушение фонетических и просодических элементов речи, однако в ряде случаев первичное нарушение накладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, т.е. приводит к общему недоразвитию речи. Обусловленность общего недоразвития речи у детей различна: сужение социальных и речевых контактов из-за грубого нарушения артикуляции звуков, позднее ее начало, осложненность дефекта проявлениями дизартрии или алалии, снижение слуха и т. д.
Проблема дистанции общении педагога и учащегося
... раскрыться и «быть». Проблема дистанции. Еще одним проявлением демократизации и гуманизации в условиях школы, способствующим включению в систему педагогической регуляции положительных ориентиров, является разумное сочетание формальных (официальных) и неформальных («человеческих») отношений в общении педагога и учащегося. ...
На развитие речевого и психического развития ребенка влияют многие факторы: и окружающая среда, состояние здоровья и другие. Различные отклонения, которые могут быть вызваны теми или иными причинами, могут спровоцировать отставание от нормы. Это проявляется в следующем: наблюдаются проблемы в общении со взрослыми и одногодками, нарушение умственной деятельности, снижение внимания и памяти, ребенок ко своему возрасту не выполняет всего того, что умеют его сверстники.
Отдельные исследования указанных авторов показывают, что при ринолалии дыхание ускоренное, поверхностное и учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрастает до 77% от всего количества выдыхаемого воздуха. Речевой выдох неравномерно распределяется на протяжении произносимого слова: к середине слова воздух иссякает (В. Н. Яковенко, 1966).
[14, с.45]
Чаще всего дыхание при ринолалии оказывается поверхностным (грудным), наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом (А. Митринович-Моджеевска и др.).
Такой тип дыхания создает особые трудности для реализации речи. [14, с.44] Задержка речевого развития у детей может быть обусловлена различными причинами, среди которых первое место занимают тяжелые соматические заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни. Особенно отрицательно влияют кишечные инфекции, в результате которых наступают истощение организма, различные формы гипотрофии, авитаминозы и т. д.
Кроме того, большое значение имеют особенности внутриутробного развития и наличие постнатальных воспалительных заболеваний центральной нервной системы.
Причинами позднего развития речи детей- ринолаликов является не только неполноценность периферического аппарата. Большую роль играют внутриутробно действующие вредности и неблагоприятные общесоматические состояния после рождения, например, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже перевод ребенка на искусственное вскармливание.[20] Различные неблагоприятные факторы, действующие на плод во внутриутробный период развития, снижают общую реактивность родившегося ребенка, создают благоприятную почву для всевозможных осложнений со стороны центральной нервной системы при остро протекающих соматических и инфекционных заболеваниях. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются, т. е. в первую очередь лобная и теменная доли мозга.[20]
Роль речевого общения в развитии речи детей
... быть хорошим необходимо поощрять правильные поступки ребенка и положительные качества, а не осуждать недостатки ребенка. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничен только семьей. Теперь ...
В связи с нарушением периферического аппарата речи у ринолаликов недоразвивается речевая артикуляция. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно, или у него повышенное слюноотделение – может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда малыша рано отнимают от груди.[21] Расщепление твердого нёба — тяжелое поражение артикуляционного аппарата, которое может приводить к нарушению общей внятности речи. Длительная, неправильная артикуляция ведет к нарушению фонематического слуха. Л. Гудштейн (L. Goodstein) и В. Ветманн (W. Wetmann) указывают на снижение слуха у детей, страдающих расщелинами лица. Ребенок плохо дифференцирует сложные звуковые комплексы, близкие по характеру звуки. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка, на фоне чего у ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, возникают трудности и с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью. [21]
Расстройства речи, неудачи во время обучения способствуют развитию астенических черт характера и возникновению общей нервности. Ребенок чувствует свою неполноценность, становится замкнутым. Такие дети трудно адаптируются к коммуникации в коллективе, теряют интерес к занятиям, тяжело переживают свой дефект.
Иногда у ребенка при таких неблагоприятно сложившихся условиях возникает реактивное состояние, которое может перейти в патологическое развитие личности (Г. Е. Сухарева).
[19, ]
Так же большое значение для развития речи имеет среда, в которой ребенок растет и развивается. Случается так, что причиной задержки развития речи становится невостребованность речи. [20] В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.
Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.
Выводы по
Для ребенка первого года жизни произнесение звуков является своего рода игрой. При нормальном речевом общении речь образуется путем подражания и закрепляется функциональной эхолалией. Первый год жизни ребенка- доречевой период, который очень важен для формирования речи и всех ее компонентов. При врожденных расщелинах речь нарушается тяжелее всего, отмечается ее обедненность. Такие дети лишены активного лепета, так как лепет развивается на базе инстинктивных реакций ребенка, сосания и глотания. Лепетные звуки, как правило, артикулируются очень тихо и не получают слухового подкрепления. Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.
Научные основы отождествления человека по признакам почерка и письменной речи
... хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку его ... с другими особенностями письма способствует идентификации автора письменной речи. В зависимости от наличия в ... личность автора текста, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки. Стиль может быть научным, ...
При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.
Причинами позднего развития речи детей- ринолаликов является не только неполноценность периферического аппарата. Большую роль играют внутриутробно действующие вредности и неблагоприятные общесоматические состояния после рождения. В связи с нарушением периферического аппарата речи у ринолаликов недоразвивается речевая артикуляция. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Длительная, неправильная артикуляция ведет к нарушению фонематического слуха. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, возникают трудности и с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью. Так же большое значение для развития речи имеет среда, в которой ребенок растет и развивается. Случается так, что причиной задержки развития речи становится невостребованность речи. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.
Глава 2. Онтогенез общения и его значение для развития речи у детей с ринолалией
2.1. Роль общения в речевом развитии детей
Личность людей складывается только в их отношениях с окружающими людьми и лишь в отношениях с ними функционирует этот по меткому замечанию Э. В. Ильенкова, «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности». Можно считать, что становление внутреннего мира человека неразрывно связано с общением. Но наиболее существенным в указанном отношении представляется тезис Л. С. Выготского о том, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта.[16, с.17]
Начиная с самого рождения ребенок общается с окружающими его людьми. Выделяют несколько форм общения, плавно переходящих друг в друга.
Общение и речь реферат по психологии
... 5. Почему при общении следует учитывать цель и адресата речи? Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение. Общение и общество - родственные ... е. особенности адресата речи. Ведь мы по-разному будем о чем-то просить или в чем-то убеждать близкого человека и незнакомого, взрослого или ребенка, а значит, мы ...
Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе первой и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде — до конца первого полугодия жизни. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения — удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Особенно важно для младенца внимание взрослого. Ведущим мотивом общения в описываемый период жизни детей является личностный мотив главное во взрослом, что побуждает ребенка к взаимодействию с ним, — это отделенное от совместного познания или общего дела свойство его быть личностью. Поэтому общение малышей с взрослыми не обслуживает какое-либо иное их взаимодействие, а выступает как самостоятельные эпизоды обмена выражениями нежности и ласки. Это общение «непосредственно-эмоциональное».
Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогенезе второй. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения. Она уже не занимает место ведущей деятельности — на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. Общение с взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом — практическим сотрудничеством. При ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно — ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе. Эта форма общения приводит к дальнейшему развитию предметной деятельности детей и возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества с взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому».
Внеситуативно-познавательная форма общения наблюдается в первой половине дошкольного детства. В отличие от предыдущей она вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность — можно сказать, в «теоретическое» сотрудничество. Это помогает детям расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет узнать о существовании причинно-следственных и иных отношении между предметами и явлениями.
К концу дошкольного возраста у детей появляется четвертая и высшая для дошкольников форма общения с взрослым — внеситуативно-личностная. Для дошкольников приобретают живое значение такие детали из жизни взрослого, которые никак их не касаются (есть ли у тети сыночек, где она живет, умеет ли водить машину), но позволяют воссоздать в полноте конкретных подробностей полнокровный образ этого человека. Ребенок научается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми, приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. [ 16 , с. 77-91]
Деловое общение. Речь при эмоциональном напряжении
... кинестетики, аудиалисты имеют свои специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и пр. 2. Речь в состоянии эмоционального напряжения психологический речь личность сенсорный Анализ работ последних ... сенсорная система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, ...
Существует несколько путей вздействия общения на развитие ребенка. Так, например,младенец, еще не умеющий передвигаться и вынужденный ожидать, когда неподалеку от него что-то случися, в лице взрослого имеет динамичный объект. Взрослый одновременно воздействует на зрение, слух, обоняние и осязание ребенка. Таким образом, общение со взрослым становится для ребенка источником ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений. [ 16 , с. 25 ]
Еще один путь воздействия общения на развитие детей — это обогащение опыта ребенка. Взрослый знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них мир музыки. [ 16 , c. 26 ]
Во время общения взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким-то новым знанием, новым умением. В качестве примера можно сослаться на овладение речью. [ 16 , c.27] Создаваемая взрослыми необходимость в реч и , заставляет ребенка заговорить. Появление первых слов сразу же оказывает внутри-индивидуальный эффект. Даже самые примитивные ранние вербализации детей перестраивают их чувственный опыт, позволяют достичь более высоких и качественно специфических уровней обобщения, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие речи. В работах А. В. Запорожца (1960), а также А. Р. Лурия (1956, 1958,1959, 1975; А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович, 1956) показано влияние речи на регуляцию поведения детей. [1 5 , с.5 ]
Речь, как средство общения у детей появляется после того как предметно-действенные средства общения уже достаточно сложны и развиты. Л.С.Выготский говорил о том, что «общение, не опосредствованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. В сущности это общение с помощью выразительных движений не заслуживает названия общения, а, скорее, должно быть названо заражением» (1982. С. 18) Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность является основным видом общения, наиболее раскрывающим его специфику. Использование ребенком речи значительно расширяет влияние общения на различные виды его деятельности. [1 5, с.78 ]
Речь первоначально возникает прежде всего как средство общения ребенка с окружающими людьми. Первые слова ребенка адресованы взрослому, с которым ребенок взаимодействует, и предназначены для того, чтобы выразить ему желание ребенка, неудовлетворимое без взрослого, путем обозначения предмета или действия. На основе этого можно считать, что сроки появления речи и темпы её развития зависят от того как у детей развивалась деятельность общения ранее, на довербальных уровнях, потому что именно они способствуют развитию более сложного взаимодействию, которое трудно осуществимо без слова.
Можно предположить, что «речь у детей возникает только в том случае, если у них имеется эмоциональный контакт с взрослым (он обусловливает желание ребенка что-то сказать взрослому); если они выполняют вместе с ним общую деятельность (она дает повод детям для словесного обращения к взрослому, обусловливает, что именно будет ими сказано); и наконец, если у ребенка есть опыт восприятия членораздельной речи взрослого и некоторые собственные попытки вокализирования (они обусловливают знание ребенка, как сказать то, что он желает, понимание им того, что свое желание ему следует именно высказать)» [1 6, с.80 ]
Исследование Л. Уайта (L. White, 1975), получило название «лепетное говорение» (В. В. Ветрова, М. Г. Елагина, М. И. Лисина — в кн.: Воспитание, обучение…, 1977).
Оно состоит в том, что дети, не владеющие еще речью, нередко обращаются к близким взрослым, произнося поток бессмысленных звуков, настоящую «абракадабру». Но по интонации и ритму такое «говорение» очень похоже на настоящую речь. Как оказалось, оно помогает ребенку овладеть выразительной стороной речи, отодвинув на время в сторону слишком трудную пока для него задачу построения осмысленного высказывания. [ 15, с.86 ]
Основываясь на наблюдениях общения между детьми раннего и дошкольного возраста, становится ясным, что контакты ребенка с ровесниками имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Отсутствие ограничений и запретов старших способствует повышенной раскованности детей и их свободному самовыявлению.
В области генезиса общения детей со сверстниками можно выделить четыре этапа. Первый этап — это период отсутствия у ребенка самостоятельной и специфической потребности в общении со сверстниками. Он охватывает первый год жизни. [ 15 , с.207 ]
Второй этап становления общения со сверстниками охватывает второй год жизни. Это этап первичного оформления специфической потребности детей в общении со сверстниками. Исследования Л. Н. Галигузовой, Т. М. Землянухиной, Р. И. Желеску, Т. М. Сорокиной показали, что в этот этап малыш старается обратить на себя внимание товарищей, перестраивая с этой целью свои действия. На втором этапе контакты с ровесником начинают удовлетворять потребности детей не только во впечатлениях — они позволяют им развивать также бурную активность и строить совместную деятельность [ 15 , c 261 ]
Третий этап развития общения детей со сверстниками охватывает третий и четвертый годы жизни. Он характеризуется закреплением и стабилизацией успехов, достигнутых детьми к самому концу второго этапа. Контакты детей множатся и разнообразятся параллельно развитию их практических умений, речи, игровой фантазии. Но дети по-прежнему больше ориентированы на взрослого, и без его помощи и участия не умеют наладить сотрудничество и достичь согласия между собой.
С четырех лет до семи включительно длится четвертый этап развития общения детей со сверстниками. Его начало знаменуется резким переломом в соотношении двух сфер социального поведения ребенка: взрослый сохраняет значение наиболее авторитетного, любимого и необходимого человека в его жизни, но сверстник, как партнер по общению, обгоняет взрослого по своей привлекательности и становится предпочитаемым (Д. Б. Годовикова, Р. И. Деревянко, Л. Б. Митева, Р. А. Смирнова).
[ 15 , с. 384]
Дети ринолалики,как правило, ограничены в своих контактак с ровесниками. Следует учесть также и то, что невнятная речь детей (слабый назальный голос, отсутствие многих звуков, специфический характер артикуляции) мало понятна окружающим, даже близким людям, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей, что мешает таким детям социальзироваться в обществе. Отсутствие контактов со сверстниками мешает творческому раскрытию ребенка и развивает замкнутость и застенчивость, раздражительность, что может привести к недоразвитию речи. Часто их общение с ровестниками односторонне, а результат общения травмирует детей.
2.2. Рекомендации родителям для предупреждения отставания речи у детей с ринолалией
При обследовании ребенка с ринолалией необходимо выяснить, ограничивали ли родители речевое общение ребенка, или, наоборот, стимулировали. Некоторые родители считают, что не следует закреплять назализованную, малопонятную речь и стимулируют «язык жестов», стараются ограничить его речевую практику до хирургического вмешательства.
Немоловажное значение в речевом развитии таких детей имеет вопрос о сроках начала логопедического воздействия. Ученые предполагают, что отклонения в установившихся речевых моделях детей с трудом поддаются коррекции, а потомуее необходимо проводить как можно раньше.
Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним. Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда.
Система совместной работы логопеда и родителей предполагает психологическое взаимодействие между обеими сторонами, что возможно лишь в том случае, если родители будут точно выполнять все инструкции логопеда, организовывать занятия с детьми в форме игры, проводить занятия по 25—30 минут не реже 3—4 раз в неделю. Очень важно не прерывать занятия. Вся работа над речью строится родителями на воспитании сознательного овладения теми упражнениями, которые изложены выше. Родители должны убедить ребенка в необходимости их выполнения, а также вселить в ребенка уверенность в полной ликвидации его недостатка. Только длительный дооперационный период дает возможность осуществить подготовку к полной перестройке речи и полностью исправить ее в значительно короткий срок после проведения операции. [ 6 ]
Доречевой этап становления речи является наиболее важным этапом формирования речи. Крик имеет большое значение для установления координации и голосового аппарата, она способствует дальнейшему развитию интонации. Легкие и голосовые складки интенсивно развиваются именно в первые месяцы жизни, а потому следует положительно относиться к покрикиваниями, покряхтываниям ребенка. Уже на стадии крика необходимо проводить игры для того что бы развит первые речевые реакции ребенка. [ 18 ]
Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для детей в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. В период гуления ребенок становится инициатором общения, которое направлено на эмоциональное познание окружающих. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Для этого взрослый во время купания, одевания должен рассказывать ребенку как можно больше. Ребенок нуждается в собеседнике,то есть в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать. В это время ребенок становится очень внимательным к артикуляции взрослого. Можно взять ребенка на руки так, что бы он хорошо видел лицо взрослого и надувать губы, цокать, производить любые действия ртом, через некоторое время ребенок будет подражать взрослому. Помимо игр с языком необходимо так же проводить стимуляцию мягкого нёба, губ, развивоть дыхание.
Необходимо стимулировать любые проявления активности ребенка, радоваться каждому произнесенному им звуку. Следует использовать различные дидактические игры (составление целого из частей — разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши), продуктивную деятельность, общение в быту. Можно петь ребенку колыбельные, рассказывать небольшие потешки-пестушки и самые простые народные сказки. Следует помнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.
В период лепета целесообразно стимулировать произнесение по подражанию простых слогов. Желательно периодически делать паузы, что бы ребенок начал повторять за взрослым. Можно использовать зеркало, что бы ребенок наблюдал за взрослым, подражал ему. Перед зеркалом можно высовывать язык, надувать щеки, что так же служит и хорошей гимнастикой артикуляционного аппарата.
В период появления первых слов необходимо стимулировать произнесение ребенком простых слов и слогов. Когда ребенок начнет ходить можно просить его сделать что-то. Это научит ребенка вслушиваться в обращенную речь. После года необходимо начинать учить ребенка произносить звуки. Без напряжения артикуляторного аппарата повторяются те звуки, которые уже есть в речи ребенка, в игровой форме . Например, как воет волк? («У-у-у»); как плачет девочка? («А-а-а»).
Эти упражнения помогут ребенку приучится дышать ртом, сдвигая кончик языка вперед. Очень важно следить за тем что бы при произнесении слов рот широко открывался, так как дети с ращелинами часто говорят со сжатыми челюстями, почти не размыкая губ. Правильность произнесения звуков можно контролировать с помощью кусочка ваты или полоской бумаги, так ребенок сам может контролировать струю воздуха. [ 18 ]
При проведении работы по стимуляции речевого развития ребенка с открытой ринолалией взрослым необходимо помнить, что игры должны доставлять ребенку удовольствие. Предупреждение нарушений речи в доречевом периоде имеет большое влияние на общий ход речевого развития ребенка с патологией.
Необходимо побуждать ребенка рассказывать о том, чего он хочет и что делает, показывать ему на прогулке новые для него предметы и рассказывать о них. Говорить с ребенком нужно правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносить не только отдельно, но и в структуре предложения. Так же нужно заботиться о развитии у ребенка понимания речи взрослых, умения точно подражать словам, поддерживать стремление разговаривать с окружающими, знакомить его с названиями предметов и явлений, учить выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.
Для развития активной речи ребенка необходимо создавать такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребенок вынужден обращаться к вам. Вызывать речевую активность можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: « Это котенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат вслушиваться в речь окружающих. К концу второго года с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже знает. Это упражняет не только речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.
Чем чаще ребенок станет произносить звуки, слова, фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова.
Следуйте советам врачей после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.
Выводы по
Начиная с самого рождения ребенок общается с окружающими его людьми. Выделяют несколько форм общения, плавно переходящих друг в друга. Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе первой. Ведущим мотивом общения в описываемый период жизни детей является личностный мотив. Это общение «непосредственно-эмоциональное». Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогенезе второй. При ситуативно-деловом общении детям нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе. Эта форма общения приводит к дальнейшему развитию предметной деятельности детей и возникновению и развитию речи. Внеситуативно-познавательная форма общения наблюдается в первой половине дошкольного детства. В отличие от предыдущей она вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность — можно сказать, в «теоретическое» сотрудничество. К концу дошкольного возраста у детей появляется четвертая и высшая для дошкольников форма общения с взрослым — внеситуативно-личностная. Можно предположить, что «речь у детей возникает только в том случае, если у них имеется эмоциональный контакт с взрослым; если они выполняют вместе с ним общую деятельность; и наконец, если у ребенка есть опыт восприятия членораздельной речи взрослого и некоторые собственные попытки вокализирования. Основываясь на наблюдениях общения между детьми раннего и дошкольного возраста, становится ясным, что контакты ребенка с ровесниками имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Дети ринолалики,как правило, ограничены в своих контактак с ровесниками. У детей-ринолаликов речь мало понятна окружающим, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей, что мешает таким детям социализироваться в обществе. Отсутствие контактов со сверстниками мешает творческому раскрытию ребенка и развивает замкнутость и застенчивость, раздражительность, что может привести к недоразвитию речи. Часто их общение с ровестниками односторонне, а результат общения травмирует детей. Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним. Ребенок нуждается в собеседнике, то есть в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать. Необходимо стимулировать любые проявления активности ребенка, радоваться каждому произнесенному им звуку. Следует помнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря. При обследовании ребенка с ринолалией необходимо выяснить, ограничивали ли родители речевое общение ребенка, или, наоборот, стимулировали.
Заключение
Изучив литературу по выбранной нами теме, мы убедились в актуальности нашей работы. В первой части работы, проведя теоретический анализ литературы мы рассмотрели особенности речевого развития, а так же причины, влияющие на задержку речи у детей-ринолаликов. Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывает у ребенка тяжелые переживания, что еще более усугубляет нарушения речи.
У детей, имеющих патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата, присутствуют многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи. В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Речь таких детей в целом бывает малопонятной, лишенной интонационной выразительности, немодулированной. Обусловленность задержки развития речи у детей-ринолаликов различна: сужение социальных и речевых контактов из-за грубого нарушения артикуляции звуков, позднее ее начало, осложненность дефекта проявлениями дизартрии или алалии, снижение слуха и т. д.
Речь, как средство общения у детей появляется после того как предметно-действенные средства общения уже достаточно сложны и развиты. К онтакты ребенка с ровесниками имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Отсутствие ограничений и запретов старших способствует повышенной раскованности детей и их свободному самовыявлению. У детей-ринолаликов речь мало понятна окружающим, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей, что мешает таким детям социализироваться в обществе.
Повседневная обязанность родителей — поощрять любые попытки голосовой и звуковой продукций, стараться понимать даже едва внятную речь. Очень важно поддерживать любые попытки лепета — создавайте тишину, чтобы ребенок мог услышать свою звуковую продукцию; активизировать слуховое внимание ребенка, напевая детские песенки, используя звуковые игрушки и т.п.; развивать зрительное внимание. Очень полезны звукоподражательные игры. Нужно быть внимательным к тому, что “произносит” ребенок и показывать ему, что окружающие понимаете его речь и всячески поддерживать речевую активность. Отклонения в установившихся речевых моделях детей с трудом поддаются коррекции, а потому необходимо проводить как можно раньше.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/rinolaliya/
-
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов — М.: АСТ : Астрель, 2007. -С.30-32
-
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
-
Васильева Е. Е. Ринолалия: Учебное пособие. – Ярославль, 2007.- С.20-21
-
Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. В 5 кн. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия М. Д. Дубов Клиническая картина при расщелинах нёба
-
Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. В 5 кн. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия с.23
-
Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. В 5 кн. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия- с.100 Волосовец Т. В. Методические рекомендации для ро¬ дителей. — М., 2001
-
Волкова Л.С. Логопедия: Учеб.пособие для студентов. – М.: Инфра-С, 2007 –С.212.
-
Волосовец Т.В Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба : Дис… канд.пед.наук:Спец.13.00.03-коррекционная педагогика (логопедия) / Моск.пед.гос.ун-т им.В.И.Ленина . – М., 1995 . – С. 172
-
Волосовец Т.В. Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми (от 1,5 до 3 лет), страдающими ринолалией.// Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов. МПГУ им. В.И. Ленина. Москва, 199I.- С. 10
-
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов— М.: ACT: Астрель, 2005 — С. 257
-
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.—С. 143
-
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. — С.14
-
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. С. 40
-
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983.- С.42-46
-
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986
-
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
-
Соболева Е.А. «Ринолалия» — М.: ACT : Астрель, 2006. — 126,121с — (Высшая школа).
— С. 10
-
Соломатина Г.Н. Стимуляция речевого развития детей с врожденной расщелиной губы и неба / Г.Н.Соломатина, В.М.Володацкий. — М.: ТЦ Сфера,2005. — С.15-21 .
-
Уракова А.И. Значение специальной школы в профилактике нервно-психических отклонений у ринолаликов//Специальная школа. Выпуск 2. — М.: Просвещение, 1967
-
Ушакова Т. Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет \ Т.Н.Ушакова, З.С. Бартенева \\ Вопросы психологии. — 2000.-№2 — С.33-36
-
Ушакова Т.Н. Ранее речевое развитие и его природные основания\\ Вопросы психологии. — 2000.-№2