Научные основы отождествления человека по признакам почерка и письменной речи

Отождествление человека по признакам почерка и письменной речи является основным и наиболее распространенным видом исследования письменных документов при изучении рукописных текстов или подписей с целью установления их исполнителей. Рукописные тексты в обыденной жизни обычно называют письмом. Письмо — это исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении. Под письмом понимают способ фиксации мысли с помощью специально созданных условных графических знаков (обозначений).

Освоение письма связано с развитием двух взаимообусловленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно.

Письмо прошло длительный путь развития от примитивной формы рисуночного (пиктографического) до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработки навыков. Ключом к непосредственной сущности письма и закономерностей его развития является учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Процесс обучения письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий: технической, графической и орфографической.

В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий в себя письменную речь и почерк. Почерк — это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно — двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. Почерк характеризуется двумя существенными свойствами — индивидуальностью и относительной устойчивостью, которые формируются одновременно и независимо один от другого.

При отождествлении человека по признакам почерка и письменной речи анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку его исполнитель. Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно — речевых и графических навыков.

18 стр., 8763 слов

Личные письма как жанр естественной письменной речи (гендерный аспект)

... Таким образом, человек коммуницирует в режиме естественной и «искусственной» (подготовленной) устной речи, естественной и «искусственной» (подготовленной) письменной речи. Другими словами, естественная письменная речь занимает свое ... письма. В настоящей работе исследуются письма гендерного типа (тип пола). «Гендер» (англ. gender, от лат. genus «род») – социальный пол, определяющий поведение человека ...

Формирование письменной речи у человека зависит от условий обучения, общественной среды, в которой вращается человек, специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей личности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка.

Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.

Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические или психические перегрузки, преднамеренное искажение письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.

Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно — речевых и графических навыков позволяют идентифицировать личности автора и исполнителя документа.

Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.

Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим — документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.

У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.

В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о себе.

Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:

  • какую цель преследовал автор при его составлении;
  • причину, побудившую к составлению анонимного документа;
  • наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.

грамматическими, лексическими

Грамматические признаки

Орфографические особенности письменной речи выражаются в правильности написания письменных знаков, а также в устойчивых ошибках: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.

9 стр., 4140 слов

Освоение речи ребенком. Речевые ошибки

... систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недостаточности такой стимуляции (например, из-за нарушений слуха) процессы освоения речи задерживаются. Возрастной ... годов было показано, что развитие познавательной деятельности ребенка зависит от того, насколько успешно ребенок использует слова в качестве знаков, обобщающих и замещающих единичные ...

Под синтаксисом криминалисты понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и др.

Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.

Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания: одни расставляют их грамотно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил даже в примитивных предложениях.

Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых — все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации автора письменной речи.

В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок, общий уровень грамотности пишущего определяется как:

  • ь низкий (присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера);
  • ь средний (отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных);
  • ь высокий (отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная расстановка знаков препинания).

Лексические

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:

  • устаревшие слова (архаизмы), например, «гренадер», «каптенармус»;
  • новые слова (неологизмы), например, «инновация», «инсталляция»;
  • историзмы — слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существующие.

Например, «торчинник», «волость», «пищаль»;

  • профессионализмы — слова, употребляемые лицами, объединенными по роду своей деятельности. Например, «дистрибутив» — совокупность программного обеспечения, необходимого для работы операционной системы;
  • жаргонизмы — слова из лексики определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотребимых слов и выражений.

Например, «барыга», «вертухай»;

  • диалектизм — слова, характерные для жителей определенного региона. Так, жители Западной Украины используют такие слова, как «олия» — растительное масло, «до побаченья» — до свидания и др.;
  • варваризмы — неправильно употребляемые слова и выражения, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;
  • вульгаризмы — слова грубые, нелитературные;
  • идиомы — своеобразные обороты речи, свойственные какому-либо языку и непереводимые дословно на другой язык.

Например, «льет как из ведра», «от горшка два вершка».

16 стр., 7615 слов

Почерк и личность

... будет посвящен следующий параграф. 2 Методы психографического анализа текста Учение, которое исследует взаимосвязь почерка и индивидуальных особенностей личности получила название - графология. Как наука, она ... значимые признаки фиксируемые в рисуночно-графических тестах. Целью данной работы является нахождение и изучение диагностически-значимых признаков в рисуночно-графических методах. Исходя ...

Фразеология — это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова).

Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора.

Изобразительно-выразительные средства — это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы).

Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления речи, придания ей образности. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.

Стилистические признаки

Стиль в определенной степени отражает личность автора текста, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.

Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), официально-документальным (канцелярским), производственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым).

Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям автора.

Анализ вышеуказанного спектра признаков письменной речи позволяет высказать предположение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.

В своем научном развитии криминалистическое почерковедение как раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно — двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач, возникающих при расследовании преступлений, опирается на такие области знаний, как физиология высшей нервной деятельности и анатомия двигательного аппарата, биомеханика и психологическая организация письменно — двигательного навыка. Почерк и письменная речь составляют единое целое, они формируются в процессе обучения письму, психофизиологические основы которого неразделимы. По почерку устанавливается исполнитель документа.

устойчивостью, вариационностью и индивидуальностью

Устойчивость, Вариационность

Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, «красиво», в другом бегло, неразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например, в результате опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.

Вариационность почерка не препятствует идентификации исполнителя текста, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.

10 стр., 4636 слов

Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста

... определенного мировоззрения. 1. Теоретические аспекты проблемы развития почерка у детей младшего школьного возраста 1.1 Истоки графологии Основы ... что интерес к почерку и личности уходит корнями в древность, организованной системы письменного анализа до XVII в. ... анализе почерка стало обозначаться термином «графология». Метод исследования Мишона стал известен как «школа фиксированных знаков». Учение ...

Индивидуальность

Качественно-количественные характеристики почерка делятся на топографические, общие и частные .

Топографические

К топографическим признакам относятся:

ь Поля — отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) ровные, неравномерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним относятся поля размером от 25 до 35 мм.

ь Абзацы — части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отступов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами.

ь Расположение строк обычно бывает горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.

ь По форме строки могут быть прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге над линиями, на линиях, без соблюдения линий.

ь Перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии исполнители документа либо не дописывают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке посредине либо со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали — горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

ь Промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, равномерными и неравномерными. К средним относят те, при которых между словами вмещается одна трехштриховая буква (ш, т, ж).

ь Выделение слов, их подчеркивание одно- или двухштриховой прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буквами и др.

ь Вставки пропущенных слов и букв осуществляются по-разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тексте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное предложение.

ь Положение нумерации страниц текста слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.

Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.

Общие признаки

Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанности выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковыработанный почерк.

Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выглядит нестройной, буквы заметно отличаются от стандартных прописей.

Средневыработанный почерк имеет обычный темп письма и такую же координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматизировано, появляются вариации в способах написания письменных знаков.

Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и согласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с другими буквами, а с другой стороны однотипное выполнение разных букв.

14 стр., 6872 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

... курсовой работы заключается в том, что нарушения письма у детей младшего школьного возраста продолжает оставаться в общеобразовательной начальной школе частым явлением. Цель исследования: выявить специфические особенности процесса письма детей с дизартрией. ... может задохнуться, начать часто дышать; - наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый; - ...

Общий тип (строение) почерка может быть простым, упрощенным и усложненным (вычурным).

Тип почерка считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям.

При упрощенном почерке большинство письменных знаков исполняется быстрыми движениями. Это, как правило, хорошо выработанные («быстрые»), трудночитаемые почерки.

Усложненный почерк характеризуется излишним по отношению к прописям количеством движений при выполнении и соединении письменных знаков. Усложнения чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные элементы букв для их украшения.

Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешанным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преобладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешанные. В России большинство почерков являются левоокружными.

Размер . По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).

По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, левонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85-95 градусам. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.

Разгон почерка характеризуется соотношением высоты письменных знаков и их ширины. По разгону почерки делятся на сжатые, средние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины то размашистый.

Связность почерка определяется по числу букв, выполненных без отрыва пера от бумаги. Почерк бывает связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непрерывным движением выполняется пять и более букв, средним — три-четыре буквы и отрывистым — когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.

Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень их вдавленности. По этому признаку почерки подразделяются на имеющие:

  • сильный нажим (ширина основного штриха более 1 мм);
  • средний нажим (ширина этого штриха меньше 1 мм, но больше соединительного);
  • малый нажим (основные соединительные штрихи по ширине примерно одинаковы, не менее 0,5 мм);
  • тонкий нажим (основные соединительные штрихи по ширине менее 0,5 мм).

Почерки подразделяют по степени вдавленности: сильная, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя — на двух последующих листах; слабая — только на оборотной стороне листа.

4 стр., 1552 слов

Товарный знак как средство индивидуализации

... собой рисунок (символ, знак), определенное сочетание букв, чисел, которые указывают на принадлежность товара определенной фирме. Понимаемый как средство индивидуализации производителя, товарный знак рассматривается как торговая марка или фирменный знак. Товарный знак регистрируется в государственных учреждениях ...

Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и образцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка.

Частные признаки

Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных, выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением, связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания.

Все многообразие частных признаков может быть классифицировано на четыре группы:

1) Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и элементов.

2) Особенности связывания письменных знаков и их элементов.

3) Особенности соотношений письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону.

4) Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способы их выполнения.

Идентификационная значимость, ценность научного отождествления автора по признакам почерка и письменной речи зависит от глубокого и всестороннего анализа всех факторов и атрибутов, характеризующих специфичность и уникальность исследуемого почерка, встречаемости (узнаваемости) частных признаков исследуемого почерка в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемости, тем выше ценность этого атрибута при установлении исполнителя.

Потребности следственной практики диктуют необходимость дальнейшего расширения возможностей исследования почерка и письменной речи, признаки которых, отражаясь в тексте, содержат ценную информацию об авторе в диагностическом плане. Это данные о социально-биологической характеристике автора, которая нередко оказывается весьма существенной для следствия и позволяет сузить круг лиц, подозреваемых в составлении или выполнении текста.

Тождество исполнителя выявляется в результате сравнительного анализа всех признаков почерка в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается не только на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и путем использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом.

Помимо обнаружения исполнителя рукописного текста признаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора.

1. Вулеев С.М. Теоретические и методические вопросы криминалистического исследования письменной речи. Харьков, 2007.

2. Кирсанов З.И. и др. Вероятно-статистические методы почерковедческих исследований. М., 2008.

3. Кисляк С.К., Литвинок Н.В. Технико-криминалистическое исследование документов, выполненных с использованием некоторых программ ЭВМ и новых репрографических технологий.//Криминалистическая экспертиза. Исследование документов: Межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2009.

4. Кулагин П.Г., Колонутова А.И. Экспертная методика дифференциации рукописей на мужские и женские. М., 2007.

5. Морозов Б.Н. Особенности криминалистического исследования признаков письменной речи. Ташкент, 2009.

13 стр., 6390 слов

Особенности развития речи детей в семье

... эта работа должна проводиться систематически. Возрастные особенности становления звуковой стороны слов. 1.2 Особенности развитие словаря дошкольников Развитие речи включает не только расширение общего объема слов, но и воспитание у детей внимания ...

6. Орлова П.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации//Труды ВНИИСЭ. Вып. 6. М., 2007.

7. Тернеев С.П. Судебно-почерковедческая экспертиза (общая часть).

М., 2008.

8. Федосеева В.Б., Золотова Т.Н. Основные правила подготовки материалов для производства судебно-почерковедческой экспертизы. М., 2009.