Общение и речь реферат по психологии

Общение и речь

1. Что такое общение?

Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она — часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.

Общение — процесс, в котором участвует не менее двух человек: говорящий (А 1 адресант) и слушающий (А 2 — адресат).

Помимо говорящего и слушающего, которые во время коммуникативно-речевого акта меняются ролями, чтобы общение состоялось, необходим предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Обозначим его символом D, поскольку этот компонент связан со знаниями реальной действительности. Общение не может состояться, если принимающие в нем участие субъекты не знают языка — L. При общении рождается высказывание. Оно содержит в себе все то, что исходит от адресанта (А 1 ) по поводу того, о чем он говорит (D) для своего адресата (А 2 ) при помощи языка (L), известного им обоим.

Представим это наглядно:

2. Как связаны язык и речь с общением?

Язык — это форма отражения реальной действительности в сознании человека, которая выражается с помощью исторически сложившейся и развивающейся системы звуковых, лексических и грамматических средств, предназначенных для коммуникации (общения).

Язык — это явление общественное. Он возник в глубокой древности, когда появилась потребность общения с другими людьми. Коллективная охота, совместный образ жизни требовали координации действий. Нужен был язык. Сначала он являлся примитивным набором гортанных криков, которые обозначали призыв, опасность, выражали радость или боль.

6 стр., 2696 слов

Общение как обмен информацией

... общения в человеческом обществе является язык. Поскольку любое сообщение не оставляет человека равнодушным, то в общении всегда включены эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающееся речевым высказыванием, образует особый, невербальный аспект обмена информацией ...

Более сложные коллективные действия привели к тому, что звук-сигнал стал постепенно отделяться от конкретного предмета или события, к которому он сначала был прикреплен.

Знания, которые получал древний человек из опыта повседневной жизни, закреплялись в языке — в словах, словосочетаниях, предложениях. Язык дал возможность хранить и передавать опыт поколений. Именно язык обеспечивает связь времен.

Но как без языка не могло бы существовать общество, так и язык не существует вне общества. Язык развивается и изменяется вместе с развитием общества. Изменения в обществе сразу же находят отражение в языке, прежде всего в его словарном составе.

Человек живет в обществе и потому не может обходиться без общения. Согласно данным исследований, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. Следовательно, речь является основным способом удовлетворения потребности человека в общении.

Если язык — это система знаков и символов, то речь — это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание — внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.

3. В чем отличие языка от речи?

Понятия » язык » и «речь » не нужно смешивать. Конечно, они тесно взаимосвязаны. Но язык — это категория общего, а речь выполняет роль частного. Язык — это явление сущностное, универсальное, речь — конкретное психофизическое явление, которое обеспечивает выполнение функций языка в конкретной ситуации общения.

Отличия речи от языка состоят в следующем.

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве.

Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна. Так, с объявлением гласности и свободы слова в нашей стране заметно изменилась манера изложения информации, особенно о политических лидерах, общественных процессах.

В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена. С примерами такой речи мы сталкиваемся часто в быту и на производстве.

Речь, с одной стороны, используя уже известные языковые средства, принципиально зависит от языка. В то же время ряд характеристик речи, например темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент, не имеют к языку прямого отношения. Особый интерес представляет использование в речи слов, отсутствующих в языке.

4. Каковы основные правила общения?

Культура речи — один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

4 стр., 1858 слов

Реферат речь и язык психология

... общей характеристике речи, а также соотнесенности языка и речи, их связи, механизмы и функции. Информационной базой послужили учебники по психологии. Речь - ... создателя Л. Заменгофа, должен служить общению и взаимопониманию народов. Сравнение фраз на языке эсперанто с их русским ... или единичность. Как можно дать одинаковое определение слова «воздух» для химии, физики, живописи, метеорологии, медицины? ...

Речь — это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника. Культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

Теперь что касается речевой культуры. По мнению большинства людей, речь — это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет — это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

Основные правила культуры речи: язык общение речь культура

1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если мы хотим донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

2) Перед тем как вступить в разговор, необходимо чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.

3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.

4) Стремится к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения мы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у нас будет, тем выше станет наша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

5) Научится находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливыми и дружелюбными.

6) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видим, что он нуждается в нашем совете или внимании. Помнить, что когда мы не отвечаем на слова собеседника, мы грубейшим образом нарушаем речевой этикет.

7) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали наш разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.

8) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

9) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, мы теряем свою индивидуальность.

8 стр., 3661 слов

Философия сознания. Язык общения

... языка и оценить его роль и значение в жизнедеятельности человека с философской точки зрения. 1. Структурность сознания В отечественной философии ... это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении ... способностью мыслить, сам процесс: движение, изменение, развитие объекта по законам бытия объективного мира и его фрагментов. ...

5. Почему при общении следует учитывать цель и адресата речи?

Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.

Общение и общество — родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должна быть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное — общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

обратная связь.

Таким образом, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, целью которого является установление контактов в процессе совместной деятельности. Поэтому, чтобы общение было успешным, нужно, прежде всего, знать язык, хорошо владеть речью. Нужно также всегда учитывать, с какой целью и к кому мы обращаемся, т. е. особенности адресата речи. Ведь мы по-разному будем о чем-то просить или в чем-то убеждать близкого человека и незнакомого, взрослого или ребенка, а значит, мы должны быть знакомы с элементами речевого этикета.

6. Какие вы можете назвать виды речевой деятельности, и как они соотносятся с формами речи?

слушание, чтение, говорение и письмо

Слушание — сложный акт речевой деятельности. Пониманию услышанного способствуют осмысление текста путем ответов на вопросы, деление прослушанного текста на части, определение основной мысли, составление плана прослушанного, пересказ текста.

Чтение, в отличие от слушания, требует свободного восприятия письменной речи.

Когда говорится об умении читать, то имеется в виду чтение «для себя» и чтение «для других». Чтение «для других» должно быть выразительным. Его особенность состоит в том, что одновременно отрабатываются умения осмысленно читать, понимать содержание письменного текста и умение голосом, звуковыми и интонационными средствами передавать свое понимание прочитанного.

Устная речь — это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.

Письмо это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо — это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.

7 стр., 3173 слов

Язык и речевая культура в жизни человека

... литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ 2.1 Культура и этика речевого общения Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в ...

Основная функция письменной речи — фиксация устной речи , имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения — телефона — уменьшило роль письма.

Слушание и говорение — относятся к устной речи, а чтение и письмо — к письменной.

7. От чего зависит характер речи?

нейтральный

официального

разговорного дружеского

А разговорно-фамильярное

8. Какова структура речевой ситуации?

Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение. Называют речевой ситуацией.

говорящим и слушающим (адресатом).

Говоря об отношениях между говорящим и адресатом, имеют в виду прежде всего не отношения в бытовом смысле слова, а социальные роли участников общения.

Еще один важный элемент речевой ситуации — зачем говорится то, что произносится в данной речевой ситуации. Каковы речевые цели, намерения участников? Каков должен быть результат их общения? Ученые считают, что цель говорящего — это тот результат, который говорящий сознательно или неосознанно хочет получить от своей речи.

И наконец, последнее, о чем надо сказать, рассматривая элементы речевой ситуации, — это условия и обстоятельства. Они определяют ее. Но не имеют прямого отношения к «действующим лицам»

9. Что такое литературный язык?

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/obschenie-i-rechpo-psihologii/

Каждое объединение людей (социум) по территориальному или профессиональному признаку, по интересам имеет свой язык, который входит в национальный язык как одна из его форм. Таких форм пять: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны.

Литературный язык — высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности:

— политику;

— законодательство;

— культуру;

— словесное искусство;

— делопроизводство;

— межнациональное общение;

— бытовое общение.

Русский национальный язык неоднороден по своему составу. Среди разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Это высшая форма языка, определяемая целой системой норм. В языкознании нормой называют правила употребления слов, грамматических форм, правила произношения, действующие в данный период развития литературного языка. Нормы охватывают все его стороны: письменную и устную разновидность, орфоэпию, лексику, словообразование, грамматику. Литературный язык обладает своими особенностями. К ним относятся:

— устойчивость (стабильность);

— обязательность для всех носителей языка;

7 стр., 3106 слов

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности

... в формах письменной и устной речи. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляции ценностей культуры. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является ...

— обработанность;

— наличие устной и письменной формы;

— наличие функциональных стилей;

— нормированность.

Уместно будет напомнить, что язык создается народом! Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его.

10. Что в языкознании называется нормой?

Литературная норма — это такое владение языком, которое принято в наиболее культурной и образованной части общества. Норма закреплена в словарях и академических грамматиках.

Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступней для понимания; чем она красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя или читателя. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики (последовательность, доказательность) и нормы литературного языка. Нужно уметь выбрать из всего богатства языка необходимое по смыслу слово или его форму, а также форму предложения. Нужно соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о благозвучии речи.

Существуют разные нормы русского литературного языка: орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, синтаксические, нормы правописания.

11. В каких источниках мы можем найти примеры литературного языка?

Литературный язык утверждается и поддерживается речевой практикой культурных людей, в частности писателей, черпающих сокровища речи из языка народа. Литературный язык, письменный и устный, — это язык радио и телевидения, газет и журналов, государственных и культурных учреждений.

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/obschenie-i-rechpo-psihologii/

1. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 448 с.

2. Максимов В.И. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В.И. Максимова. — М.: Гардарики, 2001. — 413 с.

3. Мизинина И.Н. Русский язык и культура речи. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. — 294 с. — (Серия «Непрерывное образование»).

4. www.wikipedia.org.

5. Ресурсы Рунета.