Речь как инструмент социализации. Виды речи

1.2 Дограмматический или этап первичного освоения речи.

(Второй год

совершенствование понимание речи взрослых.

Второе направление развития речи ребенка на втором году жизни – формирование собственной активной речи. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему. Он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания, конечно же, превышают пока возможности ребенка, поэтому он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.

Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.

Прирост слов в первое полугодие второго года составляет от 20 до 40 слов. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка:

Правильное произношение гласных и губных согласных звуков, в этом возрасте должно быть нормой. Однако слоговая структура слова часто нарушена. Ребенок не редко заменяет в словах шипящие звуки (ж, ш, щ), на более легко произносимые свистящие (з, с, ц).

Звук «ы» в два года еще не известен, а мягкий «л» часто заменяется на «й».

Конец второго года жизни ребенка характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А.Н.Гвоздев выделяет два периода:

Первый период

А. Н. Гвоздев отмечал, что «слова-предложения по-своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что оно не только называет предмет, но и отражает ситуацию. Дети говорят о том, что в данный момент происходит, делают, видят. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации. Появление двухсложного предложения вызвано новыми потребностями, возникающими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания»6 .

2 стр., 918 слов

Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни

... Все лекарственные средства для новорожденных и детей в возрасте до 1 года готовят в асептических условиях. Упаковка для лекарственных средств должна обеспечивать их стерильность в пределах срока годности. Заключение Таким образом, проблема обеспечения стерильности лекарственных форм для новорожденных и детей до 1 года ...

Второй период

Речь ребенка в этом возрасте ситуативная, так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками. Чаще всего она протекает в форме диалога. Диалог, как форма речевого общения, имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают между собой контакт.

В этом возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения преддошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка е примерами такой речи, эталонами которой являются сказки, рассказы.

Также стоит отметить, что ребенок к концу второго года способен выполнять двухступенчатые задания, о которых просят его взрослые.

1.3 Этап освоения грамматики.

(От трех до пяти лет)

Развитие речи в этом возрасте, как отмечает Попова М. В. идет в нескольких направлениях:

  1. Происходит овладение речью как средством общения

    (с помощью речи ребенок учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; учится строить с людьми адекватные отношения, обращаться по имени, приветствовать людей в принятой форме);

  2. Совершенствуется практическое употребление речи в

    общении с другими людьми;

  3. Речь становится основой развития психических процессов, орудием мышления;
  4. Ребенок начинает не только пользоваться речью, но

    и осознавать ее строение (что имеет важное значение для последующего овладения грамотой);

  5. Происходит активное формирование словаря и грамматического

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности, общения. Изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы общения. Переход от ситуативно-деловой формы, характерной для преддошкольника, к внеситуативно-познавательной, а затем к внеситуативно-личностной предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком коммуникативных задач. Речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников является превращение ее в орудие мышления.

7 стр., 3160 слов

Речь как средство общения

... речи речь вербальный коммуникация общение Таким образом, речь первично отображает не сам по себе предмет вне людских отношений, с тем чтобы затем служить средством духовного общения ... психологии речи, которая пытается свести слово в целом к роли условного знака. При трактовке слова как ... развития языка теснейшим образом связана. Тем менее возможно - как это часто делается - трактовать слово в целом как ...

По сравнению с ранним детством, которое длится от года до трех лет, словарь ребенка увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса напрямую зависит от условий жизни и воспитания.

Развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов. Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий, а слов-отношений всегда больше, чем слов-признаков.

В процессе овладения словарным запасом можно выделить две взаимосвязанные стороны:

Количественный рост словаря, указывает Эльконин Д. Б., «находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания детей. Индивидуальные различия здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития»7 .

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается 1200 слов, а активный словарь к концу пяти летнего возраста достигает 3000 — 3500 слов. Словарь ребенка систематизируется.

Качественная сторона овладения словарем касается процесса усвоения детьми семантики слов, развития их значения.

Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают названиями наглядно представленных или доступных их деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Это объясняется наглядно-действенным и наглядно-образным характером мышления дошкольников. По этой же причине в словаре дошкольника почти отсутствуют абстрактные понятия.

Смысловым содержанием слова дошкольник овладевает постепенно, по мере развития познавательных возможностей. Кольцова М. М. отмечает, что «для ребенка конца первого – начала второго года жизни слово обозначает только один определенный предмет. Здесь слово эквивалентно чувственному образу предмета»8 .

К концу второго года жизни слово для детей обозначает группу однородных предметов. Значение слова здесь шире, вместе с тем оно менее конкретно.

К трем-трем с половиной годам ребенок усваивает основные грамматические закономерности: изменяет слова по падежам, числам, лицам, употребляет все времена глагола, строит простые и сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

В дошкольном возрасте грамматический строй речи совершенствуется. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения. Однако русский язык имеет сложную систему грамматических правил и множество исключений из них, многочисленные случаи переноса ударения. Поэтому в течение всего дошкольного детства, когда идет активный процесс усвоения грамматических средств, в речи детей присутствуют грамматические ошибки.

20 стр., 9874 слов

Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры ...

... недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. [1, 2] Цель данной работы – выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР. Задачи: 1. ...

На определенном этапе развития детской речи словотворчество представляет собой закономерное явление, что говорит о недостаточном овладении разнообразием грамматических форм родного языка. Но, как правило, к пяти годам, словотворчество начинает угасать, так как ребенок уже прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует. На протяжении дошкольного детства развивается и совершенствуется синтаксическая сторона речи детей.

В речи младших дошкольников преобладают простые предложения. Характерным для этого возраста является употребление в начале предложений частиц: а, и, вот. В младшем дошкольном возрасте союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения применяются, главным образом, при дословном пересказе сказок. В речи детей этого возраста встречаются и сложноподчиненные предложения простой конструкции. Союзная связь в них часто заменяется интонацией. Наиболее широко употребляются предложения времени и дополнительные.

В среднем дошкольном возрасте в речи детей по-прежнему преобладают простые предложения, но структура их усложняется, появляются предложения с однородными членами. Происходит изменение структуры сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Так, в сложносочиненных предложениях начинают встречаться вводные слова, появляется союзы которые в речи детей младшего возраста не употреблялись. В сложноподчиненных же предложениях появляются придаточные предложения причины, сравнительные, условные, но последние употребляются крайне редко. Впервые в среднем дошкольном возрасте дети используют в речи обобщающие слова и однородные дополнения.

В речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших, дошкольников отвлеченного мышления.

Таким образом, к концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления.

Речь выступает для ребенка, прежде всего, как средство общения. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни тех закономерностей, которым подчиняется речь, ни своих операций в ней. О неосознанности своих речевых действий свидетельствует, например, тенденция дошкольников относиться к слову как к неотъемлемому, естественному свойству предмета. Названия предметов дошкольники объясняют свойствами этих предметов. Так, ребенок испытывает значительные затруднения, если перед ним ставится задача сделать слово и словесные отношения предметом своего сознания. Пересчитывание отдельных слов-существительных не представляет для дошкольников трудностей, так как здесь слова совпадают с предметами, обозначаемыми этими существительными. Если же в ряд называемых слов входят прилагательные или глаголы, то младшие дошкольники их вообще опускают и только дети старшего дошкольного возраста справляются с этой задачей.

7 стр., 3195 слов

Контрольная работа — Развитие речи — Обучение дошкольников ...

... данной работы – определить особенности процесса обучения дошкольников пересказу литературных произведений. Задачи: 1. Описать сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей дошкольного возраста. 2. Выделить принципы отбора литературных произведений для пересказа дошкольниками. 3. ...