Чувство вины как психологический феномен

Дипломная работа

Введение

Актуальность:

Чувство вины, как психологический феномен вызывает активный интерес в рамках следующих подходов:

1. психоанализа (З. Фрейд, В. Райх, Э. Фромм и др.),

2. гуманистического (А. Маслоу и др.),

3. экзистенциально-гуманистического (И. Ялом, Дж. Бьюдженталь и др.),

4. экзистенциального (М. Бубер и др.),

5. когнитивного (K. Barret, А. Beck и др.).

В российской психологической науке к феномену чувства вины обращались, как правило, в рамках общей теории эмоций и чувств (Ю. Сидоренко, Г. Шингаров, М. Якобсон и др.), в теории морального развития и воспитания (В. Малахов, В. Щур), в свете изучения социальной адаптации (А. Растигеев), в контексте исследования самосознания и самоотношения (И. Кон, Е. Соколова, и др.).

Главным основанием к изучению чувства вины, является то, что подчеркивается как внутренняя, так и социально-психологическая природа данного феномена, его связь внутреннего становления с социальным становлением человека.

В психологической литературе феномен чувства вины в контексте «Переживания, как психологического процесса, который оказывает глубокое воздействие на поведение и чувства человека»- практически не встречается. Это обуславливает необходимость самодостаточного изучения переживания чувства вины в отдельном исследовании.

Значимость исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью, растущими запросами практики и высокой психологической значимостью изучения переживания чувства вины в контексте индивидуальной направленности.

Целью исследования является изучение переживания чувства вины человека.

В качестве объекта данного исследования являются лица в возрасте от 25 до 55 лет. Общее число испытуемых составило 12 человек (6 мужчин, 6 женщин).

Предметом исследования является «чувство вины» как психологический феномен. Исследуются имплицитные представления о данном феномене; его свойства и особенности переживания личности (вина-чувство, вина-эмоция); его структура и качественное изменение в процессе психотерапии личности.

Гипотезы:

Переживание чувства вины различается по характеру, длительности и интенсивности эмоций индивида и проявляется в межличностном поведении.

Задачи исследования:

1. Классифицировать эмоции и чувства приводящие к чувству вины.

2. Определить взаимосвязь эмоций и чувства вины и их последствия.

Научно-практическая значимость работы:

3 стр., 1333 слов

Методы изучения эмоций

... при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других -- бледнеет.[7] Давайте рассмотрим методы изучения эмоций. 1. Методы изучения эмоций К методам изучения эмоций относятся Исследования на нейрофизиологическом уровне ... к состоянию успокоения. Раздражение передней и нижней поверхности височной доли вызывает чувство страха; переднего и заднего отделов гипоталамуса -- тревоги и ярости; ...

Теоретическая значимость работы определяется тем, что избранный путь исследования психологического феномена вины дает основание для решения ряда вопросов, связанных с происхождением этого феномена, его структуры, функций и роли в жизни человека. Результаты данного исследования могут быть использованы в лекционных курсах и семинарских занятиях по общей, возрастной психологии и психологии развития, а также в педагогике, этике и других отраслях человекознания.

Практическая значимость состоит в актуальности полученных результатов о структуре и специфике переживания вины человека. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий при решении задач индивидуального и семейного консультирования; в диагностических целях — для выявления причин неадекватного переживания вины; будут полезны в разработках тренинговых программ.

1. Теоретические основы обоснования чувства вины

1.1 Чувства и эмоции

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки. Эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.

Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.

Физиологической основой чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения, тремор, сухость во рту, звон в ушах, головные боли и т.д.).

4 стр., 1603 слов

Эмоции как внутренний регулятор деятельности

... эмоций. Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства ... проявлением вегетативного компонента эмоций являются изменения деятельности внутренних органов, которые не связаны с физической нагрузкой. Эмоция, получившая достаточную силу ...

Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.

Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний:

  • «Удовольствие — неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение — как неудовольствие.
  • «Напряжение — разрешение».

Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).

— «Возбуждение — успокоение «. Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.

Различают также стенические (греч. «стенос» — сила) и астенические (греч. «астенос» — слабость, бессилие) эмоции:

— Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть).

При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему.

— Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность).

Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.

Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

9 стр., 4405 слов

Соответствие человека педагогической деятельности

... мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на ... рассматриваются его функции, способности, умени В исследованиях Е.А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и ...

Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а «разлитое» общее состояние. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.

Страсть — является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса).

Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известии).

Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект — это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Стресс (англ. напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово «стресс» употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907—1982).

Он же ввел понятие «фазы стресса», выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса).

Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения, отрицательный чувства и эмоции. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

15 стр., 7368 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

... Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика ... их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, ... чувства, отношение говорящего к тому, о чем или о ком говорится. Наблюдательный человек может многое узнать и понять о ...

Фрустрация — это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

1.2 Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

  • Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи).

    Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек;

  • они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

— Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

— Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

— Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

— Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха — неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

12 стр., 5884 слов

Изучение переживания чувства вины человека

... и специфике переживания вины человека. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов близких профессий при решении задач индивидуального и семейного консультирования; в диагностических ...

— Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга).

Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.

— Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

1.3 Основные понятия чувств вины в различных психологических теориях

Чувство вины — непродуктивная реакция человека на самоосуждение и самообвинение. По сути, это агрессия, направленная на самого себя. Люди, испытывающие чувство вины, склонны к самобичеванию, самоедству, стремятся каким-либо способом понести самонаказание. При этом человек, погруженный в чувство вины, не в состоянии анализировать свои проступки, искать варианты улучшения положения, совершать какие-то реальные действия по исправлению ситуации. Он смотрит в прошлое и там застревает. Чувство вины деконструктивно, вызывает постоянное напряжение, дискомфорт, ощущение боли и тяжести, тоску, разочарование, пессимизм, отнимает энергию и силы. Когда чувство вины становится хроническим, оно изменяет даже тело человека. В первую очередь страдает осанка. Такие люди «носят» опущенные плечи, ходят в понурой позе. Им нередко бывает трудно смотреть человеку в глаза, они опускают взгляд и низко склоняют голову. Вина — это прямая программа наказания (разрушения) себя. Вина, чаще всего задаётся чрезмерной (не правильной) ответственностью за ошибки других, то есть, когда человек винит себя, что якобы он что-то не предусмотрел, не предупредил, хотя адекватно ошибка и её последствия — это ответственность совершенно других людей.

Так же, чувство вины появляется там, где человек чрезмерно требователен к себе, где он требует от себя невозможное (то, что не в его компетенции, ответственности, не в его сфере влияния).

Чувство вины, если оно не устраняется — ведёт к самобичеванию, саморазрушению, ослаблению, а если оно становится хроническим, то и к скатыванию вниз по судьбе, к падению (отказам от жизни, т.д.).

Необходимо понимать, что чувство вины — это не позитивное, а негативное чувство, вернее эмоция, которая беспощадным образом разрушает и поедает все светлые чувства в душе человека, убивает радость, уважение к себе, любовь и всё светлое, что живёт в сердце.

В психологии существует множество различных понятий о переживании чувства вины человеком. Вот несколько из них:

— Эйбл-Эйбесфельдт доказывал, что развитие этических норм имеет под собой биологическую основу, и в полном соответствии с теорией дифференциальных эмоций предположил, что связанное с этическими нормами развитие чувства ответственности и вины также имеет генетическую основу.

  • Осьюбел не указывал прямо на биогенетический механизм вины, однако утверждал, что эта, по сути своей очень человеческая, эмоция лежит в основе развития и упрочения социальных норм и потому с неизбежностью представлена во всех культурах, при минимально благоприятствующих тому условиях. Он выдвинул три психологические предпосылки развития эмоции вины: 1) принятие общих моральных ценностей;
  • 2) интернализация этих ценностей;
  • 3) способность к самокритике, развитая настолько, чтобы воспринимать противоречия между реальным поведением и интернализированными ценностями.

— Согласно фрейдистской теории корни вины в страхе человека перед внешним авторитетом, который в свою очередь берет начало в страхе ребенка перед отцом. Чувство вины по З. Фрейду представляет собой напряжение между образующими личность инстанциями «Сверх-я» — совестью и «я» — принципом реальности. З. Фрейд стремится выделить различные способы проявления чувства вины: от нормального до психопатологического. Нормальное чувство вины осознанно. Однако, согласно концепции З. Фрейда, большая часть чувства вины бессознательна, т.к. возникновение совести тесно связано с Эдиповым комплексом, который принадлежит к сфере бессознательного.

4 стр., 1589 слов

Природа и сущность человека в философии

... проблем природы и человека в философии. Изучение их специфик. Узнать что же такое природа, что оно из-за себя представляет? Задачи: объяснение проблем человека и природы в философии. дать определения понятиям человек и природа. сделать ... не по вине человека, весь лес сгореть может, если люди нечего не сделают. Примеров много можно привести.. Лучше о человечестве поговорить. В истории философии было ...

— Представители неофрейдизма К.Г. Юнг и Э. Фромм также, касаясь вопроса вины, говорят о совести. Каждый из них подразделяет совесть на истинную, ведущую к психическому здоровью, целостности — моральная реакция по К.Г. Юнгу и гуманистическая совесть по Э. Фромму, и навязанную извне, ведущую к дисгармонии — моральный закон по К.Г. Юнгу и авторитарная совесть по Э. Фромму.

— Крупнейший представитель современного психоанализа Джозеф Вайсс, разработавший теорию, утверждающую, что основной причиной большинства психологических проблем являются патогенные убеждения, полагает, что вина межличностна по происхождению и функциям и играет адаптивную роль в поддержании отношений между людьми. И, тем не менее, он полагает, что вина может стать малоадаптивной, иррациональной и патогенной, когда она преувеличена и сдерживаема, или когда она обобщена и неоднократно связана со стыдом. Опираясь на информацию, полученную в ходе психотерапевтической практики, Д. Вайсс выделил пять типов вины, в том числе адаптивная вина и четыре типа вины дезадаптивной, иррациональной. К ним относятся: вина выжившего, вина гиперответственности, вина отделения и вина ненависти к себе. Не менее интересная попытка классификации типов вины была предпринята в другой современной психоаналитической работе. Здесь были выделены такие типы вины, как зрелая, нарциссическая, навязанная нарциссическая вина и псевдовина.

— Проблемы вины коснулись и представители трансактного анализа, основывающие все свои рассуждения на принятии постулата о трехкомпонентном (Родитель — Взрослый — Дитя) строении личности. Э. Берн в своей работе «Игры, в которые играют люди» описал игру под названием «Изъян», суть которой в том, что «игрок», человек, склонный к переживанию вины пытается утвердить свое Я посредством поиска изъянов у окружающих. Другой представитель описываемого направления Т.А. Харрис считает, что вина записана в «неблагополучном Дитя», которое вследствие запретительного воспитательного процесса, вызвавшего негативные переживания заключает: «Я не в порядке». Сами же моральные ценности заключаются в Родителе. «Можно» и «нужно» — понятия Родителя. Главным вопросом для Т.А. Харриса является, могут ли они стать понятиями Взрослого. Очень важным является то, кому принадлежит голос совести — Родителю, Взрослому или Дитя. Только моральные ценности, ставшие понятиями Взрослого следует рассматривать в качестве понятий истинной, зрелой совести, поскольку лишь Взрослый способен здраво расценивать ситуации. В противном же случае позиция «Я не в порядке», детерминирующая переживание вины, заставляет человека играть в постоянные игры, носящие деструктивный характер.

— Мандлер утверждает, что тревога и вина — не более чем разные названия одного явления, то, что в одной ситуации человек назовет «тревогой», в другой получит имя «вины». С точки зрения Мандлера, переживание вины — не что иное, как тревога относительно реального или воображаемого промаха. По его словам такая разновидность тревоги (обозначенная индивидом как «вина») запускает особый защитный механизм, характеризующийся желанием «отменить совершенный поступок». Мандлер указывает, что работа этого защитного механизма сводится к попыткам загладить или нейтрализовать ущерб, нанесенный его ошибочными действиями.

— Розенхан и Лондон утверждали, что вина является самостоятельным мотивационным феноменом. По их мнению, эмоция вины способствует ослаблению тревоги и помогает избежать более серьезных психических расстройств. Лондон отмечал, что мании, сопровождающие психотическую депрессию, часто развиваются на фоне переживаний вины и собственной никчемности.

— Льюис обнаружила существенные различия между эмоциями вины и стыда: она обратила внимание на то, что если эмоция стыда играет особую роль в развитии депрессивных заболеваний, то эмоция вины в крайних проявлениях вызывает обсессивно-компульсивный невроз и паранойю. Льюис признавала, что эмпирическое исследование роли вины в психопатологии представляется затруднительным, однако указывала на его необходимость. По ее мнению, понимание особенностей эмоций стыда и вины будет способствовать лучшему пониманию процесса формирования невроза.

— Маурер придерживается мнения, что совесть и реальная вина (возникающая как следствие реальных поступков, которые субъект уже совершил, но хотел бы, чтобы они не были совершены) играют главную роль в процессе формирования невроза. По его словам, невротик идет на поводу своих желаний, которые ущемляют интересы других людей — таким образом, он создает реальные предпосылки для переживания вины.

— Петерсон исследовал процесс социализации, который представил как процесс становления совести в полном соответствии с воззрениями Маурера. Петерсон обнаружил, что дети с невротическими характеристиками (застенчивые, тревожные, пугливые и беззащитные) плохо социализированы, не способны применять социальные навыки в реальной жизни. Точку зрения Маурера подкрепляют данные экспериментальных исследований Джонсона и соавт. Эти исследователи продемонстрировали, что совесть, измеренная ими как устойчивость к искушениям, положительно коррелирует с хорошей адаптацией в социальной среде. Анализ нравственного развития и поведенческих нарушений у детей, произведенный Огреном и Докецки, еще раз убеждает в правоте Маурера. Авторы указывают, что децентрация (уменьшение эгоцентризма) и социальная интеграция являются важными понятиями теорий совести как у Эриксона, так и у Маурера. Было отмечено также, что нравственная незрелость может вести к нарушению внутригрупповых отношений у детей, к неврозам и даже к параноидной шизофрении.

— Саразон представил концепцию вины, во многом сходную с концепцией Маурера. Так же как и Маурер, он считает, что процесс усвоения вины обусловлен наказанием. В работе Саразона не нашлось места для определения вины, страха и тревоги, лишь мельком он обращает внимание на то, что вина тесно связана с установками и с индивидуальной Я-концепцией.

— Маккеннан исследовал реакции на психологические и физические методы воспитания с помощью ретроспективных отчетов студентов Гарвардского университета. Студентов попросили вспомнить и описать свои реакции на то или иное наказание. Так, описывая свои переживания, связанные с физическими методами воспитательного воздействия, студенты указали на «гнев, упрямство, возмущение, раздражение, ненависть, холодное отвращение и так далее». Напротив, свою реакцию на угрозу лишения любви они описали как «стыд, сожаление, угрызения совести, раскаяние, желание извиниться, желание никогда не поступать так снова и так далее».

— Социальную природу стыда и вины подтверждает обращение к истории первобытных народов. С.Ф. Анисимов, полагающий, что на развитие этих переживаний оказывает определяющее влияние общественная идеология, приводит в пример первобытных людей, которые, если позволяли климатические условия, ходили обнаженными, не испытывая при этом никакого стыда. Автор объясняет это тем, что они попросту не имели о нем понятия». Чувство стыдливости появляется у этих народов впервые тогда, когда они получают одежду и приобщаются к общественной психологии людей, живущих в условиях цивилизации и считающих чувство стыдливости добродетельным.

В современном мире индивид сталкивается с такими ситуациями, как:

— Жажда к самодовольству — Человек совершает действия, о которых потом придется пожалеть. Сюда можно отнести вредные привычки — курение, употребление алкоголя, и даже удовольствие от съедения вредной (по субъективным критериям) пищи, полигамность индивидуума.

— Ложь — По общепринятым нормам морали, человек должен быть честным. Поэтому, обманывая других, люди склонны чувствовать себя виноватыми. Если же эти ситуации повторяются, «порочный круг» замыкается, и человек может испытывать навязчивое чувство вины.

— Собственное бездействие — Современное общество подталкивает человека к активности. Поэтому, позволяя себе иногда бездельничать, человек начинает испытывать чувство вины. Порой люди могут мучиться даже из-за того, что работают не так много, как сами считают нужным.

  • Гнев и другие негативные эмоции — У многих чувство вины появляется из-за явного проявления эмоций, которое может причинить страдания другим людям.
  • Иллюзия контроля — Человеку очень хочется думать, что события, происходящие в его жизни, являются следствием его действий, и он все может контролировать.

— Бессознательное — Человек не всегда может осознавать испытываемое им чувство вины. Оно может проявиться через желание защищаться, оправдываться, а так же возможна проекция — обвинение другого в том, что связано с нашими собственными поступками. Бессознательное чувство вины приводит к разрушительным установкам по отношению к себе — «Я виноват, и должен понести наказание».

2. Эмпирические исследования

2.1 Психотерапия чувства вины

Мошер предложил интересную классификацию разновидностей переживания вины:

1) Вина за враждебное поведение (переживание вины индивидом вызвано его враждебными чувствами и агрессивными поступками);

2) Вина за сексуальное поведение (переживание вины вызвано мыслями, чувствами и поступками индивида, связанными с сексуальными отношениями);

3) Нравственная вина (переживание вины, связанное с угрызениями совести).

Способ для рассеивания избыточного потенциала вины — просьба о прощении. Если человек носит в себе чувство вины, он стремится удержать негативную энергию и нагнетает избыточный потенциал. Попросив прощения, человек отпускает его и позволяет энергии рассосаться. Просьба о прощении, признание своих ошибок, замаливание грехов, исповедь — все это методы.

Согласно определению ВОЗ, здоровье — это гармоничное сочетание физического духовного и социального благополучия. Проблемы здоровья и нездоровья во многом заложены в самом человеке, его воспитании, культуре и системе отношений. Эмоции, дающие сильный эффект, влияют на выработку гормонов стресса таких, как адреналин, кортизол и т.д. В небольших количествах гормоны стресса даже полезны организму так, как дают ощущение прилива сил.

В больших же количествах, гормоны вызывают перенапряжение нервной системы, что является разрушительным для внутренних органов:

  • Не выраженный страх наказания, вызванный чувством вины может вызывать бессонницу и головные боли.
  • Гнев на себя и других, вызванный чувством вины, вызывает язву желудка, гипертонию или артрит суставов.
  • Бессознательная эмоция вины мешает радоваться своим успехам и достигать их. Может вызывать варикозное расширение вен.
  • Раздражение, вызванное чувством вины, приводит к гастриту.
  • Невысказанная обида на себя и на других, вызванная чувством вины, способна спровоцировать развитие астмы, гипертонию или артрит, а обида мужчины на свою жену — проблемы с потенцией вплоть до заболеваний предстательной железы.
  • Не выраженная ревность и последующее чувство вины приводит к преждевременному старению кожи.

Терапия чувства вины включает несколько этапов — это оценку чувства вины; дебрифинг вины (выяснение всех подробностей); коррекцию ошибок мышления.

По существу нет необходимости переживать от необоснованного или даже разумного чувства вины, если следовать следующей инструкции:

1. Осознать, существует ли вина на самом деле, или это плод воображения. Если чувство вины иллюзорно, то его легче побороть в себе.

2. Если вина, все же, есть, необходимо попросить прощение за содеянное у того, перед кем виноваты. Если это уже не возможно, просто проговорить вслух свои извинения, представляя этого человека, стоящим перед вами.

3. Поговорить о своем чувстве вины. Иногда бывает достаточно выговориться, чтобы снять с души камень.

4. Осознать чувство вины, для себя письменно изложить на бумаге то, что беспокоит. Разложить свое чувство вины по полочкам, как можно подробнее. Затем прочитать все внимательно и уничтожить написанное.

5. Вспомнить и проанализировать причины, по которым был совершен поступок, вызвавший чувство вины. Найдите для себя оправдания. Например, такое: вы не могли заранее предполагать результатов своего поступка.

6. Дать себе обещание, что такое никогда не повторится в вашей жизни.

7. Если ничего из перечисленного не убавило чувства вины, обратитесь к специалисту за психологической помощью.

В основе наших исследований лежит Гештальт (Ф. Перлз).

По сути своей теория гештальт-терапиия это синтез традиционного психоанализа, гештальтпсихологии, психодрамы и телесно-ориентированной терапии, разных психологических концепций и направлений. Целостный образ, структура взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением. В идеале цикл гештальта выглядит так:

  • Возникновение потребности (хочется пить).

  • Поиск возможности ее удовлетворить, оценка осуществимости этой возможности (ищем воду).

  • Удовлетворение (пьем).

  • Выход из контакта (жажда утолена — ставим пустой стакан на стол).

В результате такого цикла гештальт завершается (разрушается).

Процесс возникновения и завершения гештальта может занять секунду, минуту, часы, годы или всю жизнь. Но внешние или внутренние события могут помешать этому процессу. Цикл остановится на какой-то фазе, произойдет разрыв границы контакта и возникнет незавершенная ситуация.

Завершенный гештальт отправляется на утилизацию, склад или полочку сознания, а незавершенный остается с нами. Пока нет удовлетворения или внутреннего принятия невозможности получить желаемое, гештальт, вместе с множеством себе подобных, давит на сознание, паразитируя на других событиях. Незавершенный гештальт может стать многотонным сизифовым камнем ощущения вины перед умершим родственником или картонной папочкой несдержанного по мелочи обещания.

Суть остается одинаковой — прошлое мешает реализовываться настоящему. Наши страхи, зависимости, конфликты, кризисы и стрессы можно представить в виде ящика, заполненного незаконченными гештальтами. Если ящик не забит доверху чем-то тяжелым, то с ним легко передвигаться. Но чем тяжелее груз, тем нужнее помощь психолога.

Дело в том, что незавершенные гештальты могут вызвать сбои в работе механизмов, защищающих нашу психику. Может сломаться:

— Проекция — это тенденция перекладывать на окружающую среду ответственность за то, что берет свое начало в человеке. К ней прибегают, сталкиваясь с неприятием ряда своих потребностей и чувств, которые проще приписать внешнему миру. Нормальная проекция помогает устанавливать контакты и понимать других людей, патологическая постоянно проявляется не к месту и в ряде случаев подменяет собой реальность.

— Ретрофлексия — стремление делать себе то, что хотелось бы получить от других или сделать с другими. При патологических проявлениях ретрофлексии возникают психосоматические болезни, стремление причинить себе боль, высшей формой ретрофлексии является самоубийство.

— Интроекция — включение во внутренний мир человека оценок, мотивов и установок других людей без критического к ним отношения. Для ребенкаинтроекция является важнейшим инструментом идентификации себя как члена общества и дальнейшего познания мира. Патологическая же интроекция возникает, когда идеи, привычки или принципы воспринимаются целиком, без проверки на несовместимость с уже существующим опытом.

— Конфлуэнция (слияние) — состояние отсутствия границы контакта, когда человек теряет осознание себя. В норме временное слияние существует у матери и младенца, у влюбленных. Здоровая психика при этом через время возвращается на круги своя и самоидентифицируется. При патологической конфлуэнции невозможны нормальные контакты с другими людьми, так как присутствует постоянное желание контролировать их поведение сверх необходимости.

Гештальт-терапия считает накопление незакрытых гештальтов одной из главных причин формирования неврозов. В числе прочего она занимается «починкой» механизмов контакта и устранении невротических препятствий к ним. В процессе гештальт-терапии человек заново переживает прерванный гештальт, получая возможность закончить его, т е. избавиться от причин возникновения невроза.

Гештальт-терапия вобрала в себя и породила большое количество вербальных и невербальных методик работы. Среди наиболее популярных можно назвать: пустой стул, работа с метафорами и сновидениями, усиление телесных реакций, высвобождение внутренней энергии, проигрывание ролей и ситуаций, монодрама, арттерапия, полярности, осознавание.

2.2 Собственные исследования

Терапевтический процесс, т. е. постоянный обмен информацией между пациентом и терапевтом, давно уже признают одним из центральных факторов терапии. Терапевтический процесс в рамках индивидуальной терапии охватывает интеракции между пациентом и терапевтом со всеми актуальными признаками (например, вербальный и невербальный информационный обмен).

Проективные методы диагностики хорошо известны и популярны в психологии. Для своей работы мы выбрали метафорические ассоциативные карты, такие как уникальная авторская колода карт ПсихоТаро Алексея Симоненко, которая помогает установить связь с глубинными слоями психики индивидума, найти ключ к духовной гармонии, осознанной жизни и полноценной самореализации. Карты ПсихоТаро — это уникальный инструмент и помощник практического психолога. С помощью этого инструмента психолог исследует область ассоциаций и образов индивидуума. Это позволяет практически мгновенно получить без сопротивления доступ к бессознательному клиента, раскрыть субъективные причины поведения человека, межличностного поведения на более глубоких слоях подсознания. Изначально метафорические ассоциативные карты, в том числе и ПсихоТаро являются проективной методикой: важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку. Хозяин карты — хозяин истории, автор рассказа об этой картинке. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.

Карты наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений или картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности. Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения своей проблемы. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса, работа с картами поражает глубиной диагностики и быстротой терапии.

Карты ПсихоТаро способствуют созданию диалога между внешним и внутренним миром индивидума.

На подсознании мы помним все, что с нами происходило, но не всегда это осознаем. Вслед за образом всплывают ассоциации, связанные с ним в подсознании, и этот поток ассоциаций, запущенный отпечатком нашей жизни, позволяет просмотреть наш внутренний «фотоальбом». К каждому образу прикреплены эмоции, чувства, ценности, убеждения. Карта играет роль толчковой доски в мир воображения, в который мы, «рационалы», крайне редко заходим. Из внутреннего поля этой фантастической реальности человек может под другим углом зрения увидеть внешнее и переосмыслить его, т.е. запускается круг преобразования. То есть карты позволяют создавать безопасное экологичное поле для диалога между внешним и внутренним миром клиента.

Карты ПсихоТаро способствуют реконструкции событий.

Просматривая наш внутренний фотоальбом, мы реконструируем события. вербализация события является терапией, карты дают возможность безопасно говорить о наболевшем. Выход на метафорический уровень осмысления событий позволяет «поместить» их в другие слова, не прежние. Новые слова позволяют видеть эти события уже иначе. Взгляд «по-новому» ведет к другому решению. Реконструкция психотравмирующих событий на картах позволяет избежать дополнительной ретравматизации человека, запускает его внутренние процессы самоисцеления, создают безопасный контекст поиска и моделирования решения, запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Метафорические ассоциативные карты, в том числе и ПсихоТаро, как инструмент психолога.

  • Позволяют обойти внутреннее сопротивление и рациональное мышление путем снижения сознательной цензуры.
  • Убирают внутреннее напряжение и сопротивление.
  • Создают атмосферу безопасности и доверия.
  • Позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом и глубоко диагностировать его проблему.
  • Позволяют наглядно увидеть картину любых межличностных отношений.
  • Показывают картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности, создавая диалог между его внешним и внутренним миром.
  • Позволяют прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы.
  • Позволяют моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией времени.
  • Позволяют обратиться к психотравмирующей ситуации клиента через метафору, и тем самым избежать его дополнительной ретравматизации.
  • Позволяют клиенту проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само по себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы).

  • Обескураживают быстротой и эффективностью терапии.
  • Создают безопасный для клиента контекст поиска и моделирования решения.
  • Запускают внутренние процессы самоисцеления клиента.
  • Запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.
  • Позволяют использовать бесконечное количество комбинаций и тем при работе с одним и тем же клиентом в разные периоды психотерапии.

В ходе исследования, мы предъявляли карты Психотаро клиентам, первичные запросы которых звучали как:

  • Ревность супруга (супруги).

  • Потеря близкого человека.
  • Панические атаки.
  • Измена супруга (супруги).

  • Разногласия матери или отца с детьми.
  • Комплекс отличника (отличницы).

  • Внутриличностные конфликты.
  • Межличностные конфликты.

Одна из техник работы с картами Психотаро заключается в формулировании запроса поочередном вытаскивании карт и их ассоциировании, интерпретации.

1. Клиент формулирует вопрос, с которым хочет поработать. От качества сформулированного вопроса зависит эффективность работы.

Напоминаем: карты Психотаро дают возможность безопасно исследовать содержание внутреннего мира индивида, больше понять самого себя и стать более эффективными в решении жизненных задач.

Запрос должен быть лаконичным, связанный непосредственно с клиентом (исследование проблем сына в отношениях с девушками не будет эффективным), звучащий из исследовательской позиции.

Например:

* Хочу исследовать мои отношения с партнером, (или с родителями, ребенком и т.д.).

* Я и моя работа.

* Мое внутреннее состояние.

Если возникает сложность с формулированием конкретного вопроса, возможен компромисс.

* Хочу исследовать мою актуальную проблему.

Если психолог и клиент достаточно разобрались в самой проблеме, тогда рекомендуется сосредоточиться на решении:

* Хочу увидеть возможные варианты решения.

* Что я могу сделать, чтоб изменить сложившуюся ситуацию?

2. Сформулировав вопрос, вытягиваем 3 карты: 1 карта — означает саму проблему, 2 карта — шаг к решению проблемы и 3 карта — итог, решение проблемы.

Когда мы кладем карты нам становиться необходимо прояснить целостный смысл этой комбинации. Карты стимулируют нашу интуицию и эмоции (правое полушарие головного мозга) с помощью изображения и возбуждают нашу рациональную и анализирующую часть (левое полушарие головного мозга) словом под картинкой, помогая нам найти искомое решение.

Исследование состоит из следующих шагов:

* Будьте спонтанны и субъективны, выражайтесь просто и используйте свое воображение. Прочтите слово на карте и объясните, что оно значит для вас. Обратите внимание на то, как это слово звучит для Вас. Помните, что нет «правильных» интерпретаций карт. В картах ПсихоТаро часто возникает феномен чтения «между строк», являющийся важной составляющей процесса исследования. Необходимо также учитывать контекст, возникающий при комбинации несколько карт. Иногда максимальный эффект приносит замена слова на карте на противоположное по смыслу.

* Сфокусируйтесь на чувствах, которые возникают при комбинации двух карт. Будьте максимально искренними.

* Соотнесите интерпретации, связанные с комбинацией карт с контекстом вашего вопроса. Используйте в рассказе настоящее время, говорите от первого лица «Я», вместо «кто-либо», «они», «ты». Избегайте неопределенных предложений, таких как «если бы», «может быть», «возможно», «однако». Избегайте излишних обобщений, теоретизирования. Постарайтесь не использовать слова «я думаю» и «я должен».

3. Ответив на вопрос, завершаем упражнение.

При работе с картами Психотаро истоками тревог клиентов выступало чувство вины, переживаемое с разной степенью интенсивности.

Табл. 1. Ситуационный подход к сбору эмпирических данных при изучении переживания чувства вины, как разрушающая эмоция у мужчин и женщин в возрасте от 25 до 55 лет перед проведением 10 сессий с МАК картами

Тема запроса

Мужчины 6 человек-100%

Женщины 6 человек-100%

Склонность к частым воспоминаниям ситуаций, связанных с переживанием чувства вины.

3 50%

6 100%

Интенсивность, сила переживания чувства вины

5 90%

6 100%

Длительность переживания чувства вины

5 90%

6 100%

На мое здоровье повлияло отрицательно

3 50%

6 100%

На мою психику повлияло отрицательно

3 50%

6 100%

На взаимоотношение в семье повлияло отрицательно

6 100%

6 100%

На взаимоотношение с окружающими повлияло отрицательно

3 50%

6 100%

На всю мою жизнь в целом повлияло отрицательно

5 90%

6 100%

Общий %

71,25%

100%

Табл. 2. Ситуационный подход к сбору эмпирических данных при изучении переживания чувства вины, как разрушающая эмоция у мужчин и женщин в возрасте от 25 до 55 лет после проведения 10 сессий с МАК картами

Тема запроса

Мужчины 6 человек-100%

Женщины 6 человек-100%

Склонность к частым воспоминаниям ситуаций, связаных с переживанием чувства вины.

1 10%

3 50%

Интенсивность, сила переживания чувства вины

1 10%

3 50%

Длительность переживания чувства вины

1 10%

3 50%

На мое здоровье повлияло отрицательно

1 10%

3 50%

На мою психику повлияло отрицательно

1 10%

3 50%

На взаимоотношение в семье повлияло отрицательно

3 50%

3 50%

На взаимоотношение с окружающими повлияло отрицательно

1 10%

3 50%

На всю мою жизнь в целом повлияло отрицательно

3 50%

3 50%

Общий %

20%

56,25%

Так было установлено, что переживание чувства вины различается по характеру, длительности и интенсивности эмоций индивида и проявляется в межличностном поведении. Отметим, что женщины наиболее склонны к воспоминаниям ситуаций, связанных с переживанием чувства вины, сильнее переживают данное чувство, которое отрицательно сказывается как на здоровье физическом так и психологическом, а так же в семье и социуме.

Отметим так же, что терапия с таким психологическим инструментом, как МАК карты, достаточно эффективна и снижает процент деконструктивности психологического и физического состояния индивида при переживании чувства вины.

Заключение

чувство вина психологический эмоциональный

В нашей работе мы провели исследование по изучению переживания чувства вины человека с помощью мак Психотаро.

В теоретический части были рассмотрены и классифицированы эмоции и чувства человека, их функция, а также основные понятия чувства вины в различных психологических направлениях.

Чувство вины — это термин, который объединяет в себе проявления Сверх-Я, страх перед внешней властью, напряженность между потребностью в любви со стороны власти и порыва к удовлетворению влечений.

Для изучения того, как протекает переживание чувства вины у индивида, мы опирались на работу с таким психологическим инструментом как карты Психотаро. Было выявлено что метафорические ассоциативные карты, в том числе и Психотаро, позволяют установить диалог с подсознанием, осознать и принять чувство вины как экзистенциальную данность в жизни человека.

Таким образом переживание чувства вины различается по характеру, длительности и интенсивности эмоций индивида и проявляется в межличностном поведении. В ходе работы с психологическим инструментом картами Психотаро, состояние клиента, который обращался первично с запросом переживания чувства вины, в начале работы сопровождалось телесными ощущениями, слезами, агрессией и обидой на окружающих людей. После сессии состояние клиента заметно стабилизировалось, телесные ощущения становились менее яркими, эмоциональный фон после вентиляции эмоций выравнивался. Клиент осознанно, постепенно начинал пересматривать, анализировать то, что послужило запуском негативного состояния.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/vina-kak-psihologicheskiy-fenomen/

1. А. Адлер Практика и теория индивидуальной психологии (1927).

2. А. Адлер Невротическая конституция (1917).

3. А. Адлер Постижение человеческой природы (1927).

4. Бек А.Т., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. — СПб.: Питер, 2002. — 350с.