Театрализованная деятельность как способ развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы развития творческого воображения у детей заключается в том, что данный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения. В последние годы на страницах педагогической и психологической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии детей дошкольного возраста, об определении сущности механизмов воображения.

В современном мире резко вырос социальный престиж научных знаний и интеллекта. Это связано с желанием дать детям как можно больше знаний, научить их читать, считать и писать, а не способствовать чувствовать, творить и думать. Сегодняшние дети знают больше своих сверстников 15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они гораздо реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость. Проблема развития игровой деятельности детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной педагогической науки, практики и теории дошкольного образования. Актуальность этой проблемы на данный момент обусловлена постепенным вытеснением игры из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Один из важных вопросов психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей, о значимости творческой работы в развитии и созревании ребенка, о развитии творческого воображения. В детской игре воображение ярко проявляется и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дети создают новые образы, а самое главное, причудливо комбинируют старые.

Кратчайший путь эмоциональной раскрепощенности ребенка, обучения художественному воображению и чувствам — это путь через игру, письмо и фантазию. Все это может дать театральная деятельность. Театральные игры способствуют развитию воображения, игрового поведения, воображения, эстетического вкуса, умения творчески относиться к любому делу.

В научной литературе существует закон, который гласит: стремление к творчеству всегда обратно пропорционально простоте среды. Т. Рибо и А. Вейсман объяснили данный факт в своих научных трудах. По теме зависимости творчества от среды высказался наш отечественный психолог Лев Семёнович Выготский. Он посвятил много лет на изучение основ развития творческого воображения дошкольников. По его мнению, изобретатель создает новый продукт, исходя из условий среды и времени, т.е. является актуальным для него самого или человечества в целом. Поэтому любое изобретение не может появиться раньше, чем условия (материальные и психологические), которые необходимы для его возникновения.

11 стр., 5039 слов

Особенности воображения детей дошкольного возраста

... творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной работы является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников ... и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей ... идет речь. Но чтобы правильно это себе ...

С древних времен различные формы театрального представления были самым эмоциональным и визуальным способом передачи опыта и знаний в обществе. Сочетая возможности нескольких видов искусств: живописи, музыки, ораторского и актерского мастерства, театр имеет большое влияние на эмоциональное состояние и эмоциональный мир ребенка. Театральное искусство позволяет развить нравственнее качества ребенка, эмоциональную сферу, различные чувства, а также развивает способность сочувствовать, сопереживать, поддерживать других в трудных ситуациях. Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) научит детей видеть красоту во всем: в людях, в жизни. Благодаря этому у детей рождается желание сделать жизнь доброй и прекрасной.

На данный момент существует множество разработок, посвященных использованию различных средств для развития воображения у детей, но на практике педагоги и психологи не уделяют достаточного внимания использованию театрализованной деятельности в повседневной жизни детского сада, из-за нехватки знаний, возможностей и опыта.

Объект исследования – театрализованная игра.

Предмет исследования – театрализованные игры как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель —

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме;

  2. Раскрыть сущность понятия «воображение», выявить его функции;

  3. Описать особенности развития воображения детей дошкольного возраста;

  4. Рассмотреть влияние взрослого на развитие воображения у дошкольника;

  5. Раскрыть особенности и влияние театрализованных игр на развитие воображения у дошкольников.

Методы:

  1. Изучение и анализ литературы

  2. Доказать

1. Педагогические основы и проблемы развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте посредством театрализованной игры

1.1 Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста (что такое воображение, виды, особенности воображения у детей)

7 стр., 3270 слов

Взаимодействие педагога и ребенка как фактор развития творческой ...

... взаимосвязи эстетического и художественного в процессе формирования личности, понимание педагогической деятельности как "осознанного целеориентированного" процесса приобщения ребенка ... в условиях личностно ориентированного воспитания осуществляется эстетическое развитие ребенка в общении с искусством. В ... Это деятельность, производящая продукт. Зритель на основе переработанную в воображении ...

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта.

По мнению Л.С. Выготского, под воображением понимают творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга. Однако понятие воображения не всегда означает то, что подразумевается в науке. Например, в повседневной жизни воображение считается чем-то нереальным, что не соответствует действительности, поэтому не несет никакого серьезного значения. Но на самом деле, воображение является основой всей творческой деятельности, которая проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, техническое и научное творчество. Если посмотреть вокруг, можно понять, что весь мир культуры, который сделан руками человека, является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

А.В. Петровский считает, что воображение — это необходимый элемент творческой деятельности, который выражается в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда ситуация характеризуется неопределенностью.

Функции воображения:

  1. Представление действительности в образах.

  2. Регулирование эмоциональных состояний.

  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

  4. Формирование внутреннего плана действий.

  5. Планирование и программирование деятельности человека.

Рассматривая развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста (дети 5 – 7 лет), было отмечено, что воображение — это отражение реальности в новых неожиданных сочетаниях и связях. Предмет воображения — это то, что может возбудить, вдохновить, впечатлить ребенка.

Проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте на сегодняшний день остаются одним из наименее разработанных направлений в детской психологии. По мнению В. В. Давыдова и Л. С. Выготского, развитие воображения должно осуществляться в рамках осмысленной деятельности: трудовой, творческой, бытовой, игровой, рисовальной. Эти условия помогут воспитанникам успешно строить ориентировочные навыки деятельности, общественные, приобретение развитых сенсорных эталонов (А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков).

4 стр., 1679 слов

Теоретические основы изучения воображения детей с задержкой психического ...

... воображении детей с задержкой психического развития недостаточно, обобщающие работы выходят без таких разделов. Проблемой развития воображения у детей с ... А.В.Петровский считает, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся ... увеличения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР) и соответственно ... реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические ...

Благодаря такой деятельности ребенок различает цвет, знает форму и размер различных предметов, также знает их назначение в повседневной жизни. Важную роль в развитии творческого воображения играют изобразительная, музыкальная деятельность и словесное творчество.

В психологии выделяют три основных вида воображения:

  • творческое воображение – это создание оригинального, совершенно нового образа, котор ый не существовал ранее .

  • воссоздающее воображение – это образ, проявляющийся у человека на основе рассказа, схемы, описания, чертежа, символа.

  • мечта – это форма воображения, которая представляет собой образ того, что мы хотим получить в будущем.

Помимо данной классификации видов воображения существуют и другие, например:

Р.С. Немов определил четыре вида воображения, к ним относятся:

  • Продуктивное воображение – воображение, в котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

  • Р епродуктивное воображение – это воспроизведение реальности, здесь присутствует элемент фантазии, поэтому оно напоминает восприятие или память, нежели творчество.

  • Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека.

В психологической литературе можно встретить следующую классификацию видов воображения.

Таблица 1. – Виды воображения

Театрализованная <a href=деятельность как способ развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 1">

В психологии существует классификация процессов воображения, рассмотрим ее на рис.1.

9 стр., 4211 слов

Воображение ребёнка-подростка

... составляющие творческой деятельности подростка. Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового возраста. Актуальность изучения общих закономерностей развития воображения, диктуется, ...

Рис. 1. Классификация процессов воображения.

Развитие воображения обусловлено растущей активностью дошкольников и механизмами саморазвития их воображения. Воображение важно и необходимо, поэтому нужно всячески помогать его развитию.

Активность детей старшего дошкольного возраста, потребность в общении и самоутверждении, потребность в новых впечатлениях является предпосылкой для развития воображения.

Взрослый является носителем социального опыта для ребенка. Взаимодействие ребенка и взрослого порождает определенные формы психической активности. На формирование воображения значительное влияние оказывают совместные действия взрослого и ребенка, которые включают в себя задания и упражнения, направленные на придание предметам необычных значений, создание взрослым придуманных ситуаций с участием ребенка, вербальное общение, вербальную и образную интерпретацию сенсорного опыта ребенка.

Очень важно развивать творческое воображение в старшем дошкольном возрасте, так как это необходимо для подготовки к школьному обучению. В этот период развитие познавательных функций психики ребенка становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутицкого, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко и других.

Творческое воображение развивается на протяжении всей жизни ребенка и зависит от воспитания, от условий его жизни, полученных впечатлений. В наибольшей степени развитию творческого воображения ребенка способствует воспитание.

Одной из основных составляющих в развитии творческого воображения старших дошкольников является семья. Многое зависит от того, какими видами творчества занимаются родители со своими детьми, какие книги читают, какие фильмы, телепередачи смотрят вместе, на какие темы разговаривают в кругу семьи и даже каким образом родители отвечают на вопросы своих детей.

Для детей младшего дошкольного возраста характерно репродуктивное воображение (механическое воспроизведение действительности), которое к шести-семи годам постепенно включает в себя творческие компоненты. Развитие воображения у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием и развитием мышления. Постепенно деятельность дошкольников начинает становиться осознанной и целенаправленной.

Основным и ведущим видом деятельности по развитию творческого воображения и других познавательных процессов у старших дошкольников является игровая деятельность. Чтобы грамотно спланировать творческую деятельность детей, воспитателю в первую очередь необходимо понаблюдать за каждым ребенком и отметить, каким материалом и в какой сфере деятельности дети проявляют творчество. Отсутствие должной воспитательной работы может негативно сказаться на развитии воображения.

Воображение старших дошкольников можно разделить на две категории:

Аффективное воображение развивается в результате осознания своего собственного «Я».

40 стр., 19636 слов

Влияние продуктивных видов деятельности на развитие коммуникативных ...

Объект: процесс влияния продуктивных видов деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников старшего дошкольного возраста. Предмет: развитие навыков работы в коллективе в ходе продуктивных видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста Цель: определение форм, методов, ...

Познавательное воображение воссоздает объективную реальность, дополняет всю картину мира, а также влияет на получение новых впечатлений. Воображение помогает ребенку овладеть смыслом человеческих действий, построить образ конкретного события или явления. Воображение способствует умственной концентрации, повышает интенсивность внимания.

По словам Л. С. Выготского, уровень воображения у детей зависит от накопленного жизненного опыта, все образы воображения, какими бы странными они ни были, основаны на впечатлениях от реальной жизни.

Любая творческая деятельность должна быть положительно мотивированна и носить смысловую направленность, чтобы добиться высокого результата в развитии воображения. При этом педагог — воспитатель должен относиться к детям с пониманием, стараться заинтересовать их, вдохновить новыми приемами и идеями. Для развития творческой фантазии необходимо давать сложные, необычные задания, требующие нестандартного решения.

Необходимо поощрять желание ребенка быть не таким, как все, т. е. быть оригинальным, так как это является проявлением творчества. Воспитателю или родителю необходимо создать максимально комфортные условия для самостоятельной деятельности детей. Благодаря этому начнет развиваться творческая фантазия ребенка.

Коллективное творчество в развитии воображения является одним из важнейших компонентов, так как полученный продукт в результате совместной деятельности может быть более актуальным и оригинальным, чем при индивидуальной работе ребенка.

Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте следующие:

  • использование образа при решении творческой задачи;

  • продукт творческой деятельности становится более детализированным;

  • воображение носит активный характер;

  • воображение объединяется с мышлением при решении познавательных задач;

  • переход от непроизвольного запоминания и воспроизведению к произвольному;

  • аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем многократного их варьирования в творческой деятельности;

  • появляются элементы творчества.

Постоянная работа воображения – это один из способов, который ведет к познанию и развитию мира ребенка, выходящего за рамки личного жизненного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает способностью отличать воображаемое от реальности.

Таким образом, развитие воображения детей старшего дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся: индивидуальные возможности и способности детей; семья ребенка, его родители, воспитатель. Развивать творческое воображение необходимо постепенно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого ребенка.

39 стр., 19154 слов

«Развитие воображения младших школьников на х ИЗО»

... работы является: проанализировать сущность понятия "воображение" младших школьников; охарактеризовать виды воображения; определить особенности воображения; отобрать методики диагностики воображения, соответствующие возрасту младших школьников; проверить уровень развития воображения младших школьников; разработать цикл занятий, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО; ...

    1. Театрализованная деятельность как способ развития личности ребенка

Современный мир очень быстро развивается, и изменения, происходящие в обществе, порождают новые требования к подготовке детей к школе. Творчество играет важную роль в развитии ребенка.

Творческие способности — это способность человека принимать нестандартные решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

В настоящее время творчество является показателем профессионализма, используемым в качестве критерия для выявления лучших среди лучших. Это тот, кто способен решать нестандартные задачи, находить неожиданный выход из ситуации и создавать новые, оригинальные пути достижения своих целей. Творческий человек четко и быстро ориентируется в любых изменениях в своей жизни. У такого человека больше возможностей «найти себя».

Одним из компонентов общей структуры личности является творческие способности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом.

На основе анализа работ отечественных и зарубежных психологов, были выделены общие критерии творческих способностей: новизна, независимость мнений и оценок, готовность к импровизации, легкость ассоциации, особая чувствительность, оригинальность.

Современные ученые считают, что синтез искусств влияет на раскрытие внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала. Выявлено, что наиболее ярко и интенсивно творческие способности начинают проявляться у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, так как этот возраст чувствителен к театральному искусству.

Искусство театра представляет собой органический синтез танца, риторики, музыки, живописи, актерского мастерства, объединяет в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, таким образом, создает условия для воспитания целостной творческой личности.

По мнению Б.М.Теплова,

Поэтому для педагога — воспитателя важно создать необходимые условия для организации творческой деятельности детей. Творческая деятельность, которая позволяет ребенку проявить, использовать и развивать свои индивидуальные способности и талант, дает возможность для самореализации личности, а также поможет стать востребованным членом нашего общества в дальнейшем.

Театрализованная деятельность требует от детей: интеллекта, организованности, внимания, отзывчивости, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, проживая его жизнь.

По мнению Т.И. Петровой, театрализованная деятельность — это форма изживания впечатлений жизни, которая лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

14 стр., 6838 слов

Использование исследовательской деятельности для развития познавательной ...

... процесс развития познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности. Методы исследования теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; практическое изучение развития познавательной активности старших дошкольников средствами исследовательской деятельности. Структура работы Проблема формирования и развития познавательной активности детей ...

Одной из составляющих театральной деятельности является драматургия. В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Стремление к воплощению, к действию, к реализации, заложенное в процессе воображения находит полное воплощение в театральной деятельности.

Драма имеет некоторую связь с игрой, поэтому она близка ребенку.

Игра-драматизация направлена на воспитание и развитие интересной самостоятельной творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных наклонностей каждого ребенка, изменяет поведение детей: подвижные и несдержанные дети учатся подчинять свои волю и желания интересам всех участников (воспитание взаимопомощи, взаимопомощи и уважения к окружающим), а застенчивые становятся более активными, раскрепощенными.

По мнению Л. С. Выготского и В. В. Давыдова, период дошкольного возраста имеет широкие возможности для развития творческого воображения детей в связи с формированием таких компонентов личности, как внутренний план действий, рефлексия, произвольность, устанавливаются наиболее тесные связи воображения с речемыслительными процессами, начинает зарождаться новая функциональная система воображения.

Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения детей является то, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ и сделать это самостоятельно. Особенность детского творчества в том, что ребенок активно открывает новое как для себя, так и для окружающих.

Воспитательные возможности театрализованой деятельности включают: раскрытие творческого потенциала, образование чувства прекрасного, формирование уважительного отношения ко всем участникам деятельности и т. д. С помощью театрализованной деятельности можно повысить культуру ребенка, сформировать правильную модель поведения, познакомить с правилами этикета, обрядами, традициями. В «театре» дети видят интересные идеи, воплощают их, они создают собственный образ персонажа, развивают творческую фантазию, мышление, коммуникабельность, умение видеть необычное в вещи и события. 13

Театрализованная деятельность дает большие возможности для решения многих задач из разных направлений, связанных с культурным, социальным, речевым и познавательным развитием ребенка.

В сфере познавательного развития:

  • развитие креативности, образной памяти;

    4 стр., 1821 слов

    Театрализованные представления как форма организации досуга

    ... к своей деятельности, привлечение внимания к деятельности отдельных учреждений, в том числе развлекательных центров. Театрализованное представление для современных ... музыку и звуки смеха дети и взрослые интересовали тем, что происходит на сцене. В результате набиралась ... стандарты работы актеров, которые представляли волшебников – изобретателей. Их реплики строились в рамках восприятия детьми языка, ...

  • развитие представлений о мире;

  • развитие коммуникативных способностей личности;

  • развитие пространственных представлений, интеллектуальной сферы, речевой сферы.

В сфере социального развития:

  • воспитание в соответствии с нормами жизни в обществе;

  • формирование конструктивных взаимоотношений в группе.

Особенно детей привлекают и развивают театрализованные игры.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевой игры являются эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления морального подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и развитие позитивного взаимодействия. Театрализованная игра имеет большое значение в реализации эмоционального (знакомство с настроениями персонажей, с их чувствами, развитие их внешней выразительности и осознание причин этого настроения) и речевого развития (развитие выразительности речи, совершенствование монологов и диалогов).

А также театрализованная игра выступает как средство самореализации и самовыражения ребенка.

Театрализованн

Таким образом, театральная деятельность положительно влияет на

формирование у детей дошкольного возраста эстетического вкуса, развитие творческих задатков, способностей и навыков. Благодаря театрализованной деятельности ребенок вырастает душевно тонким, чутким к искусству, природе и переживаниям других людей.

1.3 Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности с детьми дошкольного возраста. По данной теме работали такие отечественные педагоги и ученые, как Т. Шишова, Л. Фурмина, Н. Карпинский, А. Николаичева, Л. Ворошнина, И. Реуцкая, Р. Сигуткина, И. Медведева, Л. Бочкарёва и другие.

С.И. Мерзлякова и Л.В. Куцакова выделяют следующие формы организации театрализованной деятельности:

  • занятия (индивидуальные, фронтальные, подгрупповые);

  • развлечения;

  • праздники;

  • спектакли;

  • театрализованные действия.

К типам театральных занятий относятся:

  • фрагментарное (на других занятиях), типовое (виды: театрально-игровая деятельность, ритмопластика, художественно-речевая деятельность, театральная азбука);

  • доминантное (доминирует один вид);

  • репетиционное (осуществление репетиций);

  • тематическое (объединение одной темой);

  • интегративное (использование не только художественной, но и любой другой деятельности);

  • комплексное (объединяет все виды художественной деятельности).

Для организации творческой деятельности нужно учитывать возрастную категорию детей (это нужно для того, чтобы подобрать материал соответствующий возрасту), индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития ; потребности, склонности, предпочтения, интересы ребенка; личностные особенности.

В содержание театрализованных занятий входит: игры-драматизации; просмотр и обсуждение кукольных спектаклей; разыгрывание сказок и упражнения, которые направлены на социально-эмоциональное развитие ребенка; на формирование выразительности исполнения.

В театрализованной деятельности старших дошкольников используют разные виды кукольного театра, такие как марионеточный, пальчиковый, ростовой и другие), рисунки, различные материалы, используемые детьми самостоятельно, для изготовления декораций, костюмов к спектаклю.

Сам процесс театрализованной деятельности начинается с выбора произведения. Выбор осуществляют дети под руководством педагога — воспитателя.

Подборку вариантов произведения выполняет воспитатель, руководствуясь следующими критериями:

  • произведение имеет воспитательный характер;

  • идея произведения является понятной;

  • персонажи – герои произведения наделены яркими и выразительными характеристиками;

  • в произведении присутствуют ситуации, наполненные нравственным смыслом;

  • наличие динамичных событий.

Таким требованиям в наибольшей степени отвечают сказки. Для организации театрализованной деятельности на основе «сказки» нужно: познакомить детей с сюжетом произведения; выделить главную мысль сказки; пересказ произведения; обсудить поведение героев сказки; обратить внимание на настроение героев, их мимику, жесты; разбить содержание сказки на отдельные действия, уточнить последовательность событий; обсудить образ персонажей.

Для запоминания сюжета произведения можно использовать лепку, рисование, аппликация. Дети старшего дошкольного возраста могут работать в группах по 4-5 человек. Воспитатель может дать задание каждой группе, например, нарисовать героев произведения так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. В группе происходит разделение обязанностей, дети договариваются, кто, за что будет отвечать. Когда работа будет закончена, каждая группа разыгрывает сказку.

В связи с недостаточным уровнем сформированности театральных умений дошкольников, необходимо использовать три типа подготовительных упражнений, которые активизируют воображение и творчество детей, формирующих умение играть любую роль, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, направленных на развитие понимания образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий.

Таблица 2. Типы подготовительных упражнений.

Театрализованная деятельность как способ развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 2

Воспитатель играет огромную роль в театрализованной деятельности. Педагог – воспитатель должен уметь выразительно читать, говорить, рассказывать; уметь слышать и слушать; владеть своими эмоциями (т.е. показать свое отношение ко всему происходящему); владеть основами актерского мастерства (для превращений в персонажей произведения); владеть навыками режиссуры. Еще одним из главных условий является интонация голоса воспитателя, она должна быть образцом для подражания.

Для организации театрализованной деятельности существуют некоторые методические рекомендации:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

  • не требовать объяснений, если дети затрудняются ответить на вопрос, а сразу переходить к действиям с персонажем;

  • при знакомстве детей с героями произведений выделять время на осмысление;

  • стараться не выделять конкретного ребенка, если он сделал лучше, чем другие;

  • в заключении различными способами вызвать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении (Э.Г. Чурилова):

  • разнообразие тематики и методов работы;

  • активность детей в любой деятельности;

  • ежедневное включение «творчества» во все виды деятельности детей;

  • проведение упражнений и заданий, направленных на развитие воображения;

  • сотрудничество детей друг с другом, воспитателем и родителями на всех этапах организации театрализованной деятельности.

В детском саду театрализованная деятельность может быть организована как в утренние, так и вечерние часы вне зависимости от времени, она также может быть включена и в другие занятия. В лучшем случае, театрализованная деятельность должна проводиться небольшими подгруппами для того, что воспитатель мог обеспечить индивидуальный подход к каждому воспитаннику. При этом состав подгрупп должен постоянно меняться, в зависимости от содержания занятия.

По мнению Э.Г. Чуриловой, оптимальным количеством детей для проведения театральных занятий считается 12 — 16 человек, при этом в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Для детей старшего дошкольного возраста продолжительность каждого занятия составляет 25 – 30 минут. Общие репетиции и индивидуальная работа проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут.

Занятия должны проводиться в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием музыкального инструмента и аудиотехники. Одежда детей должна быть спортивной, комфортной для занятий, обувь – удобной, мягкой (например, чешки).

В вечернее время в зависимости от предпочтений детей может быть организована работа разнообразных студий таких, как «к укольный театр», «в гостях у сказки» и другие.

При проведении театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель является участником игры и дает возможность детям проявить самостоятельность в выборе сюжета и его разыгрывании.

В организации театрализованной деятельности особое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с семьёй. Задачами родителей являются:

  • поддержать интерес ребёнка к театрализованной деятельности;

  • присутствовать на детских спектаклях;

  • обсуждать с ребёнком особенности той роли, которую ему предстоит играть (перед спектаклем), обсуждение полученного результата (после спектакля);

  • определить пути совершенствования;

  • предложить ребенку исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помочь ему в этом;

  • в присутствии ребёнка рассказывать знакомым о его достижениях;

  • обсуждать с ребенком просмотренные спектакли, фильмы и пр.;

  • организовывать посещение театров или просмотров видео — записей театральных постановок;

  • постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства.

Подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению как детей, так и взрослых, здесь они выступают как равноправные партнёры взаимодействия. Ребенок, разыгрывая сказку или участвуя в спектакле, усваивает опыт взрослых, через образцы поведения. Взрослые лучше узнают детей, их особенности характера, желания и мечты, через такую совместную деятельность. Создаётся благоприятная среда, в основе которой лежит уважительное отношение к ребенку, забота о нем, доверительные отношения между детьми и взрослыми.

Таким образом, воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Организация театрализованной деятельности с учетом выполнения в ы шеперечисленн ы х условий будет способствовать более эффективной работе по развитию творческого воображения в театрализованной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является преемственность воспитания и обучения дошкольного образования. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, как фактора будущей самостоятельности ребенка является одним из условий преемственности.

ФГОС ДО ориентирует педагога — воспитателя на воспитание ребенка самостоятельного, хорошо владеющего речью и обладающего развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе, в творческой.

Творческая деятельность понимается как деятельность человека, которая создает нечто новое, что приводит к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческие способности — это индивидуальные характеристики человеческих качеств, определяющие успешность творческой деятельности различного рода.

Творческие способности являются составной частью общей структуры личности. Развитие творческих способностей — необходимое условие для формирования целеустремленной, самостоятельной личности, способной к саморазвитию и самовыражению.

В 5 – 7 лет у ребенка особенно активно происходит развитие познавательных психических процессов, что приводит к развитию зрительного и образного мышления. Такая форма мышления позволяет ребенку быть творческим, т.е. создавать собственные образы и продукты на основе уже имеющегося опыта.

Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными чувствами и эмоциями.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Эти условия должны создать воспитатель и родители.

Взрослые должны поощрять ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным реальной жизни. Необходимо исключить отрицательные высказывания и осуждение.

Творческие способности открывают ребенку возможность создавать что-то новое на основе имеющегося опыта, они требуют развития познавательных психических процессов памяти, внимания и воображения и позволяют внести свой вклад в любую деятельность детей, например, театрализованную.

Под театрализованной деятельностью понимают игры в театр, разыгрывание сказок, игры-драматизации, кукольный театр.

Большое значение для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста имеет театрализованная деятельность, с ее помощью у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, развивается память, формируется чувство коллективизма.

На занятиях можно включить сложные задания, так как наличие в жизни ребенка сложных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, является одним из важнейших условий формирования творческой личности. Создание положительного настроения в классе играет важную роль, в эффективности решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций.

Театральная деятельность положительно влияет на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и является способом их развития, поскольку позволяет детям проявить себя. В процессе театральной деятельности дети расширяют свой личный опыт, учатся создавать новые на основе имеющегося опыта, получают возможность трансформировать реальность на основе собственного отношения к ней, собственных эмоций и переживаний, интересов и предпочтений.

В курсовой работе были разобраны следующие вопросы:

Результатом работы на тему исследования: «

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155).

  2. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. — Ульяновск, ИПКПРО, 2010. – 34 с.

  3. Бухвалов В.А. Основы творческой деятельности / В.А. Бухвалов. – Рига: Эксперимент, 2016 – С. 151.

  4. Выготский Л . С . Воображение и творчество в детском возрасте . СПб.: Союз, 2011. — 96, 124 с.

  5. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.- 34 с.

  6. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. М.,2014 – 12 с.

  7. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения : сб. статей / Сиб. ин-т развивающего обучения. — Томск : Пеленг, 1995. — 93 с.

  8. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 78 с.

  9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2–е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 213 с.

  10. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 2013. — 52 с

  11. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений . — М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 101 с.

  12. Мерзлякова С.И. Театрализованные игры. М.Обруч, 2012.

  13. Мосина Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников Педагогическое мастерство: Материалы междунар. науч. конф. / Н.В. Мосина. – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 119–125.

  14. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 344 с.

  15. Первушина, О.Н. Общая психология: методические указания. – М., 2007.-67с.

  16. Петрова Т.И., Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. Театрализованные игры в д/с. М., “Школьная пресса” – 2000.

  17. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., . 211 с.

  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2010 — 49 с.

  19. Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. — Магнитогорск: МаГУ, 2012. — 63 с.

  20. Урунтаева Г.А. Детская психология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 116 с.

  21. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М.: Владос, 2013.- 87 с.

Приложение А

Тетрализованная деятельность на примере пальчикового театра.

Для начала нужно познакомить детей со сказкой «Заяц-хваста»; обсуждение поведения героев; разучивание слов героев.

«Заяц-хваста»

Театрализованная деятельность как способ развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 3

Атрибуты: пальчиковые куклы (4 -5 зайцев, ворона, 2 собаки).

Задачей для педагога – воспитателя является развитие творческих способностей детей.

Игровой задачей для дошкольников является развитие умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

В игре участвуют 7 – 8 детей. Роли и очередность вступления определяют сами дети.

Последовательность действий:

  1. Игра начинается в лесу. Заяц хвастается другим зайцам, что он никого не боится.

  2. Узнала об этом ворона. Ворона пристыдила зайца и попросила, чтобы он больше не хвастался. Заяц обещал больше не хвастать.

  3. Один раз собаки напали на ворону. Заяц спасает ворону.

  4. Ворона хвалит его и говорит, что он храбрец.

Результатом данной игры является инсценировка сказки.

Приложение Б

Игр

«Точечки»

Воспитатель расставляет на листе бумаги точки, ребенок должен нарисовать рисунок, ведя линию от одной точки к другой, рассказать что у него получилось.

«Неоконченный рисунок»

Воспитатель раздает детям листы с изображением недорисованных предметов. Детям предлагается дорисовать предмет и рассказать о нем.

«Л инии »

Воспитатель предлагает детям нарисовать на листочки различн

«Ладошки»

Воспитатель предлагает детям обвести свою ладошку карандашом и подумать над вопросом «Что это может быть? На что похожа ладошка?». Воспитатель дает задание создать рисунок на основе своей обведенной ладони.

«Танец»

Воспитатель предлагает детям под музыку придумать определенн

Можно использовать усложнения в танце, например, передать радость, удивление.

«Предметы»

Воспитатель раздает детям листочки с изображением различных фигур, дети должны нарисовать то, что они захотят и рассказать что у них получилось.

«Придумай сказку»

Дети должны придумать сказку по последовательно изображенным картинкам. Дети рассказывают свой вариант сказки.