Проблема изучения и развития чувства юмора относится к актуальным и недостаточно разработанным направлениям психолого-педагогических исследований, хотя волнует и интересует каждого, ведь смех — это необходимая для любого человека разрядка, возможность освободиться от груза отрицательной энергии. А в современном мире, с его ускоренным ритмом жизни, социальной нестабильностью, «погоней за успехом» потребность людей в подобном расслаблении возрастает.
На формирование и развитие чувства юмора влияют многие факторы: тип темперамента, склад характера, особенности семейного воспитания, социальный опыт, уровень интеллекта, эстетические вкусы и т.д. Значит, у каждого из нас чувство юмора имеет свои особенности. Более того, и «порог смешного» у разных людей различается. Для одних верх комического — падение героя кинокомедии в бассейн или торт, для других — интеллектуальные шутки М. Задорнова, а третьи избирательно и критично относятся даже к афоризмам Б. Шоу. К счастью, сегодня каждый имеет возможность выбирать юмор по вкусу. Это касается и детей, и взрослых: отсутствие цензуры открывает для них свободный доступ к неприличным шуткам и анекдотам. Особенно чувствительны ко всякому «черному» юмору люди с интеллектуальной недостаточностью в силу высокой внушаемости и низкой критичности мышления. В наши дни, когда телевидение, радио и интернет переполнены «черным» юмором, задача, на мой взгляд, состоит не в том, чтобы оградить именно детей от этого влияния (что вряд ли возможно), а в том, чтобы научить детей адекватно, критически относиться к такого рода анекдотам, картинкам, сформировать у детей способность с иронией воспринимать подобный юмор. Для этого необходимо не только демонстрировать детям классические образцы юмористического (в частности, на уроках чтения), но и формировать положительное отношение к смеху, оптимистический взгляд на жизнь, помочь отказаться от обидных привычек, связанных с насмешками.
Проблема формирования чувства юмора, на мой взгляд, достаточно глубоко, с позиции различных подходов, исследована отдельными психологами, философами, литературоведами и частично психолингвистами. Однако, применительно к «черном»у юмору, мало разработаны. Я считаю, что эта проблема заслуживает внимания как с точки зрения актуальности в научном смысле, так и по причине особой важности воспитания чувства юмора как одной из составляющих положительного отношения к жизни, как общечеловеческой ценности, владея которой человек, а особенно ребенок, будет более адекватно реагировать на происходящее.
Формирование малой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
... развития детей со специальными потребностями является трудность их адаптации в социуме, затруднено взаимодействие с социальной средой. 1. 5. Особенности моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с ...
Явлению «черного юмора» не было уделено достаточно внимания со стороны литературы, а между тем этот материал чрезвычайно богат сведениями, характеризующими развитие личности, становлению ее отношений с внешним миром, восприятию экзистенциальных проблем в сегодняшнем обществе.
Целью моего исследования стало сравнительное изучение восприятия «черного» юмора у разных возрастных категорий людей.
В связи с поставленной целью в работе рассмотрены и решены следующие задачи:
- Рассмотрение литературы по данной тематике;
- Анализ механизмов и функций «черного юмора»;
- Анализ восприятие «черного» юмора разными возрастными категориями людей.
1.1 Социологический смысл юмора
Юмористическое отношение к различным аспектам жизни общества отражается как в творчестве профессионалов-юмористов, так и в окказиональном (созданном на данный случай) спонтанном творчестве любителей. Часть созданных и теми и другими шуток в силу глубины содержания и удачности формы распространяется и на определенное время, закрепляется в групповом или даже в массовом сознании в виде более или менее широко известной языковой игры, стандартных шутливых реплик, анекдотов, пародий и т.п.
Остановимся подробнее на книге А.В. Дмитриева «Социология юмора.
Очерки» рассматривающей роль юмора, прежде всего фольклорного, существующего, в частности, в виде анекдотов и шутливых афоризмов, в жизни общества вообще и в деятельности социологического сообщества. в частности книга Дмитриева А.В. Социология юмора. Эта книга представляет собой серию очерков, охватывающих некоторые аспекты истории вопроса и включающих эссе о месте юмора в теории 3. Фрейда, А. Бергсона, размышления о теории комического, освещающих различную тематику анекдотов, заметок, самыми разными примерами — цитатами из научных работ классиков и современников, воспоминаниями, а также собственно анекдотами, шаржами, карикатурами.
Так, богатейшее содержание можем мы увидеть не только в количестве анекдотов про армию, о евреях, «на юридические темы» (как это весьма удачно сделал А.В. Дмитриев, показав на таком материале роль анекдота в критической социальной рефлексии), но и в содержании и смысле, популярных переделках как обычных слов и словосочетаний («секретварь» и «секретутка», «кабактерий», «овощегноилище», «Министерство захоронения»), лозунгов («Каждому пассажиру — по мягкому месту!») и речений (от памятных с детства «Когда я кушаю, я говорю и слушаю» до популярных несколько лет назад «Когда я ем, я эм-эм-эм»), переделок популярных песен, бытовавших с незапамятных времен («Ах, эти черные глаза… Один туда, другой сюда»; «Как много девушек в галошах…»).
В течение десятилетий в юморе усматривали, помимо прочего, один из наиболее эффективных механизмов, позволяющих людям приспосабливаться к внешним и внутренним ограничениям. С психологической точки зрения юмор — одна из форм завуалированной или переключенной агрессии — вместо ненависти к дуракам юмор позволяет ощутить превосходство над ними, юмор абсурда выступает против общепринятой логики и заведенного порядка, в то же время не нарушая их. И неважно в данном случае, приравнивается ли смех по своему социальному значению к искусству или к алкоголю, как это делается в ряде работ зарубежных авторов, с которыми, возможно, следует и поспорить. Важно то, что роль его заключается в предупреждении и ослаблении межличностных и межгрупповых конфликтов.
Юмор как зрелый механизм психологической защиты
... удовольствие от юмора возникает в этих случаях за счет не осуществившегося развития аффекта "оно вытекает из экономии аффективной затраты". Многие исследования показали, что особенность юмора как психологической защиты ... Юмор есть и как один из способов разрядки - преобразование отрицательных чувств в нечто прямо противоположное - в источник смеха. Роль юмора в этом случае сводится к защите ...
Возвращаясь к функциональным аспектам юмора, отметим, что, безусловно, он играет интегрирующую и дезинтегрирующую роль в обществе. Известно, что люди обычно любят делиться с окружающими не только горем, но и смехом. Присутствующие о причине смеха спрашивают с любопытством, выражая желание повеселиться вместе. Эмоциональная солидарность способствует усвоению норм группового поведения.
Таким образом социологический смысл юмора заключается в приспособительном свойстве, когда при помощи шутки или комичной ситуации человек чувствует себя более интегрированным в данное сообщество, так же человек с помощью юмора высвобождает агрессию, позволяет почувствовать себя более возвышено нежели объект юмора.
1.2 Механизмы остроты, комизма
В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд , изучив большинство доступных ему тогда работ о смехе, дает психологическую оценку остроумия: «Удовольствие от остроты вытекает для нас из экономии затраты энергии на упразднение задержки, удовольствие от комизма — из экономии затраты энергии на работу представления, а удовольствие от юмора — из экономии аффективной затраты энергии. Во всех трех видах работы нашей душевной деятельности удовольствие вытекает из экономии, все три вида аналогичны в том, что представляют собой методы получения удовольствия из душевной деятельности, удовольствия, которое собственно было потеряно лишь вследствие развития этой деятельности. Ибо эйфория, которую мы стремимся вызвать этими путями, является не чем иным, как настроением духа в тот жизненный период, когда мы вообще справлялись с нашей психической работой с помощью незначительной затраты энергии, настроением духа в нашем детстве, когда мы не знали комизма, не были способны создавать остроты, не нуждались в юморе, чтобы чувствовать себя счастливыми в жизни».
Считая остроумие одним из подвидов комизма, Фрейд отличает его от других, прежде всего психологической локализацией («острота — это, так сказать, содействие, оказываемое комизму, из области бессознательного»).
В тоже время если случай, из которого должен возникнуть комизм, является в то же время поводом к освобождению сильного аффекта, то это является большим препятствием для комизма. Отреагирование разницы в этом случае, как правило, невозможно. Аффекты, предрасположение и установка индивидуума позволяют в каждом отдельном случае понять, что комизм выплывает или исчезает только в связи с точкой зрения отдельного человека, что абсолютно комическое существует только в исключительных случаях.
Освобождение мучительных аффектов, по Фрейду, является сильнейшим препятствием для комического впечатления. Так как бесцельное действие наносит ущерб, глупость приводит к несчастью, разочарование причиняет боль, то благодаря этому исключается возможность комического аффекта, по крайней мере для того, кто не может отделаться от такого неудовольствия, кто сам испытывает его, кого оно затрагивает в то время, как человек непричастный свидетельствует своим поведением о том, что в ситуации настоящего случая имеется все необходимое для комического эффекта. Например, если один парень другому подставит подножку и тот упадет, упавший наврядли будет смеяться над этим, поскольку аффект от ущерба мешает ему воспринимать такую ситуацию комической, тогда как второй воспримет это как хорошую шутку и будет получать удовольствие от смеха.
Природа человека и смысл его существования
... отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития. 2. Человек, индивид, личность 2.1 Потребности и качества личности. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием ...
Юмор же является средством получения удовольствия, несмотря на препятствующие ему мучительные аффекты. Он подавляет это развитие аффекта, занимает его место. Условие для его возникновения дано тогда, когда имеется ситуация, в которой мы сообразно с нашими привычками должны были бы пережить мучительный аффект, и когда мы поддаемся влиянию мотивов, говорящих за подавление этого аффекта. Следовательно, человек, которому причинен ущерб, может получить юмористическое удовольствие в то время, как человек непричастный смеется от комического удовольствия. Удовольствие от юмора возникает в этих случаях — ценою этого неосуществившегося развития аффекта; оно вытекает из экономии аффективной затраты. То есть человек попавший в комичную ситуацию, может либо дать аффекту развиться, поскольку ситуация затрагивает его переживания и чувства, с другой стороны усилием заглушить аффект и пустить энергию переживания на получение удовольствия от юмора, возникающего на комичную ситуацию.
Фрейд считает юмор самым умеренным из всех видов комизма; его процесс осуществляется уже при наличии одного только человека; участие другого не прибавляет к нему ничего нового. Можно наслаждаться возникшим юмористическим удовольствием, не испытывая потребности рассказать о нем другому человеку. Нелегко сказать, что происходит в этом одном человеке при возникновении юмористического удовольствия; но можно создать себе определенное мнение об этом, если исследовать те случаи сообщенного или прочувствованного юмора, что и он. Самый грубый случай юмора, так называемый «юмор висельников» или «черный юмор», прояснит это. Преступник, которого ведут в понедельник на казнь, говорит: «Ну и неделька начинается». Разделяя понятия «остроумие», «комизм», «юмор», автор все же находит большое сходство в их интерпретации. В частности, основным критерием выделения этих понятий служит принцип затраты и освобождения энергии. Фрейд говорит что комичным нам кажется человек, производящий в сравнении с нами слишком много затрат для своих телесных отправлений и слишком мало для душевных, и нельзя отрицать того, что в обоих случаях наш смех является выражением ощущаемого нами с чувством удовольствия превосходства, которое мы приписываем себе в сравнении с ним. Если имеется обратное соотношение обоих случаев, и соматическая затрата другого человека меньше нашей, а его душевная затрата больше нашей, тогда мы уже не смеемся; тогда мы удивляемся и изумляемся.
Но юмор стоит ближе к комизму, чем к остроумию. Он имеет общую с комизмом психическую локализацию в предсознательном, в то время как острота согласно фрейдовскому предположению является компромиссом между бессознательными и предсознательными процессами.
Итак, с точки зрения Фрейда психический акт остроты, юмора и комизма — разные переживания. Механизм остроты, по его мнению, во многом совпадает с механизмом сновидений (изображение при помощи противоположности, непрямое изображение, замена мысли намеком, деталью, символикой и т.д.).
Сами остроты могут не иметь никакой цели, в ином случае — тенденциозность. Только тенденциозная острота подвержена опасности натолкнуться на людей, которые не хотят ее выслушать.
Значенние эмоций в процесе развития человека
... внешнего социального и природного фактора человек испытывает одно или другое чувство. Познание сущности эмоций и их роли в жизни человека возможно лишь при определении места этого сложного ... (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Более сложными являются другие ...
Тенденции в развитии остроумия, по Фрейду, легко обозреть. Там, где острота не безобидна, она является либо враждебной, обслуживающей агрессивность, сатиру, оборону, либо скабрезной, которая служит для обнажения .
При этом сальность — это как бы обнажение лица противоположного пола, на которое она направлена. Понимается под сальностью: умышленное подчеркивание в разговоре сексуальных обстоятельств и отношений. К этому присоединяется еще и то, что сальность направлена на определенное лицо, которое вызывает половое возбуждение и которое благодаря выслушиванию сальности должно узнать о возбуждении говорящего и благодаря этому должно само прийти в сексуальное возбуждение.
Первоначальным мотивом сальности является удовольствие, испытываемое от рассматривания сексуального в обнаженном виде. Либидо рассматривания и ощупывания существует у каждого в двояком виде, активно и пассивно, в мужском и женском виде, и формируется, смотря по преобладанию полового характера в одном или другом направлении. У маленьких детей можно легко наблюдать влечение к самообнажению. Там, где зародыш этого влечения не претерпевает участи преодоления и подавления, он развивается в перверзию взрослых мужчин, известную в качестве эксгибиционистического стремления. У женщины пассивное эксгибиционистическое влечение почти всегда преодолевается великолепным реактивным образованием в виде сексуальной стыдливости, но не без того, чтобы оно не сохранило за собой лазейки в одежде.
Для тенденциозной остроты нужны, в общем-то, три лица: кроме того лица, которое острит, нужно второе лицо — объект враждебной или сексуальной агрессивности, и третье лицо, на котором достигается цель остроты, т.е. извлечение удовольствия.
Замечая, что сальный разговор чрезвычайно излюблен простым народом, Фрейд относит само появление остроумия лишь в высокообразованном обществе. Человек, живя в таком обществе, не может дать освобождения агрессивности при помощи действия, поэтому-то он создает новую форму остроумия, которое имеет целью завербовать это третье лицо против врага. Делая врага мелким, низким, смешным, человек создает себе окольный путь наслаждения, которое и подтверждается смехом третьего лица.
1.3 Юмор и эмоции, взаимодействие и воздействие
Эрик Берн, автор теории «трансактного анализа» (ТА), был неудовлетворен результатами классического психоанализа. В частности, он сделал попытку ухода от непонятной пациенту «научной» терминологии путем создания единого языка как для специалистов, так и для клиентов. Введя слэнг в текст, сделав его разговорным, Берн стал понятен даже для детей восьмилетнего возраста.
Краеугольным камнем ТА считается трехчленная схема анализа (Родитель — Взрослый — Ребенок), основанная на «феноменологических реальностях, а не на умозрительных конструктах».
Один из разделов книги содержит идеи относительно роли юмора при его практическом применении ТА. Автор прежде всего замечает: «…нет никаких подтверждений того мнения, что серьезность в психотерапии ведет к более явному или быстрому клиническому улучшению состояния пациента. Не только архаическая часть личности пациента — его Ребенок — верит в то, что психотерапевт — волшебник и маг, но и сам психотерапевт нередко склонен разделять эту веру, а каждый маг знает, что лучше не смеяться в процессе своего колдовства. В виде исключения допускаются лишь определенные ритуальные шутки, предписываемые той или иной ситуацией. Поэтому терапевтическая серьезность может становиться своего рода folie a deux (безумство вдвоем), которое присутствует в некоторых видах психотерапии, но не согласуется с рационалистическим подходом. Трансактный аналитик, хорошо сознавая биологическую и экзистенциальную функцию юмора, без колебаний использует его. Он только должен непременно уметь различать смех Родителя, Взрослого и Ребенка, а это не всегда легко. Смех Родителя — снисходительный или насмешливый. Смех Ребенка в ситуации лечения — непочтительный или торжествующий. Смех Взрослого в терапии — это смех инсайта, он возникает из абсурдности обстоятельств, породивших его проблемы, и еще большей абсурдности самообмана» /
Психологические особенности людей пожилого возраста
... человеку в пожилом возрасте избежать всех этих проблем и постараться прожить более спокойно и радостно- вот вопросы, которые интересуют меня в данной работы. Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста. ... животворной артериальной крови и начинает гибнуть. Если очаг омертвения обширный и включает жизненно важные мозговые центры, то смерть наступает быстро. В ...
Смех в группе трансактного анализа аналогичен смеху пассажира такси в Токио. Первая кошмарная поездка в означенном транспортном средстве предоставляет потрясенному пассажиру три возможности: бороться за сохранение своего самообладания (что вряд ли имеет смысл); или же съежившись от страха, забиться в угол; или же смеяться. Те, кто смеются, добираются до пункта своего назначения с той же скоростью, что и все прочие, но они имеют два преимущества. Во-первых, они получили больше удовольствия от поездки, а во-вторых, им будет не так скучно рассказывать о ней.
Терапевт должен помнить, что хотя смерть — это трагедия, все же жизнь — это комедия. (Более того, смерть — не всегда трагедия для того, кто умер; она может иметь трагические последствия лишь для оставшихся в живых.) Любопытно, что многие пациенты переворачивают этот драматический принцип и относятся к жизни как к трагедии, а к смерти — как к комедии. Терапевт, который соглашается с ними, соглашается тем самым играть свою роль в этом.
Согласно экзистенциалистам человек всю свою жизнь находится в затруднительном положении; даже приверженцем других философских систем приходится признать, что и они проводят в затруднительном положении большую часть своей жизни. Биологическая ценность юмора с точки зрения выживания состоит, коротко говоря, в том, чтобы доставить человеку шанс прожить свою жизнь с максимально возможной при данных обстоятельствах эффективностью. Поскольку большая часть психогенных проблем вытекает из всякого рода самообманов, юмор Взрослого наиболее уместен в ходе психотерапевтической работы» .
Теорию ТА в определенной степени дополняют исследования психологов и физиологов эффекта улыбки как для самого улыбающегося, так и для окружающих. Они пришли к выводу, что далеко не всегда улыбающийся находится в прекрасном расположении духа. Эта улыбка может выражать и притворную радость («дежурная» улыбка), которая не дает прилива энергии.
Установлено, что лишь одна из примерно 16 улыбок способна стимулировать положительные эмоции. Пол Экман, ученый из Калифорнийского университета, считает ее той, которая заставляет нас щурить глаза, когда мы лишь слегка посмеиваемся. С точки зрения физиологии она совершенно отличается от других улыбок, скажем, от той, которой пользуются люди взамен слова «угу», когда хотят показать, что они слушают собеседника, или улыбки, с помощью которой хотят сгладить впечатление от только что произнесенных резких слов. Указания, которые получили участники эксперимента, были предельно просты: скулы поднять, рот приоткрыть, уголки губ приподнять .
Использование цвета на эмоциях человека в современных рекламных технологиях
... цвет влияет на сознание, память и психику человека, а это влияние очень часто используется в рекламе и PR. Именно поэтому мы хотели бы рассмотреть влияние цветовой гаммы на эмоции и ... Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - это разнообразные чувства и эмоции. Они - одно из ...
Такое выражение лица называется «улыбкой Дюшена», по имени французского невропатолога Дюшена, который в 60-х годах прошлого века первым исследовал работу более чем 100 мускулов лица. Для того чтобы привести в движение каждый из мускулов, он использовал электрический шок, причем пациент не чувствовал боли.
Главные отличительные особенности улыбки Дюшена, которые выделяют ее среди других улыбок, — это собранные в складки морщины вокруг глаз и слегка опущенные веки, в результате чего кожа над глазами сдвигается вниз в направлении глазного яблока.
Лишь улыбка Дюшена вызывает повышенную мозговую деятельность, в первую очередь, в левой передней части коры головного мозга, где, как показали предыдущие исследования, расположены центры управления положительными эмоциями.
Значение юмора в жизни человека, как показывают работы Фрейда и Берна, достаточно велико. Фрейд выделял юмор как наиболее умеренный вид комизма, поскольку для осуществления юмора достаточно одного человека, так же считал, что юмор помогает пережить мучительный аффекты, что приводит к некоторому балансу внутренних конфликтов. Фрейд проводит аналогию между сновидениями и остротой, выявляя их одинаковые стороны. В тоже время сальности помогают некоторому выходу, как агрессивной энергии, так и сексуальной энергии, показывая тем самым окружающим, что он возбужден и попытается возбудить партнера. Тем самым давая выход либидо, несколько завуалировано. Берн подчеркивает биологическую значимость юмора, считая, что с помощью него можно гораздо более эффективно пережить ту или иную ситуацию. Так же говоря об важности юмора в психотерапии и особенно об умении различать улыбки по степени искренности.
2.1 О природе черного юмора
Чтобы разобраться в природе черного юмора, нужно попытаться понять природу юмора как такового. Ведь черный юмор — это тоже юмор. Просто специфический.
Что же такое юмор? Суммируя и упрощая множество существующих определений, можно сказать, что юмор — это действия и явления, вызывающие смех (веселость, эмоциональную реакцию).
А смех — это определенная телесная реакция организма, которая изменяет наше эмоциональное состояние.
О пользе смеха написано немало. Главные полезные действия смеха — сброс напряжения и выработка эндорфинов — гормонов счастья. Психика и тело человека представляют единую систему. Это значит, что каждая эмоция имеет свою телесную реакцию. Например, при страхе тело сжимается, и мы чувствуем напряжение в животе, при обиде сжимается горло, при гневе появляется неприятное напряжение в груди.
Современный человек часто подавляет эмоции в силу существования системы социальных стандартов поведения: нельзя злиться, нельзя бояться, нельзя плакать (мужчинам).
Когда эмоции подавляются, они не находят телесного отреагирования и «застревают» в теле в виде мышечных зажимов, которые со временем становятся хроническими. В местах зажимов нарушается нормальная жизнедеятельность тканей и со временем могут развиться заболевания. Эти заболевания называют психосоматическими, к ним относят гипертонию, аллергии, астму, язву желудка, всевозможные сердечные заболевания… Этот список можно продолжать очень долго, в него входит большинство заболеваний невирусного характера.
Проект : «Стресс и его влияние на здоровье человека»
... ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение. Стресс является составной частью жизни каждого человека, и без него нельзя обойтись так же, как без ... действующих и многочисленных. 2. Причины стресса. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. 2.1. Организационные факторы. Рассмотрим ...
Так вот, одна из важнейших функций смеха — сброс телесного, а значит, и эмоционального напряжения. Поэтому считается, что смех удлиняет жизнь. Кстати, ту же функцию выполняет и плач — он также сбрасывает телесно-эмоциональное напряжение. Мужчинам с детства внушают, что плакать постыдно. Поэтому мужчины чаще умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, особенно от инфаркта. Плачущие женщины продлевают себе жизнь, сбрасывая напряжение в груди от обиды и печали через рыдания. А смех и слезы, как известно, всегда рядом. И пока мы плачем и смеемся, мы живем.
Итак, юмор продлевает нам жизнь, и черный юмор, несмотря на свою «черноту», не исключение. Если он вызывает веселый смех, пусть и с мрачным налетом, он полезен для нашего здоровья. А здоровые люди формируют здоровое общество. Значит, черный юмор полезен для здоровья общества.
Профессор британского университета Сэм Шустер провел необычное исследование. Он проанализировал реакцию 400 людей на его езду по городу на одноколесном велосипеде. Большинство женщин реагировало на его езду доброжелательно и одобрительно. Мужчины же реагировали шутками, зачастую издевательского характера. Особыми шутниками были молодые мужчины, а мужчины пожилые, как правило, реагировали «по-женски» доброжелательно.
Профессор считает юмор трансформацией агрессии и результатом действия мужского гормона тестостерона. Этим он также объясняет, что мужчины шутят гораздо чаще женщин. По этой же причине большинство юмористов и комиков — мужчины .
Мужчина на одноколесном велосипеде подсознательно воспринимался окружающими мужчинами, как соперник, способный отобрать на себя внимание женщин. Этим и была обусловлена неосознанная агрессия, которая проявлялась в виде шуток.
Таким образом, юмор выполняет еще одну важную функцию — он позволяет «выводить» агрессию в социально-приемлемой форме. Если бы мы не смеялись друг над другом, то давно бы уже «лопнули от злости», либо превратили этот мир в сплошной театр военных действий. Давайте пожелаем мировым политикам больше шутить.
Известный немецкий психолог и философ Эрих Фромм считал, что в каждом человеке присутствует одновременно два стремления — к жизни и к смерти. Только у разных людей эти стремления выражены в разных пропорциях. По этому признаку Фромм делил людей на 2 категории: биофилы — люди, в которых больше развито стремление к жизни; некрофилы — люди, с более развитым стремлением к смерти.
Разумеется, стремление к смерти не означает, что индивид хочет умереть. От этого нас оберегает инстинкт самосохранения. Это значит, что некрофилу интереснее все, что связано со смертью, он смотрит на мир с точки зрения смерти. В то время как биофил рассматривает мир с точки зрения жизни.
Человек и религия
... человек современного типа, человек разумный. Типы религий: 1. Родоплеменные религии: а) тотемизм, анимизм, магия, фетишизм 2. Национальные религии: конфуцианство, синтоизм, индуизм, иудаизм 3. Мировые религии - буддизм, христианство, ислам. Функции и роль религии ... сущностью. Лишь после смерти человека его ками ... черный). Индуизм предписывает каждому верующему строго соблюдать религиозные требования и ...
Мир представляет собой единство противоположностей: добро-зло, свет-тьма, жизнь-смерть. Одно не существует без другого. Одно и другое — суть две стороны одной медали. Так же биофилы и некрофилы взаимодополняют друг друга в этом удивительном мире, а также внутри каждого из нас.
Для некрофилов характерен повышенный интерес к смерти и разрушениям. Их притягивают репортажи о катастрофах, истории о маньяках-убийцах (в нашем агентстве работала сотрудница, которая собирала истории о серийных убийцах и могла часами говорить на эту тему).
Молодежное направление готы объединяет ярко выраженных некрофилов, которые находят выражение своих стремлений к смерти в музыке, мировоззрении и внешнем виде a la вампиры
В своих крайних проявлениях некрофилы — это настоящие маньяки, которые не ограничиваются одним лишь интересом к смерти. Но это уже патологическая форма.
Одним из таких некрофилов был Гитлер. Вот что писал один из приближенных фюрера А. Шпеер в своих воспоминаниях:
- «…Не менее характерными были шутки, которые Гитлер любил повторять. Он придерживался вегетарианской диеты, но гостям подавали обычную еду. «Если на столе появлялся мясной бульон, — вспоминает Шпеер, — я мог быть уверен, что он заведёт речь «о трупном чае»;
- по поводу раков он всегда рассказывал историю об умершей старушке, тело которой родственники бросили в речку в качестве приманки для этих существ;
- увидев угря, он объяснял, что они лучше всего ловятся на дохлых кошек» .
Из этого описания видно, что люди некрофильского склада склонны к черному юмору. Выходит, одна из причин тяготения к черному юмору лежит в глубинном интересе человека к вопросу смерти. Хочу также напомнить, что интерес к жизни и смерти живут одновременно в каждом из нас.
К тому же, интерес к конкретным проявлениям черного юмора будет диктоваться еще множеством дополнительных факторов — моральные установки, психологические особенности, эстетическая подготовка, культурный уровень. Как видно по качеству шуток Гитлера, высоким культурным уровнем фюрер не отличался.
Итак, одна из причин привлекательности черного юмора скрыта в неосознанном стремлении человека к смерти. И чем больше это стремление, тем больше склонность к черному юмору. К тому же, тема смерти социально табуирована, а запрет всегда подогревает интерес.
Что же касается социальной значимости черного юмора, то и в данном контексте он исключительно полезен для общества. Стремление человека к смерти так же природно, как и стремление к сексу. Так лучше давать ему выход через социально приемлемые формы.
2.2 Функции «черного» юмора , Защитная функция «черного» юмора
Как уже говорилось выше, человеку свойственно подсознательное стремление к смерти. Но в то же время, все мы больше всего боимся ее. А все остальные наши страхи — проекция этого базового страха смерти. Даже взрослый человек, обладая знанием о неминуемой конечности своего бытия, глубоко в душе этот факт не принимает и, как маленький ребенок, верит в то, что будет жить вечно.
Внутреннее непринятие этой перспективы, с одной стороны защищает психику человека, с другой стороны, наполняет его бесчисленными страхами. Зачастую некоторые страхи перерастают в навязчивые, патологические формы — фобии.
В этом ключе смерть — самый страшный враг человека. А что нужно сделать с врагом, чтобы он был не так страшен? Как понизить его значимость в наших глазах? Правильно, осмеять.
Мне не раз приходилось наблюдать, как на месте какой-нибудь страшной трагедии, отошедшие от первого шока зеваки, начинали шутить над случившимся. Поначалу меня это возмущало — как можно шутить над чужим несчастьем? А потом стало ясно — это не цинизм и не жестокость, это страх.
Отпуская шутки об увиденном, человек как бы отрицает значимость увиденного для себя, защищает себя от тяжелого осознания — все мы не вечны под Луной. Такая форма поведения особенно характерна для детей. Они еще не скованны социальными нормами, они еще не знают, что «над чужим горем нехорошо смеяться».
Существуют и другие защитные реакции на страх: причитания, стенания, сплетни, поиск виновного, самообман, агрессия. Так не лучше ли смеяться?
В поисках ярких эмоций
Для жизни и здоровья человеку необходимо питать тело чистым воздухом и водой, свежей и разнообразной пищей. Психика также нуждается в питании — ярких переживаниях, вызывающих сильные эмоции. Вот мы и находимся в постоянном поиске впечатлений — кино, путешествия, чтение, секс, спорт, игры, общение и т. д. И всем хорош наш относительно мирный век, но одна беда — мало событий в личной жизни каждого, способных наполнить нас яркими переживаниями. И чем более сыто общество, тем больше эмоциональный голод. Кино, игры и реклама для многих становятся главными «поставщиками» эмоций. Парадокс же заключается в том, что зачастую при неумении получить яркие позитивные эмоции, человек ищет сильные негативные переживания — лишь бы не «остаться без чувств».
Черный юмор удовлетворяет эту потребность искателей ярких впечатлений. Он вызывает как позитивные, так и негативные эмоции одновременно. А главное, что эти эмоции сильные, т. к. черный юмор апеллирует к глубинным табуированным темам. И весело, и страшно; и притягивает, и отталкивает; и смех, и слезы — два в одном.
Кроме того, современный человек не живет по законам природы. Вовсе не в природе человека днем сидеть в офисе перед компьютером, вечером в баре перед бокалом пива, а ночью перед телевизором. Человек был создан для активных действий. Особенно это касается мужчины, который природой создан охотником, воином. Иначе, зачем ему столько тестостерона? Для сидения в офисе он только помеха.
Вот тут и вспоминается вышеизложенное исследование профессора Сема Шустера. Если юмор — это видоизмененная форма агрессии, то и черный юмор не является исключением. Это утверждение подтверждается тем фактом, что черный юмор наиболее популярен именно в мирное время .
Философы-абсурдисты (первая половина XX века) провозглашали бессмысленность человеческого существования. Абсурдисты рассматривали тщетность жизненных скитаний, отсутствие свободы у человека, и как результат, абсурдность человеческого бытия. Альбер Камю писал: «Этот мир лишен смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу» .
Творчество и идеи абсурдистов (Кафка, Камю, Сартр и пр.) плотно вошли в систему европейской культуры. Эти идеи составляют неотъемлемую часть мировоззрения современного представителя европейской цивилизации. Произведения абсурдистов наполнены изысканным черным юмором. Можно сказать, что черный юмор в своей чистой форме и есть абсурд.
В этом ключе становится ясно, почему именно Европа является законодателем в искусстве черного юмора.
Черный юмор и абсурд
Адекватное понимание черного юмора невозможно без рассмотрения такого явления как абсурд. Абсурд — это нелепица, явление нарушающее законы здравого смысла. Абсурд всегда привлекал философов всех времен и народов. Во многих философских школах абсурд использовали, как инструмент для расширения сознания учеников. Абсурд указывает на то, что законы «здравого смысла» созданы человеком, а мир живет по своим законам и совсем не таков, каким мы его себе представляем.
Сложное явление так называемого черного юмора можно исследовать самыми разными способами, с самых разных сторон. Прежде всего речь идет об человеческой психике — стремления к жизни и одновременно к смерти.
Черный юмор можно рассматривать как тенденцию к некрофильскому восприятию мира, неясному для самого человека тяготению к смерти, ощущению ее желательности и необходимости.
Очевидно, что человек, ценящий черный юмор, совсем не обязательно человек психически ущербный. Для него такой вид юмора может играть роль прививки от подлинной агрессивности, то есть выполнять положительную роль.
В качестве методики восприятия черного юмора разными возрастными категориями людей я выбрала методику «Пиктограммы». Исследование проводилось в школе № 58 г.Магнитогорска. В исследовании приняло участие 5 школьников 3 класса, 5 школьников 10 класса и 5 учителей этой школы.
Материал: ч
карандашей.
Инструкция (вариант для детей — 3 класс):, Инструкция (вариант для подростков и взрослых):
Пока испытуемый рисовал, ему задавались вопросы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет тебе вспомнить слово?» и т.п.
Все высказывания испытуемого заносились в протокол.
Набор стишков «черного» юмора:
1. «Папа — мясник старичка потрошил.
Сын раздраженно ему говорил:
«Деда давно надо было кончать —
падаль пойдет лишь по рубль двадцать пять»».
2. «Маленький мальчик сидел на окошке,
Свесив наружу тонкие ножки.
Об мостовую грохнули кости.
Мальчик не едет к бабушке в гости».
3. «Маленький мальчик, высокий карниз.
Маленький пальчик летит с него вниз.
Ну а внизу улыбается мать:
«Нет, не умеет сынок мой летать!».
4. «Девочка дома в мячик играла.
Девочка в папу случайно попала.
Папа сказал ей: «Ах ты, егоза!»
Долго на пальцах блестели глаза».
5. «Бабушка внучку из школы ждала.
Цианистый калий в ступке толкла.
Дедушка бабушку опередил.
Внучку гвоздями к забору прибил».
6. «Девочка Света нашла пистолет.
Больше у Светы родителей нет».
7. «Мальчик в конверт запечатал тротил.
Папе на письменный стол положил.
Сын на граните решил написать:
«Нечего было за двойку ругать!»
8. «Маленький мальчик на яблоню влез.
Сторож Пахом достает свой обрез.
Выстрел раздался, и сторож упал.
Мальчика сзади отец прикрывал».
9. «Маленький мальчик нашел пистолет.
Долго он целился папе в хребет.
Грянул тут выстрел — папа упал.
Мама спросила: «Неужто попал?»
Содержание рисунков отражает восприятие «черного» юмора испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.
Анализируя рисунки детей 3 класса, можно констатировать, что «черный» юмор у детей вызывает яркие эмоции (для своих рисунков они выбрали цветные карандаши).
Рисунки и ответы на задаваемые вопросы позволяют сделать также вывод, что у детей «черный» юмор вызывает страх, сочувствие.
У подростков «черный» юмор вызывает более спокойные эмоции. Рисуя с нарочитым спокойствием смешные картинки на данные стишки, на самом деле «черный» юмор подростков выполняет в определенном смысле функцию защиты тонкой, чувствительной психики подростка, предохраняя его от многочисленных и небеспочвенных страхов, идущих частично от современных условий жизни, а частично коренящихся в глубокой древности.
У взрослых рисунки были выполнены черными карандашами и скорее носили осуждающий характер. Что говорит о том, что взрослые (в частности — педагоги) осуждающе относятся к такому виду юмора.
Юмор — это позитивное душевное состояние, которое возникает, когда какой-либо (человек говорит или делает что-то нелепое, неожиданное или абсурдное ), или по иной причине, и люди начинают смеяться. Находя что-либо забавным, они ощущают особого рода радость, вот почему данная способность важна для счастья.
В основе юмора лежит какое-либо несоответствие, которое сочетается обычно с установлением косвенного превосходства, сексуальной тематикой или агрессией. Его ключевая черта — это соединение двух событий, двух историй, где вторая, неожиданная, имеет менее подобающий, например, более неприличный, характер, чем первая.
Смех, являясь выражением положительных эмоций, и сам влияет на настроение и ощущение счастья. Юмор — один из наиболее распространенных и эффективных способов создать настроение. Способность видеть комическую сторону вещей снижает воздействие стрессовых событий, поскольку представляет их в не столь угрожающем свете. Это помогает справиться и с социальным стрессом. Будучи связанным с происходящими в обществе конфликтами, юмор позволяет по-другому посмотреть на вещи, ослабить существующую напряженность. Шутки разрешают семейные конфликты, а этнический юмор выражает расовые конфликты. Шуты и комедианты чутко ощущали так называемые «стрессовые зоны» в обществе. Современным эквивалентом таких комиков стали некоторые телевизионные комедии положений.
Юмор — явление социальное; это способ укрепления социальных связей, элемент социальных навыков, позволяющий индивидам ослаблять напряжение, усиливать сплоченность, создавать социальные вознаграждения, деликатно налаживать взаимосвязи и дисциплинировать подчиненных, сохраняя хорошие отношения с ними.
Под черным юмором обычно понимается сочетание смешного с ужасным, трагическим.
Его цель — рассмешив, напугать, или же, напротив, напугав, рассмешить. К этому виду юмора относятся анекдоты про уродов, покойников, вампиров, кровожадных родителей и несчастных или жестоких детей, про кровь и увечья.
Отношение к «черному» юмору у различных категорий людей соответственно отличное. Дети младшего школьного возраста реагируют на «черный» юмор эмоционально, он их страшит и даже вызывает сочувствие. У детей подросткового возраста «черный» юмор вызывает скорее защитные реакции. Старшее же поколение реагирует на «черный» юмор скорее осуждающе.
Феномен черного юмора, высмеивающего святые понятия — смерть, болезнь, физические недостатки, горе, — весьма неоднозначен. И появился он, кстати, не вчера: истоки черного юмора уходят в глубину веков. А значит, зачем-то он нужен человечеству.
А как иначе, скажите на милость, можно победить страх перед неким неизбывным злом? Путь один: его надо высмеять. Осмеянное зло утрачивает ореол непобедимости, оно уже ущербно — и мы торжествуем над ним. Над чем торжествуем — того не боимся. Кстати, именно так поступает известный юморист, которого мы воспринимаем как женщину, это Верка Сердючка.
Страх болезни, уродства, одиночества, экзистенциальный страх смерти изначально присутствуют у каждого человека. Собственно, страх смерти и есть главный наш страх, все прочие — проекции этого базового чувства, основного инстинкта. Потому что, как ты ни взрослей, сколько ни читай философских трактатов, как ни набирайся жизненного опыта, все равно в глубинной глубине у любого из нас живет ребенок, который смерть как неминуемый итог жизни не приемлет. И никогда не примет: вопреки всему он верит, что будет жить вечно.
Кроме того, следует отметить, что проявление черного юмора рассматривается психологами в русле неклассического психоанализа как специфический защитный механизм личности, помогающий справиться со страхом будущего. «Мы пришли к выводу, что по юмористической реакции или ее отсутствию можно оценивать стрессоустойчивость человека», — говорит один из авторов исследования Андрей Цветков. — Те, кто шутят, более устойчивы. И из них с меньшей вероятностью получатся фанатики и прочие «кровавые мстители» .
1. Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994)
2. Бергсон А. Смех. Эссе о сущности комического. М., 1992.
3. Белянин В.П., Бутенко И.Л. Антология черного юмора. Мадрид, 1992.
4. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. — М., 1996. — 214 c
5. Иванова Т.В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии. — 2002. — №1-2. — с. 76-87.
6. Иванова Т.В. Психология восприятия комического. — Самара. — 2002
7. Миронова О. О чувстве юмора и остроумии.- СПб.: Питер, 2010. 270 с.
8. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Спб.:Речь, 2004
9. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. «Университетская книга» АСТ Спб. М., 1997
10. Экман П. Психология лжи (Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage) / Пер. с англ. Н. Исуповой, Н. Мальгиной, Н. Миронова, О. Тереховой. — СПб.: Питер, 2010. — 270 с