Юмор как зрелый механизм психологической защиты

Достоинством реверсии является то обстоятельство, что человек перемещает сильные аспекты трансакций (социальных взаимодействий) таким образом, чтобы играть скорее роль инициирующую, чем отвечающую социальным ожиданиям. Это явление еще называют трансформацией пассивного в активное. Если в реальности развивается положительный сценарий, защита работает конструктивно. Если же имеет место отрицательный сценарий – деструктивно.

1.2. Юмор как психологическая защита

Юмор присутствует в той или иной форме в жизни любого человека, коллектива, страны, нации, независимо от политической обстановки и условий жизни. Юмор, чувство юмора [от англ. humour — нрав, настроение] — способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать. Несмотря на то, что и в философии, и в эстетике проблематика комического и смешного имеет крайне пролонгированную историю изучения, несмотря на то, что в этих рамках существуют многообразные подходы к пониманию природы комического и смешного, многочисленные описания различных способов и приемов, порождающих смех и стимулирующих проявление чувства юмора, в современной психологической науке единой, целостной и при этом общепринятой теории юмора, позволяющей научно обоснованно определить и описать собственно психологическую природу и психологические основания юмора, до сих пор не существует. Главным предназначением комического, естественно, является веселье, доставление радости, рождение смеха. Но есть и другие, не менее значительные и интересные моменты. Юмор может быть: оружием, средством нападения (насмешка); средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон); воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта «вечные истины», нравственные нормы (пословицы, поговорки); своеобразным щитом, за которым можно скрыть свое отношение, мнение, состояние в случаях, когда это необходимо ( анекдот, каламбур).

Все эти вызванные юмором состояния могут сопровождаться разными вариантами смеха. И как следствие — содействовать изменению поведения личности. Существует много видов смеха. Теоретик и историк советской кинокомедии Р.Юренев, пишет так: «Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех». Все ли смеются одинаково? Смех смеющегося- «зеркало» его души… По тому, как, когда, над чем смеется каждый из нас, можно кое-что узнать и о «внутреннем устройстве» человека. Можно рассмеяться так, что рассмеются все, кто рядом, а можно легкой улыбкой довести до слез и агрессии.

12 стр., 5872 слов

Психология юмора

... связи с точкой зрения отдельного человека, что абсолютно комическое существует только в исключительных случаях. Освобождение мучительных аффектов, по ... такую ситуацию комической, тогда как второй воспримет это как хорошую шутку и будет получать удовольствие от смеха. Юмор же ... период, когда мы вообще справлялись с нашей психической работой с помощью незначительной затраты энергии, настроением духа в ...

В то же время, если обратиться к специальной литературе по проблеме комического и смешного, то, как считают специалисты-психологи, можно достаточно четко выделить, как минимум, две основные социальные функции юмора: «1. Юмор как средство борьбы и сопротивления излишнему контролю. Данная функция юмора наиболее отчетливо прослеживается на примере исследований, посвященных изучению неофициального политического юмора и анекдотов, функционировавших в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах Восточной Европы… Исследования “смеховой культуры” обществ прошлого также акцентируют внимание на революционном, взрывном характере смеха, на функции протеста, на смехе как носителе “антикультуры”, противопоставленной официальной строго регламентированной культуре средневекового общества… 2. Юмор выполняет функцию контроля над членами группы для поддержания групповой солидарности… Данная функция юмора заключается в установлении и поддержании границ группы: разграничении одной группы от другой и связывании членов одной группы друг с другом… Все шутки о «других» подкрепляют чувство собственной идентичности внутри группы. Юмор контролирует поведение тех, кто не похож на нас, порождая и поддерживая стереотипы, достигая одновременно интеграции группы и ее отделения от других» (Е. А. Копылкова).

Исследовательские разработки в области психологии юмора, несмотря на их многочисленность, в конечном счете, в теоретико-содержательном плане могут быть сведены к двум основным категориям: исследования, выполненные в рамках аффективного подхода, и исследования, выполненные в логике когнитивной схемы. В этом плане базовой концептуальной платформой работ «аффективного направления» служит психоаналитическая традиция, согласно которой диссонанс между существующим и давлеющим над личностью рядом желаний и потребностей и невозможностью удовлетворить их в связи с их неприемлемостью для социума разряжается, в том числе, и с помощью юмора и смеха, снижающих избыточное психическое напряжение, повышенную тревогу, «зашкаливающую» агрессивность.

Что касается когнитивного подхода к рассмотрению психологии юмора, то здесь он выступает, прежде всего, как «восприятие несоответствия в игровом контексте, которое может сопровождаться улыбкой и смехом» (McGhee, Shultz и др.).

Чувство юмора в качестве одного из непреложных условий предполагает, что по отношению к какому-либо социальному объекту юмора личность, демонстрируя видение его отрицательных свойств и даже преподнося их в гротескной форме, откровенно их утрируя, сохраняет если не дружелюбие, то, во всяком случае, не выражает разрушающую, ранящую другую личность агрессию. Помимо этого, носитель подлинного чувства юмора не может не иметь некоего нравственного стержня, не может не опираться на нравственные идеалы, так как в противном случае шутки и остроты перерождаются в циничные оскорбления, пошлые высказывания, унизительные издевки. Как правило, отсутствие чувства юмора напрямую корреспондирует с эмоциональной ущербностью личности, с невысоким уровнем ее интеллектуального развития, с недостаточной креативностью и избыточной ригидностью. Кроме того, если конкретная личность внешне вполне адекватно реагирует на шутку, объектом которой стал кто-то другой, и при этом категорически не способна, что называется, смеяться над самой собой, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что данный человек имеет очевидные проблемы с самооценкой и, скорее всего, достаточно дезадаптивен.

5 стр., 2142 слов

Вклад отечественных ученых в исследования психологии межличного общения

... Бехтерева. Предметом исследования является определение места общения в структуре межличностного взаимопонимания и взаимодействия людей. Объектом – проблемы межличностного общения. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ, Межличностное общение Проблемы психологии межличностного общения ...

Обычно юмор понимается как беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь, выражение эмоционального восприятия действительности. Юмор есть и как один из способов разрядки — преобразование отрицательных чувств в нечто прямо противоположное — в источник смеха. Роль юмора в этом случае сводится к защите человеческого Я, поскольку позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль в исключительных (экстремальных) условиях.

Достигается защита Я, по мнения А.Н., за счет обесценивания смехом объекта, на который направлен юмор. Такое понимание юмора в психологии ведет свое начало З. Фрейда, для которого юмор выступал «средством получения удовольствия, несмотря на предшествующие ему мучительные аффекты». Юмор подавляет развитие этого аффекта, занимая его место. Причем удовольствие от юмора возникает в этих случаях за счет не осуществившегося развития аффекта «оно вытекает из экономии аффективной затраты».

Многие исследования показали, что особенность юмора как психологической защиты состоит в автоматическом преобразовании чувств. Локализация юмора в предсознании делает его непохожим на классические виды защитных механизмов. Как говорил З. Фрейд, юмор может быть понят как высшая из защитных функций.

По сути, юмор преследует те же цели, что и любая психологическая защита — предупреждение возникновения неудовольствия из внутренних источников, снятие тревоги. Однако, он не скрывает содержания представлений, связанных с мучительным аффектом от сознательного внимания, как это делает, например, вытеснение и не подвергается подавлению со стороны сознательного мышления, поскольку юмор не предстает в качестве чего-то ущербного. Но вместе с тем, он всегда остается защитным механизмом, искажающим адекватное восприятие реальности. И здесь на помощь приходит другая точка зрения, базирующаяся на понимании юмора как особого репрезентативного эмотивно-когнитивного явления, выполняющего функцию авторегуляции общего эмоционально-активационного (психологического и психофизиологического) тонуса. При таком понимании юмора, а авторегуляция достигается за счет двух основных функций:

8 стр., 3866 слов

Механизмы психологической защиты

... сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума» [10, с.129]. В современной психологии Психологическая защита в современном понимании – это способ бессознательного ограждения человеком своего внутреннего ... выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация заключается в перенаправлении энергии потребностей, которые по каким-либо причинам человек не может удовлетворить, в ...

1. подбадривание. Юмор регулирует уровень напряжения, побуждая субъекта к деятельности, к преодолению или определенному устранению преграды. Это может достигаться за счет высмеивания (обесценивания) преграды или собственного неадекватного способа действия.

  1. отступание (пораженческий юмор) — снятие напряжения ценой отказа от потребности.

Юмор можно отнести к нескольким видам психологической защиты, а именно к сублимации и копинг-стратегии.

сублимации

Данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам:

стратегии совладания или копинг-стратегии

Таким образом, юмор выступает в качестве защитного механизма и становится одной из форм самоутверждения личности, отличающейся, например, от иронии.

По этому поводу Ф. Ницше писал о том, что ирония уместна лишь как педагогическое средство в общении учителя с учениками. В других случаях ирония — это бесчинство. Кроме того, привычка к иронии портит характер, она постепенно придает ему черту злорадства: начинаешь походить на злую собаку, которая, кусаясь, научилась к тому же смеяться.

Таким образом, юмор как и любой механизм психологической защиты, ведет к искажению адекватного восприятия реальности, так как установление «равновесия» во внешнем или внутреннем мире механизмами психологической защиты достигается ценой уступок, регрессии, самообману или неврозу без учета целостной ситуации и долговременной перспективы.

Глава 2. Обзорное исследование юмора в различных областях.

Ученые утверждают, что мужчины по своей природе больше склонны шутить, чем женщины, так как в их организме гораздо больше мужского гормона — тестостерона. Согласно исследованию британских ученых, чувство юмора у мужчин развито сильнее, но природа его отличается от женской манеры шутить.

Профессор Сэм Шустер из больницы при университете в Норфолке отмечает, что мужчины острят больше, чем женщины, при этом их шутки имеют более напористый характер.

Шустер связывает склонность мужчин кого-то высмеять с уровнем тестостерона в организме и считает юмор проявлением мужской агрессии. Свое предположение профессор иллюстрирует результатами исследования, в котором приняло участие более 400 человек. Мужчины и женщины разных возрастов реагировали на вид Шустера, который ехал по улице Ньюкасла на моноцикле. По словам Шустера, комментарии большинства женщин были одобрительными.

Крайне незначительное количество женщин решило сыронизировать, в то время как 75% мужчин отпустило в адрес велосипедиста ехидные реплики — например, прокричав ему вслед: «Что, колесо потерял?»

Особенно агрессивно вели себя юноши — водители специально опускали стекла в машинах, чтобы выкрикнуть что-то неприятное. Шустер указывает, что подобная манера поведения почти не встречается у пожилых мужчин, которые по уровню толерантности приближаются к женщинам.

6 стр., 2968 слов

Механизмы и формы психологической защиты

... но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги. 1.3. Регрессия В классических представлениях «регрессия» рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ...

Психолог из университета Нортумбрии Ник Нив, изучающий влияние тестостерона на психику и поведение человека, полагает, что реакция мужчин в эксперименте Шустера была действительно связана с мужским гормоном.

Нив считает, что агрессивно прореагировавшие мужчины восприняли велосипедиста как угрозу, вторгающуюся в сферу женского внимания, которое, по мнению мужчин, предназначено только для них.

«Это должно быть особенно чувствительно для молодых мужчин, только начавших бороться за внимание самок, и меня не удивляет, что их реакция была более агрессивной», — говорит Нив.

Результат исследование интересен, при этом его можно расширить, ведь использование юмора – не только мужской способ проявления агрессивности.