Информационные технологии, применяемые в обучении людей с нарушениями зрения

Актуальность работы: Информационные технологии — это приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных. Современный уровень техники, благодаря изучению электромагнитных волн, позволяет выполнять общение на расстояниях больше размеров солнечной системы. В пределах земной атмосферы, время передачи информации (между двумя противоположными точками земли) составляет около 0,02 секунды.

Наиболее значимым источником информации на сегодняшний день является интернет.

В данной курсовой работе, проведем обзор разработок в области информационных технологий для людей с нарушением зрения.

Сегодня информационные технологии для инвалида по зрению — это не только инструмент, позволяющий решить ту или иную задачу, но и, в прямом смысле слова, средство реабилитации. Это мост, который позволяет преодолеть информационную пропасть, отделяющую незрячего человека от относительно здоровых людей, получить почти равные возможности по доступу к информации и работе с ней.

Если это цифровое информационное окно будет закрыто, слепые и слабовидящие люди будут лишены возможности полноценно участвовать в современной жизни.

Освоение незрячими людьми современных информационных технологий — это необходимость, которая с каждым годом становится всё более значимой. Не владея современными информационными технологиями, незрячие люди останутся «на обочине» современной жизни. В такой ситуации уже нельзя будет всерьёз говорить о качественном образовании незрячих людей, об их профессионализме, эрудиции, осведомлённости и даже полноценном личностном развитии.

Цель: Изучить особенности обучения людей с нарушением зрения использованию информационных технологий.

Задачи:

1. Оценить уровень развития информационных технологий, применяемых людьми с нарушением зрения.

2. Определить значимость информационных технологий для людей с нарушением зрения.

3. Выделить особенности обучения людей с нарушением зрения использованию информационных технологий.

Объект — информационные технологии, применяемые в обучении людей с нарушением зрения.

Предмет — особенности обучения людей с нарушением зрения использованию информационных технологий

информационный обучение нарушение зрение

Информационная технология (ИТ) представляет сложную и комплексную систему, которая охватывает разнообразный круг проблем, явлений, подходов и т. п. Для дальнейшего раскрытия сущности, состава и содержания информационных технологий будем использовать принципы и методы системного подхода.

5 стр., 2007 слов

АФК при нарушении зрения

... При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки. Уроки адаптивного физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической ...

Системный подход — это методология исследования, конструирования, прогнозирования систем разных типов и классов. Системный подход базируется на использовании различных систем. Система представляет собой взаимосвязанную совокупность элементов преследующих общую для них цель.

При реализации системного подхода выделяются 6 аспектов и подходов: cущностный подход, функциональный подход, структурный подход, коммуникативный подход, интегративный подход, исторический подход. Рассмотрим данные подходы поподробнее.

Сущностный подход

Выявление сущности системы наиболее сложный этап познания существенных признаков информационных технологий, которые отличают их от других объектов и систем.

Начало широкого применения понятия информационных технологий в экономике, управлении и информационной деятельности приходится на 60-70-е годы XX в. и связано с развитием компьютерных и телекоммуникационных принципов, методов и средств обработки информации, а в последние годы в связи развитием концепции информатизации общества. В эти годы приходит осмысление, что информация выступает как полноправный ресурс наряду с материальными, энергетическими, финансовыми и другими ресурсами.

Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова «технология» восходит к древней Греции, где techne — обозначало искусство, мастерство, умение, а … логия — науку.

Анализ определений понятия технология и информационная технология позволяет выделить ряд существенных признаков:

* Процессный характер ИТ проявляется в том, что сущность технологии связана с преобразованием свойств, формы, содержания и т. п. информации, во-первых, и, во-вторых, с процессом организации ИТ.

* Формализованный характер информационных технологий представляется в различных формализованных формах: в виде проекта, алгоритмов и программ, различного рода математических моделей и др.

* Ориентация на практику. Благодаря запросам практики информационные процессы стали реализовываться в форме технологий.

* Концентрация в себе научных знаний и опыта реализации информационных процессов.

* Получение эффективности, достижение конечного результата — неотъемлемые характеристики информационных технологий. Главным критерием социальной эффективности информационных технологий выступает свободное время человека. Информационных технологий обеспечивает экономию затрат труда, энергии, ресурсов.

* Обеспечение заданного пользователем уровня качества реализации информационных процессов.

По мнению специалистов, в определении информационных технологий подчеркивают широкий и узкий смысл понятия. В широком смысле информационных технологий — это наука, научная дисциплина о методах описания, разработки и создания информационных технологий. В узком смысле — это целенаправленная деятельность по реализации информационных процессов с помощью современных методов и средств, с одной стороны, с другой стороны, информационные технологии — это представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, т. е. не что иное, как технологическая документация, технологическая карта и т. п.

11 стр., 5464 слов

Информационные технологии в образовании

... международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов; обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний; подготовить квалифицированные кадры; реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, ...

Следует отметить, что механический перенос понятия «технология» имеет положительные и отрицательные стороны. Положительное — широкое использование и популяризация этого термина в теории и практике информатики. Отрицательные стороны связаны с отождествлением материальной (вещественной) и идеальной (интеллектуальной) природы информации.

Второй важной составляющей понятия информационные технологии является понятие «информация». В последнее время термин «информация» приобретает все большую популярность и привлекает к себе внимание многих ученых и специалистов. Однако, несмотря на это, единый взгляд на познание сущности «информация» в настоящее время не выработан.

Функциональный подход

Определение функций системы предполагает установление ее цели. Информационная технология является целенаправленной системой. Основная цель информационной технологии состоит в формировании качественного информационного ресурса (новой информации, знаний), необходимого для повышения эффективности системы, в которой она функционирует. Декомпозиция общей цели позволяет построить дерево целей, которое отражает все направления реализации информационной технологии.

Для достижения целей информационных технологий необходимо выполнить определенные функции. Главными из них являются формирование концептуальной модели информационной технологии, преобразование данных, информации и знаний (сбор, обработка, хранение, передача, распространение и др.) и функции по обеспечению ИТ. Внешние функции реализуются для удовлетворения потребностей в качественных и эффективных ИР разнообразных элементов: государства, политической среды, социальной и производственной сферы, науки, экономики, технологии и др.

Структурный подход

Выделенные функции закрепляются в структурах, которые представляют собой способы взаимодействия элементов в системе. Функциональная структура технологического информационного процесса задается логикой реализации процедур преобразования информации и технологическими принципами. Конкретная информационная технология должна вписываться в соответствующую организационную структуру управления информационных систем, технологическую систему.

Коммуникативный подход

Свойство открытости информационных технологий проявляется во взаимодействии с внешней средой путем постоянного обмена с ней энергией, веществом и информацией. Здесь мы основное внимание обратим на информационный аспект, хотя материальный и энергетический обмен также играет не последнюю роль в функционировании и развитии технологии.

Информационная технология как открытая система имеет следующие характерные свойства. Первое, обладает свойством активности. Оно проявляется в целенаправленном взаимодействии с внешней средой для удовлетворения своих потребностей. Активность информационных технологий связана с наличием в ней целенаправленных и целеустремленных компонентов, главным элементом которого является персонал.

Возрастание активной роли информационных технологий связано с изменением характера развития внешней среды и с возрастающей сложностью взаимодействия с потребителем. Информационная технология (субъект) по воздействию на объект должна приводить его в то состояние, которое в наибольшей степени помогает достигать цели объекта, т. е. носить активный характер. Активность информационных технологий предполагает, прежде всего, расширение ее действий и функций в процессе своего функционирования и развития. Поэтому активность информационных технологий должна обладать определенной устойчивостью.

12 стр., 5708 слов

Использование современных информационных технологий в дополнительном образовании

... в разработке и обосновании возможности изучения информационных технологий на основе информационных. Объект исследования использование современных информационных технологий в учреждениях дополнительного образования. Предмет исследования влияние информационных технологий на образовательный процесс. Практическая значимость исследования заключается в том, внедрение информационных технологий ...

В ходе практической реализации поставленных целей информационных технологий необходимо управлять своей деятельностью, в соответствии с изменениями внешней среды. Следовательно, активность информационных технологий должна, прежде всего, быть направлена на познание закономерностей развития внешней среды для дальнейшего активного воздействия на нее.

Важным в использовании информационных технологий является учет свойства гомеостатичности, которое обеспечивает целостность системы в условиях постоянно меняющегося состояния внешней среды. Здесь следует указать на то, что при различных состояниях внешней среды существенные переменные системы остаются стабильными или изменяются в заданных пределах, тем самым обеспечивая равновесие с внешней средой. Такое состояние характеризует систему как целостность и не может быть приписано ни одной ее части (подсистеме).

В практическом плане свойство открытости информационных технологий реализовано в разработке концепции открытых информационных систем. Суть ее кратко сводится к следующему: каждая открытая информационная предназначена для решения двух задач (обработки и передачи данных) и состоит из двух частей — прикладные процессы, предназначенные для обработки данных и, в первую очередь, для удовлетворения потребностей пользователей; и область взаимодействия, обеспечивающая передачу данных между прикладными процессами, расположенными в различных системах. Главную роль в разработке открытых систем играет Международная организация по стандартизации (ISO).

Она разрабатывает стандарты взаимодействия открытых систем (OSI).

Интегративный подход

Исследуя проблему целостности, многие ученые придерживаются различных взглядов на понятие целостности. Первый подход к проблеме целостности связывают с наличием у системы новых свойств (неаддитивности, эмерджентности, интегральности и т. п.), не присущих ее элементам. Второй подход акцентирует внимание на автономности, цельности системы и противопоставленности внешней среде. В третьем подходе в качестве критерия целостности системы выделяют наличие определенной степени упорядоченности, организованности элементов системы, взаимосвязей и взаимодействий, определенной тесноты связей; наличие такого сочетания элементов (подсистем), свойств и связей системы, которое в наибольшей степени отвечает ее целям функционирования и развития. Здесь прослеживается тесная связь свойства целостности с организованностью системы. Четвертый подход объединяет первый и третий, вместе взятые.

В последнее время в связи с развитием функционального подхода в научном познании развивается взгляд на проблему целостности с этих позиций. Выделение функциональной целостности в познании систем — еще один шаг в изучении этой сложной проблемы, позволяющий учитывать свойство открытости. Рассматривая источник целостности систем, необходимо учитывать связи с внешней средой.

Информационные технологии действительно обладают новыми свойствами, которые проявляются в результате ее функционирования и развития. Особый интерес представляет появление среди новых свойств таких, которые не присущи ни одному из элементов системы, т. е. интегральных (эмерджентных и т. п.) свойств. По мнению многих специалистов, причиной возникновения у системы интегральных свойств является наличие многообразных, устойчивых связей как внутри системы, так и с внешней средой. Именно связи составляют то новое скрытое слагаемое, которое отличает целое от суммы частей.

9 стр., 4356 слов

Роль психических процессов в формировании рекламных образов

... процесса. Реклама должна отвечать весьма важному принципу - принципу целостности. Когда говорят о «неделимом целом» в рекламе, имеется в ... в процесс выбора. 1.4 Память Память является важным психическим процессом, имеющим прямое отношение к рекламной деятельности вообще и эффективности рекламы в частности. Памятью называют процесс ... очень много информации забывается. Исследованиями установлено, ...

Новые свойства информационных технологий могут быть самыми разнообразными. Для целенаправленных систем (какой и является информационная технология) важное значение имеет появление новых свойств, связанных с их целевым назначением, т. е. тех свойств, которые определяют ее качественную специфику. Информационных технология целостная система в процессе своего функционирования и развития способна на большее, чем каждый из ее изолированных элементов или подсистем. Такое новое свойство систем в теории организации получило название синергетического эффекта.

Итак, свойство целостности информационной технологии можно конкретизировать и выразить через систему связей между элементами и с внешней средой, с одной стороны, и интегративностью — с другой. Из теории систем известно, что наличие связей не является характерным признаком только систем. Для обеспечения целостности информационной технологии необходимо, чтобы связи между элементами носили устойчивый характер и среди них находились системообразующие связи. Роль системообразующих связей играют связи управления, организационные, функциональные, обратные, технологические и др.

Исторический подход

Наибольший интерес для наших задач имеют этапы развития информационных технологий, связанные с развитием ЭВМ.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных выше подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.[4]

1.2 Роль информационных технологий для людей с нарушениями зрения

Чаще всего социально-психологическая теория делит жизнедеятельность человека на две основные, очень тесно связанные между собой, составляющие:

  • деятельность;
  • общение.

В свою очередь, вторую составляющую принято разделять на четыре позиции, то есть на четыре основных механизма:

  • Коммуникация — процесс передачи и получения информации.
  • Когнитивный процесс — процесс познания.
  • Интеракция — процесс взаимодействия.
  • Перцепция — процесс восприятия.

Ниже более подробно попробуем оценить значение информационно-технологических областей для перечисленных выше механизмов жизнедеятельности незрячего человека.

Коммуникация

Как было сказано выше, коммуникация — это процесс получения и передачи информации. Коммуникацию принято делить, ориентируясь на несколько характеристик: вид, расстояние между источниками информации, количество источников, передающих и принимающих информацию. В этом смысле коммуникация бывает вербальная и невербальная, опосредованная и непосредственная, а также осевая (два источника, передающих и получающих информацию) и сетевая (могут быть задействованы бесконечные множества принимающих и передающих источников).

12 стр., 5967 слов

Информация в сети Интернет: возможности, риски и угрозы

... Возможности Интернета как глобальной «паутины» иногда сравнивают с великими географическими открытиями, которые содействовали сближению народов и культур. Владение информационным пространством приобретает ... информации и трансляции культурного наследия на основе компьютерных технологий и сети Интернет. Киберпространство постоянно расширяется, включая в свою орбиту все новые регионы и социальные ...

Человек, потерявший зрение или имеющий небольшой его остаток, практически лишён возможности получать невербальную информацию (мимика, жесты, визуальный контроль и т. п.).

Вместе с тем, у незрячего активируются и развиваются другие (не визуальные) каналы получения информации. Речь идёт об аудиальном и кинестетическом каналах, т. е. о слушании и осязании. Из этого можно заключить, что максимально просто незрячий может получить информацию, преобразованную либо в акустический сигнал, либо в некоторое тактильное представление (шрифт брайля, рельеф, вибрацию, тепловое излучение).

В этом смысле необходимо подчеркнуть, что незрячему практически не нужны ни какие специальные высокотехнологичные средства для обработки вербальной информации, но, вместе с тем, совершенно необходимы аппаратные и программные средства для преобразования информации, передаваемой знаками, символами, световым излучением и т. д. Как раз в этом случае очень важно выделить первую из описанных нами информационно-технологических областей.Современные компьютеры, от стационарных до карманных, и некоторая часть их программного обеспечения предоставляет незрячим пользователям возможность доступа к информации на разнообразных носителях.

Разумеется, существует и специальное ПО, которое облегчает процесс обмена информацией между незрячим пользователем и компьютером. Необходимо подчеркнуть, что специального ПО не всегда достаточно для реализации указанного процесса, поэтому разработчики программ всегда должны учитывать возможность работы с ними незрячих пользователей.

Говоря о приборах, способных преобразовывать знаки, символы, излучения в поток информации, доступный незрячим, мы должны вспомнить о третьей из выделенных нами областей. Следует сказать, что уже давно и достаточно успешно проводятся эксперименты по созданию такого оборудования и, более того, на рынке тифлотоваров такие приборы представлены достаточно широко. Примерами могут послужить распознаватели цвета, света и купюр, говорящие рулетки, говорящие весы, термометры, тонометры, глюкометры, говорящие зарядные устройства, озвученные глобусы, измерители жидкости и т. п. С сожалением приходится признать, что на рынке очень мало бытовых приборов, которые имели бы удобный для незрячего интерфейс.

Что касается процесса обмена информацией между субъектами, то здесь на первый план выходит вторая из выделенных нами информационно-технологических областей. Всё, опять же, привязано к адаптированному ПО, позволяющему незрячим обмениваться информацией в опосредованном (удалённом) режиме, в режиме субъект-субъектного и сетевого общения. Здесь следует отметить, что современные информационные технологии позволяют незрячим и слабовидящим пользователям получать доступ почти ко всем ресурсам глобальной сети INTERNET и пользоваться большим количеством сетевых сервисов. В последнее время очень часто создаются специализированные сайты для незрячих, дискуссионные листы, чаты и форумы, периодически организуются вполне серьёзные и игровые конференции в голосовых чатах и программе Skype, возникают группы в социальных сетях и т. д. Незрячие пользователи, благодаря развитию современных информационных технологий, имеют возможность находить группы по интересам, в том числе и в среде здоровых людей, организовывать свои информационные и коммерческие проекты, а также почти неограниченно общаться с родственниками, друзьями, сетевыми знакомыми и т. д. Впрочем, важно заметить, что российская часть интернета не вполне приспособлена для людей с нарушением зрения. Если интернет-зоны других стран чаще всего пытаются учитывать возможность появления на их ресурсах незрячих, а разработчики сайтов учитывают рекомендации по доступности, то многие российские ресурсы совершенно недоступны для людей с нарушением зрения. Очень часто в погоне за модой и оригинальным интерфейсом владельцы социальных сетей, почтовых сервисов, электронных платёжных систем забывают о том, что на их ресурсы могут попасть люди, использующие программы экранного доступа. В этом смысле, хотелось бы посочувствовать как незрячим пользователям, так и держателям соответствующих ресурсов, т. к. последние теряют несколько тысяч клиентов в месяц.

3 стр., 1121 слов

Что называется информационным обществом

... Информационные технологии способны разрушить частную жизнь и отрицательно влиять на деятельность организаций. Структура информационного общества Структуру информационного общества можно рассматривать с социальной и институциональной точки зрения. Социальная структура ... информационного общества в развитии человечества возрастанию влияния информации на общество Информационная ... появляется возможность ...

Когнитивный процесс

Когнитивный процесс, или процесс познания в нашем случае, мы будем рассматривать в несколько суженных рамках, которые определяются темой настоящего доклада. Поэтому, говоря о познании, будем иметь в виду познание окружающего мира незрячими и познавательную, т. е. учебную и научную деятельность.

Не секрет, что в настоящее время всё большее число незрячих желают получить достойное образование, способное дать возможность поступить на хорошо оплачиваемую работу. Процесс обучения, будь то в школе или высшем учебном заведении, связан с получением и обработкой информации. В этом смысле следует сказать, что современные информационные технологии значительно упрощают процесс получения образования. Если вернуться к первой из выделенных нами информационно-технических областей, то можно сказать, что современные аппаратные и программные средства предоставляют возможность хранить и обрабатывать огромные массивы данных, делать эти данные портативными, то есть, постоянно доступными. И персональный стационарный компьютер, и маленький карманный компьютер, снабжённый специальным ПО, позволяют создавать библиотеки научной и специальной литературы, хранить таблицы и графики, записывать лекции, писать научные работы. Современные носители настолько объёмны, что небольшое по размеру устройство, размером в две больших шоколадки, позволяет держать дома библиотеку до семи тысяч наименований аудиокниг. Библиотека на 280 тысяч единиц хранения в текстовом формате легко умещается на небольшом usb-носителе, размеры которого подобны зажигалке. Специально созданное ПО позволяет читать и обрабатывать текстовые документы, работать с некоторыми графическими форматами, чертить таблицы, работать с шаблонами документов и т. д.

Вторая из информационно-технологических областей также важна для процесса познания. Если говорить об учебной деятельности, то следует отметить, что многие незрячие активно пользуются преимуществами доступа во всевозможные информационные сети.

6 стр., 2832 слов

Использование современных информационных и коммуникационных технологий ...

... воспитательного процесса, для ученика – средство, облегчающее и улучшающее продуктивность его обучения. Поэтому цель моей работы - показать возможности использования информационных технологий в образовательном процессе. В ходе работы над темой были поставлены задачи: изучить теорию «Использование ИКТ в ...

INTERNET значительно облегчает поиск необходимой информации, способствует общению с научными коллегами, позволяет принимать участие в разнообразных научных конференциях, даёт возможность пользоваться сетевыми энциклопедиями, справочниками, переводчиками, и, что очень важно для незрячих, позволяет использовать блага и достижения дистанционного образования.

Третья из выделенных ранее областей также имеет своё особое влияние. Как правило, это касается конвертации (преобразования) информации из одного вида в другой. Любой или почти любой электронный документ можно вывести шрифтом брайля на дисплее брайлевского компьютера или распечатать на брайлевском принтере, что особенно важно и актуально для тех, кто обучается точным наукам. Есть возможность сканировать брайлевские книги, читать газеты, книги и журналы при помощи «Читающей машины» и многое другое.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе о познании окружающей среды. В этом смысле информационные технологии серьёзно отстали. Да, есть и достаточно много систем позиционирования (навигации), т. е. ориентирования в пространстве, от больших и не слишком удобных комплексов, связанных со спутником, до смартфонов и продуктов фирмы «Apple», работающих с GPS. Есть трости, фонари, очки и нагрудные датчики, использующие ультразвук, придуманы и «голосовые метки» для одежды, продуктов питания и объектов в помещении. Всё это действительно так, но, вместе с тем, не получили широкого распространения средства считывания информации с табло (вокзалы, аэропорты и т. п.), наблюдается явный недостаток озвученных банкоматов и терминалов оплаты, почти нет сигнализирующих устройств, дающих информацию о местоположении, существуют только единичные примеры устройств охраны помещений, доступных для инвалидов по зрению, очень мало познавательных игрушек (на базе современных технологий) для детей дошкольного возраста, которым, как никому, нужно познавать окружающий мир и т. п.

Интеракция

Интеракция — процесс социального и психологического взаимодействия между:

  • двумя и более субъектами;
  • субъектом и группой;
  • двумя и более группами.

По сути, интеракция является процессом связывания между элементами социума, процессом, обеспечивающим взаимные действия, направленные на преобразование окружающей среды.

Прослеживая значение первой из выделенных нами информационно-технологических областей, отметим, что она вплотную связана с процессом взаимодействия незрячего человека и машины. В этом ключе также можно говорить о доступности аппаратных и программных средств для инвалидов по зрению. Как уже отмечалось, современные информационные технологии в ряде случаев обеспечивают взаимодействие человека, имеющего проблемы со зрением, и машины. Безусловно, следует отметить, что далеко не все компьютеры и не все высокотехнологичные средства обработки, хранения и передачи информации доступны для незрячих. Например, серьёзно ограничен доступ к интерфейсам большого количества мобильных телефонов, смартфонов, коммуникаторов, электронных органайзеров и переводчиков, «электронных книг», а также измерительных, спортивных и бытовых приборов.

17 стр., 8461 слов

Философия информационной цивилизации

... Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого информационного ... противоречия. Философия была ... точки зрения, ... информации, достигшая таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии ...

Достаточно серьёзную роль во взаимодействии незрячих с ближайшим и удалённым социальным окружением играет вторая из выделенных нами информационно-технологических областей. Речь, как и выше, идёт о передаче и получении информации, доступе к удалённым источникам информации и, более того, о возможности субъект-субъектной и групповой коммуникации, без которой интерактивный процесс представляется ущербным. Основные и дополнительные информационно-технологические средства, принадлежащие этой области, дают возможность людям с нарушением зрения взаимодействовать между собой и в группах, объединять усилия для решения разнообразных проблем, решать личные бытовые проблемы, синхронизировать свои действия и данные с действиями и данными сколь угодно большого числа социальных субъектов. Проще говоря, речь идёт о технологиях удалённого, совместного доступа к документам, календарям, контактам, хранилищам информации, сетевом общении с целью направить действия группы лиц на решение определённых задач, совместном получении и обработке информации (в сообществах, группах социальных сетей, рассылках, чатах и т. д.), совместной трудовой деятельности, сетевых конференциях, а также и о взаимодействии с органами власти и даже такой возможности, как возможность совершать покупки в виртуальных магазинах и оплачивать услуги и товары при помощи электронных платёжных систем.

Специфические, основные и дополнительные средства третьей из выделенных информационно-технологических областей также способствуют оптимизации интерактивных процессов в жизни незрячих людей. В этом смысле уместно было бы вспомнить о брайлевских компьютерах, имеющих доступ в сеть, телефонах с брайлевским выводом, средствах, помогающих реализовать возможность пользования GPS-навигацией и т. д.

Перцепция

Это достаточно сложное и объёмное понятие мы в рамках нашего доклада будем рассматривать с особой точки зрения. В данном случае перцепция интересует нас не просто как процесс восприятия, что было бы чрезмерным увеличением поля для анализа, а только как особые виды восприятия, а именно:

  • восприятие незрячим человеком окружающей действительности;
  • восприятие незрячим самого себя как части социума;
  • рефлексия, самооценка, восприятие себя самого внутри собственного сознания;
  • восприятие окружающими незрячего.

В данном случае мы не будем подробно останавливаться на каждой из информационно-технологических областей, выделенных в водной части доклада, а попробуем определить ценность информационных технологий для каждого из указанных видов восприятия.

В первую очередь, информационные технологии расширили возможности незрячих в плане получения всевозможной информации от окружающего мира. В некоторых случаях информация передаётся напрямую, в некоторых конвертируется и представляется в доступном для незрячих виде, но важно здесь то, что современные информационные технологии обогащают и разнообразят спектр ощущений, получаемых незрячим, а, значит, делают более совершенным процесс восприятия и формирования образа окружающего мира.В этом смысле можно отметить, что, благодаря развитию информационных технологий, незрячие получают более объёмную, полную, богатую, яркую и содержательную картину окружающей действительности.

Незрячий, обладающий некоторыми знаниями, позволяющими использовать информационные технологии, получает возможность увеличить эффективность и качество своей жизни в ряде социально значимых областей, таких как труд, образование, досуг и т. д.

Собственно говоря, речь идёт о том, что с развитием информационных технологий инвалид по зрению получает весьма эффективное дополнительное средство для обеспечения своего социального равенства и возможностей. Вместе с этим изменяется и самооценка незрячего как члена социума. Само собой разумеется, что самооценка растёт, что, в свою очередь, может послужить толчком к продолжению социального развития, например, повышению социального статуса и т. п.

Как взаимосвязанный процесс, улучшается, возрастает качество внутренней оценки самого себя как личности, как человека, как специалиста, профессионала, субъекта, способного улучшить собственную жизнь, достичь поставленных целей, реализоваться и т. п.

Всё это неизбежно влечёт за собой изменение в восприятии инвалида по зрению его социальным окружением. Информационные технологии способствуют улучшению качества жизни незрячего, что приводит, чаще всего, к изменениям в качестве его оценки в социуме. Проще говоря, с ростом объёма полученных незрячим умений и навыков, с улучшением, повышением его социального статуса, с увеличением эффективности и компетентности в труде изменяется отношение к нему ближайшего и удалённого социального окружения.

Деятельность

Деятельность — один из важнейших процессов, тесно сплетающихся с процессом общения и его составляющими. Грани настолько прозрачны и условны, что точное разделение этих процессов невозможно. Любое изменение в одном из подпроцессов общения — коммуникации, интеракции, перцепции или когнитивном процессе — влечёт за собой обязательные изменения в деятельности человека.

Любые изменения деятельности сразу сказываются на процессах получения и передачи информации, познании, взаимодействии и восприятии. Поэтому, уже отметив, безусловно, положительное влияние информационных технологий на подпроцессы общения, мы имеем право сделать заключение о таком же положительном и сильном влиянии информационных технологий на деятельность незрячих.

Улучшение и оптимизация познавательных процессов неизбежно влечёт за собой улучшение качества образовательной и научной деятельности. Улучшения в перцептивной сфере повышают качество деятельности по освоению окружающего мира и т. п. Опять же подчеркнём, что, рассматривая изменения в одной из сфер, необходимо сразу обозначать изменения и в других сферах. Таким образом, повышение эффективности приёма и передачи информации могут отражаться на познании, оптимизированное познание может изменять эффективность социального взаимодействия, что, в свою очередь, может повысить социальную и самооценку незрячего, за чем неизбежно последует улучшение качества труда, социального взаимного действия, духовной деятельности и т. п.[5]

1.3 Характеристика и классификация информационных технологий для людей с нарушениями зрения

Рассмотрим две группы вспомогательных электронных средств: автономные технические средства пространственного ориентирования (ТСО) и бытовые приборы с невизуальным представлением информации.

Классификация основных ТСО

По способу получения пространственной информации известные ТСО можно разделить на:

  • системы со световой локацией в инфракрасном диапазоне частот;
  • системы с ультразвуковой локацией;
  • телевизионные системы.

По способу представления информации в ТСО делятся на устройства, использующие:

  • звуковые излучатели;
  • тактильные датчики (вибрационные, игольчатые, тепловые, электрические);
  • матрицы нейростимуляторов.

По степени информативности различаются:

  • детекторы препятствия;
  • системы замещения зрения.

Характеристика основных ТСО

В соответствии с тремя упомянутыми каналами передачи информации слепому развиваются направления:

  • максимального использования слуха;
  • «кожного зрения»;
  • матричного стимулирования глазного нерва или зрительного кортекса головного мозга.

Первое из указанных направлений на сегодня наиболее широко представлено среди реализованных и серийно выпускаемых устройств, что связано с высокой информативностью соответствующих ТСО, технологичностью их изготовления и отсутствием факторов, опасных для здоровья пользователя.

Кожное зрение» реализуется обычно посредством тактильных (электрических, тепловых или вибрационных) матриц, накладываемых на достаточно большие площади кожного покрова и стимулирующих участки кожи в соответствии с распределением яркости в телевизионном кадре, полученном от видеокамеры. Последние достижения здесь связаны с использованием языка в качестве чувствительного органа для восприятия сигналов тактильной матрицы.

Эксперименты по имплантации матриц в головной мозг, выполненные, например, W.H. Dobelle, показали работоспособность соответствующих ТСО, но высокая стоимость и опасность для здоровья нейрохирургических операций делают этот путь малопривлекательным для слепых.{2}

Выводы по главе 1

Представив область информационных технологий в виде совокупности нескольких областей теории и практики, мы проанализировали связь каждой из этих областей с основными процессами жизнедеятельности инвалидов по зрению. Проведённый анализ позволяет утверждать, что современные информационные технологии тесно связаны с жизнью незрячих и оказывают на все её сферы исключительно положительное влияние, т. к. позволяют улучшить и оптимизировать все процессы общения, и за счёт этого значительно повысить эффективность деятельности. Важно заметить, что эта связь имеет колоссальное социальное значение, и в этом отношении следует сказать, что дальнейшее развитие информационных технологий приведёт к ещё большему улучшению качества жизни незрячих и развитию общества.

2.1 Особенности обучения людей с нарушением зрения использованию информационных технологий

Проблема обучения незрячих современным информационным технологиям обусловлена сложностью комплекса психических реакций лиц с глубокими нарушениями зрения, а так же тем, что данный контингент разнороден по типу имеющихся зрительных патологий, по виду нарушения зрения (тотальная слепота или порциальная), по времени наступления дефекта: слепота врождённая или приобретённая и так далее. При этом каждая группа незрячих, объединяемая на основе тяжести зрительной патологии, характеризуется наличием тех или иных психических особенностей, которые преподавателю информационных и коммуникационных технологий необходимо иметь в виду. Знание этих особенностей поможет грамотно и точно выдавать материал, необходимый для изучения той или иной группе реабилитантов.

Одной из основных специфических особенностей педагогической деятельности при работе с детьми-инвалидами является необходимость владения коррекционными принципами обучения, знание особенностей перестройки взаимоотношений анализаторов, а также знакомство с психолого-педагогическими моделями обучающихся.

В такой образовательной системе использование электронных средств учебного назначения выступает в качестве одного из средств специальных образовательных и реабилитационных технологий, представляющих собой особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитационная и образовательная деятельность проводится с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.

Процесс обучения лиц с ограничениями по здоровью имеет следующие

особенности, которые могут быть частично решены в рамках создания и использования электронных средств учебного назначения:

* возможная нерегулярность посещения учебных занятий, связанная с

ограничением передвижения;

  • сокращение количества часов учебной нагрузки;
  • щадящий режим обучения;
  • ограничение возможности развития творческих способностей;

* ограничение информационных и иллюстративных возможностей

преподавателей в учебном процессе.[1]

Немаловажную роль в освоении незрячими нформационных технологий играет их визуализация. Визуализация в общем смысле — метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д.).

Очень эффективно визуализация используется для представления изначально не зрительной информации (например, темпера- туры, плотности и т.д.).

Считается, что зрение обеспечивает человеку около 90 % информации. Рассматривание изображений позволяет исследовать пространственные структуры, имеющиеся в объекте; распределение оптических плотностей и цветов отражает важнейшие сведения о свойствах реальных и виртуальных объектов окружающего мира. Визуализация имеет огромное значение в процессе освоения незрячими компьютера, ведь именно благодаря возможности человека формировать ту или иную картинку в воображении при изучении той или иной программы, формируется адекватное представление о своих действиях. Визуализация — создание в воображении образов желаемой действительности. Это один из мощнейших инструментов для достижения целей.

Таким образом, многие незрячие данной категории отмечают, что, если преподаватель просит их создать папку на рабочем столе, то перед их руками возникает, своего рода, папка, в которую они вкладывают различные документы, а сами документы воспринимаются ими как листы бумаги, исписанные важной информацией.

В отличие от них, реабилитанты, имеющие порци- альную слепоту, отмечают, что для формирования у них полноценного образа того или иного выполняе- мого действия на компьютере, им необходимо не толь- ко тактильно представлять это действие, но и наглядно видеть его. Так, в процессе общения с такими реабили- тантами, преподаватель может столкнуться с такими высказываниями, как: «Для меня имеет большое значе- ние сам монитор. Когда я работаю, я его не отключаю», «Нет, самих букв я не вижу, к сожалению, но мелька- ние изображений на экране, так называемые, прыгаю- щие буквы в момент печатания на компьютере, позво- ляют мне лучше представить ту или иную ситуацию, выполняемую мной». В такой ситуации даже мини- мальные задания преподавателя имеют зрительную окраску. Так, например, созданные папки имеют свои цвета, которые в реальности могут и не соответствовать существующим цветовым эталонам.

В процессе преподавания незрячим современных информационных технологий каждый преподаватель может столкнуться также с разного рода нюансами, трудностями, которые вытекают из психического скла- да человека (особенности темперамента), наличия тех или иных заболеваний, затрудняющих усвоение пред- лагаемой информации (эпилепсия, инсульт) и так далее. Так, в процессе привлечения группы реабилитантов к предлагаемому для изучения материалу, преподавате- лю необходимо учитывать данные особенности реаби- литантов. Например, одну и ту же информацию можно преподнести реабилитантам при наличии различных способов — «углов» для ее рассмотрения.[3]

2.2 Инновационные технологии для людей с нарушением зрения

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 45 миллионов человек во всём мире — слепые, и ещё 135 миллионов испытывает серьёзные проблемы со зрением. Жизнь в городе для них куда сложнее, чем для окружающих: повсюду преграды и невидимые опасности, шум отражается от стёкол и бетона, из-за чего порой трудно различить его источник. А ещё велика вероятность, что какой-нибудь пройдоха обманет беспомощного человека. Были времена, когда слепые люди могли полагаться только на белую трость и верную собаку-компаньона, а сегодня технический прогресс существенно расширил их возможности. В ближайшее время новейшие hi-tech разработки будут воплощены в жизнь, а некоторые из них существуют уже сегодня. Знакомьтесь, «до чего техника дошла»!

Звуковые очки

Теперь видеть можно с помощью собственных ушей: очки SSD (sensorysubstitutiondevice), разработанные учёными из Израельском университета в Иерусалиме, помогут незрячему человеку различать происходящее вокруг по определённому набору звуков. Встроенная мини-камера подключается к смартфону или компьютеру, а специальная программа преобразует визуальную информацию в звуковые сигналы. Например, идущая вниз линия будет озвучена сигналом с понижающейся частотой, идущая вверх — наоборот. Тотально незрячий человек получает подробную инструкцию по использованию очков в аудио формате либо напечатанную по шрифту Брайля. Дополнительно обучаемый получает набор рельефных графических изображений наиболее часто используемых на первом этапе обучения. По мнению учёных, после некоторой тренировки незрячий человек может научиться «видеть» ушами бытовые предметы, людей и их позы, различать простую компьютерную графику и даже читать. [7;11]

Ещё одна современная разработка появилась и в России.

Сотрудники компании из Санкт-Петербурга, изобрели 3D-очки для незрячих. Примечательно, что одним из соавторов идеи разработки гаджета стал инвалид с детства по зрению Максим Спиридонов.

В комплект оборудования, которое позволяет людям с проблемным зрением обрести самостоятельность, входят: Обычные очки, к которым прикреплена пара миниатюрных камер; Навигационный блок, аккумулятор и маленький компьютер. Благодаря функции распознавания объектов система рассчитывает расстояние от человека до препятствия, стоящего на пути незрячего, и дает голосовые и звуковые подсказки. Также программа способна различать цвета светофора, считывать штриховой код, нанесенный на упаковку товара. Информация, улавливаемая камерами, отправляется на компьютер, который обрабатывает данные, впоследствии передавая их на динамик в голосовой форме.[8:12]

Прибор действительно позволяет незрячему человеку избежать столкновений с препятствиями. К примеру, трость, с которой незрячий передвигается, проходит, скажем, под высоким стоящим около тротуара грузовиком. Человек в подобной ситуации остановится только тогда, когда физически почувствует преграду, что может стать причиной травмы. Электронная же система предупредит о любом стоящем на пути предмете заранее, даст возможность избежать контакта.

Брайлевский дисплей

Ббрайлевский дисплей — это электромеханическое устройство для отображения символов Шрифтом Брайля. Существуют различные способы представления шрифта Брайля, но наиболее распространен способ, при котором вертикальные маленькие штыри (называемые «точками») выдвигаются через отверстия в плоской поверхности.

Восемь или шесть точек составляют одну брайлевскую ячейку. На брайлевском дисплее расположена строка из таких ячеек. Такое устройство точек позволяет ячейкам динамически изменять свое состояние в зависимости от той информации, которую необходимо отобразить шрифтом Брайля.

Большинство брайлевских дисплеев имеют одну строку ячеек, то есть способны отображать текст построчно. При работе с программами экранного доступа, как правило, на дисплее представлен текст, находящийся в фокусе или на активном элементе управления. Например, при редактировании документа в текстовом редакторе брайлевский дисплей отображает строку текста, в которой находится курсор. Если на экране появляется диалоговое окно, то на дисплей будет выведена информация об активном элементе управления, а также, возможно, о соседних элементах управления (в зависимости от настроек программы экранного доступа).Пользователь может переместить курсор на следующую строку текста или перевести фокус на другой элемент управления, используя клавиши на обычной клавиатуре или кнопки на брайлевском дисплее, после чего ячейки брайлевского дисплея обновятся и будут содержать новую информацию, соответствующую изменениям на экране компьютера.

Для работы с брайлевским дисплеем необходима программа экранного доступа, способная взаимодействовать с дисплеями данной модели. Как самостоятельное устройство, без программы экранного доступа, большинство брайлевских дисплеев совершенно бесполезны. Существуют отдельные модели брайлевских дисплеевкоторые способны работать автономно в качестве персональных помощников (то есть в качестве записных книжек или органайзеров), но в этом режиме их функционал серьезно уступает полноценным персональным помощникам.

Именно программа экранного доступа передает необходимую информацию брайлевскому дисплею, чтобы последний мог адекватно представить ее шрифтом Брайля.В программах экранного доступа есть целый набор различных опций, позволяющих настроить взаимодействие с брайлевским дисплеем так, чтобы пользователь мог работать комфортно и не испытывать неудобств от недостатка или избытка информации. Например, пользователь может выбрать обычный шрифт Брайля или скоропись, восьми- или шеститочечный Брайль, регулировать время автоматического обновления информации в ячейках, указать, какие атрибуты текста должны быть представлены на дисплее, и многое другое.

Брайлевский дисплей может выступать не только в качестве устройства отображения информации, но и в качестве устройства ввода. При работе с брайлевским дисплеем пользователь вынужден перемещать руки от дисплея к клавиатуре и обратно. Чтобы уменьшить такую нагрузку, на брайлевском дисплее могут находиться кнопки и клавиши, позволяющие выполнять определенные действия, не обращаясь к обычной клавиатуре. Дисплеи также могут содержать кнопки, управляющие перемещением курсора, например, на строку вверх или вниз, к началу окна или строки и так далее. Среди кнопок на брайлевском дисплее разработчиками предусматриваются и такие, для которых пользователь может сам назначить определенное действие. [9]

Программы экранного доступа способны поддерживать режим «панорамирования» или «прокрутки по горизонтали»: если строка не умещается целиком на дисплее, то предоставляется возможность сместиться влево или вправо относительно отображаемого фрагмента, чтобы прочитать начало или окончание строки. Также может поддерживаться режим автоматической прокрутки, когда фрагменты строки отображаются через определенные промежутки времени. «Идеального» брайлевского дисплея не существует. Каждая модель имеет свои достоинства и недостатки, поэтому пользователь должен решить, какие из возможностей брайлевского дисплея для него играют особенно важную роль,а какие являются второстепенными и от них можно отказаться.

Количество ячеек на брайлевском дисплее, в зависимости от модели, может варьироваться от 18 до 84. Наиболее распространенные варианты — это 40, 70 и 80 ячеек. Однако специфика той работы, которая будет выполняться с использованием брайлевского дисплея, может иметь важное значение при выборе устройства. Для большинства случаев подходит брайлевский дисплей с 40 ячейками, но, например, для редактирования документов в текстовых процессорах предпочтительней будет дисплей со строкой в 70 или 80 ячеек, так как дисплеи с меньшим количеством ячеек могут одномоментно показать только часть строки и чтобы просмотреть другие фрагменты строки, придется совершать дополнительные действия. [10:12]

Перечень инновационных технологий представлен в приложении

Выводы по главе 2

Внедрение любой инновационной технологии должно осуществляться с учётом специфических особенностей целевой группы. В работе с людьми имеющими нарушения зрения обязателен индивидуальный подход.

Необходимо учитывать, что для освоения выше описанных модификаций очков, незрячий от рождения человек затратит большее количество времени, так как у него мене сформировано визуально-образное мышление. А в работе с поздно ослепшими людьми, педагог может опереться на визуальные воспоминания обучаемого.

Есть ряд случаев, когда брайлевский дисплей становится жизненно важным устройством. В первую очередь, это работа на компьютере людей с одновременным нарушением зрения и слуха. Для таких пользователей брайлевский дисплей является единственным способом получить доступ к экранной информации. Необходим брайлевский дисплей и незрячим школьником, у которых формируются навыки письменной речи. Также существуют различные виды деятельности, к примеру, редактирование и обработка текстов, работа в call-центрах или в службах поддержки клиентов, когда брайлевский дисплей позволяет работать более эффективно. Так, люди с нарушениями зрения, работающие в call-центрах, часто вынуждены слушать речь синтезатора одним ухом, а звонящего по телефону клиента — другим, что серьезно затрудняет как общение с клиентом, так и восприятие информации от программы экранного доступа. Брайлевский дисплей в такой ситуации мог бы стать хорошим решением.