Курсовая работа психология общения

Содержание скрыть

Общение это понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее основную потребность человека – быть включенным в социум и культуру. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая и развивая свои индивидуальные особенности. В общении друг с другом на протяжении тысячелетий люди, представляющие разные поколения, обмениваются информацией, накапливают и сохраняют ее. Благодаря общению в настоящее время люди имеют современные научные и житейские знания. Общение возникает с момента рождения и сопутствует человеку всю его жизнь.

Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Общение является одним из важных факторов общего психического развития ребенка. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ родителей, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. Те свойства личности, которые со временем появляются у ребенка, а также новые свойства личности, которые в процессе всей своей жизни приобретает человек, изначально присущи людям, с которыми ребенок или взрослый человек лично общаются.

В настоящее время развитие средств массовой информации сильно сократило общение взрослых и детей друг с другом. Однако даже самые лучшие телевизионные передачи, онлайн-игры, онлайн-общение, печатные издания, телефонные разговоры не могут заменить важность живого общения. Так как во время живого общения можно в реальности завести друзей, испытать новые эмоции и впечатления, поучаствовать в интересных жизненных приключениях, что-то понять и чему-то научиться и даже полностью изменить свою жизнь.

Гипотеза: общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

6 стр., 2768 слов

Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

... среды, методологически изучать достаточно сложно, так как для этого необходимо использование многофакторного анализа. Цель реферата – рассмотреть влияние различных факторов на организм и жизнедеятельность человека. 2. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека Человеку как существу социальному ...

Цель: выявить влияние общения на развитие эмоционально – волевой сферы и на формирование личности ребенка.

Предмет: общение как основной вид деятельности человека

Объект: значение общения в жизни ребенка

Задачи:

  1. изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по вопросам значения общения в жизни человека;

  2. выявить особенности общения у детей разных возрастов;

  3. провести исследование на выявление влияния общения на формирование личности и эмоционально – волевой сферы ребенка.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого – педагогической литературы, формулировка выводов); эмпирические (тестирование).

База исследования:

1 Теоретические аспекты значимости человеческого общения

1.1 Сущность общения: его функции, стороны, виды и формы

Общение – один из основных видов социальных контактов человека. Итог общения представляет собой взаимное влияние людей друг на друга.

Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроением.

В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами [5].

В общении принято выделять: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Содержание представляет собой информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека другому. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

По содержанию общение может быть представлено как [12]:

  1. материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов;

  2. когнитивное – обмен знаниями;

деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками (когнитивное и деятельное общение в совокупности составляют общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности, в котором от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности);

  1. кондиционное – обмен психическими и социальными состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние (например, поднять или испортить настроение, возбудить или успокоить друг друга, то есть оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга);

    11 стр., 5025 слов

    «Педагогическое общение как основа педагогической деятельности»

    ... как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях. авторитарный, демократический и попустительский В рамках общения ... занимают указанные качества в восприятии другого человека как личности и т.д. Стили педагогического общения осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным ...

  2. мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении (например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.д.).

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный социальный контакт. Общение человека выступает средство удовлетворения многих потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на [19]:

  1. биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей;

  2. социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных отношений, личностного роста человека;

  3. деловое – обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность люде и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир;

  4. личное – сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни; определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта;

  5. инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;

  6. целевое – общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может возникнуть без интенсивного и разностороннего общения.

6 стр., 2683 слов

Деловое общение человека как личности

... и состоит из следующей последовательности: мышление - переживание - действие. В процессе общения человек посылает информацию из определенного эго-состояния и адресует её соответствующему эго- ... поведение человека, ни одна сторона личности не предопределена темпераментом, но динамические особенности проявления свойств личности в определенной степени зависят от него. В определенных ситуациях человек ...

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.д. информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах, технические средства записи, передачи и хранения информации.

В соответствии с содержанием общения принято выделять следующие функции общения [13]:

  1. инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

  2. интегративная функция – раскрывает общение как средство объединения людей;

  3. функция самовыражения – определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

  4. трансляционная функция – выступает как функция передачи конкретных способов деятельности и оценок;

  5. экспрессивная функция – функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний;

  6. функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;

  7. функция социализации – формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Различают: прямое, косвенное, непосредственное, опосредствованное, массовое и межличностное.

Под прямым общение понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: голова, руки, туловище, голосовые связки т.д. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

2 стр., 914 слов

Роль речевого общения в развитии речи детей

... правильные поступки ребенка и положительные качества, а не осуждать недостатки ребенка. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничен только семьей. Теперь значимыми для него людьми являются ...

Опосредствованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.д.).

Массовое общение это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное общение тесно связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает психологическую близость двух партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

В социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив (авторитарная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям); манипуляцию (распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений) и диалог (общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установке к установке на собеседника, реального партнера по общению).

Структура общения характеризуется путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон [14]:

  1. коммуникативная сторона общения – состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности;

  2. интерактивная сторона общения – заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность;

  3. перцептивная сторона общения – это процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений и означает процесс воспитания «социальных объектов».

Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявления активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности.

8 стр., 3545 слов

Острые гнойные деструктивные пневмонии у детей

... Г.А. Самсыгиной до 80% пневмоний у детей до трех лет с летальным исходом имеют смешенное вирусно-бактериальное происхождение. У подавляющего большинства детей развитию первичной (т.е. бронхогенной) деструктивной пневмонии предшествуют ОРВИ. Роль респираторной ...

На невербальном уровне, в качестве средства передачи информации и ее восприятия относятся внешний вид и выразительные движения человека. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые считываются в процессе общения. Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации и делают процесс общения более открытым [12].

1.2 Воздействие общения на психологическое развитие человека

С рождения у ребенка никаких способностей нет, имеются лишь задатки к их развитию. Сами по себе задатки не могут превратиться в способности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими людьми, то это в значительной мере задержит его психическое развитие, а в случаях очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. В научной и другой литературе есть много описанных случаев, свидетельствующих о том, что будучи лишенным возможности общения с людьми, человек не развивается психологически вообще, или отстает в своем развитии, или деградирует психологически, то есть фактически возвращается к животноподобному образу жизни. Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми. Ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных процессов.

Ни одна из человеческих способностей не может возникнуть вне общения человека с людьми. Окружающие люди, во – первых, являются единственными носителями способностей, которые осваиваются людьми. Во – вторых, взаимодействие с этими людьми необходимо человеку для того, чтобы он мог усвоить эти способности. В – третьих, общение людей организованное, учебно – развивающее. В – четвертых, процесс развития способностей необходимо контролировать и оценивать, что происходит непосредственно в общении того, у кого эти способности формируются, с теми, кто эти способности формирует [5].

В общении с людьми, у человека вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Характер проявляется в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие на людей. Характер не только проявляется в общении, но и формируется в нем. Так, в раннем детстве, черты характера складываются под влиянием того, как взрослые люди общаются с ребенком. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми.

Воля, чувства, проявляемые в межличностном общении развиваются под воздействием общения с другими людьми. Мотивы и социальные потребности растущая личность также заимствует в общении с окружающим миром. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому можно представить следующим образом. Стремясь стать похожим на значимых для человека людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей, и одобряя их, человек принимает для себя наблюдаемое поведение. В конечном счете мотивы поведения других людей одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения и манерой общения.

Зависимость психологического развития человека зависит от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи, отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков, слабое развитие интеллекта, недоразвитие чувств [7].

5 стр., 2133 слов

Система работы по речевому развитию дошкольников

... надо учить; этим и занимается методика речевого развития. Третья сфера работы школы по развитию речи — доведение речевых умений детей до какого ... для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Речевая деятельность требует не ... И чтение и письмо - речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, ...

Слабое развитие речи в условиях дефицита общения с людьми вызывается тем, что основным источником речевого развития человека являются люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок осваивает речь путем прямого подражания взрослым людям, с которыми он повседневно общается. Начиная примерно с трехлетнего возраста речевое развитие ребенка идет под воздействием многих других людей, с которыми он вступает в общение.

Став взрослым, человек продолжает развиваться в речевом плане через общение с людьми и других источников речевого развития. Например книги становятся доступными для него также через общение. Если с раннего детства ребенок испытывает дефицит общения с людьми, если этот дефицит продолжает существовать в дальнейшем, то у данного человека неизбежны недостатки в речевом развитии и не могут в достаточной степени развиться коммуникативные навыки и умения. В лучшем случае, данный человек будет обладать некоторым сравнительно примитивным набором невербальных средств общения, которые передаются по наследству. При этом у него не будет вербальных средств общения, связанных со знанием и использованием языка.

Слабое развитие интеллекта выступает как результат дефицита общения человека с людьми по следующим причинам:

  1. по причине слабого развития речи;

  2. по причине того, что человек лишается возможности обучаться на примере других людей, с более развитым, чем у него самого, интеллектом.

Недоразвитость чувств выступает как следствие недостатка общения с людьми по следующим причинам. Когда люди находятся вместе и тем более, когда они общаются друг с другом, то переживания одного человека непосредственно передаются другому, который ему сопереживает. Это происходит за счет особого социально – психологического механизма прямого эмоционального воздействия людей друг на друга, которое известно как «заражение». Эмоционального «заражения» не происходит, если люди не общаются. Кроме того, через другой механизм обучения – «подражание», люди общаясь наблюдают друг за другом, учатся переживать, то есть, в соответствии с культурными нормами выражать свои чувства.

При неудовлетворенности потребности человека в общении, человек компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым или воображаемым [8].

1.3Начальные этапы становления личности в процессе общения

Включенность человека в разные системы: биологические, экологические, социальные — определяет чрезвычайную сложность и разнородность детерминант и потенциалов индивидуального развития.

Развитие человека — единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности. Ее суть составляет единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида; общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией всех свойств и их саморегуляцией. Социализация личности, сопровождающаяся все большей индивидуализацией, охватывает весь жизненный путь человека.

16 стр., 7662 слов

Роль общения в развитии личности подростка

... подростков. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, ...

По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности [14].

Ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека, вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом [5]:

  1. возраст от рождения до 3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения – апримитивная мимика и элементарная жестикуляция;

  2. от 3 до 10 месяцев – начальный этап познавательного общения, связанный с началом фрустрирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях;

  3. от 10 месяцев до 1,5 года – возникновение координированного, вербально – невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка, как средства общения;

  4. от 1,5 до 3 лет – появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения;

  5. от 3 до 7 лет – становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно – ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно – ролевые игры.

С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой.

Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. Во многих случаях ребенок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.

Реально в человеческих отношениях принято различать следующие типы поведения в ситуации фрустрации [4]:

  1. активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения – адаптивная (высокая позитивная) форма социального нормативного реагирования. При активно включаемом лояльном типе общения ребенок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений. Если того требует ситуация и ребенок действительно был не прав, он извиняется, бесстрашно, но с уважение смотрит в глаза оппоненту и выражает готовность сотрудничать и продвигаться в развитии отношений. Такое поведение младшего школьника обычно не может быть действительно отработанной и принятой изнутри формой общения. Лишь в отдельных, благоприятных для себя ситуациях общения он достигает этой вершины;

  2. активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения – адаптивная форма социального нормативного реагирования. При активно включаемом неадекватно лояльном типе общения ребенок как бы сдает свои позиции без сопротивления, спешит извиниться или просто подчиняться противной стороне. Готовность без открытого обсуждения ситуации к принятию агрессивного напора другого опасна для развития чувства личности ребенка. Она подминает ребенка под себя и властвует над ним;

  3. активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная форма социального реагирования. При активно включаемом адекватно нелояльном, агрессивном типе общения ребенок совершает эмоциональный речевой или действенный выпад в ответ на агрессию со стороны другого. Он может использовать открытые ругательства. Открытая агрессия в ответ на агрессию ставит ребенка в позицию равенства по отношению к сверстнику, и тут борьба амбиций определит победителя через умение оказывать волевое сопротивление, не прибегая к демонстрации физического преимущества;

  4. активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования. При активно включаемом адекватно нелояльном, игнорирующем типе общения ребенок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии. Открытое игнорирование в ответ на агрессию может поставить ребенка над ситуацией, если ему хватит интуиции и рефлективных способностей не переборщить в выражении игнорирования, не оскорбить чувства фрустрирующего сверстника и в то же время поставить его на место. Такая позиция позволяет сохранить чувство собственного достоинства, чувство личности;

  5. пассивный, невключенный тип поведения – неразвитая адаптивная форма социального реагирования. При пассивном невключенном типе поведения никакого общения не происходит. Ребенок избегает общения, замыкается в себе. Такая позиция размазывает чувство собственного достоинства ребенка, лишает уверенности в себе.

Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.

В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Начальная школа вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность – свое право быть равноправным в общении с другими людьми.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Ребенок стремиться четко обозначить свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех [13].

Средний школьный возраст (подросток 11 – 14 лет) можно разделить на две составляющие: возраст 11 – 12 лет это благоприятный период для развития познавательной активности, любознательности; 12 – 14 – важное время для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я – концепции, образа «Я». Период среднего школьного возраста наиболее значим для полноценного общения. Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. В 12 – 13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, пик которого приходится на 13 – 14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Группа создает особое чувство – чувство «мы». Деление на «мы» и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становиться объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.

Особую роль в общении со сверстниками, прежде всего противоположного пола, играет «телефонное» общение. Общение по телефону часто смягчает многие проблемы, обеспечивает подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он выглядит, куда девать руки – сфера самоконтроля резко сужается – он может сосредоточиться на том, что и как он говорит.

Общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Средний школьный возраст является сензитивным для развития средств общения. Средства общения – это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от общения. Существенным условием успешности работы по развитию средств общения является то, что она не ограничивается только обучением конкретным умениям и навыкам. Она позволяет дать подростку знания, направленные на понимание другого человека, развить эмпатию, то есть эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, способность представить себя на его месте, понимать его чувства, переживания, мысли. Особенности общения подростка со сверстниками, характер оказываемого влияния во многом зависят от представления подростка о себе, от его отношения к себе, поэтому, работая с подростками в группе, важно следить не только за групповым процессом, но и отслеживать самочувствие и переживание каждого [20].

Средний школьный возраст (ранняя юность 15 – 17 лет) – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности и делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки и мнения. Ранняя юность является одним из пиков развития у человека потребности в общении. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В ранней юности особенно возрастает необходимость в новом опыте и признании, защищенности, сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. Общение для старшеклассника является важным «каналом информации», который оказывает значительное влияние на развитие личности, эмоциональной сферы и формирование самоуважения. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе [13].

Природа личностного развития разнородна и противоречива на всем протяжении онтогенеза. Общее развитие является результатом освоенных видов деятельности: труда, познания и общения. Они значительно влияют на формирование потенциальных свойств человека.

Потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Выводы по 1 главе

Человек как личность во всех ее существенных проявлениях формируется и развивается в процессе общения с людьми.

В жизни человека общение включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность.

Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, и напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Общение реализуется двумя уровнями вербальным и невербальным. Основным средством общения является речь.

Общение как осознанная деятельность берет свое начало с рождения и на разных возрастных этапах жизни человека общение приобретает свою особенную значимость.

2 Эмпирическое исследование влияния общения на развитие детей

2.1 Определение уровня коммуникативных способностей детей

Цель исследования:

Характеристика группы испытуемых (20 человек): опытной экспериментальной базой исследования послужила Каргасокская СОШ – интернат №1, Томской области, Каргасокского района.

В экспериментальном исследовании принял участие коллектив 2«Б» класса. В классе, обучается 20 человек.

Возраст испытуемых – 7 – 8 лет, состав группы 45% мальчиков, 55% девочек.

Сведения о группе испытуемых:

Все дети, участвующие в экспериментальном исследовании, вместе с 1 класса. 75% детей до поступления в 1 класс посещали детский сад и были в одной группе, остальные дети проходили подготовку к школе на предшкольных занятиях, которые были организованы при школе в течение года.

Основные этапы эксперимента: экспериментальное исследование проходило в 3 этапа:

  1. Констатирующий. Данный этап проводился в сентябре — октябре 2014 года.

Констатирующий этап направлен на определение уровня коммуникативных навыков детей. Данный этап позволяет оценить уровень способности продуктивному общению, а также эмоционально – волевой уровень развития детей.

  1. Формирующий этап. Данный этап проводился с октября 2014 года по февраль 2015 года.

На данном этапе была описана применяемая школьная программа, направленная на повышение уровня коммуникативных навыков младших школьников.

  1. Контрольно – обобщающий этап. Данный этап проводился в марте — апреле 2015 года.

На данном этапе происходила оценка влияния программы представленной на формирующем этапе эксперимента на формирование уровня коммуникативных умений и эмоционально – волевой уровень развития детей.

Для проведения эксперимента были выбраны:

  1. Методика «Рукавички» Г.А.Цукермана, направленная на изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений детей (Приложение 1).

  2. Методика диагностики уровня принятия других В.Фейя, характеризующая типы реагирования детей во время общения (Приложение 2).

  3. Методика диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А.Лосенкова, направленная на изучение уровня самоконтроля детей во время общения (Приложение 3).

При проведении методики «Рукавички» на констатирующем этапе эксперимента, дети по шаблону вырезали из белой бумаги формата А4 рукавички. Все дети в классе сидят за партами по два человека, поэтому детям было предложено вдвоем придумать узор и изобразить его так, чтобы на обеих рукавичках он был одинаковым. В результате, после сбора разукрашенных рукавичек было выявлено, что рисунки 70% (14 человек) учащихся класса имеют частичные сходства, то есть в основном рисунки совпадают, но имеются заметные различия. При выполнении данной работы эти дети смогли договориться между собой, взаимно контролировали друг друга, иногда с определенным требованием, спором, повышением голоса, но все равно смогли выполнить работу и достичь необходимого результата.

30% детей (6 человек) это пары в которых были либо два мальчика, либо две девочки, работу выполнили несколько хуже, то есть в их рисунках явно преобладали различия. Эти дети долго спорили друг с другом, каждый пытался настоять на своем. Как итог, дети не смогли прийти к одному общему решению и необходимый результат достигнут не был.

Рукавичек с полностью одинаковым рисунком не было.

Таким образом, обобщая полученные данные можно говорить о том, что отношения детей между собой находятся на среднем уровне, равно как и уровень коммуникативных умений. Примеры полученных рисунков представлены на рисунке 2.1

 определение уровня коммуникативных способностей детей 1  определение уровня коммуникативных способностей детей 2

30% детей класса 70% детей класса

Рисунок 2.1 – Примеры рисунков детей на констатирующем этапе эксперимента

При проведении методики диагностики уровня принятия других на констатирующем этапе были получены результаты, которые показывают, что учащимся свойственен преимущественно средний уровень (с тенденцией к высокому) коммуникативной социальной компетентности, доброжелательность и принятие по отношению к другим.

Дети открыты, общительны, преимущественно эмоционально устойчивы, полагаются не только на себя, но и на окружающих, стараются прислушиваться к мнению других, как взрослых, так и детей.

Полученные результаты представлены в приложении 2 и на рисунке 2.2

Рисунок 2.2 – Результаты методики диагностики уровня принятия других на констатирующем этапе эксперимента

Методика диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А.Лосенкова, направленная на изучение уровня самоконтроля детей во время общения проведенная на констатирующем этапе эксперимента показала, что уровень импульсивности детей умеренный, но стремится к высокому. Причем данный показатель свойственен всем учащимся в классе, что говорит о нетерпеливости, низкой саморегуляции, обидчивости, несдержанности. Импульсивность свойственна детям младшего школьного возраста, ввиду недостаточной зрелости нервной системы, но излишняя импульсивность существенно влияет на достижение поставленных целей, как результат на определение жизненных планов, ведь все не могут быть командирами (а высокий показатель импульсивности говорит о наличии именно командирских качеств) или наоборот подчиненными (с низким уровнем импульсивности).

Полученные результаты представлены в приложении 3 и на рисунке 2.3

Рисунок 2.3 – Результаты диагностики уровня коммуникативной импульсивности на констатирующем этапе эксперимента

2.2 Работа школы, направленная на формирование и повышение коммуникативных навыков детей

Вначале для описания работы с детьми на повышение уровня общительности и коммуникабельности, следует дать характеристику, что значит коммуникабельный человек. Коммуникабельный человек – это человек, которому общение доставляет удовольствие. Для общительных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе, они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно общаться, стремятся к инициативности.

Если человек недостаточно коммуникабельный, то он часто ищет возможность уклониться от предстоящей беседы.

Общительный, коммуникабельный человек вступает в разговор не только тогда, когда собеседник ему знаком и приятен или у него хорошее настроение. Одним из наиболее главных навыков коммуникативного общения является получение удовольствия от беседы. Коммуникабельным людям свойственно богатство жестов и интонаций. Коммуникабельный человек непревзойденный рассказчик, имитатор. Такому человеку легко перевоплощаться в разные социальные роли, легко адаптироваться. Отличительным качество коммуникабельного человека является оптимизм.

Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности, главным учителем таких умений, бесспорно является жизнь, однако главным началом приобретения жизненного и профессионального опыта, где человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи является начальная школа.

В школе присутствует урочная (работа с детьми на уроках) и внеурочная (работа с детьми вне уроков, то есть это разнообразные кружки, мероприятия) деятельность.

С 2011 года все школы перешли на обучение по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Одним из важнейших его отличий является система требований, предъявляемых к учащимся начальных классов, так ребенок должен владеть комплексом универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Очень сложно выработать коммуникативные навыки современных школьников, так как современный темп жизни и занятость родителей не позволяют уделять детям необходимого времени, то происходит дефицит реального человеческого общения. Этот дефицит восполняется виртуальным общением посредством компьютера и телевизора. Поэтому коммуникативные навыки и умения должны формироваться именно в школе.

Для развития коммуникативных навыков и умений незаменимой является работа в парах (как правило на уроках) и группах (во внеурочной деятельности).

Более подробно мероприятия, направленные на повышение уровня коммуникативных умений представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Мероприятия направленные на повышение уровня коммуникативных умений

Урок окружающего мира

Детям даются задания на уроке или для выполнения дома разделиться на пары, или группы по 3 – 4 человека и, например, составить рассказ на тему: «Животные и растения Красной книги», сделать презентацию (на компьютере или в виде собственных рисунков) на тему: «Животные и птицы Томской области» и т.п.

Данная форма работы позволяет научиться: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; договариваться и приходить к общему решению.

Урок литературного чтения

Детям дается задание читать с интонацией по ролям и т.п.

Данная форма работы позволяет научиться: формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения; адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера.

Урок технологии, изо

Детям дается совместная групповая работа, например по выполнению аппликаций, созданию рисунков на ватмане и т.п.

Данная форма работы позволяет научиться: четко, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для выполнения действия; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех участников; осуществлять взаимный контроль.

Продолжение таблицы 2.1

Внеурочная деятельность

Различные мероприятия

Организация и проведение «Осеннего бала», подготовка к Новогоднему выступлению, организация праздника для родителей, сценка для родителей на праздник «мама, папа, я – спортивная семья» и .п.

Данная форма работы позволяет научиться: работать в коллективе; учитывать разные мнения и формулировать собственные; адекватно использовать речевые средства для решения различных задач; владеть диалогической формой речи; применять на себя разные социальные роли(в спектаклях и сценках).

Также в процессе учебной деятельности с целью повышения уровня коммуникативных навыков и умений с детьми организуются игры. Примерный перечень игр представлен в таблице 2.2

Таблица 2.2. – Игры, направленные на повышение коммуникативных навыков и умений

Игра «Сломанный телефон»

Игра «Словесный волейбол»

Умение слушать и слышать друг друга

Игра «Семейная фотография»

Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться

Игра «Крокодил»

Игра «Пантомима»

Умение правильно выражать свои мысли

Игра «Слепой и поводырь»

Умение оказывать поддержку друг другу

Описание игр представлено в Приложении 4.

2.3 Оценка эффективности работы на повышение уровня коммуникативных навыков и умений

При проведении методики «Рукавички» повторно. На контрольном этапе эксперимента детям было предложено вырезать из цветной бумаги (цвет по их усмотрению) вырезать рукавички по шаблону и украсить их одинаково аппликацией. 80% детей (16 человек) смогли проявить понимание друг к другу, постарались договориться между собой о типе, характере и цвете аппликации. Дети при выполнении задания бурно обсуждали, что же должно быть изображено на их рукавичках, подбирали совместно цвета, и как итог, рукавички детей хоть и отличались симметричностью, расположением аппликации, но были достаточно похожи.

20% детей (4 человека) все также продолжали спорить и не смогли прийти к общему решению, то есть их рукавички сильно отличались друг от друга, были выполнены не аккуратно, конечный результат достигнут не был. Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть детей класса, старается прислушиваться и слышать мнение другого, высказывать свою точку зрения, предлагать различные варианты решения поставленной задачи, таким образом, умение общаться у детей повышается. Примеры полученных аппликаций представлены на рисунке 2.4

 оценка эффективности работы на повышение уровня коммуникативных навыков и умений 1  оценка эффективности работы на повышение уровня коммуникативных навыков и умений 2

80% детей класса 20% детей класса

Рисунок 2.4 – Примеры аппликаций детей на контрольном этапе эксперимента

Полученные результаты повторного исследования по методике диагностики уровня принятия других все также показывают средний уровень (с тенденцией к высокому) коммуникативной социальной компетентности и принятия других. При этом при расчете среднего балла по классу у учащихся наблюдается повышение данного показателя (с 58,5 на констатирующем этапе до 59,5 на контрольном) что показывает положительное влияние занятий, проводимых с детьми направленных на формирование коммуникативной компетентности и повышение психоэмоциональных состояний детей. Дети более доброжелательны и стараются принимать и понимать друг друга. Полученные результаты представлены в приложении 2 и на рисунке 2.5

Рисунок 2.5 – Динамика уровня принятия других на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Методика диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А.Лосенкова, направленная на изучение уровня самоконтроля детей во время общения проведенная на контрольном этапе эксперимента показала, что уровень импульсивности детей умеренный, при этом наблюдается снижение данного показателя, это говорит о том, что дети стали более сдержанными в высказываниях, в поведении, стараются контролировать себя в общении с детьми и взрослыми, их действия более целенаправленны, однако очень часто не могут проявить достаточной настойчивости для достижения поставленных целей. В целом полученный результат можно охарактеризовать как положительный, у детей начался процесс самовоспитания. Полученные результаты представлены в приложении 3 и на рисунке 2.6

Рисунок 2.6 – Динамика уровня коммуникативной импульсивности на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Выводы по 2 главе

Уровень коммуникативных умений, иными словами уровень умения общаться друг с другом, у детей 2 «Б» класса средний. Дети открыты и общительны, принимают других, стараются слушать и слышать друг друга, но ввиду повышенной импульсивности очень часто не могут сосредоточиться на разговоре, общем деле, на достижении поставленной цели.

Проводимая работа в школе по формированию коммуникативных навыков и умений приносит положительные результаты.

На контрольном этапе эксперимента коммуникативные умения детей находятся на среднем уровне, но стремятся к высокому. Большинство детей научились находить общий язык друг с другом, то есть общаться стало легче. Дети стали менее импульсивны, учатся регулировать свое поведение, сдерживаться, принимать решения не только исходя из собственных побуждений, но и основываясь на мнение окружающих. Все это влечет предпосылки для более эффективного формирования личности ребенка, целеустремленного, владеющего необходимой информацией, стремящегося к достижению поставленных целей.

Заключение

Общение людей друг с другом имеет даже большее значение для психологического развития, чем деятельность. В общении друг с другом решаются задачи, которые не доступны отдельно взятому человеку.

С первых дней жизни младенец начинает общаться со взрослыми людьми, и это общение не прерывается в течение всей жизни. С помощью такого общения ребенок усваивает все, что психологически делает его человеком вообще и современным человеком в частности. Это касается и человеческих особенностей его познавательных процессов, их произвольности и опосредованности; и человеческих особенностей его поведения (мораль, этика, культура поведения); и человеческих особенностей его личности (воля, способности, характер, потребности, чувства); и человеческих взаимоотношений (доброта, порядочность, отзывчивость и пр).

Общение является одновременно и объективным внешним фактором влияния на человека и, в то же время, формой существования его как индивида.

Проведенные практические исследования показали, что уровень умения общаться у детей 2 «Б» класса на начальном этапе эксперимента средний. Дети очень импульсивны, очень часто полагаются на собственное мнение, то есть их воля и эмоции преобладают на волей и эмоциями других, окружающих их людей, что влияет на взаимопонимание, отношение и на достижение конечной цели.

Представленная программа на повышение и формирование коммуникативных навыков и умений, реализуемая в школе, показала эффективность своего воздействия на детей. На контрольном этапе эксперимента коммуникативные умения детей находятся на среднем уровне, но стремятся к высокому. Большинство детей научились находить общий язык друг с другом, то есть общаться стало легче. Дети стали менее импульсивны, учатся регулировать свое поведение, сдерживаться, принимать решения не только исходя из собственных побуждений, но и основываясь на мнение окружающих. Все это влечет предпосылки для более эффективного формирования личности ребенка, целеустремленного, владеющего необходимой информацией, стремящегося к достижению поставленных целей. То есть формирование навыков общения оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу жизни детей, меняются чувства, желания, мнения детей, возрастает познавательная активность, а следовательно происходит формирование совершенно иной (умной, целеустремленной, интересной) личности.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-obscheniya-2/

  1. Бочаров В.В. Антропология возраста./ В.В.Бочаров. – СПб.: Феникс, 2004. – 263 с.

  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.Ф.Голованова. – СПб.: речь,2004. – 272 с.

  3. Глазунов Д.А.Психология. Развивающие знания 2 класс. / Д.А.Глазунов. – М.: 2010. – 185 с.

  4. Дубровина И.В. Практическая психология образования. / И.В.Дубровина. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 319 с.

  5. Ермаков П.Е., Лабунская В.А. Психология личности: учебное пособие./ П.Е.Ермаков, В.А.Лабунская. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с

  6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики ( психолого – педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова).

    / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, м2002. – 243 с.

  7. Крайг Г. Психология развития. / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2007. – 380 с.

  8. Крылов А.А. Психология: учебное пособие для вузов. / А.А.Крылов. – М.: Проспект, 2005. – 515 с.

  9. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах. // Начальная школа. – 2010. – №7. – 23 с.

  10. Митин Л.М. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально – экономических условиях. / Л.М.Митин. – М.: Сфера, 2010. – 160 с.

  11. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. / И.М.Михайлова. – м.: пгпу, 2005. – 188 С.

  12. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А.В.Морозов. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.

  13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. / В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

  14. Немов Р.С. Общая психология: учебник. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 463 с.

  15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для вузов. / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. – СПб.: Феникс, 2008. – 416 с.

  16. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. / И.пчелинцева. – М.: Синтез, 2003. – 132 с.

  17. Рохлина Е.А. Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников. // Молодой ученый. – 2014. — №1. – 639 с.

  18. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010.

  19. Стивен Р.Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. / Кови Стивен Р. – М.: Веста плюс, 2007. – 121 с.

  20. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7 – 11 лет. / Ю.В.Филиппова. – М.: Сфера, 2010. – 142 с.

  21. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба./ О.В.Хухлаева. – М.: Просвещение, 2008. – 142 с.

  22. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие. / Г.А.Цукерман. – М.: Владос, 2001. – 160 с.

Приложение 1, Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман, Цель исследования

Материал : вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания, Ход работы, Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень : в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

  2. Средний уровень : сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

  3. Высокий уровень : рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Приложение 2, Методика диагностики принятия других. В Фей.

Встречаются два типа реагирования во время общения: реактивное и проактивное. Реактивное – отсутствие управления собой, даже если есть умение подавить вспышку эмоций.

Проактивное (проэктивное) — когда между стимулом и реакцией, существует пауза для осмысления и выбора наилучшей реакции. Проактивные люди обладают свободой выбора, как реагировать на то, либо иное событие.

Тест В. Фейя состоит из 18 вопросов, примерное время тестирования 10-15 минут.

Инструкция.

Педагог зачитывает детям утверждения, дети должны ответить на эти утверждения по предложенной шкале, если согласны сними или эти утверждения соответствуют представлению ребенка о себе и других людях:

5 — практически всегда;

4 — часто;

3 — иногда;

2 — случайно;

1 — очень редко.

Опросник

1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а).

3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качеством.

5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.

6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.

7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.

8. Люди думают только о себе.

9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

14. Мне нравится быть с другими людьми*.

15. Большинство людей глупы и непоследовательны.

16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*,

17. Каждый хочет быть приятным для другого*.

18. Чаще всего люди недовольны собой.

Ключ к методике диагностике принятия других В. Фейя (Фея) и обработка результатов.

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. По суждениям отмеченным звездочкой (*) баллы подсчитываются в обратном порядке, т.е. 5 соответствует 1; 4 – 2; 3 – 3; 2 – 2 и 1 – 5.

Интерпретация результатов теста Фейя (Фея).

60 баллов и больше — высокий показатель принятия других;

45-60 баллов — средний показатель принятия других с тенденцией к высокому

30-45 баллов — средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;

30 баллов и меньше — низкий показатель принятия других.

Результаты полученные на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представлены в таблицах 1 и 2

Таблица 1 – Диагностика принятия других на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 2 – Диагностика принятия других на контрольном этапе эксперимента

Приложение 3

Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности В.А.Лосенкова

Тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Детям раздаются листки с распечатанным тестом. Педагог (в целях экономии времени) зачитывает вопросы, детям предлагается обвести кружочком ответы, соответствующие их представлениям.

Тест

1. Если вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца?

1. определенно да;

2. пожалуй, да;

3. пожалуй, нет;

4. нет, не всегда.

2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адрес?

1. определенно да;

2. пожалуй, да;

3. пожалуй, нет;

4. определенно нет.

3. Вы всегда выполняете свои обещания?

1. определенно да;

2. пожалуй, да;

3. пожалуй, нет;

4. определенно нет.

4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?

1. очень часто;

2. довольно часто;

3. довольно редко;

4. почти никогда.

5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой?

1. да, всегда владею;

2. пожалуй, всегда;

3. пожалуй, нет;

4. нет, не владею.

6. У вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение?

1. такое случается очень часто;

2. бывает время от времени;

3. такое случается редко;

4. такого вовсе не бывает.

7. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки?

1. определенно да;

2. пожалуй, да;

3. пожалуй, нет;

4. определенно нет.

8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?

1. да, определенно мог бы;

2. пожалуй, мог бы;

3. скорее всего, не мог бы;

4. нет, определенно не мог бы.

9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

1. да, всегда;

2. часто;

3. редко;

4. нет, почти никогда.

10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает вас, например, втобусе или трамвае?

1. так я реагирую почти всегда;

2. так я реагирую довольно часто;

3. я редко так реагирую;

4. я никогда так не реагирую.

11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?

1. да, часто;

2. иногда;

3. редко;

4. почти никогда.

12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?

1. определенно да;

2. пожалуй, да;

3. пожалуй, нет;

4. определенно нет.

13. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства незаслуженно вас упрекает?

1. определенно да;

2. пожалуй, да;

3. пожалуй, нет;

4. определенно нет.

14. Вам кажется, что вы еще не нашли себя?

1. согласен, именно так оно и есть;

2. скорее всего это так;

3. с этим я вряд ли соглашусь;

4. я с этим определено не согласен.

15. Может ли под влиянием каких-либо обстоятельств ваше мнение о самом себе не раз измениться?

1. наверняка так;

2. весьма вероятно;

3. маловероятно;

4. почти невероятно.

16. Обычно вас трудно вывести из себя?

1. определенно да;

2. пожалуй, да;

3. пожалуй, нет

4. определенно нет

17. У вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы?

1. такие желания возникают у меня часто;

2. такие желания возникают время от времени;